в чем заключается мастерство учителя
Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности»
Юлия Курбатова
Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности»
Суть педагогического мастерства – это своеобразная совокупность личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и опытом.
Очень важна роль педагога в его педагогической деятельности, а в особенности его умение и актерское мастерство.Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей, расположить их к себе.
Мастерство педагога выражается, прежде всего, в умении так организовать учебную деятельность, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний воспитанников. Настоящий педагог всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к воспитаннику, зажечь мысль, взволновать его.
Искусство педагога проявляется в умении проводить занятия, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, в умении эффективно проводить воспитательную работу в процессе развития и воспитания, формировать у дошкольника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.
Задача педагога – мастера – найти путь к выработке положительных эмоций в самом педагогическом процессе.Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т. п. Эти приемы вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к развивающей деятельности.
Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего результата в работе, как преодолеть трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя.
А трудностей у педагога бывает много, так как предмет воспитания и обучения труден, а сфера деятельности очень широка и многогранна. Педагог постоянно сталкивается с постоянно меняющимся миром своих воспитанников, с необходимостью мгновенно принимать решение, действовать. От него требуется ежедневно едва ли не миллион реакций и миллион воздействий.
Ведь педагог не только профессия, назначение которой передавать знания, но и высокая обязанность создания растущей личности, утверждения человека в человеке. Данный сложный процесс предполагает наличие определенных жизненно ценных качеств у самого педагога.
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда.
Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с воспитанниками.
Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место дошкольника, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими эмоциональными свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия с дошкольниками.
УБЕЖДЕННОСТЬ – лежит в основе социальной активности педагога, его социально- нравственной направленности. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам, уничтожающим достоинство человека, обостренное чувство долга и ответственности, способность нести культуру и т.
Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогические склонности и намерения.
ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ – выражается в положительном эмоциональном отношение к детям, родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению знаниями и умениями.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ – формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих способностей. Основа педагогического призвания – это любовь к детям, это качество является предпосылкой для многих профессионально-значимых качеств.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (оказание помощи в пределах своих прав и обязанностей). Проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя (не считаясь со временем и здоровьем, педагогический такт (чувство меры в отношениях с детьми, в воздействии на них). Педагогический такт зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.
Основунравственной направленности составляют:
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (культура научно – педагогического мышления). В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.
Нельзя представить облик педагога как стандартную модель, состоящую из общепринятых добродетелей. Будущий педагог должен иметь ориентиры в виде желаемых свойств, характерных для профессионально-педагогического самовоспитания
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ. Замкнутый учитель невольно воздвигает стену взаимопонимания между собой и учениками, ему сложно проникнуть во внутренний мир ребенка.
САМООБЛАДАНИЕ. Сильные приемы нужны слабым педагогам. Владеющий эмоциями педагог не раздражается по пустякам, не злоупотребляет наказаниями. По мнению К. Д. Ушинского, педагог должен иметь бесконечное терпение. Живость реакции и эмоциональность в работе с детьми должна сочетаться с выдержкой и самообладанием.
Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности Консультация для педагогов Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности».
Эссе «Мое педагогическое мастерство» Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Д. Ушинский Почему я выбрала профессию педагога?.
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования.
Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических.
Эссе на тему «Из опыта работы молодого педагога-психолога» Скоро будет восемь лет с тех пор как я начала работать с детьми и почти год с несовершеннолетними. За это время перед глазами прошла сотня.
Эссе на тему: Значение иследовательской деятельности педагога «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную.
Эссе «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения» Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу. Л. Н. Толстой Я, Кривец.
Педагогическое мастерство учителя: в чем оно заключается
Содержание статьи
Педагогическое мастерство это обобщенное понятие, включающее в себя постоянное совершенство во владении воспитателем или педагогом совокупностью психологических и педагогических способностей и навыков, которые объединяются с педагогической интуицией, развитым образом мышления, профессиональной увлеченностью и эстетически нравственным отношением к преподаванию как профессиональной деятельности.
Именно мастерство выступает в качестве высшего уровня квалификации педагога.
Критерии оценки профессионального мастерства учителя
Постоянство и стабильность в педагогической деятельности дают возможность максимального развития профессионального мастерства при условии соблюдения требований к регулярной, квалифицированной, социальной и профессиональной подготовке.
К оценочным критериям уровня мастерства педагога относятся продуктивность, техника преподавания, оптимальность и целесообразность педагогической деятельности. Немаловажную роль играют личностные характеристики и субъективные качества преподавателя.
Профессиональные творческие качества педагога формируются и совершенствуются при беспрерывном и долговременном участии в искусстве воспитания, обучения и развития детей.
На этапах становления и формирования педагогического мастерства основными являются такие качества, как активность, инициативность, внимательность и не всегда стандартный подход к обучению.
Личностная позиция представляет в совокупности систему волевых, эмоционально-оценочных и интеллектуальных отношений, позволяя проявлять характер педагога, одновременно создавая базу для процесса обучения или воспитания ученика вне зависимости от его возраста.
Субъективные качества педагога высшего уровня проявляются с практической деятельностью и заключаются в постоянном самосовершенствовании.
В свою очередь, понятие педагогической техники преподавания охватывает совокупность способов, приемов и умений учебно-воспитательной деятельности. Именно техника преподавания непосредственно влияет на достижение цели обучения и включает индивидуальные способности педагога, умение управлять и оказывать влияние не только на собственные поступки, но и поведение других людей (учеников), а также владение организацией и техникой сотрудничества, взаимопонимания и гармоничных взаимоотношений между педагогом и учениками.
Мастерство педагога как практическая деятельность
Педагогическое мастерство, в первую очередь, выражается в искусстве правильной организации учебного процесса, чтобы даже при неблагоприятных условиях добиваться необходимого уровня развития, воспитанности и знаний обучаемых. Настоящий мастер всегда подберет на нестандартный вопрос соответствующий его оригинальности ответ, сумеет найти особый подход к ученику, вызвать интерес к процессу обучения.
Узких знаний одного предмета для педагога высшего уровня недостаточно. Профессиональный педагог имеет глубокие познания не только в рамках своего предмета, он способен рационально оценивать перспективы его развития. Так, в процессе преподавания педагог-мастер с уверенностью использует багаж сведений, полученных из современных источников (литературы, новостей культуры и спорта и др.), ему легко дается анализ международных событий.
Мастерство учителя как один из важнейших факторов успешной реализации стандартов второго поколения
В 2011 году начальная школа начнет учиться по новым образовательным стандартам. Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм и педагогическое мастерство. Ведь именно от нас учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.
Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства учителя являются:
К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество.
Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, опробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения, 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.
Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.
Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка, общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.
Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования. Понятно, что этот процесс неодномоментный, происходит в условиях взаимодействия с другими людьми (школьниками, коллегами, родителями).
Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов:
Итак, каковы же современные требования к учителю:
Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.
Список литературы:
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога
Миркина Инна
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога
Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях, внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик, анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт, по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.
Общие компоненты педагогического мастерства:
1. Личностные качества педагога: ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость, любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность.
2. Профессиональные знания : знания методики педагогики, психологии, умение решать педагогические задачи, углубленные знания в области преподаваемого предмета.
3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.
Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.
5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).
Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога, а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники.
Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности» Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности»1. Умение педагога мотивировать на театрализованную.
Деловая игра «Педагогическое мастерство» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Педагогическое мастерство» Форма проведения: Деловая игра Цель педсовета: выявить уровень профессиональной.
Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.
Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.
Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя» Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Педагогическое мастерство воспитателя» 1. Актуальность, цели, задачи семинара Одна из главных.
Выставка предметно-прикладного искусства «Добрых рук мастерство» В нашем детском саду для реализации из одной поставленных задач: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в интеграции.
Эссе педагога-психолога «Мой профессиональный выбор» Горжусь профессией своей За то, что душу человека согреваю, За то, что я могу понять детей. И детство вместе с ними вновь я проживаю.
Педагогическое мастерство учителя
Когда анализируют работу учителя начальной школы, то на первый план выдвигается интегральное (объединенное) качество – учительское мастерство. Определений педагогического мастерства много. В самом общем знании – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством нужно многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно – воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.
Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно прежде всего выражается в умении так организоватьучебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по – особому подойти к ученику. Мастер в совершенстве владеет современными методами преподавания. Этапы овладения следующие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.
Искусство педагога проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытного учителя – в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель – мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.
Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.
Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьников высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.
Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требую рассуждения. Задача учителя – найти положительные эмоции в самом процессе учения.
Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии, и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними.
Педагогическая техника – комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Составной элемент педагогической техники – умение учителя управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важно определять душевное состояние ученика.
Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок – педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они либо спешат, либо опаздывают, что снижает эффективность педагогического воздействия.
Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа учителем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодушным: обращение педагога может быть и просьба, и осуждением, одобрением и приказом.
Педагогическое общение – установление контакта с детьми.
Педагогическое общение –профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними.
Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестами.
Проблема педагогического общения активно исследуется в мировой педагогике. В вышедшей недавно книге американских педагогов Дж. Брофи и Т. Гуда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Они выяснили, что учителя:
— непроизвольно стремятся больше обращаться к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;
— оценивают их достижения более высокими баллами;
— предпочитают учеников, у которых красивый почерк;
— выделяют и тех, кто опрятнее одет и т.д.
В зависимости от стиля общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный», «сверактивный».
3. Структура педагогической деятельности
1. Методические основы, методологические основы и категории педагогики.
2. Закономерности социализации и развития личности.
3. Существенные цели, технологии обучения и воспитания.
4. Законы возрастного анатомо-физическими и психологические развития разного возраста.
5. Специальные педагогические знания по предметам и методикам.
Таким образом, знания педагога должны быть комплексные, эмоционально- окрашенные.