в чем заключается подвиг декабристов

Кто такие Декабристы

Декабристы — участники российского оппозиционного движения, большинство которых были представителями дворянских родов. Их восстание произошло 14 декабря (а по новому стилю 26 декабря) 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Декабристы выступали за введение конституции и отмену крепостного права.

Среди самых известных декабристов были Павел Пестель, Сергей Трубецкой, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельберг и др.

После восстания было арестовано 300 человек; пятерых повесили, 121 отправили в ссылку в Сибирь.

Чего хотели декабристы

Декабристы были бывшими участниками Отечественной войны 1812 года с Наполеоном. Вернувшись из похода, они воодушевились идеей равенства в первую очередь политического.

Все они были дворяне, а большинство ещё и офицерами. Молодые люди формировали тайные общества, на собраниях которых обсуждали идеи ограничения монархии.

Декабристы выступали против самодержавия, потому что оно не давало им возможности принимать политические решения и участвовать в политической жизни государства.

Идеи свергнуть царя не было. Декабристы ставили своей целью лишь ограничить его власть. Но на собраниях высказывались также идеи покушения и убийства государя, хотя единства по этому вопросу никогда не было.

Основные идеи декабристов

Декабристские тайные общества и их участники

Первым декабристским тайным обществом был Союз спасения (другое название — Об­ще­ст­во ис­тин­ных и вер­ных сы­нов Оте­че­ст­ва). Его в 1816 году основали офицеры:

Затем к нему присоединились другие участники (включая Павла Пестеля). Их численность достигла 30 человек.

Среди членов не было согласия по поводу основных идей союза. Поэтому союз распадается, и в 1818 году создаётся новое общество — Союз Благоденствия, в который входило 200 человек.

Участники союза создают его программу «Зелёная книга». Они пытались изменить сложившийся политический уклад в России, воздействуя на народ. Они полагали, что если переменится общественное мнение на вопросы самодержавия, то изменится и строй.

Однако в январе 1821 года участники Союза благоденствия принимают решение о его роспуске. В марте 1821 года образовывается Южное общество декабристов во главе с Павлом Пестелем и чуть позднее Северное общество декабристов во главе с Никитой Муравьёвым.

Южное и Северное общество декабристов

Южное общество стремилось к захвату власти, становлению республики и отмене крепостного права. Основной документ общества, составленный Павлом Пестелем, назывался «Русская правда»

Полное название этого документа: Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления, обладающего диктаторскими полномочиями.

В Южное общество входили:

Северное общество считало необходимым установить конституционную монархию и отменить крепостное право. Основным документом стала созданная Никитой Му­равь­ё­вым Конституция.

В Северное общество входили:

Возникали и другие общества: Общество со­еди­нён­ных сла­вян (1823 г.) и Общество во­ен­ных друзей (1825 г.).

Причины восстания

По задумке большинства декабристов нужно было лишь подтолкнуть Александра I к проведению реформ. Российская империя, по их мнению, была готова к таким реформам, и они осуществлялись бы на благо государства и его подданных.

Декабристы полагали, что Александр I согласится провести реформы в обмен на отказ декабристов от военного переворота. Но продолжавшееся самодержавие и отсутствие реформ всё больше склоняли декабристов к мысли о необходимости военного переворота.

Но в ноябре 1825 года Александра I внезапно умирает. В России начинается период междуцарствия.

У Александра I не было детей — власть должна была перейти к его брату Константину Павловичу. Но тот отрёкся от престола, поэтому следующим по старшинству был Николай Павлович (Николай I).

14 декабря 1825 года Государственный совет и Сенат должны были присягнуть новому государю. Декабристы же собирались вывести войска на Сенатскую площадь, предотвратив присягу. Они хотели, чтобы сенат под воздействием революционеров подписал документ, который содержал основные их требования.

Восстание декабристов

14 декабря 1825 года декабристы вышли с войском на Сенатскую площадь, но слишком поздно. Сенат уже принял присягу и разошёлся. По сути, переворот вылился в стояние на площади и непонимание того, что делать дальше.

Среди декабристов не было согласованности в действиях, а среди обществ — организованности. Более того, часть декабристов попросту отказалась участвовать в восстании. Так, не явился Сергей Трубецкой, который должен был командовать войсками на Сенатской площади.

