в чем заключается главное отличие реформированной системы обязательного пенсионного страхования
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.
ОПС в системе пенсионного обеспечения
Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.
В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.
Тариф, в свою очередь, разделяется на:
Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.
Страховая пенсия
Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:
Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.
В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.
Накопительная пенсия
Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).
Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.
Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.
Страховщики, страхователи и застрахованные лица
В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:
Права и обязанности
Страховщик имеет право:
В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.
Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.
Страхователи имеют право:
Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.
Застрахованные лица имеют право:
В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.
Регистрация страхователей в системе обязательного пенсионного страхования
Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.
Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.
Обязательное страховое обеспечение
Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:
Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.
Система индивидуального (персонифицированного) учета
Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.
На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:
ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.
В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.
Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование
Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).
Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.
Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:
Бюджет Пенсионного фонда России
Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:
Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.
Заключение
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.
Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС)
Как устроена система обязательного пенсионного страхования
Знаете ли вы, что каждый из нас на протяжении своей жизни напрямую может влиять на размер своей будущей пенсии? Для этого предусмотрены специальные механизмы, одним из которых является система обязательного пенсионного страхования. Ниже мы расскажем, что можно сделать уже сегодня, чтобы к старости получить достойную пенсию. Спойлер: много работать – не единственный путь.
Немного истории
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Обязательное пенсионное страхование: зачем оно нужно и как устроено
Нынешняя система обязательного пенсионного страхования (ОПС) регулируется законом от 15.12.2001 №167-ФЗ. Что такое ОПС? Согласно закону, обязательное пенсионное страхование – это система мер, при помощи которых формируются источники финансирования будущей пенсии каждого работающего гражданина России. Рассмотрим, как это выглядит на практике.
Основными участниками системы ОПС являются застрахованные, страхователи и страховщики. Каждый из нас является застрахованным лицом, за которое страхователи в лице работодателей перечисляют страховые взносы в счет будущей пенсии Пенсионному Фонду России. Перечисление взносов осуществляется с официальной заработной платы. Из них впоследствии формируется бюджет ПФР, из которого затем идет выплата пенсий.
Помимо ОПС существуют еще два вида пенсионного обеспечения:
Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться
Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.
Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.
КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.
СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.
Чтобы узнать о состоянии своего лицевого счета, нужно заказать выписку. Это можно сделать в ходе личного визита в отделение ПФР или МФЦ, а также на сайте ПФР. Чтобы получить доступ в «Личный кабинет» на сайте, достаточно:
Виды пенсий в системе ОПС
Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.
Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.
ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).
А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.
До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.
Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.
Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).
ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.
Как считаются взносы в ОПС
Все официально трудоустроенные граждане обязаны перечислять ежемесячные страховые взносы в счет будущей пенсии. За них это обычно делают их работодатели в размере 22% от заработной платы. Взносы поступают в ПФР, который затем пересчитывает деньги в пенсионные коэффициенты.
Если годовая зарплата работника не превышает 1 292 000 рублей (что соответствует максимальной ежемесячной зарплате в 107 666 руб. 67 коп.), работодатель отчисляет за него в ПФР 22% от этой суммы в виде страховых взносов. С части зарплаты, превышающей этот лимит, работодатель платит уже 10%. Это стимулирует повышать зарплаты работникам.
В чем заключается главное отличие реформированной системы обязательного пенсионного страхования
Позиция РСПП
по вопросу «О реформировании обязательного пенсионного страхования в России и предложениях Минфина России и Банка России по созданию добровольной накопительной системы пенсионного обеспечения (Концепция индивидуального пенсионного капитала)»
Утверждена Бюро Правления РСПП
протокол № 26 от 14 февраля 2017 года
Позиция РСПП
по вопросу «О реформировании обязательного пенсионного страхования в России
и предложениях Минфина России и Банка России по созданию
добровольной накопительной системы пенсионного обеспечения
(Концепция индивидуального пенсионного капитала)»
1. По мнению РСПП, несмотря на то, что российская пенсионная система неоднократно подвергалась реформированию, она требует дальнейшего совершенствования и соответствующего повышения эффективности.
Это связано с тем, что сохраняется уравнительный подход в пенсионной системе, продолжает расширяться и так значительная распределительная составляющая, в результате чего размеры формируемых пенсионных прав застрахованных лиц не соответствуют объемам перечисленных работодателями страховых взносов.
РСПП считает, что решение проблемы финансовой достаточности обязательной пенсионной системы исключительно за счёт роста фискальной нагрузки на бизнес без переоценки и модернизации собственно системы пенсионного страхования не имеет перспектив.
2. Тарифная политика в области обязательного пенсионного страхования, призванная обеспечить финансовую достаточность системы, не должна препятствовать развитию и модернизации экономики.
РСПП считает, что в целях развития экономики необходимо отказаться от роста страховых взносов, устанавливаемых для работодателей, а возможно, и предусмотреть их снижение.
За прошедшие годы произошло фактическое увеличение нагрузки на работодателей за счёт роста базы для начисления страховых взносов и введения дополнительных тарифов для финансирования досрочных пенсий по условиям труда.
Повышение нагрузки на фонд заработной платы является сдерживающим фактором на пути создания новых рабочих мест, косвенно поощряет работодателя платить заработную плату в «конверте» и в немалой степени способствует уходу бизнеса в и так значительный «серый» сектор экономики.
РСПП не раз отмечал, что необходимо ввести уплату страховых взносов непосредственно работниками, что позволит повысить их ответственность за своё пенсионное обеспечение. В этих целях предстоит определить принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством.
РСПП не поддерживает установление и дальнейшее расширение масштабов применения отраслевых льгот по тарифу страховых взносов на обязательное социальное страхование. В целях поддержки страхователей, уплачивающих страховые взносы по льготным тарифам, государству необходимо использовать не связанные с льготами по уплате страховых взносов в социальные страховые системы механизмы.
Кроме того, РСПП предлагает вернуться к обсуждению иных источников пополнения Пенсионного фонда. Дополнительными источниками средств для восполнения дефицита Пенсионного фонда могли бы стать доходы от приватизации или передача Пенсионному фонду в управление активов, принадлежащих государству, с перспективой последующей продажи.
3. РСПП поддерживает предложения по созданию различных систем добровольных пенсионных накоплений, предусматривающих наличие государственных гарантий и налоговых льгот.
Одновременно, РСПП выражает озабоченность по поводу дальнейшей судьбы накопительного компонента обязательного пенсионного страхования и считает необходимым сохранить обязательные отчисления на накопительную часть пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования до создания объективных экономических предпосылок для перехода на исключительно добровольные пенсионные накопления.
Сегодня с учётом современного положения российской экономики, а также доходов населения и его финансовой грамотности, наиболее эффективным может быть только обязательный порядок формирования пенсионных накоплений.
Вместе с тем, учитывая хроническую «заморозку» страховых отчислений на накопительную часть пенсии, существующие бюджетные ограничения РСПП считает необходимым публичное обсуждение альтернативных вариантов и предложений, направленных на развитие накопительной пенсионной системы страны. Одним из таких вариантов может быть предложенная Минфином России и Банком России «Концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК)» (далее Концепция).
При этом РСПП обращает внимание на то, что создание новой пенсионной инфраструктуры потребует существенных дополнительных разовых средств и последующих регулярных затрат, которые в текущей ситуации могли бы быть направлены на сохранение действующей системы накопительной части в обязательной пенсионной системе (ОПС).
Концепция только начинает обсуждаться экспертным и профессиональным сообществам. В результате такого обсуждения должны быть учтены интересы всех участников формирования новых пенсионных прав и накоплений граждан.
1) Концепция не дает должной и обоснованной оценки основных параметров предлагаемой накопительной пенсионной системы, таких как динамика вступления в программу участников, размеры пенсионных накоплений института, уровень коэффициента замещения заработка работника и других параметров.
2) Концепция не содержит понятной экономики системы и расчётов затрат на ее создание и администрирование. При наличии множества фондов финансовая и административная нагрузка на работодателя возрастает, сценарий с созданием специального центрального администратора и передачи ему части функций приведет к еще большему удорожанию системы, прямо или косвенно компенсируемому за счет пенсионных накоплений граждан.
3) В текущей версии Концепция не стимулирует работодателя к созданию и развитию пенсионной системы для своих работников. При этом предполагается, что работодатель активно участвует в системе: учитывает взносы работников, удерживает средства из заработной платы и перечисляет их в негосударственную пенсионную систему, формирует дополнительную отчетность и документацию, ведет информационно-разъяснительную работу в коллективе, а также осуществляет иные дополнительные функции, требующие финансовых затрат и трудовых ресурсов.
Однако программа как социальный продукт не может быть использована работодателем в качестве элемента социально-кадровой политики предприятия, не может быть включена в социальный пакет и т.д.
5) Не ясна правовая основа отношений работника и работодателя.
Концепция предусматривает включение работников в систему «по умолчанию» при его приеме на работу или вступлении закона в силу. В то же время выход работника из системы возможен только по его личному заявлению, направляемому работодателю или в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
По мнению РСПП, права работников должны быть максимально сохранены при его выходе из системы, прекращении или уменьшении размеров уплачиваемых взносов.
В целях сохранения прав граждан на отказ от участия в системе необходимо предусмотреть прозрачный порядок, который бы не создавал «надуманных» административных барьеров в виде сроков, уровней рассмотрения и объема предоставляемой информации при реализации работником своего права.
6) Концепция не дает представления о системе налоговых льгот для участников ИПК, ее структуре, стоимости, стимулирующем эффекте, а также сопоставлении с текущими затратами бюджета на накопительную часть пенсии и выпадающих доходов бюджетов, включая региональные.
РСПП считает, что указанные вопросы требуют детального финансово-экономического обоснования и анализа.
Реализация предложений Минфина России и Центрального банка России о ликвидации обязательной накопительной составляющей пенсионной системы и создании квазидобровольной накопительной пенсионной системы в условиях низких доходов работников и одного из самых низких в Европе минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) маловероятна.
4. По мнению РСПП, до сих пор отсутствуют цели и ориентиры развитя системы обязательного пенсионного страхования, а также согласованные социальными партнёрами объективные критерии оценки её эффективности.
Сегодня подготовка предложений зачастую проходит в закрытом режиме, без участия общества и социальных партнёров. Документы с предложениями министерств закрыты от экспертов, что недопустимо при выработке решений, касающихся каждого члена общества.
РСПП считает, что сегодня нужен комплексный подход к модернизации системы пенсионного страхования. При этом необходимо определить цели и параметры нового этапа её реформирования.
РСПП считает, что необходимо проводить политику по сближению российских норм в сфере пенсионного обеспечения с нормами базовых Конвенций Международной организации труда в данной области, и в первую очередь, законодательное закрепление понятной всем сторонам социального диалога методики определения коэффициента замещения в пенсионной системе.
5. Вопросы повышения пенсионного возраста необходимо активно обсуждать в обществе.
Учитывая мировой опыт, РСПП в принципиальном плане не возражает против повышения пенсионного возраста.
В то же время, по мнению РСПП, финансовый подход не должен лежать в основе параметров пенсионного возраста, а определение нового актуального пенсионного возраста должно быть научно обоснованным.
РСПП считает, что только увеличение пенсионного возраста не способно решить проблему сбалансированности пенсионной системы в долгосрочной перспективе. За счёт использования механизма увеличения пенсионного возраста не происходит сокращение накопленных пенсионных обязательств, а их исполнение отодвигается на более позднее время и в более увеличенных размерах.
Для продвижения этой новации РСПП считает необходимым:
— провести широкое общественное обсуждение проблемы, в том числе в экспертном сообществе;
— исключить из предмета рассмотрения на данном этапе вопросы пенсионного возраста для застрахованных лиц, уже получивших право на досрочное пенсионное обеспечение (сохранив для них действующие условия);
— при подготовке конкретного механизма поэтапного повышения пенсионного возраста рассмотреть введение «гибкого» пенсионного возраста с возможностью назначения пенсии ранее нормативного (повышенного) возраста с уменьшением размера пенсии.
6. Сегодня реформирование досрочных пенсий находится только в начальной стадии.
Необходимо пересмотреть условия выхода на досрочную пенсию, которые вводились в целях стимулирования занятости в определенных секторах экономики и территориях. Такое стимулирование должно реализовываться в иных формах, не носящих характера долгосрочных пенсионных обязательств. Кроме того, должна быть проведена переоценка оснований выплат досрочных пенсий с целью освобождения системы от оснований, потерявших свое социальное значение.
Необходимо приступить к реформированию досрочных пенсий по всем основаниям, предусмотренным пенсионным законодательством, включая досрочные пенсии за работу в отдельных территориях.
При этом реформирование досрочных пенсий необходимо синхронизировать с реформированием трудового законодательства в части оптимизации системы доплат, компенсаций, мер защиты временем, предоставляемых работникам за работу в особых условиях труда.
С 1 января 2017 года вступают в силу нормы законодательства, устанавливающие правовое регулирование деятельности по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. В частности, предусмотрена возможность создания работодателями системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения для работников, занятых на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда. Уплата взносов в рамках подобных систем, а также выплата досрочных пенсий будет осуществляться через негосударственные пенсионные фонды.
В целях финансового стимулирования работодателей к созданию программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, представляется целесообразным освобождать работодателей, уплачивающих взносы в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации за тех же работников и по тем же основаниям.
7. Минтруд России и Минфин России неоднократно рассматривают возможность приостановления выплаты страховой пенсии работающим пенсионерам при наличии у них годового заработка, превышающего определённый размер.
РСПП считает, что такой подход противоречит Конституции Российской Федерации, Конвенциям и Рекомендациям Международной организации труда.
В российском пенсионном законодательстве уже существует два дискриминационных механизма, предусматривающих снижение уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров.
Так, пенсионные права работающих пенсионеров формируются в пониженном размере по сравнению с остальными работниками, а индексация их пенсий не производится, в то время как страховые взносы уплачиваются за них в полном объёме.
РСПП считает необходимым отказаться от практики дискриминации работающих пенсионеров в пенсионной системе.
РСПП подчеркивает, что предложение ограничить пенсионные права работающих пенсионеров в зависимости от наличия работы содержит, как минимум, следующие риски для бизнеса и работников:
— у работодателей возникают проблемы с привлечением высококвалифицированных работников, прежде всего, в ведущих отраслях экономики;
— стимулируется расширение масштабов использования «серых» зарплатных схем;
— негативные социальные последствия для пенсионной системы, будут намного существеннее, чем любые выигрыши для федерального бюджета, усилится недоверие граждан к долговременным отношениям с государством, связанным с пенсионным обеспечением.
8. Организационно-правовая форма страховщиков.
Необходимо ввести новый механизм управления конкретными видами обязательного социального страхования, предполагающий реальное участие работодателей и представителей работников в установлении размеров страховых пособий и тарифа страхового взноса на конкретные виды обязательного социального страхования.