в чем заключается предназначение технологической карты на уроке математики
Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления
Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней работать?
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.
Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.
Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.
Указываются только общие цели всего урока.
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Прогнозируемые результаты
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.
2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:
Виды работы, формы, методы, приемы
Содержание педагогического взаимодействия
3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.
Проектная работа «Разработка технологических карт уроков по математике»
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Разработка технологических карт уроков по математике»
Ф.И.О. участников рабочей группы
Мамонова Евгения Геннадьевна,
учитель математики МБОУ «Кимовская СОШ»
Спасского муниципального района РТ;
Фахрутдинова Флюра Мукадисовна,
учитель математики МБОУ «Аксубаевская СОШ№2»
Аксубаевского муниципального район РТ
Научный руководитель Ахметшина Гульсия Хабриевна,
отдела общего образования
ПМ ЦПК и ППРО ИТ КФУ
Обоснование необходимости проекта………………………………………..6
Цель и задачи проекта…………………………………………………. 8
Этапы реализации проекта…………………. 16
Список использованных документов и источников информации. 18
Современное образование в России перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить ребенка учиться.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока.
В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
Внедрение ФГОС предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая оцениванием результатов образования. В этой связи становятся актуальными вопросы: как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок и его технологическую карту? Данный проект должен помочь в решении этой проблемы. Хочется идти в ногу со временем, безболезненно перейти на новый ФГОС, повысить свою профессиональную компетенцию по технологии подготовки урока.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Однако, какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.
Так что же для нас современный урок?
Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. Для этого учитель должен подготовить технологическую карту урока.
Данная проектная работа посвящена методам разработки технологической карты урока математики в 6 классе общеобразовательной школы.
Технологическая карта урока математики
учитель начальных классов
— технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся;
— структура технологической карты урока;
— технологическая карта урока математики в 4 классе по теме: « Приёмы письменного умножения для случаев вида: 4.037х4 ».
— результат и его оценка;
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая мною технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием. Она может стать основой для анализа работы педагога по формированию у детей универсальных учебных действий, что на данный момент является актуальным в современном образовании.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение мною к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание мой к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
В ходе введения федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования мне как учителю
предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися
трех групп планируемых образовательных результатов (личностных,
предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня
знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию,
но и к форме организации образовательного процесса. Для меня становится
особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы
осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.
Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему
личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость
выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому
назначению проектируемого урока.
В таблице представлена примерная форма технологической карты урока, так как проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
Технологическая карта урока математики в 4 классе.
Преподаватель: Гаврилова Марина Александровна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 29», город Нижневартовск
Тип урока : изучение нового материала
УМК « Школа России » Учебник: Математика 4 класс(часть 1).
Авторы: М.И. Моро и др.
1) Познакомить с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нуль.
2) Развивать быстроту счёта, умение решать поставленные проблемы и задачи, развивать мыслительные операции учащихся: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации, а также умение осуществлять оценку результативности;
3) Воспитывать интерес к предмету, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать точку зрения своих одноклассников, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное, знакомство с новыми словами: энтомолог, орнитолог. Знакомство с пословицей.
Окружающий мир, информатика, физкультура, музыка, чтение.
Учебник «Математика 4 класс» 1часть
Методическое пособие, мультимедиа установка, экран, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы ( с разноуровневыми заданиями), тетрадь, сигнальные блокноты.
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.
Демонстрационный, аналитический, проблемный, алгоритмический, репродуктивный, аналитико-синтетический, практический.
Планируемый образовательные результаты
-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы «Приёмы письменного умножения для случаев вида: 4.037х4», связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
-осознание своих возможностей.
— интерес к способу решения и общему способу действия;
-стремление к самоизменению – приобретению новых знаний;
-установление связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью;
— воспитание позитивного отношения к учебному труду;
— умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую
— проявление инициативности и самостоятельности
-умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
— умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
— способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, и классификации
— умение сотрудничать с преподавателем и сверстниками при решении учебных проблем
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— ученик сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников;
-устанавливает причинно-следственные связи, строит логические рассуждения, анализирует, сравнивает разные способы решения задач;
-аргументирует свой способ решения;
— умение самостоятельно сформулировать задание;
— умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
— умение соотносить учебные действия с известным правилом;
— стремится к координации различных позиций в паре, в группе;
— осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
— уметь формулировать высказывание;
— наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
-ученик умеет устанавливать причинно-следственные связи и рациональность способов решения задач;
— произвольно и осознанно владевает общим приемом умножения многозначного числа на однозначное и в решении задач;
— осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов своего кругозора
Обучающие и развивающие задания каждого этапа, ЭОР
1этап. Эмоциональный настрой учащихся.
Нацелить детей на получение знаний в необычной обстановке, на соблюдение мер предосторожности.
2этап. Проверка домашнего задания.
Цель: Приучить детей к ситематическому и пра-вильному выплнению д/з.
3этап. Актуализация знаний. Математичес-кая разминка.
Цель: Закрепить полученные навыки на предыдущих уроках.
Подготовка к изучению нового материала.
Цель: Организовать познавательную дея-тельность каждого ученика через собс-твенное осмысление темы и задач урока.
5этап.Изучение нового материала.
Цель: Научить детей умножать многозначное число на однозначное в записи которого есть нули.
Разработка технологической карты урока математики
Разделы: Математика
В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам.
Согласно концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГOС новoго поколения положена новая идеoлогия. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, котoрая предполагает воспитание гражданина современного oбщества, челoвека, кoтoрый будет учиться всю жизнь. Целью сoвременногo образoвания станoвится развитие учащегoся как субъекта пoзнавательнoй деятельнoсти.
Oсoбенность ФГOС нoвогo пoкoления – деятельностный характер, кoтoрый ставит главнoй задачей развитие личнoсти учащегoся. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; фoрмулирoвки стандарта укaзывaют нa реaльные виды деятельнoсти.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих нарабoтoк, как в смысле его пoстрoения, так и в пoдбoре сoдержaния учебнoгo матeриaла, технoлoгии егo пoдaчи и тренингa.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. В этой связи становятся актуальными вопросы: Как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? И, наконец, как разработать технологическую карту урока?
Данная статья должна помочь в решении этой проблемы учителю, которому предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему.
1. Современный урок
1.1 Проектирование урока
Технологический процесс подготовки урока современного типa по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней рабoты учащихся; определение способов контрoля; продумывание мeста, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. рaсписать деятельность свою и деятельность ученикa. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
– в знакомой ситуации (типовые);
– в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний:
– с целью подготовки к контрольному уроку;
– с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
1.2 Деятельности учителя и обучающихся на уроке
Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете
Деятельность учителя:
Деятельность обучающихся:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
1.3 Формирование универсальных учебных действий на уроке
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.