Пока войско декабристов находилось на площади, не предпринимая никаких действий, по указу Николая I на площадь вышли правительственные войска. Прозвучали выстрелы, хотя историки утверждают, что солдаты по большей части стреляли в воздух, не желая убивать своих собратьев по оружию.

Историки говорят о смертях 80 человек.

Почему декабристы потерпели поражение?

Среди декабристов не было единства по поводу целей необходимых изменений. Не было и чёткого плана будущих реформ.

Декабристы сильно расходились во мнении о деталях проведения переворота: необходимости убийства царя, о становлении конституционной монархии или республики и т. д. Это приводило к диссонансу и отсутствию организованности.

По мнению некоторых историков, декабристы были лишь кружком по интересам. Молодые дворяне собирались, чтобы поговорить и покритиковать. Это были вдохновлённые увиденным в Европе молодые юноши. Реальных целей изменить ситуацию у них и не было.

Декабристы хотели совершить военный переворот, но не пролив крови. Восстание должно было пройти без кровопролития, потому что убивать таких же как они солдат и офицеров из правительственных войск было не по чести.

Малочисленность декабристов также сыграла свою роль. Они не хотели привлекать народные массы к восстанию. По мнению декабристов, народ был неконтролируемой массой, на которую нельзя рассчитывать. Декабристы не полагались и на солдат. Они рассчитывали лишь на то, что солдаты ввиду своей преданности пойдут за своими офицерами.

Судьба декабристов

Сразу после восстания Николай I создаёт Тайный комитет, в задачи которого входил суд над арестованными участниками восстания.

Зачинщиков приговорили к смертной казне путём четвертования. Но позже царь заменил наказание на повешенье.

Активных участников отправили в Сибирь на каторжные работы. Они лишались всех чинов, титулов и благ.

Остальные получили более лёгкое наказание: ссылку на поселение. При этом своего дворянского титула они не лишались.

К следствию привлекли 300 человек (хотя данные историков расходятся). Из них 5 — казнили, 121 — отправили на каторгу в Сибирь или на поселение.

Приговорены к повешению:

В 1856 г. декабристам было даровано помилование в связи со смертью Николая I и коронацией нового императора (Александра II). Им было разрешено вернуться из ссылки.

Жёны декабристов

Декабристки — это жёны участников восстания декабристов или членов тайных организаций. Но известны они стали потому, что просили Николая I разрешить им отправиться следом за мужьями в Сибирь.

Дело в том, что, отправляясь следом за мужем, декабристки лишались своих дворянских титулов, наследия, собственности и всех светских благ. Они не могли взять с собой детей. Это было запрещено.

Заключённым декабристам запрещена была переписка. Но жёны могли писать письма и передавать своим мужьям.

Условия жизни декабристок были тяжёлыми. Им приходилось самостоятельно заботиться обо всём, что было в новинку бывшим дворянкам.

Известны фамилии 11 декабристок:

Источник

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Методическое обоснование урока:

Данный урок проводится в 8 классе при изучении курса истории России. Урок является итоговым по теме «Восстание декабристов». Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке, меняет отношение к общим гуманистическим.

Оборудование: портреты декабристов, тексты стихов из сборника «Поэты- декабристы»

Предварительная подготовка: 5 учеников подготовили сообщения по биографии декабристов (К.Ф.Рылеева, В.Ф.Раевского, В.К.Кюхельбекера, А.И. Одоевского, А.А.Бестужева). Каждому ученику на парту положены листы с текстом фрагментов стихов, которые будут использоваться на уроке.

«Что за титаны, что за гиганты и что за поэтические, что за сочувственные личности».
(А.И.Герцен)

1 этап. (учитель):

Литературным центром декабристов было руководимое Ф.Н.Глинкой «Вольное общество любителей российской словесности», в сфере влияния декабристских идей находилась «Зелёная лампа», свою литературную политику декабристы (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в «Арзамасе», а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт «Журнальное общество». Печатными органами, отражавшими декабристские идеи, были «Труды Вольного общества любителей российской словесности» (или «Соревнователь просвещения и благотворения», 1818-1825), альманах А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева «Полярная звезда» (1823-1825), «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера (1824), «Русская старина» А.О.Корниловича и В.Д.Сухорукова (1825).

В ходе урока учащиеся знакомятся с фрагментами стихов декабристов, отвечают на вопросы:

1 какова главная мысль данного отрывка?

2) какие политические взгляды мог иметь автор?.

2 этап. Доклад ученика №1:

Под именем «первого декабриста» вошел в историю талантливый публицист и поэт майор Владимир Раевский. Его революционная деятельность была раскрыта за четыре года до известного восстания 1825 года.

Вернувшись из заграничных походов, В.Ф. Раевский в 1816 году вышел в отставку, тяготясь аракчеевскими порядками в армии. Его общественно-политические взгляды к этому времени уже полностью сложились. Широко образованный человек в области исторических знаний, Раевский был прекрасно знаком с литературой, слыл знатоком и любителем русской народной словесности. По требованию отца он был вынужден в 1818 году снова поступить на военную службу, получил назначение во Вторую (Южную) армию, находившуюся в Бессарабии, в 16-ю дивизию, командиром которой вскоре был назначен генерал М.Ф. Орлов, будущий декабрист.

Революционная настроенность, обаяние образованности и ума, принципиальность В.Ф. Раевского привлекали к нему А.С. Пушкина. В какой-то мере под воздействием Раевского складывались вольнолюбивые взгляды на историю гениального поэта. Военная агентура давно следила за деятельностью «первого вольнодумца в армии и разрушителя дисциплины». А.С. Пушкин предупредил его об опасности, и декабрист сумел уничтожить многие важные бумаги, которые могли бы раскрыть тайное общество.

Амнистией, данной декабристам в 1856 году, Раевский не воспользовался, остался в Сибири навсегда, так как ему чужда была Европейская Россия с теми же порядками, против которых он боролся. В Сибири, вдали от главных крепостников, ему было свободней.

Умер Владимир Федосеевич Раевский в 1872 году.

Учитель: В выражении своих мыслей, настроения В.Ф.Раевский в стихах обращался к единомышленникам:

:Слыша стон простонародный,
Сей ропот рабский под ярмом,
Алкал ли мести благородной?

Своеобразное место в лирике поэта занимают песни в народном духе в сотрудничестве с А.Бестужевым. В них они вкладывают необычное содержание, соответствующее политическим задачам декабристов. Резко протестуя против крепостного права, произвола чиновников, непосильных налогов, авторы откровенно намекают на необходимость революционной борьбы за права народа:

А что силой отнято,
Силой вручим мы то.

В стихотворении «Певец в темнице» Раевский пишет, что он размышлял о судьбах отчизны,

Дыша к земле родной любовью.

Угнетенному положению Раевский противопоставляет свободную жизнь, которой в течение шести веков дышали Новгород и Псков. Но свобода городов была подавлена:

С тех пор исчез, как тень народ,
И глас его не раздавался
Пред вестью бранных непогод.
На площади он не сбирался
Сменять вельмож, смирять князей,
Слагать неправые налоги,
Внимать послам, встречать гостей,
Стыдить, показывать пороки,
Войну и мир определять.

В лирике В.Ф.Раевского создан автобиографический образ героя в стиле «гражданского романтизма»:

Тема борьбы за общественное благо проходит через все творчество декабристов-поэтов. Одним из них является и К.Ф.Рылеев.

Доклад ученика №2:

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826), русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха «Полярная звезда».

В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я. Шаховским (причиной дуэли послужила задетая честь сестры Рылеева).

Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха. Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади. В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного. Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу. Арестован был у себя дома вечером того же дня. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826 года.

В год восстания он как бы подводит итог в призыве к гражданскому долгу, гражданскому подвигу в поэме «Гражданин»:

«Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскроются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.»

Поэты декабристы в своих произведениях развивали мысль о приближающемся освобождении народов от векового гнета. Своей деятельностью, своим творчеством они пытались ускорить этот процесс

Доклад ученика № 3:

Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов.

Уже в 1815 печатается в журналах «Сын Отечества», «Амфион», принимает активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820 читает стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А.Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение «К Прометею». В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызывает недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А.Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию «Аргивяне», сочиняет поэму «Кассандра», начинает поэму о Грибоедове.

После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма «Сирота», трагедии «Прокофий Ляпунов» и «Ижорский», повесть «Последняя Колонна», сказку «Иван, купецкий сын», воспоминания «Тень Рылеева», «Памяти Грибоедова». Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске. Умер Кюхельбекер 11 августа (23 н.с.) 1846 в Тобольске.

В его жизни всегда присутствовал гражданский мотив:

Да паду же за свободу,
За любовь души моей,
Жертва славному народу,
Гордость плачущих друзей!

Предназначение поэта, по Кюхельбекеру, не просто услаждать читателя, а напоминать ему об «отчизне» и направлять жизненный путь народа. Поэт обладает способностью убеждать людей и это делает его влиятельной общественной силой, вот почему появляется образ поэта-гражданина.

«УЧАСТЬ РУССКИХ ПОЭТОВ»

«Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен.
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,-
Пожалися годиной роковою.
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в черную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки.
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука любезников презренных
Шлет пулю их священному челу;
Или же бунт поднимет чернь глухую,
И чернь того на части разорвет,
Чей блещущий перунами полет
Сияньем облил бы страну родную.»

Доклад ученика №4.

В январе 1824 г. А.Бестужев был принят в «Северное общество». В день восстания 14 декабря он вместе с братом Михаилом вывел на Сенатскую площадь Московский полк. Фамилия Бестужевых была ненавистна Николаю Первому. Александр Бестужев был приговорен к смертной казни за то, что «умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии», но после двухлетнего заключения в крепости в Финляндии был сослан в Якутск. В ссылке он много читал, изучал новую для него жизнь севера, нравы и обычаи якутов, собирал легенды, делал зарисовки. Местные жители были расположены к умному, доброжелательному человеку, но жизнь ссыльного была все же очень одинокой и однообразной. В 1829 г. А.Бестужева по просьбе переводят рядовым солдатом на Кавказ, где он продолжает писать. Настроения А.Бестужева после разгрома декабристов отражены в незаконной стихотворной повести «Андрей, князь Переславский». Мотивы одиночества, тоски, разочарования звучат в стихотворении «Сон».

«Очнулся я от страшной грезы,
Но всё душа тоски полна,
И мнилось, гнут меня железы
К веслу убого челна.
Вдаль отуманенным потоком,
Меж сокрушающихся льдин,
Заботно озираясь оком,
Плыву я, грустен и один.
На чуждом небе тьма ночная;
Как сон, бежит далёкий брег,
И, шуму жизни чуть внимая,
Стремлю туда невольный бег,
Где вечен лед, и вечны тучи,
И вечно сеемая мгла,
Где жизнь, зачахнув, умерла
Среди пустынь и тундр зыбучих,
Где небо, степь и лоно вод
В безрадостный слиянны свод,
Где в пустоте блуждают взоры
И даже нет в стопе опоры! «

Четыре года нес Александр Бестужев тяжелую солдатскую службу в Дербентском гарнизоне, терпел издевательства грубого и злого командира, но, несмотря на трудные условия, А.Бестужев много писал. Здесь созданы лучше его произведения: «Фрегат «Надежда», «Испытание», «Латник», «Лейтенант Белозор».

Они пользовались большой популярностью, печатались в лучших столичных журналах. Сражались на Черноморье, А.Бестужев проявлял в боях исключительную храбрость, но подвиги ссыльного декабриста оставались незамеченными. А.Бестужев очень любил Родину, дорожил ее военной славою, но его не покидала мысль: «К чему все это? Опять набеги, опять убийство! Когда-то перестанет литься кровь на угорьях?»

В феврале 1837 года Бестужев, находясь в Тифлисе, был потрясен известием о гибели Пушкина. Он заказал панихиду на могиле А. Грибоедова «за убиенных бояр Александра и Александра». А.А. Бестужев погиб в июне 1837 года в сражении за мыс Адлер. Спустя несколько дней его наградили орденом св.Анны за храбрость.

Почти все дошедшее до нас поэтическое наследие Одоевского относится к годам каторги и ссылки. Большинство его стихотворений посвящено подвигу декабристов.

На пушкинское послание «В Сибирь» Одоевский отвечает стихотворением «Струн вещих пламенные звуки. «. Он прославляет вольность, посвящает стихи освободительной борьбе славянских народов. Умер Одоевский в 1839 г. близ Сочи. Могила его не сохранилась.

Поэтическое творчество декабристов оказало влияние на русских поэтов и общественных деятелей: Герцена, Огарева, революционеров-разночинцев, Н.А.Некрасова.

Подводя итоги урока и всей темы, вопрос к учащимся: так в чем же заключался истинный подвиг декабристов?

Источник

Презентация к уроку

“Истинное мужество немногоречиво:
ему так мало стоит показать себя,
что само геройство
оно считает за долг, не за подвиг”.
Александр Александрович Бестужев-Марлинский.

Цели и задачи урока:

Подготовительный этап урока-конференции:

Класс делится на три группы, каждая из которых готовит свое выступление на уроке-конференции по выбранной теме: собирает и анализирует исторический и литературный материал, систематизирует его, готовит свою часть презентации и вопросы к классу для итогового обсуждения.

1. Постановка проблемы:

2. Выступления рабочих групп по темам:

3. Обсуждение проблемного вопроса: В чем заключался истинный подвиг декабристов?

1. Класс получает задание написать фразу: “Подвиг – это…” Затем учитель просит прочесть учеников свои фразы вслух. Выделяются ключевые признаки подвига, в ходе обсуждения выводится определение:

– смелость, самоотверженность, героизм, бескорыстная готовность пожертвовать собой ради близкого человека, Родины.

Учитель обращает внимание класса на то, что в словаре русского языка Д. Н. Ушакова подвиг определяется так: “Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. Беззаветный, бескорыстный поступок”.

Но декабрист и писатель Александр Бестужев был бы не согласен с таким определением, отмечает учитель: “Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что само геройство оно считает за долг, не за подвиг”.

Учитель: Деятельности и творчеству декабристов посвящен наш интегрированный урок, тема которого “Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве”

Мы с вами должны, прослушав ваши доклады, сделать свой собственный вывод:

2. Перед вами план работы нашей конференции:

3. Выступление первой группы старшеклассников по теме:

“Программные цели декабристов в документах и гражданской лирике” –

1. Сравнительный анализ дум К.Ф. Рылеева “Волынский” и “Державин” и “Конституции” Н. Муравьева и “Русской Правды” П. Пестеля.
2. “Манифест к русскому народу”: цели и методы действий декабристов во время восстания в Петербурге.
3. Вывод: Декабристы о главных целях и предназначении своей деятельности.

Классу дается раздаточный материал – см. Приложение 1.
Слайды Презентации 6–9.

4. Выступление второй группы старшеклассников по теме:

“14 декабря 1825 года в исторических источниках и художественной литературе”.

1. События 14 декабря 1825 года в освещении Д.С. Мережковского и современных историков.
2. Восстание на Сенатской площади: можно ли считать выступление декабристов подвигом?
3. Значение восстания декабристов для российского государства, общества и культуры.

Классу дается раздаточный материал – см. Приложение 2.
Слайды Презентации 10–13.

5. Выступление третьей группы по теме:

“Декабристы на каторге и в ссылке: деятельность и творчество”.

1. “Служить делу, которому себя посвятили…”. М. Лунин.
2. Общественная деятельность Александра Муравьева.
3. Братья Кюхельбекеры: служение народу.
4. Творческое наследие Николая Бестужева.
5. “Наш скорбный труд не пропадет…” Александр Одоевский.
6. Значение деятельности и творчества декабристов на каторге и в ссылке.

Классу дается раздаточный материал – см. Приложение 3.
Слайды Презентации 14–19.

6. Коллективное обсуждение проблемы: что двигало молодыми аристократами: жажда подвига или чувство долга? В чем заключался истинный подвиг декабристов?

Каждая группа в ходе обсуждения задает классу по одному проблемному вопросу:

– Чем можно объяснить несовпадение целей и задач деятельности декабристов в программных документах с мотивами их гражданкой лирики?
– Можно ли утверждать, что описание и анализ событий на Сенатской площади в исторических источниках и романе Д.С. Мережсковского совпадает? Почему?
– Прав ли был Михаил Лунин, утверждая, что “…Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили…”? Почему?

7. Подводятся итоги конференции, выставляются оценки.

Домашнее задание: написать эссе на тему: “Образ гражданина в лирике декабристов и их общественной деятельности”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *