в чем заключается метод контроля над элементами
Формы и методы контроля
Контроль результативности обучения, усвоенной информации, знаний и навыков учащихся классифицируется по разным характеристикам, формам и видам, а также реализуется через разнообразные методы.
Методы контроля — это способы получения информации об эффективности обучения, которые позволяют оценить результативность учебного процесса.
Первостепенная цель методов состоит в обеспечении слаженной коммуникации и объективной обратной связи между учащимися и преподавателем в ходе их деятельности. Это необходимо для выявления того, насколько результативно учащиеся усваивают, воспринимают и осваивают учебную программу.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Методы контроля
Чтобы проверка, оценка и контроль знаний и качества обучения были эффективными, необходимо выявить основные задачи:
Все перечисленные пункты создают необходимость в применении методов контроля. Выбор методов зависит от цели, но важно помнить, что только в совокупности они смогут своевременно и беспристрастно выявлять динамику формирования системы знаний.
Постоянное наблюдение
Систематический сбор информации о развитии и учебной работе ученика проводится учителем в ходе ежедневной работы. Этот метод помогает педагогу составить представление об отношении ученика к учебе, о том, как учащиеся ведут себя на уроках, постигают и осмысливают материал, справляются с заданиями, какие у них учебные интересы и способности. Благодаря повседневному наблюдению за учебным процессом, учитель сможет более объективно проверять и оценивать знания учеников, своевременно принимать меры для предупреждения неуспеваемости.
При использовании метода важно учитывать индивидуальные особенности учащихся, связанные с характером, отношением к критике, своим успехам и неудачам.
Устный опрос
Этот метод считается самым распространенным способом контроля и оценки знаний. При использовании устного опроса, преподаватель напрямую общается с учениками по заранее заданным темам. Суть метода заключается в том, что, педагог, задавая вопросы по учебному материалу, побуждает учащихся к ответам и выявляет качество и степень их подготовленности.
Метод устного опроса позволяет глубоко изучить индивидуальные особенности усвоения учениками программы обучения и при необходимости осуществить своевременное педагогическое воздействие.
Различают три вида устного опроса:
Недостаток индивидуального опроса состоит в том, что обычно за занятие удается опросить только 2-3 учеников.
3. Уплотненный опрос помогает устранить недостаток предыдущего метода, вовлекая в работу большее количество учеников. Его суть состоит в том, что, вызывая к ответу одного ученика, учитель еще 4-5 учащимся предлагает ответить на заранее подготовленные вопросы, задания или тесты письменно. Таким образом, экономя время, педагог успевает одновременно с устным ответом ученика у доски проверить письменные задания еще нескольких учеников.
Письменная проверка
Письменный метод контроля — это важный способ проверки и оценки знаний и навыков учеников. Его применение предполагает одинаковые требования ко всем учащимся, обеспечивая объективность оценивания. Письменная проверка позволяет в краткий срок проверить знания всей группы и определить направления работы с каждым учеником отдельно. По содержанию и применению метод реализуется в следующих форматах:
Письменный контроль развивает логическое мышление и приучает к конкретности в ответах, побуждает к использованию пройденного материала. По итогу проверки работ учениками под руководством преподавателя проводится анализ самых частых ошибок и работа над ними.
Практическая проверка
Практический метод занимает особое место среди остальных методов, так как направлен на проверку практических умений и навыков самостоятельной работы учеников. Этот метод позволяет выявить подготовленность учащихся к применению знаний на практике, их уровень владения необходимыми умениями и готовность самостоятельно решать поставленные задачи. Работа учеников в рамках метода оценивается исходя из правильности применения теоретических знаний, умения обосновать свои действия и отвечать на вопросы.
К методам практической проверки относят:
Стандартизированный контроль
Суть метода заключается в применение тестов для проверки и оценивания знаний. Тест состоит из задания и эталона. Задание выполняют ученики, а эталон представляет собой образец правильно выполненного задания, с которым сверяется работа учеников.
Тестовая проверка проходит в форме ответов на заранее подготовленные вопросы: учащимся предлагается выбрать верный вариант из 4-5 предложенных, вставить пропущенные в задании данные, исправить ошибки и т. д.
Правильность ответов проверяется двумя способами:
Виды методов контроля
Исходя из задач и временных рамок проведения, различают следующие виды методов контроля:
Предварительный контроль имеет диагностические цели и реализовывается до фактического применения контролирующих мероприятий. Его основная задача заключается в выявлении знаний и навыков обучающихся к началу учебного года или перед освоением новой темы, чтобы педагог смог определить наиболее эффективную программу обучения.
Текущий контроль применяется в процессе обучения и позволяет определить уровень умений, знаний, их полноту и прочность. Он позволяет вовремя выявить сложности, с которыми сталкиваются ученики в освоении учебного материала и помочь им разобраться. Текущий контроль мотивирует учеников на более ответственное отношение к предмету и подготовку к заданиям.
Периодический и тематический виды контроля подытоживают показатели работы за определенный промежуток. Периодический применяется в конце четверти или полугодия, а тематический после изучения темы или для систематизации пройденного материала. При осуществлении этих подходов учитываются навыки самостоятельной работы, конструктивная деятельность, способствующая активизации обучения.
Итоговый контроль используется в определении конечных результатов обучения. Охватывая всю систему знаний и навыков по предмету, он больше остальных видов контроля осуществляет функцию контроля.
Отсроченный контроль позволяет выявить остаточные знаний и умения спустя какой-то период времени после изучения материала. Как разновидность контроля он соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.
Формы методов контроля
Формы контроля определяются исходя из организационной структуры учебного процесса. Выделяют следующие основные формы:
Функции контроля
Общее назначение методов контроля состоит в выявлении достижений и успехов учащихся, определении качества усвоения ими учебной программы для последующего формирования учебного материала и привлечения обучающихся в активную познавательную деятельность. Исходя из этой цели, методы контроля выполняют следующие функции:
Применение методов контроля на практике
Исходя из цели контроля определяется выбор актуальных методов. Чаще всего только комплексное применение всех видов обеспечивает постоянный и объективный контроль и диагностику, позволяя своевременно выявлять недочеты и ошибки. Взвешенное и целесообразное использование методов повышает эффективность учебно-воспитательной работы. Методы контроля применяются во всех мероприятиях, направленных на оценку и проверку знаний. В качестве примера к ним можно отнести следующие форматы:
Методы контроля
К числу основных методов контроля относятся следующие: наблюдение, изучение документов, обсуждение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, анализ. Сущность метода наблюдения заключается в непосредственном восприятии и затем фиксации контролирующим субъектом фактов, событий, действий, отражающих процесс исполнения решения, его результаты, состояние деятельности контролируемого органа (подразделения, работника). Наблюдение может осуществляться путем личного участия контролера в контролируемой деятельности.
Такое наблюдение называют соучаствующим (включенным). Если субъект контроля не принимает непосредственного, личного участия в контролируемой деятельности, такое наблюдение относится к простому наблюдению. На производственном предприятии методом наблюдения контролируется технологический процесс в целом, обследуются конкретные производственные операции и т.д. На производстве контроль может проводиться с использованием различного рода контрольно-измерительных приборов.
Метод изучения документов предполагает выявление, обобщение и анализ содержащейся в них информации, необходимой для осуществления контроля. Важно, чтобы отбираемые для изучения документы содержали информацию, соответствующую целям и задачам контроля, то есть отражали реальное состояние деятельности контролируемого объекта (организации, подразделения, должностного лица, работника). Так, в целях контроля производственной деятельности изучают технологические карты и иные документы, отражающие особенности процесса производства.
Для контроля финансовых потоков, расходования денежных средств используют финансовые и бухгалтерские документы. Если контролю подвергается деятельность должностного лица, то надо удостовериться в том, содержат ли отобранные документы данные, указывающие на результаты именно его труда. Наибольшую ценность для контроля представляют документы, содержащие фактические данные, на основе которых делаются оценочные выводы по контролируемым вопросам. При изучении документов особое внимание следует обращать на соответствие выводов и оценок содержанию описательной части документа. В случае такого несоответствия следует выяснить его причины.
Метод обсуждения производственной (служебной) деятельности
Речь идет о направленности служебных (производственных) совещаний на контроль степени понимания его участниками целей и задач предстоящей деятельности, конкретных показателей планов, значения полученных результатов, а также получении руководителем информации по контролируемым параметрам деятельности подчиненных. Важным преимуществом такого метода контроля является возможность оперативно уточнить у участников совещания информацию, отражающую реальное состояние дел. Обсуждаться могут как конечные, так и промежуточные итоги деятельности организации (подразделения), а также планы на будущее.
В научно-технической фирме весьма плодотворным может оказаться обсуждение направлений будущих исследований, а также подготовленных научно-технических отчетов, научных достижений работников.
Метод опросов (бесед) — применяется для получения информации от собеседников путем выяснения их мнения по контролируемым вопросам, анализа их аргументации и изучения сведений, на которых мнение основывается. Использование этого метода требует тщательной подготовки. Необходимо определить цель (цели) проведения беседы и ее предмет, подготовить конкретные вопросы собеседнику, определить порядок их постановки и обработки полученных сведений, наметить круг респондентов и оценить их вероятную информированность применительно к цели, предмету и вопросам предстоящей беседы, а также возможность и целесообразность опроса каждого из них. В зависимости от поставленных целей определяется и содержательная сторона беседы, в частности, характер вопросов.
Полученная указанным методом информация может использоваться для целей контроля, и особенно для выводов по его результатам, если контролирующий будет устанавливать в каждом конкретном случаерепрезентативность полученных данных, то есть соответствие характеристик, полученных в результате выборочного обследования, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы выборочного обследования на весь изучаемый объект;
Проведением эксперимента решается ряд важных задач:
— проверка фактического состояния деятельности на конкретном направлении, линии, участке деятельности организации (подразделения, работника);
— проверка уровня профессиональных умений и навыков у подконтрольных работников к действиям в изменившихся условиях;
— изучение эффективности системы управления, адекватности ее реагирования на резкие изменения деловой обстановки, оценка состояния координации и взаимодействия внутри организации (подразделения), а также с партнерами; выявление узких мест и недостатков, выработка по результатам эксперимента мер повышения эффективности деятельности.
Эксперимент не может выходить за рамки правового поля деятельности организации, он не должен находиться в противоречии с правовыми актами, регулирующими порядок проведения самого эксперимента (если таковые имеются). Эксперимент должен исключать предпосылки, влекущие чрезвычайные происшествия и иные тяжелые последствия для окружающей среды, локальных сообществ (местного населения), его участников, а также самой организации.
Метод анкетированияможно рассматривать как разновидность метода опроса, но основанную на применении для опроса формализованных анкет.
Среди тем-заданий на проведение анкетирования могут быть следующие:
— выявление процессов, имеющих место среди определенных категорий работников или в коллективах в целях выработки адекватных мер реагирования;
— выявление проблем в конкретных областях деятельности, требующих решения, и поиск путей для этого;
— выявление отношения работников к планируемым инновациям, (нововведениям, преобразованиям) и т.д.
Методом тестирования, проводимым на основе стандартизированных тестов, исследуются психологические особенности людей. Выявляются значимые для профессиональной деятельности качества работника, его пригодность к определенным профессиям, степень соответствия определенной должности. Областями применения тестирования в контрольной деятельности могут быть отбор кандидатов для приема на работу в организацию; решение вопроса о назначении того или иного работника на руководящую должность или специфический участок работы; подготовка его к выполнению уникального мероприятиям и т.п.
Метод анализа – используется для комплексной проверки достигнутых результатов, а также оценки состояния деятельности организации (подразделения, работника) в текущий момент. В процессе анализа выявляются дополнительные факторы и параметры, подлежащие контролю. Уточняется смысл и значение достигнутых результатов, определяются и оцениваются пропорции в производственной, хозяйственной, финансовой, научно-технической и иных сферах деятельности организации, а также их соответствие существующим стандартам, нормативам и желаемым соотношениям. Сопоставляется информация, полученная в результате применения других методов контроля, формируются выводы по результатам проверки.
Рассмотрим метод, который в англоязычной литературе получил название «бенчмаркинг» (Benchmarking), в России его нередко именуют методом сравнительного анализа эффективности. По определению Американского центра производительности и качества, бенчмаркинг – это процесс, включающий: установление компанией ключевых сфер совершенствования своей работы; идентификацию и изучение лучшей практики других компаний; внедрение новых процессов и систем, обеспечивающих рост их производительности качества.
Исходным моментом процесса бенчмаркинга является сравнение параметров деятельности организации с достижениями других организаций. Его цели: определить и проанализировать те направления и параметры деятельности организации, по которым имеется отставание от лучших компаний; поставить задачу по улучшению работы в указанных направлениях и по выявленным параметрам; стимулировать и повысить возможности для укрепления показателей и введения организационных изменений на базе совершенной или более совершенной практики, используемой другими компаниями.
Процесс сравнения рассматривается как цикл, состоящий из трех этапов:
— на первом этапе определяются масштабы исследования, выявляются подходы и намечаются потенциальные объекты для сравнения;
— второй этап связан со сбором информации, проведением интервью, анализом и сопоставлением данных, подготовкой предварительного отчета;
— на третьем этапе устанавливаются цели, разрабатывается план действий, результаты согласуются со смежниками и в процессе реализации осуществляется мониторинг программ, позволяющий заново выверять сравниваемые позиции.
Как видим, используемые методы контроля сильно зависят от сферы контролируемой деятельности организации – производственная, хозяйственная, финансовая, научно-техническая и т.д. Так, важнейшим методом контроля хозяйственной деятельности организации является ревизия.
Контроль персонала осуществляется при помощи таких средств, как наблюдение, обсуждение, тестирование, собеседование и изучение личных документов. Так, своих подчиненных менеджер может контролировать путем изучения их письменных отчетов о работе, проводить регулярные совещания и обсуждения проблем, возникающих в организации или у отдельных работников.
Применение того или иного метода контроля осуществляется с учетом деловой обстановки, условий деятельности (в том числе их финансирования) и их реальных возможностей. Эффективность контроля деятельности во многом зависит от правильности выбора его формы и процедуры реализации.
Формы контроля
К основным формам контроля деятельности относятся: проверка; заслушивание конкретных должностных лиц; рассмотрение отчетности объектов контроля; отслеживание хода реализации принятого решения; повседневный контроль деятельности подчиненных.
Проверка деятельности осуществляется в отношении организации или ее подразделения (филиала). Подобного рода проверка может быть комплексная (инспекторская) или целевая (тематическая); массовая, выборочная или разовая; плановая или внеплановая. Комплексная проверка осуществляется по решению субъектов высшего уровня управления и является наиболее сложной формой контроля. Комплексный проверке может подвергаться организация в целом, крупное многофункциональное подразделение (все направления, линии и основные участки его деятельности, в том числе и состояние управления этой деятельностью).
При подготовке комплексной проверки определяются ее цели, задачи, подлежащие исследованию конкретные вопросы, сроки проведения, руководство и персональный состав инспекторской бригады, которой поручается проведение комплексной проверки, порядок подведения итогов по ее завершении. Перечисленные, а при необходимости и другие, вопросы включаются в план проведения комплексной проверки, который утверждается руководителем, принявшим решение о ее проведении.
Главными целями комплексной проверки являются выяснение и оценка фактического состояния деятельности организации; соответствия ее требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, в частности, налогового законодательства, а также решений соответствующих субъектов управления, особенностям деловой обстановки; выработка предложений о мерах по реализации результатов комплексной проверки (в том числе по распространению положительного опыта, устранению недостатков, совершенствованию деятельности в целом, а также на конкретных направлениях, линиях, участках и др.).
Целевая проверка проводится с целью контроля деятельности организации, одного или нескольких ее подразделений по конкретным, наиболее актуальным проблемам (темам). Подобного рода проверка проводится в интересах изучения и оценки состояния работы по конкретному направлению или линии деятельности организации (подразделения).
Целевой проверке могут подвергаться принятые меры, ход и результаты выполнения конкретного закона или подзаконного акта, управленческого решения вышестоящего органа управления, либо выводов и рекомендаций, данных по результатам ранее проведенной комплексной проверки.
Заслушивание конкретных должностных лиц (исполнителей)как форма контроля применяется практически всеми субъектами управления. Применение этой формы контроля повышает оперативность получения субъектом управления информации по рассматриваемой теме непосредственно от подконтрольного объекта, обеспечивает возможность ее уточнения и углубления посредством личного общения субъекта и объекта управления. При необходимости обеспечивается более высокая конфиденциальность выносимых на заслушивание вопросов и принятых по ним решений.
Темы (вопросы), выносимые на заслушивание, порядок и сроки его проведения, как правило, определяются заблаговременно, включаются в планы работы соответствующего субъекта управления и своевременно доводятся до тех, кого предполагается заслушать. Заслушивания могут быть и неплановыми. Необходимость в них вызывается внезапно возникающими ситуациями, требующими немедленного реагирования. При подготовке к заслушиванию по наиболее важным темам предварительно проводятся целевые или комплексные проверки. Заслушивания могут осуществлять лично субъект управления или по его поручению другие должностные лица, на заседаниях коллегиальных органов управления организаций (Совет директоров, общее собрание акционеров и т.д.) или соответствующих совещаниях.
Отслеживание хода реализации принятого решения – применяется выборочно, для контроля исполнения наиболее важных для организации задач, управленческих решений. Эта форма контроля реализуется обычно представителями аппарата управления (секретариатом, управлением делами и т.д.). Взятие под контроль осуществляется по заданию соответствующего субъекта управления, относящегося обычно к высшему уровню управления организацией.
Повседневное отслеживание деятельности подчиненных широко используется в процессе повседневной деятельности субъекта управления. Это позволяет ему контролировать значительный круг вопросов, связанных с проверкой исполнения конкретными должностными лицами своих функциональных обязанностей, требований нормативно-правовых актов, решений и поручений, планов различного уровня, отдельных сторон деятельности организации и оперативно принимать соответствующие решения. Такая форма контроля реализуется путем личного участия руководителя в решении совместно с подконтрольным объектом наиболее сложных вопросов повседневной деятельности.
Контроль осуществляется в процессе: изучения руководителем документов, подготовленных его подчиненным и последующего их обсуждения; осуществления деловых контактов с соисполнителями из других организаций (подразделений) и их руководителями; привлечения к контролю работников аппарата управления; рассмотрения иной текущей информации по интересующим субъекта управления вопросам. Подобного рода форма контроля позволяет в текущем режиме отслеживать эффективность разрешения вопросов, находящихся на контроле.
Изучение отчетности
Под отчетностью понимается установленная подзаконными актами и ведомственными нормативными правовыми актами, а также решениями уполномоченных на то субъектов управления (обычно высшего руководства организации) система количественных и качественных показателей, характеризующих состояние, динамику и результаты деятельности организации и ее подразделений (представительств, филиалов, дочерних фирм) за определенный период. Отчетность имеет следующие основные параметры: виды, формы, систему показателей (содержание), порядок и сроки представления, полномочия субъектов различных уровней управления по истребованию отчетности. Отчетность, представляемая в строго установленные сроки, относится к регулярной. Отчетность, сроки представления которой определяются в каждом конкретном случае, является эпизодической.
Методы контроля разных элементов деталей
а) Размерный контроль заготовок(поковок и отливок) производят калибрами, контрольными приспособлениями и, при незначительном объеме производства, разметкой универсальными измерительными
Линейные размеры заготовок, не связанные с определением величин фактических припусков, контролируют калибрами (скобами, пластинами шаблонами), простыми приспособлениями (кронциркулями с индикаторами и др.) и универсальными измерительными средствами (штангенциркулями, линейками и т. п.).
Иначе обстоит дело при необходимости контроля фактического припуска т е. величины слоя металла, подлежащего снятию механической обработкой при установке детали по базовым поверхностям. В этих случаях следует предусматривать специальные контрольные приспособления, базирующие элементы которых по своей конструкции форме, расположению и размерам полностью повторяли оы базирующие элементы соответствующих станочных приспособлений Этот принцип, обязательный при оценке правильности фактических припусков заготовок, полностью выдержан в описанной выше конструкции приспособления для контроля отливки ступицы (см. фиг. 6).
б) Контроль разностенности, перпендикулярности и параллельности электроконтактными устройствами карданного типа.Электроконтактные измерительные устройства карданного типа, разработанные на Московском автозаводе, применяют в конструкциях приспособлений для контроля таких элементов, как перпендикулярность, параллельность и разностенность поверхностей деталей.
Принцип действия этого устройства показан на фиг. 24, а.
В детали 1 должно быть проверено отклонение от перпендикулярности внешней плоскости фланца к оси стержня. Деталь устанавливается стержнем на призме и перемещается вдоль ее оси до упора проверяемой плоскостью в поверхность тарелки 2 контактного измерительного стержня 4. Стержень 4 свободно качается во всех направлениях на пространственном шарнире 5. Таким образом, тарелка 2 самоустанавливается по плоскости фланца проверяемой детали.
Угловое отклонение тарелки 2 вызывает отклонение стержня 4 на тот же угол. При максимальных предельных отклонениях весь радиальный зазор а между контактным кольцом 5 и стержнем 4 будет выбран и произойдет замыкание электрического контакта в цепи браковочного светового сигнала.
Регулированием плеча /, на котором располагается контактное кольцо 5 относительно плоскости качания стержня 4, изменяется величина проверяемого допуска при тех же значениях исходного радиального зазора а.
Конструктивное оформление карданного устройства с принципиальной электрической схемой приведено на фиг. 24, б.
В корпусе приспособления на двух шариковых подшипниках 3 свободно качается рамка 6. На второй паре подшипников 5 в перпендикулярной плоскости качается тарелка 4 контактного стержня 1.
Таким образом, в данном случае шарнир выполнен в виде карданного устройства из двух пар шариковых подшипников.
В электрическую цепь включены две лампы накаливания различной мощности: 15 вт — красная и З вт — зеленая, питаемые током низкого напряжения через трансформатор.
В момент, когда между стержнем 1 и кольцом 2 отсутствует контакт, т. е. при проверке годной детали, обе лампы включены последовательно, и горит, следовательно, лампа меньшей мощности — зеленая.
При выходе проверяемого элемента за пределы установленного допуска цепь зеленой лампы (3 вт) замыкается накоротко через стержень 1 и кольцо 2, при этом зеленая лампа гаснет и загорается красная лампа (15 вт).
Карданное устройство, равно как и электроконтактную систему, конструктивно можно оформлять в других видах. Так, часто на торце измерительного стержня предусматривают зацентровку, в которую с нужным зазором вводится контактный конус (вместо цилиндрического контактного кольца).
Достоинствами электроконтактного карданного
устройства, является: возможность контроля таких элементов деталей, как разностенность, биение, параллельность, перпендикулярность и т. п. в относительно широких пределах (порядка от 0,1 мм и более на длине 100 мм) без необходимости вращения детали или измерителя,— это способствует резкому повышению производительности контрольных приспособлений.
Кроме того, преимуществом карданных устройств является простота их в эксплуатации при достаточно высокой точности измерения.
Электроконтактные карданные измерительные устройства, как правило, не оформляют конструктивно в виде самостоятельного датчика — их включают составным элементом непосредственно в конструкцию контрольного приспособления.
в) Контроль корпусных деталей. Всевозможные корпусные детали (блоки цилиндров двигателей; корпусы различных станин, редукторов, насосов и т. п.), как правило, имеют группы отверстий и плоских поверхностей, взаимное положение которых связано жесткими техническими условиями и допусками.
Контроль подобных элементов трудно выполним калибрами или универсальными средствами измерений и является одной из наиболее характерных областей применения контрольных приспособлений.
Трудность проверки взаимного положения цилиндрических и плоских поверхностей деталей заключается прежде всего в том, чтобы исключить или хотя бы предельно сократить возможные погрешности измерения за счет неточности изготовления поверхностей (прежде всего валов или отверстий) подлежащих контролю или принимаемых за базы измерения.
Влияние неточности изготовления в пределах установленных чертежами деталей допусков особенно значительно при использовании в качестве базовых поверхностей цилиндрических отверстий. Изменения размеров отверстий в пределах полей допусков, установленных на их диаметры, могут привести к недопустимо большим погрешностям измерения.
Таким образом, при проектировании контрольных приспособлений для проверки взаимного положения цилиндрических и плоских поверхностей наиболее важным вопросом является правильный выбор конструкций базирующих элементов, который должен выполняться в соответствии с общими положениями, изложенными ниже, в гл. VI.
В качестве примера на фиг. 25 приведена конструкция приспособления для контроля корпуса масляного насоса. В детали должно быть проверено расстояние между осями двух отверстий, их параллельность и скрещивание, а также радиальное и торцевое биения.
Проверяемую деталь, надетую на оправку 1 с коротким конусом на одном конце и цилиндрическим посадочным пояском на другом, устанавливают в центрах контрольного приспособления. Ось центров должна быть строго параллельна плоскостям А и В.
Вращая деталь с оправкой относительно центров, стойкой с индикатором 2, установленной в положение N, проверяют радиальное биение пояска I. Второй стойкой с двусторонней передачей и индикатором 3 проверяют торцевое биение поверхности II.
Для измерения расстояния между отверстиями и их параллельности во второе отверстие проверяемого корпуса вставляют коническую оправку 4. Стойкой с индикатором 2, установленной на плоскость В, двумя замерами по концам оправки 4 проверяют расстояние между осями обоих отверстий и отклонение от их параллельности.
Для измерения скрещивания осей отверстий оправка 4 прижимается одним концом к упору 5, а другим соприкасается с ножевидным промежуточным штифтом 7, отклонения которого воспринимаются индикатором 6.
Настройку индикаторов 2 и 6 на нулевые деления производят по установу 8.
г) Метод двойного измерения.При контроле ряда элементов (перпендикулярности и симметричности поверхностей, некоторых линейных размеров и др.) контрольные приспособления часто строят так чтобы осуществить измерение не в один, а в два приема, причем действительное значение проверяемого элемента определяется как средняя арифметическая показаний измерительного устройства при
обеих проверках.
Подобный метод контроля называют методом двойного измерения.
Для лучшего понимания этого широко распространенного метода рассмотрим практическое его применение в двух конструкциях контрольных приспособлений.
На фиг. 26 приведено приспособление для контроля отклонении от перпендикулярности основных осей автомобильного блока цилиндров: оси расточек под коленчатый вал и оси цилиндров.
В крайние расточки, принимаемые за базы измерения, без зазоров устанавливают две втулки 1. В отверстия обеих втулок вводят длинную цилиндрическую оправку 2, которая определяет положение оси расточек под коленчатый вал двигателя.
На оправку 2 устанавливают двумя сильно разнесенными призмами корпус 3. С корпусом 3 неподвижно соединена планка 4.
При измерении планка 4 устанавливается в проверяемый цилиндр и вместе с корпусом 3 перемещается вдоль оси оправки 2 до соприкосновения упора 5 с образующей цилиндра в верхнем его сечении. Одновременно по той же образующей войдет в соприкосновение с цилиндром измерительный стержень 6.
Отклонение от перпендикулярности образующей цилиндра на длине А относительно базовой оси расточек вызовет соответствующее перемещение измерительного стержня 6, которое будет передано на индикатор 7.
После отсчета показаний индикатора корпус 3 снимают с оправки 2, поворачивают на 180° относительно оси проверяемого цилиндра, вновь опускают на оправку и измерение повторяют, но на этот раз по образующей цилиндра, диаметрально противоположной первой.
Разность двух полученных показаний индикатора отмечает удвоенную величину действительной неперпендикулярности. цилиндра к оси коленчатого вала на длине А.
Таким образом, в данной конструкции приспособления применен метод двойного измерения, схема которого для данного случая приведена также на фиг. 26 (в нижнем левом углу). Здесь 5′ и 6′ — положение упора и измерительного стержня при первом измерении, а 5″ и 6″ — при втором измерении.
Следовательно, разность показаний индикатора при обоих измерениях К равна
где а — действительное отклонение от перпендикулярности проверяемых осей на длине А.
Описанная конструкция наглядно показывает существенные преимущества метода двойного измерения, которые сводятся к следующему:
а) измерение ведут по двум противоположным образующим отверстия детали; это означает, что возможные отклонения в размере диаметра отверстия, а также отклонения от правильной геометрической формы отверстия (конусность, овальность и т. п.) не вызовут погрешностей измерения;
б) по измерителю (индикатору, миниметру и др.) отсчитывают удвоенную величину действительного отклонения. проверяемого элемента на заданной длине измерения;
в) отпадает необходимость в предварительной установке стрелки индикатора на нулевое деление и связанных с этим погрешностей, так как в данном случае регистрируется разность двух показаний индикатора, а не какое-то относительное его отклонение.
Следует отметить, что последнее преимущество действительно лишь при применении метода двойного измерения для контроля таких элементов, как перпендикулярность или симметричность поверхностей. При контроле линейных размеров методом двойного измерения сохраняется необходимость предварительной настройки стрелки индикатора (или другого измерителя) на нулевое деление по специальному установу или образцовой детали.
Пример контрольного приспособления, использующего метод двойного измерения при проверке линейного размера расстояния между осями двух отверстий, приведен на фиг. 27.
Приспособление накладывают на деталь так, чтобы палец 1и сферический наконечник 2 одновременно входили в оба отверстия, расстояние между осями которых подлежит проверке. Под действием пружины 3 они соприкасаются с образующими А отверстий.
При нажиме рукой на толкатель 4 палец 1 и сферический наконечник 2 будут соприкасаться с противоположными образующими В тех же отверстий.
Средняя величина показаний индикатора 5 обоих измерений определит действительное отклонение от номинального расстояния между осями отверстий.
Настройку индикатора на нулевое деление производят по установу 6.
Погрешность за счет колебаний диаметров отверстий в пределах, установленных чертежом детали допусков, в описываемой конструкции приспособления полностью устранена.
д) Контроль методом сравнения.Метод сравнения проверяемого элемента детали с эталонным копиром, контуром, построенным по номинальным размерам чертежа и т. п., довольно часто встречается в конструкциях калибров и контрольных приспособлений.
Так, контроль правильности криволинейных поверхностей деталей в производственных условиях можно осуществлять приспособлениями, построенными по методу копирования, т.е. сопоставлением проверяемой поверхности с заданной поверхностью копира. Примеры этих приспособлений не приводятся, так как они описаны в литературе [12].
Другой вариант контроля методом сравнения использован в конструкции приспособления для проверки направляющего колеса, приведенной на фиг. 28.
Деталь устанавливается на палец / приспособления.
Перемещающаяся на шариках 9 (см. разрез по Б — Д) каретка 8 под действием пружины упирается наконечником 6 в поверхность D»обода детали. Рычажный индикатор 10 с ценой деления 0,2 мм регистрирует перемещение каретки 8 и, следовательно, контролирует биение обода D»относительно отверстия детали.
Однако технические условия чертежа детали требуют контроля взаимного биения двух ободов D‘ и D» детали. Эта проверка на приведенном приспособлении производится методом сравнения,— проверяется биение обода D’ относительно обода D». Для этого непосредственно на каретке 8 установлен второй индикатор 7, стрелка которого отклоняется лишь при разности перемещений наконечника 6 каретки и стержня самого индикатора 7. При отсутствии взаимного биения поверхностей D’ и D» стрелка индикатора остается неподвижной.
На приспособлении контролируют и другие элементы детали. Так, третий индикатор 4, установленный на поворотной стойке 5, осуществляет проверку биения боковой поверхности ручья.
Индикатор часового типа 2, установленный на оправке 3, контролирует биение торца С детали.
Метод сравнения применяют также при построении калибров.
Так, в сущности, все профильные шаблоны, подробно рассматриваемые в гл.. V, строят на принципе измерения методом сравнения. Профильными шаблонами осуществляют контроль контура поверхности детали путем сопоставления его с контуром измерительной поверхности шаблона, построенного по номинальным размерам чертежа детали.
е) Производственный, контроль зубчатых колес.Методы и средства производственного контроля зубчатых колес в основном предопределяются техническими условиями чертежей проверяемых колес (этот вопрос подробно рассмотрен в гл. I).
Основными в условиях цеховой производственной проверки являются комплексные методы контроля зубчатых колес: в однопрофильном или двухпрофильном зацеплении и испытание под нагрузкой при обкатке пары колес на высоких оборотах; сущность этих методов изложена в той же гл. I.
Однопрофильная проверка наиболее близко повторяет реальные условия зацепления колес в узле; в этом основное ее преимущество. Вместе с тем осуществление однопрофильной проверки в производственных цеховых условиях сопряжено со значительными трудностями: однопрофильная проверка не дает суждения о величине боковых зазоров между зубьями, и потому ее необходимо дополнять двухпрофильной проверкой, что резко повышает трудоемкость контроля зубчатых колес.
Кроме того, приборы для однопрофильного контроля остаются пока еще несравненно более сложными, чем приспособления для контроля колес в двух-
Все это, а также отсутствие системы допусков на контроль колес в однопрофильном зацеплении препятствует широкому распространению этого метода контроля.
Двухпрофильный метод контроля проверяемого колеса в плотном (беззазорном) зацеплении с измерительной шестерней является наиболее распространенным в условиях цехового контроля. Этот метод наиболее прост и вполне удовлетворяет потребностям контроля колес 2-го и более грубых классов точности, несмотря на известные его недостатки — двухпрофильность зацепления, несоответствующая реальным условиям однопрофильного зацепления колес в эксплуатации.
Контрольные приборы и приспособления для двухпрофильной проверки колес широко распространены и описаны в литературе [12] — примеры подобных приспособлений приведены на фиг. 7 и 8.
Технические условия чертежей колес в ряде случаев требуют дополнить двухпрофильный контроль испытанием путем обкатки в условиях, близких к эксплуатационным, т. е. под нагрузкой и при высоких оборотах.
Обкатку производят на специально для этой цели предназначенных контрольных стендах [12]. Оценку качества колес при обкатке производят путем визуальной оценки формы и расположения пятна касания (отпечатка) относительно высоты и длины зуба. Одновременно контролируется бесшумность зацепления обкатываемой пары колес.
В некоторых случаях технические условия чертежей деталей требуют проверки колес не в зацеплении с измерительными шестернями, а по размеру радиуса от оси колеса до шарика, который последовательно вводится во впадины между зубьями. Подобная проверка дает представление о боковых зазорах между зубьями и биении делительной окружности и должна применяться в тех случаях, Когда необходимо выявить отклонения именно по этим элементам, а также при контроле зубчатых венцов, являющихся деталями эвольвентных шлицевых сопряжений.
На фиг. 29 приведен пример приспособления для контроля зубчатого венца I по отклонениям радиуса от оси до шарика, который последовательно вводится во впадины между зубьями.
Проверяемую деталь — зубчатое колесо с цилиндрическим хвостовиком — центровым отверстием А и фаской Б, являющимися ее технологической базой, устанавливают в центрах приспособления.
Сферический измерительный наконечник 1, закрепленный в подвижной каретке 2, рукояткой вводится во впадину между зубьями венца I детали, а пружиной 3 отводится в исходное нерабочее положение. Перемещения каретки 2 с наконечником 1 регистрируются индикатором 4.
Проверку производят не менее, чем по 6—8 впадинам.
Настройку стрелки индикатора на нулевое деление ведут по образцовой детали.
Следует отметить, что второй зубчатый венец II детали, работающий как обычное цилиндрическое зубчатое колесо, проверяют обычным порядком в двухпрофильном зацеплении; контрольное приспособление для этой цели приведено выше на фиг. 7.
Дата добавления: 2020-02-05 ; просмотров: 290 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