в чем заключается принцип единства контрактной системы 44 фз
Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления
(c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты
Закон о контрактной системе
Зачем нужен Закон № 44-ФЗ
С 1 января 2014 года в России начал действовать новый Федеральный закон в сфере расходования бюджетных средств — Закон о контрактной системе в сфере закупок. Главной целью принятия указанного нормативного правового акта было предотвращение коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупочных процедур. Также среди целей 44-ФЗ можно выделить и обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении торгов, а также внедрение системного подхода в сферу планирования и проведения госзакупок.
Уточним, что закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд — это целая последовательность действий, которые проводит заказчик в соответствии с 44 ФЗ о контрактной системе, чтобы получить необходимые ему товары, работы или услуги.
В целом контрактная система в сфере закупок — это совокупность участников и действий, которые направлены на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. При этом госзаказчик отвечает за принятые бюджетные обязательства в соответствии с законодательством РФ и осуществляет закупки в соответствии с законом № 44-ФЗ.
Принципы контрактной системы
Закон № 44-ФЗ установил ряд принципов, которых необходимо придерживаться при проведении тендеров. Вот эти принципы:
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
Как уже было указано выше, открытость и прозрачность торговых процедур обеспечивается при помощи специально созданной для этих целей базы данных – ЕИС.
ЕИС — это сайт, наполненный информацией обо всех проведенных и проводимых тендерах (как по закону № 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ). ЕИС включилась в работу с 2016 года. Все сведения в ней открыты (помимо тех, что составляют государственную тайну) и предоставляются безвозмездно.
Функционал ЕИС позволяет сформировать и опубликовать информацию, которая предусмотрена нормативными правовыми актами, контролировать сведения и документы, подачу заявок на участие в торгах в форме электронного документа и многое другое. Иными словами, ЕИС — это максимальная автоматизация всего процесса торгов.
На каких принципах построена контрактная система
Принцип открытости информации
Это один из главных принципов контрактной системы. Любой участник может бесплатно ознакомиться с планируемыми закупками, торгами на стадии выявления победителя, а также завершенными заказами. Доступна информация о результатах аудита, нормативно-методическая и справочная информация, различные реестры (типовых контрактов, жалоб, проверок, банковских гарантий и др.). Все сведения размещаются на сайте ЕИС.
Ст. 4 44-ФЗ описывает порядок информационного обеспечения контрактной системы, в том числе функции ЕИС, а также полный список публикуемых сведений. Правила работы ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 и Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н.
Принцип обеспечения конкуренции
Другой принцип контрактной системы закупок заключается в том, что стать участником торгов может любой желающий. Заказчики обязаны создавать равные условия для всех, не ограничивая конкуренцию. Основным ориентиром является 135 ФЗ от 26.07.2006.
Если действия заказчика приводят к необоснованному ограничению числа участников, поставщики вправе обратиться с жалобой в ФАС, либо в суд с иском о признании заказа недействительным. Примеры нарушений:
Нарушение влечет за собой административную ответственность по статьям 7.29-7.32, 14.32 КоАП РФ.
Принцип профессионализма заказчиков
Третий важный принцип контрактной системы в сфере закупок — деятельность госзаказчика при проведении торгов должна осуществляться квалифицированными специалистами.
Минэкономразвития и Минобрнауки разработали методические рекомендации по реализации дополнительных программ повышения квалификации в системе госзакупок (Письмо Минэкономразвития № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки № АК-553/06 от 12.03.2015).
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). А в состав комиссии должны входить те, кто прошел профпереподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладает специальными знаниями по объекту торгов (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Принцип стимулирования инноваций
Законом установлен приоритет заказов инновационной и высокотехнологичной продукции в целях эффективного использования бюджетных средств.
К примеру, во время двухэтапного конкурса у заказчика есть возможность приобрести инновационную продукцию, так как в этом случае по результатам переговоров с участниками он вправе скорректировать первоначально установленные требования.
Создан Реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, сведения о которых рекомендуется использовать в госзакупках.
Единство и ответственность за результаты
44 ФЗ предусмотрен ряд этапов, позволяющих наиболее эффективно обеспечить государственные нужды:
Основной задачей законодателя является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько поиск предложения, которое будет максимально эффективно использовать финансирование. При этом виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ст. 107 44-ФЗ).
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Виды закупок
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
Другие способы конкурентных закупок:
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры. Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта. Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.
Мониторинг, контроль и обжалование закупок
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления
(c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты