в чем заключается оперативное планирование поездной и грузовой работы
Оперативное планирование поездной и грузовой работы станции
Целью оперативного планирования работы станции является обеспечение выполнения заданий по приёму, расформированию, формированию и отправлению поездов, погрузке, выгрузке, сортировке грузов, а также выполнения графика движения, плана формирования поездов и установленных качественных показателей работы.
В соответствии с Инструкцией по оперативному планированию поездной и грузовой работы станции оперативное планирование осуществляется на сутки, смену и по 3-6-часовым периодам в течение смены (текущее планирование). Основой для сменного планирования является информация о подходе поездов, вагонов и локомотивных бригад и расчёт их предполагаемого наличия на станции к началу планируемого периода.
Для планирования поездообразования по 3-6-часовым периодам маневровый диспетчер использует подсистему поездообразования АСУ СТ и данные графика исполненного движения (ГИД). На основании полученной информации он составляет план отправления поездов в соответствии с нитками графика и передаёт его ДСЦС. Станционный диспетчер, получив план отправления поездов со станции, совместно с ДНЦ, дежурным по эксплуатационному локомотивному депо, локомотивным диспетчером производит подвязку локомотивов и локомотивных бригад к ниткам плана отправления поездов с использованием автоматизированной системы планирования подвязки локомотивных бригад на базе системы АСУС-Т с учётом прибытия локомотивов и заставки локомотивных бригад.
Полная информация о подходе поездов в виде телеграмм-натурных листов (ТГНЛ) поступает из дорожного вычислительного центра в вычислительный центр станции. Данные о прибытии, наличии на станции местных вагонов приёмосдатчик при маневровом диспетчере по грузовой работе берёт из АСУ СТ – запрашивает «подход местных вагонов» и информирует грузополучателей о подходе и прибытии груза и количестве вагонов.
Суточный план работы станции разрабатывается аппаратом ДЦУП (руководящим составом) и приказом передаётся на станцию за 2 часа до начала суток. Он содержит следующие данные:
— количество и номера поездов, подлежащих приёму станцией с каждого направления с подразделением на транзитные и поступающие в переработку;
— количество и номера поездов, которые должны быть отправлены со станции в каждом направлении, с указанием поездов своего формирования;
— размеры погрузки, выгрузки с выделением важнейших грузов;
— задание на отправление порожних вагонов по регулировочному заданию с указанием направления следования, рода, типа и принадлежности подвижного состава;
— количество порожних вагонов, которые должны прибыть под погрузку, с указанием типа, принадлежности и категории годности;
— задание на подготовку вагонов под погрузку.
Суточный план оперативной работы станция получает в форме диспетчерского приказа из отделения дороги перед началом суток ( не позже 17 ч. ). В нём указывают:
общее количество поездов, которые должны быть приняты станцией с каждого направления с подразделением на транзитные и в расформирование;
общее количество поездов, которые должны быть отправлены станцией за сутки по направлениям с выделением поездов своего формирования;
регулировочное задание по отправлению порожних вагонов по роду подвижного состава на каждое направление;
Популярное на сайте:
Инструкция по оперативному планированию поездной и грузовой работы железных дорог
Инструкция по оперативному планированию поездной и грузовой работы железных дорог
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОПЕРАТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПОЕЗДНОЙ И ГРУЗОВОЙ РАБОТЫ
Указанные ограничения устанавливаются на основе технических норм эксплуатационной работы на месяц с их декадной корректировкой (включая нормы погрузки и выгрузки, передачи поездов и вагонов по межгосударственным, междорожным и межотделенческим стыковым пунктам, регулировочных заданий но сдаче порожних вагонов, нормы использования вагонного и локомотивного парков), нормативов графика движения и плана формирования поездов, а также особенностей организации эксплуатационной работы в планируемом периоде.
1.5. Задачами оперативного планирования поездной и грузовой работы железных дорог являются определение:
1.5.1. Для каждой железной дороги и сети железных дорог в целом заданий по:
передаче порожних вагонов с железной дороги на соседние железные дороги (по роду подвижного состава);
приему и сдаче поездов по междорожным стыковым пунктам;
наличию транзитных вагонов.
общей погрузки (в вагонах и тоннах);
общей передачи вагонов (груженых и порожних).
1.5.2. Для подразделений железной дороги:
размеров движения поездов и их распределения в течение планируемого периода по всем участкам железной дороги, размеров и времени передачи поездов и вагонов по внешним и внутренним стыковым пунктам железной дороги;
потребности в локомотивах и локомотивных бригадах для обеспечения установленных размеров движения;
порядка обеспечения отправляемых поездов локомотивами и локомотивными бригадами, а также потребности в пересылке локомотивов и локомотивных бригад в пределах участка их обращения;
объемов погрузки в целом, по роду грузов, типу подвижного состава и выгрузки в целом, по типу подвижного состава и по роду груза;
порядка передачи и развоза местного груза, обеспечения погрузки порожними вагонами, включая организацию отправительских и ступенчатых маршрутов;
количества вагонов парка МПС России, подлежащего передаче по регулировочным заданиям, и порядка их отправления и продвижения;
количества вагонов, принадлежащих иностранным железнодорожным администрациям, порядка их отправления и продвижения;
показателей использования подвижного состава.
1.6. Технологическая основа оперативного планирования поездной и грузовой работы железных дорог должна обеспечивать координацию и преемственность управляющих воздействий по периодам и полигонам действия планов. Такой основой являются:
совмещенный вариантный план формирования поездов (СВПФ), который содержит:
нормативную часть, включающую круглогодичное ядро назначений поездов и группу назначений, вводимых и отменяемых периодически (от 5 суток и более) при существенных изменениях вагонопотоков;
оперативную часть, включающую допустимые варианты организации вагонопотоков в поезда при текущем планировании работы. Варианты, составляющие оперативную часть СВПФ, не должны увеличивать переработку вагонов на попутных станциях и замедлять доставку вагонов в пункты назначения по сравнению с вариантами, установленными нормативной частью.
1.7. Порядок и сроки решения задач оперативного планирования поездной и грузовой работы железных дорог, распределение функций оперативных работников с учетом специфики организационной структуры желез-
пых дорог и применяемых средств информатизации регламентируется в технологических процессах работы дорожных центров управления перевозками. Указанные технологические процессы разрабатываются службами перевозок железных дорог, согласовываются с ЦД МПС и утверждаются начальниками железных дорог.
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПОЕЗДНОЙ И ГРУЗОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Основой информационного обеспечения оперативного планирования поездной и грузовой работы железных дорог являются комплексы информационных технологий:
автоматизированная система управления перевозочным процессом (АСУ-ПП), включая единую модель перевозочного процесса (ЕМПП), фиксирующую дислокацию и состояние поездов, локомотивов, бригад, вагонов, грузовых отправок, и работающие на основе ЕМПП приложения систем ДИСПАРК (управление вагонными парками) и ДИСЛОК (управление локомотивными парками);
автоматизированная комплексная система фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО), включая базы данных о принятых железной дорогой заявках на перевозку грузов (ГУ-12), о заявках на перевозку грузов в контейнерах (ГУ-12к) и о заявках на перевозку грузов отправительскими маршрутами (ГУ-114), а также средства контроля выполнения заявок.
2.2. Доступ оперативно-диспетчерского персонала к информационным базам и решение задач оперативного планирования реализуется через системы автоматизированных рабочих мест ЕЦЦУ.
2.3. Нормативно-справочная информация для решения задач оперативного планирования поездной и грузовой работы железных дорог формируется в подсистемах АСУ-ПП, обеспечивающих автоматизировашгую разработку графика движения поездов, системы организации вагонопотоков, технических норм эксплуатационной работы.
2.4. В состав информационного обеспечения задач оперативного планирования поездной и грузовой работы железных дорог должна входить система прогноза подхода поездов и вагонов к выделенным станциям (стыковым, сортировочным, участковым и грузовым). Указанная система прогноза должна обеспечивать:
идентификацию всех поездов и вагонов, которые должны поступить в зону расчета плана с внешних полигонов, с фиксацией их дислокации и последней технологической операции;
автоматизированное построение маршрута следования указанных поездов (вагонов) в виде последовательности станций и выполняемых технологических операций в зоне расчета плана;
расчет прогнозного времени прибытия на выделенные станции: для поездов, назначенных на твердые нитки графика движения поездов и обслуживаемых локомотивами по заданному на месяц графику оборота — в соответствии с временем следования по действующему графику движения в соответствии с временем следования но действующему графику движения поездов либо вариантному графику движения поездов (в дни предоставления плановых «окон»); для остальных поездов и вагонов — в соответствии со статистическими нормативами продвижения в зависимости от назначения, веса и длины поездов, сезона, дня недели и внутрнсуточной зоны времени;
уточнение прогнозного времени по мере поступления информации о поступлении вагонов в поездах на следующие станции и выполнении технологических операций, а для текущего планирования — по данным прогнозных графиков движения поездов на участках, разрабатываемых в составе автоматизированных рабочих мест поездных диспетчеров.
3. СМЕННО-СУТОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЕЗДНОЙ И ГРУЗОВОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
3.1.Сетевой уровень управления поездной и грузовой работой
3.1.1. В соответствии с целью и критериями оценки оперативных планов планирование грузовой работы сети железных дорог и каждой дороги должно быть направлено на:
выполнение оперативных заданий МПС России на обеспечение перевозок фу зов по госзаказу;
выполнение сводных заявок на перевозку грузов по установленной номенклатуре;
своевремешгую выгрузку вагонов и создание погрузочных ресурсов для погрузочных железных дорог;
выполнение регулировочных заданий по передислокации вагонных парков;
выполнение заданий МПС России по возврату вагонов иностранным железнодорожным администрациям.
3.1.2. Планирование поездной работы сети железных дорог и каждой железной дороги должно быть направлено на:
равномерное и беспрепятственное продвижение поездопотоков по железным дорогам и их подвод к выделенным станциям, портам, пограничным переходам и крупным железнодорожным подъездным путям;
равномерный обмен грузовыми поездами по стыковым пунктам между железными дорогами в соответствии с графиком движения поездов;
выполнение установленных по сети железных дорог и каждой железной дороге в отдельности показателей использования подвижного состава.
3.1.3. В суточном плане поездной и грузовой работы сети железных дорог устанавливаются следующие показатели:
погрузка общая, по основным группам родов грузов;
погрузка отправительских маршрутов по железным дорогам, государствам назначения;
выгрузка общая и по основным родам подвижного состава;
прием и сдача порожних вагонов с железной дороги на соседние железные дороги по основным родам подвижного состава, в том числе из-под своей выгрузки;
сдача вагонов в регулировку по основным родам подвижного состава;
сдача вагонов общая (груженных н порожних) с железной дороги на соседние железные дороги;
количество «окон» для производства ремонтных и строптельньк работ;
прием и сдача поездов между железными дорогами;
эксплуатируемый парк локомотивов по междорожным участкам обращения, в том числе отправляемых в регулировку;
показатели по специальным заданиям МПС России конкретной железной дороге;
основные показатели использования подвижного состава.
3.1.4. Суточный план поездной и грузовой работы сети железных дорог разрабатывается на основе:
графика движения поездов и плана формирования 1рузовых поездов;
технических норм эксплуатационной работы на месяц и их декадной корректировки;
доклада о работе сети железных дорог за двое прошедших суток, подготовленного в установленном порядке Главным вычислительным центром МПС России;
сводных заявок грузоотправителей на погрузку на месяц и в среднем в сутки, уточненных на планируемые сутки;
поездного положения на сети железных дорог и дислокации вагонов рабочего парка;
ожидаемого наличия к началу планируемого периода локомотивов на междорожных участках обращения и на станциях оборота соседних железных дорог;
специальных заданий МПС России.
3.1.5. Значения показателей суточного плана поездной и грузовой работы железных дорог рассчитываются:
сдача вагонов общая (груженых и порожних) — сумма вагонов, погруженных на выход (маршрутами и не маршрутами), порожних вагонов, сдаваемых железными дорогами из-под своей выгрузки, и порожних вагонов, следующих через железную дорогу транзитом (по регулировке);
«окна» для производства ремонтных и строительно-монтажных работ — на основании данных о планировании «окон» для производства работ по ремонту пути и сооружений, предоставляемых Департаментом пути и сооружений МПС России и утвержденных ЦД МПС;
исходя из фактической дислокации локомотивов железных дорог, обслуживающих данный участок. По результатам корректировки определяется количество локомотивов, отправляемых резервом с целью регулировки парка и равномерного обмена поездами;
показатели по специальным заданиям МПС России разрабатываются ЦД МПС и передаются в ЦУП МПС для контроля выполнения их железными дорогами.
3.1.6. Порядок разработки суточного плана поездной и |рузовой работы сети железных дорог устанавливается технологическим процессом работы ЦУП МПС. Ответственным за разработку суточного плана поездной и ipy-зовой работы является начальник ЦУП МПС. Разработку проекта суточного плана поездной и грузовой работы осуществляет отдел планирования ЦУП МПС, который представляет его начальнику ЦУП МПС и, после согласования с ним, проект представляется руководителю ЦД МПС для утверждения.
В 15 часов по московскому времени на селекторном совещании, проводимом руководством ЦД МПС совместно с железными дорогами, рассматриваются и при необходимости корректируются показатели суточного плана поездной и грузовой работы.
Утвержденный план поездной и грузовой работы передается в ЦУП МПС для руководства в работе на планируемые сутки и передачи заданий железным дорогам в ЕЦДУ.
3.2. Дорожный уровень управления поездной и грузовой работой
3.2.1. В соответствии с целью и критериями, определенными в разделе 1 настоящей Инструкции, оперативное планирование грузовой работы железной дороги должно быть направлено на:
выполнение заявок на перевозки грузов по всей номенклатуре;
своевременную выгрузку вагонов и создание погрузочных ресурсов для железной дороги;
выполнение регулировочных заданий по передислокации вагонных парков МПС России и своевременный возврат вагонов принадлежности иностранных железнодорожных администраций, собственных и арендованных их владельцам.
3.2.2. Оперативное планирование поездной работы железной дороги должно быть направлено на:
беспрепятственное продвижение вагонопотоков на полигоне железной дороги, их своевременный подвод к станциям назначения и пунктам сдачи на основе четкого взаимодействия участков и станций между собой, а так-
же с портами, пограничными переходами и крупными подъездными путями;
беспрепятственный обмен поездами по стыковым пунктам железной дороги и ее подразделений;
своевременную передачу и развоз местного груза, а также порожних вагонов под погрузку между подразделениями железной дороги и на соседние железные дороги;
выполнение установленных железной дороге и ее подразделениям показателей использования подвижного состава.
3.2.3. В суточном плане поездной и грузовой работы железной дороги устанавливаются следующие показатели:
погрузка общая, по родам и выделенным типам подвижного состава, по видам основных грузов с распределением по выделенным станциям и районам управления опорных станций;
погрузка отправительских и ступенчатых маршрутов с детализацией по станциям отправления и назначения, а также укрупненных групп вагонов отдельных назначений;
размеры выгрузки в целом, по родам и выделенным типам подвижного состава с распределением по выделенным станциям и районам управления опорных станций;
прием и сдача порожних вагонов по родам и выделенным типам подвижного состава с распределением по внешним и внутренним стыковым пунктам железной дорога, в том числе сдача из-под своей выгрузки;
задания на подготовку подвижного состава под погрузку;
задания по развозу местного груза и порожних вагонов под погрузку на выделенные грузовые и опорные станции;
задания по передаче местного груза между подразделениями железной дороги;
выделяемые на станциях и участках «окна» для производства ремонтных и строительных работ;
прием н отправление поездов по сортировочным, участковым, выделенным грузовым и опорным станциям железной дороги с пономерным назначением поездов в каждом направлении и выделением поездов своего формирования;
размеры движения поездов по участкам, приема и сдачи по стыковым пунктам в поездах и вагонах;
рабочий парк вагонов, в том числе груженых, направляемых через выходные пункты железной дороги, местных — по подразделениям, порожних — по роду и выделенным типам подвижного состава;
эксплуатируемый парк локомотивов по участкам их обращения, участкам работы локомотивных бригад и подразделениям железной дороги;
необходимое количество локомотивных бригад;
задания по pei-улированню локомотивным парком, включая количество локомотивов, отправляемых резервом на другие железные дороги, а также пересылаемых внутри участков обращения; число и время возвращения локомотивов в депо приписки для производства ремонта;
специальные задания ЦУП МПС, в том числе по обеспечению срочных перевозок.
3.2.4. Суточный план поездной и 1рузовой работы железной дороги и ее подразделений составляется на основе:
графика движения, плана формирования поездов и технологии местной работы;
технических норм эксплуатационной работы на месяц и их декадной корректировки;
технологических норм времени на выполнение операций с поездами и вагонами;
доклада о поездной и 1рузовой работе железной дороги за прошедшие сутки и первую половину текущих суток, подготовленного информационно-вычислительным центром железной дороги в установленном порядке;
заявок грузоотправителей на подачу вагонов под погрузку и плана маршрутизации;
поездного положения железной дороги и дислокации вагонов рабочего парка;
заявок соседних железных дорог на передачу поездов и вагонов по каждому междорожному стыковому пункту, которые должны передаваться в форме диспетчерского приказа за подписью начальника службы перевозок железной дороги или его заместителя не позднее чем за 6 часов до начала плановых суток;
ожидаемого наличия и поступления с соседних железных дорог местного груза под выгрузку и порожних вагонов под погрузку;
ожидаемого наличия к началу планируемого периода локомотивов по участкам обращения и пунктам оборота, в том числе локомотивов, находящихся в различных видах ремонта;
графика постановки локомотивов в ремонт;
заявок дистанций пути, энергоучастков и строительных организаций на предоставление «окон» для выполнения ремонтных и строительных работ.
3.2.5. Суточный план вьирузки, в том числе на первую половину суток, определяется:
для маршрутов, следующих под выгрузку — по данным об их дислокации путем технологического моделирования их продвижения и выгрузки;
вагонов, подлежащих сортировке) на оборот местного вагона либо поэлементным расчетом.
3.2.6. Размеры развоза местного груза подсчнтываются путем умножения ожидаемого на начало плановых суток наличия вагонов с местным грузом, подлежащих развозу, на установленный службой перевозок железной дороги коэффициент развоза. Указанный коэффициент устанавливается для каждого подразделения железной дороги путем определения среднестатистических данных о наличии местного груза к развозу на станциях данного подразделения за отчетные сутки, о поступлении местного груза по стыковым пунктам и производимой отгрузке на себя за первую половину суток и возможностей развоза с учетом действующего графика движения и плана формирования поездов. Передача местного груза на соседние подразделения железной дороги определяется в аналогичном порядке.
3.2.7. На основе принятых железной дорогой заявок на перевозку грузов, указанных в них дат подачи вагонов и принадлежности подвижного состава определяется план погрузки для каждой станции, подразделения железной дороги и железной дороги в целом на планируемые сутки. При этом объемы погрузки, указанные в заявках, уточняются совместно с начальниками станций и подразделением дорожного центра фирменного транспортного обслуживания, ведающим контролем исполнения заявок. При уточнении плана погрузки учитываются:
ход выполнения заявки в предыдущие дни и допущенные недогрузы;
данные о наличии и предстоящем прибытии вагонов под погрузку и о количестве вагонов, освобождающихся после выгрузки;
информация о наличии ограничений на выполнение погрузочно-выгрузочных операций и на подачу-уборку вагонов к фронтам погрузки и выгрузки;
информация о финансовом состоянии грузоотправителя, об осуществлении оплаты за предстоящую перевозку и погашении предыдущих задолженностей;
специальные задания и указания по занятию порожнего подвижного состава ЦУП МПС.
3.2.8. Для обеспечения плана погрузки порожним подвижным составом производится прикрепление к каждой заявке порожних вагонов с учетом их дислокации и ожидаемого времени поступления (освобождения):
для диспетчерских участков, станций, линейных районов управления опорной станции, а также для обеспечения погрузки кольцевых и технологических маршрутов — но номерам вагонов.
При этом устанавливаются задания на подготовку подвижного состава под погрузку с учетом рода груза и необходимой категории годности, а также по развозу порожних вагонов по выделенным станциям и линейным районам опорных станций.
3.2.9. Погрузка отправительских и формирование ступенчатых маршрутов в суточном плане устанавливается на основе календарного плана их организации, разработанного службой перевозок железной дороги. Календарные планы погрузки маршрутов разрабатываются на месяц и корректируются по декадам с учетом вновь поступивших заявок грузоотправителей, а также изменений, внесенных по инициативе 1рузоотправителей в ранее поданные заявки. На их основе разрабатывается на предстоящие сутки план-задание на погрузку грузов маршрутами и сдачу маршрутов по стыковым пунктам подразделений железных дорог и соседних железных дорог. В суточном плане поездной и грузовой работы железной дороги и ее подразделений устанавливается порядок и сроки обеспечения станций погрузки вагонами, вывоза груженых маршрутов, а также порядок объединения групп вагонов после их погрузки в ступенчатые маршруты.
3.2.10. Регулировочные задания по передислокации порожних вагонов из-под выгрузки по роду, выделенным типам и принадлежности подвижного состава определяются, исходя из:
заданий ЦД МПС, включая задания по вагонной помощи иностранным железнодорожным администрациям;
норм месячного технического плана и их декадной корректировки;
хода выполнения указанных норм за предыдущие дни месяца и декады;
наличия порожних вагонов к началу планируемых суток, ожидаемого поступления с соседних железных дорог и планируемой выгрузки.
Количество порожних вагонов из-под выгрузки, сдаваемых по регулировке по каждому стыковому пункту, определяется по нормам графика движения поездов с учетом расположения стыковых пунктов, пунктов зарождения порожних вагонов и порядка направления следования вагонопо-токов, установленного техническим планом. Суточный план поездной и грузовой работы железной дороги предусматривает порядок сбора, формирования, пропуска по участкам и сдачи на соседние железные дороги поездов своего формирования и поступающих составов из порожних вагонов.
Для обеспечения равномерного подвода порожних вагонов в пункты массовой погрузки грузов на железной дороге должна быть разработана, согласована с ЦД МПС (в части междорожной передачи) и утверждена службой перевозок железной дороги технология сбора, формирования,
пропуска по участкам и равномерной передачи порожних составов по стыковым пунктам. В этих целях в графике движения поездов определяются твердые нитки графика движения поездов, по которым станции должны ежедневно отправлять составы из порожних вагонов и пропускать их по участкам и направлениям.
3.2.11. Число принимаемых и отправляемых поездов со станций, размеры движения поездов по участкам и передачи по стыковым пунктам определяются на основе комплексного расчета, который включает:
укрупненное прогнозное моделирование продвижения вагонопотоков на основе информации о подходе вагонов по стыковым пунктам и наличия вагонных парков каждого направления в зоне расчета плана; данных о плановых окнах; намеченного плана грузовой работы и регулирования порожних вагонов; фактического поездного положения; времени на технологические операции с поездами и вагонами; наличия локомотивов и локомотивных бригад;
для полигонов железных дорог, где зона прогнозного моделирования меньше зоны расчета плана — расчет составляющих соответствующих показателей с помощью статистических коэффициентов и номограмм.
При этом по статистическим коэффициентам, которые устанавливаются службой перевозок железной дороги для каждого междорожного и внутридорожного стыкового пункта, распределяют:
поступающие от соседних железных дорог и подразделений своей железной дороги транзитные груженые вагоны по выходным пунктам;
количество вагонов, сдаваемых по каждому стыковому пункту из числа погруженных на выход.
Размеры сдачи груженых вагонов по каждому стыковому пункту на плановые сутки рассчитываются на основе ожидаемого на начало суток наличия транзитных вагонов, планируемой погрузки в прямом сообщении и приема груженых вагонов по стыковым пунктам от соседних подразделений железных дорог.
3.2.12. Ожидаемое наличие вагонов к началу планируемых суток на железной дороге и ее подразделениях определяется в следующем порядке:
вагонов с местным грузом для железной дороги и ее подразделений — суммированием фактического наличия местных вагонов на начало предплановых суток с количеством местных вагонов, поступающих на подразделение железной дороги и погруженных в адрес станций подразделения
лешой дороги и исключением in этом суммы числа выгружаемых за предплановые СУТКИ вагонов;
порожних вагонов — суммированием фактического наличия этих нагонов на начало предплановых суток с количеством поступающих п вьнру-жаемых па подразделении железной дороги вагонов и исключением из ЭТОЙ суммы числа сдаваемых порожних нагонов с подразделения и числа вагонов, которые будут погружены.
3.2.13. При составлении суточного плана поездной работы железной дороги учитывается рациональное регулирование вагопопотокамп по внутридорожным ходам.
3.2.15. ЕСЛИ в планируемые сутки предъявляемый поездопоток превышает размеры движения поездов, включенные в действующий твердый График оборота локомотивов, производится назначение грузовых поездов суточного планирования. Отправление н пропуск поездов в количестве сверх установленного в графике оборота на данный месяц осуществляется:
по ниткам графика движения поездов, свободным в данном месяце, если необходимые размеры движения не превышают максимального числа ниток в графике движения поездов;
по диспетчерским расписаниям, а при параллельном графике движения поездов — также н по расписаниям отмененных и опаздывающих пассажирских поездов, если необходимые размеры движения превышают максимальное число ниток в графике движения поездов.
При этом планируемые необходимые размеры грузового движения во всех случаях не должны превышать допустимых размеров движения по станциям и участкам.
3.2.16. Пономерное назначение грузовых поездов (время их отправления со станций и сдачи по стыковым пунктам) устанавливается в суточном плане поездной работы на основе расчетных вариантов графика движения поездов, учитывающих:
статистическую устойчивость отправления поездов по ниткам графика движения поездов;
качество прокладки ниток графика движения поездов по участкам, их увязку на направлениях и условия оборота локомотивов;
увязку с технологическими процессами крупных грузовых, портовых и пограничных станции.
Расчетные варианты графика движения поездов разрабатываются службой перевозок железной дороги. В части передачи поездов по междорожным стыковым пунктам они согласовываются со службой перевозок соседней железной дороги и утверждаются ЦД МПС. При наличии соответствующего программного обеспечения допускается уточнение времени отправления и сдачи поездов, указанного в расчетных вариантах графика движения поездов, путем моделирования подхода транзитных поездов, поездообразования на сортировочных и погрузки маршрутов на грузовых станциях с учетом запланированных «окон» и отсутствующих в планируемые сутки пассажирских поездов неежедмевного обращения. При этом нитки графика движения поездов, включенные в твердый график оборота локомотивов, корректировке не подлежат.
3.2.17. Последовательность разработки, утверждения и передачи соответствующих частей суточного плана поездной и грузовой работы железной дороги с распределением функций руководящего и оперативно-диспетчерского персонала устанавливается технологическим процессом работы В1ЩУ. Ответственным за разработку суточного плана поездной и грузовой работы железной дороги является начальник ЕЦДУ (начальник оперативно-распорядительного отдела службы перевозок железной дороги). Начальник ЕЦДУ не позднее 13 часов на оперативном совещании анализирует работу железной дороги в текущие сутки и рассматривает план поездной и грузовой работы железной дороги на предстоящие сутки в присутствии руководителя диспетчерской смены железной дороги, дежурных по районам управления, начальника отдела грузовой работы службы перевозок железной дороги, диспетчеров-вагонораспределителей, в необходимых случаях корректирует проект плана и представляет его па утверждение. План утверждается начальником железной дороги или его первым заместителем.
тацноннон и грузовой работы, что и суточным планом, а также другие задания, вытекающие из требований оперативной обстановки. План работы станции на смену составляется начальником станции или его заместителем по оперативной работе на основании графика движения поездов и плана формирования поездов, поступившего суточного плана и сменного задания, а также сложившейся оперативной ситуации на станции к началу планируемого периода, информации о подходе поездов и вагонов, технологических норм времени на выполнение операций с поездами и вагонами, информации о готовности грузоотправителей к погрузке, а также полученных от ЕЦДУ специальных заданий.
В дополнение к данным, указанным в подпунктах 3.3.2 и 3.3.3 настоящей Инструкции, план поездной и грузовой работы станции на смену содержит:
задание на выполнение норм всех видов простоя;
задание на роспуск вагонов с сортировочных горок;
задания, вытекающие из местных условий работы станции и сложившейся оперативной обстановки (по обработке вагоноремонтного пункта, пункта экипировки рефрижераторного подвижного состава, по подборке вагонов в парках для подачи неисправных вагонов в вагонное депо).
Сменный план для двусторонних сортировочных станций составляется отдельно для четной и нечетной систем станции, в плане предусматриваются также задания по передаче вагонов углового потока из одной сортировочной системы в другую.
Для смены, заступающей на дежурство во второй половине отчетных суток, план поездной и грузовой работы станции составляется с учетом результатов работы предыдущей смены и обеспечения выполнения заданного суточного плана поездной и грузовой работы. Задания сменного плана поездной и грузовой работы станции выдаются маневровым диспетчерам, которые доводят их до сведения работников своих смен и выделяют задания на ближайшие 1-2 часа, используя для этой цели имеющиеся на станции средства связи.
4. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЕЗДНОЙ И ГРУЗОВОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
4.1. Дорожный уровень управления поездной и грузовой работой
4.1.1. Для обеспечения выполнения суточных и сменных планов поездной и грузовой работы железных дорог производится текущее планирование поездной и грузовой работы. Текущие планы разрабатываются по полигонам подразделений железной дороги. Ответственным за разработку текущих планов поездной и i-рузовой работы является руководитель диспетчерской смены подразделения железной дороги (дежурный по району управления пли дежурный по направлению в НЦДУ, дежурный по отделению железной дороги). Координацию текущих планов поездной и 1рузовой работы п их утверждение производит руководитель диспетчерской смены железной дороги.
4.1.2. Текущий план поездной и грузовой работы рассчитывается на период не менее 6 часов. При этом производится его утверждение на первые 4-6 часов расчетного периода. На оставшуюся часть расчетного периода результаты расчета плана поездной и i-рузовой работы рассматриваются как прогнозные.
4.1.3. Задачи текущего планирования поездной и грузовой работы на дорожном уровне управления:
разработка плана приема поездов станциями при условии соблюдения оптимального чередования подвода на станцию длинносоставных поездов и поездов нормальной длины, а также обеспечения взаимодействия в работе перегона, парка прибытия и горки;
расчет плана поездообразовання для группы взаимодействующих станций с выбором назначений поездов и поездных групп из набора допустимых решений совмещенного вариантного плана формирования поездов;
распределение ниток графика движения поездов, обеспеченных локомотивами и бригадами, между станциями узла;
корректировка иономерного назначения поездов, установленного суточным планом поездной работы, с прикреплением составов по назначениям, локомотивов по номерам и локомотивных бригад, а также нарядов ведомственной охраны МПС России для сопровождения грузовых поездов к ниткам графика движения поездов;
составление плана развоза местного груза и порожних вагонов под погрузку по выделенным грузовым станциям и опорным станциям линейных районов.
4.1.4. Откорректированный по 4- и 6- часовым периодам сменный план отправления поездов является документом, на основании которого учитывается выполнение графика движения грузовых поездов. Изменения и исправления плана после его утверждения руководителем дорожной диспетчерской смены не допускаются, кроме случаев наступления форс-мажорных обстоятельств.
4.1.5. Нормативно-справочными данными для текущего планирования поездной и грузовой работы являются:
план формирования грузовых поездов в кодах единой сетевой разметки с указанием допустимых вариантов включения вагонных струй в одно-группные и групповые поезда;
минимальные и максимальные нормы веса и длины составов для каждого поездного назначения;
нитки графика движения поездов с указанием допустимого веса, длины и специализации поездов, признака включения нитки в твердый график оборота локомотивов текущего месяца;
характеристики путевого развития станций;
технологические нормы времени на выполнение операций с поездами и вагонами на Станциях формирования поездов и перецепки групп, дифференцированные по числу вагонов и групп в составах, наличию вагонов с особыми условиями выполнения операций;
технологические нормативы времени работы поездных локомотивов и бригад;
стоимостные нормативы или коэффициенты для оценки уровня полезности вагонов при поннточном прикреплении составов формируемых поездов;
действующие ограничения для вагонов с номенклатурными грузами, обусловленные численностью и организацией работы линейных подразделений ведомственной охраны МПС России по сопровождению грузовых поездов: максимальное число нарядов за сутки, назначаемых для сопровождения грузовых поездов по станции; минимальное число вагонов, подлежащих охране, в составе группового поезда соответствующего назначения; максимальное число поездов с охраняемыми грузами, отправляемых за сутки по назначениям поездов; нитки графика движения поездов, на которые предусмотрено обязательное отправление нарядов сопровождения поездов.
4.1.6. Переменной информацией для текущего планирования поездной и грузовой работы железных дорог является:
пономерные данные о вагонах в зоне расчета плана с указанием характеристик: вес брутто и длина вагона; станция назначения; пункт перехода за границу; род груза (для груженых вагонов); категория годности под по-
грузку (для порожних вагонов); пороговые значения допустимого пробега до очередного ремонта; код собственника; срок доставки (возврата в порожнем состоянии); режим перевозки; признак необходимости сопровождения ведомственной охраной МГ1С России; местонахождение вагона (станция, система, парк, путь, участок, поезд, операция и премя ее выполнения); прогнозное время поступления вагона в сортировочную систему станции формирования поезда или прицепной группы;
поездное положение на участках и станциях в зоне расчета плана для оценки на его основе возможных эксплуатационных затруднений;
данные о вагонах, требующих ускоренного отправления (с угрозой просрочки доставки; вагоны иностранных железнодорожных администраций длительное время находящиеся на железных дорогах Российской Федерации; вагоны, указанные в специальных заданиях);
задания на сдачу порожних вагонов в регулировку и подсылку их под погрузку;
данные о наличии локомотивов и локомотивных бригад для обеспечения вывоза поездов и об их ожидаемом подходе;
прогноз моментов времени готовности к отправлению локомотивов (с учетом выхода из ремонта, взятия из резерва) и локомотивных бригад (окончание отдыха, выход по именному графику или безвызывнон системе) по данным локомотивного диспетчера;
данные о наличии стрелков в сменных пунктах ведомственной охраны МПС России на станциях их дислокации, полученные от начальников подразделений (караулов) ведомственной охраны МПС России;
данные о плановых «окнах», а также отказах технических средств, ограничивающих пропускную и перерабатывающую способность участков и станций, полученные от оперативно-распорядительного аппарата служб пути, сигнализации и связи, электрификации и других служб железной дороги;
вариантный график движения грузовых поездов (в дни предоставления «окон») и данные о назначении дополнительных и отмене графиковых пассажирских (пригородных) поездов;
сведения о неблагоприятных погодных условиях (низкая или высокая температура воздуха, резкий перепад температур, ливень, град, обильный снегопад, песчаные бури, туман), полученные от службы пути железной дороги.
4.1.7. С учетом местных условий должен устанавливаться порядок анализа состояния накопления, наличия и подхода вагонов контролируемых назначений к станциям формирования и перецепки групп с указанием зон контроля и ответственности за передачу и корректировку информации, порядка использования данных автоматизированной системы управления
сортировочной станцией и автоматизированной системы оперативного управления перевозками исходя из структуры указанных систем на конкретном полигоне.
4.1.8. Текущее планирование поездной и грузовой работы железных дорог включает комплексный расчет поездообразовання по взаимодействующим станциям полигона и на основании этого расчета — составление плана отправления поездов. При расчете поездообразования устанавливаются:
назначения поездов и включаемых групп из числа допустимых по вариантному плану формирования поездов;
время окончания накопления вагонов по назначениям в соответствии с минимальными и максимальными нормами веса и длины составов;
время завершения операций по формированию составов, включая их перестановку на пути отправления;
время готовности поездов к отправлению.
4.1.9. Моделирование поездообразования на полигоне предусматривает расчет и оценку вариантов назначения поездов в соответствии с базовым планом формирования поездов, а также следующих оперативных решений:
назначения поездов повышенной транзитное™ по плану формирования поездов впередилежащнх технических станций;
назначения одногруппных поездов вместо групповых;
формирования отдельных поездов по системам впередилежащих двусторонних сортировочных станций;
формирования поездов по назначениям противоположной сортировочной системы на двусторонних станциях;
выбор сочетаний групп в групповых поездах из числа допустимых;
формирование отдельных поездов из вагонов с местным грузом или порожних под погрузку;
группоная подборка вагонов по отдельным маневровым районам в поездах назначением на крупные грузовые станции с недостаточно развитыми сортировочными устройствами.
Оперативный выбор указанных решений производится по условию максимума вагонов, доставленных на станции назначения по плану формирования поездов за период планирования (минимума остатков невыве-зенных вагонов соответствующих назначений). По мере внедрения соответствующего программного обеспечения производится переход к оценке вариантов по текущим расходам с использованием дифференцированных динамических оценок вагоно-часа каждого вагона.
