в чем заключается инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
Особенности инвентаризации задолженностей
Дебиторская и кредиторская задолженности представляют собой, соответственно, имущество и финансовые обязательства организации. Согласно действующему Положению, регламентирующему ведение бухучета и отчетности, утвержденному приказом №34-н от 29-07-98 г. Минфина (п. 27), проведение инвентаризации расчетов – обязательная процедура при составлении годовой отчетности и в некоторых других случаях. Помимо обязательной, может проводиться и инвентаризация в порядке производственной, управленческой и иной необходимости по решению руководства.
Вопрос: В рамках инвентаризации была выявлена кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности — невостребованная сумма заработной платы. Каким образом необходимо учесть неудержанный НДФЛ с депонированной заработной платы в налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль?
Посмотреть ответ
Сроки инвентаризации расчетов и периодичность закрепляются в Учетной политике, в других нормативных актах организации согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации от Минфина, образца 1995 года (утверждены Приказом No 49 от 13-06-95 г.).
Вопрос: Списывается ли в расходах по налогу на прибыль как безнадежная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, выявленная при инвентаризации, если попытки связаться с должником не предпринимались?
Посмотреть ответ
Обязательная и добровольная инвентаризация задолженностей
Как уже было сказано выше, инвентаризация бывает двух видов.
Обязательная. Проводится в соответствии с Положением:
Чаще всего проводится обязательная инвентаризация задолженностей по итогам года с целью выявления безнадежных, просроченных долгов и внесения соответствующих корректировок в отчетность.
Внимание! За искажение учетных данных в НК РФ (ст. 120) и КоАП РФ (ст. 15.11) предусмотрены крупные штрафы.
Добровольная. Назначается по инициативе руководства, в соответствии с целесообразностью и характером работы организации. Может быть как сплошной, так и выборочной. Например, если процесс производства сопровождается активной закупкой ТМЦ, продажей готовой продукции, полуфабрикатов, то существует необходимость более часто проводить инвентаризацию задолженностей по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, чем это предусмотрено законом. В таком случае целесообразно назначить инвентаризацию раз в квартал, перед сдачей текущей отчетности, и закрепить этот порядок во внутренних нормативных документах.
Задолженности находят отражение на различных счетах расчетов. Анализировать дебетовые и кредитовые суммы следует исходя из логики отражения учетных данных, в разрезе договоров, аналитических сведений по отдельным контрагентам.
Дебиторская задолженность
Счета 76, 60, 62. Рассматривается сумма аванса поставщикам, подрядчикам, задолженности за продукцию покупателей, заказчиков, а также прочие суммы дебиторской задолженности контрагентов.
Счета 68,69. Анализируются переплаты в бюджет и фонды, по каждому налогу или сбору.
Счета 70, 71, 73. Начисления и выплаты по расчетам с персоналом, по компенсациям, подотчетным суммам, причины возникновения и объемы дебиторской задолженности. Она может, например, свидетельствовать о нарушениях при расчетах с уволенными работниками, подотчетными лицами.
Счет 75. Как правило, дебиторская задолженность выявляется в случаях невнесения либо неполного внесения взносов в уставный капитал со стороны учредителей.
Кредиторская задолженность
Счета 76, 60, 62. Задолженность организации перед поставщиками (подрядчиками) за поставки, авансы покупателей (заказчиков), иные задолженности перед контрагентами.
Счета 68,69. Задолженность по налогам, уплате обязательных сумм в Фонды.
Счета 70, 71, 73. Задолженность в части оплаты труда персонала, компенсационных выплат сотрудникам, перерасхода по авансовым отчетам отдельных подотчетных лиц.
Счета 66,67. Невыплаченные суммы по банковским кредитам и процентам по ним.
Счет 75. Не выплаченные учредителям дивиденды.
Последовательность проведения инвентаризации задолженностей
Законодательством и учетной практикой организаций различных форм собственности выработан порядок проведения инвентаризации расчетов, которого рекомендуется придерживаться. В этом случае вероятность ошибок, неточностей и потери рабочего времени сведется к минимуму. Рассмотрим порядок проведения:
Внимание! Инвентаризация, проводимая перед заполнением годовых учетных форм, должна быть отражена в этих формах за отчетный год. Сведения, полученные в результате инвентаризации по иным причинам, должны быть отражены в учетных данных периода ее завершения (см. п. 5.5 Методических указаний, приказ №49 от 13-06-95 г.).
Просроченные и безнадежные задолженности
По истечении сроков погашения той или иной задолженности она называется просроченной – дебиторской или кредиторской. Инвентаризация расчетов в этом случае выполняет важную функцию по выявлению таких сумм. Возможность истребования задолженности существует в течение 3-х лет с момента ее возникновения, после чего дебиторскую относят к внереализационным расходам, а кредиторскую – к доходам.
При этом если организация регулярно сверяется со своим должником, то этот факт прерывает срок давности, возвращая его в исходную точку и раз за разом отодвигая возможность включить дебиторскую задолженность в расходную часть расчета по налогу на прибыль по прошествии 3-х лет (см. разъяснения ФНС РФ в письме от 17-07-15 №СА-4-7/12693).
Безнадежным следует признать долг, если он:
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности (акт ИНВ-17)
Инвентаризация расчетов: порядок и сроки проведения инвентаризации
По общему правилу перед составлением итоговой бухгалтерской отчетности за год организация обязана провести инвентаризацию совокупных активов и обязательств (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), в частности расчетов с дебиторами и кредиторами.
Что нужно сделать до начала инвентаризации, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Кроме того, инвентаризация по решению руководителя может быть проведена и в иных случаях. Таким случаем, к примеру, может стать подготовка отчетности для потенциального инвестора либо совета директоров, на котором будут решаться стратегические вопросы развития фирмы.
При этом компании важно объективно представлять, на какие объемы задолженности к получению можно рассчитывать и в какой срок, а также каковы действительные объемы кредиторки предприятия перед контрагентами. Иными словами, требуется корректно провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.
Инвентаризация расчетов заключается в сверке величин, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, оценке обоснованности их отражения, а также проверке задолженности на предмет просроченности.
Инвентаризация расчетов проводится в сроки, определенные во внутреннем документе (п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
Как правильно провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Чтобы провести инвентаризацию расчетов, компания по общему правилу должна сформировать специальную инвентаризационную комиссию, функционирующую на постоянной основе (п. 2.2 Методических указаний). В такую комиссию могут входить сотрудники административных подразделений фирмы, бухгалтерии, а также иных департаментов (юридического, финансового и т.д.). По своему усмотрению компания вправе включить в состав комиссии сотрудников аудиторских структур (как внутренних, так и внешних).
Инвентаризация расчетов оформляется приказом руководителя (форма ИНВ-22), в котором, в частности, указываются основания для ее проведения, сроки, а также состав комиссии.
ВАЖНО! Если хотя бы один член комиссии не присутствует при непосредственном проведении инвентаризации, результаты такой проверки будут считаться недействительными (п. 2.3 Методических указаний).
После проведения сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и выявления актуальных масштабов задолженности компания должна корректно оформить результаты инвентаризации расчетов. Для этого в приложениях к Методическим указаниям предусмотрены унифицированные формы первичных документов.
Одной из таких форм (приложение 16) является акт инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами (форма ИНВ-17). Компании целесообразно оформить результаты проверки объемов задолженности именно этим актом.
Если инвентаризация расчетов проводится перед составлением годовой отчетности, то ее результаты нужно отразить в бухгалтерской отчетности за год. Если же инвентаризация расчетов проводится по другим основаниям, то ее результаты подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была она была завершена (п. 5.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 №49).
Инвентаризация дебиторской задолженности
Для того чтобы выявить действительные масштабы ДЗ организации, необходимо провести сверку расчетов по каждому должнику в разрезе отдельных договоров и оснований.
Традиционными для учета ДЗ являются счета, на которых отражаются расчеты с контрагентами (покупателями и поставщиками):
Величина выплаченных поставщикам или подрядчикам авансов
Когда нужно инвентаризовать дебиторскую задолженность
Периодичность проведения комплексной инвентаризации имущества и обязательств установлена ст. 2.1 Методических указаний по проведению инвентаризации (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49). Вместе с тем при определенных обстоятельствах может понадобиться инвентаризация отдельной составляющей активов предприятия — дебиторской задолженности (ДЗ). В качестве примеров таких обстоятельств можно привести следующие:
Формулу для расчета оборачиваемости ДЗ см. здесь.
Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно и какими документами зафиксировать списание дебиторской задолженности в налоговом учете:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Какие цели преследует инвентаризация ДЗ
Проведение инвентаризации ДЗ должно помочь решить такие задачи, как:
ВАЖНО! При проведении инвентаризации ДЗ анализируется дебетовое сальдо не только счета 62, но и прочих счетов, предназначенных для учета расчетов с контрагентами и персоналом: 60, 70, 71, 73.
Как провести анализ дебиторской задолженности, читайте в этом материале.
Подробнее о том, как отразить результаты инвентаризации, узнайте из статьи «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».
Когда дебиторская задолженность признается просроченной, узнайте здесь.
ВАЖНО! Помимо балансовых счетов при инвентаризации дебиторки должны быть охвачены и забалансовые счета. Счет 007 предназначен для учета списанных безнадежных долгов, по которым еще может появиться шанс что-то получить. При составлении общей картины по долгам данные по счету 007 тоже следует учитывать.
Что должно быть указано в приказе об инвентаризации дебиторской задолженности
В приказ об инвентаризации ДЗ в обязательном порядке включается информация:
ВАЖНО! Порядок проведения инвентаризации может быть включен в сам приказ, а может быть оформлен отдельным приложением к приказу.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для проведения инвентаризаций может быть создана постоянно действующая комиссия, члены которой привлекаются к проведению инвентаризаций на регулярной основе. В таком случае в приказе их можно поименно не перечислять, а сделать ссылку на отдельный приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии. Если же комиссия собирается разово, то в приказе следует перечислить должности и Ф. И. О. всех участвующих лиц.
Образец приказа о проведении инвентаризации дебиторки с назначением состава комиссии можно скачать на нашем сайте.
О том, как оформляются результаты инвентаризации задолженности, читайте в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».
Итоги
В отдельных случаях на предприятии требуется отдельно провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Подобная инвентаризация оформляется отдельным же приказом, составляемым по определенным правилам. Скачать форму приказа с примером заполнения можно на нашем сайте.
Ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности
Основы и принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности
Поэтому корректный учет дебиторской и кредиторской задолженности так же важен, как поиск источников роста для бизнеса. Недостаток внимания со стороны фирмы данному вопросу способен привести компанию, к примеру, к парадоксальной ситуации: компания успешно работает, у нее много заказов, но денежных средств в распоряжении у фирмы не хватает даже на выплату заработной платы. Объясняется парадокс слишком высокой ДЗ: выбранные контрагенты не хотят сразу оплачивать (а то и вовсе отказываются оплачивать) выполненную работу.
Чтобы избежать подобной ситуации, важно следовать несложным принципам управления и учета дебиторской и кредиторской задолженности:
Учет дебиторской задолженности
ДЗ относится к активам компании и учитывается в составе оборотных средств.
ДЗ в учете важно правильно классифицировать. В целях менеджмента организации и управления активами принято выделять краткосрочную (погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после ее возникновения) и долгосрочную (контрагент погасит такую задолженность не менее чем через год). Это в укрупненном виде. На практике же при ведении учета дебиторской и кредиторской задолженности ДЗ нередко объединяют в подгруппы согласно планируемому сроку погашения (к примеру, до месяца, 1-3 месяца и т.д.). Ведь когда в организации большие обороты и, следовательно, большое число контрагентов, заемщиков и кредиторов, важно четко представлять, на какой отрезок времени денежные средства «выпадут» из хозяйственного цикла предприятия.
Для целей налогообложения и составления бухгалтерской отчетности важна классификация ДЗ по критерию «сомнительности». В таком разрезе всю ДЗ принято делить на нормальную (срок погашения которой ещё не наступил), а также сомнительную (которая в установленный договором срок не была погашена либо с высокой вероятностью не будет погашена в такой срок; при этом отсутствует какое-либо обеспечение ДЗ).
Если нормальная ДЗ учитывается на счетах учета дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с общим порядком, то для сомнительной ДЗ есть один нюанс: под нее нужно сформировать резерв по сомнительным долгам (подп. 7 п. 1 ст. 265, 266 НК РФ). Размеры такого резерва зависят от того, сколько времени со дня уплаты по договору просрочил должник.
Если же должник так и не погасил задолженность перед организацией, то по истечении срока давности такая ДЗ подлежит списанию и, соответственно, включению в состав внереализационных расходов компании. При этом порядок списания ДЗ зависит от наличия у организации резерва по сомнительным долгам.
Два варианта учета НДС при списании дебиторской задолженности (для продавца и для покупателя) смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Учет кредиторской задолженности
КЗ отражает масштабы финансовых обязательств компании перед контрагентами по осуществленным бизнес-операциям, а также перед инвесторами и кредитными учреждениями за привлеченные источники финансирования. Кроме того, компания может иметь обязательства перед персоналом (по оплате труда и прочим основаниям, перед бюджетом и внебюджетными фондами и т.д.).
КЗ в учете дебиторской и кредиторской задолженности также принято классифицировать по ожидаемым срокам погашения. Если задолженность будет погашена в течение 12 месяцев, то ее относят к краткосрочным пассивам. Если же согласно условиям образования КЗ она должна быть погашена не менее чем через год, то такая задолженность учитывается в составе долгосрочных пассивов.
КЗ также может быть признана просроченной. В случае если со дня возникновения КЗ прошло более чем 3 года, при этом кредитор не предпринял надлежащих действий по ее выявлению и взысканию (например, не провел сверку взаиморасчетов), а компания-должник своими действиями не признала КЗ, то такая задолженность должна быть списана и включена в состав внереализационных доходов компании.
А, во-вторых, недостаток внимания к учету КЗ может привести к отсутствию у компании понимания динамики просроченной задолженности, что неизбежно вызовет споры с налоговыми органами при проверке и соответствующие доначисления.
Поэтому, чтобы избежать рисков как инвестиционной, так и налоговой природы, нужно своевременно проводить инвентаризацию и при необходимости списание как ДЗ, так и КЗ.
Нужно ли при списании кредиторской задолженности восстанавливать НДС и как быть с НДС при списании неотработанных авансов, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности
Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности организации ведут на соответствующих счетах.
Так, ДЗ покупателей, подрядчиков и поставщиков отражается по дебету счетов 60, 62, 76. Если у компании имеется ДЗ персонала, не связанная с зарплатой, то такая ДЗ учитывается на счетах 71 и 73.
К указанным счетам открываются соответствующие субсчета, на которых ДЗ детализируется отдельно по контрагентам и основаниям.
При составлении бухгалтерской отчетности совокупная величина ДЗ организации отражается по строке 1230 бухгалтерского баланса. При этом важно помнить, что величина краткосрочной ДЗ, которая является просроченной, должна быть уменьшена на величину резерва по сомнительным долгам в отношении такой ДЗ (т.е. кредитовое сальдо по сч. 63).
В ряде случаев (например, при составлении отчетности для потенциального инвестора или руководителя) целесообразно дать расшифровку строки 1230, детализировав ДЗ по контрагентам, а также в разрезе сроков погашения (просроченная или нет). Корректная детализация способна существенно повысить инвестиционную привлекательность компании.
Чтобы правильно отразить дебиторскую и кредиторскую задолженность в бухгалтерском балансе, воспользуйтесь Путеводителем от КонсультантПлюс. В нем описаны все возможные практические ситуации по ДЗ и КЗ. Бесплатный доступ к К+ можно получить онлайн.
КЗ в бухгалтерском учете отражается по кредиту счетов: 60, 62, 76 (КЗ перед поставщиками, покупателями), 66, 67 (полученные долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы), 68 (бюджет), 69 (социальное страхование), 70, 71, 73 (перед персоналом и подотчетными лицами).
В балансе КЗ в зависимости от срока планируемого погашения может быть отражена в разделе IV «Долгосрочные обязательства» либо в разделе V «Краткосрочные обязательства».
В целях налогообложения при ведении учета дебиторской и кредиторской задолженности важно не пропустить момент, когда задолженность с истекшим сроком давности должна быть списана, т.е. включена во внереализационные доходы и расходы. Напомним, что списать ДЗ и КЗ можно только через 3 года (ст. 195, 196 ГК РФ) со дня возникновения. При этом срок давности должен исчисляться отдельно по каждому основанию возникновения задолженности.
Поэтому важно корректно вести аналитику сроков погашения по тем субсчетам, на которых традиционно (для компании) ведется учет дебиторской и кредиторской задолженности.
Не следует также забывать и о том, что списание ДЗ и КЗ нужно надлежащим образом оформить документально. В частности, провести инвентаризацию, сформировать бухгалтерскую справку и оформить приказ о списании задолженности (п. 77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Итоги
Бухгалтерская служба каждой успешной компании должна уделять высокое внимание ведению корректного учета дебиторской и кредиторской задолженности.Ведь информация о том, какие активы (в денежном измерении) и в какой срок компания получит в свое распоряжение, играет важную роль в текущем и стратегическом планировании в организации. Кроме того, не следует забывать, какие объемы обязательств компании ещё только предстоит исполнить и в какой срок. Из корректного учета дебиторской и кредиторской задолженности складывается общая финансовая устойчивость компании на рынке, ее привлекательность для инвесторов. Поэтому важно своевременно отслеживать состояние ДЗ и КР, и если какая-либо задолженность попадет в состав просроченной, ее следует списать, не забыв при этом о правилах документального оформления операций по списанию.
Как провести инвентаризацию расчетов перед годовой отчетностью: порядок и бланки
Каждая организация обязана проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами перед составлением годовой отчетности. Напомним, как правильно провести процедуру, и какие документы потребуются.
Порядок проведения
Инвентаризацию расчетов проводят:
Порядок проведения инвентаризации по-прежнему регламентируют Методические указания, которые были утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее — Указания).
Согласно Указаниям годовую инвентаризацию проводят с 1 октября по 31 декабря. Конкретные даты руководитель предприятия утверждает в приказе о проведении инвентаризации.
В комиссию могут входить работники бухгалтерии, администрации, юридического отдела и других подразделений предприятия. Также руководство компании вправе включить в состав комиссии независимых аудиторов.
Раньше приказ об инвентаризации составляли по форме № ИНВ-22. С 2013 года применять унифицированные формы организации не обязаны, хотя на практике многие продолжают использовать привычные бланки.
После того, как будут тщательно сверены все расчеты с дебиторами и кредиторами, нужно оформить полученные результаты. Сначала составляют бухгалтерскую справку, в которую включают следующие сведения:
Можно использовать унифицированную справку — приложение к форме № ИНВ-17.
Акт составляют в двух экземплярах: один передают в бухгалтерию, а другой остается у инвентаризационной комиссии.
Если сверка расчетов проводится в рамках годовой инвентаризации, то ее результаты нужно отразить в годовой бухгалтерской отчетности. Если процедура проводится по иной причине — ее результаты отражают в учете и отчетности за тот месяц, в котором она была завершена (п. 5.5 Указаний).
Предмет проверки
В ходе инвентаризации проверяют дебетовые и кредитовые остатки по следующим счетам расчетов:
Если процедура проводится не в рамках годовой инвентаризации, то остатки по счетам могут быть проинспектированы выборочно — в зависимости от цели проверки.
Расчеты с покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами
В ходе инвентаризации комиссия проверяет расчеты по каждому поставщику, покупателю, подрядчику и т. д. В качестве документов, подтверждающих наличие задолженности, выступают договоры, первичные учетные документы, банковские выписки, решения суда и т. п.
Подключите электронный документооборот с контрагентами через Такском и обменивайтесь актами сверки, письмами и прочими документами, не выходя из офиса.
Комиссии предстоит оценить размер сомнительной и просроченной задолженности, определить, есть ли у компании потребность в формировании резерва по сомнительным долгам и в каком объеме.
Необходимо проинспектировать наличие задолженности перед банками, финансовыми учреждениями, иными заимодавцами. Проверяют договоры, графики внесения платежей, банковские выписки, бухгалтерские справки и т. д. Для корректного формирования отчетности важно оценить, какие суммы представляют собой краткосрочную, а какие — долгосрочную кредиторскую задолженность.
Проверка расчетов с учредителями включает выявление долгов:
Расчеты с бюджетом
Проверяется состояние расчетов по каждому налогу, взносу и прочим сборам в бюджет.
Документами, подтверждающими суммы задолженности или переплаты, выступают акты сверки расчетов или справки о состоянии расчетов с контролирующими органами: ИФНС, ФСС, ПФР.
Электронный сервис Онлайн-Спринтер — безлимитная отчетность во все контролирующие органы, сверка расчетов и обмен корреспонденцией.
Проводя сверку, важно выяснить причины появления не только задолженностей, но и переплат. Например, в ФСС можно просто переплатить взносы, а можно получить дебетовое сальдо по счету 69 за счет задолженности Фонда по возмещению расходов страхователю (несмотря на действующую систему прямых выплат, еще не все страхователи получили возмещение за прошлые годы).
Аналогична ситуация по НДС — у вас может быть или обычная переплата или налог к возмещению из бюджета.
Расчеты с работниками
Комиссия проверяет наличие задолженности перед персоналом организации. Выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, а также суммы и основания возникновения переплат сотрудникам.
Проверке подвергаются расчетно-платежные и платежные ведомости, кассовые ордера, больничные листы, записки-расчеты по отпускным, банковские выписки, заявления о предоставлении налоговых вычетов и т. д.
При проверке подотчетных сумм инспектируют авансовые отчеты подотчетных лиц: сроки, на которые были выданы средства, целевое использование выданных сумм, а также наличие первичных документов, подтверждающих расходы.