в чем заключается господство аллаха
Таухид ар-рубубиййа (Единство Аллаха в Его господстве).
БисмиЛляхи Рахмаани Ррахиим.
Слово ар-рубубиййа – происходит от слова ар-Рабб (Господь). Лексическое значение этого слова воспитатель, помощник, исправляющий и т.д.
Значение этого слова в шариате – вера в то, что только Аллах является Господом всего и Ему принадлежит абсолютная власть, у Которого нет сотоварищей, Который является единственным создателем, Который управляет всей вселенной. А также вера в Его предопределение и единство Его сущности.
Всевышний Аллах сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров…». Аль-Фатиха, 1.
«Благословен Аллах, Господь миров!» Преграды, 54.
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь» Власть, 1.
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами». Корова, 29.
«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет» Скот, 1.
Эту составляющую или этот вид единобожия не оспаривали и многобожники, к которым был направлен Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Они в общих чертах признавали таухид ар-рубубийа.
Во многих аятах Корана в качестве довода против неверующих приводится их признание Господства Аллаха, которое естественным образом предполагает поклонение только Ему, поэтому в Коране неверующим задаются вопросы, целью которых является продемонстрировать, что они признают Единобожие в Господстве. Продемонстрировав это, Всевышний Аллах показывает также, что прямым следствием этого признания должно быть поклонение Ему Одному, поскольку Он Один достоин поклонения. И Всевышний Аллах жестко порицает людей за то, что они придают Ему сотоварищей притом, что они признают, что Он — единственный Господь. Ведь признающий, что Аллах — единственный Господь, обязан принять и то, что только Аллах достоин поклонения.
В качестве примера можно привести Слова Всевышнего Аллаха:
«Скажи: „Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?“ Они скажут: «Аллах» «И после их признания Всевышний Аллах осудил их и высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: „Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?“»Сура 10 «Йунус» (библ. Иона), аят 31.
Всевышний также сказал:
«Скажи: „Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?“ Они скажут: «Аллаху» «. И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: „Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?“ « потом сказал: „Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?“ Они скажут: «Аллах».И снова, как и в предыдущих аятах, Всевышний Аллах высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей:„Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?“ « потом сказал: „Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?“ Они скажут: «Аллах»». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: „До чего же вы обмануты!“»Сура 23 «Верующие», аяты 84-89.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: „Кто Господь небес и земли?“ Скажи: «Аллах».И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей:
„Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?“»Сура 13 «Гром», аят 16.
Всевышний также сказал:
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: „Аллах“» И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: „До чего же они отвращены от истины!“Сура 43 «Украшения», аят 87.
Всевышний Аллах сказал:
«Если ты спросишь их: „Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?“ — они непременно скажут: «Аллах»». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «До чего же они отвращены от истины!»Сура 29 «Паук», аят 61.
Всевышний Аллах сказал:
«…Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них». Ответ один — Тот, Кто способен сотворить небеса, землю и все, что упоминается вместе с ними, вне всяких сомнений, лучше неодушевленных предметов. И, уже с учетом их признания, Всевышний Аллах упрекнул их: «Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)»;
Потом Аллах сказал: «Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями».
И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого»; Потом Аллах сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?» И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» Всевышний Аллах сказал: «Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости?»
И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!»;
Всевышний также сказал: «Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли?» Вне всяких сомнений, ответ все тот же, и Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: „Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду“».Сура 27 «Муравьи», аяты 59-64.
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого?» Все тот же ответ: нет, нет среди этих сотоварищей и ложных объектов поклонения никого, кто способен был бы творить, даровать удел, оживлять и умерщвлять.
И Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!»Сура 30 «Римляне», аят 40.
Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает»Лукман, 25.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины!» Йунус, 31-32.
И подобных аятов в Коране много. Поэтому мы и сказали в другом месте: все вопросы, связанные с единобожием в Господстве — риторические, и под каждым таким вопросом подразумевается утверждение. В аятах мы видим, что вопрос задается с целью показать, что неверующие утверждают на этот вопрос положительно, то есть признают единобожие в Господстве. И за этим признанием неизменно следует порицание за то, что они не признают другой вид единобожия — единобожие в Божественности, поскольку признающий единобожия в Господстве должен неизбежно признавать и единобожие в Божественности. [Аш-Шанкыти. Адва аль-байан.]
Как видно из вышеприведенных аятов, данный вид единобожия не отрицали многобожники-арабы. Причиной этому является естественное состояние человека (фитра), сердце которого подвержено признанию единственности Господа.
Они подтверждают, что Аллах управляет всем, и что в Его руках владычество небес и земли. Этим мы понимаем, что подтверждения единственности Всевышнего Аллаха в господстве недостаточно, чтобы исповедание Ислама человеком было верным. Напротив, наряду с таухидом ар-рубубийа он должен подтверждать и то, что подразумевает эта составляющая единобожия. Он должен признать единственность Аллаха в поклонении (таухид аль-улюхийа) и поклоняться Одному лишь Аллаху.
«Фараон сказал: „О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня»». (сура «аль-Касас», аят 38).
Эти слова были произнесены из-за гордости, так как он знал, что не является Господом. Как сказал Всевышний Аллах: «Они отвергли их несправедливо и надменно». (сура «ан-Намль», аят 14)
А рассказывая о Мусе (Моисее), когда тот вёл диспут с Фараоном, Всевышний Аллах сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений».(сура «аль-Исра», аят 102).
Фараон верил в душе, что Господь – это Великий и Всемогущий Аллах.
Также таухид ар-рубубийа отвергался и язычниками (зороастийцами прим. пер.). Они утверждали, что у мира два творца – свет и тьма. Но наряду с этим, они не считали их равными. Они говорили, что свет – лучше тьмы; так как он творит добро, а тьма творит зло, и творящий добро лучше творящего зло. А также они говорили, что тьма не существует и не светит, а свет существует и светит. И он (свет) совершенен по своей сущности.
Слова о том, что многобожники подтверждали таухид ар-рубубийа, то есть верили в единственность господства Аллаха, не говорят о том, что они сделали это в полном смысле (или уверовали в это правильно – прим. пер.). Они подтверждали таухид ар-рубубийа вообще, как сказал об этом Всевышний Аллах в аятах, упомянутых выше. Однако у них были ошибки, которые портят единобожие. К примеру, они говорили, что дождь дают звёзды, что прорицатели и гадалки ведают о сокровенном знании. Есть и другие подобные примеры многобожия в таухид ар-рубубийа. Однако количество этих ошибок мало и ограничено, если сравнить с проявлением их многобожия в таухид аль-улюхийа (признание единственность Аллаха в его божественности) и в поклонении.
Поэтому, этот вид единобожия не приносит человеку пользы, если только он не сопровождается поклонением Одному лишь Аллаху, или иными словами, признанием Аллаха в качестве единственного объекта поклонения и отказа от поклонения кому-либо или чему-либо, наряду с Ним.
Как сказал Всевышний Аллах: «И большая часть их верует в Аллаха, придавая Ему сотоварищей». Сура 12 «Йусуф» (библ. Иосиф), аят 106.
Ат-Табари сказал, комментируя этот аят, что их вера заключается в их словах: «Аллах — наш Творец, и Он дарует нам удел, и Он умерщвляет нас». Однако при этом они придают Ему сотоварищей, поклоняясь кому-то или чему-то наряду с Ним. [Ат-Табари. Ат-Тафсир. Т. 7. С. 313.].
Катада сказал о том же аяте: «Кого бы из них ты ни встретил, он обязательно скажет тебе, что Аллах — его Господь, и именно Он сотворил его и дарует ему удел. И вместе с тем он придает Ему сотоварищей в поклонении».
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Второй курс по изучению Единобожия
Вера в Аллаха
Вера в Великого и Могучего Аллаха является самым первым и самым важным столпом веры (имана), он имеет главнейшее значение и служит фундаментом для всех остальных столпов, таких как вера в ангелов, в Божественные Книги, в Посланников, в Судный день и в предопределение с его добром и злом. Все они, являясь производными от веры в Аллаха, опираются на этот столп и строятся на нем.
Сутью веры в Великого и Могучего Аллаха является абсолютная убежденность сердца в следующем:
Эти три основных убеждения сердца, которые в совокупности составляют суть Единобожия — таухида, являются той самой основой, на которой зиждется вся вера.
Ислам – это религия чистого (абсолютного) единобожия, потому что она основывается на том, что Аллах управляет всем сущим и совершает Свои деяния один, без каких-либо сотоварищей и помощников, и на том, что Он один обладает божественной сущностью и божественными именами и качествами и не имеет Себе подобных, а также на том, что только Он один достоин обожествления и поклонения и не имеет Себе подобных.
Из всего вышесказанного становится понятно, что единобожие — таухид, с которым приходили пророки и посланники Аллаха включает в себя три составляющие:
Каждая из этих трех составляющих подтверждается многочисленными доказательствами из Корана и Сунны.
Коран полностью посвящен единобожию и говорит о его требованиях и обещанной за него награде, а также о многобожии, его приверженцах и уготованном для них воздаянии.
Эти три составляющие единобожия мусульманские богословы вывели из текстов Корана и Сунны. Тщательный и разносторонний анализ шариатских текстов позволил усвоить религиозную истину, суть которой кроется в том, что единобожие, которое требуется от рабов, – это вера в то, что Аллах является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. Кто не признает этого целиком, тот не является верующим.
Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийя)
Это убежденность сердцем в том, что только Аллах творит божественные деяния. К ним относятся сотворение, распределение удела, управление, оказание милости, царствование, придание облика, дарение и лишение, принесение пользы, причинение вреда, воскрешение, умерщвление, властное правление, предопределение и многие другие деяния, которые не совершает никто, кроме Аллаха.
Арабское слово «рубубийя» образуется от глагола «рабба», который означает «воспитывать». Производным его является также имя «рабб», означающий «господь», «господин». Господство — это атрибут Всевышнего и Всемогущего Аллаха. Таким образом, слово «руббубийя» образовано от имени «рабб», имеющим на языке арабов ряд значений, среди которых: «властелин», «господин, которому повинуются», «реформатор, исправляющий положение вещей».
Любой обладатель разума, который поразмышляет над частями света и над небом, над землей, которая устроена во вселенной, над звездами, планетами, солнцем и луной, над горами, деревьями, морями и реками на земле, над ночью и днем, которые окутывают их, и над абсолютным и всеобъемлющим порядком, который установлен во вселенной и которому подчинено все сущее, недвусмысленно поймет, что у вселенной есть Всемогущий и Всесильный Творец, Который создал ее и управляет ею. И чем глубже разумный человек размышляет над всеми этими созданиями, чем больше его ум занимают эти удивительные творения, тем яснее он понимает, что все это создано ради истины и с истиной, и что вселенная представляет собой свитки, в которых собраны знамения, и книги, в которой приводятся доводы и свидетельства, подтверждающие истинность всего, что Всевышний Аллах сообщил о Себе, и доказывающие Его единство.
Нам неизвестны факты отрицания этого вида единобожия представителями каких-либо религиозных общин, как неизвестны и какие-либо заявления о том, что мир сотворён двумя творцами, подобными друг другу по своим атрибутам и способными на одни и те же действия, ибо это невозможно по определению, к чему мы ещё вернёмся позднее.
Нет никаких сообщений также и о том, что кто-либо из людей утверждал, будто некто участвовал в процессе творения всего сущего наряду с Аллахом, или утверждал бы, что существует некто, обладающий такими же атрибутами, как и Аллах. Суть утверждений многобожников отражает их убеждённость в том, что любой из сотоварищей Аллаха, будь то ангел, пророк, планета или какой-нибудь идол, подвластен Аллаху. В одном из хадисов, приводимых в «Сахихе» Муслима и передаваемых со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что произнося слова тальбийи, многобожники из числа арабов говорили: ”Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, кроме того, кто подвластен Тебе, как подвластно Тебе и то, чем он владеет”. Что же касается посланника Аллаха, то он стал произносить то, что свидетельствует о чистом единобожии, говоря:
«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала, милость и власть — всё принадлежит Тебе, и нет у Тебя сотоварища!»
Аллах Всевышний поведал нам, что многобожники из числа арабов, к которым был направлен посланник Аллаха, в целом признавали Аллаха единственным Творцом, о чём упоминается во многих аятах Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ ﴾
«Если ты спросишь их: ”Кто сотворил небеса и землю?”-, то они, несомненно, ответят: ”Аллах”. Скажи им: ”Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура «Лукман», аят 25.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۖ فَأَنَّىٰ يُؤْفَكُونَ ﴾
«Если ты их спросишь: ”Кто создал небеса и землю и подчинил Своей власти солнце и луну?”, — то они непременно ответят: ”Аллах”. Но сколь же отвратились они!» Сура «Паук», аят 61.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ نَزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ۚ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ ۚ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ ﴾
«А если ты их спросишь: ”Кто низверг с неба воду и оживил ею землю, после того как она умерла?”, — они непременно ответят: ”Аллах”. Скажи: ”Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура «Паук», аят 63.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ قُلْ مَنْ يَرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّنْ يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَنْ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَنْ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ ۚ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ ﴾
«Спроси: ”Кто даёт вам удел с неба и земли?” Или: ”Кто властен над слухом и зрением? Кто извлекает живое из мёртвого и извлекает мёртвое из живого? Кто управляет всем?” И они ответят: ”Аллах”» Сура «Йунус», аят 31.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ قُلْ لِمَنِ الْأَرْضُ وَمَنْ فِيهَا إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ <84>سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ <85>قُلْ مَنْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ <86>سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ <87>قُلْ مَنْ بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَلَا يُجَارُ عَلَيْهِ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ <88>سَيَقُولُونَ لِلَّهِ ۚ قُلْ فَأَنَّىٰ تُسْحَرُونَ ﴾
«Спроси: ”Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если вы только знаете?” Они ответят: ”Аллаху”. Спроси: ”Неужели же вы не призадумаетесь?” Спроси: ”Кто Господь семи небес и Господь великого трона?” Они ответят: ”Они принадлежат Аллаху”. Спроси: ”Неужели же вы не устрашитесь?” Спроси: ”В чьей деснице власть надо всем сущим? Кто защищает и от кого нет зашиты, если только вы знаете?” Они ответят: ”Аллах”. Скажи: ”До чего же вы околдованы!”» Сура «Верующие», аяты 84-89.
Тем не менее некоторые люди считают, что есть вещи, сотворённые не Аллахом. Так, например, дуалисты-огнепоклонники считают, что не Аллах сотворил мрак, кадариты считают, что Аллах не является творцом действий животных, а некоторые многобожники из числа арабов и прочих народов считали, что их божества приносят им пользу или наносят вред сами по себе, а Аллах не творит этого.
В связи с существованием такого вида многобожия в Коране была показана его несостоятельность. Аллах Всевышний сказал:
﴿ مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِنْ وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَٰهٍ ۚ إِذًا لَذَهَبَ كُلُّ إِلَٰهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعْضُهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ ﴾
«Аллах не порождал сына, и нет наряду с Ним другого бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» Сура «Верующие», аят 91.
Слова Всевышнего в данном случае являются не чем иным как образцом умозрительного довода, суть которого состоит в отрицании возможности существования двух творцов, и разъяснением того, что Бог Истинный обязательно должен являться Творцом, обладающим способностью к действиям и могуществом, а если бы наряду с Ним существовал и какой-нибудь иной бог, обладающий такой же властью, то он был бы властителем отдельного творения и тоже отличался бы дееспособностью и могуществом. Однако совместное владение не устроило бы другого бога, который попытался бы подчинить себе сотоварища и управлять всем единолично, и если бы смог, то сделал это, а если нет, то отделился бы со своим творением, унеся его куда-нибудь прочь.
Таким образом, в случае существования двух творцов, неизбежным стало бы одно из двух:
Однако всё то, чему мы являемся свидетелями, противоречит самой мысли о возможности существования нескольких творцов, ибо упорядоченность и гармоничная взаимосвязь между собой всех составных частей творения — небес и земли, того, что вверху, и того, что внизу — указывают на то, что всем в мире управляет Единственный Бог, Великий и Всемогущий.
В чем заключается господство аллаха
Это твёрдая вера в существование Всевышнего Аллаха и признание Его Господства, Божественности и Его имён и качеств.
Теперь поговорим об этих четырёх составляющих подробнее.
Естественная природа, которой Аллах наделил человека (фитра).
Существование Всевышнего Аллаха человек признаёт инстинктивно и ему не приходится утруждать себя поисками доказательств Его существования. Поэтому большинство людей признают существование Аллаха, несмотря на различие вероисповеданий и убеждений.
Мы чувствуем в глубине наших сердец, что Он существует, и ищем у Него защиты в беде и горе, благодаря нашей естественной природе, которая верит в Него, и нашему инстинкту веры, который Аллах вложил в душу каждого человека, хотя некоторые люди пытаются заглушить его или просто игнорировать.
Мы постоянно слышим истории о том, как Аллах ответил на мольбу тех, кто взывал к Нему, даровал просящим то, о чём они просили Его, помог в беде тем, кто взывал к Нему о помощи, — словом, неопровержимых доказательств Его существования в нашем распоряжении достаточно.
Доказательства существования Аллаха слишком явны и многочисленны, чтобы вообще говорить о них и тем более пытаться упомянуть их все. Например:
Сам человек является одним из величайших доказательств существования Аллаха для тех, кто созерцает, размышляет и видит дарованные ему Аллахом благо разума, остроту чувств, гармоничность и совершенство его организма. Как сказал Всевышний: «…а также в вас самих. Неужели вы не видите?»
Смысл веры в Господство Всевышнего Аллаха.
Это признание и твёрдая вера в то, что Всевышний Аллах — Господь всего сущего, его Властелин, Творец и Дарующий удел, и что Он — Оживляющий и Умерщвляющий, Приносящий пользу и Наносящий вред, и Он распоряжается всем. В Его руках благо, и Он всё может, и нет у Него сотоварищей.
Таким образом, это признание того, что упомянутые действия совершаются только Аллахом. То есть, следует верить в то, что:
Только Аллах является Творцом всего, что есть во вселенной, и нет творца, кроме Него. Как сказал Всевышний: «Аллах — Творец всего сущего» (39:62).
Если же говорить о сотворении человека, то оно представляет собой переход из одного состояния в другое или собрание деталей, конструирование, и не является творением в буквальном смысле слова, то есть сотворением после небытия, из ничего, как не является оно и оживлением после смерти.
И Аллах дарует пропитание всему сущему, и нет иного дарующего удел, кроме Него. Как сказал Всевышний: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (11:6).
Он — Властелин всего, и нет властелина, кроме Него. Всевышний Аллах сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что на них» (5:120).
И Он распоряжается всем сущим, и нет иного распорядителя, кроме Него. Как сказал Всевышний: «Он управляет делами с неба до земли» (32:5).
Если же говорить о распоряжении человека своими делами, своей жизнью и её упорядочивании, то это распоряжение условное, ограниченное тем, что находится в его распоряжении и принадлежит ему и что он способен делать. И это распоряжение может оказаться как успешным, так и неудачным, тогда как распоряжение Всевышнего Творца охватывает всё, и из него нет никаких исключений, и оно обязательно исполняется, и ничто не способно помешать ему или отвратить его. Как сказал Всевышний: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54).
Арабы-язычники во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) признавали Господство Аллаха.
Неверующие современники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) признавали, что Аллах — Творец, Властелин, Распорядитель всего. Однако одного этого признания было недостаточно для того, чтобы ввести их в ислам. Как сказал Всевышний: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” — они непременно скажут: “Аллах”» (31:25).
Потому что тот, кто признаёт, что Аллах — Господь миров, то есть Творец и Властелин всего сущего, заботящийся о них и одаривающий их благами, обязан признавать и то, что только Аллах достоин поклонения, и поклоняться Ему одному, ибо нет у Него сотоварищей.
Как может человек признавать, что Аллах сотворил всё сущее и распоряжается вселенной и Он — Оживляющий и Умерщвляющий, а потом поклоняться кому-то другому? Это — величайшая несправедливость и тягчайший из грехов. Поэтому Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» (31:13).
Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какой из грехов является самым тяжким пред Аллахом?», он ответил: «Когда ты приравниваешь кого-то к Аллаху, притом что Он сотворил тебя» (Бухари, 4207; Муслим, 86).
Вера в Господство Аллаха приносит покой сердцу.
Вера в Господство приносит покой сердцу.
Если человек знает, что ни одно творение не способно уйти от предопределения Всевышнего Аллаха, потому что Он — их Властелин и распоряжается ими, как пожелает, согласно Своей мудрости, и Он сотворил их всех, и всё, кроме Аллаха, — Его слабые создания, нуждающиеся в своём Всевышнем Творце, и всё в Его руках, и нет творца, кроме Него, и нет дарующего удел, кроме Него, и нет распорядителя во вселенной, кроме Него Одного, и ни одна мельчайшая частица в мире не движется иначе как с Его позволения, и не останавливается иначе как по Его велению, — знание всего этого заставляет его привязываться сердцем к одному лишь Аллаху, обращаться с мольбами к Нему и нуждаться в Нём, уповать на Него во всех жизненных ситуациях и воспринимать всё происходящее с терпением, демонстрируя спокойствие, решимость и настойчивость, потому что сделав всё, что в его силах, для обретения желаемого, и обратившись к Аллаху с мольбой, он сделал всё, что должен был, и он спокойно и без зависти взирает на то, чем обладают другие, потому что в действительности всё в руках Аллаха — Он создаёт, что пожелает, и избирает.
Единобожие и поклонение Аллаху — это истинное значение свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха».
Смысл веры в Божественность Всевышнего Аллаха.
Это твёрдая вера в то, что только Всевышний Аллах достоин всех видов поклонения, очевидных и сокрытых, и мы должны обращать все виды поклонения только к Нему. Это, например, обращение с мольбами, страх, упование, испрашивание помощи в том, на что способен только Он, молитва, закят, пост. Нет никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний: «Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» (2:163).
Всевышний Аллах сообщил, что есть только один Бог. То есть объект поклонения один и нельзя иметь других, и нельзя поклоняться никому, кроме Него.
Важность веры в Божественность Всевышнего Аллаха.
Важность веры в Божественность Всевышнего Аллаха выражается в следующем:
Поклонение (‘ибада) — это собирательное название всех слов и дел, которые Аллах любит и одобряет и к которым Он побуждает людей. Сюда относятся как очевидные дела (молитва, закят, хадж), так и сокрытые (любовь к Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, страх перед Аллахом, упование на Аллаха, испрашивание у Него помощи и так далее).
Поклонение во всех жизненных сферах
Все действия, совершаемые с правильным намерением, считаются поклонением, за которое человека ждёт вознаграждение.
Поклонение включает все действия верующего, которые он совершает с намерением приближения к Всевышнему Аллаху. Поклонение в исламе не ограничивается известными ритуальными действиями — молитвой, постом и так далее, но включает все полезные действия, сопровождаемые благим, правильным намерением. Все эти действия превращаются в поклонение, за которое человек получает награду. Если мусульманин ест, пьёт или спит с намерением набраться сил для совершения угодного Всевышнему Аллаху, то он будет вознаграждён за это. Поэтому всю свою жизнь мусульманин проживает ради Аллаха. Он ест для того, чтобы набраться сил для совершения угодного Аллаху, и благодаря правильному намерению его действие превращается в поклонение. И он вступает в брак и исполняет супружеские обязанности ради того, чтобы удержать себя от запретного, и благодаря правильному намерению его действие превращается в поклонение. С таким же намерением он ведёт свою торговлю или исполняет служебные обязанности и зарабатывает на жизнь. И приобретение им знаний и дипломов, его исследования и изобретения — поклонение. И забота женщины о муже, детях и доме — поклонение. То же самое можно сказать обо всех полезных действиях мусульманина, к какой бы жизненной сфере они ни относились, если они совершаются с правильным, благим намерением.
Поклонение — цель сотворения всего сущего
Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Поистине, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (51:56–58).
Всевышний сообщил, что целью сотворения джиннов и людей является поклонение Аллаху. При этом Всевышний Аллах не нуждается в их поклонении. Напротив, это им нужно совершаемое ими поклонение, потому что они нуждаются во Всевышнем Аллахе.
Если человек забывает об этой цели и окунается в мирские наслаждения, не размышляя о том, для чего сотворил его Господь, он перестаёт отличаться от других живых существ на этой планете. Животные тоже едят и забавляются, хотя в мире вечном они не будут подвергнуты расчёту, в отличие от человека. Всевышний Аллах сказал: «А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь» (47:12). Они уподобляются животным в своих действиях и стремлениях, однако они получат воздаяние за это, потому что обладают разумом, посредством которого могут понимать и осознавать, в отличие от животных, у которых нет разума.
Непременные составляющие (рукн) поклонения:
Чтобы поклонение было действительным, необходима искренность перед Всевышним Аллахом и следование Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
Поклонение, которое Всевышний Аллах повелел совершать, имеет две важные составляющие.
Первая: полнота смирения и страха.
Вторая: полнота любви к Всевышнему.
Для поклонения, которое Аллах вменил в обязанность Своим рабам, необходимы полнота смирения, страха и любви, стремление и надежда на Него.
Таким образом, любовь, не сопровождаемая страхом и смирением, например любовь к еде, не является поклонением. Также страх, не сопровождаемый любовью, например страх перед хищным зверем или перед несправедливым правителем, не считается поклонением. А если действие сопровождается любовью и страхом, то оно становится поклонением. А поклонение должно посвящаться только Аллаху.
Необходимые условия поклонения
Чтобы поклонение было правильным и действительным, должны соблюдаться два условия :
Искренность, то есть посвящение поклонения одному лишь Аллаху.
Следование Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в поклонении.
Как сказал Всевышний: «О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая благое, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:112).
Слова «Кто покорит свой лик Аллаху» означают «претворяет в жизнь единобожие и посвящает поклонение только Аллаху».
А слова «совершая благое» означают «следуя Шариату Аллаха и тому, что пришло в Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».
Соответствие Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) требуется в действиях, которые сами по себе являются обрядами поклонения, к примеру, в молитве, посте, поминании Аллаха. Что же касается того, что становится поклонением благодаря соответствующему намерению — получить награду от Аллаха — например занятия спортом с намерением набраться силы для совершения угодного Аллаху и занятия торговлей с намерением содержать свою семью, то в них не требуется соответствие Сунне. Достаточно избегать противоречий Сунне и всего запретного.
Придавание Аллаху сотоварищей в поклонении (ширк)
Ширк бывает двух видов — великий и малый:
Пример такого ширка: человек обращается не к Аллаху с мольбой об исцелении или увеличении удела; или же он уповает не на Аллаха; или совершает земной поклон не Аллаху.
Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (40:60).
И Всевышний Аллах сказал: «Уповайте на Аллаха, если вы верующие» (5:23).
И Всевышний сказал: «Совершайте земные поклоны Аллаху и поклоняйтесь» (53:62).
Кто посвящает поклонение не Аллаху, тот придаёт Аллаху сотоварищей и является неверующим.
Пример: небольшая показуха, — когда человек иногда растягивает молитву напоказ людям или иногда повышает голос, читая Коран или поминая Аллаха, чтобы люди хвалили его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больше всего боюсь я для вас малого ширка». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что такое малый ширк?» Он сказал: «Совершение дел напоказ» (Ахмад, 23630).
Если же человек вообще совершает поклонение исключительно напоказ людям, и если бы не они, то он вообще не молился бы и не постился, то так поступают лицемеры. Это великий ширк, выводящий человека из ислама.
Является ли ширком обращение к людям с просьбами?
Ислам пришёл для освобождения человеческого разума от суеверий и манипуляций шарлатанов и освобождения его души от покорности кому бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха.
Не разрешается обращаться с мольбами к умершему или неодушевлённому предмету, и смирение перед ними категорически запрещено, ибо это суеверие и ширк.
Обращение к живому и присутствующему с просьбой о том, на что он способен, к примеру, о помощи или спасении, когда человек тонет, или о том, чтобы он обращался к Аллаху с мольбами за него, разрешается.