в чем заключается комплексность понятия качество образования

Лекция: «Понятие качества образования. Современные подходы к оценке качества современного образования»

в чем заключается комплексность понятия качество образования. Смотреть фото в чем заключается комплексность понятия качество образования. Смотреть картинку в чем заключается комплексность понятия качество образования. Картинка про в чем заключается комплексность понятия качество образования. Фото в чем заключается комплексность понятия качество образования

Лекция: «Понятие качества образования. Современные подходы к оценке качества современного образования».

Составитель: ,
зам. директора по УВР начальной школы МОУ «Гимназия № 7»

Понятие «качество образования». Международная ор­ганизация по стандартизации определяет понятие «качество» как совокуп­ность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетво­рять установленные и предполагаемые потребности.

Качество образования в Национальной доктрине Образования тракту­ется как качество «образовательных услуг» (т. е. элементов образователь­ного процесса) и качество «образовательных программ» (т. е. содержания образования). Таким образом, система качества образования в школе может быть представлена тремя основными элементами: качеством обучения школьников, качеством образовательного процесса, ка­чеством условий образования. Отсюда следует, что качество общего образования — понятие многомерное, подразумевающее опреде­ленную структуру. Рассмотрим его составляющие:

• качество среды/условий реализации образовательного процесса;

• качество содержания образования;

• качество результативности — образованности личности школьника.

Качество среды/условий реализации образовательного процесса. Одним из важнейших структурных элементов качества образовательного процесса в школе является качество условий или среды обуче­ния. Комфортная среда обучения является обязательным условием благо­получного развития личности ребенка, полноценного формирования у него учебной деятельности. Состояние комфорта, безопасности и защищенно­сти, позитивного мировосприятия и интереса, описываемое в психологии как гармоничное состояние эмоционально-потребностной сферы, — это то, без чего невозможно осуществление эффективной образовательной дея­тельности в школе. Ребенок, находящийся по той или иной при­чине в дискомфортном состоянии, не может полноценно включиться в процесс обучения, школьное образование не будет достигать своей цели.

«Образовательная среда представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, ко­торые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодей­ствия. Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных».

В настоящее время санитарно-гигиенические требования к материаль­но-технической и технологической базе учреждений образования регла­ментируются документом «Гигиенические требования к условиям обуче­ния и в общеобразовательных учреждениях СанПин 02.04.2002 г. 1178-02» (Москва, 2002г.).

Качество содержания образования. Влияние качества содержания образовательного процесса на качество результата подготовки выпускника общеобразовательной школы — не вызывает сомнений, но следует заме­тить, что одна из самых сложных проблем управления качеством образова­тельного процесса в школе — научное обоснование принципов отбора и структурирования содержания образования. При отборе содержа­ния учитываются как устоявшиеся в дидактике школы, так и новые принципы, соответствующие современным тенденциям развития образования:

принцип развития предполагает ориентацию содержания образова­ния на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравствен­ного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на на­копление знаний и формирование навыков решения предметных задач;

принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнона­учного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание осо­бого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;

принцип целостности образа мира требует отбора такого содержа­ния образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать це­лостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов;

принцип кулътуросообразности понимается как «открытость» раз­личных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возра­ста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Воз­можный путь реализации этого принципа — сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содер­жания образования;

принцип вариативности содержания образования предполагает воз­можность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей об­разования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме того, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т. е. возможности индивидуального разви­тия каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ре­бенка — гражданина Российской Федерации на получение равного с дру­гими образования.

Указанные выше принципы легли в разработку Государственного об­разовательного стандарта полного общего среднего образования.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соот­ветствии с Конституцией РФ, которая гарантирует реализацию конститу­ционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образо­вание и выражает ответственность государства за качество образования нации. Другими словами, государственный стандарт задает некоторый эта­лон, которому должно соответствовать образование, предоставляемое на всей территории Российской Федерации.

Образовательный стандарт в Концепции модернизации современного образования рассматривается как содержательно-деятельностный базис, система знаний, умений, навыков, способов деятельности, ценностей, без овладения которыми в сензитивные периоды жизни ребенка оказываются невозможными его дальнейшее развитие и саморазвитие, адекватный про­фессиональный выбор, образование и обучение (на следующей ступени и да­лее), социальная адаптация, личностное самоопределение.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учеб­но-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте осо­бое место отведено деятельностному, практическому содержанию образо­вания, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Итак, оценка качества содержания образования в школе осу­ществляется путем установления степени соответствия этого содержания Государственному образовательному стандарту образования.

Качество технологии обучения. Образовательные технологии в школе — важный элемент образовательного процесса, влияющий в определенной степени на качество всей системы общего об­разования.

Любая педагогическая технология основывается на том или ином фи­лософском фундаменте. Общая философская основа российского образо­вания еще только формируется, поэтому содержание образования, исполь­зуемые в нем технологии носят эклектичный характер. В современной практике образования соседствуют как традиционные, так и инновационные технологии. Источниками развития технологий сегодня являются достижения педагогической, психологической и социальных на­ук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, т. е. все то луч­шее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. В настоящее время идет активный процесс совершенствования ранее используемых технологий: традиционных, игровых, коллективных и груп­повых технологий обучения, технологий развивающего и проблемного обучения и т. п.

Принятие гуманистической парадигмы образования стимулировало активное появление и развитие педагогики сотрудничества, успеха, личностно-ориентированных технологий, которые характеризуются выраженной гуманистической сущностью, психотерапевтиче­ской направленностью и держат ориентацию на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. К технологиям этой группы относятся: гу­манно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. В последние го­ды возникли и развиваются витагенные (предполагает максимальную ак­туализацию жизненного опыта обучающегося) и этнокультурные (создающие основу для дальнейшего поликультурного образования ребенка) технологии. В современной школе все больше места занимают интегрированные и интегративные курсы и уроки, активно заявил о себе и метод проектов, позволяющий постепенно преодолевать авторитарный стиль общения между учителем и учеником, расширить диапазон форм взаимодействия учителя и ученика, сократить практику, при которой учитель работает фронтально с целым классом.

Для первичной оценки качества технологии обучения в системе обра­зования обычно используются следующие критерии:

    диагностичность задания целей обучения, которые достигаются применением соответствующей технологии; соответствие выбранной технологии обучения общим целям и со­держанию образования и конкретным учебным целям; возможность широкого использования технологии (ее воспроизво­димость); соответствие используемой технологии индивидуальному стилю деятельности учителя, возможностям учащихся, психологической теории обучения; обеспеченность и эффективность использования технических средств обучения и учебно-материальной базы; степень внедрения в образовательный процесс новых информаци­онных технологий.

Качество преподавания. Важнейшим субъективным фактором, влияющим на всю систему образования, общепринято считать учительский корпус. В обществе растет понимание значения металичностных образова­ний педагога и их трансляций в личность обучающегося субъекта (ребенка), так как педагог, выступая как индивидуальный субъект педагогической дея­тельности, в то же время представляет собой общественного субъекта, но­сителя и транслятора общественных знаний и ценностей. Поэтому огромное значение имеет зрелость его личности, наполненность нравственно-духовным содержанием, реализуемым через здоровый образ жизни и определяющим, что и как он репрезентирует, хотя результат его деятельности может быть получен опосредованно через многие годы.

Только физически и психологически развитая и здоровая лич­ность в условиях высокой профессиональной активности и устойчи­вой профессиональной работоспособности готова адекватно и продук­тивно осуществлять трансляцию социального опыта, общественных знаний и ценностей, собственных металичностных образований в со­ответствии с профессиональными задачами. Неуверенность в себе, по­вышенная тревожность, неустойчивая Я-концепция, неуравновешенность и другие аналогичные негативные поведенческие реакции являются серьез­ным препятствием для реализации субъектом своих возможностей и со­вершенствования себя как профессионала.

Деятельность учителя изменяют и новые информационные техноло­гии. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средст­вами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надеж­ных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое от­ношение к информации, поступающей из окружающей среды.

Постепенно информационные технологии входят и в профессиональ­ную компетенцию педагога, становясь инструментарием, который позво­лит учителю комплексно и успешно решать профессио­нальные задачи на новом уровне.

Инструментальная компьютерная среда, используемая учителями в процессе методической работы, активно расширяется. Возникают сетевые методические объединения, осуществляется обмен передовым опытом че­рез телеконференции, электронную почту, размещение на Web-страницах, рассылку на образовательные сайты, диапазон которых постоянно расши­ряется, появляется возможность электронных публикаций в журналах и сборниках; развиваются формы повышения квалификации педагогических кадров при использовании дистанционных форм. Появление интернет-магазинов сделало доступными оперативный выбор и заказ новейшей на­учно-методической литературы.

Качество подготовки учащихся. Вопрос о качестве подготовки уча­щихся, являясь центральным в оценке качества образования в целом, очень сложен и многоаспектен. Качество определяется соотношением адекватно поставленных целей и реально полученных результатов, а также совокуп­ностью всех составляющих этот процесс: воспитания, развития личности, социальной адаптации и обучения. Государственный стандарт образования задает универсальные минимальные требования к качеству подготовки учащихся в Российской Федерации. Это создает возможность для существования вариативных учебных программ, учебников, учебно-методических посо­бий, функционирующих в современном российском образова­нии и творческой их реализации. Тем самым обеспечивается открытость системы образования в России.

Стандарт не стандартизирует сам педагогический процесс, не регла­ментирует жестко его вариативность, творческое многообразие. У школы, любого образовательного учреждения должно оставаться достаточное «ва­риативное пространство» для планирования, для оперативного маневра, для учета реальной ситуации. Стандарт не исключает отсроченное достижение уровня сформулированных в нем требований для отдельных групп учащих­ся или отдельных учащихся. Особенно это важно для начальной школы, закладывающей фундамент последующего успешного образования.

Специалисты в области образования едины во мнении, что одним из главных результатов образовательного процесса является образованность обучаемых.

В структуре образованности выделяют следующие компоненты:

    обученность личности (круг знаний и умений, которыми она вла­деет); уровень умственного и нравственного развития личности (осо­бенности овладения умственной деятельностью, сформированность нрав­ственно-волевых, эмоциональных свойств личности); уровень развития компетенций, которые должны быть сфор­мированы в данном возрасте;
    обучаемость личности (ее готовность к дальнейшему повышению собственного уровня образования).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

На протяжении последних трёх лет педагогический коллектив МОУ «Гимназия № 7» Арсеньевского городского округа работает над реализацией методической темы: «Управление качеством образовательных услуг, направленных на формирование универсальных компетенций личности». Это требует внедрения педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное развитие и творческую инициативу учащихся, способствующих социализации и профессиональному самоопределению школьников. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения, планировать свои действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст гимназии технологий на основе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Для их реализации имеются все необходимые условия:

    материально-техническое и учебно-методическое оснащение; кадровое обеспечение (90 % педагогов с высшей и первой категорией информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т. д.) и информационно-технологические ресурсы (два компьютерных класса, современное программное обеспечение, мультимедиа-аппаратура, интерактивная доска и т. д.); организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой понятие «качество образования»?

2. Какова его структура?

3. По каким критериям оценивается качество образовательной технологии?

4. Каковы требования к компетентности современного учителя?

5. Назовите компоненты образованности учащегося.

1. Ясвин среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

2. Система образования может и должна эффективно развиваться // Народное образование. 2006. № 5.

3. Кукушкин педагогические технологии. Начальная школа. Ростов н/Д., 2004

4. Котова профессионального самоопределения педагога в условиях открытого общества // Материалы VII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб., 2000.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития программы развития образования на годы // Вестник образования России. 2005, 22 ноября.

6. Закон Российской Федерации об образовании. СПб., 2002.

Источник

Качество образования: основные понятия

в чем заключается комплексность понятия качество образования. Смотреть фото в чем заключается комплексность понятия качество образования. Смотреть картинку в чем заключается комплексность понятия качество образования. Картинка про в чем заключается комплексность понятия качество образования. Фото в чем заключается комплексность понятия качество образования

«Качество образования: основные понятия.»

Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание.

Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.

Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством.

Качество образования – это совокупность характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Слайд 7

Понятие «качество образования» включает 3 блока:

    Качество основных условий образовательного процесса. Качество реализации образовательного процесса. Качество результатов образовательного процесса.

Можно выделить три группы характеристик: Слайд 8

    качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма качество результата образования.

Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество педагогического состава, качество обучающихся, качество информационно-методической базы. Слайд 8

на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Образование нуждается в системе управления качеством, которую должна иметь каждая школа. Проблема управления качеством образования— одна из самых актуальных проблем для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Мы работали 5 лет, искали пути решения проблемы повышения качества, думаю, что и сегодня есть над чем работать: даже сохранение достигнутого – сложная задача! Слайд 12

    На современном этапе развития образования сохраняют свою актуальность и общие принципы управления качеством, к которым можно отнести : комплексность, объективность, преемственность, оптимальность, опережение. Комплексность предполагает всесторонний анализ всей совокупности условий образовательной деятельности, обеспечивающей как качество процесса, так и качество достигнутых результатов. В основе объективности лежит возможность и необходимость точных и обоснованных измерений объектов качества образования.

    Преемственность отражает необходимость установления соответствия между образовательными программами, реализуемыми на различных этапах обучения. Данный принцип включает также «скользящее» улучшение качества и отслеживает позитивные изменения в уровне образованности ученика. Оптимальность определяет соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого образовательного результата. Опережение предполагает учет тенденций развития образовательной системы, изменений внешних и внутренних условий осуществления образовательной деятельности, прогнозирование возникающих проблем и своевременное принятие управленческих решений по их предупреждению. Перспективность предусматривает направленность на решение актуальных и долгосрочных задач развития образования.

В управлении качеством образования всегда должна быть полная определенность, на какую тенденцию ориентировано управление, должен быть контроль динамики качества образования. Слайд 16

Возрастание качества зависит от структуры и устойчивости знаний, сочетания творческого мышления и практических навыков, готовности к профессиональным видам деятельности и аккумулирования и диссимиляции опыта.

Все эти факторы находятся в теснейшей связи, взаимно дополняют друг друга. Только системное их использование позволяет обеспечить позитивную динамику качества, которая зависит от управления образованием

Система и механизм управления качеством образования в ОУ

Нельзя управление качеством сводить только к контролю качества. Оно включает, так же как любое управление, основные, функции: мотивация, организация, планирование, анализ и исследование качества. Наконец, это изменение сознания и мышления человека, позволяющее отказываться от старых схем понимания проблем, их оценок и подходов к решению.

Оценивать качество трудно, но без оценки качества невозможно им управлять. Для управления качеством нужны средства (инструменты) управления и измерение (оценка) качества. Необходимы система управления (специализированные звенья), мотивы управления (заинтересованность), цель и использование результата управления (осознание потребности и пользы от ее реализации). Слайд 17

-Для управления качеством образования целью является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, а, следовательно, и повышения его авторитета, укрепления статуса, стабилизации его будущего

В основе формирования системы управления, лежат функции, для реализации которых она и предназначена. Посредством функций осуществляется разделение и интеграция деятельности. Как и любому управлению, управлению качеством присущи основные и специфические функции.

Состав основных функций управления качеством образования отражает общий характер управленческой деятельности относительно объекта управления, коим является качество образования.

Существует семь основных функций управления: Слайд 18

1.Прогнозирование и планирование качества образования, предвидение тенденций его изменения.

2.Организация функционирования системы управления качеством образования, специализация функций, их распределение, закрепление и реализация.

3.Контроль качества образования по параметрам его потенциала, процесса и результата.

4.Регулирование качества, обеспечение соответствия и гармонии его характеристик. Слайд 19

5.Оценка качества, определение его уровня и возможностей повышения.

6.Исследование качества образования в области причин и истоков его формирования, критических факторов, ограничений, негативных влияний, приоритетов.

7.Мотивация обеспечения и повышения качества образования.

Методы управления качеством Слайд 20

представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются, в основном, административные, технологические, экономические и психологические методы.

осуществляется посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

технологический метод управления качеством

По существу все технологические методы можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества
Он представляет собой взаимосвязанный комплекс методов отслеживания качества на основе статистических данных:

— статистическое регулирование;
— статистический контроль;
— статистический анализ;
— статистическая оценка качества.

Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т. п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность.
Сущность психологического метода управления качеством

Психологические методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в педагогических коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.

Среди психологических методов следует отметить следующие:

— способы повышения ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена педагогического коллектива,

— формы морального стимулирования высокого качества результатов труда учителя;
— приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
— способы сохранения и развития традиций образовательного учреждения по обеспечению необходимого качества;
— приемы вовлечения членов коллектива управление качеством.

управление качеством невозможно без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Слайд 22

Чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики, тем более успешным может быть управление качеством образования. В свою очередь, управление зависит от его методологии и организации, которые характеризуют цели и методы их достижения, функции, полномочия и ответственность за качество образования.

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных учреждениях, муниципальных системах образования и республиканской системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных документах к качеству образования. Слайд 23

В основу системы оценки качества образования по­ложены принципы:

    объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; Слайд 24-25 реалистичности требований, норм и показателей качества образо­вания, их социальной и личностной значимости; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного применения); сопоставимости системы показателей с муниципальными, регио­нальными аналогами; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

Объектами системы оценки качества образования выступают:

    индивидуальные образовательные достижения обучающихся; профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; качество организации образовательного процесса; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; инновационная деятельность; комфортность обучения; доступность образования; сохранность контингента обучающихся; предпрофильная подготовка; организация питания; состояние здоровья обучающихся; воспитательная работа; финансовое обеспечение; открытость деятельности.

Чтобы грамотно и оперативно управлять качеством образования, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого необходима система мониторинга в управлении школой.

Использование методов управления, основанных на диагностике – необходимое условие повышения эффективности управления.

Одна из основных задач, стоящих перед коллективом школы – это совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи решает педагогический мониторинг.

Мониторинг(лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля, который позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *