в чем заключается маркетинговая деятельность

Маркетинговая деятельность компании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и виды маркетинговой деятельности

В основе маркетинговой деятельности любой компании лежит ориентация на потребителя. Необходимо не просто стремится к повышению спроса, а влиять на него такими способами, чтобы он соответствовал предложению.

Маркетинговая деятельность – это совокупность мероприятий, которые направлены на изучение следующих вопросов:

Ключевая цель маркетинговой деятельности заключается в том, чтобы при минимальных затратах максимально полно удовлетворить потребности потребителей и получить ожидаемую прибыль.

Выделяют четыре основных вида маркетинговой деятельности:

Компания может быть ориентирована исключительно на свою продукцию. В этом случае она опирается на прогноз спроса, а при производстве основное внимание уделяется качественным характеристикам товара. В любом случае предприятие проводит анализ потребностей и запросов потребителей, чтобы создавать востребованный товар.

При ориентации на производство большое внимание уделяется затратам и способам их минимизации. Продукция выпускается с учетом текущего спроса по ценам, которые потребитель готов заплатить.

Третий вид маркетинговой деятельности ориентирован на объем продаж, на быстрое обновление линии товаров и ускорении товарооборота. Компания изучает текущий платежеспособный спрос, который приведет к получение высокой прибыли в короткие сроки.

Готовые работы на аналогичную тему

Последний вид направлен на непрекращающийся процесс удовлетворения потребностей потребителей. Компании проводят маркетинговые исследования, адаптируются под изменения в спросе и совершенствуют свою товарную политику.

Субъекты маркетинговой деятельности

В маркетинговой деятельности выделают профессиональных и непрофессиональных субъектов. Каждый субъект выполняет свою роль и свои функции. Но ответственность за выполнение всех маркетинговых функций никто не берет. Но их можно делегировать или распределять между другими участниками рынка.

Рисунок 1. Основные субъекты маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональными субъектами маркетинга считаются:

Также к профессиональным субъектам маркетинговой деятельности относят рекламные агентства и компании, занимающиеся брендингом. Они оказывают услуги предприятиям по организации и управлению маркетинговыми коммуникациями, разработке торговых марко и брендов.

Непрофессиональные субъекты – это конечные потребители (т.е. физические лица, которые приобретают товары для личного потребления) и компании-потребители (юридические лица, которые приобретают товары для своей деятельности).

Объекты маркетинговой деятельности

Рисунок 2. Объекты маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными объектами маркетинга являются:

Источник

Маркетинг

Маркетинг – это совокупность процессов, направленных на создание, продвижение и предоставление продукта покупателям, а также управление взаимоотношениями с ними. В переводе с английского marketing – это рыночная деятельность. То есть маркетинг – это деятельность компании по удовлетворению рыночных потребностей. Главная задача – извлечение прибыли. Понятие маркетинга включает в себя очень широкий спектр мероприятий, направленных на улучшение позиций организации на рынке. У каждой компании свои методы, стратегии и инструменты, начиная с конкурентного анализа и заканчивая повышением конкурентоспособности товара или услуги. Конкретные мероприятия и каналы определяются маркетологами предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами. Маркетинг – очень гибкая наука. Маркетинговая деятельность может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Зависит от правильности определения конкретных стратегий, методов, инструментов, а также от умения маркетологов ими пользоваться.

в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность

Цели и задачи маркетинга

Из определения ясна главная задача маркетинга – повышение рыночных позиций предприятия, получение прибыли. Кроме этого, к задачам, которые способна решать маркетинговая деятельность, относятся следующие.

Анализ рынка – текущая ситуация, спрос и предложения, тренды и т. д.

Анализ целевой аудитории – ее потребности, «боли», признаки, особенности.

Анализ конкурентов – цены, ассортимент, определение сильных и слабых сторон, разработка стратегий по «обгону» лидеров рынка.

Грамотная разработка ценовой политики компании, изучение системы ценообразования.

Создание и улучшение ассортимента.

Повышение качества сервиса и предоставляемых услуг.

Налаживание связей с клиентом, повышение доверия и лояльности потребителя.

Продвижение своих товаров и услуг в офлайн- и онлайн-пространстве.

Повышение узнаваемости бренда, деловой репутации и имиджа.

Повышение конверсионных показателей компании.

Увеличение объемов производства, продаж.

Как вы понимаете, продолжать этот список можно еще очень долго, так как существует очень много задач, которые способен решить маркетинг. Все они так или иначе связаны с повышением конкурентоспособности компании и ее прибыли. Каждая организация определяет свои цели и задачи индивидуально. Они должны соответствовать финансовым и производственным возможностям предприятия. Иначе они будут просто недостижимыми. Это могут быть как одноуровневые, так и многоуровневые задачи.

Задача маркетолога заключается не только в верной постановке целей, но и в грамотной их реализации.

Функции маркетинга

Маркетинг может выполнять несколько функций.

Подразумевает исследование и изучение внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на компанию в той или иной степени, рынка – его текущее состояние, конкурентов и потребностей аудитории. Все данные, полученные в ходе проведения этих исследований, помогают увидеть объективную картину текущей ситуации, принять более качественные решения, правильно определить стратегии, методы, выбрать используемые инструменты.

Подразумевает все, что связано с производством продукции, начиная с разработки и освоения технологий и заканчивая организацией материально-технических ресурсов. Производственная функция маркетинга позволяет улучшить качественные характеристики товара и, как следствие, его конкурентоспособность.

3. Функция управления и контроля.

Любая деятельность на предприятии требует контроля и управления – в этом заключается еще одна функция маркетинга. Грамотная реализация управленческой структуры, отделы планирования и прогнозирования, организация коммуникации и обеспечение информацией – без всего этого не обойтись ни одному крупному предприятию.

Подразумевает мероприятия, нацеленные на повышение продаж и стимулирование спроса: грамотное ценообразование, создание ассортимента, соответствующего спросу и желаниям потребителей, продвижение и реклама, стимулирование сбыта.

Данная функция подразумевает разработку и внедрение в производство инновационных технологий, создание нового товара или услуги.

Методы маркетинга

Все вышеописанные задачи и функции выполняются следующими методами маркетинга:

планирование и прогнозы;

разработка политики ценообразования;

PR и рекламные методы;

Маркетинг – обширная область деятельности предприятия, потому и методы в разных ситуациях могут кардинально отличаться.

Сферы маркетинга

Сферы маркетинга (области применения):

потребительские товары – вся та продукция, которую мы приобретаем в магазинах (еда, одежда, техника и т. д.);

потребительские услуги – рынок услуг, предоставляемых обычным людям (образование, юриспруденция, авиаперевозки, парикмахеры и т. д.);

средства производства – продукция, связанная с производством других продуктов (техника, сырье, производственные услуги и т. д.);

собственность – рынок недвижимости и ценных бумаг;

опыт – рынок трудоустройства;

идеи и информация – сфера деятельности по предложению новых идей и информации;

события – мероприятия различного характера, от выставок до спортивных соревнований;

личности – рынок знаменитостей;

географические территории – рыночная борьба за территории (туристические точки внимания, размещение офисов, производственных мощностей).

По сути своей маркетинг – это универсальный инструмент, который можно применить практически везде. Все, что требует продвижения или конкурентной борьбы, подпадает под область применения маркетинга.

Виды маркетинга

Классификация осуществляется по нескольким различным признакам.

демаркетинг – направлен на снижение спроса, так как тот слишком высокий и компания не способна удовлетворить его;

конверсионный – вид маркетинга, направленный на создание спроса, так как тот слишком низкий;

стимулирующий – применяется при нулевом спросе. Задача – стимуляция спроса с учетом причин его отсутствия;

развивающий маркетинг – направлен на конвертацию потенциального спроса в реальный. Например, изучение потребностей аудитории и создание нового продукта, который эти потребности закроет;

ремаркетинг – направлен на возврат ушедших клиентов с помощью дополнительного мотивирования. При падении спроса создаются УТП и условия, способные этот спрос оживить. Например, если человек зашел на сайт, положил товар в корзину, а затем закрыл вкладку, так и не оформив заказ, можно предложить ему скидку на этот товар с помощью контекстной рекламы;

синхромаркетинг – применяется в ситуациях, когда спрос колеблется (например, сезонные продажи). Цель – стабилизировать спрос путем повышения цен в пики популярности и снижения во время падения спроса;

поддерживающий – тип маркетинга, направленный на поддержание имеющегося спроса, который соответствует предложению;

противодействующий маркетинг – применяется в ситуациях, когда на вредную продукцию есть постоянный иррациональный спрос. Его необходимо свести к нулю. Пример – табачная и алкогольная продукция.

недифференцированный – когда продукция предназначена для всех сегментов рынка;

концентрированный – когда продукция предназначена для определенного сегмента рынка;

дифференцированный – когда продукция предназначена для нескольких сегментов рынка (для каждого отдельное предложение).

По типу потребителя:

B2B (Business to business) – продукт предназначен для бизнеса. Например, услуги рекламного агентства;

B2C (Business to Customer) – продукт предназначен для конечного потребителя (человека). Например, еда, одежда.

По типу места применения:

онлайн-маркетинг (интернет-маркетинг) – применяется в онлайн-пространстве;

офлайн-маркетинг – применяется в офлайн-пространстве.

Стратегии маркетинга

Так же как и виды, стратегии маркетинга классифицируют по нескольким признакам.

По направлению деятельности:

расширение рынка – горизонтальное развитие компании. Направлено на повышение конкурентных характеристик, охват большей доли рынка по уже существующим товарам;

инновации – вертикальное развитие компании. Направлено на освоение новых областей, создание новой для рынка продукции, по которой еще нет конкуренции;

диверсификация – движение компании в новом направлении (производство нового продукта, предоставление новой услуги). Желательно в том, в котором отсутствует или минимальная конкуренция. Данная стратегия применяется, когда компании слишком тяжело конкурировать в текущем направлении;

сокращение – реорганизация с целью повышения эффективности работы.

По охвату рынка (аналогично видам):

стратегия недифференцированного маркетинга – направлена на массовый охват;

стратегия дифференциации – охват нескольких сегментов с отдельным предложением для каждого;

стратегия индивидуализации – направлена на охват конкретного сегмента аудитории.

Маркетинговая стратегия компании является основным, фундаментальным элементом. Именно выбранная стратегия определяет дальнейшую работу, используемые методы, инструменты. Для грамотного выбора стратегии маркетолог предприятия обязан знать текущее состояние рынка, положение компании в нем и объективно оценивать имеющиеся ресурсы. Вся эта информация должна быть добыта исключительно опытным и аналитическим путем. Стратегия должна включать в себя:

аналитические данные по рынку, конкурентам, потребителям;

объективную оценку возможностей самого предприятия и его конкурентов;

пути «обгона» лидеров рынка,либо «отрыва» от конкурентов, если компания сама является лидером;

грамотно поставленные цели;

позиционирование предприятия, методы позиционирования;

методы и инструменты продвижения;

экономическое обоснование всех вышеизложенных аспектов.

Маркетинговый план

Маркетинговый план – это документальное представление принятых стратегий. Иными словами, это документ, бумага, на которой расписан каждый этап, каждый шаг компании. Маркетинговый план подразумевает не только теоретическую, но и практическую часть. В нем описано, кто, что и как делает. Буквально каждый шаг каждого сотрудника предприятия. При составлении плана необходимо руководствоваться следующими принципами маркетинга.

Принцип скользящего планирования – компания должна быть готова к регулярному внесению правок в имеющийся план в зависимости от меняющейся ситуации на рынке.

Принцип дифференциации – предполагает, что у каждого сегмента ЦА свои вкусы, потребности и «боли». Продвигаемый товар или услуга может понравиться не всем, следовательно, компания должна быть готова к обслуживанию каждого сегмента отдельно.

Принцип многовариантности – компания должна быть готова к разным вариантам развития событий. Все они должны быть прописаны и проработаны в одном или отдельных маркетинговых планах.

Интернет-маркетинг

Интернет-маркетинг (ИМ) – это отдельная наука. Деятельность маркетологов в Сети отличается от деятельности маркетологов в офлайн-пространстве. Помимо традиционных методов и инструментов, применяемых в офлайне, в ИМ есть свои уникальные способы продвижения и продаж. К ним относят:

SEO (Search Engine Optimization) – поисковая оптимизация, направленная на получение максимально высоких позиций сайта в поисковиках. Это бездонный источник трафика, где свою целевую аудиторию сможет найти каждый средний и малый бизнес;

поисковая контекстная реклама – показ текстовых рекламных объявлений на первых строчках поисковой выдачи без необходимости оптимизировать сайт. Контекст позволяет нацелиться на максимально «горячий» трафик. Рекламодатель сам выбирает, по каким запросам показывать свои объявления. Зная, что именно вводит целевой потребитель в поисковую строку, можно получить очень хороший ROI; в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность

медийная контекстная реклама – показ рекламных объявлений на тематических площадках (сайтах). Такая реклама показывается только заинтересованным в продукте пользователям (на основе их действий в Сети, интересов, посещаемых страниц, вводимых в поисковую строку запросов и т. д.). В отличие от поисковой рекламы содержит медийный контент (изображение, видео), способный повысить CTR (кликабельность); в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность

маркетинг в социальных сетях (SMM) – позволяет создать официальное представительство в соцсетях, общаться с аудиторией и совершать онлайн-продажи. SMM – это не только реклама и продвижение компании, это возможность повышения лояльности и доверия целевой аудитории, это возможность наладить контакт с потребителем и сблизиться с ним;

таргетинг – реклама в социальных сетях. Таргетированную рекламу стоит выделить в отдельную группу, так как это самостоятельный инструмент для продвижения товаров, услуг, сайтов через социальные сети. Пользователи сами оставляют информацию о себе, своих интересах и потребностях, чем и пользуются маркетологи в таргетинге; в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность

баннерная реклама – аналог медийно-контекстной рекламы, только в данном случае рекламодатель сам выбирает площадки, где будет размещена реклама, и договаривается с их владельцами. Объявление показывается всем посетителям сайта;

e-mail-маркетинг – рассылка сообщений через электронную почту. Используется не как способ привлечения новых клиентов, а как способ удержания существующих и мотивирования повторных продаж.

Маркетинг – это важный аспект работы любого предприятия. Это философия бизнеса. Без него невозможно выжить на рынке, без него компания не способна развиваться. Успешное применение маркетинговых стратегий, методов и инструментов позволяет компаниям расти, обходить конкурентов и увеличивать свои доходы.

Источник

Основные виды и задачи маркетинговой деятельности

в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность

в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность

Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключа­ется в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечно­му потребителю.

Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утра­чивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие за­ранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль от­водится потребителю. Потребитель предъявляет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количест­ву, срокам поставки (прежде всего машин и оборудования) и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между про­изводителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потре­бителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, кото­рый предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспо­собности продукции.

Осуществление маркетинговой деятельности — объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирова­ния фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений

Различают четыре основных вида маркетинговой деятельности:

1) продуктовая — опирается на сильные стороны технологий и аналитический прогноз потенциального спроса потребителей. В производстве ведущее место (цель) занимают качественные характери­стики товара. Однако такие предприятия уделяют недостаточное внимание запросам рынка, что может привести к невостребованно­сти производимой продукции и риску убытков. Тем не менее, орга­низации стараются проанализировать запросы потребителей в от­ношении будущих характеристик товара. Таким образом, предпри­ятия начинают производить товар, рассчитывая на увеличение по­требительского спроса в перспективе;

2) производственная — производство продукции исходя из пока­зателей эффективности, в большей степени внимание уделяется издержкам производства и способам их снижения. Выпуск продук­ции ориентирован на текущий спрос по ценам, которые потреби­тель готов заплатить за товар. Исходя из анализа платежеспособно­го спроса организации, определяют объем производства и уровень издержек. Тем не менее может возникнуть ситуация избытка на рынке, т.е. затоваривание. В этом случае появляется риск снижения выручки от продаж и, как следствие, убыток;

3) сбытовая — ориентация деятельности на объем продаж, стремление как можно быстрее обновлять ассортимент выпускае­мой продукции и ускорять товарооборот. В центре внимания ока­зывается анализ текущего платежеспособного спроса, который позволит получить наибольшую выручку от продаж в краткосроч­ном периоде. Однако, поскольку степени удовлетворения потреби­теля уделяется мало внимания, может возникнуть ситуация не­удовлетворенного спроса и снижения объема выручки от реализа­ции в будущем;

4) потребительского спроса — ориентация на непрерывный процесс удовлетворения потребностей потребителей. Внимание со­средоточивается на отличиях потребностях разных групп потреби­телей, а также на изменениях предпочтений. В результате предпри­ятия быстро адаптируются к динамике спроса на рынке и меняют номенклатуру выпускаемой продукции.

Предприятия, придержи­вающиеся такой философии, наименее подвержены рискам затова­ривания, снижения выручки от продаж, возникновения ситуации неудовлетворенного спроса. Такая маркетинговая деятельность тре­бует значительных вложений в разработку и реализацию маркетин­говой стратегии, что может позволить себе не каждая организация. Однако результат, как правило, покрывает все издержки и прино­сит не только прибыль, но и значительное конкурентное преиму­щество на рынке.

в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть фото в чем заключается маркетинговая деятельность. Смотреть картинку в чем заключается маркетинговая деятельность. Картинка про в чем заключается маркетинговая деятельность. Фото в чем заключается маркетинговая деятельность

Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавли­вать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источни­ки ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассорти­мент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную струк­туру производства и желаемую прибыль.

Другими словами, про­изводитель должен выпускать такую продукцию, которая найдет сбыт и принесет прибыль. А для этого нужно изучать обществен­ные и индивидуальные потребности, запросы рынка как необхо­димое условие и предпосылку производства. Поэтому все больше углубляется понимание того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта концепция нашла свое воплощение в маркетинге.

Методы маркетинга включают:

— анализ внешней среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и другие усло­вия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге ана­лиза формируется банк данных для оценки окружающей сре­ды и ее возможностей;

— анализ потребителей — как реальных, так и потенциальных, исследование демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик лиц, принимающих решение, и процессов приобретения ими товаров;

— разработка концепций создания новых товаров или модерни­зации старых, включая их ассортимент, упаковку и т.д. Уста­ревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка;

— планирование товародвижения и сбыта, включающее созда­ние при необходимости собственных сбытовых сетей со скла­дами и магазинами;

— формирование спроса и стимулирование сбыта посредством рекламы, личной продажи и разного рода материальных сти­мулов, направленных на покупателей;

— обеспечение ценовой политики планирования систем и уров­ней цен на поставляемые товары.

Управление маркетинговой деятельностью как системой вклю­чает планирование, выполнение и контроль маркетинговой про­граммы, оценку эффективности маркетинговых решений, рисков и прибыли.

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс ме­роприятий, ставящих цель:

— исследование мотивов его поведения на рынке;

— анализ собственно рынка предприятия;

— исследование продукта (изделия или вида услуг);

— анализ форм и каналов сбыта;

— анализ объема товарооборота предприятия;

— изучение конкурентов, определение форм и уровня конку­ренции;

— исследование рекламной деятельности;

— определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;

— изучение ниш рынка.

Маркетинговая деятельность по изучению потребителя опреде­ляет структуру потребительских предпочтений на рынке.

Задачей маркетинговой деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улуч­шения или модернизации уже существующих. Проводимый анализ систем и методов реализации продуктов с точки зрения маркетинга позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка, кто может стать торговым посредником. В целях определения наи­более экономных путей и способов наращивания объема товаро­оборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.

Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конку­рентов ставит цель установить главных конкурентов компании на рынке, их слабые и сильные стороны, получить информацию о фи­нансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления. Исследование рекламы помогает опреде­лить наиболее эффективные способы воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции. При проведении маркетин­говых исследований по поиску наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке определяется, какая система стиму­лов позволит заинтересовать оптовых покупателей в закупке более крупных партий продукции.

Все цели маркетинговой деятельности касаются в основном процесса производства и распределения товаров и услуг, т.е. марке­тинговая деятельность ориентирована на продукт или услугу.

Маркетинговая деятельность осуществляется циклично. Она на­чинается с информационно-аналитического исследования, на основе которого проводится стратегическое и текущее планирование, разра­батывается программа создания и вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от производителя до потреби­теля с участием торговых посредников (дистрибьюторов), организу­ется рекламная кампания и осуществляются другие действия по про­движению товара на рынок, наконец, на заключительном этапе оце­нивается эффективность маркетинговых мероприятий.

Существует отраслевая дифференциация маркетинга, которая, сохраняя единство его целей и принципов, позволяет решать спе­цифические задачи каждой отрасли экономики и сферы социаль­ной жизни. Естественно, сказываются особенности продукта, соз­даваемого в отрасли, и форм его потребления.

Можно назвать следующие отраслевые виды маркетинга:

— производственный маркетинг (в том числе промышленный, строительный, аграрный), главные цели которого — поиск рынка сбыта, оценка его емкости, обоснование производст­венно-инвестиционной программы, разработка нового про­дукта, соответствующего по своим качественным признакам требованиям потребителей, самосертификация и оценка кон­курентоспособности продукта;

— торгово-сбытовой маркетинг, к главным целям которого от­носятся дистрибьюция и формирование канала товародвиже­ния, организация сбыта и продажи товаров, перемещение и складирование товаров (логистика), изучение и прогнозиро­вание покупательского спроса, создание системы торгового и послеторгового сервиса;

— маркетинг сферы услуг, где сочетаются цели производственно­го и торгового маркетинга (поскольку производство, продажа и потребление услуг концентрируются во времени и в простран­стве), но в то же время имеется своя специфика (нематериаль­ность услуг, неспособность услуг к хранению и т.п.);

— маркетинг интеллектуального продукта (в том числе марке­тинг информационного продукта и информационных техно­логий), имеющего нематериальную форму с использованием особых форм его реализации и обслуживания;

— международный маркетинг, предметом которого является внешнеэкономическая деятельность;

— маркетинг финансово-кредитного продукта и страхового дела, а также маркетинг ценных бумаг.

Кроме того, существует маркетинг некоторых специфических рынков, в частности рынка труда и рынка образования. Приемы и методы маркетинга распространяются и на нерыночные сферы, например на политическую жизнь, социальные отношения, искусство и культуру и т.п.

Различаются три уровня маркетинга:

— микромаркетинг, т.е. рыночная деятельность отдельного пред­приятия (фирмы, компании), в том числе внутренний марке­тинг — организация деятельности персонала собственной мар­кетинговой службы и внешний маркетинг — доведение товара до потребителя, организация связей с клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка;

— макромаркетинг, т.е. участие государственных учреждений, от­раслевых и региональных структур в управленческой, регули­рующей и исследовательской деятельности в рыночной сфере;

— глобальный, или международный, маркетинг — деятельность на внешнем, мировом рынке, внешняя торговля (особая форма — мегамаркетинг, т.е. деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой-либо страны).

Основополагающими элементами комплекса маркетинга явля­ются доля рынка, его сегментирование и позиционирование товара.

Доля рынка — это часть рынка отрасли, которая используется фирмой для продажи своих товаров.

Сегментирование рынка состоит в разделении общей совокупно­сти потребителей на определенные группы покупателей (сегменты), различающиеся по целому ряду факторов и имеющие сходные по­требительские запросы и предпочтения.

Позиционирование товара включает мероприятия по продвижению товара на рынок и обеспечению конкурентоспособного положения.

Ценообразование осуществляется исходя из себестоимости про­дукции, цены конкурентов на аналогичный товар, уникальных свойств товара, спроса на него.

Важными элементами плана маркетинга являются схема распро­странения товаров, т.е. организация каналов сбыта, и методы сти­мулирования продаж (сбыта).

Стимулирование сбыта — это разнообразные действия, способ­ствующие совершению покупки. Они включают стимулирование потребителей, сферы торговли, торгового персонала фирмы.

План маркетинга содержит также послепродажное обслужива­ние клиентов, включая гарантийное и постгарантийное обслужива­ние, доставку, упаковку и т.д.

Общественное мнение о фирме и товарах формируют путем проведения презентаций и выставок, использования рекламы (пре­стижной, фирменной, корпоративной), оказания консультативных услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *