в чем разница между победителем и побежденным
В чем разница между победителем и побежденным?
Приветствую, Дорогой Друг, на своем блоге.
Победители и побежденные. В чем же между ними разница? И тот и другой — человек со своими мыслями, действиями, умениями, характером и талантом. Почему же один добивается всего, а другой все также остается на месте или идет все ниже ко дну?
Посмотрите на человека, добившегося в жизни всего, что хотел, и на человека. который ждет. что к нему когда-нибудь придет счастливый день и он вдруг станет богатым. Я думаю, Вы уже увидели разницу. Победитель не ждет, что ему кто-то что-то даст или улыбнется фортуна. он действует сейчас. Ошибается.действует. Он ищет тот путь, который приведет его к тому успеху. которого он сам себе желает. Побежденный же ждет того мгновения.когда он сможет воплотить свою мечту в жизнь.
Побежденный дважды подумает, стоит ли начинать дело, безопасно оно или нет. Победитель — идет на риск. Он не боится проиграть, потому что знает, что это еще один урок жизни и что без этого урока ошибки в будущем не избежать.
Победитель учится на своих ошибках. Учится и у других. Если он изучает неоюходимые ему знания, то применяет их на практике. Побежденный же может тоже изучать, но оставляет эти знани на потом, так и не применив эти знания на практике. Получается, что он только лишь загружает свой мозг еще большим багажом ненужных для него вещей.
Итак, как же стать победителем своей жизни и не стать пожизненным неудачником?
Действуйте. Действуйте каждый день. Ищите возможность применять свои знания на благо себя и других людей. Только таким образом Вы добьетесь успеха и будете намного счастливей и уверенней в завтрашнем дне.
И еще один маленький совет от себя лично. Проговаривайте каждый день аффирмации.
Например такую: «Я каждый день делаю шаг к своему успеху».
Удачи Вам в Ваших делах и успехов! Станьте победителем!
Философия победителя: что отличает победителя от проигравшего?
Вы, наверняка, задумывались, что отличает победителя от проигравшего? Что дает человеку преимущества, которые позволяют выигрывать, становиться лучшим? Есть очень мудрое высказывание у Пастернака: «Но поражения от победы ты сам не должен отличать». Вы замечали, что выигрывает чаще всего тот, для которого победа наименее важна? И это отнюдь не случайность. Чтобы получить максимально положительный результат, нужно полностью абстрагироваться от всех эмоций. Только цель и ничего больше. Таким образом, вы должны хотеть победы. Это естественное желание и оно должно мотивировать. Но концентрироваться нужно не на победе, а на том, чтобы сделать все наилучшим образом.
В чем разница между победителем и проигравшим?
Когда вы концентрируетесь на победе, вас охватывает масса эмоций: возбуждение, чувство соревнования, страх поражения. В данном случае эмоции это плохо. Они отвлекают. Боязнь поражения, азарт, проскальзывающие в голове мысли типа «Проиграю – буду неудачником» – все это очень мешает. Никто не станет с этим спорить. А эти мысли неизбежны, если вашей целью – будет победа.
Когда вы концентрируетесь на том, чтобы сделать все как можно лучше, вы отбрасываете значимость победы как таковой и переносите центр внимания в область результата. Вы просто делаете то, что нужно сделать. И именно тогда, когда вы будете максимально сконцентрированы на результате – вы сможете сделать все наилучшим образом, и у вас появится намного больше шансов победить. Вы должны слиться с этим намерением. Вы должны стать этой целью.
Чем отличаются победители от побежденных?
Знаменитый американский психолог Др Фил МакГро посвятил всю свою жизнь изучению успеха. На протяжении десятилетий он опрашивал и изучал людей, которые достигли большого успеха, и пришел к выводу, что успех – это отнюдь не феноменальная случайность. Люди, достигшие успеха в различных областях жизни – бизнесе, спорте, искусстве – имеют общие характерные черты, которые отнюдь нельзя назвать пресловутой удачей. Просто они делают что-то такое, что заставляет мир вставать и аплодировать. Возможно, эти люди имеют различные цели и стратегии, но если вы посмотрите поближе, то увидите, что в этих стратегиях очень много общего. Без них вы просто не можете преуспеть.
Я предлагаю вашему вниманию десять характерных черт, присущих успешным людям, которые были описаны Д-ром Филом в книге «Жизненные стратегии».Вы можете использовать эту информацию для создания своих собственных стратегий, что коренным образом может изменить всю вашу жизнь. Как любит говорить Д-р Фил: «Победители отличаются тем, что они делают то, что не хотят делать неудачники». Итак, к какой группе вы хотите примкнуть?
1. ВИДЕНИЕ. Люди, которые постоянно достигают успеха, отличаются тем, что всегда точно знают, чего они хотят. Они видят желаемое, чувствуют его, и проживают его умом и сердцем. Они представляют предмет своих желаний и жизненное направление так отчетливо, что могут перенестись в будущий момент победы и описать его так, будто это происходит наяву. В отличие от них, многие люди воздерживаются от восторгов по поводу исполнения своих желаний, потому что боятся сглазить, или разочароваться, столкнувшись с неудачей. Успешным людям как будто незнаком этот страх. Они рискуют, восторгаются и могут описать момент победы в самых живописных красках. Они точно знают, как выглядит успех, и как он изменит их жизнь. Это видение становится их путеводной звездой, которая помогает укреплять их мотивацию и продуктивность.
2. СТРАТЕГИЯ. Успешные люди всегда имеет четкую и продуманную стратегию, которая помогает им превратить видение в реальность. Они всегда вооружены картами, таблицами и календарями. Они знают, что нужно сделать, когда и в каком порядке. И что наиболее важно, у них это все записано. Вы можете увидеть этих людей с папками, ручками и другими атрибутами, которые визуально подкрепляют их стратегию. Их стратегия включает пересмотр личных ресурсов, а также оценку препятствий, которые им нужно преодолеть. Эта записанная на бумагу стратегия, в сочетании с ясно представляемой целью, никогда позволяет им отклоняться от курса. Они не сворачивают на неизвестную тропу, если ее нет на стратегической карте. Они следуют только путеводной звездой и избегают альтернатив, которые не приближают их к финишу.
3. УВЛЕЧЕННОСТЬ. Успешные люди всегда увлеченно играют в игру под названием Жизнь. Их увлекает все, что они делают, и они никогда не устают. Они испытывают нескончаемую энергию, и увлекаются не только процессом и конечной целью, но даже препятствиями на своем пути. Для них достижение намеченной цели является не тяжким трудом, а интригующим захватывающим удовольствием. Эти люди поздно ложатся спать, а рано утром вскакивают ни свет, ни заря, чтобы опять приняться за работу. Их увлеченность так заразительна, что окружающие тоже начинают с энтузиазмом поддерживать их на пути к намеченной цели.
4. ОСОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ. У успешных людей в жизни нет места для увиливания, фантазий и отвлеченных идей. Они говорят правду себе и другим, самокритичны, не заблуждаются по поводу своих слабостей, и ставят для себя высокие, но реалистичные стандарты. Они никогда не обижаются на критику по отношению к себе, так как умеют находить ценность в любой информации. Эти люди знают, что не были рождены с золотой ложкой во рту, и им надо пробивать дорогу к успеху самим, но они точно знают кто они, где находятся, и всегда исходят только из этой реальности. Они не тешат себя иллюзиями по поводу препятствий и испытаний, но решают дела со знанием реальности, так как понимают, что ничто другое не поможет им осуществить задуманное. Они считают, что решать проблемы намного легче, когда в руках есть все карты. Если некоторые карты отсутствуют, становится трудным что-либо планировать.
5. ГИБКОСТЬ. Успешные люди знают, что жизнь – это не гладкое путешествие, состоящее из одного успеха. Они понимают, что даже самые великолепные планы должны периодически обновляться и переписываться. В своем поведении эти люди не придерживаются жесткого упрямства, будучи открытыми к запасным вариантам, и готовыми рассматривать любую потенциально жизненную альтернативу. Если получается А, они будут делать А, если получается Б, они будут делать Б. Они наклоняются под напором трудностей, но никогда не ломаются. Потому что они смотрят на результаты, а не на волнующееся Эго, которое только и следит за тем, как это будет выглядеть для окружающих. Они готовы быть неправы, готовы что-то изменить или даже начать сначала.
