в чем заключается объективность истины
Понятие истины, её критерии
Содержание:
Определение
Истина – это знание, соответствующее объекту познания, отражающее его реальные качества и свойства.
По степени влияния человека на истину она бывает объективной и субъективной:
Истина бывает относительной и абсолютной:
Стоит отметить, что два вышенаписанных аспекта относятся только к объективной истине.
Критерии истины
Учёные столетиями ведут споры о критериях истины. Кто-то считает, что у такого многозначного понятия, как истина, не может быть критериев, с помощью которых её можно понять или узнать. Другие же говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют её среди всех видов знаний.
Приблизительные критерии истины:
Именно последний критерий, по мнению большинства учёных, считается основным критерием истины.
Практика
Практика – это целенаправленна материальная деятельность людей, направленная на изменение существующей действительности и осуществляемая в определенном обществе.
У практики, как и у большинства понятий в обществе, есть формы существования:
Практика также обладает определёнными чертами:
Заблуждение
Заблуждение – это недостоверное знание об объекте познания, которое искажает его реальные свойства и качества и которое принимают за истину.
Заблуждение возникает при неправильной передаче опыта между поколениями или при переходе от чувственного познания к рациональному.
Ложь – это сознательное искажение объективных и реальных свойств объекта, дезинформирующее человека.
Познание истины
«Если бы человеческое общество стало зрелым и совершенным и если бы каждый человек с детства знал хотя бы все то, что знаю я сегодня, то все люди прожили бы на этой бренной Земле по 1000 лет. Несовершенство среды и незнание истины сокращает жизнь современного человека по меньшей мере в 12-15 раз. Поэтому познание истины является первостепенным и священным долгом каждого человека…»
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познание истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Объективная и субъективная истина
Субъективная истина существует только лишь в сознании познающего, а объективная истина — вне этого сознания.
Чтобы решить проблему подлинного счастья и бессмертия, человек прежде всего должен знать истину о сущности своего собственного бытия и о его взаимосвязи с внешним миром. Но тогда возникает вопрос: а что же такое истина?
Прежде всего, в процессе познания истины мы должны четко различать предмет изучения от того, кто познает истину. Предмет изучения в философии принято называть объектом, а того, кто изучает объект — принято называть субъектом (cognizer), ([88] стр. 399). В процессе познания субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. Субъект познает, а объект познается.
Например, если я держу в руке карандаш и заявляю, что его длина равна 12 см, то карандаш выступает в качестве объекта, я — в роли субъекта, а мое заявление о длине карандаша есть информация, то есть смысловое содержание одного из свойств объекта. Если эта информация верна, то ее можно назвать истиной.
Если мы с вами собираемся познавать истину о сути нашего бытия в его взаимосвязи со всем внешним миром, то в роли объекта выступает не какой-либо карандаш, а вся объективная реальность или действительность в целом. При этом, реальностью мы называем бытие в его сопоставлении с небытием. К реальности относится не только то, что существует вне субъективного сознания, но и все то, что существует внутри него.
Субъективной реальностью мы называем все то, что существует в сознании того или иного субъекта: информация, мечты, грезы, представления, идеи, мысли, любовь и т. д. Объективной реальностью мы называем все то, что существует фактически, на самом деле, вне и независимо от субъективного сознания» ([23] стр. 56).
Всякую физическую реальность мы называем материей. Нематериальную противоположность материи мы называем идеей. Таким образом, субъективная реальность является исключительно идеальной категорией. А объективная реальность может быть как идеальной категорией (например, смысловое содержание законов природы), так и материальной категорией (например, сама природа).
Действительностью называется всякая реальность, которая находится в состоянии непрерывного действия: движения, изменения, развития и т. д. ([23] стр. 95). К объективной реальности относится не только объективная действительность, то есть не только то, что действует: движется, изменяется или развивается, но и все то, что находится в состоянии покоя, [23].
Информацией мы называем смысловое содержание сведений, сообщений, сигналов, кодов или команд. Объективной мы называем такую информацию, которая существует и распространяется вне и независимо от всякого субъективного сознания. Объективная информация всегда верна. Субъективной мы называем такую информацию, которая распространяется субъектом или существует в его сознании. Верную, правильную информацию мы называем истиной, ([88] стр. 157). Заведомо неверную информацию принято называть дезинформацией. Творцом мы называем того, кто использует информацию в своей творческой деятельности. Знание — это информация, которой владеет субъект или творец. Познание — приобретение знаний с целью достижения истины.
Ум — это идеальная (нематериальная) категория, способная познавать истину. Ум есть существенный атрибут субъекта, без которого субъект не может быть субъектом, познающим истину. Интеллект — это высокоразвитый ум, который способен не только познавать истину, но и создавать новые, творческие идеи. Интеллект является существенным атрибутом творца, без которого творец перестает быть творцом.
Мы будем различать объективную истину от субъекивной.
Если я держу в руке карандаш и добросовестно заявляю, что его длина равна 12 см, то моя информация является верной не в абсолютном смысле слова, а с относительной степенью точности до 1 см. Поэтому она является субъективной истиной, которая существует в моем сознании, а не в объективной действительности. Объективной истиной является информация о действительной (абсолютно точной!) длине карандаша.
Если мы нуждаемся в более точных сведениях, то мы можем установить, что длина карандаша равна 124 мм. Эта информация является более точной, чем предыдущая. Тем не менее, она также является верной не в абсолютном смысле слова, а только лишь с относительной степенью точности до 1 мм. Поэтому она также продолжает оставаться субъективной истиной, которую мы можем уточнить в будущем. Если же нам будут нужны сведения с точностью до одной десятой мм, то мы можем установить, что длина карандаша равна 124,2 мм и т. д.
Такого рода правильная информация, которая уточняется шаг за шагом, остается субъективной истиной до тех пор, пока измерение длины карандаша отличается от его действительной (абсолютно точной!) длины на сколь угодно малую величину.
Объективная (абсолютно точная) длина карандаша или какого-либо другого предмета существует вне субъективного сознания и не зависит от возможностей субъекта, ее познающего. Как действительная длина, так и абсолютно точная информация о ней, является характеристикой самого предмета, существующей вне всякого субъективного сознания.
Поэтому объективной истиной мы называем верную, абсолютно правильную информацию, существующую вне и независимо от всякого субъективного сознания.
Объективная истина является всегда абсолютно верной, она не может быть уточнена или опровергнута никем и никогда в будущем ([88] стр. 3). Она вовсе не зависит от того, кто ее познает, от субъекта, от того или иного человека, от его возможностей и способностей. Объективная истина не зависит также от того, насколько эмоционально, как громко и сколько раз человек выкрикивает ту или иную фразу, насколько мощные средства массовой информации он использует.
Если все учебники, все газеты и журналы, все радиостанции Советского Союза — хором восхваляли «гениальную мудрость и абсолютную честность великого Сталина», то это вовсе не означает, что он якобы был гениальным, мудрым и абсолютно честным человеком в объективной действительности.
Высшим критерием истины является объективная действительность. Чешский философ и математик Бернард Больцано по этому поводу писал следующее: «Множество цветов покрывало это дерево прошедшей весной — здесь слово «множество» является вполне указуемым числом, даже если его никто не знает; поэтому предложение, которое таким образом выражает число, является для меня объективной истиной, даже если этого числа никто не знает» ([89] стр. 190).
Объективная истина не зависит от большинства или меньшинства ее сторонников. Она является такою, какая она есть фактически, на самом деле. Она остается объективной истиной даже в том случае, если никто из людей ее не признает. Факт, что дважды два есть четыре, был объективной истиной даже тогда, когда не было еще никакого человека вообще. Смысловое содержание какого-либо закона природы остается объективной истиной даже если человек не открыл его еще.
Однако, каждый человек смотрит на действительность сквозь «призму своих очков» и познает истину по-своему. Поэтому объективная истина в какой-то мере искажается в сознании субъекта в соответствии с его индивидуальными особенностями или возможностями. Такого рода искаженную копию объективной истины, которая может быть уточнена, но не может быть опровергнута никем и никогда в будущем, мы и называем субъективной истиной. Другими словами, субъективная истина — это копия объективной истины, искажённая в сознании человека в соответствии с его возможностями и умственно-волевыми особеностями.
Объективная истина есть смысловое содержание объективной действительности, которое существует вне и независимо от всякого субъективного сознания, а субъективная истина есть знание субъекта об этой объективной истине. Объективная истина есть то, что есть в действительности, фактически, на самом деле, а субъективная истина есть то, что мы думаем об объективной истине в результате ее познания.
Противоположностью познания является заблуждение. ([33] стр. 160)
Например: предположим, на столе лежит белый шар, а вокруг стола сидят люди (субъекты) с очками различного цвета.
Человек с красными очками утверждает, что шар красного цвета. И он не лжет, ибо он в действительности «видит» шар красным, хотя он на самом деле имеет белый цвет. Поэтому утверждение этого человека мы называем заблуждением, а не субъективной истиной.
Другой человек утверждает, что этот же шар синего цвета, ибо он сквозь свои синие очки в действительности «видит» белый шар синим. И он тоже не лжет. Поэтому утверждение этого человека мы можем также назвать заблуждением, а не субъективной истиной.
Третий человек утверждает, что белый шар является черным. И мы не имеем никакого права называть его лгуном, потому что он не обманывает. Сквозь черные стекла своих очков он в действительности «видит» белый шар черным. Поэтому его утверждение является также заблуждением, а не субъективной истиной. Такого рода заблуждение может быть легко опровергнута, если снять цветные или черные очки.
Тогда я задаю вопрос: какого же цвета шар на самом деле, фактически, в действительности, безотносительно к тому, какого цвета очки надел субъект? Ответ один: шар имеет белый цвет. Такой правильный ответ, который не зависит от очков или каких-либо других индивидуальных особенностей субъектов, мы называем субъективной истиной, ибо она не может быть опровергнута никем и никогда. Но она может быть расширена и дополнена, ибо «белый цвет» имеет множество оттенков. Поэтому она не может быть названа объективной истиной.
Однако, если четвертый человек снял очки и ясно видит, что белый шар является белым, но утверждает, что белый шар является якобы черным, то его утверждение мы называем ложью. Ложь — это противоположность истины, заведомо неверная информация о реальности или действительности, придуманная субъектом с целью обмана. Ложь может существовать только лишь в сознании обманывающего или обманутого субъекта. Поэтому она, как и заблуждение, является исключительно субъективной, а не объективной категорией. Ложь и заблуждение не могут быть объективными категориями, ибо никакого объективного заблуждения, объективной лжи и обмана в объективной действительности, в неживой природе нет и быть не может. Субъективная истина также не есть ложь. Их следует четко отличать друг от друга.
Ложь рано или поздно должна быть опровергнута истиной.
Например, немецкие фашисты во главе с Адольфом Гитлером называли Иосифа Сталина и всех коммунистов евреями. Это было их лживой (субъективной) пропагандой. Однако факты говорят об обратном: 13 августа 1952 года Сталин истребил 40 еврейских писателей только за то, что они были евреями. Это значит, что объективной истиной является то, что Иосиф Сталин был антисемитом, а не евреем.
В октябре 1973 года КПСС пыталась уничтожить еврейское государство Израиль. Этот факт говорит о том, что в объективной действительности она была антисемитской, а не еврейской партией.
Таким образом, фашистская пропаганда не была никакой истиной, а была чистейшей ложью, которая опровергается фактами.
Объективная истина выступает как предел, к которому в процессе познания стремится субъективная истина, если степень ее искажения непрерывно уменьшается. Если степень искажения субъективной истины становится равной нулю, то субъективная истина соответствует объективной истине в идеальной точности.
Но тогда возникает вполне уместный вопрос: возможно ли уменьшить в сознании человека степень искажения истины до нуля? Другими словами: может ли человек познавать объективную истину?
Объективность истины и преемственность научного знания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и критерии истины
Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его в том виде, в каком он самостоятельно существует, независимо от человека и его сознания.
Известно несколько форм истины:
В целом же существует столько форм истины, сколько видов занятий. Особое место отводится научной истине, которую характеризует несколько специфических признаков. В первую очередь это направленность на раскрытие сущности, что и является отличием от обыденной истины. Помимо того, научная истина системна, упорядоченность знаний в ее пределах, обоснованность и доказательность знаний.
Объективная истина – это такой тип содержания наших знаний, который не зависит от человека или целого человечества. Другими словами, объективная истина – это такое знание, содержание которого задается объектом, то есть оно отражается в той форме, в которой существует.
Вопрос, касающийся критериев истины, то есть обоснований достоверности суждений изучается в гносеологии, или теории познания.
Один из главных принципов диалектического подхода к познанию – это принцип конкретности истины, предполагающий в первую очередь точный учет всевозможных условий, в которых находится объект познания, выделение его главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.
Принцип конкретности истины требует рассматривать факты не в соответствии с обобщенными схемами и формулами, а учитывая реальные условия и конкретную обстановку. Критерий истинности расположен не в мышлении как таковом и не в действительности, рассматриваемой за гранью субъекта. Если человек будет сравнивать свое понятие вещей с другими понятиями, достоверными, то он опосредованно будет сравнивать свое понятие и сам предмет.
Соотношение истины и заблуждения, абсолютности и относительности
Многие философы считали, что относительность истины заключена в самом объекте познания. Любой объект познания является по своей сути неисчерпаемым, изменчивым, обладающим множеством разных свойств. В связи с этим полное изучение объекта практически невозможно. Любая истина относительна, из-за того, что в ней объект отражен не полностью, а лишь его часть.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблема соотношения абсолютной и относительной истины выражает диалектику познания в движении к истине, а в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постичь истину в одном акте познания невозможно, познание – это продолжительный процесс.
Процесс познания протекает через несколько относительных истин, относительно верных отражений независимого от человека-объекта, к абсолютной истине, то есть максимально полному отражению рассматриваемого объекта.
Можно сказать, что относительная истина является своеобразной ступенью на пути к абсолютной истине. В относительной истине находят отражение крупицы абсолютной истины, и каждый шаг познания будет добавлять в знание об объекте все новые части абсолютной истины, что приближает к полному овладению абсолютной истиной.
Можно сделать вывод, что истина одна, и она объективна, так как в ней содержится знание, которое не зависит ни от человеческого желания, ни от всего человечества, но при этом она же и относительна, так как не дает исчерпывающих знаний относительно объекта.
Вместе с тем истина конкретна, так как свое значение сохраняет только для определенного времени, места и окружающих условий, а при их изменении может стать относительной истиной или ложью. Конкретность истины, с одной стороны, направлена против догматизма, которые игнорирует любые изменения, а с другой стороны, против релятивизма, которые отрицает объективную истину, формируя агностицизм.
Известно четыре основных доказательства относительности истины.
В философской литературе можно встретить точку зрения, в соответствии с которой относительная истина строится из объективной истины и заблуждения.
Заблуждение – это разновидность содержания сознания, которое не соответствует реальному положению дел, однако принимается в качестве истинного.
Например, идея о самозарождении жизни на Земле, которая только после работ Пастера была забыта. Или мысли о неделимости атомов, стремления алхимиков древности найти философский камень, посредством которого они смогут легко все превратить в золотые слитки. Заблуждение является результатом однобокого отражения окружающего мира, ограниченности знаний в определенный момент времени, а также сложности решаемых проблем.
Ложь – это целенаправленное искажение реальных событий, чтобы обмануть кого-либо.
Зачастую ложь выступает по маской простой дезинформированности, то есть подмены из корыстных побуждений достоверной информации на недостоверную, а истинного знания на ложное.
Даже практике не может выступать достоверным критерием истины. Это происходит из-за того, что в процессе любой практической деятельности человек соизмеряет, сопоставляет знания и объект, опредмечивает его, чем и устанавливает степень его соответствия объекту. Практика стоит на ступень выше теории в связи с тем, что у нее есть ряд достоинств не только в ее всеобщности, но и в непосредственной действительности, так как в практике могут быть воплощены знание, но при этом она остается предметной.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 08 2021
В чем заключается объективность истины
Во-первых, это — объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что объективен материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сход¬ство с оригиналом. Поэтому-то в познании существует та¬кой-момент, который не зависит от нашего сознания, а все¬цело определен воздействием на него внешнего мира. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть объек¬тивная истина.
Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чув¬ственной ступени познания эта форма определена предыс¬торией человека и особенностями биохимических и физио¬логических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях ведем познание.
В-третьих, это — абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.
В-четвертых, это — относительность истины как при¬близительное, верное лишь при определенных условиях, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном раз¬витии, в то время как на каждом уровне познания мы име¬ем дело с его конечными формами. Выражение бесконеч¬ного в конечном возможно только благодаря упрощению действительности, которое и ведет к приблизительности, а следовательно, к относительности наших знаний. Отра¬жение, которое еще недавно было адекватным, через не¬которое время перестает быть таковым. Например, геоцен¬трическая концепция была заменена гелиоцентрической, подтвердив относительность наших знаний о мире. Точно также атомистическая теория, в которой утверждалась принципиальная неделимость атомов, просуществовала как абсолютная истина, начиная с учения Демокрита (V в. до н. э.) вплоть до XX в., когда был открыт электрон.
Се¬годня происходит пересмотр теории «большого взрыва» и вытекающих из нее таких проблем, как возраст нашей Вселенной, проблема мерности пространства, конечности и бесконечности мира. Если в естественных науках глав¬ная трудность познания сопряжена со сложностью и мно¬гообразием мира, то в социальных науках к этому прибав¬ляется и изменение самих законов и общих условий соци¬альных форм бытия.
Понятием истинности знаний пользуются все, но в раз¬ных философских направлениях ему придают различный смысл. Идеалистическая философия, в отличие от матери¬алистической, отрицает истину. Так в объективном идеа¬лизме она рассматривается как соответствие вещей их по¬нятиям (Гегель, современный неотомизм). Для субъектив¬ного идеализма соответствие понятий с вещами не может существовать, так как самих объектов либо вообще не су¬ществует, либо это соответствие никак нельзя установить. Поэтому вопрос об истинности сводится здесь к правиль¬ности тех методов и процедур, которые применяются, или к абстрактным критериям простоты, удобства или даже красоты теории (К. Поппер, неопозитивисты и др.).
Что есть истина? Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.
Чтобы установить соответствие длины двух стержней, достаточно приложить их друг к другу. Чтобы установить соответствие фотографии и оригинала, необходимо, чтобы они вызывали у нас сходные зрительные ощущения. Но как установить соответствие знаний, выражаемых в символической знаковой форме, физическим процессам, историческим событиям, процессам, происходящим в сознании других людей, в мире их внутренних переживаний?
В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то как в таком случае определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истинности знания.
Для того чтобы можно было выявить этот критерий, немаловажную роль играет то обстоятельство, что информация, поступающая в мозг человека, отражает не просто природные и социальные объекты и процессы сами по себе. Она фиксирует их в процессе взаимодействия и изменения этих объектов самим человеком, осуществляющим предметно-орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности.
Не противостоя сознанию, практика является его основой и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Немаловажно и то, что практику надо брать во всем ее объеме, во всей сложности, подвижности, противоречивости, в тенденциях ее развития.
Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину. Процесс познания представляется все более полным и точным.
Истина, оценки, ценности; факторы, стимулирующие и искажающие истину. Наше знание имплицитно, то есть в неявном виде, всегда содержит в себе сложную систему правил, в том числе и правила прагматические. Это значит, что из определенного вида знании можно извлечь определенные указания, рекомендации или нормы деятельности. Так, из утверждения «дом стоит на горе» можно вычитать правило: «тот, кто желает попасть в данный дом, должен подняться на данную гору». Если первое утверждение истинно, то правило, точнее его практическое осуществление, позволяет одновременно решить две задачи: подтвердить истинность правила и достичь цели.
Связь между истинностью и полезностью знаний непростая и неоднозначная. В этом пункте теория познания должна учитывать реальный социальный и культурный контекст, в котором вырабатываются и используются знания. Бывают ситуации, когда знания намеренно или ненамеренно, бессознательно, искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.
Особую роль играет отношение к такого рода знаниям в тот период, когда разрабатывается концепция развития различных сфер общества, от которой зависят сами судьбы развития страны, народа. В этом случае историческая истина и социальная польза должны пониматься, как то, что выгодно подавляющему большинству членов общества, а не отдельным группам, стоящим у власти. Поэтому исследование взаимоотношений таких оценок познания, как полезность и истинность, бесполезность и ложность, «выгодность» или «невыгодность», составляет важную задачу теории познания, особенно при исследовании практической реализации наиболее актуальных видов и форм знания.