в чем заключается основная цель дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика как наука

в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть картинку в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Картинка про в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогики Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть картинку в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Картинка про в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогикиПасхальная выставка! 1 мая по 6 мая 2013 года в МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Томска проводился областной Пасхальный фестиваль. Мои ребята.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Источник

Предмет, задачи и содержание дошкольной педагогики в рамках идей гуманизации образования

в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть картинку в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Картинка про в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогики Марта Ляшева
Предмет, задачи и содержание дошкольной педагогики в рамках идей гуманизации образования

Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17 века Я. А. Коменского.

Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии.

Предметом дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Задачи дошкольной педагогики как науки:

– адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования;

– обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации;

психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации;

– разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения;

– выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий;

– изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности;

определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ, определение принципов и условий педагогической импровизации;

– построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Категории дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Воспитание – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т. п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т. к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС. Цели и задачи развития детей дошкольного возраста «Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО» Цели и задачи развития детей дошкольного возраста в образовательной.

Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей» Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности. Развитие мысли-тельных операций является важным.

ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О. Н. Петрова Муниципальное бюджетное дошкольное.

в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть картинку в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Картинка про в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогикиФоторепортаж. Межрегиональный семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» 28 марта 2017 года в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева состоялся Межрегиональный научно-практический.

Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества Данная статья посвящена исследованию организации инклюзивного образования в России. Рассмотрены основные проблема внедрения инклюзивного.

Мыследеятельностные способности как содержание образования. Консультация для воспитателей Мыследеятельностные способности как содержание образования В основе мыследеятельностного содержания образования лежит развитие мыследеятельностных.

в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Смотреть картинку в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Картинка про в чем заключается основная цель дошкольной педагогики. Фото в чем заключается основная цель дошкольной педагогикиТворческий проект «Подарок маме к 8 Марта» для детей старшего возраста Тип проекта: информационно- практический Возрастная группа: старшая Вид проекта: групповой Руководитель проекта: Бжасова Г. Б. Продолжительность.

Источник

Методы дошкольной педагогики

Входной билет в мир социума малышу 3-7 лет дает посещение детского сада. В дошкольных образовательных учреждениях ребенок получает первое представление о взаимодействии в коллективе, о самостоятельности и дисциплине, развивается и осваивает навыки, чтобы впоследствии легче адаптироваться в школе.

Какие методы используют педагоги в дошкольных образовательных учреждениях в этот важный период становления личности, мы и расскажем вам сегодня.

Что такое дошкольная педагогика?

Дошкольная педагогика – это отрасль общей педагогики, которая включает в себя исследования теории воспитания и обучения детей дошкольного возраста и предполагает применение специальных средств и методов. Самостоятельной наукой дошкольная педагогика стала только в 19 веке.

Главным объектом дошкольной педагогики является ребенок с момента его рождения до школьного периода. Именно в это время у детей формируются понятия и убеждения, которые окажут непосредственное влияние на всю последующую жизнь человека, поэтому на воспитателей и педагогов ДОУ ложится огромная ответственность.

Основные категории дошкольной педагогики – это воспитание, развитие, обучение и формирование. Если подробнее раскрыть их суть, то:

Цели и задачи педагогов дошкольного образования

Основной целью дошкольного воспитания будет способствовать самореализации и развитию каждого человека в условиях цивилизованного общества, поэтому педагоги и воспитатели в детском саду стараются с ранних лет приобщить детей к общечеловеческим нравственным, культурным и воспитательным ценностям – к доброте и честности, любви к ближнему, уважению к родителям, к трудолюбию и старательности, любознательности и совершенствованию личностных качеств, к взаимному уважению в отношениях с другими людьми, к ответственности, дисциплине и творчеству.

Исходя из целей, самыми важными задачами дошкольной педагогики будут:

дать оценку личным качествам, которые возможно сформировать у малыша в дошкольный период;

обосновать виды и методы воспитательной деятельности;

организовать воспитательный процесс так, чтобы и на протяжении всего обучения в школе сохранился творческий потенциал ребенка, приобретенный в детском саду.

Безусловно, дошкольный возраст является ключевым периодом в развитии ребенка, поэтому педагоги дошкольного образования несут огромную ответственность перед обществом, и для того, чтобы качественно выполнять свои задачи, должны обладать определенными навыками и компетенциями. Получить необходимые знания в области дошкольной педагогики и психологии, освоить профессию воспитателя детей дошкольного возраста (учителя начальных классов) помогут преподаватели нашей академии на курсе профессиональной переподготовки.

А мы расскажем вам, какие же методы применяют в работе с дошкольниками педагоги.

4 метода дошкольного образования

Методы дошкольного воспитания детей – это систематизированные, последовательные и взаимосвязанные действия педагогов, направленные на максимальное достижение задач и результатов.

Дошкольная педагогика состоит из следующих методов:

Формирование сознания личности (метод включает пояснение, беседу или рассказ, которые направлены на получения знаний об окружающем мире, о природе и обществе, правилах поведения, трудовой деятельности взрослых; метод формирует у ребенка систему понятий и четких убеждений, помогает в создании собственного жизненного опыта и учит давать оценку своему поведению и поведению других людей).

Организация деятельности, общения, поведения (посредством специальных упражнений, создания ситуаций, спортивных и логических игр со сверстниками, познавательных речевых и арифметических конкурсов метод приводит ребенка к познанию действительности в процессе разной деятельности).

Стимулирование и мотивация деятельности и поведения – методы, которые предполагают применение к воспитанникам поощрений (положительной оценки поведения детей, которая всегда вызывает яркие эмоции, гордость, удовлетворение собой), наказаний (осуждения плохого поступка или отрицательного отношения с целью скорректировать дальнейшее поведение и активировать желание исправиться) и соревнований (состязание на выявление лучшего результата уже имеющихся навыков, несет в себе много положительных эмоций, связанных со стремлением к труду, первенству и достижению поставленных целей). Добавим, что в поощрительных оценках при всем коллективе, очень нуждаются необщительные, несмелые дети. А вот вынесение наказания рассматривается в каждом случае индивидуально – некоторых детей нельзя осуждать в присутствии коллектива.

Контроль и самооценка (проведение бесед, опросов, тестов и создание специальных ситуаций для выявление степени воспитанности).

Что именно используют педагоги в процессе воспитания и как подобрать нужный метод?

В практике педагоги и воспитатели выбирают методы для обучения детей, руководствуясь задачами воспитательного процесса, а также возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Выбор конкретной методики зависит от предстоящего занятия в детском саду и его конечных целей.

Наглядные методики включают в себя наблюдение (навык всмотреться в явление окружающего мира, заметить изменения, дополнения, выявить причину и сделать верный вывод) и демонстрацию (наглядное представление как знакомых, так и еще неизвестных предметов).

Практические методики подразумевают выполнение упражнений (неоднократное повторение мыслительных или практических действий для лучшего усвоения), проведения опытов (исследования для приобретения знаний) и моделирования (карта, план, пособие).

Посредством игровых методик создаются воображаемые ситуации (например, игра в рынок для изучения видов овощей), также воспитатели приглашают детей к участию в дидактических играх (для лучшего усвоения знаний).

Словесные методики – это беседа, рассказ и чтение художественной литературы (подходят для изучения и запоминания информации, развития воображения и памяти).

Конечно, нам, взрослым, нельзя забывать, что детский сад – это первый опыт малыша в самостоятельной жизни, поэтому, помимо необходимых навыков, воспитательные методы должны приносить ребенку радость и удовольствие от своих первых достижений.

Источник

Дошкольная педагогика: понятие, задачи, принципы и методы

Дошкольная педагогика рассматривается как одна из отраслей общей педагогики. В качестве самостоятельной науки дошкольной педагогики она была выделена только в XIX веке.

Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Объект дошкольной педагогики – ребенок с момента рождения до поступления в школу.

Данный период значительно отличается от других, так как именно в это время формируются понятия, которые закладываются для последующего существования человека.

Дошкольная педагогика – научная дисциплина, носящая прикладной и теоретический характер.

Теоретическая составляющая заключается в специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников. Практическая – обобщение закономерностей, формирование выводов и их апробацию на практике.

Педагогика дошкольного возраста обладает понятийным аппаратом, которым оперирует. Сюда входят факты, обучение, игровая деятельность и другие понятия.

Предмет дошкольной педагогики – это:

Задачи дошкольной педагогики

Задачи дошкольной педагогики обладают теоретическим и практическим характером. Теоретические рассматривают специфику восприятия детьми различных методов воздействия, которые определяются учеными, исследователями при помощи анализа и обобщений единичных новаторских воплощений идей учителей.

Суть прикладных задач:

Прикладные задачи решаются работниками образования.

Методология в дошкольной педагогике

Дошкольная методика – это социальная дисциплина со специфической методологией:

Принципы дошкольной педагогики

Принципы педагогики для дошкольников имеют связь с ее методологической основой:

Методы дошкольной педагогики как науки

Методы для помощи в изучении для детей:

Методы обучения – система поэтапных взаимосвязанных способов работы педагога с детьми, направленных на достижение поставленных задач.

Выбор метода обучения характеризуется целью и содержанием учебного процесса, что является предметом школьной педагогики:

Связь предметов дошкольной педагогики как науки – это правильная комбинация средств, актуальности содержания и приемлемости выбранных методов. Задача воспитателя – четкая их дозировка в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *