что автор хочет донести до читателя
Что нужно донести до читателя?
Уважаемые коллеги! Что, по вашему мнению, сегодня необходимо читателю? Что до него нужно донести в первую очередь?
18 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Цитата из Луркоморья, статья «Фэнтези»:
«Женское фэнтези — поджанр, пишущийся бабами для баб же. Зачастую сюжет о противостоянии Бобра и Осла отодвинут на второй план, а ведущее место оставлено для духовных терзаний главной героини в деле поиска ёбыря (зачёркнуто) Принца На Белом Коне».
Вот оно самое и надо. Вечная тема.
Игорь Казаков, Я поняла вас, Игорь, спасибо)
Идею. Которую перед этим надо потрудиться заложить в текст.
Анна Семироль, Да, согласна с вами)
Нон Конформист, ну да, и это верно)
Кшысь, Спасибо, сразу чувствуется читательский вкус)
Маргарита Искра Чижова, Да, я согласна с вами, что общество нуждается в нравственном и моральном взрослении)
Что автор тоже кушать хочет. Это главное.
Елена Светлая, спасибо)
Oleg Burganov, Спасибо, приму к сведению )
Я думаю, что все зависит от того, кем является автор и что его наполняет. Что человека наполняет, то и выносит он из своей души. Каждый человек в душе своей философ и многие годы тратит на поиски истины. Беда только в том, что истина у всех разная и потому кривотолки всякие вокруг нее. Но причем каждый считает свои убеждения верными и оценивает их как сокровища, которыми хочет поделиться с читателями. Но не каждому они могут оказаться по душе.
Арсений Гоцуляк, Спасибо, верно сказано)
Ничего. Директивы от партии нет. Читатель сам найдёт в тексте, что ему нужно, если у автора есть, что сказать.
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому
Алина Косова
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
Чем различаются тема и главная мысль текста?
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!
«Что хотел сказать автор» и что не так со спором вокруг литературы в школе
Многие ученики не любят литературу в школе за пресловутое «Что хотел сказать автор?», навязываемое пособиями и учителями. Детям не дают анализировать и размышлять самостоятельно. Или… слишком полагаются на самостоятельность и догадку детей. Где золотая середина? Рассуждает наш блогер Марина Балуева.
Недавно в соцсетях разгорелась жаркая дискуссия на тему преподавания литературы в школе. Триггером послужила статья известной поэтессы и школьной учительницы, где она сообщила, что в некоторых случаях считает необходимым, чтобы учитель изложил детям это пресловутое и загадочное «что хотел сказать автор».
Учительница аргументировала свою точку зрения: произведения, представленные в школьной программе, написаны для взрослых, значит, ученику средней школы в них может быть понятно не всё. Шестиклассник не всегда может понять Дубровского, которому по повести 23 года. У детей может недоставать жизненного опыта и филологического инструментария.
Перед этим она отметила, что дети хорошо воспринимают классическую литературу, если могут примерить жизнь и судьбу героев на себя. Учитель должен стремиться к тому, чтобы приблизить сюжет и характеры к детскому пониманию, но иногда это невозможно — в таком случае можно воспользоваться авторитетом и что-то изложить в формате лекции.
Сторонники прогрессивной педагогики осудили учительницу, объяснив, что такая позиция устарела, и подвергли сомнению её профессионализм. Потому что, по их мнению, современный учитель не должен рассказывать, что хотел сказать автор. Мысль автора дети должны научиться понимать самостоятельно.
Правда, комментаторы умалчивали, что согласно последнему слову педагогической науки и образовательных стандартов, ученик имеет право на собственный взгляд, если сможет его доказать. Поэтому позиция «Ромео и Джульетта — дураки, я так считаю» не прокатит. И не потому, что её не примет «авторитарный» учитель (пример взят из статьи), а потому, что утверждение бездоказательно.
К сожалению, доведение до абсурда любого тезиса продолжает оставаться мощным трендом, выдающим отсутствие критического мышления и привычку целиком полагаться на готовые лозунги, неважно, «устаревшие» или «прогрессивные». В советской школе понятие «мысль автора» было строго регламентировано в связи с идеологическими догмами. Делалось это с определенной целью: ни при каких обстоятельствах не дать ученикам увидеть в книге что-то, что не соответствует идеологическим установкам и политике партии.
Например, Онегин и Печорин должны оставаться «лишними людьми», то есть пострадавшими от царского режима, и ни в коем случае не свободными личностями, несущими ответственность за свою судьбу. Упразднение таких установок вместе с исчезновением идеологии понятно и логично. Что предложено взамен? Слово «свобода», о которой десятилетиями не имели понятия.
Значит ли это, что свобода бездоказательного «самовыражения» просто сменила «идеологически правильную» позицию? Почему никто не утверждает, что теорему по геометрии ученик должен доказать самостоятельно, в развитие свободной мысли? Почему доказательство теоремы преподносится учителем и в основном заучивается учениками, а убийство студентом в девятнадцатом веке ростовщицы и её сестры должно быть проанализировано в свободном полете без точных знаний: исторических, биографических, литературоведческих? Без анализа, логики и жизненного опыта?
С прискорбием сообщаю, что свобода самовыражения — это для методичек, лекций и учительских курсов
А в жестокой реальности — сотни готовых «аргументов», кратких содержаний и шаблонных образцов на сайтах подготовки к ЕГЭ. Потому что ЕГЭ есть, а концепции образования по-прежнему нет. Потому что есть полет педагогической фантазии и желание всех поучать «как надо», а есть ежедневный рутинный труд и практические задачи, которые зачастую не имеют ничего общего с благтими замыслами ученых-педагогов.
Приведу пример из собственной практики. Обсуждаем с учеником «Телеграмму» Паустовского. На всякий случай, кто не читал: пожилая женщина ждёт свою дочь, зовёт, скучает, но дочь, отвлекаемая делами, приезжает слишком поздно — к свежей могиле и пустому дому.
Ученик, рассуждая самостоятельно, приходит к выводу, что женщина сама виновата — ведь это она сама воспитала такую дочь. Я отвечаю, что, во-первых, в рассказе нет истории воспитания, там только о любви, о страхе смерти и последней просьбе. Во-вторых, какую «такую» дочь? Девушка не пьет, не курит, не бегает по барам-дискотекам. Наоборот, она занята делом большой общественной важности.
И тут мы заходим в тупик. Я понимаю, что ни жизненного опыта, ни знаний у моего ученика не хватит, чтобы пройти этот квест
Спасибо за то, что он хотя бы высказал своё мнение, а не тупо содрал с сайта по подготовке ЕГЭ, где дочь просто названа эгоисткой, и все дела. Но его размышлений не хватает. Приходится рассказать ему про жизнь в СССР:
И тут всё встало на свои места. И нет эгоистов и плохих воспитателей, а есть трагедия двух одиноких людей. Мне возразят: а как же Марлен Дитрих, знаменитая актриса, которая так прониклась шедевром Паустовского, что публично встала на колени перед писателем? Как же она смогла понять? А Марлен Дитрих часть жизни прожила в Германии, где тоже в эти времена был культ общественного и не в почете чувства. Кроме того, великие произведения искусства всегда имеют несколько планов восприятия. Внешний план, как правило, универсален.
Не надо быть носителем английского языка и знатоком средневековой юстиции, чтобы понять трагедию короля Лира. Это сюжет для всех времен и народов. Но если ознакомиться хотя бы коротко с особенностями престолонаследия во времена монархий, то фокус меняется и сюжет куда ближе к современным историям, когда пожилой человек отписывает недвижимость детям, и доживает в доме престарелых. Именно такое понимание и приближает детей к классике.
Грустно и дико слышать, что учителя может заменить искусственный интеллект. А ведь «цифровизация» и «искусственный интеллект» — это очередной поток трескучих фраз, который накрывает школу. Есть над чем поразмыслить.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Olga Bocharnikova
По тексту Д. Быкова «Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время — независимо друг от друга — Пушкиным и Белинским. » (ЕГЭ по русскому)
Какого человека можно назвать умным? Автор поднимает проблему определения черт умного человека.
В данном тексте Д. Л. Быков говорит о поступках главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он хочет показать, что эти поступки говорят о человеке. Журналист задумывается над вопросом: действительно ли Чацкий умен? Рассуждая об этом, Д. Л. Быков приводит две точки зрения: А. С. Пушкина и
Д. Л. Быков не разделяет точки зрения Пушкина и Белинского. Автор хочет донести до читателя мысль о том, что умный человек – не высокомерен, он не рассчитывает, кому и что говорить, а хочет лишь доказать свою точку зрения. Такой человек может влюбиться в девушку, которая ничего из себя не представляет, потому что сердцу не прикажешь. Автор также доказывает нам, что злой человек не может быть умным, так как им управляют негативные эмоции.
Я согласна с точкой зрения автора. Умным людям неинтересно, что о них говорят в обществе. Приведём пример из литературы. В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главного можно назвать умным человеком. Он образован, но не может найти себя в жизни. Главный герой влюбился в Татьяну Ларину, пытался добиться взаимности. Это неразумно, учитывая то, что она была замужем за другим. Но даже опытный человек не может расчётливо оценивать сложившуюся ситуацию.
Таким образом, умный человек увлечён философией и среди его черт нет места холодности и равнодушия.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.