7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ. Успешные люди никогда не чувствуют себя одинокими странниками. Они понимают, что могут стать победителями только тогда, когда окружат себя людьми, которые желают им победы. В течение жизни они строят свое здоровое окружение, и выбирают и сближаются с людьми с талантами и способностями, которых нет у них самих. С людьми, которые всегда скажут им правду и сделают это довольно конструктивно. Надежные друзья и сообщники являются очень важным компонентом успеха, и победители стараются не только брать, но и с таким же энтузиазмом давать.
8. ДЕЙСТВИЕ. Успешные люди всегда предпринимают значительные, соответствующие цели, действия. Они не витают в облаках и не строят замков на песке. Так как эти люди никогда не боятся рисковать, они всегда готовы начать действовать. И они действуют, настойчиво и постоянно. Они не разочаровываются, если первоначальные действия не дали результатов, потому что понимают, что мир не раздает подарки налево и направо. Если нужно приложить одно усилие, это хорошо. Если нужно приложить десятки усилий, то тоже ничего страшного.
9. ПРИОРИТЕТЫ. Успешные люди всегда решают все свои проблемы в строгой последовательности. Они устанавливают приоритеты, и живут этими приоритетами. Они так распоряжаются своим временем, что им не приходится тратить время на приоритет номер два, три или четыре, если приоритет номер один нуждается во внимании. Если посреди дня они замечают, что работают над чем-то другим, они останавливаются и возвращаются к приоритету номер один. Они выбирают свои приоритеты очень осторожно и тщательно, потому что их жизнь должна быть организована вокруг этих приоритетов. Они фокусируются в первую очередь на наиболее важных вещах, а затем уже занимаются другими делами.
10. УРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. Успешные люди сознательно и целенаправленно заботятся о себе. Они понимают, что являются наиболее важным ресурсом в достижении намеченной цели. Они активно заботятся о своем умственном, физическом, эмоциональном и духовном здоровье, и сохраняют баланс, который помогает им оставаться в форме. При всей своей увлеченности, они не позволяют конечной цели овладеть ими до такой степени, что можно забыть об остальных вещах. Фокусом их внимания является также семья, спорт и отдых. Вы не найдете их на работе, или в отношениях, от которых их тошнит и которые высасывают всю энергию. Они или делают приоритетом восстановление баланса, или покидают стрессовую ситуацию, но они не позволят себе встать на путь саморазрушения.
Д-р Фил МакГро также в своей книге «Жизненные стратегии» предлагает готовую формулу достижения успеха, которую вы можете применить в любых начинаниях. Эта стратегия подходит в одинаковой степени для любых желаний – от решения похудеть до нахождения жизненной миссии, потому что она тонко и досконально разработана только с одной целью – помочь вам преуспеть!
Стратегия успеха состоит из семи простых шагов, которые понятны и доступны каждому. Все, что вам нужно сделать, это определить цель и на основе нижеследующих шагов написать свой собственный план. Итак, какие это шаги?
1. ОПИШИТЕ, В КАКИХ СОБЫТИЯХ ИЛИ ПОВЕДЕНИИ БУДЕТ ВЫРАЖАТЬСЯ ВАША ЦЕЛЬ.
В отличие от мечтаний, в которых можно опустить все важные детали, цели не оставляют места вашим желаниям для какой-либо неясности. Для того, чтобы цель стала достижимой, она должна быть четко определена и выражена в мельчайших деталях. Например, в мечтаниях, вы можете сказать: «Я хочу путешествовать и увидеть мир». Если вы переведете язык мечтаний на язык достижения цели, вы скажете: «Я намереваюсь посетить четыре различных страны на протяжении пяти лет». То есть теперь, когда желание разбито на определенные шаги, оно становится более четким и выполнимым. Чтобы желание стало целью, вы должны определить, что именно вы намереваетесь делать. Помните, что «быть счастливым» не подходит для цели, так как это не является событием или поведением. Если вы хотите быть счастливым, вы должны определить, что именно сделает вас счастливым.
Итак, определите свои желания, наметьте цель, а затем задайте себе следующие вопросы:
— В каких специфических действиях и поведении будет выражаться моя цель? Что я буду делать или не делать по мере продвижения к моей цели?
— Как я узнаю, что я достиг цели?
— Что я при этом буду чувствовать?
2. ВЫРАЗИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ В ТЕРМИНАХ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ.
В отличие от мечтаний, цели должны отражать результаты, которые можно измерить, увидеть или посчитать. Только тогда вы сможете увидеть свой прогресс, и узнать, какой отрезок пути вы уже прошли. Если, например, вы имеет желание «иметь прекрасную насыщенную жизнь», то вы должны задать себе следующие вопросы:
— Где бы вы хотели жить, чтобы ваша жизнь была действительно прекрасной?
— С кем бы вы хотели разделить эту жизнь?
— Сколько денег вы бы хотели иметь?
— Какой работой, или какой деятельностью вы бы занимались?
— Каким бы было ваше поведение?
— Сколько времени вы бы посвящали каждому занятию?
3. ОПРЕДЕЛИТЕ СРОКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.
В отличие от мечтаний, в которых нет определенности и сроков, цели требуют четкого расписания. В мечтаниях вы говорите: «Когда-нибудь я хочу стать богатым!». Но ели вы хотите поставить себе такую цель, вы должны сказать: «Я хочу достичь заработка в 100,000 долларов в год к декабрю такого-то года». Таким образом, составив расписание, вы сделали цель своим приоритетом для дальнейших действий. Намеченные сроки придают этому приоритету срочность и значение, что в свою очередь послужит для вас важной мотивацией, потому что такая четкая определенность не позволит вам быть инертным и бездейственным. Когда вы думаете о сроках достижения своей цели, это позволяет вам увидеть реальность вашего плана и определяет интенсивность ваших действий.
4. ВЫБЕРИТЕ ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ МОЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ.
В отличие от мечтаний, которые позволяют вам представлять события, не поддающиеся контролю, цели имеют дело с аспектами вашего существования, которые вы можете контролировать и даже менять по своему усмотрению. В мечте вы можете представлять: «Я хочу, чтобы на Новый Год выпало много снега!» Но так как контролировать погоду невозможно, то вызывание снега не может быть вашей целью. Вместо этого вы можете сказать: «В период новогодних праздников я создам ностальгическую и традиционную атмосферу для всей нашей семьи». И тут вы можете контролировать такие вещи, как украшение елки, музыку, еду для праздничного стола. Стремитесь к тому, что вы можете создать, и оставьте в покое все то, что находятся вне вашего контроля.
5. ПРОГРАММИРУЙТЕ СТРАТЕГИЮ, КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ ВАС К ЦЕЛИ.
В отличие от мечтаний, где вы просто любуетесь объектом своего желания, цели включают в себя стратегический план, в котором вы определяете, как доберетесь из пункта А в пункт Б. При этом вы серьезно и реалистично взвешиваете все препятствия и имеющиеся ресурсы, а затем составляете стратегию, которая будет помогать вам преодолевать эти препятствия, а также использовать ресурсы. Одним из главных преимуществ хорошего плана является то, что вам больше не нужно полагаться на свою силу воли. Помните, что идея силы воли является мифом. Это ненадежное эмоциональное топливо, которое только временно придаст вам энергию, но как только первоначальный энтузиазм спадет, ваш поезд тут же остановится.
Вы хорошо знаете по своему собственному опыту, что бывают моменты, когда вы не чувствуете никакой мотивации или энергии что-то делать. Поэтому единственным способом заставить себя двигаться вперед даже в такие моменты является создание четкого стратегического плана, который будет поддерживать вашу решительность при отсутствии эмоциональной энергии. Ваша обстановка, расписание и даже отчетность должны быть запрограммированы таким образом, что они будут вас поддерживать даже после того, как эмоциональная вспышка прошла. Специфика программирования состоит в том, что она принимает во внимание тот факт, что жизнь полна соблазнов и возможностей потерпеть поражение. Эти соблазны и возможности конкурируют с вашим конструктивным поведением. Без программирования вам будет намного труднее прийти к цели.
Или, например, вы хотите бросить курить. Ваш план будет составлен из следующих действий
— Убрать из дома все сигареты
— Перестать носить с собой мелкие купюры или мелочь, которые позволят вам купить сигареты.
— Попросить друзей и коллег помочь вам в вашем решении и не давать вам сигареты, даже когда вы будете их об этом умолять.
— На те случаи, когда соблазн закурить наиболее велик, заранее спланировать какие-нибудь другие занятия – например, сразу после пробуждения, или после еды, или во время выпивки и общения.
6. ОПРЕДЕЛИТЕ ШАГИ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ ВАС К ЦЕЛИ.
В отличие от мечтаний, в которых вы можете притворяться, что все сбудется само собой, цели должны быть тщательно разбиты на определенные шаги, которые приведут вас к необходимым результатам. В мечтах вы можете сказать себе: «К лету я избавлюсь от одежды 54-го размера, и начну носить 44-й». Но реалистичное заявление будет выглядеть иначе: «Я буду предпринимать определенные действия, благодаря которым я буду сбрасывать по килограмму в неделю в течение 20 недель. К концу этого времени я буду носить 44-й размер». Цель начинает казаться более осуществимой, так как она разбита на отдельные шаги. Постепенный прогресс, посредством выбранных реалистичных шагов, приводит к желаемым конечным результатам. Определите эти шаги перед тем, как начнете осуществлять задуманное.
7. БУДЬТЕ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА СВОЙ ПРОГРЕСС.
В отличие от мечтаний, которые можно воспроизводить, когда вам вздумается, цели построены таким образом, что вам приходится нести ответственность за каждый промежуточный интервал. В мире фантазий, например, вы бы хотели, чтобы ваш ребенок окончил школу с одними пятерками. Но для того, чтобы сделать это желание реальностью, ваш ребенок должен отчитываться за свою работу каждую пятницу перед вами или перед учителем, чтобы можно было проверить его работу за прошедшую неделю. Зная, что теперь он не сможет избежать ответственности, и что его будут проверять, ребенок намного больше мотивирован хорошо учиться.
При отсутствии проверки и отчетности люди склонны обманывать себя и других, и таким образом не замечают, что они упускают возможность откорректировать себя и улучшить свою работу. Итак, вам необходимо создать отчетность за свои действия или свое бездействие. Вы можете выбрать члена семьи или друга, перед которым вы будете периодически отчитываться за свой прогресс. Мы все стараемся делать лучше, если знаем, что будет проверка, и за плохую работу нас ждут неблагоприятные последствия.
Победители и побежденные
Победители и побежденные
Чтобы охарактеризовать взаимоотношения между победителями и побежденными, вернемся вновь к речи Эрнеста Ренана с ее проницательным анализом ситуации вокруг формирования нации на исходе XIX века: «Нация, как и индивидуумы, это результат продолжительных усилий, жертв и самоотречения. Героическое прошлое, великие люди, слава (но истинная) – вот главный капитал, на котором основывается национальная идея»68.
Несложно указать те критерии отбора, которые выдвигались в отношении памяти национальным государством XIX века. Речь шла обычно об исторических эпизодах, укреплявших положительные представления нации о самой себе и соответствовавших определенным целеустановкам. Все, что не годилось для этого героического образа, подлежало забвению. Очевидно, о победах вспоминается легче, чем о поражениях. Это наглядно демонстрируют станции парижского метрополитена с их напоминанием о победах Наполеона, но отнюдь не о его поражениях. Напротив, в Лондоне, на родине Веллингтона, существует станция метро под названием «Ватерлоо», что лишний раз свидетельствует об избирательно-перспективном характере национальной памяти. Подобные мемориальные конструкты, закрепляющие в памяти исключительно собственные победы и исключительно поражения соседей, продлевают исторические конфликты далеко за пределы своего времени, что способно порой, при изменившихся политических условиях, вызывать периоды политической турбулентности. Когда в конце 2004 года отмечалось столетие «сердечного согласия» (Entente cordiale) между Англией и Францией, предназначенный для торжественной церемонии «зал Ватерлоо» в Букингемском дворце пришлось срочно переименовать в «музыкальный салон».
Однако это не означает, что национальная память вбирает в себя только славные победы. При определенных условиях центральными событиями национальных коммемораций могут стать и поражения. Эта мысль также отчетливо прозвучала в речи Ренана, которую мы уже цитировали: «Разделять в прошлом общую славу и общие сожаления, осуществлять в будущем ту же программу, вместе страдать, наслаждаться, надеяться, вот что лучше общих таможен и границ, соответствующих стратегическим соображениям… Я сказал только что: “вместе страдать”. Да, общие страдания соединяют больше, чем общие радости. В деле национальных воспоминаний траур имеет большее значение, чем триумф: траур накладывает обязанности, траур вызывает общие усилия»69.
Память побежденных – спустя всего лишь десятилетие после поражения французов от прусской армии под Седаном Ренан хорошо понимал это исходя из личного опыта – имеет более действенный потенциал, чем память победителей. Императивы, предъявляемые памяти, которая должна справиться с поражением, гораздо сильнее. Поэтому победу можно «проиграть», а поражение «выиграть». Ренан адресовал это предупреждение Пруссии, использовав парадоксальную формулу: «Vae victoribus!» («Горе победителям!»)70. Поражение не обязательно разрушает представление коллектива о самом себе и даже, напротив, укрепляет национальную сплоченность. Действительно, о поражениях вспоминают с большим пафосом и богатым церемониалом именно тогда, когда национальная идентичность базируется на жертвенности. В таком случае воспоминание о пережитых страданиях и преступлениях сохраняется для того, чтобы активизировать чувство общности перед лицом внешнего давления, легитимировать собственные притязания и мобилизовать сопротивление. Наиболее ярким примером служат сербы, которые в память о поражении от Османской империи в битве на Косовом поле (1389 год) почитают павших героев как национальных святых в ежегодных ритуальных коммеморациях. Другим примером служат чехи, для которых поражение чешских протестантов в битве на Белой горе (8 ноября 1620 года) с католическим войском Габсбургов до сих пор остается одним из трагических лейтмотивов национальной истории. Не только у чехов или ирландцев, но и у поляков национальная память ориентирована на пережитые поражения. Польша даже получила титул «Мессия среди прочих наций». В таком виде поражения возвышают нацию, веками укрепляя ее волю к независимости по отношению к порабощающей имперской державе. Мобилизирующая сила поражения играет важную роль и для жителей Квебека, франкофонного меньшинства англоязычной Канады. Напоминание о поражении генерала Монткальма в сражении против англичан (1759 год) до сих пор носит публичный, демонстративный характер: на автомобильных номерных знаках присутствует надпись «Je me souviens» («Я помню»). Жители Квебека заявляют этим, что не могут себе позволить нового поражения, поскольку речь идет о культурном выживании в исключительно англоязычном пространстве. В шестидесятые годы ХХ столетия Израиль после археологических раскопок восстановил захваченную некогда римлянами еврейскую крепость Масада, превратив ее в центральный историко-политический мемориал. Здесь память о поражении также служит мобилизирующей силой. Эта память не ослабляет волю, а укрепляет ее, ибо она связна с заповедью: «Никогда больше не оказаться в положении жертвы!»71 Во всех подобных случаях историческая память нации обретает форму нарратива, мощный аффективный заряд которого не иссякает с веками, поскольку он регулярно подпитывается напоминаниями и ритуальными инсценировками. Сама же избранная историческая дата приобретает характер мифического первоначала. Она служит в национальной памяти неиссякаемым источником света, помогающим высветить, истолковать и оценить все последующие исторические события.
Очевидно, национальная память способна вбирать в себя эпизоды как исторического возвышения, так и унижения, при условии что они приобретают героическую смысловую трактовку. Формула Бернхарда Гизена «триумф и травма» представляется в этом плане весьма точной. Но я предложила бы говорить о «триумфе и позоре» или «победе и поражении», зарезервировав понятие «травмы» для особых случаев, о чем будет сказано позднее. Отличие поражения от травмы будет вкратце проиллюстрировано сравнением между окончанием Первой и Второй мировой войны.
После Первой мировой войны и Версальского мира национальная память немцев была типичной памятью побежденных. Ее определяли центральные, заряженные аффектами понятия «стыда» и «позора», чувство потерянной чести, разрушение положительной индивидуальной и коллективной идентичности. Для восстановления утраченной чести психо-логика подсказывает единственное средство: надо обратить позор в героическое величие, постыдное унижение и лишение могущества – в демонстрацию превосходства и силы. Феодальный «миф чести» формирует в национальном коде героическую связь между победителем и побежденным; побежденный обязан любой ценой вернуть себе честь, утраченную в результате поражения и последовавших за ним унижений. О том, насколько глубокую печать наложила на нацистскую диктатуру героическая память о поражении, свидетельствуют два примера. Во времена национал-социализма берлинский мемориал Neue Wache был посвящен памяти павших «героев движения». Вместе с ними Гитлер предпринял 9 ноября 1923 года попытку путча в Мюнхене, и именно эту дату он сделал главным памятным днем для Третьего рейха. Другой пример отразился в броских газетных заголовках весной 2006 года. Под колокольней, построенной в 1934 – 1936 годах на территории берлинского Олимпийского стадиона, существовал «Зал Лангемарка», выступавший как национальный мемориал в честь немецких студентов, погибших в ноябре 1914 года в битве под Лангемарком. Немецкий исторический музей использовал этот мемориал, чтобы устроить там в 2006 году к чемпионату мира по футболу выставку на тему спорта, истории и политики, которая одновременно могла бы послужить «противоядием против мифа о Лангемарке»72.
Вторая мировая война завершилась не мирным договором, а безоговорочной капитуляцией, которая лишила Германию суверенитета как субъекта международно-правовых отношений. Тем самым честь немецкой нации была унижена еще более кардинально. Перед лицом беспредельного насилия, которое началось с развязывания войны и достигло своего апогея в Холокосте, национальная память немцев предстала в 1945 году не как память побежденных, а как память преступников, совершивших злодеяния беспрецедентных исторических масштабов. Внове здесь было то, что в этих условиях для немцев оказалось совершенно невозможным любое предъявление себя в рамках героической семантики, которая принципиально объединяет победителей с побежденными, несмотря на диаметральную противоположность их позиций. В. Шивельбуш охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Существует различная градация поражений и краха. Пока национальное самосознание функционирует нормально, нация, потерпевшая поражение, не готова исполнять требование морально-духовной капитуляции (покаяние, исправление, перевоспитание). Подобная готовность возникает лишь тогда, когда с разрушением материальных основ существования страны разрушаются и ее морально-духовные основы. Поражения 1865, 1871 и 1918 годов еще не достигали таких масштабов»73. Исторический поворот в грамматике исторической памяти означал смену героической семантики чести дискурсом о преступлении и травме. Травма – в отличие от героического нарратива – не мобилизует и не консолидирует нацию, а нарушает, даже разрушает ее идентичность.
Кто пишет историю: победители или побежденные? Историю пишут победители – эта сентенция часто повторяется, но редко подвергается критическому осмыслению. Я не подвергаю сомнению ее справедливость: победители задают направление будущему, они не только телеологически трактуют ход истории как движение к их триумфу, но и держат закрытыми те архивы, которые позволили бы прийти к иному выводу. Вальтер Беньямин критиковал взгляд на историю с точки зрения победителей, и его критика оказала значительное влияние на интеллектуалов поколения 68 года. Он советовал «вживаться» не в победителей, а в побежденных: «…все господствующие в данный момент – наследники всех, кто когда-либо победил. Соответственно, вживание в победителя в любом случае идет на пользу господствующим в данный момент. Любой побеждавший до сего дня – среди марширующих в триумфальном шествии, в котором господствующие сегодня попирают лежащих на земле»75.
Историк Райнхарт Козеллек перевернул приведенную выше сентенцию: по его мнению, побежденные пишут историю лучше, чем победители. Если победитель видит историю в «краткосрочной перспективе», оглядываясь на «череду успехов, которые благодаря его усилиям принесли победу», то историография побежденных оказывается более сложной и содержательной. Выводы этой историографии соответствуют пониманию, имеющему «более долгосрочный характер и бо?льшую объяснительную силу. Пускай в краткосрочном плане историю вершат победители, но понимание истории в долгосрочном плане принадлежит побежденным»76.
Этот тезис Козеллека подтверждается убедительными примерами; впрочем, сам он признает, что существуют и контраргументы: «После 1918 года немцы, возмущаясь параграфом Версальского договора, возлагавшим на них вину за развязывание войны, развернули морализаторскую дискуссию о своей невиновности, что закрыло для них всякую возможность осознать глубокие и долгосрочные причины собственного поражения»77. Сегодня мы склонны проводить более точное различие между «исторической наукой» и «исторической памятью». Исторический анализ поражения, предпринятый шотландскими социоисториками и Алексисом де Токвилем, не имеет ничего общего с уязвленным национальным чувством, возникшим из-за Версальского договора, ибо в последнем случае речь идет не столько об историографии, сколько об определенной мемориальной стратегии. На различие между исторической наукой и исторической памятью указывает в своей центральной работе и Питер Бёрк: «Часто говорят, что историю пишут победители. Однако можно сказать, что победители забывают историю. Они могут себе это позволить, а вот побежденным невозможно смириться с прошлым; они обречены размышлять над прошлым, переживать его вновь и рефлексировать об альтернативах»78.
В своей книге «Культура поражений» Вольфганг Шивельбуш исследовал психоисторические и мифомоторные механизмы коллективных мемориальных стратегий, использующихся после поражений. Сравнивая три широко известных случая (поражение американского Юга в гражданской войне, поражение Франции в войне с Пруссией и поражение Германии в Первой мировой войне), он выявил определенную стратегическую парадигму79. Козеллек подчеркивал, что если историография с точки зрения побежденных может порождать глубокую самокритичную рефлексию, то мемориальные стратегии с точки зрения побежденных направлены скорее на самоауратизацию и мифологизацию. В ответ на реальный опыт национального унижения используется целый арсенал фантасмагорических перекодирований: контрпроект духовного и морального самовозвышения; очистительный катарсис и новые мифы, спасающие национальную честь; поиск «козлов отпущения», создание легенд о национальной измене и «ударе в спину». Таким образом, побежденные оберегают себя от разочарований; сохраняя лицо, они перекодируют опыт национального унижения в самовозвышающие мифы. Потеря чести оборачивается более высокой честью, побежденный превращается в морального победителя.
Преодоление прошлого. Различие между победителями и побежденными, с одной стороны, и преступниками и жертвами, с другой, служит сегодня необходимой основой для сравнения наций и их проблем по обращению с национальной историей. Для Испании, например, такой проблемой является ситуация вокруг гражданской войны между сторонниками фашистского режима генерала Франко и прокоммунистически настроенными республиканцами, причем противоборствующие стороны можно считать обоюдно виновными. Но обоюдность не есть симметричность. Республиканцы не только потерпели поражение в гражданской войне, но и последующие тридцать лет до смерти Франко в 1975 году были вынуждены жить, испытывая на себе гнет памяти победителей, которая продолжала стигматизировать побежденных как врагов страны и «красных предателей». Здесь историю писали победители: находясь у власти, они не давали побежденным поведать их собственную историю. В ситуации политического бессилия побежденным оставалась только память, которая поддерживала их самосознание в качестве коллектива политических жертв, бесправных и угнетаемых. Такая память побежденных, неофициальная и субверсивная, ждет – вполне согласуясь с мыслью Беньямина – дня своего избавления, то есть признания. Как только восстанавливаются социальные и политические рамки, внутри которых страдания побежденных могут быть поведаны миру, получить признание и войти в национальное самосознание, эти страдания могут быть преодолены и забыты.
Поэтому после гражданской войны первоочередной политической целью мемориальной политики должно стать устранение причиняющей боль асимметрии памяти. Пока такая асимметрия сохраняется, не кончается и война; триумф победителей продолжает угнетать побежденных. Гражданская война оказывается прекращенной лишь тогда, когда восстановлена симметрия памяти, когда обе противоборствующие стороны сумели включить свое противоположное видение событий в общий контекст более высокого уровня. Лишь благодаря этой интеграции, ориентированной на общие цели в будущем, можно снять чреватое конфликтами напряжение между полярно направленными версиями памяти, устранить радикальные предубеждения, охладить пыл ненависти и реваншизма. Мемориальная политика после гражданской войны имеет задачу разрядить деструктивную мемориальную энергетику, что никогда не удастся сделать за счет подавления памяти одной из сторон конфликта и чего можно достичь лишь путем взаимного согласия. Целью подобной политики является «преодоление прошлого» – понятие, неадекватное по отношению к послевоенной Германии, но совершенно уместное в данном случае. Цель преодоления прошлого состоит в том, чтобы справиться с болью памяти ради общего и свободного будущего. Там, где, как в Испании, память победителей в гражданской войне торжествовала на протяжении целого поколения над памятью побежденных, необходимо сначала восстановить симметрию памяти и лишь затем отвернуться от раскалывающего прошлого, чтобы обратиться к общему будущему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава III. ПОБЕЖДЕННЫЕ БУДУЩЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Глава III. ПОБЕЖДЕННЫЕ БУДУЩЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Наиболее пострадавшими и побежденными в будущем тысячелетии станут жители как периферии, так и всей биосферы. За пределами нарождающихся Тихоокеанской и Европейской сфер четыре миллиарда людей начнут предпринимать робкие