в чем заключается педагогический аспект ритмики в логопедии система
В чем заключается педагогический аспект ритмики в логопедии система
Ритм можно определить с позиций психологической и педагогической наук. В психологическом аспекте ритм — это метроритм, или ритмика в широком смысле слова. Например, слушая метроном, человек расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы, акцентируя отдельные звуки, т.е. выделяя их как более громкие. Возникает своеобразное «переживание ритма» или субъективное ритмизирование. Предел медленности субъективного ритмизирования по Болтону (1894) — 38 ударов в минуту, по Стетсону — 40—20 ударов в минуту; предел быстроты субъективного ритмизирования по Болтону — 520 ударов в минуту, по Стетсону — 240—280 ударов в минуту. Наиболее благоприятная скорость для субъективного ритмизирования составляет от 100 до 200 ударов в минуту. Субъективное ритмизирование не наступает, если скорость меньше 30 и больше 500 ударов в минуту1. Эти цифры имеют педагогический интерес, так как показывают, при какой скорости движения последнее легче воспринимается ритмически.
В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся к ритму, равномерный, размеренный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит вдвижениях выражать характер и темп музыкального произведения. На занятиях ритмикой используются, прыжки, игровые упражнения, бег, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.
Применение логопедической ритмической гимнастики у дошкольников с нарушениями речи
Татьяна Кондратова
Применение логопедической ритмической гимнастики у дошкольников с нарушениями речи
Самую многочисленную группу до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей
Отклонения в речевом развитии создают определенные трудности и могут повлечь за собой негативные проявления во всех сферах жизни. У детей низкая познавательная активность, недостаточная ориентировка в окружающей действительности. Дети, у которых не были своевременно выявлены и устранены недостатки речи, составляют значительную часть неуспевающих в начальной школе.
У детей с речевыми отклонениями имеются нарушения в моторной и слуховой функции, выявляются нарушения слухового внимания, слуховой памяти, недостаточность слухоречевого ритма.
При развитии координации движений, требуется постоянная отработка отдельных элементов движения и разработка рациональных методов обучения координированным действиям.
Общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Применение логопедической ритмической гимнастики для детей с речевыми нарушениями способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию дыхания, моторных функций, формированию двигательных навыков, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений.
Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой, прежде всего по доступным и характерным для них видам деятельности.
Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений с взрослыми и новых видов деятельности приводят к дифференциации функций и форм речи
Возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой. Формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем
А. М. Леушина (1999) провела специальное исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, собрала значительный материал детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. Она приходит к заключению, что не монолог, а диалогическая речь является первичной формой речи ребенка и, что не слово, а предложение (связная речь) является единицей речи и именно развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника.
У детей старшего дошкольного возраста ситуативность речи заметно снижается и в самостоятельных рассказах на темы из собственной жизни и при опоре на картинки; при пересказах (с картинками и без них) речь в значительной степени носит контекстный характер.
Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка; усвоение родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств.
В дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка (его грамматическим строем, и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. По мере развития любознательности мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
К концу дошкольного возраста у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию. В дальнейшем, в период школьного обучения, произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминаются люди, события, в дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство оставляет много ярких воспоминаний. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту
Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и воспроизведение единственная форма работы памяти. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого
К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Список используемой литературы
1. Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания // Психолингвистические исследования речевого мышления. М. : Наука, 1985, с. 99-116.
Использование музыкально-ритмической разминки в качестве нетрадиционной утренней гимнастики Использование музыкально-ритмической разминки в качестве нетрадиционной утренней гимнастикиКартотека соответствия музыки и движений I. Шел.
Комплекс ритмической гимнастики мини-степ для детей старшей и подготовительной группы в ДОУ КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ МИНИ-СТЕП для детей старшей и подготовительной группы Перед каждым ребёнком – доска 25х35 см. 1. И. П.
Использование ритмической гимнастики в развитии координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста Использование ритмической гимнастики в развитии координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом.
Комплекс ритмической гимнастики для детей среднего возраста Комплекс ритмической гимнастики для детей среднего возраста Задачи. Развивать навыки выполнения основных движений: бег, прямой галоп, прыжки.
Конспект утренней гимнастики в форме ритмической гимнастики (старший возраст). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №82 «Чиполлино» города Калуги Конспект утренней гимнастики в форме.
Применение игр с конструктором Лего в процессе формирования связной речи дошкольников Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирования связной речи дошкольников. Самойлович А. Г. МБДОУ Детский сад №11, воспитатель.
Примерные комплексы ритмической гимнастики Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем 4 человека в.
Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей. Цель занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям.
Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками
Светлана Костина
Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест.
Мы все без исключения желаем видеть наших детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.
Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
На взгляд обывателя, и даже педагогов, традиционно логопед занимается только работой над звукопроизношением. Это далеко не так. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания, логопед всё чаще и чаще сталкивается с более серьёзными нарушениями речи.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Одной из таких методик является логопедическая ритмика и фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала (Власова Т. А., Пфафенродт А. Н., 1989г.)
Логопедическая ритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Почему логоритмика? Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Кроме того у дошкольников, по данным ученых физиологов, психологов наиболее развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за творческое начало в развитии ребёнка. Именно творчество необходимо развивать у малыша-дошкольника в музыке, художественной деятельности, даже в познании, а не натаскивать по дисциплинам, которые, как мы думаем пригодятся ему в школе.
Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Во время логоритмических занятий логопед не только корректирует звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи. Кроме того логоритмические занятия оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости.
Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмическиеупражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка, после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Структура логоритмическихзанятий включает в себя:
• ходьба и маршировка в различных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• упражнения, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения для развития музыкального слуха;
• ритмические упражнения;
• упражнения в игре на инструментах;
• импровизация на детских музыкальных инструментах;
• развитие творческой инициативы;
• заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
В результате практической работысложилась следующая структура интегрированных занятий:
• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
• песня, сопровождаемая жестами;
• логопедическая гимнастика;
• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
• подвижная или коммуникативная игра.
Ход мастер-класса
1. Распевка «Здравствуйте»
2. Распевка «Утром солнышко встаёт»
Для педагогов: Следующее упражнение – это и пальчиковая игра, и артикуляционная гимнастик одновременно. Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
3. Гимнастика для языка и пальчиков
Рано утром солнце встало, Левая рука – вверх, Кулачки сжаты
Тьму ночную разогнало. Правая рука – вверх, Кулачки сжаты
Глазки мы пооткрываем, Открываем глаза, разжимаем кулачки
Брови к небу поднимаем. Соответственно тексту
Им проснуться помогаем.
Солнце выше поднялось, Руки вверх. Встаём на носочки
Потянулось и зажглось. Опускаем руки через стороны
Где живут обжорки: Надуваем щёчки
Ваши щёчки – толстячки.
Вот покушай, хомячок.
Затолкай в мешок орешки –
Будешь толстым, как пельмешки.
Только встали – чистят зубки,
Чтобы были как скорлупки.
И полощут чистый рот:
Воздух вправо – влево, вот!
Педагогам: Только что показанное упражнение по биоэнергопластике по силам только старшим дошкольникам, а с малышами мы сделаем пальчиковую гимнастику попроще.
4. Пальчиковая игра «Прогулка»
Пошли пальчики гулять Пальцы обеих рук дети сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.
А вторые догонять Выполняют ритмичные движения указательными пальцами
Третьи пальчики бегом Движения средних пальцев в быстром темпе
А четвёртые пешком Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям
Пятый пальчик поскакал Ритмичные касания мизинчиками по бёдрам
И в конце пути упал. Хлопок обеими ладонями по коленям
Педагогам: Основная часть на моих логоритмических занятиях отводится ритмическим упражнениям и играм. В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. Для детей со сложными речевыми проблемами работа над ритмом просто необходима. Отрабатывая разные ритмы с помощью логортмических упражнений, дети начинают лучше слышать ритм слов, предложений, вообще ритм человеческой речи, таким образом, подражают правильной речи.
В работе над ритмом можно использовать разные предметы, например, тренажёры Су-джок. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
5. Ритмическая игра «Капель»
Кап! Кап! Я — капель, Нажимают пальцами на половинки Су-джок тренажёров, лежащих на столе, согласно ритму стихотворения.
Кап! Кап! Целый день
Капли пляшут звонко.
Потому что солнышко
6. Песня, сопровождаемая жестами «Дождик»
По стеклу раздался стук.
Указательным и средним пальцем правой руки стучат по левой ладони
Это дождик по утру
Разбудил всю детвору.
Капли начали трезвон.
Указательным и средним пальцем правой руки стучат по левой ладони
Если выйдете гулять,
Не забудьте зонтик взять.
Руки поднимают над головой, изображают зонтик.
Педагогам предлагается придумать движения на третий куплет песни.
7. Ритмическая игра «Эхо»
Встают в круг, берутся за руки, и покачиваясь из стороны в сторону, поют.
Эхо, эхо! Вот потеха!
Не могу сдержать я смеха!
Всё, что хлопнешь – повторю!
Прохлопывают за педагогом разные ритмические рисунки.
Педагогам: Одной из важных задач в образовании старших дошкольников является развитие фонематического восприятия. При знакомстве с гласными звуками я предлагаю использовать систему фонетической ритмики, эта работа становится более доступной, понятной и интересной детям. Такие упражнения способствуют словесного о фразового ударения, темпа речи, ее выразительности.
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
8. Упражнение на нормализацию речевого дыхания,
На развитие слухового внимания и памяти
Детям предлагают в сопровождении движений воспроизвести по подражанию различные комбинации гласных звуков (ау, ауо, ит. д.)
9. Движения под музыку,
упражняющие в различных видах ходьбы и бега
• С. и Е. Железновы «Ходим, бегаем»
• С. и Е. Железновы «Ходим, ходим, стоп»
— Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.
-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
Использование физкультминуток в работе с дошкольниками (из опыта работы) Использование физкультминуток в работе с дошкольниками Игра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В.
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике с дошкольниками 5–7 лет Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. От состояния здоровья детей.
Аукцион интерактивных педагогических пособий (фотоотчет) Аукцион интерактивных педагогических пособий прошел в нашем детском саду в мае этого года. Цель методического мероприятия: повышение творческой.
Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками Всем известно, что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается.
Использование ИКТ в работе с дошкольниками В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.
Консультация для воспитателей «Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ручеёк» село Ольгино Степновского муниципального района Ставропольского.
Применение логопедической ритмики в коррекционной работе Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки.
Семинар для педагогов «Аукцион педагогических идей» «Звуковая культура речи» Форма проведения: Деловая игра «Аукцион педагогических идей» Цель: Повышение творческой активности педагогов,.
Семинар-практикум «Использование физкультминуток в работе с дошкольниками» 1слайдДобрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен «Использованию физкультминуток в работе с дошкольниками».
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками Желаю Вам цвести, расти, Крепить свое здоровье Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. С. Я. Маршак. От состояния здоровья детей во.