в чем заключается методика зайцева
Кубики Зайцева — методика обучения чтению
С раннего детства родители много времени уделяют развитию своего ребенка. Ведь совсем скоро ему придется столкнуться с колоссальной нагрузкой в школе. Если он будет подготовлен, то без труда справится с ней. И первое, чему обучают в школе – это чтению. Но многим детям оно дается нелегко. Поэтому современные педагоги прибегают к методике обучения чтению по Зайцеву. В чем ее суть мы разберемся в этой статье.
Основные принципы методики Зайцева
Известную методику, позволяющую обучать детей чтению, разработал отечественный педагог Николай Александрович. Этому он посвятил много времени, дорабатывал ее и усовершенствовал. Результатом его трудов стала одна из эффективных методик, ее основой являются кубики Зайцева.
Николай Александрович пришел к выводу, что:
Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.
Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.
Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:
Используя данный метод можно научить читать детей:
Какую цель она преследует:
Комплект для методики Зайцева
Набор довольно громоздкий.
Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.
Склад по методике чтения Зайцева
Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.
Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.
Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.
Дети учатся читать довольно быстро. Происходит это за счет того, что они задействуют разные каналы восприятия. Малыши видят, как пишутся склады, слышат их звучание и могут потрогать куб, на котором они изображены.
В чем заключается суть методики Зайцева
Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.
Познакомимся поближе с кубиками:
В продаже можно встретить наборы трех видов:
В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.
Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.
Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.
Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.
Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.
Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.
Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.
Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.
Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева
Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.
Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.
А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:
Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.
Преимущества и недостатки методики
К достоинствам методики можно отнести:
Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:
Отзывы о методе Зайцева
Многие родители, прежде чем испробовать метод Зайцева на своем малыше норовят изучить как можно больше информации и ознакомиться с отзывами других мам и пап. Полагаться только на их опыт не стоит, ведь в каждом случае все индивидуально. И к каждому малышу требуется особый подход.
Мнения родителей, испробовавших этот метод, довольно разные. Их можно разделить на несколько категорий. Есть родители:
На это у них есть определенные причины:
Отзывы все разные. Поэтому при выборе методики следует учитывать исключительно способности ребенка и его особенности. Но как показывает практика, дети лучше осваивают что-то новое именно в игровой форме, когда на них никто не давит и не ограничивает их действий.
Плюсы и минусы методики Н.А. Зайцева
У методики развития Зайцева, как и у любой другой программы обучения есть достоинства и недостатки. Здесь мы рассмотрим положительные и отрицательные стороны этой методики и разберёмся, стоит ли вообще тратить время и деньги на то, чтобы по ней заниматься.
Преимущества методики
Основной плюс – по методике Зайцева можно начинать заниматься с 1 года! Все занятия проводятся в подвижной, игровой форме. Направленность всех занятий — в максимально короткий срок эффективно и главное незаметно для самого ребенка обучить его чтению и письму через занимательные занятия.
Беглое чтение:
Основа методики состоит в быстром запоминании различных буквосочетаний, благодаря чему ребёнок будет учиться читать слова не по буквам, а сразу по слогам, что ускорит процесс обучения чтению. Сочетания букв, с которыми малыш знакомится, напечатаны на кубиках, что позволяет реализовать главное правило обучения маленьких детей — получение знаний в игровой форме. Так ребёнок не заскучает, и вместе с тем время будет употреблено на получение необходимых навыков, а не потрачено впустую.
Грамотное письмо:
Представленные на кубиках сочетания букв, или, как их ещё называют, склады, являют собой только те сочетания, которые возможны в русском языке. Приведём пример: в будущем ребёнок будет учить правило о том, что после шипящих пишется «и», а не «ы». На кубиках Зайцева вы также не встретите ни одной «ы» после шипящей. Таким образом, методика позволяет учить орфограммы на наглядных примерах, а не просто принимать их как данность, и впоследствии ребёнок будет писать слова правильно. Также несомненное преимущество в том, что малыш учится грамотно писать без зазубривания каких-либо правил по скучной книжке — он просто видит перед глазами пример и запоминает его.
Отсутствие возрастных ограничений:
Несмотря на то что изначально методика была ориентирована на работу с теми ребятами, которые уже посещают детские сады, практика показала, что заниматься можно с детьми любого возраста. Даже если малышу ещё не исполнился год, поверьте, такая работа не будет лишней ни для вас, ни для него. Если всё сделать правильно, то к тому времени, как ребёнок научится четко выговаривать слова, он будет уметь читать по слогам. Вам останется только научить его складывать слоги в слова. Методика будет действенна также для тех детей, которые по какой-либо причине не усваивают программу первого класса школы, где их как раз и учат читать. Система Зайцева позволяет учить быстро и интересно, что послужит хорошим поводом для того, чтобы полюбить эти занятия и быстро нагнать одноклассников.
Быстрый результат:
Методика Зайцева эффективна настолько, что, по статистике, дети от трёх до четырёх лет начинают читать уже после пятого по счёту полноценного занятия. Как уже было сказано, эта система поможет деткам в первом классе или же в дошкольные годы, когда малыши начинают учиться читать.
Самостоятельность:
Автор методики акцентирует внимание на том, что для того, чтобы система давала быстрый результат в каждом конкретном случае, необходимо сделать занятия частью ежедневной рутины ребёнка. Имеется в виду, что уроки не должны иметь чётко очерченных границ и быть слишком уж серьёзными. Секрет обучения маленьких детей состоит в том, чтобы сделать его незаметным. Учёба в игровой форме — отличный вариант. Невзначай подавая ребёнку кубики во время игры, вы даёте ему новую информацию. В этом деле главное — начать. Когда ребёнок привыкнет к кубикам, он начнёт играть с ними уже без вашего участия. Таким образом, методика не только учит чтению и письму, но и развивает самостоятельность.
Общее развитие:
Кубики имеют разные размеры и цвета. Буквы на них также написаны по-разному. Кроме того, кубики издают разные звуки — скрипят, трещат, шуршат. Всё это обуславливает воздействие на все виды анализаторов. Цвет кубиков подобран специально, чтобы не утомлять глаза ребёнка и не нервировать его. Текст напечатан крупно, что позволяет видеть его издалека. Когда кубики находятся на разном расстоянии, ребёнку, чтобы разглядеть, что там написано, приходится тренировать мышцы глазного яблока. Звуки, которые издают кубики, различны по высоте. Прослушивание всего этого разнообразия помогает ребёнку адаптироваться к окружающему миру. Благодаря тому что размеры кубиков варьируются, ребёнок будет самостоятельно развивать мелкую моторику. От уровня её развития зависит приспособленность малыша к жизни — застегнуть пуговицы, взять в руки ручку или карандаш, закрыть дверь ключом — всё это мелкая моторика.
Здоровье:
Таблицы нужно размещать выше уровня глаз ребёнка. Это будет способствовать формированию правильной осанки и предотвращению развития сутулости. А это уже профилактика сколиоза и перегруженности позвоночника. Кроме того, некоторые дети успокаиваются, когда слышат определённые звуки, так называемые триггеры. По большей части кубики наполняются чем-то шуршащим, скрипящим и так далее. Словом, наполнение издаёт приятные звуки. Иногда, если ребёнок понервничал или просто слишком эмоциональный, это поможет ему успокоиться. И да, не удивляйтесь, если у вашего малыша появится один любимый кубик.
Недостатки методики
Основной минус – занимаясь по методике Зайцева, малыши не понимают, как сливать буквы, поскольку сразу заучивают склады. В результате могут пропускать окончания слов. Еще родители признаются, что цена пособий немного завышена.
Методика Николая Зайцева, как мы выяснили, может быть чрезвычайно полезной. Наибольшую выгоду из неё извлекут те, кто будет заниматься с ребёнком школьного возраста. Во-первых, ребёнок семи лет уже точно не станет рвать кубики, если вы скажете ему, что этого делать нельзя. Во-вторых, если ребёнок не усваивает школьную программу самостоятельно, то методика будет хорошим подспорьем: в школе ребёнок будет учить звуки и буквы, а дома — объединять их в слоги и запоминать, а после — составлять слова.
Если же вы решили начать заниматься по этой методике с совсем маленьким ребёнком, то следует учесть несколько моментов:
Вообще, обучение в форме игры — прекрасный выход, когда ребёнок не горит желанием учиться. Такой метод позволяет не только снабдить малыша новыми знаниями, но и заинтересовать его тем или иным предметом. Велик шанс, что в будущем ребёнок начнёт учиться с удовольствием.
Таким образом, методика Николая Зайцева хорошо зарекомендовала себя. Бесспорно, указанные недостатки меркнут перед преимуществами, главное из которых — скорость. Если вы сделаете выбор в пользу методики, то сможете научить ребёнка читать буквально за неделю!
Кубики Зайцева | Методика обучения чтению | Варианты игр и занятий с кубиками
На самом деле, некоторые вопросы остаются у родителей даже после покупки пособия. В частности, самый главный вопрос – как обучать по методике Зайцева маленького ребенка, чтобы это было действительно интересно? Ведь довольно толстая книжечка, входящая в комплект, не может похвастаться четкой и стройной программой занятий для малышей.
Основные принципы методики Зайцева
Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:
1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».
2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).
Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам. Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.
Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв.
Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.
Что из себя представляют кубики Зайцева
Итак, давайте разберемся, в чем же принципиальное отличие кубиков Зайцева от обычных кубиков с буквами. Со всех сторон на кубиках Зайцева написаны не буквы и слоги, а именно склады. И написаны они не вразброс, а по определенным правилам:
Такие отличительные особенности облегчают ребенку задачу поиска нужного склада среди всей массы. Как говорит Николай Зайцев, «среди 500-800 книг на своих полках вы тоже легко разыщите нужные, припоминая их цвет, высоту, толщину и оформление корешка». Только кубиков не 800, а 65. А если не считать дубликаты и вспомогательные кубики, то останется всего 39. Найти нужный вполне реально!
Занятия и игры с кубиками Зайцева
Как же играть с кубиками, чтобы малыш по-настоящему увлекся чтением? В комплект пособия входит методическое руководство Николая Зайцева, описывающее варианты занятий. Скажу честно, читается методичка без удовольствия. Текста много, но, на мой взгляд, в ней много лишнего. Хотелось бы четкого описания игр с конкретными рекомендациями, ну и пошаговой программы. Также немного смущает, что в методичке очень мало игр, предполагающих обучение ребенка с нуля. Ведь автор обещает, что начинать учить можно уже 2х-летнего малыша.
Но, не пугайтесь, все это нисколько не умаляет достоинств методики Зайцева Если разобраться и грамотно организовать игровой процесс, можно получить действительно отличные результаты в виде читающего и не замученного ребенка Пока мы занимались с дочкой, я собирала самые интересные идеи игр с кубиками, хочу привести их здесь в порядке возрастающей трудности
Прежде, чем перейдем к играм, хочется сказать, что не стоит ограничивать занятия только лишь кубиками! Разбавляйте их и другими играми-читалочками, так ребенку будет интереснее!
И еще один очень важный момент! Не ждите от ребенка, что он на первых же занятиях будет сам читать склады (даже если он раньше уже знал буквы). Не устраивайте малышу постоянные проверки («Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано»). Все занятия должны превратиться в игру, в процессе которой вы будете много раз показывать и называть ребенку склады. Результат не заставит себя ждать, сначала малыш научится узнавать склады и будет легко находить нужные среди ряда предложенных. А потом придет и к самостоятельному чтению. Не торопите малыша!
Итак, приступим. Привожу игры с кубиками Зайцева в порядке возрастающей трудности. Игры можно неоднократно повторять с ребенком, используя каждый раз разные кубики.
Начинать игры всегда лучше с твердых складов (это большие кубики). Приготовьте непрозрачный мешочек и сложите в него несколько кубиков. Вместе доставайте по одному кубику из мешочка, озвучивайте, что написано на той стороне, которой к вам повернулся кубик. Задавайте вопросы и сами же на них отвечайте. «А это что у нас за склад? Это же МУ!»
Обыграйте занятие каким-нибудь сюжетом. Например, мишка вам принес мешочек и попросил вас рассказать, что лежит внутри.
Потом все кубики можно сложить в мешочек обратно, также называя их.
2. Перекладываем кубики из одной тары в другую
Игра аналогична предыдущей. В качестве тары подойдут кастрюли, коробки. Пока перекладываем, читаем, что написано на одной стороне каждого кубика. Либо можно «пропевать» их полностью.
3. Попевки на кубиках
Складовые попевки – один из неотъемлемых элементов методики Зайцева. Все склады написаны на кубиках в определенной последовательности (например, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ-Д), если заранее потренироваться во вращении кубика нужным образом, то у вас получатся очень складные попевки. Вот так:
Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга, и видом, и на слух. Если малыш узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.
Чаще пойте с ребенком эти попевки, и он быстро научится прочитывать склады на них.
4. Прятки
Возьмите один кубик и спрячьте его под платком / одеялом и предложите отгадать, какой стороной он вам сейчас покажется. Затем достаньте кубик, вместе озвучьте его и искренне удивитесь прочитанному. Повторяйте игру снова, поворачивая кубик разными сторонами. «Как ты думаешь, какой стороной покажется нам кубик? Давай посмотрим! Это МИ!». Сюрпризный момент будет повышать интерес ребенка к игре.
5. Игрушки и домики
Предложите малышу расселить игрушки по домикам-кубикам – «Зайчик у нас будет жить в домике КО» и т.д. Если есть желание, склады можно подобрать так, чтобы они соответствовали первому слогу в названии животного, т.е. лошадка будет жить в домике ЛО и т.д.
Когда все будут расселены, поиграйте персонажами, ходите друг к другу в гости, прячьтесь в разных домиках и не забывайте в игре ненавязчиво называть склады. Аналогично можно сыграть в паровозик, в этом случае игрушки будут рассаживаться по вагонам, названиями которых будут склады!
6. Сортируем кубики на большие и маленькие
Возьмите две любимые игрушки малыша. Желательно, чтобы одна из них была большого размера, а вторая – поменьше. Допустим, это будет большой мишка и зайка. Скажите ребенку, что мишка любит большие кубики, а зайка – маленькие. А затем рассортируйте их между игрушками. Не забывайте прочитывать, что на них написано.
Также помните, что сначала склады все время читаете вы. Потом когда ребенок уже немного их запомнит, предлагайте задания на узнавание – «Дай, пожалуйста, мишке кубик ТО» и т.п.
7. Беги к МИ!
Расставьте по комнате в разных местах на уровне глаз ребенка несколько кубиков (4-5 штук). Предложите малышу наперегонки (например, с мишкой) бегать к тем складам, которые вы будете называть.
К примеру, вы кричите «Беги к МИ!» или «Кто первый принесет КА?», малыш быстро находит нужный склад и подбегает к нему. Мишка, за которого будете играть вы, конечно, тоже будет «стараться» обогнать малыша.
8. Паровозики и башни
Предложите малышу построить паровозик, да только не простой. В этом паровозике все склады будут с одним и тем же гласным, например МА-КА-ПА-ТА-ДА или ТУ-РУ-ДУ-ЛУ-ПУ, или еще длиннее. (Не забывайте, что всегда лучше начинать игры с твердых слогов, их ребенку проще читать!)
Чтобы малышу было интереснее, каждый кубик для постройки может приносить какая-нибудь игрушка. Когда паровозик будет готов, пропойте или проговорите вместе его длинное название, показывая пальчиком на каждый склад. Или с азартом хлопайте по каждому складу, называя его!
А потом еще и рассадите по паровозику небольшие игрушки. Каждый пассажир, перед тем как занять свое место, будет говорить ребенку, в какой вагон у него куплен билет, а ребенок будет находить соответствующий склад и пристраивать пассажира.
Аналогично можно строить складовые башни. Играем с башней аналогично, разве что жильцов расселить не получится
9. Находим ошибки
Постройте перед занятием без участия ребенка паровозик или башню. При этом все склады должны оканчиваться на один и тот же гласный, а в одном намеренно допустите ошибку. Скажите малышу, что мишка построил паровозик сам, но где-то ошибся, помогите ему найти эту ошибку. Для этого вместе читайте склады.
10. Братики и сестренки
Расскажите малышу, что все кубики – родственники, у каждого из них есть братик или сестренка. Так, у кубика с твердыми складами МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-М есть младшая сестренка – МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ (кубик меньшего размера). Объясните ребенку, что определить родство можно по первой букве в слоге. Найденные пары не забывайте пропевать. Так они будут быстрее запоминаться.
11. Рассказываем сказки
В складах немного уже освоились, можно попробовать и первые слова составлять. А помогут нам в этом незамысловатые сказки, например вот такого плана:
«Жил-был гномик СО (показываем кубик соответствующей стороной). Ему было очень одиноко и грустно, потому что у него не было друзей. Он искал их везде и всюду: на стуле, под столом, на кровати, под кроватью (изображаем поиски), но никак мог найти. И вот как-то совершенно случайно на улице ему повстречался гномик по имени К (показываем). Как же обрадовался наш гномик СО! Он стал прыгать от радости, да и гномик К тоже радовался. СО-К, СО-К, СО-К, СО-К! Так они прыгали и прыгали, а потом встали рядом и удивились, потому что увидели, что у них получилось слово СО-К! Тогда они рассказали об этом другим складам, и те тоже стали приходить в гости к СО, составляя новые слова: СО-М, СО-Н, СО-ВА, СО-ДА, СО-ЛЬ (другие кубики должны быть наготове)»
Вот еще варианты слов для других сказок:
12. Кто быстрее?
Постройте перед ребенком не слишком сложное, но интересное для него слово (например, МИШКА), вместе прочитайте его, проводя пальчиком по складам. А затем предложите наперегонки (лучше всего с какой-нибудь игрушкой) искать в этом слове заданные склады. Например, кто быстрее найдет КА?
Потом предложите найти МИ и т.д. А после поменяйте и слово.
13. Игрушки пишут слова
Скажите ребенку, что сейчас игрушки напишут специально для него то слово, которое он захочет. Если малыш затрудняется, предложите сами на выбор что-нибудь любимое или сладкое. Например, МАШИНА или КОНФЕТА, ТОРТ.
Когда выбор будет сделан, игрушки начнут по очереди приносить кубики – например, слоненок принесет МА, мишка – ШИ, зайка – НА. Чем смешнее персонаж будет нести свой элемент, тем веселее пройдет игра. Он может ронять кубик, все время отыскивать нужную сторону, весело напевать свой склад и т.д.
Важно расположить готовое слово на такой высоте, чтобы ребенку была видна нужная часть кубика.
14. Находим части тела
Предварительно перед занятием составьте несколько коротких слов (3-4 слова), обозначающих части тела и лица. Например, НОС, РОТ, РУКА, НОГА, ЛОБ и т.п. Прочитайте слова вместе с ребенком. Затем возьмите небольшую игрушку и скажите, что она сейчас будет прыгать с одного слова на другое, а вам нужно будет показывать соответствующее место на теле. Например, мишка прыгнул на слово «НОС» — значит, вам с малышом надо очень быстро показывать на свои носы.
Постепенно ускоряйте темп. Игра обычно проходит очень весело.
В такой игре малыш будет учиться узнавать слова целиком, процесс чтения будет все больше автоматизироваться.
15. Действия
Игра аналогична предыдущей, только теперь нужно составить из кубиков не части тела, а простые действия – ЕСТЬ, ПИТЬ, МЫТЬ, БЕГАТЬ, ХЛОПАТЬ и т.д. Задача ребенка изобразить то или иное действие, когда вы будете показывать на соответствующее слово.
По причине отсутствия большого количества кубиков со складом ТЬ, некоторые слова можно написать на карточках, выделив в них склады разными цветами.
16. Прятки
Эта игра тоже учит ребенка воспринимать и узнавать слово целиком. Сложите перед ребенком несколько слов, например, МЫШКА, СОБАКА, СЛОН, ЖИРАФ и т.п. Скажите, что это домики / вагончики поезда, в которых живут / едут эти животные. Вместе прочитайте слова, позадавайте малышу вопросы вроде «Где собака?», «Где слон?», «А здесь кто?».
Затем скажите ребенку, что животные решили сыграть в прятки, попросите его отвернуться и поменяйте местами некоторые слова. После этого снова попросите малыша найти нужные слова – «А где теперь мышка?», «Куда спрятался слон?» и т.д.
17. Вместе пишем слова
Когда ребенок хорошо освоится с кубиками и будет с удовольствием в них играть, можно учить его писать слова кубиками. Конечно, сначала малышу нужно будет подсказывать, но постепенно количество подсказок надо уменьшать:
Что малышу будет интересно писать кубиками:
Любое слово по выбору ребенка.
18. Составляем слово по образцу
Подготовьте несколько карточек с написанными на них словами. Склады в словах выделите разными цветами (рекомендации по написанию слов). Предложите малышу собрать эти слова.
Не забывайте обыгрывать занятие каким-то интересным сюжетом. Например, игра может начаться с того, что динозаврик нашел карточки со «съедобными» словами (например, КАША, ЛАПША) и попросил вас составить то, что на них написано. После сбора и прочтения каждого слова малышом, динозаврик будет его «съедать».
19. Смешные слова
Пускай ребенок составит подряд несколько кубиков так, как ему хочется. Затем вместе прочитайте то, что получилось. Наверняка, получится смешное слово, можно даже пофантазировать, что это такое.
20. Перевертыши
Предложите ребенку поиграть в фокусников. Для этого соберите сначала какое-нибудь простое слово, например, МАША. Затем замените в нем один кубик на другой (например, поставьте вместо МА склад ДА). Прочитайте, что получилось, и объясните ребенку, что даже немного изменив буквы, мы можем получить слово с совершенно другим значением. Вместе искренне удивляйтесь, какое новое слово вам удалось получить.
Вот какие цепочки слов можно строить:
21. Домики животных
Подготовьте несколько любимых игрушек малыша с несложными именами / названиями. Вместе постройте для каждой игрушки домик, написав кубиками ее имя. Затем расселите игрушки по домикам. Разыграйте сценку с тем, как животные гуляют и возвращаются, ходят друг к другу в гости. Ребенок должен правильно прочитать и найти домик каждого игрушечного друга.
Аналогично можно строить домики исходя из того, кто как говорит. Для кошки – МЯУ, для собачки – ГАВ и т.п. Такие слова будут короче и понятнее. Принцип игры описан здесь.
22. Пишем слова с определенными параметрами или по цепочке
Когда ребенок уже очень хорошо освоится с написанием слов, можно составлять слова с заданными параметрами, например, содержащие конкретный склад или букву.
Другой вариант – писать слова по цепочке. Например, вы выставляете одно слово – ХА-Л-ВА. Читаете его, затем все первые кубики убираете, оставляете только последний. Теперь ваша задача – придумать слово на оставшийся склад, например, ВА-ЛЕ-НО-К. Дальше может быть К-РО-Ш-КА, КА-ША и т.д.
23. Пособия к кубикам Зайцева
Хочется также обратить ваше внимание на пособия Натальи Пятибратовой, разработанные специально для занимающихся по кубикам Зайцева. Тетради позволяют работать со складами в плоскостном варианте – в заданиях нужно проводить линии, рисовать и приклеивать наклейки. При этом во всех заданиях нарисованы не просто склады, а именно кубики Зайцева, что еще больше повысит интерес ребенка. Пособия отлично разнообразят «объемные» занятия с кубиками. Вот они:
Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева
Складовые наклейки для игр с кубиками Зайцева
Конечно, этим перечнем варианты занятий с кубиками не ограничиваются. Я больше, чем уверена, что вы и сами сможете придумать немало, руководствуясь интересами именно вашего ребенка. Главное, чтобы все занятия проходили в ненавязчивой игровой форме!