в чем заключается подготовка учителя к уроку
Подготовка учителя к уроку
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматривая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами.
Содержание урока и объем представлений и понятий определяется по программе, учебнику и методической литературе. В зависимости от содержания и целей выбирается соответствующая структура урока.
Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.
Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения.
Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение предмета и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы.
2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (планируемые результаты); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.
Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.
При подготовке конспекта решается проблема отбора материала, выбора обоснованных методических приемов его изложения, продумывается методика применения средств наглядности.
Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. Этому должны способствовать подробные и систематические вопросы, задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, организующие их самостоятельную работу с учебником, раздаточным материалом, заполнение рабочей тетради и т.д. Вопросы и задания должны учить школьников приемам умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т.д.) и приемам выполнения практических работ.
В то же время учитель всегда обладает свободой творческого решения педагогических проблем, возникающих в ходе учебной работы. Невозможно предусмотреть все факторы, влияющие на методические решения, поэтому в ходе урока учителю иногда приходится отступать от конспекта.
Вместе с тем теоретический анализ задач курса и содержания урока, педагогический опыт учителя позволяют выявить ряд устойчивых зависимостей, касающихся отбора материала, логики его раскрытия, применения тех или иных средств наглядности и приемов, дающих оптимальные результаты в обучении младших школьников.
Во многих школах требуют составления технологической карты урока – современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Согласно требованиям ФГОС НОО, в ней должна фиксироваться реализация системно-деятельностного подхода. Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных ме- 221 тодов работы.
Есть рекомендации, в которых выделены ее структурные элементы (Копотева Г.Л., Логвинова И.М.):
цели урока заявлены через планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);
задания дифференцируются: базового и повышенного уровня; знаю, умею, применяю;
действия учащихся формулируется как универсальные учебные действия (УУД); деятельность учащихся соотносится с формируемыми у них УУД.
Ниже приведен один из вариантов технологической карты.
Подготовка учителя к уроку.
Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка учителя к уроку.»
ЛЕКЦИЯ № 33. Подготовка учителя к уроку.
Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
I этап – диагностика («прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов деятельности, интересов, способностей, характера учебного материала, анализ затрат времени…)
II этап – прогнозирование (оценка различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального)
III этап – проектирование (планирование) (создание программы управления познавательной деятельностью учащихся)
Программа управления – это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом
дату проведения, класс;
номер урока по тематическому плану;
название темы, цели и задачи урока;
распределение времени по этапам;
содержание учебного материала;
методы и приемы обучения на каждом этапе
С другой точки зрения одготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа.
1. Планирование урока. Составляется тематический план – отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному предмету. Учитель выделяет основные воспитательные цели и цели развития учащихся, достижение которых можно обеспечить, организуя усвоение учащимися материала данного раздела или темы. Здесь специально рассматриваются вводимые на уроке понятия и намечается общая последовательность их введения. Подбирается иллюстративный материал. Уточняется структура урока и методы, с помощью которых будут решаться дидактические задачи. В результате такой работы должен быть написан опорный конспект (или развернутый план) урока, отражающий основные моменты в проведении урока.
2. Анализ и самооценка урока. Анализ должен осуществляться до урока, когда подготовлен план-конспект урока: учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку. Самооценка же базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель анализирует намеченный им план урока и смотрит, что ему удалось, а что не удалось. Рекомендуется следующий перечень вопросов для самоанализа и самооценки урока: общая структура урока, реализация основной дидактической цели урока, осуществление развития в процессе обучения, воспитание в процессе урока, соблюдение основных принципов дидактики, выбор методов обучения, работа учителя на уроке, работа учащихся на уроке, гигиенические условия урока. Некоторые задачи связаны с общешкольными установками, нововведениями, решениями педсовета и т. п.
Качественная подготовка учителя к уроку
Рубрика: Общие вопросы
Дата публикации: 01.03.2016
Статья просмотрена: 8165 раз
Библиографическое описание:
Горбункова, Л. А. Качественная подготовка учителя к уроку / Л. А. Горбункова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/729/ (дата обращения: 02.12.2021).
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии.
Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам.
Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.
Особенность ФГОС нового поколения — деятельностный характер обучения и достижение главной задачи — развитие личности учащегося.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Урок — главная составная часть учебного процесса.
Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования куроку
Традиционный урок
Урок по ФГОС
Объявление темы урока
Преподаватель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще- задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей
При анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке.
Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока традиционного типа:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т. д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов личностных, метапредметных и предметных.
Подготовка учителя куроку
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Выделим несколько основных этапов:
1-й этап — изучение учебной программы.
2-й этап — изучение методической литературы.
3-й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике.
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
5-й этап —разработка плана урока.
Подготовка учителя куроку
1-й этап — изучение учебной программы.
(эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году)
При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.
Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.
2-й этап — изучение методической литературы
Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).
3-й этап— изучение материала конкретного урока вучебнике.
Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников.
Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.
Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.
4-й этап — изучение иподготовка имеющихся вшколе средств обучения по теме урока.
Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диски и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия.
Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи.
Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание.
Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную цель надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.
5-й этап —разработка плана урока.
План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Он составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее — УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Технологическая карта позволяет:
увидеть учебный материал целостно и системно;
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;
гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
согласовывать действия учителя и учащихся;
организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности
Продуктивность урока во многом зависит от качества его подготовки. Учитель, систематически готовящийся к урокам, работает творчески и с интересом. А творческий труд, полный энергии, не воспринимается как тяжелый — такова психологическая особенность человека.
Похожие статьи
Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ.
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.
Lesson Study: «Как через использование различных приемов. »
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание. Учение с увлечением.
ФГОС НОО: требования к современному уроку | Статья в журнале.
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.
Конструктор технологических карт учебных занятий – как.
Конечно, работа преподавателя – труд нелегкий. Поэтому, чтобы время на подготовку к учебным занятиям уменьшить, предлагается Вашему вниманию Электронный конструктор технологической карты учебного занятия (ЭКТКУЗ).
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках.
индивидуальная работа, ученик, учащийся, учитель, урок математики, положительное отношение, работа, учебный материал, задача учителя, диагностическая карта.
Роль учебно—методического комплекса в обеспечении качества.
Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел
2. Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия.
Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя. Использование технологий геоинформационной системы при.
Усовершенствование процесса обучения, направленного на.
Деятельность учителя. По учебному материалу студент должен излагать свое мнение.
Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»
Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых.
Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него
Особое внимание необходимо уделять постановке вопросов.
Похожие статьи
Об особенностях конструирования урока информатики и ИКТ.
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.
Lesson Study: «Как через использование различных приемов. »
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание. Учение с увлечением.
ФГОС НОО: требования к современному уроку | Статья в журнале.
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.
Конструктор технологических карт учебных занятий – как.
Конечно, работа преподавателя – труд нелегкий. Поэтому, чтобы время на подготовку к учебным занятиям уменьшить, предлагается Вашему вниманию Электронный конструктор технологической карты учебного занятия (ЭКТКУЗ).
Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках.
индивидуальная работа, ученик, учащийся, учитель, урок математики, положительное отношение, работа, учебный материал, задача учителя, диагностическая карта.
Роль учебно—методического комплекса в обеспечении качества.
Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел
2. Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия.
Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки
учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя. Использование технологий геоинформационной системы при.
Усовершенствование процесса обучения, направленного на.
Деятельность учителя. По учебному материалу студент должен излагать свое мнение.
Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»
Учитель начальной школы — особенный учитель. Он посредник между детьми и миром взрослых.
Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него
Особое внимание необходимо уделять постановке вопросов.