что нового в образовании с 1 сентября 2021
Что думают учителя и родители о новых образовательных стандартах
Но, оказывается, больше половины российских педагогов уверены: новые ФГОСы никак не изменят качество образования в школах. А большинство родителей и вовсе не знают, что через год школы начнут жить по новым правилам. «Об этом говорят результаты исследования экспертов «Актион Образование» (входит в группу Актион), которые опросили педагогов, мам и пап в 59 регионах России.
Итак, 55 процентов учителей считают, что ФГОС ни на что не влияют и качество образования после их введения не изменится. Правда, треть все же позитивно оценила новые стандарты, а вот десятая часть опрошенных педагогов опасаются, что обучение может стать даже хуже. Почему так? Эксперты считают, что учителя еще не успели вникнуть в суть документов, хотя подписаны они были еще в июле. Но их нужно изучить досконально, благо время еще есть.
А вот 14 процентов родителей, например, считают, что в стандартах прописан перечень одобренных учебников, по которым должны учить детей.
Еще два процента путают стандарты с особенностями приема детей в школу и со школьным уставом, где прописаны правила поведения, возможность введения формы и пр. Треть родителей признались, что не знают, о чем вообще идет речь.
Откуда такая неразбериха? По мнению экспертов, причина как раз в том, что пока сами учителя не разобрались в сути грядущих изменений и не могут разъяснить ее родителям. А ведь именно им в первую очередь важно, что конкретно изменится в жизни ребенка, чему будут учить и как.
Что изменится для школьников, студентов, родителей, учителей с 1 сентября
День знаний в традиционном формате
1 сентября в России пройдет очно, в традиционном формате. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, школы готовы принять 17 млн учеников, а антикоронавирусные меры, рекомендованные Роспотребнадзором и министерством, с начала учебного года усилят. Прививки от коронавируса для допуска на занятия от школьников не потребуют, так как вакцина для детей пока не зарегистрирована.
Воспитание в школах
С 1 сентября в 10 регионах России начнут работать советники директоров школ по воспитанию. Изначально новые должности должны были ввести в некоторых регионах еще в марте, а советникам по воспитанию собирались доплачивать 15 тыс. руб. Поправки к закону об образовании, которые ввели воспитательную работу в школах, вступили в силу год назад. Согласно нововведениям, до 1 сентября все школы должны скорректировать свои образовательные программы так, чтобы они включали в себя воспитательную работу с учениками. При этом власти обещали, что советники по воспитанию займутся организацией внеучебной деятельности детей, а не идеологическим контролем.
С 2022 года для ЕГЭ по всем предметам, кроме информатики, изменятся контрольно-измерительные материалы (КИМ), в экзамене появятся новые задания. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) уже опубликовал демоверсии, кодификатор и спецификации экзамена для 2022 года. В базовой части ЕГЭ по математике, например, появились задания, проверяющие умение строить и изучать простейшие математические модели. Из ЕГЭ по истории исчезло сочинение, а время на выполнение задач, как и на экзамене по обществознанию, сократили с 235 до 180 минут. В ЕГЭ по литературе теперь будут проверять знания зарубежного канона и потребуют писать более длинные сочинения — не менее 200 слов.
Электронные личные дела
В Москве с 1 сентября личные дела первоклассников и воспитанников детских садов будут заводить в электронном формате. Уже существующие бумажные документы детей в электронный формат должны перевести в течение года. Родителям больше не придется собирать ксерокопии документов для формирования личного дела, а если ребенок сменит школу, его автоматически передадут в новое учреждение. С начала месяца в Москве отменят и бумажные медицинские карты для детей. Информация о всех осмотрах и анализах будет храниться в единой электронной медкарте в поликлинике. При смене школы забирать ее тоже не понадобится.
Оплачиваемый больничный по уходу за ребенком
С 1 сентября родителям детей до восьми лет, которые берут больничный по уходу за ребенком, оплатят дни отсутствия в размере 100% от среднего заработка. Если ребенок старше восьми лет и лечится в стационаре, сумма выплат будет зависеть от размера страхового стажа. Так же она будет рассчитываться, если первые 10 дней ребенок лечится амбулаторно, а в следующие дни родителю выплатят 50% среднего заработка.
Поднятие государственного флага в школах
Подача документов в колледжи через Госуслуги
С 1 сентября выпускники, которые собираются получать среднее профессиональное образование, смогут подать документы в колледжи через сайт Госуслуг. Соответствующий приказ Минпросвещения будет действовать до 1 января 2027 года.
Несколько квалификаций в вузах
С нового учебного года программы высшего и среднего профессионального образования смогут включать в себя компетенции, которые относятся к одной или нескольким специальностям, а у студентов появится возможность одновременно получать несколько квалификаций.
Обязательная предзащита диссертаций для аспирантов
С 1 сентября предзащита диссертации аспиранта станет обязательным условием для его итоговой аттестации. При этом вузы будут обеспечивать научное сопровождение аспиранта до защиты. Кроме того, по программам аспирантуры и адъюнктуры отменят государственную аккредитацию. При этом все академические права, включая право на отсрочку военной службы, сохранятся для тех, кто сейчас обучается по программе аспирантуры и адъюнктуры.
Культурная карта для молодежи
В России с 1 сентября заработает «Пушкинская карта» — банковская карта для людей от 14 до 22 лет, по которой можно попасть в музеи, театры, концертные залы и на другие культурные мероприятия за счет государства. В 2021 году на карту начислят 3 тыс. руб., в следующем году сумму планируют увеличить. Оформить заявку на карту можно на сайте Госуслуг.
Доплаты для педагогов в Петербурге
Власти Санкт-Петербурга выплатят всем педагогам города дополнительные 10 тыс. руб. к концу сентября. Деньги получат все, кто напрямую работает с детьми: учителя, педагоги дополнительного образования, школьные психологи, педагоги-организаторы, воспитатели, младший педагогический персонал, преподаватели музыкальных и спортивных школ, тренеры. По словам губернатора Александра Беглова, выплаты должны получить 120 тыс. петербуржцев.
Нововведения в школах в 2021–2022
Как начнётся учебный год и что будет с экзаменами
Меры безопасности, очные линейки и формат экзаменов. Разбираемся, какие нововведения в школах ждут учащихся в 2021–2022 году.
Меры безопасности
Первое и главное — российские школы начнут новый учебный год в очном формате. Начало учебного года открывается праздничной линейкой, однако количество учеников на линейке зависит от постановления в конкретном регионе: либо все классы, либо только 1-й и 11-й.
Роспотребнадзор продлил меры из-за COVID в школах до 2022 года: за каждым классом закреплён свой кабинет, расписание составляется с целью минимизировать общение детей из разных параллелей, нормировать походы в столовую, чтобы это было с большим интервалом. Все рекомендации СанПиН, которые существуют на данный момент пандемии, должны соблюдаться.
Есть единая общая рекомендация для всей России — быть готовыми к тому, что в любой момент есть вероятность перехода на смешанный формат обучения. Если есть возможность, то стоит сочетать формат очных и дистанционных занятий, особенно это касается старших классов. Например, в течение недели три дня дети одного класса ходят в школу, а два дня — они дома, а для другого класса наоборот — те два дня, когда первый класс дома, — они в школе. Но это только для тех школ, где есть такая возможность комбинированного обучения, и касается это только 7-го и старше классов.
ВПР-2022
Ожидать переноса ВПР в этом учебном году не стоит — всероссийские проверочные работы пройдут в штатном режиме весной 2022 года. Расписание ВПР уже опубликовано на сайте Рособрнадзора.
Проведение ВПР в 2022 году начнётся с проверочных работ для 10–11-х классов. С 1 марта по 25 марта учащиеся 10-х классов будут сдавать географию. Выпускники — историю, биологию, географию, физику, химию и иностранные языки: английский, немецкий или французский.
С 15 марта по 20 мая 2022 года учащиеся с 4-х по 8-е классы напишут проверочные работы по русскому языку и математике. В этот же период четвероклассники, помимо русского языка и математики, сдадут ВПР по предмету «Окружающий мир», а ученики 5-х классов — по биологии и истории.
С 1 апреля по 20 мая учащихся 7-х классов ждёт мониторинг качества подготовки по английскому, немецкому и французскому языкам.
С 15 марта по 20 мая также для параллелей 6–8-х классов пройдут ВПР по истории, биологии, географии, обществознанию, 7–8-х классов — по истории, биологии, географии, обществознанию и физике, 8-х классов — по истории, биологии, географии, обществознанию, физике и химии.
Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.
В 2022-м проверочные работы в 6– 8-х классах будут проводиться для каждого класса по двум обязательным предметам (русский язык и математика) и двум предметам на основе случайного выбора. Сдавать ли ВПР десяти- и одиннадцатиклассникам, будут решать сами образовательные организации. Проверочные работы у одиннадцатиклассников должны проходить по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи на ЕГЭ.
Изменения в ЕГЭ
Глобальных изменений в ЕГЭ-2022 нет, но всё же во всех учебных предметах, кроме информатики, планируется незначительное изменение структуры КИМ, включение новых заданий на использование предметных знаний. Все изменения направлены на применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развёрнутого объяснения, аргументации.
На нашем ютьюб-канале мы вместе с экспертами-преподавателями «Фоксфорда» Еленой Шкляевой (русский язык), Анной Бодяйкиной (математика) и Иваном Хеорхе (обществознание) провели разборы новых форматов КИМ в прямом эфире.
Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?
В июле текущего года были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начального и основного общего образования, они же ФГОС. Они разработаны Министерством просвещения РФ и начнут действовать повсеместно с 1 сентября 2022 года. Однако при согласии родителей детей возможно изменение уже используемых программ обучения в начальной и основной школах в соответствии с новыми правилами.
Разбираемся, что такое ФГОС и для чего они созданы, какие изменения в них вносят и почему, а также изучаем новшества, которые появятся в школьном образовании совсем скоро.
Содержание:
Что такое ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных учебных программ государственными образовательными учреждениями.
Цель внедрения ФГОС – обеспечить равные возможности получения качественного образования для каждого ребёнка в стране независимо от того, учится он в маленькой сельской школе или в престижной гимназии большого города. Также стандарт предусматривает преемственность основных учебных программ, то есть дети должны получать знания поэтапно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным и глубоким темам в рамках предметных областей.
Утверждённые государством стандарты определяют разработку, структуру и объёмы основных образовательных программ и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации учеников, а также регулируют профессиональную подготовку, повышение квалификации и аттестацию педагогических работников, финансовое обеспечение образовательной деятельности и многое другое.
Зачем в школах внедрили ФГОС?
Централизованный подход к системе обучения действовал не всегда. До 2004 года школьное образование регулировал государственный стандарт общего образования (его ещё называют ФГОС первого поколения), состоящий из трёх компонентов:
Ключевым показателем было усвоение информации, обязательной для изучения, то есть успеваемость по предметам из федерального компонента. От учеников требовалось освоить их на уровне, достаточном для получения аттестата.
Очевидно, что это приводило к неравенству в качестве получаемых знаний в различных школах. Кроме того, из-за растущего потока новых знаний и развития технологий такой подход к обучению и оценке школьников быстро устарел.
ФГОС в современном виде появились в российском образовании порядка 10 лет назад: для начального образования их утвердили в 2009 году, для основного общего образования – в 2010, для среднего общего – в 2012.
Они принесли новый подход к обучению – главным стало развитие у детей умения учиться, то есть добывать и использовать знания для решения различных задач. Кроме предметной успеваемости, у учеников оценивали уровень междисциплинарных знаний, вовлечённость в проектную деятельность.
Помимо этого, ФГОС прописали требования к учебным пособиям, контрольно-измерительным материалам, квалификации педагогов, содержанию информационно-образовательной среды в школе. То есть, наряду с введением ЕГЭ, это была попытка преодоления регионального неравенства в образовании.
Законом предусмотрено обновление ФГОС минимум один раз в 10 лет, поэтому сейчас школьное образование вновь ждут перемены.
Что изменится в обучении детей 5-9 классов?
Система образования отражает изменения, происходящие в обществе, и меняется в соответствии с ними. В новом поколении ФГОС для основного общего (5-9 класс) образования сделан упор на индивидуальный подход к ученикам и закреплён инклюзивный характер образовательной среды, то есть обеспечение полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ОВЗ.
Пока ещё действующие ФГОС в целом расписаны всего на 45 страниц, тогда как документ, который придёт на смену, содержит 126 страниц:
Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах
В текущих ФГОС, которые скоро утратят силу, патриотическая составляющая изложена кратко. Она была направлена на обеспечение «овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». По итогу ребёнок обретал российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа страны.
Новые ФГОС для основного общего образования содержат значительно больше патриотических установок, особенно в контексте формировании у детей представлений о значимом международном положении России.
Документ ставит задачу на формирование у школьников системных знаний о:
«Новая» история
Изучив историю, ребёнок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи и временную последовательность изучаемых исторических событий и их связь с важнейшими событиями 20-21 веков: Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, Великой Отечественной войной, распадом СССР, «сложными 1990-ыми годами», «возрождением страны 2000-х годов», «воссоединение Крыма с Россией 2014 года».
Обществознание и политика «сдерживания» России
В рамках изучения обществознания детей, например, будут учить характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности, в том числе: защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, коллективизм, служение Отечеству и т.д.
ФГОС указывают, что по итогам освоения программы выпускник должен уметь аргументированно объяснять проведение в отношении России «международной политики «сдерживания».
Ин.яз. и пропаганда российской культуры
Изучая иностранный язык, дети в повседневной практике для закрепления полученных навыков должны знакомить представителей других народов с культурой и традициями народов России.
ОБЖ и особая роль РФ
Новый федеральный образовательный стандарт добавил патриотизма и в курс ОБЖ. В задачах предмета – формирование у детей понимания и признания особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, и «чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества».
Финансовая грамотность
Хотя новые ФГОС не содержат такого предмета как «Экономика», на обществознании детей ждёт обучение основам финансовой грамотности, практика составления простейших документов, например, доверенности, личного финансового плана или резюме.
Фишинг и основы программирования
На базовом уровне преподавания детей будут учить защищаться от вредоносного программного обеспечения, обеспечивать личную безопасность и безопасность персональных данных в интернете, а также разъяснят, что такое сетевая анонимность, цифровой след и научат распознавать попытки вовлечение себя и окружающих «в деструктивные и криминальные формы сетевой активности», в том числе кибербуллинг, фишинг – интернет-мошенничество с целью получения чужих конфиденциальных данных.
Школьников, которые будут изучать информатику на продвинутом уровне, научат создавать программы на языках программирования общего назначения, таких как Python, C++, JAVA, С#.
Ужесточённые требования к изучению основного иностранного языка
В действующих ФГОС результатом базового обучения иностранному языку должно стать достижение порогового уровня владения, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения.
По новому ФГОС школьники должны вести диалог объёмом до 8 реплик со стороны каждого собеседника, уметь составить монолог на 10-12 фраз, воспринимать и понимать на слух не более двух минут аутентичного текста, писать сообщение на 100-120 слов.
Изучение второго иностранного языка – не обязательно
Теперь преподавание ещё одного иностранного языка будет осуществляться при наличии такой возможности в конкретной школе и по заявлению родителей ученика.
В рамках программы школьники должны научиться изъясняться на втором иностранном языке на уровне, «превышающем элементарный», то есть вести диалог объёмом до 5 реплик со стороны каждого собеседника и составлять монологи в 7-9 фраз, воспринимать и понимать на слух не более 1,5 минут несложного аутентичного текста, уметь писать сообщения до 90 слов.
Исключение из ОБЖ блока про воинскую службу
Действующие ФГОС предписывали изучение школьниками законодательства об обороне государства и воинской обязанности, быта военнослужащих и воинских ритуалов, основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту и т.д. Новый образовательный стандарт таких требований не содержит.
Уважение к чувствам верующих
Стандарты изучения «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (продолжение курса «Основ религиозных культур и светской этики» в начальной школе) по сравнению с прошлой редакцией претерпели некоторые изменения и в целом стали более светскими.
В действующих стандартах прописана задача научить детей осознавать значимость нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Во ФГОС, которые скоро вступят в силу, такого пункта нет, но есть цель по формированию у детей «уважительного отношения к национальным и этническим особенностям, религиозным чувствам народов России».
Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?
Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и также вступает в силу с 1 сентября 2022 года:
Отметим, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.
Предметная программа начальной школы: учимся писать, считать и любить Родину
В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.
В числе обязательных предметов в начальной школе:
Изучение родного языка
В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».
В школах, где языком преподавания является русский, изучение родного языка осуществляется по заявлению родителей ученика и при наличии возможности преподавания предмета у образовательной организации.
Подход к изучению иностранных языков в начальной школе
Ученики начальной школы к её окончанию должны научиться строить диалог на 4-5 фраз со стороны каждого собеседника, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного или аутентичного текста и писать тексты объёмом до 80 слов в рамках тематического блока «Мир моего «Я». Мир моих увлечений. Мир вокруг меня. Родная страна и страна изучаемого языка».
В целом уровня должно хватать для «элементарного бытового общения» и знакомства представителей других стран с «культурой своего народа».
Окружающий мир – не только о природе
Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».
Шахматы вместо физкультуры не ввели
На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах.
Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
ФГОС идёт в ногу со временем?
Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.
Родители, с учётом мнений которых складываются многие аспекты процесса школьного образования, должны быть в курсе норм, которые вводят новые ФГОС, чтобы сделать процесс обучения детей максимально комфортным и продуктивным.