в чем заключается проблема этики в науке
Этические проблемы современной науки
Проблемы этики в современной науке
Этика как отрасль знания является философской наукой, объект изучения которой – это мораль.
Обычно ее делят на две большие части: учение о моральной деятельности и учение об этических нормах. Если данное разделение применять к науке, то необходимо рассмотреть основные виды научной деятельности и нормы, которые возникают при этом. Для рационализации изложения необходимо ввести два понятия – научное деяние и объект научного деяния.
В нашем случае, под научным деянием понимают любой акт деятельности, который направлен на получение, сообщение или освоение научного знания. Объектом научного деяния называют ученого или человека, который занимается научными деяниями, а также любой предмет, при участии которого осуществляются эти деяния (исследуемый материал, средства связи, книги и т.д.).
Объекты и деяния делятся на этически оцениваемые и этически нейтральные. К первым относятся сам процесс исследования (особенно, если он небезопасный для людей или для него нужны большие финансовые вложения), дискуссия касательно той или иной проблемы и публикация результатов. К этически нейтральным деяниям относятся те виды деятельности, в которых почти не задействованы межличностные отношения – подбор методов исследования, приборов, анализ литературы и т.д.
Объекты научного деяния делятся таким образом:
В научном процессе этически оцениваемые объекты совершают этически оцениваемые деяния, которые, в свою очередь, порождают этически оцениваемые отношения, в которых объекты становятся субъектами.
На рисунке 1 отображена схема всех возможных отношений.
Всего существует три класса этически оцениваемых отношений, каждый из которых создает один из разделов проблематики научной этики – в схеме они обозначены маленькими буквами на стрелках. Остановимся подробнее на классах данных отношений.
Основная проблема межличностных отношений в научном коллективе (I) – это этика дискуссий. Дискуссии могут быть даже заочными, однако при этом этические требования остаются прежними – потому что дискуссия ведется с личностью. Взаимоотношения внутри научного сообщества (II) регулирует этика публикаций. Взаимоотношения между ученым миром и всем остальным человечеством (III) активизируют проблему применения результатов научной деятельности, которая становится предметом исследования социальной (внешней) этики науки.
Основные этические научные нормы
Далее изучим основные этические нормы науки.
Первое, что необходимо рассмотреть – это этика научной дискуссии. В ней немного главных требований и, тем не менее, выполнение их обязательно.
Требования этики публикаций:
Дискуссия об этических поведенческих нормах в научном сообществе всегда приводит к вопросу об основных ценностях, которыми руководствуется ученый, если он хочет работать не только результативно, но и обладать достаточно высоким авторитетом среди коллег. Учение об этих ценностях было представлено в трудах американского социолога Роберта Мертона (1910-2003). В своей работе «Нормативная структура науки», которая была опубликована в 1942 году, Мертон назвал четыре нормативных регулятива научной деятельности:
Проблема применения результатов научной деятельности
Если мы говорим об этически оцениваемых отношениях, то важно детально рассмотреть проблему применения результатов научной деятельности. Данная проблема – это предмет исследований социальной («внешней») научной этики. Социальная научная этика изучает влияние научных открытий, которые уже используются практически, на жизнь социума и процессы, которые происходят в окружающей среде.
Первая мировая война была лишь началом сложных отношений общества и науки. Далее человеческому обществу пришлось столкнуться с огромным количеством проблем, вызванных путем сознательного введения достижений науки в практику и случайным выходом из повиновения разных систем высоких технологий (примеры являются общеизвестными). Эти обстоятельства обусловили появление социальной этики внутри этики науки.
Социальная этика науки является достаточно своеобразной областью знания. Несмотря на то, что она работает с точными, математически выраженными данными, она практически не дает никаких однозначных рекомендаций. Социальная этика науки только указывает на существующую проблему и показывает, какие варианты ее решения возможны. Проблемой же, по сути, является один вопрос: что должно определять научный прогресс – объективная логика развития науки или же социальная ответственность ученого? Из этого вопроса, соответственно, вытекают два других, которые его развивают и комментируют:
На указанные выше вопросы пока что нет единственно верных ответов, несмотря на наличие большого количества вариантов. Вероятно, это дело будущего. Пока мы живем в настоящем и наша задача относиться к нему с большой степенью уважения и понимать, что разрушать намного легче, чем справляться с последствиями разрушений.
В качестве заключения разговора о научной этике необходимо отметить, что несмотря на то, что соблюдение норм этики в научных исследованиях не гарантирует быстрых результатов мирового значения, однако при несоблюдении данных норм исследователь практически лишен шанса добиться серьезного успеха.
Этические проблемы современной науки
Этика в современной науке и ее проблемы
Она делится на два раздела: учение о морали и учение о нормах этики. Если такую классификацию применить к науке, то стоит рассмотреть главные виды научного познания и нормы, что при этом возникают. Для рационального понимания вопроса стоит рассмотреть такие понятия как научное деяние и объект научного деяния.
Научные объекты и научные деяния делятся на этически оцениваемые и этически нейтральные. К этически оцениваемым относятся само исследование, которое может быть небезопасным для его участников и требовать серьезных финансовых затрат, обсуждение исследований и их результатов, а также их обнародование. Этически нейтральными являются такие деяния, в которых практически не наблюдается взаимодействия участников. Таковыми являются анализ материалов, выбор методики исследования, оборудования и прочее.
Объекты научного деяния делят на такие группы:
В процессе научного исследования этически оцениваемые объекты проводят этически оцениваемые деяния, порождающие этически оцениваемые взаимоотношения, в результате чего объекты превращаются в субъекты.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Различают три вида этически оцениваемых взаимоотношений, каждый из них рассматривается отдельным разделом в научной этике. Разберем подробнее каждый из них:
Основные научные нормы этики
Разберем основные научные нормы этики. Одной из самых важных норм есть этика научной дискуссии. Эта норма подразумевает ряд обязательных требований, а именно:
Еще одной научной нормой этики является этика публикации. Она включает следующие требования:
Рассуждая о поведенческих нормах этики, ученые приходят к вопросам о главных ценностях, которыми должен руководствоваться ученый в своей научной деятельности, чтобы добиться результатов и авторитета среди коллег. Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) в своих работах представил учение о данных ценностях. Он предложил такие нормативные регуляторы научной деятельности:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Проблема использования научных результатов
Что касается этически оцениваемых взаимоотношений, то данная проблема является особо актуальной и составляет предмет исследования социальной научной этики. Социальной научной этикой изучаются проблемы влияния практически используемых научных достижений на жизнедеятельность общества и окружающей среды.
Первая мировая война была лишь первым признаком осложнения взаимоотношений между наукой и общественностью. Впоследствии человеческое общество неоднократно претерпевало проблемы, вызванные сознательным использованием научных открытий на практике или случайным выходом из-под контроля тех или иных процессов. Именно это все способствовало появлению социальной этики.
И в заключение стоит заметить, что соблюдение этических норм не гарантирует ученым быстрых результатов, но их несоблюдение точно лишает шанса добиться хоть какого-нибудь успеха в научной деятельности.
Этические проблемы науки
Дата публикации: 23.01.2017 2017-01-23
Статья просмотрена: 11245 раз
Библиографическое описание:
Кузняков, Е. В. Этические проблемы науки / Е. В. Кузняков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 716-717. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38542/ (дата обращения: 02.12.2021).
Термин «этика» с греческого переводится как характер, нрав, обычай. Этика как философская наука изучает нравственность. [5, с. 700]
Этика учёного является узким понятие, относительно этики науки, т. к. она охватывает peгулятивистские аспекты морали в науке, то, на что ссылаются ученые.
Основные направления этики науки:
– внешняя этика науки — это изучение этических проблем, зарождаемых взаимодействием общества и науки;
– внутренняя этика науки — особый раздел этики науки представляет проблемы, относящиеся к взаимодействиям в пределах научного сообщества.
В прошлом веке можно было считать, что этические проблемы науки затрагивают лишь отдельные отрасли, возникают только в индивидуальном порядке. Но в современном мире данная концепция безнадёжно устарела. В 21 веке каждый может убедиться в том, что благодаря научно-техническому прогрессу появляются все новые проблемы, связанные с этикой. Поэтому дискуссии о них ведутся постоянно.
Однако методология каждой отрасли имеет свои особенности. В одних областях науки эти проблемы значимей, чем в других, повседневной жизни человека. Но как и каждая, по изучению, отдельная наука, является самостоятельной областью знания, безусловно, есть смысл анализировать этические проблемы, которые затрагивают всю науку в целом.
Развитие технической культуры стало критичным на границах роста цивилизации во второй половине 20 века из-за кризисов и проблем во всём мире. Среди тех проблем, вызванных техногенной цивилизацией, можно выделить три главные, поставившие под угрозу безопасность человечества:
–Проблема кризиса экологии.
Постоянно возрастающее число автомобилей, вырубка лесов, загрязнение водоёмов наносят отпечаток на биосферу и в современное время масштабы таковы, что биосфера начинает разрушаться как целостная экосистема. Возможная экологическая катастрофа требует от человечества принципиально новых идей для сохранения природы и здоровья людей. Необходимо отходить от потребительства и возвращаться к более скромному образу жизни даже в тех странах, где живут богато.
–Проблема сохранения личности человека.
Данную проблему обозначают как проблему выхода из современного антропологического кризиса. Совершенствуя мир, человек все чаще уже не контролирует силы и это не свойственного его природе. Последнее десятилетие отмечено чрезвычайно быстрым развитием нейробиологии, кроящее под собой антигуманное использование не в целях изменения психических расстройств, а в качестве средства контроля за человеком. Бурное развитие химии и медицины не до конца догадываются о последствиях и побочных эффектах. Научные исследования, на сегодняшний день, во всех, без исключения, крупных масштабах следуют в исследование наиболее различных методов влияния на человека и способностей самого человека. В особенности, свойственным формулированием и того и другого считаются множественные исследования, в которых индивид фигурирует в качестве подопытного. Любое, такого рода, исследование вызвано увеличением знания о свойствах этого, либо другого вещества, устройства, способа влияния на человека. Потребность его выполнения при этом бывает обусловлена потребностями формирования какого-либо конкретного раздела биологии или медицины или другой области знания. В случае если попробовать представить себе интегральную совокупность таких экспериментов, то окажется, что она дает нам некоторое познание о человеке. Можно констатировать: чем преимущественно наука претендует на то, что она служит заинтересованностям и благу человека, тем наиболее существенную значимость в ней обязаны играть исследования с участием человека. Однако содействие в подобных опытах постоянно связано с огромным, либо наименьшим риском для испытуемых. Подобным способом, настает ситуация инцидента заинтересованностей — с одной стороны, экспериментатор, устремляющийся к получению новейшего познания; с другой стороны, испытуемый. Для которого на первом месте — терапевтический результат, к примеру, лечение недуга, ради чего, непосредственно, он и дает согласие быть подопытным.
Таковы сложные и острые проблемы, стоящие перед этикой науки как формирующейся исследовательской областью. Мы видели, что они тесно связаны как с развитием самой науки, так и с ее взаимодействием с обществом. Та или иная трактовка науки в значительной степени определяет и характер постановки этических вопросов науки, и способы их изучения. Стержневой для этики науки, на наш взгляд, является проблема социальной ответственности ученого, оснований и механизмов этой ответственности. Мы пытались показать, что она ни в коей мере не навязывается науке извне, и имеет свои основанная в природе научной деятельности. Сама по себе социальная ответственность ученых— условие хотя и необходимое, но отнюдь не достаточное для того, чтобы полностью исключить возможности злоупотребления достижениями науки. Эта проблема может быть решена лишь всем ходом прогрессивного социального развития. Было бы в высшей степени неразумно преувеличивать возможности науки и ученых в гуманизации прогресса науки и техники. [4] Но еще более неразумным и, по сути дела, безответственным будет и игнорирование активной социально—этической гуманистической позиции научной общественности. Впереди — новые проблемы и новые дискуссии в этой новой, развивающейся сфере исследований, какой, несомненно, является этика науки. В ее орбиту во все большей степени будут втягиваться не только те конкретные науки, о которых шла речь выше, но и социально-психологические, общественные и поведенческие науки, педагогика и науки о культуре и человеке как личности, путях ее формирования и развития. Ведь этика науки как относительно самостоятельная социально-философская дисциплина может иметь перспективу только на основе исследования конкретных ситуаций, которые возникают во всем комплексе наук, рассмотрения их в тесной связи с развитием человеческой культуры в целом. А это значит, что будет не только возрастать комплекс новых проблем, по и увеличиваться трудности их научного разрешения. Наверное, это хорошая перспектива для философов: есть над чем напряженно работать и горячо, заинтересованно спорить.
1. Поносов, Ф. Н. Современные философские проблемы техники и технических наук. — Ижевск.: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. — 262 с.
2. Лем, С. Этика технологии и технология этики. Модель культуры. — Пермь, 1993.
3. Этика и ответственность науки // Человек. — 2000. — № 5.
4. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. — М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 2001. — 720 с.
Этические проблемы науки
Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований.
Принято выделять внутренние и внешние этические проблемы науки и внутренняя этика науки.
Внутренняя этика науки, здесь выделяются ряд критериев поведения исследователя, деятельности (солидарность, коллективизм, бескорыстность по отношению к идеалу истины, организованность, скептицизм (критичность), универсализм). Эти критерии определяют существование науки. На основании общих критериев формируются правила, санкции, запреты, предпочтения часть из них контролируются в реально существующих институтов науки.
Особое место занимают проблемы этики ученого. Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом.
Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота.
Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.
Ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью.
Внешняя этика науки— проблемы взаимодействия науки и общества.
Формирование внешней этики науки связано с осознанием, что современная цивилизация находится в точки бифуркации от направления дальнейшего развития науки зависит существование человечества.
Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его.
Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над человеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем.
Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема возможности экспериментов по клонированию человека.
Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр.
Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники.
Этика Земли или экологическая этика предполагает ограничение свободы человеческого действия в борьбе за существование. Убеждение индивидуальной ответственности за здоровье Земли. Сострадание к человеческому миру и помощь к животному.
Новые этические проблемы науки в конце XX – начале XXI столетия
Этические проблемы науки занимают особое место в настоящее время, поскольку они затрагивают интересы всего человечества в целом. Ведь еще в начале XX века роль науки в обществе оценивалась только позитивно, однако со временем однозначно положительная оценка науки стала ставиться под сомнение: человечество ощутило на себе негативные последствия научных открытий и пришло к выводу, что упадок нравственности может привести в будущем к непоправимым последствиям. Поэтому сегодня проблема этоса науки активно обсуждается в трудах ученых: В.М. Розин, Б.Г. Юдин, В.А. Беляев и многие другие авторы затрагивают в своих статьях эту тему, анализируют ее и пытаются найти ответы на интересующие весь мир вопросы.
В настоящее время выделяют этические проблемы ученого мира и проблемы специальных наук, среди которых наиболее обсуждаемыми являются проблемы экологического кризиса, генной инженерии и клонирования.
Важно отметить, что впервые Р. Мертоном введены четыре основные этические нормы: всеобщность, универсализм, бескорыстие и организованный скептицизм. Именно они обозначены Мертоном, как ценностные ориентиры научного работника. Однако эти нормы существенно отличаются от реального поведения ученых. М.Н. Кичерова отмечает:
В последнее время эта тема приобретает все большую актуальность: вводится ряд мер по предотвращению плагиата, собираются круглые столы, дискуссии, на которых ученые дают свою точку зрения касаемо этих вопросов.
В настоящее время не утихают споры по поводу проблем в области генной инженерии. Б.Г. Юдин в статье «Об этосе технонауки» пишет:
«Мы можем констатировать: чем больше наука претендует на то, что она служит интересам и благу человека, тем более значительную роль в ней должны играть исследования, в которых человек участвует в качестве испытуемого. Но участие в таких исследованиях по самой своей сути сопряжено с большим или меньшим риском испытуемых».
Эксперименты с генетическим кодом человека, а также ряд других вопросов составляют круг проблем в этой области.
Острой проблемой современности является технология клонирования. Клонирование – это процесс создания вещества, которое генетически тождественно родительскому. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения сельского хозяйства, то клонирование целесообразно, но если рассматривать клонирование человека? Легализация клонирования человека также может привести к ряду последствий, которые угрожают кризису духовного и нравственного порядка.
Это только часть проблем, но в будущем могут появиться и другие. Поэтому контроль над научной деятельностью чрезвычайно важен для человечества. И это понимает не только общественность, но и научное сообщество. И.А. Бандурина замечает: «В эпоху глобализации именно этические ориентиры ученого должны стать той неизменной величиной, которая будет сопровождать его на протяжении всей его профессиональной деятельности».
Современная наука не может существовать без нравственной составляющей, и ключевой задачей является этический контроль научной деятельности.