в чем заключается проблема истины

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Истинаэто адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

Альтернативные подходы к пониманию истины:

Объективные идеалисты считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.

Субъективные идеалисты полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

Свойства истины:

Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.

Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.

В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.

Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:

1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;

2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

Под относительной истинной понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия.

Релятивизм утверждает, что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину.

Догматизм, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

В-четвертых, нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.

В-пятых, у истины есть свои критерии.

Сенсуалисты считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.

Одна часть неопозитивистов развивает теорию верификации, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.

Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан.

Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

Практика — это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

Практика является хоть и решающим, но не единственным критерием истинности познания. К ним относятся также математический и логический способы получения знания, особенно в сферах, недоступных практической проверке.

Читайте также

VIII. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

VIII. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ Утверждая живую полноту субъекта и его среды, мы естественно встречаемся с рядом вопросов, составляющих теорию познания. Частью мы уже пытались дать на некоторые из них свои ответы в специальных главах и попутно в различных местах этого труда. С нашей

1. Введение: Проблема истины в патристическую эпоху

1. Введение: Проблема истины в патристическую эпоху Христология является единственным отправным пунктом для христианского понимания истины. Заявление Христа, что Он есть Истина (Ин.14,6) составляет фундамента христианского богословия. В этом пункте и Восток и Запад всегда

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека — это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

1. Проблема истины как предмет субъективной диалектики

1. Проблема истины как предмет субъективной диалектики Истина есть процесс отражения в сознании человека материального мира и закономерностей его развития, и в то же время она выступает как конкретно-исторический результат познания, развивающегося на основе

§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики чистого разума»

§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики чистого разума» Как следует из введения в «Бытие и время», интерпретация кантовской философии должна была составить один из разделов II части этой работы, которая

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской Каждый христианин знает, что философские истины, размышления и теории ни в коей мере не могут заменить истины христианской, ибо истины, которые открывает нам философия, относительны, а истина,

1. Проблема истины как предмет субъективной диалектики

1. Проблема истины как предмет субъективной диалектики Истина есть процесс отражения в сознании человека материального мира и закономерностей его развития, и в то же время она выступает как конкретно-исторический результат познания, развивающегося на основе

1. Главная проблема ― удовлетворительное определение истины.

Проблема научной «истины»

Проблема научной «истины» Сегодня стало модным говорить – к этому особенно склонны представители различных ветвей академической психологии, – что теория Фрейда «ненаучна». Такое утверждение, конечно, полностью зависит от того, что? каждый ученый называет научным

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины) Следующим вечером Враджанатх вновь пришел к святому Шри Рагхунатхе и сел под дерево бакула лицом к дому Шривасы. У пожилого бабаджи в сердце уже родилась отцовская любовь к

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

Проблема научной «истины»

Проблема научной «истины» Сегодня стало модным говорить – к этому особенно склонны представители различных ветвей академической психологии, – что теория Фрейда «ненаучна». Такое утверждение, конечно, полностью зависит от того, что каждый ученый называет научным

Источник

Проблема истины в философии

Сущность познания заключается в том, что оно является отображением внешнего мира, а знания, как результаты этого отражения, выступают в качестве идеальных образов соответствующих объектов. Вот почему основным вопросом теории познания является вопрос о том, как относятся наши знания к объективному миру. В этом вопросе – суть проблемы истины. Формулировка и осмысление этой проблемы мы находим уже в античной философии, а результатом этого осмысления стала разработка основных положений классической концепции истины. Аристотель, анализируя знания с точки зрения их достоверности, приходит к выводу, что, во-первых, знания являются истинными только тогда, когда они соответствуют предметам и их признакам, существующим вне и независимо от сознания, а во-вторых, характеристика истинности относится не к предметам, а именно к знаниям об этих предметах. Это значит, что под истиной Аристотель понимал такие знания, которые содержательно соответствуют состоянию вещей. Эта идея и легла в основу классической концепции истины как соответствия знаний познаваемой действительности. Уже в ХХ ст. она получила название корреспондентской концепции истины (Дж.Мур). Эта концепция основывается на следующих положениях: признание объекта, независимого от субъекта и состояний его сознания; признание возможности выявить однозначное соответствие между знанием и действительностью; наличие надежного критерия, с помощью которого можно установить это соответствие либо отсутствие его.

Однако в процессе развития философии и науки были обнаружены неточности и противоречия этой концепции. Утверждаю истину как соответствие знания действительности, эта концепция не отвечала на вопрос о том, в чем заключается это соответствие и какой действительности знания соответствуют. Преодоление этих недостатков классической концепции истины осуществлялось в двух направлениях: совершенствования этой концепции посредством решения ее проблем; разработки альтернативных концепций истины.

Реализацией первого направления стала диалектико-материалистическая концепция истины, сущность которой заключается в следующих постулатах: истина всегда носит объективный характер, процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине, истина всегда конкретна, единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика. Другой способ совершенствования классической концепции истины был разработан А.Тарским и получил название семантической концепции. Эта концепция предлагает, во-первых, строго разграничивать объектный яхык и метаязык, а истинность объектных высказываний определять посредством сравнения их с высказываниями метаязыка, по отношению к которым только и может применяться понятие истины.

Представители второго направления вместе с критикой классической версии истины предлагают альтернативные варианты решения проблемы:

1. прагматическая концепция (греч. Pragma – дело, действие) предлагает считать истинными Тольки такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П.Бриджмен);

2. конвенционалистская концепция (лат. Conventio – соглашение) рассматривает истинность как соглашение между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);

3. когерентная концепция (лат. Coherentia – связь) предлагает интерпретацию истины как логической непротиворечивости знаний (Р.Карнап, О.Нейрат).

В современной философии проблема истины решается на пути отрицания гносеологического субъекта и обращения к “субъекту заинтересованному”. Это значит, что решение проблемы истины здесь выводится в более широкую, нежели только гносеологическая, и более значимую для человека сферу ценностей, целей и смыслов.

Множественные попытки определения сущности истины в истории философии привели к поиску критерия, прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об истинности знания. Одни видели такой критерий в общезначимости, считая истинным то, что соответствует мнению большинства. Другие полагали, что достоверность всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости. Третьи настаивали на том, чтобы за истинное принимать знание, несущее человеку некую пользу. В конечном итоге, возникла задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединить в себе всеобщность с непосредственной действительностью. Таким феноменом оказалась практика.

Помимо практики в познании существуют и другие критерии истины. Среди них выделяется логический критерий. Его сущность — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности опираться на практику. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.

Большое место в познании (особенно в общественных науках) занимает и аксиологический критерий, т.е. обращение к общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным и эстетическим принципам. Но, тем не менее, вне практики мышление оказывается лишенным ценностного измерения, а значит, и философского смысла. Именно поэтому она лежит в основе логического и аксиологического, и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке — все они в конечном итоге (через ряд посредствующих звеньев) оказываются связанными с практикой.

Практика – общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Видами практики считаются материальное производство, социально-политическая деятельность, научный эксперимент. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Во-первых, она выдвигает цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных задач.

Во-вторых, практика помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.

В-третьих, практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

В-четвертых, практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.

Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 1555 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Проблема истины в философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Истина – философская категория, которая используется для оценки результатов процесса познания.

Многообразие подходов к пониманию истины

Проблема истины возникла в философии одновременно с первыми онтологическими и гносеологическими концепциями. Если в рамках мифо-религиозного мировоззрения вопрос истинности представлений как таковой не ставился, в силу их высокого авторитета и традиционности, то в рамках философских теорий, когда образ мира конструировался на основании абстрактных размышлений философов о его сущности, которые у различных мыслителей закономерным образом не сходились, возник вопрос о степени истинности этих представлений, их права на отражение реальности.

Одним из первых наиболее полно и обстоятельно вопросы истины рассмотрел Аристотель, дав ее классическое определение: истина – это соответствие теории реальности. Аристотелевское понимание истины оставалось доминирующим на протяжении многих веков, оно используется и в настоящее время, однако признать его конечным и исчерпывающим не представляется возможным. Во-первых, определение вызывает соответствующий вопрос о том, что есть реальность. И если научно-материалистическое понимание мира определяет реальность как многообразие форм бытия движущейся материи, что предполагает существование объективных способов ее изучения, то объективно и субъективно идеалистические концепции, дополняют материальное бытие идеальными структурами, подтвердить или опровергнуть существование которых не представляется возможным, либо и вовсе отрицают объективную реальность в пользу субъективных представлений, уникальных для каждого индивида.

Не меньше вопросов вызывает понятие соответствия, которое должно быть установлено между теорией и реальностью. Какими методами должно устанавливаться соответствие, каковы его критерии, и что оно предполагает само по себе, ведь представление о яблоке, не есть само яблоко, а значит между знанием и реальностью есть различие, и должна быть определена его допустимая мера.

Несовершенство классического подхода, а также сложность его применения в областях гуманитарного (юриспруденции, социологии, экономике и т.д.) и абстрактного (математика, логика) знания привели к формированию различных подходов к пониманию истины. Основными из них являются:

Прагматический подход рассматривает истину с позиции критериев пользы и блага. Если знание приносит пользу, дает положительный результат – это знание истинное. Если же оно не работает, т.е. не приносит ожидаемых плодов, то такое знание бесполезно, а значит и бессмысленно.

Конвенциальный подход понимает истину как соглашение, учитывающее мнение и традиции в понимании определенного объекта как можно более широкого числа сторон. Данный подход наиболее часто используется в абстрактных дисциплинах (для определения не существующих в реальности понятий, таких как «ноль», «материальная точка» и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Когерентный подход рассматривает истину как отсутствие противоречивости внутри теории, системы знания. Однако данный критерий достаточно узко применим, так как ложная система представлений вполне может быть непротиворечивой и убедительной.

Позитивистский подход в качестве критерия истины выделяет опыт. Знание, подтверждаемое опытным путем является истинным, знание которое невозможно свести к опыту или проверить в эксперименте не может считаться таковым. В рамках марксизма в качестве критерия истины признается общественно-историческая практика. Знания и теории, имеющие истинность находят свою реализацию в процессе развития общества, ложные же отсеиваются.

Виды истины

Можно выделить четыре вида истины, которые находятся между собой в диалектической взаимосвязи:

Под объективной истиной понимается такое знание, содержание которого не зависит от самого субъекта. Т.е. объективная истина – это знание об объектах реальности, которое соответствует этим объектом и получено от самих объектов. Конкретная истина является частью объективной и ее высшим проявлением. Конкретная истина предполагает подлинное и всестороннее знание об отдельном ограниченном объекте или участке реальности, учитывающем все многообразие его сторон, свойств и связей с другими объектами.

Относительная и абсолютная истина связаны между собой. Относительная истина является неполным, ограниченным знанием о каком-либо явлении реальности, в то время как абсолютная представляет собой полное и окончательное знание. Все знания мира представляют собой относительные истины, поскольку по мере развития научного прогресса, они опровергаются или уточняются и дополняются. Однако по мере совершенствования относительной истины наука движется к абсолютной истине, в тоже время отодвигая ее потенциальный предел.

Догматизм и релятивизм

Еще одна грань восприятия истины заключается в диалектическом противостоянии догматического и релятивистского подходов к ее пониманию.

Догматизм предполагает существование абсолютной истины, как реально существующей аксиомы, на которую можно опираться при построении онтологическое картины мира. Догматизм успешно реализуется в самых различных сферах человеческой культуры. Самые яркие примеры догматизма характерны для религии – любое религиозное утверждение представляет собой безусловную догму, истинность которой не может быть оспорена или опровергнута, равно как и подтверждена. Однако научное мировоззрение также не чуждо догматизму. Так представление Демокрита об атомах, как о мельчайших и неделимых частицах материи, было непреложной догмой на протяжении более чем двух тысяч лет. И ее опровержение в начале двадцатого века вызвало настоящий мировоззренчески-филосфский кризис в научных кругах, поскольку истина на которой строилась вся наука была опровергнута.

Релятивизм исходит из представления, что абсолютная истина невозможна и недостижима, в то время как любая истина относительна. Любое знание имеет границы своей применимости, любое этическое или правовое положение характерно лишь для определенной культуры, общества, любое мировоззрение – это всего лишь частное мнение. Однако релятивизм сам основывается на догматическом положении об относительности любой истины, которое не может подвергнуть сомнению – в противном случае релятивизм превратится в абсурд.

Источник

Проблема истины в философии и науке

Проблема определения истины в философии

Благодаря формулированию законов физики стало возможным конструирование самолетов, которые могут длительное время находиться в небе и переносить нас при этом на очень дальние расстояния.

Из этого следует, что у нашего сознания есть способность к постижению законов, расположенных в материальном мире. Благодаря расшифровке генетического кода стало возможным создание новых существ. Все происходило в полном соответствии с планом ученых, следовательно, наше мышление взаимодействует с проявлениями истины.

Истина – верное, достоверно точное отображение свойств, явлений и предметов окружающей реальности, которую познает человек. В истине содержится соотношение человеческого знания подлинной реальности, совместно с совпадением человеческих мыслей и объектов. Истина является целью процессов познания, которую осуществляет человек.

В основе термина «истина» находится старославянское «исть», что значит настоящее, несомненное и действительное. Истина представляет собой то, что объективно существует, и что находится в открытом доступе и не представляет тайну для людей. Поиски истины – это обостренная и глубокая человеческая потребность.

Поиски истины являются глубинной потребностью каждого человека. Достижение истины является конечной целью всего научного знания, и философии вместе с ней. Процессы восприятия и наблюдения, экспериментов и научных исследований, мышления и логических заключений, медитации (глубинного душевного сосредоточения) и интуиции – все процессы должны приводить к достижению познания.

Однако что можно сказать о надежности в сфере познания? Является ли доказуемым все, либо, во всяком случае, часть от нашего познания?

Познание является процессом. Данный процесс не имеет завершения, так как человечеством открываются все более точные мировые закономерности. В качестве критериев познания выступают процессы реальной жизнедеятельности людей. В традиционной теории познания заложена прочная база, последние основы, совместно с абсолютным оправданием, что способствовало поискам данногй базы.

Вместе с тем, результаты многолетних усилий оказались напрасными. Поиски абсолютных, общезначимых и окончательных истинных учений завершились ничем. Но это не значит, что познание является бессмысленным. Заблуждения и критическая переоценка собственных знаний способствует процессам полноценного восприятия мира.

Проблемы поиска истины

Согласно взглядам К. Поппера, несмотря на то, что в науке все действия направлены на обнаружение истины, человек понимает, что никогда нельзя быть уверенным в ее обнаружении. При этом, в обществе активно разрабатывались средства преодоления данной неопределенности. Люди смогли реализовывать выбор и быть уверенными в выборе лучшей теории из нескольких.

Соответственно, человечество прогрессирует, и именно знание способствует выработке окончательной и достоверной формулировки человеческих суждений. К. Поппером были сформулированы важные выводы: поиски истины привели к тому, что люди научились заменять научные достоверности научными фактами. Данные представления о научном методе подкрепляются наблюдаемыми изменениями, происходящих в самой науке.

Необходимо выделить, что развитие науки происходит не в процессе постепенных пополнений информационной базы, как предполагалось Аристотелем. Прогресс науки достигается вследствие смелых идей, совместно с выдвижением новых, зачастую неожиданных гипотез, которые в некоторых случаях приводят к опровержению старых.

Иными словами, наука не обладает «знаниями» в том контексте, как их понимали Платон и Аристотель. То, что люди привыкли называть понятием «научное знание», зачастую не является знанием в том смысле, который вкладывают в это Платон и Аристотель, а, скорее выступает в качестве информации, которая относится к разным соперничающим гипотезам и способам, благодаря которым возможно выдвижение различных позиций.

В данном смысле, говоря на языке Платона и Аристотеля, человечество сталкивается не просто со знаниями, но с мнениями. Данное разграничение впервые упомянул Перменид и оно стало весьма популярным среди философов. При этом, в контексте современных взглядов, это разграничение может являться весьма проблемным.

В настоящее время принято выделять разные показатели истины, в качестве важнейшего из которых выступает практическая деятельность. Действительно, если бы знания человека об окружающем мире не являлись верными, мы бы не смогли управлять самолетами в небе, невозможными были бы формы реализации планов политического общественного развития, исследователи были бы не способны к выстраиванию программ по продвижению и развитию научного знания.

В качестве других критериев следует выделить рациональные формы интуиции, вместе с соответствием логическим законам, либо чувствам. В качестве одного из основных методологических принципов второго позитивизма выступает принцип экономии мышления.

В нем, целью науки является получение максимально возможно запаса знаний при использовании минимального количества средств познания. Как правило, в качестве критерия истины выступает практическая деятельность.

Верификация – это термин, употребляемый в логике и методологии науки, необходимых для реализации процесса установления истинности научных постулатов (гипотез, теорий и прочего) средствами их применения на практике.

Когеренция (внутренняя связь) – это представления о том, что основу истинности составляет согласованность предложений с помощью конкретной системы.

Все новые предложения являются истинными, если они могут быть внедрены в практическое использование без нарушения ее внутренних паттернов непротиворечивости. Оставаться истинным – значит являться частью непротиворечивой системы.

Фальсификация – это способ доказательства истинности и достоверности в сформулированных теоретических утверждениях (теориях и гипотезах) с помощью опровержения их результатов благодаря сопоставлению с эмпирическими данными, которые получены в процессе накопления опыта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *