в чем заключается принцип содружества в лагере
Методические рекомендации к программе летнего лагеря «Содружество звездных планет»
Методическая библиотека активного педагога
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Камбарский
Дом детства и юношества
Организация летнего лагеря
Работа в дополнительном образовании – это не просто увлечение! Это наш СТИЛЬ жизнь, которому подчинено все наше существование.
Наша профессия – это МОДНО! Мы выбираем эту стихию, потому что это сплошное удовольствие.
Это покорение детских сердец и получение ПОЗИТИВА!
Знаменитый французский ученый Кристоф Андре сказал: «Счастье – это возможность что-то изменять и работать над собой! Кто этого не умеет, тот не найдет себя и будет несчастен…». И это так! Как прекрасно идти вперед, развиваться, познавать то, с чем ещё не встречался…
Погружаясь в детский мир – отдыхаешь душой, которая вдохновляется на новые открытия, решительные шаги и активные действия.
потрясающий драйв и положительные эмоции!
А сколько возможностей и граней нашей деятельности? Свобода детской мысли, её непосредственность, простота и искренность, игривость и любознательность. Вариантов взаимодействия множество!
Бесценный ДАР педагога – умение быть другом ребенку. А если ты друг – тебе доверяют. Детское доверие большого стоит! Моралес Бальтасар писал:
«Добро создает личность, и чем его больше, тем значительнее личность». Мы стараемся к каждому делу подходить именно с добром. Дети чувствуют и тянутся, радуя нас своим творчеством.
Тайны и загадки наших педагогических мыслей бесконечны. Думая об одном – мы думаем об очень многом! Мы каждый день разгадываем их, познавая реальность уже придуманных заповедей.
Вместе с детьми мы создаем новые, собственные, эффективные и актуальные в современном педагогическом мире.
Все наши действия, большие и маленькие обязательно приведут к СЧАСТЬЮ!
Счастью и осознанию того, что наша профессия – КЛАД. Клад, который мы отыскали и превратили в сокровищницу идей и знаний, которые каждый день можем дарить детям.
Детям, которые в ответ дарят море улыбок и искорок в глазах!
А лучи этого солнца – это наши слова, действия, советы и мысли.
И наше яркое солнце светит и заливает своим светом ВСЁ вокруг,
даря тепло и радость!
Представляем вашему вниманию
оздоровительного лагеря дневного пребывания
«Содружество детских планет»
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Камбарского Дома детства и юношества
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ожидание каникул – это мечта…
Поэтому месяц счастливой и интересной жизни должны продлиться как можно дольше. Как это обеспечить? Организовать такой досуг, который бы запомнился надолго.
Организационная модель воспитательной системы во время каникул – это система свободных, организованных пространств, в центре которой находится ребёнок. Она ориентирует каждого педагога на максимально внимательное отношение к каждому ребёнку, предоставляет ему возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в самостоятельно выбранном направлении.
В этой системе основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребёнка, самостоятельное планирование им своего времени, осуществление выбора занятия в соответствии со своими интересами. Летом детям особенно хочется жить ярко, занимательно, творчески. Оздоровительный лагерь дневного пребывания может полностью дать им эту возможность.
Именно поэтому педагогический коллектив МБОУ ДОД Камбарского Дома детства и юношества в рамках летних каникул организует и проводит оздоровительный лагерь дневного пребывания, который поможет сделать отдых ребят насыщенным, интересным, полных впечатлений, дать детям возможность раскрыть свои таланты, способности.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы лагеря
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Цель: Обеспечение качественного отдых а, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие личности ребенка, реализация творческого потенциала и воспитание активной гражданской позиции.
О здоровление и занятость детей в каникулярное время;
Создание благоприятного эмоционального климата и психологического комфорта во время пребывания детей в лагере;
В овлечение учащихся в социально-практическую деятельность, направленную на приобретение социального опыта взаимодействия с окружающим социумом ;
Раскрытие творческих способностей и возможность самореализации каждого ребенка;
Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру;
Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.
— массовость и добровольность участия в делах лагеря;
— развитие творчества и самодеятельности;
— социально значимая направленность деятельности;
— единство оздоровительной и воспитательной работы;
— взаимосвязь с семьёй и социальной средой;
— учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
— отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности.
Моделирование деятельности ДОЛ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Понятие «летний отдых в лагере» включает в себя систему множества компонентов, таких, как питание, бытовые условия, содержательная программа и т.д. «Индивидуальность» каждого лагеря в большей степени зависит от содержания его работы. Получивший широкое распространение программно-целевой метод управления распространен и среди оздоровительных учреждений. Программно-целевой метод определяется как увязывание цели плана с ресурсами при помощи программ, каждая из которых рассматривается как комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей деятельности, упорядоченный в виде «дерева целей». Под программой смены можно понимать целостную систему содержания работы ее технологическую цепочку от постановки целей и задач до составления планов, реализации их в течение сезона и подведение итогов программы.
Программа всегда строится и рассчитывается на будущее, на то чего нет
При проектировании и программировании деятельности оздоровительных лагерей необходимо учесть такие условия как:
Программа оздоровительного лагеря с одной стороны, пишется «для себя», в том смысле, что каждый из включенных в ее разработку и реализацию специалистов определяет свое функциональное место, с другой стороны, она пишется взрослыми, а планируемое на будущее действие непременно будет затрагивать интересы детей, не участвовавших в создании программного документа. Возникает задача согласования действий субъектов. Она имеет особое значение в контексте взаимоотношений детей и взрослых, педагогов и их воспитанников.
Технологически процесс создания программ деятельности детского оздоровительного учреждения состоит из двух этапов: моделирование и конструирования.
Первый этап – моделирование.
По базисной организации детских оздоровительных лагерей модели можно разделить как: тематические (профильные), общие и комбинированные. Каждая программа подразумевает под собой особую систему различных видов деятельности и модель формирования постоянных групп (отрядов) и временных формирований.
Тематическая программа (профильная, специализированная) – такие смены проводятся для участников, объединенных общими интересами, видами деятельности, членов детских организаций. Содержание программы рассчитано на запросы конкретных участников. Это могут быть военно-патриотические, школьного актива, туристические, экологические, творческие и т.п. лагеря и смены. В содержании работы такой смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Общая программа – эта программа не требует специализированного подбора детей. Учитывая это, программа смены должна отвечать самым различным запросам участников. При разработке общей программы для лагеря в первую очередь ставятся задачи по развитию коммуникативной сферы в детском коллективе, развитие у участников конкретных навыков и умений, мотиваций к занятиям спортом, творчеством и т.д. Акцент в реализации программы делается на работу в группах (отрядах), кружках, секциях, а также индивидуальной работе. Такая программа достаточно мобильна и оставляет возможность для индивидуального подхода к интересам каждого участника смены.
По форме организации досуга в лагере модели подразделяются на три группы: для стационарного, туристического или комбинированного отдыха.
По задачам лагерей модели классифицируются на предназначенные для отдыха, корректировки здоровья, семейного отдыха, развития специальных способностей ребенка.
Кроме данной типологии рассматривают программы также по времени реализации: краткосрочные и долгосрочные
Краткосрочные программы могут быть выполнены в течение одной смены или одного сезона, долгосрочные программы реализуются до 3-х лет, а возможно более.
Также разделяют авторские и адаптированные программы.
Авторские программы – содержат инновации, разрабатываются одним человеком или авторским коллективом, который затем и реализует ее в лагере.
Адаптированные программы – встречаются чаще всего, они бывают доработаны с учетом специфики оздоровительного лагеря.
В модели определяются также необходимые и достаточные условия ее реализации. После определения модели по базису, форме, задачам и разработки ее содержания начинается второй этап конструирование
Этот процесс подразумевает упорядоченность модели в логический ряд с общим замыслом оздоровительного лагеря, социально-правовым обоснованием, основными ориентирами социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности, необходимыми и достаточными условиями, педагогическими и экономическими ресурсами.
В основе конструирования программ лежит также задача решения проблем воспитания и состояния здоровья современных детей: несформированность гражданских патриотических позиций, умаление чувства национального достоинства, ориентация подростков на высокооплачиваемые сферы трудовой деятельности в ущерб другим; недостаточно высокий престиж педагогической профессии; рост криминогенности в среде подростков; низкий уровень активности; неразвитость лидерских качеств; повышение тревожности, неуверенность и неопределенность своего будущего; ухудшение здоровья, увеличение детей страдающих школьными неврозами, школьной дезадаптацией и т.д.
Решение любой проблемы – это комплекс согласованных во времени и пространстве идей и действий, обеспечивающих переход от существующей системы к желаемой.
Примерная структура программы.
При создании программы организаторы должны уделить особое внимание управлению программой. Продумать, как в процесс управления и координации будут вовлечены дети. Формы соуправления и координации могут быть самые разнообразные. Организаторы должны понимать, что это продиктовано содержанием программы, и ориентироваться на уже отработанные формы совсем необязательно. Следует изначально определить круг полномочий избранников. Это позволит избежать дезориентации участников программы и поставит реальные рамки ответственности перед избранным органом.
В процессе моделирования и конструирования программ необходимо учитывать определенные принципы:
Критерии, которым должна отвечать программа:
Организаторы смены должны гибко подходить к моделированию, учитывая особенности участников программы, местные условия, материальную базу и т.д. Грамотный подход к составлению модели смены, ее структуры позволит найти наиболее рациональное соотношение различных групп и объединений. Чем больше вариантов реализации своих возможностей и потребностей будет предложено участникам, тем больше вероятность, что программа будет реализована в полном объеме и ожидаемые результаты будут достигнуты.
Успешность реализации программы напрямую зависит от целевой, концептуальной, содержательной проработанности; учета интересов и потребностей детей, их возрастных возможностей, уровня развития; имеющихся в наличии ресурсов; подготовленности и настроя кадров на работу в режиме сотворчества.
Командная работа в вожатской «связке»
Если вы думаете, что знаете уже всё, что можно знать, чтобы начать работать в лагере, то это неправда.
Ты устал, ложишься поспать на тихом часу. А потом напарник обижается на тебя, что ты такой вот эгоист и о нем не думаешь.
Ты рисуешь график ночных дежурств на отряде и вдруг тебя осеняет прекрасная мысль: надо бы его украсить. А тут как раз вот есть пара смешных и милых наклеек. И без всякой задней мысли ты приклеиваешь крокодильчика прямо напротив фамилии своей напарницы. А она потом дуется на твою черствость.
Ты придумал отличное мероприятие, выбил клуб, рассказал о нем детям, всю ночь делал реквизит и рисовал грамоты. А твоя напарница сказала на планерке, что ваш отряд совсем не против пойти на озеро. Прощай ночь работы, вы идете вялиться под солнцем и обидно уже тебе.
Подобные ситуации возникают постоянно. И что, спрашивается с ними делать? Как-то же надо жить дружно и правильно? И дети все видят, и у тебя в душе уже гармонии нет.
Команда – автономная группа, способная оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ней задачи.
Основными признаками команды являются:
К сожалению, все вышеперечисленные признаки команды не всегда проявляются в вожатской «связке», что часто ведёт к неэффективной работе напарников.
В случае несработанности с напарниками в вожатской «связке» полностью отсутствует общение и приходится работать по принципу «каждый сам по себе». Это отражается на общение и деятельность детей в отряде. В детском отряде в таком случае отсутствует сплоченность и наблюдается повышенный конфликтный фон. Причиной возникающей ситуации является недостаток опыта налаживания межличностного взаимодействия между напарниками. Как правило, момент знакомства напарников также упущен. А ведь знакомство напарников друг с другом, как правило, является таким же важным периодом, как организационный период смены во временном детском коллективе.
Работать в такой смене будет очень сложно, ибо отсутствует должная мотивация к профессиональной деятельности, а самое главное – пропадает интерес к работе с детьми. Именно тогда я задумалась над причинами возникновения несработанности напарников, а главное – над тем, как создать эффективную команду в вожатской «связке».
Проблема несработанности напарников всегда является очень актуальной и возникает достаточно часто. Этот факт всегда ведёт к негативным последствиям, а именно:
Кроме того, из-за несогласованности напарников между собой в работе с детьми страдает качество деятельности и её конечный результат, возникает негативное эмоциональное состояние, пропадает внутренняя мотивация у вожатых к работе, что является очень важным условием эффективности работы педагога.
Эффект команды достигается за счёт:
Кроме всего этого, можно выделить основные принципы, которые составляют основу командообразования:
Для эффективной работы в команде, для профилактики конфликтов, проблем лидерства и влияния, страхов и опасений тем людям, которые работают не в первый раз, следует стать напарниками-наставниками.
Можно выделить несколько составляющих, которые ведут к успешному командообразованию в вожатской «связке»:
Использование и соблюдение принципов формирования «эффекта команды», а также поэтапное, постепенное формирование атмосферы сотрудничества в вожатской «связке» ведет к хорошему, но и по уровню сплоченности, организованности временного детского коллектива.
Несколько советов по взаимоотношению между вожатыми в отряде
Вот и все секреты вожатских взаимоотношений.
Как сработаться с напарником в лагере
Первое и важное это узнать друг друга. Предполагаем, что вы встретитесь до заезда детей. Так что есть время познакомиться. Рассказать следует о том кто вы, что вы… что любите, а что нет, давно ли работаете, то какой обычно тактики придерживаетесь, вообщем все (Кстати, не стоит все время болтать самому. Не забудь обо всем расспросить и напарника).
И так вы узнали друг друга, теперь договоритесь, что будете запрещать. Главное придерживаться единой линии. А то дети станут манипулировать вами. А вы будете ругаться.
Важно, ЛЮБИТЬ напарника! Холить! И Лелеять! Вы единый организм на 21 день. Заботьтесь друг о друге: давайте выспаться, защищайте, получайте для него все (не съедайте это!). Хорошо напарнику, а значит хорошо тебе.
Обязательно помни: от отношения напарников будет зависеть настроение детей. Кстати, стоит называть друг друга ласково.. Тогда дети так к вам и будут обращаться, да и друг друга порой ласково называть.
Реклама – двигатель прогресса! Делайте друг другу рекламу. От этого ваш авторитет будет повышаться в глазах детей.
Не забывайте делиться с напарником всем от конфеты до важных новостей. Обязательно рассказывайте все, что происходит с детьми: наблюдения, изменения. Никогда не делай тайну из того, что говорят на планерке! Все надо рассказывать сразу, от этого зависит качество вашей работы.
Есть список запрещенных тем при детях:
• выяснение отношений между вожатыми; • обсуждение детей; • обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний; • решение вопросов личного характера.
Все это обязательно делается за закрытыми дверьми. Дети все слышат и рассказывают друг другу.
Просто уважайте друг друга!
И на последок одна штучка. 🙂
«Инструкция по эксплуатации Напарницы»
Дорогой друг если ты это читаешь, то ты вожатый. Человек, работающий с детьми, а значит счастливый человек! С чем я тебя и поздравляю.
Более того ты работаешь в паре со своей напарницей. Что бы ваш союз был прочным, перспективным и веселым хочу дать несколько советов по эксплуатации твоей напарницы:
Он и Она, или взаимоотношения между напарниками…
Первое правило: ваши взаимоотношения ни коим образом не должны хоть как-то влиять на качество вашей работы вожатыми. Помните: вы оба делайте одно дело и приехали сюда не для выяснения отношений («кто круче? кого дети любят больше? кому они больше доверяют?»), а для СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ на благо детей.
Второе правило: вы – с самого начала смены вместе, потому что дети, а, следовательно, радости и горести у вас УЖЕ общие, поэтому максимально помогайте друг другу! Заботьтесь друг о друге, интересуйтесь самочувствием, здоровьем друг друга, расспрашивайте о трудностях, о том, что радует или огорчает.
Вожатым – юношам: в лагере довольно высокая физическая нагрузка – относитесь к своим напарницам с пониманием. Девушки могут чаще уставать, поэтому проведение спортивных мероприятий, требующих большой активности, возьмите на себя.
Вожатым – девушкам: в лагере довольно высокая физическая нагрузка: куча спортивных мероприятий, и прочей беготни – а тут еще твой напарник постоянно вызывается в них участвовать, и соответственно уставать еще больше… поэтому отнеситесь к своим напарникам с пониманием…
Еще раз! Друзья, будьте людьми: заботьтесь друг о друге!
Что делать, если возникла конфликтная ситуация между напарниками? РЕШАТЬ ее. Есть один простой и хороший рецепт – чаще разговаривайте со своим напарником(цей), не бойтесь этого делать даже тогда, когда очень тяжело – лучше сказать, «выкричаться» друг на друга, чем ваше непонимание будет как-то отражаться на детях.
Отношения нужны каждому из партнеров. Необходимо лишь соблюдать правила 3-х «У»: уважать, уступать, удерживать.
Не стоит ждать того момента, когда отношения покроются ржавчиной. Придумывайте, фантазируйте, живите в совместной иллюзии, будьте по-детски просты. ТВОЙ напарник всегда поймет, примет и поддержит, а тот, кому ты безразличен – и без того найдет причину, чтобы отвернуться. Главное в отношениях – быть заодно. Это очень сложная конструкция, но если она такова – ничто не сможет её нарушить. Важно быть на одной волне: одинаково видеть неизбежное, трактовать услышанное, понимать случившееся, реагировать на происходящее. Всё несбывшееся, потерянное, разрушенное становится таковым лишь потому, что двое наполняют свою действительность эгоизмом и разными смыслами. Они неведомы и крайне индивидуальны – так можно самому, но не вместе. Вот почему столь важно дышать одним воздухом, иметь общие цели и схожесть направлений, говорить на одном языке, понимать недосказанное и улавливать между строк. Это признаки родства и единства, когда вожатые-напарники – продолжение друг друга.
Ну, пожалуй, это основное. Остальное узнаешь при работе. Если напарница (напарник) очень любит детей так, что если у вас это чувство обоюдное, то все получится. Счастья! Удачи! Главное правильно выстроить взаимоотношения! Надеюсь, у тебя все получится! Что же делать, когда вас уже поставили вместе на отряд.
Первый этап основного периода или развитие отряда
Этот этап в детском лагере занимает протяженность после оргпериода и до середины смены ( «Экватор»).
На данном этапе задача вожатого детского лагеря по максимуму использовать свой творческий потенциал. Отряд в детском лагере в своем развитии может достигнуть разного уровня. Что понимается по уровнем отряда:
Такого уровня могут достичь далеко не все отряды, но вожатый детского лагеря должен приложить к этому максимум усилий. Чем более опытный вожатый, тем более высокого может достигнуть уровня его отряд в детском лагере. Но все равно существует ряд рекомендаций, которые можно дать по данному периоду в детском лагере:
Ну и, конечно, самое главное будьте открыты к потребностям детей в вашем отряде и удовлетворяйте и по мере своих возможностей, и тогда Ваш отряд достигнет самого высокого уровня.
Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:
Период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.
Для вожатого важно :
Выделим ряд периодов в этом этапе
ПЕРИД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период, после того как сформирована Организационная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал себе поручение, ответственность и заботы. Утверждены в отряде законы жизни и отношений.
Доминирующая потребность: реализовать себя в официальной структуре, влияющей на развитие сотрудничества детей в отряде. Структура «малых групп» влияет на дифференциацию интересов в отряде.
Содержание деятельности: конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры «поискового характера», то есть нахождение тех сфер деятельности, которые бы максимально воздействовали на гармонизацию внутриотрядной жизни. Деятельность для ребят должна быть интересной, отвечать их возрасту и способностям. Организацию деятельности осуществляют ребята-организаторы. Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности. Итоги подводить так, чтобы не было проигравших. Главный победитель – это отряд.
Особое внимание уделять обсуждению структуры деятельности, ее планированию и подведению итогов. При этом необходимо уточнять поручения, отмечать ребят, которые были сегодня самыми заботливыми, самыми активными. Подводя итог этих дней необходимо определить перспективу «завтрашнего дня» и закончить этот этап традицией, рожденной уже творчеством данного отряда. Показатели успешной деятельности: Выделился и утвердился костяк ребят-организаторов, определились общие цели и интересы.
Маленькие педагогические советы:
На данном этапе развития коллектива, организация деятельности должна идти через ребят-организаторов.
Особое внимание необходимо уделять всей структуре деятельности, а особенно обсуждению плана и подведению итогов, где нужно обязательно в первом случае: уточнить поручение, а во втором – отметить ребят, которые были самыми заботливыми, самыми активными. В завершение дня необходимо отметить те дела, которые ждут ребят на следующий день, причем, описать их в положительном ключе.
Вечерний сбор и обсуждение прошедшего дня очень важен для ребят. Каждый хочет высказаться, поделиться эмоциями о прожитом дне. А для вожатого – это возможность узнать, то, о чем думают ребята. На следующее утро или в течение следующего дня для вожатого уже не будет столь ценно обсуждать прошедший день, так как у детей уже новое настроение, и перед отрядом стоят новые цели.
ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ В ОТРЯДЕ
Уже в оргпериоде, на этапе адаптации, по мере формирования межличностных отношений, определения лидеров и аутсайдеров, рождаются внутренние скрытые конфликты. Дело в том, что одни ребята, познакомившись со сверстниками, найдя определенное место в заданном сообществе, удовлетворены, а другие – нет. Чаще всего – это конфликт перспектив связанный со своей ролью в межличностном общении. В этом периоде доминирующей потребности нет.
Содержание межличностных отношений: неофициальное обсуждение существующих порядков (сплетни). Организационная структура существует нормально, в структуре «малых групп» идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с перспективами деятельности. Есть ребята, выпадающие из социальных связей отряда.
Задачи: анализ состояния, причин сложившихся проблем и прогноз развития отношений. Необходимо способствовать сплоченности отряда, для этого: 1. вывести частные мнения и оценки внутренней атмосферы на арену широкого демократического обсуждения; 2. добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; 3. определить ближайшую коллективную деятельность, актуальную для всех и каждого; 4. способствовать успеху и укреплению этой коллективной деятельности.
Деятельность: В этот период вожатому необходимо постоянно разговаривать с ребятами. Кроме коллективного обсуждения деятельности и жизни отряда необходимо найти время для общения с каждым ребенком. Можно провести тестирование, куда включить таких три вопроса:
Данная анкета будет лучшим помощником в анализе положения дел в отряде. Лучшее мероприятие в этот период – это отрядный костер и игры вокруг него. Можно вовлечь всех детей: мальчики собирают дрова, девочки готовят еду, музыкант отряда настраивает гитару, а вожатые во всем помогают.
Маленькие педагогические советы: Скрытые конфликты необходимо вывести из сферы межличностных отношений на арену всеобщего обсуждения и принятия коллективного решения по поводу их исчерпания.
Противоречия в отряде преодолеваются, если поставлена увлекательная для всех групп перспектива, если обогащается содержание той деятельности, в которую вовлекаются все группы, через корректировку ценностей, ориентированных на уважительное отношение к каждому в отряде. Группы начинают осознавать себя как часть целого коллектива – отряда.
В своей деятельности вожатому не следует переводить конфликт в плоскость: «Вы поступили плохо и поэтому я обиделся». Это только усугубит положение. Дети так же подхватят Ваше настроение, и ответом на то, что у них плохо идут дела в отряде будет: «У нас все плохо, потому что у нас плохой вожатый». Нельзя так делать. Вы вожатый. Вы должны набраться терпения и найти причину конфликта. Если это конкретный ребенок и его поведение, то необходимо с этим ребенком поговорить. Но, ни в коем случае нельзя обижаться на всех детей сразу! Каждый виноватый ребенок должен понимать причину своей вины, должен осознать негативную сторону своего поступка, и понять, что в отряде «плохое» осуждается, а «хорошее» приветствуется и поддерживается.
Нельзя искусственно создавать конфликт. С одной стороны это может показаться очень эффективный метод решения проблемы. Но подумайте, стоит ли его делать. Период конфликтов может проходить в явной форме, а может пройти достаточно мягко, и благоприятно для вашего отряда. И не стоит удивляться, если у кого-то в отряде есть проблемы, а у кого то все благоприятно.
Во время периода «скрытых внутренних конфликтов», вожатый должен занимать позицию мудреца, который решит все проблемы, но что бы такую позицию занять, ему необходимо доверие ребят, их поддержка. Кроме того, многие ребята, которые работают в лагерях боятся слова «конфликт». А ведь конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни, и не стоит их бояться. Их нужно использовать в педагогических целях, что бы научить детей жить в обществе. Любой конфликт требует изменений правил, норм и положений детей в отряде, а возможно и требует применения новых приемов педагогики. Конфликт изменяет и измеряет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств.
Условиями для выхода из кризиса являются: Умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами проведения групповой дискуссии. В период конфликтов вожатому необходимо найти время и способы для проведения решающего разговора и увидеть как ребята ведут себя по отношению к сложившейся конфликтной ситуации. При проведении таких разговоров, вожатому нужно быть максимально демократичным и справедливым. Распространенная ошибка – это «следование за лидером отряда». Такое может случиться, на пример, если лидер в отряде мальчик, к которому проявляет симпатию вожатая девочка, либо ребенок лидер в детском коллективе, но «отрицательный» или «негативный» лидер в становлении коллектива. Это может быть постоянный нарушитель дисциплины, или самый медленный, но притягивающий к себе ребят каким-то из своих умений. В разговорах подобного рода, когда решается назревший в отряде конфликт, необходимо отстраниться от придирок к быту и мелочам, а сосредоточиться на вещах глобальных! Вожатый однозначно должен быть противником эгоизма, хамства, равнодушия, замкнутости и одиночества. Он должен подавлять эти чувства в своем отряде.
Подводя итоги, скажем, что в решении конфликтов необходима положительная перспектива. Что это такое? Это коллективная деятельность, которая должна быть направлена на радостное переживание. Вспомните себя. В данном случае я говорю об ожидании праздника и подготовке к нему. Примерно такие чувства должны возникать у ребят после разговора. Праздником, вот чем должен стать для ребят день, после разговора о конфликтах. Праздником ведущим к пониманию и удовлетворению. Но, что бы такой праздник состоялся – необходимо будет задействовать всех.
Итоги и показатели успешной деятельности:
ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Период внутренних скрытых конфликтов начинается еще в оргпериоде и свое разрешение должен получить в ходе делового сотрудничества. Деловое сотрудничество является основой организационно-коллективной деятельности после конфликтного периода. Все члены отряда сознательно проявляют свою волю, добиваясь успеха в первой осознанной коллективной деятельности.
Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Состояние: морально-волевое напряжение. Начинает активно действовать организационная структура. Структура «малых групп» открывается для «постороннего общения».
Задача: укреплять в отряде позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.
Деятельность: коллективная, творческая, направленная на внутреннее единство отряда. Можно провести походы, завтраки у моря, творческий вечер, и т.д.
Итоги и показатели успешной деятельности в периоде:
ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА.
Успешная деятельность по объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению. Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе.
Деятельность: творческая, коллективная, разнообразная, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через достижения. Способность педагога к выдумке и творчеству благоприятствует такой деятельности. Педагог – творческая личность, режиссер, дирижер, сказочник, актер… Творческая деятельность должна соответствовать возрасту детей, вливаться в общий настрой широкого коллектива всего лагеря. Тактично подводятся итоги творческой работы. Они стимулируют, побуждают к дальнейшему творчеству, где нет лучших и худших.
Маленькие педагогические советы: Деятельность отряда, в этот период, переходит от хаотичной и неорганизованной, к собранной, спланированной и желанной. С детьми уже можно проводить интеллектуальные беседы, игры. В этот период хорошо проводить клубы по интересам или вечерние встречи-дискуссии. Каждый вожатый в лагере должен раскрыть свои умения уже не только перед детьми своего отряда, но и перед всем лагерем. Дети должны восхищаться Вами, как неповторимой личностью.
В период творческого союза, очень важно, что бы все ребята были довольны, и что бы вожатый смотрел в первую очередь на свой отряд, и жил им. Так, например, в нашем лагере «Лесном», в этот период очень быстро набирали свое командное развитие морские отряды. Их сплачивали постоянные тренировки, и цель – победить на соревнованиях в конце смены.
ПЕРИОД МЕЖКОЛЛЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
Этот период служит мостиком для перехода на новый этап понимания детьми окружающего мира и себя в нем. Идет информационный поиск места отряда во всей дружине лагеря.
Доминирующая потребность: интерес к более широкому полю общения.
Состояние: радостно-напряженное в связи с информационным поиском.
Содержание деятельности: в этот период удаются клубы по интересам, которые может вести каждый педагог в соответствии со своим хобби. Условие проведения любых мероприятий в данный период – обеспечить ребят наибольшим выбором занятий по интересам. Каждый вожатый – знаток, специалист высокого класса по одному из видов деятельности. В этот период дети должны гордиться своим вожатым как личностью. Необходимо культивировать у ребят понимание общего дела для всего лагеря, понимание отличительных особенностей своего коллектива.
ПЕРИОД ИДЕЙНОГО ЕДИНСТВА
Через анализ отношений в лагере и отряде приходим к ценностям, выраженным романтическими образами человеческих отношений в таких книгах, как «Маленький принц», «Каменный цветок» и др. А через романтические образы подходим к общечеловеческим образцам отношений, к пониманию значения приставки «СО». Так может называться мероприятие с аналогичным названием, которое основано на беседе с детьми. Начать ее можно с вопроса: «А много ли слов мы знаем слов, начинающихся на СО», это и СОстрадание, СОзидание, СОвесть, СОучастие, но на этом мы остановимся, а продолжит этот перечень Ваша фантазия.
В межличностном общении идет поиск единомышленников, при этом организационная структура действует достаточно редко. В структуре «малых групп» – интенсивное общение дружеского характера. Укрепляются дружеские пары.
Деятельность: разговорная, индивидуально-колективная. Беседы, спектакли, выставки, акции – вот то, что необходимо проводить.
Маленькие педагогические советы: В этот период у вожатого новая позиция – он активный участник и импровизатор, организатор праздника и советчик. Оставаясь другом, он все же выступает как хранитель ценностей созданных в отряде. В этот период дети будут приходить к Вам и говорить на все волнующие их темы, выслушивайте их и давайте полезные советы.
В этот период вожатому необходимо создать условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для ребенка, на долгое время, остается символом к развитию и саморазвитию. Проводите больше творческих мероприятий: концерты любимых номеров, костры, отрядные вечера, написание прощальных писем, прощальных пожеланий. Изготовьте своими руками прощальные сувениры и подарки.
Показатели успешной деятельности: перенос образов, главных идей и мыслей на конкретный отряд, оценка деятельности отряда и себя с общечеловеческих позиций. Ребята готовы философствовать, размышлять, идут разговоры о добре, зле, любви.
Для самого старшего отряда в лагере: сделайте праздник для самого маленького отряда в лагере. Подготовьте поделки, сценки, сделайте им маленькую, но, занимательную игру: с подарками, сюрпризами, элементами приключений.