4.1.10. При планировании поездообразования необходимо в первую очередь выделять в составах разборочных поездов крупные (10-15 вагонов и более) группы в одно поездное назначение (поездообразующие группы
вагонов). На их основе выбираются оперативные варианты ускоренного продвижения вагонов в формируемых поездах.
■> Число и назначение вагонов в группах на станциях формирования групповых поездов определяется с учетом ожидаемого наличия вагонов па станциях обмена групп к моменту прибытия группового поезда. Если таких вагонов на станциях обмена групп недостаточно, то на станции формирования уменьшают число вагонов в отцепляемой группе и увеличивают число вагонов транзитного ядра группового поезда из имеющихся в наличии вагонов данного назначения, либо переносят отправление поезда на более позднюю нитку.
Если планируемый поезд имеет в своем составе вагоны с номенклатурными грузами, число которых меньше минимально допустимого, и резерв времени доставки груза позволяет задержать эти вагоны до следующего поезда данного назначения, производится замена этих вагонов на вагоны, не требующие охраны, из имеющихся в наличии вагонов соответствующих назначений.
4.1.11. Пономерное назначение поездов своего формирования и транзитных поездов осуществляется но ниткам нормативного графика движения поездов или вариантного графика движения поездов.
Поезда при текущем планировании назначают в первую очередь на нитки графика движения поездов, включенных в твердый график оборота локомотивов текущего месяца Только в случае, когда число таких ниток в периоде текущего планирования недостаточно для вывоза всех поездов, намеченных к отправлению в заданном направлении, производится прикрепление поездов к другим шггкам графика движения поездов, для которых определяют порядок их обеспечения локомотивами и локомотивными бригадами. В отдельных случаях, когда общее число ниток графика движения поездов в планируемом периоде меньше числа запланированных к отправлению поездов, предусматривается отправление поездов по диспетчерскому расписанию.
4.1.12. Необходимо определять порядок обеспечения каждой твердой Нитки графика движения поездов составом и локомотивом с указанием контрольного времени окончания накопления. Рекомендуется следующая очередность занятия ниток, включенных в твердый график оборота локомотивов:
транзитные поезда, следующие по увязанным ниткам (с учетом выделения в необходимых случаях локомотивов на двойную тягу);
поезда, сформированные на станции, и остальные транзитные;
поезда для вывоза местных вагонов с промежуточных станций по оставшимся свободным ниткам графика движения поездов;
по остальным ниткам графика движения поездов отправляются локомотивы резервом для вывоза поездов встречного направления, а при отсутствии поездов обоих направлений по согласованным ниткам графика движения поездов производится их отмена.
4.1.13. Время отправления поездов при текущем планировании поезд-ион работы устанавливается в соответствии с графиком движения поездов применительно к предусмотренной нумерации поездов по направлениям.
В исключительных случаях, когда отправление поезда по соответствующей нитке графика движения поездов вызывает его непроизводительный простой в ожидании графика движения поездов, разрешается отправлять такой поезд по более ранней свободной нитке графика движения поездов другого поезда попутного направления (с одинаковыми временами хода по перегонам и нормами времени технических стоянок), если разветвление направлений находится не ближе следующей участковой или сортировочной станции.
4.1.14. При образовании на одну нитку графика движения поездов, обеспеченную локомотивом и бригадой, двух и более готовых составов в первую очередь к указанной нитке графика движения поездов прикрепляется состав, задержка которого приводит к наибольшим экономическим потерям, а при отсутствии соответствующих данных — состав того назначения, на которое по состоянию на контрольное время ожидается наибольшее количество вагоно-часов простоя.
4.1.15. Подготовка составов поездов к отправлению по графику движения поездов может осуществляться за счет изменения очередности формирования; ускорения пропуска транзитного поезда по участку; скоростной обработки на станциях; подвода местных вагонов со станций участка, грузовых пунктов на станции н в узле.
На двусторонних сортировочных станциях следует использовать имеющиеся возможности по организации поездов на заданные нитки графика движения поездов за счет согласованной передачи угловых составов, а также регулирования приема разборочных поездов по сортировочным системам с учетом свободное™ приемных путей и полезности qjynn вагонов соответствующих назначений.
4.1.16. Число вагонов в составах формируемых поездов определяется нормами веса и длины составов. Формирование длииносоставных поездов допускается только на установленные в графике движения поездов специализированные (как правило, безобгонные) нитки.
При внедрении на железных дорогах технологии пропуска грузовых поездов по твердым ниткам графика движения поездов с экономически обоснованными гибкими нормами веса и длины составов последние устанавливаются для каждого поездного назначения.
4.1.17. Для более полного использования участковых весовых норм транзитные поезда могут пополняться вагонами с участковым грузом либо вагонами назначением на промежуточную станцию участка при соблюдении следующих условий:
прицепляемые вагоны должны быть подобраны в одну группу;
отцепка и прицепка этих вагонов должны производиться за время стоянки поезда по графику движения поездов;
целесообразно заранее устанавливать возможные варианты пополнения транзитных поездов местным грузом, нитки графика движения поездов, допускающие такое пополнение, и объявлять утвержденные варианты причастным работникам.
4.1.18. Формируемые и транзитные контейнерные, рефрижераторные и другие ускоренные поезда, а также технологические маршруты должны быть назначены и подготовлены к отправлению на установленные для них специализированные нитки графика движения поездов, остальные маршруты — на любые нитки графика движения поездов, позволяющие пропуск поездов соответствующего направления, веса и длины.
4.1.19. Составной частью текущего плана поездной работы на дорожном уровне управления является текущий план местной работы, включая развоз местного груза по выделенным грузовым и опорным станциям, обеспечение порожними вагонами погрузки и сдачи их в регулировку, доставку вагонов на технические станции после выполнения грузовых операций. Указанный план предусматривает пономерное назначение местных поездов с указанием порядка их работы на станциях, планирование работы вывозных, передаточных и диспетчерских локомотивов (за исключением локомотивов, находящихся в ведении опорных центров управления). План местной работы разрабатывается на основе утвержденной технологии и твердого графика движения местных поездов, с учетом дислокации и состояния вагонов, локомотивов, рационального взаимодействия станций с железнодорожными подъездными путями и режимом работы грузовых фронтов.
4.1.20. При организации ступенчатого маршрута с нескольких станций погрузки в соответствии с заданием сменно-суточного плана поездной и Пзузовой работы станциям погрузки в текущем плане местной работы объявляется график подвода порожних вагонов, порядок уборки и продвижения но участку погруженных групп вагонов до станции формирования (объединения) ступенчатого маршрута. Аналогично должна быть спланирована работа по ступенчатой маршрутизации порожних вагонов в регулировку.
4.1.21. По окончании расчетов по организации составов поездов и прикрепления последних к шггкам графика движения поездов, обеспеченным
локомотивами н бригадами, руководитель диспетчерской смены подразделения железной дороги готовит приказ о пониточном назначении поездов на период планирования и представляет его руководителю диспетчерской смены железной дороги.
4.1.22. Руководитель диспетчерской смены железной дороги проверяет согласованность решений в масштабах полигона железной дороги, в том числе при нахождении станций формирования групповых поездов и станций обмена групп в разных районах управления. В необходимых случаях производится координация решений с участием руководителей диспетчерских смен подразделений железной дороги. В случаях, когда станция обмена групп находится за пределами железной дороги, в согласовании вопросов по назначению группового поезда также принимает участие руководитель диспетчерской смены подразделения соседней железной дороги.
4.1.23. Руководитель диспетчерской смены подразделения железной дороги объявляет приказ о назначении поездов, утвержденный руководителем диспетчерской смены железной дороги, узловым, поездным и локомотивным диспетчерам, диспетчеру-вагонораспорядителю, сменным руководителям опорных центров управления и выделенных станций. В приказе указываются: ‘
номера и индексы назначаемых поездов;
время отправления поездов со станций формирования и обмена групп;
назначение, количество вагонов, вес брутто и условная длина поездных групп, а также порядок их постановки в состав поезда;
Текущий план местной работы подразделения железной дороги утверждается и объявляется руководителем диспетчерской смены подразделения железной дороги самостоятельно.
4.2. Линейный уровень управления поездной и грузовой работой
4.2.1. Текущее планирование поездной и грузовой работы железных дорог на уровне опорных центров управления перевозками, сортировочных, участковых и крупных грузовых станций предусматривает:
уточнение порядка подготовки составов для обеспечения выполнения заданного дорожным уровнем управления плана отправления поездов по ниткам графика движения поездов, включая номера транзитных и расформировываемых поездов, вагоны из которых должны быть включены в каждый отправляемый поезд; порядок операций с вагонами, находящимися на станции вне поездов, в том числе под грузовыми операциями; уточнение
контрольного времени завершения накопления и готовности состава к отправлению;
• составление плана местной работы станции, определяющего время окончания формирования внутристанционных передач, очередность и сроки подачи и уборки вагонов с пунктов погрузки и выгрузки, порядок погрузки и формирования отправительских маршрутов;
составление плана местной работы района управления опорного центра, включая планирование работы закрепленных за опорной станцией вывозных и маневровых локомотивов, маневровое обслуживание прикрепленных промежуточных станций, порядок погрузки и формирования ступенчатых маршрутов.
4.2.3. На этапе текущего диспетчерского регулирования (на 1,5-2 часа) разрабатывается план очередности роспуска и окончания формирования составов, позволяющий компенсировать отклонения, возникающие в ходе реализации текущего плана отправления поездов.
5. ОПЕРАТИВНОЕ НОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПАРКОВ ПОЕЗДНЫХ ЛОКОМОТИВОВ И РАБОТЫ
5.1. Парк поездных локомотивов каждой серии по участкам работы бригад в границах подразделений железной дороги на планируемые сутки состоит из:
локомотивов, обслуживающих твердые нитки графика оборота локомотивов данного месяца, число которых определяется по сечению указанного графика;
■локомотивов, обслуживающих оперативно назначаемые поезда, число которьгх определяется по коэффициенту потребности на од! гу пару поездов.
5.2. Коэффициенты потребности локомотивов на одну пару поездов устанавливаются для каждого участка работы локомотивных бригад на период действия графика движения поездов. Для целей оперативного планирования разрабатываются зависимости коэффициента от размеров движения и уровня транзитности поездопотока. Указанные зависимости утверждаются начальником службы перевозок железной дороги.
В дни предоставления «окон» для ремонтных и строительных работ устанавливаются повышенные коэффициенты потребности локомотивов для грузовых поездов на основе вариантного графика движения поездов, а также предусматривается выделение локомотивов для хозяйственных поездов.
5.3. Эксплуатируемый парк локомотивов грузового движения на планируемые сутки определяется, исходя из необходимости полного обеспечения объемов поездной и грузовой работы. Нормы эксплуатируемого парка локомотивов, установленные по участкам работы локомотивных бригад в qwmmax подразделений железной дороги, суммируются по основным депо и участкам обращеши локомотивов, по подразделениям и в целом по железной дороге, в том числе отдельно по электровозам и тепловозам.
При этом количество локомотивов и локомотивных бригад для обеспечения передаточного и вывозного движения планируется, как правило, на более длительный срок, исходя из объемов местной работы, времени нахождения локомотивов на грузовых и технических станциях и графика движения местных поездов, продолжительности и периодичности технического обслуживания.
5.4. Исходя из данных о фактическом наличии локомотивов эксплуатируемого парка на полигоне железной дороги на начало суток и необходимого количества локомотивов и локомотивных бригад для обеспечения
размеров движения поездов на предстоящие сутки, дорожный локомотивный диспетчер сопоставляет фактическое наличие и необходимое количество локомотивов. Если фактическое наличие локомотивов превышает необходимое количество, то Дорожный локомотивный диспетчер принимает решение на постановку в резерв управления железной дороги избыточного числа локомотивов, которое в форме диспетчерского приказа доводится до подразделений железной дороги и локомотивных депо. При этом следует обеспечивать соблюдение установленной минимальной продолжительности нахождения локомотивов в резерве управления железной дороги.
В случае, если необходимое количество локомотивов больше наличного, осуществляется изъятие недостающего количества локомотивов из резерва управления железной дороги, а в случае необходимости — из резерва МПС России.
5.5. Обеспечение грузовых поездов локомотивами производится:
при их назначении на нитки твердого графика движения поездов текущего месяца — по графику оборота локомотивов;
при их назначении на нитки графика движения поездов суточного планирования и диспетчерские расписания — на основе регулирования локомотивным парком.
5.6. Твердый график оборота локомотивов, обслуживающих устойчивые размеры грузового движения, разрабатывается на месяц и при необходимости частично корректируется по декадам в соответствии с Инструкцией по организации поездной работы при отправлении грузовых поездов по твердым ниткам графика движения поездов. Строгое соблюдение графика оборота должно обеспечиваться диспетчерским аппаратом железных дорог и их подразделений.
Слежение за постановкой локомотивов на экипировку и ТО-2 осуществляется на основании графика оборота, на ТО-3, 4 и в ремонт— в обычном порядке. При этом на станциях, где размещены депо приписки локомотивов, взамен локомотива, зашедшего на ТО-3, ТО-4 или в ремонт, должен быть выдан другой локомотив.
Все изменения в перечне локомотивов, работающих по графику оборота, доводятся дорожными локомотивными диспетчерами до всех поездных, маневровых (станционных) диспетчеров, дежурных по станциям оборота и перецепки.
5.7. В пунктах оборота и перецепки прибывающие локомотивы, работающие по графику оборота, должны строго прикрепляться к выделенным расписаниям. Для этого по всем станциям перецепки составляются таблицы, в которых приводятся данные о прикреплении локомотивов к расписаниям поездов. На основе этих данных дорожные локомотивные диспетче-
pa, а также станционные (маневровые) диспетчера и дежурные по локомотивным депо обязаны организовать прикрепление локомотивов к поездам.
5.8. В случае опоздания локомотивов, работающих по графику оборота, принимаются меры по вводу их в выделенную нитку графика движения поездов, которые сводятся к следующему:
необходимо обеспечить возможное (на 10-15% ) сокращение времени на перецепку локомотива с тем расчетом, чтобы выдать его под установленную нитку графика движения поездов;
при значительном опоздании подхода локомотива на соответствующую нитку графика движения поездов по согласованию с диспетчерским аппаратом подразделения железной дороги и железной дороги выдается локомотив из резерва. Такой локомотив в последующем может полностью переводиться в группу, обслуживающую график оборота. В этом случае дорожными локомотивными диспетчерами делаются исправления в перечне локомотивов, обслуживающих действующий вариант графика их оборота. Опоздавший локомотив после прибытия на станцию расположения основного депо отставляется в резерв;
в случае возникновения аварий и других форс-мажорных обстоятельств разработка и» реализация регулировочных мероприятий по локомотивному парку должны быть направлены на восстановление графикового наличия локомотивов в кратчайшие сроки.
5.9. Если в планируемые сутки предъявляемый поездопоток превышает размеры движения поездов, включенные в твердый график оборота локомотивов, то в работу вводятся дополнительные локомотивы и вызываются дополнительные локомотивные бригады. При этом локомотивы, работающие по заданному на месяц графику оборота, сохраняют отдельную увязку. Порядок их работы и обслуживания локомотивными бригадами не корректируются. Аналогичный порядок применяется при значительном увеличении в отдельные сутки месяца поездопотока (например, при установлении временных кружностей).
5.10. Оперативное регулирование локомотивным парком грузового движения предусматривает:
расчет плана регулирования локомотивным парком на сутки и смену, в котором определяется порядок передислокации в планируемые сутки локомотивов между станциями ожидаемого образования их избытков и недостатков (сменно-суточный план регулирования локомотивами);
составление плана подвода локомотивов для поездов, временно оставленных на участке;
расчет плана регулирования локомотивным парком в рамках текущего планирования поездной работы (текущий план регулирования локомотивами);
обеспечение своевременной постановки локомотивов на техническое обслуживание ТО-2 и экипировку;
• порядок реализации запланированных регулировочных мероприятий но локомотивному парку.
5.11. Регулировочные мероприятия но локомотивному парку разрабатываются только для локомотивов, не включенных в график оборота. Расчет регулировочных мероприятии производится графоаналитическим способом с учетом установленного по периодам суток минимального неснн-жаемого наличия локомотивов но конечным пунктам их оборота и пунктам перецепки, расположенным внутри участка обращения локомотивов.
Время отправления локомотивов по регулировке устанавливается в суточном плане поездной работы с учетом обеспечения намеченного ноно-мерного назначения поездов и уточняется в процессе текущего (на 4-6 часов) планирования поездной работы. При этом обеспечивается взаимоувязка сменно-суточного плана регулирования локомотивами и текущего плана регулирования локомотивами, исключающая встречное отправление локомотивов резервом в одном и том же 6-часовом периоде.
5.12. Текущий план регулирования локомотивами, обслуживающими поезда, не охваченные твердым графиком оборота локомотивов, должен разрабатываться по 6-8-часовым периодам через каждые 3-4 часа. Его составление начинается за 2-2,5 часа и заканчивается за 1-1,5 часа до начала периода (то есть с учетом времени, необходимого для вызова локомотивных бригад на локомотивы, отправляемые резервом).
5.13. Своевременная постановка локомотивов на ТО-2 обеспечивается путем непрерывного контроля за работой всех локомотивов, обслуживающих участок обращения, по данным локомотивной модели железной дороги. При этом для станций оборота и перецепки разрабатываются таблицы допустимых вариантов прикрепления локомотивов к поездам в зависимости от времени, оставшегося до проведения очередного ТО-2.
5.14. Для своевременной постановки локомотивов в различные виды плановых ремонтов в суточном плане на основе данных локомотивной модели железной дороги и информации локомотивных депо устанавливается количество и номера локомотивов, направляемых в peMoirr. Контроль за своевременным возвращением локомотивов в депо приписки для постановки его в ремонт осуществляют локомотивные диспетчера железной дороги и ее подразделений.
5.15. Число явок локомотивных бригад по пунктам их приписки должно соответствовать планируемым размерам движения поездов по участкам и пересылке локомотивов резервом. Работа локомотивных бригад организуется, как правило, на основе безвызывнон системы и именных расписаний, явок бригад с учетом соблюдения установленных норм непрерывной
продолжительности труда бригад и их нормального отдыха в пунктах оборота.
Время явок локомотивных бригад, работающих по расписаниям или системе без вызова, определяется по устойчивым ниткам графика движения поездов, которые устанавливаются по данным твердого графика оборота локомотивов и статистического анализа фактически выполненных размеров движения поездов с учетом сезонных и посуточных колебаний вагонопотоков.
Локомотивные бригады для поездов, запланированных к отправлению по ниткам графика движения, не вошедшим в именные графики работы локомотивных бригад и не охваченные безвызывной системой, вызываются на каждую нитку графика движения поездов. Время вызова устанавливается на каждый предстоящий период текущего планирования поездной работы.
5.16. Оперативное регулирование локомотивными бригадами, используемыми в грузовом движении предусматривает:
расчет плана регулирования локомотивными бригадами на сутки и смену, который определяет порядок обеспечения поездов локомотивными бригадами и пересылки их в планируемые сутки «пассажирами» между пунктом оборота и приписки, а также устанавливается необходимое число выдач бригад по пункту их местожительства (сменно-суточный план регулирования бригадами);
составление плана подсылки бригад для поездов, оставленных без локомотивов на промежуточных станциях участка;
прикрепление локомотивных бригад по пунктам приписки и оборота к ниткам графика движения поездов в рамках текущего планирования поездной работы и на этой основе установление числа и времени вызова бригад по месту жительства, работающих по вызывной системе, а по пунктам оборота — времени явки бригад на станции (текущий план регулирования бригадами);
порядок реализации запланированных мер по регулированию локомотивными бригадами грузового движения.
5.17. Мероприятия по оперативному регулированию локомотивными бригадами рассчитываются только для поездов, обслуживаемых локомотивами, не включенными в график оборота. Расчет регулировочных мероприятий производится с учетом установленного по периодам суток минимального неснижаемого наличия бригад по пунктам их оборота.
5.18. Текущий план регулирования локомотивными бригадами, обслуживающими поезда, не охваченные твердым графиком оборота локомотивов, должен разрабатываться одновременно с составлением текущего плана регулирования локомотивами по 6-8-часовым периодам через каждые
3-4 часа. Он составляется за 2-2,5 часа до начала распетого периода, что обеспечивает возможность вызова в необходимых случаях локомотивных «бригад.
5.19. На основе данных текущего плана регулирования локомотивными бригадами, предварительного прикрепления локомотивных бригад к поездам, обеспеченным локомотивами по пункту оборота локомотивных бригад, и намеченного нарядчиком локомотивного депо совместно с руководителем диспетчерской смены подразделения железной дороги планом явки локомотивных бригад по пункту их приписки дорожным локомотивным диспетчером выдаются окончательные рекомендации на отправление локомотивной бригады «пассажирами» или отмену ее явки, а также дополнительный вызов бригады. При назначении локомотивной бригады к отправлению с поездом или «пассажирами» должны соблюдаться следующие условия:
локомотивная бригада в пункте оборота может находшъся максимально допустимое время но законодательству Российской Федерации о труде и нормативно-правовым актам МПС России, и лишь при отсутствии в плане поезда она отправляется «пассажирами» в пункт приписки;
отправление локомотивных бригад «пассажирами» в пункт их оборота следует назначать в начале периода текущего плана регулирования локомотивными бригадами;
отправление локомотивных бригад «пассажирами» во встречных направлениях в течение одного периода текущего планирования не производится;
при накладной езде в первую очередь отправляются пассажирами локомотивные бригады других депо.
5.20. Выделение локомотивов и локомотивных бригад для работы в хозяйственном движении в планируемые сутки производится старшим дорожным локомотивным диспетчером на основе заявок соответствующих служб железной дороги с учетом возможностей депо для выделения необходимого количества локомотивов и локомотивных бригад. Дорожный локомотивный диспетчер не позднее 15 часов передает приказом для локомотивных депо план выдачи локомотивов с указанием характера, времени и места подачи локомотивов и производства работ.