в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

15. В чём заключается композиционное своеобразие стихотворения «Август» Б. Пастернака? 16. В каких произведениях звучат библейские мотивы и в чём их можно сопоставить со стихотворением «Август»? (ЕГЭ по литературе)

Причём сам герой воспринимает происходящее как избавление от мук и страданий, переход в светлый мир. Лирический субъект умирает и воскресает, преображается, демонстрируя таким образом духовную победу над смертью. Так, композиционное своеобразие стихотворения обусловлено особой интерпретацией Пастернаком мотива сна: пробуждение от ночного сна в начале стихотворения меняется пробуждением от сна жизни, духовным преображением в его финальных строфах.

Библейские мотивы звучат также в стихотворениях Б. Пастернака «Август» и «Гамлет» и А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…».

В своём тексте А. С. Пушкин обращается к молитве покаяния. Главная мысль заключается в том, что человек, пройдя через страдания и покаявшись в своих грехах, обретает благодать: «И дух смирения, терпения, любви/И целомудрия мне в сердце оживи». Лирический герой Пастернака приходит именно к такому состоянию внутреннего спокойствия, очистившись от мук и страданий. Стихотворения Пастернака «Август» и Пушкина приурочены к особым дням в христианском календаре: у Пушкина к «печальным дням Великого Поста», а у Пастернака к Преображению Господню. Главной фигурой, организующей человеческое бытие, для обоих поэтов является Бог. Лирический герой Пушкина молит его об обретении благодати: «Ц». В финале стихотворения «Август» утверждается мысль о духовном бессмертии человека: «То прежний голос мой провидческий/Звучал, не тронутый распадом…».

В стихотворении «Гамлет» Б. Пастернак воспроизводит библейскую фразу, с которой Иисус обращается к Богу: «Если только можно, Авва Отче/Чашу эту мимо пронеси». Лирический герой стоит на перепутье — бороться со злом или смириться с судьбой. Он решает противостоять миру «фарисейства» и борется с ним с помощью внутренней свободы. Лирический субъект стихотворения «Август» также обладает этими качествами, отмечая, что «казённая землемерша» никогда не сможет оценить его истинную духовную силу.

Стихотворения «Гамлет» и «Август» написаны от лица одного и того же героя — Юрия Живаго.

в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть картинку в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Картинка про в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

Вера в Бога даёт лирическому герою первого стихотворения надежду на бессмертие, в то время как лирический субъект второго текста уже умер во сне и переместился в вечный мир: «То прежний голос мой провидческий/Звучал, не тронутый распадом…».

Таким образом, А. С. Пушкин и Б. Пастернак обращаются к библейским мотивам, чтобы показать, что вера в Бога — это то, чем жив человек и то, что помогает ему преодолеть все испытания.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть картинку в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Картинка про в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть картинку в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Картинка про в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Источник

В чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть картинку в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Картинка про в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть картинку в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Картинка про в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

#ask_liter
Здравствуйте!Очень нужна ваша помощь! Не знаю,как ответить на вопрос: «В чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения Б.Л.Пастернака»? Это задание номер 8 в ЕГЭ. Буду очень благодарна каждому!Заранее спасибо!
Август

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Источник

«Август», анализ стихотворения Пастернака

Отношения с религией складывались у Бориса Пастернака сложно. Крещеный выходец из еврейской семьи не был принят в православной русской среде. Но, став известным литератором, Пастернак неожиданно обратился к религиозной теме и создал цикл произведений, где затронул тему православия.

Стихотворение «Август» датировано 1953 годом, когда начался новый этап гонений на православную веру. В то время нужно было обладать немалым мужеством, чтобы написать произведение о Преображении Господнем и опубликовать его.

Для Пастернака, недавно перенесшего инфаркт, время заигрывания с властью закончилось. Поэтому в стихотворении «Август» поэт откровенно поведал о своих переживаниях и с горечью намекнул, что дни его сочтены. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, Борис Пастернак начал пренебрежительно относиться к материальным благам. Его куда больше волновали ценности духовные.

«Август» состоит из двенадцати строф, многие из которых со временем стали популярными и широко цитируемыми. Размер стихотворения – четырехстопный ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная – АВАВ. Главный мотив произведения – сон, в котором лирический герой видит собственные похороны. Само же действие состоит из нескольких последовательных событий: сон, слезы, пробуждение.

Разбуженный лучами солнца, лирический герой заметил мокрую от слез подушку. Он вспомнил, что православие отмечает в этот день великий праздник Преображения Господня. Когда Иисус Христос молился на горе Фавор в Галилее, его лик внезапно озарился светом Божественного величия. И все ученики это увидели.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора…

Сила света постепенно нарастает, но появляются образы, наполненные трагическим смыслом, красные тона преобладают над остальными. Если в первой части стихотворения осень только зарождается «ясная, как знаменье», то в последующих строфах она уже господствует вовсю: имбирно-красный лес, облетевшая листва, притихшие вершины. Это время года символизирует переход в новое состояние, начало чего-то необычного, мостик к иной жизни.

Слова здесь пронизаны особой силой и эмоциями: «поле твоего сраженья», «бездна унижений», «упорство», «вызов», «размах крыла», «горечь рокового часа», «полет». В строках слышен сильный, волнующий голос души героя, наполненный жизнью, которую дает ему творчество.

Примечательно, что эпоху социализма Пастернак называет в стихотворении годами, наполненными унижением, прервавшими полет его вольной мысли. Но поэт не жалеет, ведь он познал «и творчество, и чудотворство», испытал настоящее счастье, постиг гармонию мира.

Источник

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака: смысл, тема, жанр произведения

В этом стихотворении Борис Леонидович описывает августовское утро, когда последние тёплые лучики света так приятно освещают комнату и напомнили писателю о празднике. Пастернак пишет, что когда он проснулся, его подушка оказалось влажной и решает вспомнить сон, в котором он плакал. Жизнь самого поэта была сложной, поэтому это произведение накануне завершения его жизни было написано уже без прежних страхов. Его будят лучи солнца, которые постепенно заполняют его комнату, не пропуская ни одного уголка. Солнечный луч заглядывает даже за книжную полку и наполняет все светом и теплом. Рассвет озаряет леса рядом с поселком и не забывает коснуться и домов.

Стихотворение было написано в те годы, когда к религии относились не очень хорошо. Писатель был евреем и от него все отвернулись, потому что в детстве его няня настояла, чтоб его окрестили в православной церкви. Материальные ценности были не так важны для поэта и в этом стихотворении видно, что он прощается с природой. Пастернак очень красиво отзывается о природе и ее красках. Такой великий праздник как Преображение Господне, которое он описывал в этом стихотворении, могло вызвать большой резонанс, и он снова был бы гоним государством. Но Пастернак не побоялся его выпустить, ведь в душе понимал, что дни его уже сочтены.

Писатель описывает завершение своей творческой работы и своей жизни.

Популярные темы анализов

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкино. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом. Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты. Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

«Июль» – образец поздней лирики Бориса Пастернака. Он появился летом 1956 г. Этот период был одним из самых счастливых в жизни поэта. За год в его блокноте было записано около 40 стихотворений, в которых не развивались патриотические мотивы, зато появились оригинальные образы. Зрелый поэт позволил себе побыть в стихах «растрепой», как и его июль. В анализируемом стихотворении он вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике.

Смысл произведения

Суть произведения заключается в передаче состояния автора. Он неимоверно счастлив и желает об этом заявить. Ничто не помешает ему воплощать в жизнь безумные, безрассудные мечты. Творец спокоен и искренен, и лишь летняя «распутица» может отвлечь его от нахлынувших размышлений. Но это совершенно не влияет на настроение. Напротив, литератор радуется тому, что летняя пора вступила в свои права. А торопиться и «прогонять» непоседливый месяц совсем не хочется.

Пастернак понимает, что единство с природой позволяет добиться умиротворения, настроиться на радостные мысли, придающие сил.

Бесспорно, кому-то нравится весна за ее нежность и раскидистые сады, иные же чувствуют себя безукоризненно осенью, наблюдая за золотыми листопадами.

в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Смотреть картинку в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Картинка про в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака. Фото в чем заключается композиционное своеобразие приведенного стихотворения б л пастернака

Но есть особенность, которую можно проследить лишь в летние месяцы. Это символ нового начала, благотворности и надежды.

Нужно уметь замечать неповторимость природных воплощений, благодарить их за ощущение спокойствия и благоденствия. Эта способность является залогом везения. Способный замечать прекрасное сможет его создавать.

Образы и символика

Летний месяц является главным героем произведения. Творец активно использует олицетворения, намереваясь придать характеристику человека обычному явлению. В этом заключается специфика применяемых в творении образов. Создается совершенно новый стихотворный стиль.

Июль характеризуется как дачник, получивший вольную и наводящий в доме собственные порядки. Он отличается легкомысленностью и взбалмошностью, не может перестать подшучивать над остальными отдыхающими и разыгрывать их. Хозяин не сердится на безобразника и не пытается его отругать. Ему приятны невинные шалости. Становится даже тоскливо, когда «отпуск» месяца завершается, и все возвращается на круги своя.

Композиционные моменты

Стихотворение состоит из семи строф-четверостиший и разделено на две части. Первая вызывает у читателя заинтригованность. Ее можно интерпретировать, как интересную загадку. Чтобы найти на нее ответ, нужно понять, что делает сказать автор, и выяснить его намерения.

Литератор намекает на присутствие чего-то потустороннего и мистического, заставляет задуматься над тем, кто же учиняет беспорядки в летнем доме. Это призрак, неупокоенная душа или коварный двойник? Прилагательные, местоимения и изображения предметов отсутствуют, литератор отдает предпочтение глаголам, делая образ динамичным и непосредственным.

Трудно провести анализ, не обратив внимания на композицию. Невозможно разделить произведение на какие-либо смысловые категории. Каждая строфа делает тайное явным, позволяет прочувствовать новое. Наблюдается четкая последовательность описаний.

Средства выразительности

Для создания образа июля средства выразительности. Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков». Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начесанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых». Сравнение в тексте одно: занавеска, «как танцовщица». Художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, чтобы передать «хулиганский» характер июля, автор нанизывает слова с согласными «с», «ч», «р»: «степной нечесаный растрепа».

Стилистика, направленность и размер

Жанровая направленность произведения — элегия. Автор скучает по непоседливому летнему месяцу и нежно обращается к нему. Используются перекрестная рифма и нестандартный стихотворный размер — четырехстопный ямб. Неточные и необычные рифмовки позволяют почувствовать лёгкость и независимость, истинную безмятежность. Творение звучит, словно прекрасная песня, основная роль которой, сделать чтение более певучим.

«Август» Б. Пастернак

«Август» Борис Пастернак

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

Стихотворение посвящено летней тематике. В нем автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почетное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу в наем комнаты.

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя», только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола». Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырех строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признается, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Последний период творчества поэта

Стих о летнем месяце июле, который вошел в программу по литературе седьмого класса средней школы, был написан в 1956 году за несколько лет до смерти поэта и вошел в замечательный цикл «Когда разгуляется». Отдельные произведения из этой книги стихов печатались в 50-х годах в советских литературных журналах, а полностью она была опубликована в посмертном сборнике «Избранное» (1961).

Этот период жизни можно считать относительно спокойным и плодотворным для великого советского писателя: с ним жена Зинаида и редактор Ольга Ивинская, позади остались годы лишений, голод, революция, войны, серьёзная болезнь (инфаркт). И хотя трагическая и нелепая история с общественным осуждением романа «Доктор Живаго» продолжается, Борис Леонидович остаётся членом Союза писателей и Литфонда. Последний выделил ему для проживания государственную дачу в Переделкино.

Роль этого события в судьбе поэта сложно переоценить. Жизнь за городом позволяла более тесно общаться с природой, растениями и птицами, наблюдать за сменой времён года, за настроениями и состояниями погоды, а также работать, творить, передавать свои ощущения и размышления в новых стихотворениях. Большая часть произведений позднего периода творчества Пастернака — лирические зарисовки предметов простой дачной жизни, талантливо выполненные рукой мастера поэтического слова, который многие годы работал над совершенствованием собственного стиля.

Пастернак не зря увлекался в молодые годы музыкой и живописью — его поэзия зрелых лет представляет собой интересный синтез этих искусств, они невероятно красочны и мелодичны.

Продолжая традиции предыдущего века русской поэзии, он добавил к стройности и музыкальности поэтического языка Тютчева и Фета реалистичность, живость, душевность, местами самоиронию и редкую глубину чувственных переживаний.

Стихотворение август пастернака

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

Борис Пастернак: Август. «Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *