в чем заключается главная заслуга амбруаза паре
Из истории медицины. Жизнь замечательных врачей. Амбруаз Паре
Рожденный в 1510 года, Амбруаз Паре был прилежным и тихим ребенком. Его небогатые родители решили дать сыну «надежную» профессию, которая обеспечит юношу на всю жизнь. Так, еще отроком, он попал в подмастерья к цирюльнику. В то время цирюльники были по совместительству хирургами, поскольку Латеранский собор, созванный в 1215 году, запретил духовенству заниматься хирургией. Таким образом, врачи были отнесены к высшему сословию, а хирурги принадлежали низшей касте. Хирурги не имели права голоса в таких решениях, как проведение операции или назначение внутрь лекарств, всё решал врач, под присмотром которого проходили любые вмешательства и назначения.
Итак, Амбруаз Паре, поступив в обучение к цирюльнику, обучился и хирургической специальности. Классического медицинского образования в университете он не получил, постигая врачебную науку собственным прилежанием, усердием и устремленностью. Поступив в низшую медицинскую школу в Париже и увлеченно занимаясь, он обратил на себя внимание, и его взяли подмастерьем-цирюльником в известную парижскую больницу «Божий приют» Отель Дьё (Hotel-Dieu). Там, за недолгое время, он освоил оперативные вмешательства и стал виртуозным хирургом.
Еще несколько лет Паре прослужил в армии военным хирургом, где проявил свои лучшие врачебные качества. Сдав экзамен на «мастера цирюльника-хирурга», он остался в войсках и участвовал в нескольких военных походах. Немалое время уделяя изучению анатомии и преуспев в этой науке, вернулся в парижскую больницу, где он начинал свой путь, уже в качестве главного хирурга. Его имя становится широко известным, и вскоре сам король приглашает его на должность личного королевского хирурга.
Амбруаза Паре по праву называют основоположником хирургии. Его вклад трудно переоценить. Он был новатором в методе обработки пулевых ранений. До него раны заливали кипящим маслом, а ампутированные конечности окунали в кипящую смолу для обеззараживания и остановки кровотечения. Больные испытывали страшные мучения и часто умирали от болевого шока или инфицирования ран. Амбруаз Паре начал делать повязки, пропитанные смесью яичных желтков, розового и терпентинного масла (по другим данным – скипидаром). Результат был положительный, больные не мучились, и скоро прижигания ран каленым железом и расплавленным масло стали применять все реже. В 1545 году он издал книгу об огнестрельных ранениях, в которой доказывал, что они относятся к разряду ушибленных, а не отравленных пороховым веществом, как считалось раньше.
Кроме обеззараживания ран, великий врач открыл метод лигатуры – перевязки сосудов во время операций или ампутаций. Пинцетом сосуд вытягивался наружу и перевязывался льняной нитью при помощи особой иглы. При повторном кровотечении сосуд перевязывался вместе с окружающими тканями, а для сохранения артериальной стенки использовался матерчатый валик. Мелкие кровеносные сосуды Паре подвязывал непосредственно во время операции.
Паре совершил много открытий в ортопедии, разработав сложные ортопедические аппараты, искусственные конечности и методы вправления переломов. Именно он первым в медицине описал перелом шейки бедра. Пострадав сам от перелома «обеих костей левой ноги на 4 см выше сустава стопы», он полностью восстановил функциональность ноги и прошел в военных походах всю Францию. Среди заслуг великого врача стоит также упомянуть усовершенствование многих хирургических инструментов и изобретения новых. Он также занимался лечением женских болезней, а в акушерстве вернул из забытья «поворот на ножку», что спасало жизни и рожениц и младенцев.
Врачи с университетским образованием не могли не заметить набирающего известность и славу скромного провинциального хирурга. Делая упор на его необразованность, они высмеивали печатные работы самоучки, написанные на французском языке вместо общепринятой в медицине того времени латыни. Его коллеги по цеху возмущались грубостью описаний на французском языке и вульгарностью названий интимных мест. Тогда считалось кощунством использовать в «возвышенной» медицине простой язык. К тому же, это было посягательством на авторитет древних врачей и неуважением традиций. Естественным образом против Амбруаза ополчились университетские умы. А его приверженность протестантизму только усугубляла положение. Посыпались обвинения в чернокнижии.
Надо отметить, что разделение врачей и хирургов ни в коем случае не свидетельствует о необразованности последних. Напротив, практикующие хирурги зачастую были более образованны и напитаны знаниями, нежели их университетские коллеги-теоретики.
Как ни странно, но именно успехи Паре на врачебном поприще позволили назревающему конфликту сойти на нет. В конце концов, вклад Амбруаза в медицину был признан и оценен даже университетскими скептиками и недоброжелателями. Распространившаяся слава сделала его королевским хирургом. Амбруазу обязаны Генрих II, из которого он извлек остаток копья Монтгомери, а также герцог де Гиз, из головы которого он доставал копье, адмирал Де Колиньи, которого он оперировал накануне Варфоломеевской ночи.
Наряду со службой в королевском дворце, Амбруаз продолжал принимать пациентов из народа в больнице Отель Дьё, где он когда-то начинал свой путь. В народе отмечали его скромность. Когда вмешательство проходило удачно, он приговаривал: «Я его перевязал, а исцелил Господь».
Амбруаз во многом шел наперекор устоям и традициям. Но именно его практический опыт и страсть к познаниям, профессиональная любознательность и пытливый ум открыли дорогу к научным методам Нового времени, оставив позади средневековые предубеждения и схоластические домыслы.
Амбруаз Паре
Биография
Амбруаз Паре — французский основоположник методов современной медицины и военный хирург. Он был просветителем, автором нескольких книг и экспериментатором, чьи открытия используются по сей день, и сделал большой вклад в развитие науки.
Детство и юность
Точная дата рождения Амбруаза Паре неизвестна, предположительно, это был 1510 год. Родиной мальчика является Бур-Эрсан. Сын бедного ремесленника стал учеником цирюльника. Интерес к медицине появился у Амбруаза под впечатлением от операции по удалению камней Кало, свидетелем которой он стал.
Юноше повезло оказаться слушателем медицинской школы в Париже. Мечтая о карьере врача, Паре работал подмастерьем цирюльника в больнице Отель-Дьё. В 1536-м он стажировался в больнице и получил позицию военного хирурга в армии.
Личная жизнь
Письменные источники не сохранили информацию о том, были ли у Амбруаза Паре жена и дети. Личная жизнь хирурга остается под завесой тайны. Но врач оказался настолько популярным, что Александр Дюма – отец сделал медика второстепенным персонажем в романах «Королева Марго» и «Две Дианы», сохранив его имя в веках.
Медицина
Помогая раненым на полях, Паре заменил масло для прижигания на смесь из яичных желтков, терпентинного и розового масел. Он обработал раны и сделал перевязку, придя к выводу, что мази способствуют скорейшему заживлению в сравнении с альтернативными методами. Амбруаз помог вывести из практики болезненные приемы.
Окончив военную карьеру, Амбруаз поступил в Парижский университет. Профессионалы были скептически настроены по отношению к практику и его экспериментам. В 1545-м хирург написал книгу об исследованиях огнестрельных ран, но труд раскритиковали, так как языком повествования была не латынь, а французский.
Embed from Getty Images Амбруаз Паре делает операцию
Успехи медика привлекали критику и порождали врагов, но схоластические принципы медицины тех времен оказались повержены результатами работы хирурга. Он получил приглашение ко двору Генриха II и в 1552-м стал личным врачом короля.
Врач продолжал практиковать в Отель-Дьё. В 1562-м его назначили первым хирургом короля. Паре интересовался ортопедией, занимаясь переломами, вывихами и проектированием протезов. Он оказался изобретателем оборудования, используемого в лечении и восстановлении после травм. В числе достижений врача — использование лигатуры при ампутации рук и ног, новый принцип остановки кровотечения посредством оголения сосудов и их перевязки. Паре изобретал методы и инструменты, продолжал работать военным врачом и спасал пациентов.
Чертежи, описания и рекомендации, составленные автором, представляют собой собрание сочинений, которое освещает легкодоступные и парадоксальные выводы. Паре хотел быть терапевтом, интересовался природой заболеваний и объединял полученную информацию для последователей. Он не писал книг на латыни, делая таинство медицины доступным всем, кто умеет читать.
Смерть
Амбруаз Паре скончался в 1590 году в период военных действий во Франции. Последним пристанищем для врача стала церковь Сент-Андре-дез-Ар. Хирург прожил долгую и насыщенную жизнь, причина его смерти оказалась вполне естественной.
Победы и парадоксы Амбруаза Паре
Что мы знаем о медицине XVI столетия? По меткому выражению кого-то из современных историков, всё, что нужно было бы о ней знать, заключается в том, что «если жизнь больного не уносила болезнь, то его с особой жестокостью добивал своим лечением врач». Во многом это расхожее мнение справедливо, но именно в ту эпоху зарождалась медицина нового времени, ставшая залогом процветания цивилизации в последующие века. В центре преобразований оказался Амбруаз Паре — знаменитый исследователь, врач и королевский хирург, слава которого распространилась далеко за пределами его родной Франции. Сегодня о нем мы знаем из немногочисленных статей, посвященных истории медицины, сухих строк университетских учебников, да приключенческих романов. Тогда же… «Если уж сам Паре не мог помочь страдальцу, то дело его совсем плохо», — такая шла молва. Впрочем, история Амбруаза Паре полна воистину достойных литературы свершений, поворотов и парадоксов.
Служа времени, служим вечности.
Дитрих Бонхёффер,
немецкий пастор, участник антинацистского заговора
Случай о кипящем масле
Амбруазу Паре суждено было прожить долгую жизнь. Родившись в 1510 году близ Лаваля (что на северо-западе Франции) в семье бедного ремесленника, умер он в 1590 году в Париже, вдоволь поучаствовав во всяческих перипетиях нестабильной и богатой на события эпохи. Будучи вначале учеником цирюльника в Анжере, затем слушателем медицинской школы в Париже, в 1533 году молодой Паре попадает в качестве подмастерья-цирюльника в легендарный Отель-Дьё де Пари́ (Hôtel-Dieu de Paris — «Парижский Божий приют»), который в будущем станет для него вторым домом и оплотом практики и учения. Пусть читателя не смущает квалификация Паре как цирюльника, ведь в то время именно они — «низшая каста» медицинских работников — были главным звеном практической медицины, поскольку «грязное» дело хирургии было возложено именно на их плечи. Пробыв при знаменитой Парижской больнице три года (с 1533-го по 1536-й) и освоив основные навыки искусства хирургии того времени, Паре отправляется утверждать их в практике, каковая в достатке предоставлялась многочисленными войнами, тут и там вспыхивающими на просторах Европы. Именно с работой военным хирургом связан знаменитый случай о прижиганиях, который, быть может, стал поворотным в судьбе будущего мастера медицины. Произошло это в 1537 году, во время похода французов к Турину в Италию.
Войны, проходившие уже с активным применением пороха, породили необходимость врачевания огнестрельных ранений. Однако в связи со слабыми еще представлениями медицины тех лет о химии и физиологии, лечение ран по канонам «хирургического искусства» было весьма специфичным. Основу его составлял жестокий метод прижигания ран. Логика в подобной практике, конечно, была, поскольку прижигания способствовали минимальной дезинфекции раны и к тому же спаивали сосуды, что уменьшало кровотечения (способствовало гемостазу). Но основная мотивация, как ни странно, состояла в том, что огнестрельные раны считались… отравленными. Агентом же отравления, по мнению докторов, служили остатки ядовитой субстанции пороха, попадавшие в рану. Единственным надежным способом избавиться от этого яда было его «дожигание» прямо на месте. Порой для этого использовалось каленое железо, но чаще кипящее масло — страшное орудие, которым оперировали многие военные хирурги. Масло или маслянистый состав 1 заливались прямо в рану, причиняя больному невыносимые страдания, но именно так «было принято». С этим представлением о «принятом» впоследствии будет бороться Паре, но в тот день, о котором сейчас идет речь, он об этом еще не знал. Случай, простой случай — вот что помогло ему спасти многих потенциальных страдальцев от участи быть замученными подобным болезненным врачеванием.
Так простой и одновременно необычайно ценный опыт — опыт практикующего хирурга — сделал Паре приверженцем поиска, наблюдений и практики как главных своих советчиков и авторитетов, которым он безоговорочно доверял и с которыми знакомил учеников в своих книгах.
Мэтр врачевания вне медицины
Сообщество врачей в Париже считалось закрытым, и попасть в него было совсем нелегко. А главная его крепость — Парижский университет — доблестно и строго охраняла своих представителей от нападок. Именно с этим сообществом пришлось столкнуться Амбруазу Паре, когда он, на время окончив свою военную карьеру и став наконец «мастером цирюльником-хирургом», вернулся в столицу для продолжения обучения. Впрочем, война не оставит его, а он не оставит войну. Она будет предоставлять ему возможность для практики еще в течение долгих лет, и чем большим будет его опыт, тем крепче будут его познания и многочисленнее нововведения.
Стоит ли говорить, что у университетских умов со временем накопилось к Паре много претензий. Не имея врачебного диплома и не принося долженствующих клятв подчинения непререкаемым авторитетам, а лишь являясь хирургом-цеховиком, Паре принялся менять устоявшиеся практики. Такое не могло пройти незамеченным. И даже публикация его книги об огнестрельных ранениях сопровождалась громадным скандалом, ведь написана она была на французском, а не на латыни, как того требовала традиция. И уж что казалось совсем неприличным, рушила устоявшиеся представления. Меж тем практика, этот бессменный сподвижник и учитель Паре, подсказывала ему всё новые и новые способы облегчения участи пациентов. Так, одним из величайших достижений до сих пор считается применение лигатуры при ампутации конечностей. Обильные кровотечения при хирургических вмешательствах были настоящим бичом хирургов. Помогала лишь практика прижиганий и перекручиваний, которые мало кто мог перенести, или же перетягивание жгутом, что тоже не особенно решало проблему. Вместо этого Паре ввел в обиход метод изначального обнажения сосудов и их перевязку тонкой льняной нитью (лигатуру). Это означало прорыв в хирургии. Но вместе с тем добавило Паре и врагов. Ведь любой подобный успех бросал тень на коллег-хирургов и на университетских врачей. Припоминали многое: и «вульгарное обозначение интимных частей тела» (книги Паре продолжал писать на простом французском — на языке нации, понятном простым людям, как затем Галилей, Декарт и многие другие выдающиеся умы), и его приверженность протестантизму (Паре сознательно примкнул к реформатской вере); в конце концов, недюжинные успехи в таком деле, как медицина, в то время закономерно навлекали подозрения в чернокнижии, слухи об этом упорно циркулировали в народе. Конфликт был столь же неизбежен, сколь и необходим. И лишь невероятные успехи Паре в хирургии помогли этой «войне» закончиться компромиссом (а на самом деле победой Амбруаза Паре). Медленно, но верно практика и факты теснили средневековую схоластическую традицию в медицине, так же как потом они будут теснить ее и в естествознании.
Первый хирург короля
Жизнь Амбруаза Паре, вопреки поздним биографам и литераторам, была почти начисто лишена романтики и напоминала скорее кромешный ад, нежели дорогу свершений. Но Паре работал и изобретал новые методы, подходы и инструменты. Мирные дни сменялись военными походами, повсюду его ждали раненные, изувеченные, покалеченные другими людьми или самой жизнью пациенты. И так же, как множились его познания и изобретения, множилась его слава в Париже. Нетрудно догадаться, что в XVI веке человек, который мог излечить страдальца, ценился на вес золота, ведь подчас только от его желания и индивидуального опыта зависело то, будет ли страдалец жив и относительно здоров. Естественно, Паре, прослывший искуснейшим мастером своего дела и уже успевший проявить себя в военных кампаниях, был приглашен ко двору короля.
Впрочем, работа Паре при дворе нисколько не отменяла его практики в Отель-Дьё, где его пациентами становились самые обычные люди, к которым знаменитый хирург относился с тем же вниманием. Об этой его особенности тоже слагали легенды. Воистину талант Паре ценился наравне с талантом доброго военачальника, если не больше. Ведь командовать армией могли десятки подготовленных людей — эпоха предоставляла их в изрядном количестве. Паре же был лишь один. С 1 января 1562 года Паре официально именуется первым хирургом короля (Premier Сhirurgien du Roy). Именно этот значительнейший для того времени титул предваряет его многочисленные книги, дошедшие до наших дней. Эти книги раскрывают перед нами личность и заслуги Паре во всем их величии, разнообразии и парадоксальных противоречиях.
Когда познание рождает чудовищ
Призвание, признание и наследие
Паре умер в 1590 году, овеянный славой в бесславное для Парижа время — в те дни, когда в нем господствовал испанский гарнизон и страна была опустошена многолетней войной. Генрих Наваррский — будущий король мирной Франции — уже стоял на подступах к городу, а Амбруаз Паре нашел свой последний приют в церкви Сент-Андре-дез-Ар (Saint-André-des-Arts) — не так далеко от того самого Отель-Дьё, работе в котором была посвящена большая часть его жизни. Будучи в Париже и проходя мимо Отель-Дьё обычной своей дорогой от улицы Сен-Мишель к Лувру и дальше к кварталу Ле-Аль, я всегда вспоминал об Амбруазе Паре — человеке с удивительной судьбой, каковая выпадает на чью-либо долю лишь несколько раз за столетие, замечательном докторе, проложившем своим опытом дорогу для становления медицины Нового времени. А в голове вновь всплывала его любимая присказка: «Je le pansai, Dieu le guérit» 10 («Я его перевязал, а Господь исцелил»), которой он обычно заканчивал свои свидетельства об удачных вмешательствах в чью-либо судьбу.
Автор выражает глубокую признательность И. С. Дмитриеву и А. В. Ермолаеву за помощь в подготовке настоящего материала
Современные биографии Амбруаза Паре (на фр. языке)
Jean-Pierre Poirier. Ambroise Paré, Un urgentiste au XVI siècle. — Paris: Pygmalion, 2005.
Jean-Michel Delacomptée. Ambroise Paré: la main savante. — Paris: Gallimard, 2007.
Некоторые современные отечественные статьи, исследования и переводы
Балалыкин Д. А., Бергер Е. Е., Бородулин В. И. Медицина XVI века: Мифы историографии и зарождение науки. Часть I. // Главный врач: хозяйство и право. 2013. № 4. С. 46–51.
Балалыкин Д. А., Бергер Е. Е., Бородулин В. И. Медицина XVI века: Мифы историографии и зарождение науки. Часть II. // Главный врач: хозяйство и право. 2013. № 5. С. 47-51.
Бергер Е. Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) // Средние века. 2004. №65. С. 147–165.
Бергер Е. Е. Пронин А. В. Амбруаз Паре — выдающийся акушер XVI века // Акушерство и гинекология. 2005. № 3. С. 58–62.
Бергер Е. Е. Представления о яде в медицинской литературе XVI века // Средние века. 2008. № 69 (2). С. 155–173.
Бергер Е. Е. Введение к собранию сочинений (об отношении А. Паре к наследию античных авторов) // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2014. № 2. С. 278–287.
Бергер Е. Е. Особенности хирургического образования в средневековой Европе // История медицины. 2014. № 3. С. 112–118.
Кривушин И. В., Кривушина Е. С. Амбруаз Паре. Апология и путешествия. Путешествие в Мец // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. 2005. № 5. С. 320–327.
Паре А. О создании и превосходстве медицины и хирургии (пер. со ст. фр. Е. Е. Бергер) // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2014. № 2. С. 288–298.
Солл Д. Политика лечения тела: Французские королевские врачи, история и рождение нации (1560–1634) (пер. с англ. Е. Е. Бергер). // Средние века. 2008. № 69 (2). С. 128–154.
Некоторые книги Амбруаза Паре XVI века в открытом доступе
Briefve collection de l’administration anatomique, avec la maniere de cojoindre les os, et d’extraire les enfans tat mors que vivans du ventre de la mere, lors que nature de foy de peult venir a son effect (1550)
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8626181r/f7.image
La maniere de traicter les playes faictes tant par hacquebutes, que par flèches, & les accidentz d’icelles, come fractures & caries des os, gangrene & mortification, avec les pourtraictz des instrumentz nécessaires pour leur curation (1552)
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k53824x
Dix livres de la chirurgie: avec le magasin des instrumens nécessaires à icelle (1564)
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k53751j
Deux livres de chirurgie, de la génération de l’homme, & manière d’extraire les enfans hors du ventre de la mère, ensemble ce qu’il faut faire pour la faire mieux, & plus tost accoucher, avec la cure de plusieurs maladies qui luy peuvent survenir (1573)
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k53958h
Discours d’Ambroise Paré: à savoir, De la mumie, De la licorne, Des venins, De la peste. Avec une table des plus notables matières contenues esdits discours (1582)
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k54386b
1 Например, в рецепте Джованни де Виго, на который в своих воспоминаниях ссылается Паре, для прижигания (cauteriser) огнестрельных ранений предлагалось использовать кипящее самбуковое масло (huyle de sambuc) с примесью териака (theriaque) — легендарного античного и средневекового многокомпонентного противоядия.
2 Этот случай Паре описал в своей книге «Apologie et Traicté contenant les Voyages faits en divers lieux» (гл. «Le voyage de Thurin») (1585), в которой он рассказывает о своей бытности военным хирургом в период с 1536 по 1569 год (подробнее см., например: www.bartleby.com/38/2/ (англ. перевод)).
3 «Methode de traiter les plaies faites par les arquebuts etautres bastons à feu, et celles qui sont faites par la poudre à canon» (1545).
4 Это выделение хирургии из медицины своими корнями восходит еще ко временам IV Латеранского собора 1215 года, запретившего духовенству заниматься ей на том основании, что христианская вера запрещает ему пролитие крови. С тех пор все подобные манипуляции перешли в руки хирургов-ремесленников, среди которых, впрочем, тоже имелась своя строгая субординация.
Важно понимать, что, несмотря на разделение и конфронтацию в отношениях врачей и хирургов, последним ни в коем случае не следует отказывать в образованности. Наоборот, знакомство хирургов с анатомией, утверждаемое практикой, делало их подготовку (с нашей точки зрения) порой даже более глубокой, чем у университетских врачей (подробнее об этом см., напр.: Бергер Е. Е. Особенности хирургического образования в средневековой Европе // История медицины. 2014. № 3. С. 112–118)
5 По распространенной легенде, Карл IX оправдывал спасение Паре словами о том, что «глупо было бы отнимать жизнь у протестанта, который может спасти жизнь многим католикам».
6 Цит. по: Мандру Р. Франция Раннего нового времени 1500–1640. Эссе по исторической психологии. М.: Территория будущего, 2010. С. 229. (см. также: Paré A. Discours d’Ambroise Paré: à savoir, De la mumie, De la licorne, Des venins, De la peste. Avec une table des plus notables matières contenues esdits discours, 1582. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k54386b)
8 «Des monstres et prodiges» (1573).
9 Подробнее о содержании этого трактата Паре см. в статье Бергер Е. Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) // Средние века. 2004. № 65. С. 147–165.
10 Старофр. «Ie le penfay, et Dieu le guerit».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Военный хирург Амбруаз Парэ и его вклад в медицинскую науку
Итогом исследований стало мнение о том, что пулевые ранения, получаемые от нового типа вооружений, имеют более тяжкие последствия по двум главным причинам: отравление прилегающих тканей пулевым свинцом и пороховой сажей, и их воспаление от попадания в рану кусочков одежды или доспеха. Исходя из этого, врачи конца XV — начала XVI века стали рекомендовать как можно быстрее нейтрализовать «пулевую отраву». Если была возможность, рекомендовалось постараться поскорее вынуть пулю и очистить рану от посторонних, попавших туда материалов, а потом залить в рану кипящую масляную смесь. Если же таковой возможности нет или пуля не выходит, то рекомендовалось просто сразу залить раскалённым маслом пулевую рану для нейтрализации «ядовитого» действия посторонних материалов, попавших туда.
Да, сейчас это кажется нам, живущим спустя 500 лет, в эру антибиотиков и лазерных скальпелей, грубым и варварским методом, но для начала XVI века подобная методика позволяла сохранить жизнь хотя бы немногим раненым, т.к. если с пулевыми ранениями тогда не делали вообще ничего, то это почти всегда гарантировало гибель солдата.
Рецепты «противопулевой» масляной смеси предлагались различные, но так или иначе у каждой палатки военно-полевого «цирюльника», «цирюльника-хирурга» или «хирурга с дипломом» горел костёр, на котором кипятилось «целебное» масло, заливавшееся в огнестрельные раны.
Некий Амбруаз Парэ, увлечённый хирургией молодой «цирюльник-хирург», добровольно присоединившийся к французской армии, вторгшейся тогда в Пьемонт, побывал в ряде сражений и близко познакомился с их ужасными последствиями, когда обходил поля боевых действий и пытался спасать раненых. Для него, как человека, имевшего несомненное призвание к медицине, и одновременно гуманистические и в высшей степени человеколюбивые взгляды, это стало поворотным моментом.
Однажды, в ходе осады Милана в 1536 году, как он сам позже вспоминал об этом, он нашёл нескольких тяжелораненых, которые были в сознании, и, объявив себя врачом, спросил, не может ли он как-то им помочь? Однако они отвергли его предложение, заявив о том, что якобы нет смысла лечить их раны, и попросили просто прикончить их. А. Парэ ответил на такую просьбу отказом, но как раз в это время к ним подошёл кто-то из их однополчан и после краткого разговора с ранеными зарезал их всех. Находившийся в шоке от увиденного французский хирург набросился с ругательствами на «столь равнодушно-хладнокровного к своим братьям-христианам злодея», но тот просто ответил, что, «если бы я оказался в их положении, то я бы точно так же молил Бога о том, чтобы кто-то сделал подобное для меня…» После этого случая молодой «цирюльник-хирург» решил посвятить свою жизнь спасению раненых, улучшению ухода за ними и развитию медицины как таковой.
Амбруаз Паре родился около 1517 года в городке Лаваль в Бретани, на территории северо-западной Франции, в семье небогатого мастера, изготавливавшего сундуки и иные предметы мебели. Однажды, вместе со своим старшим братом, он стал свидетелем удивительной и успешной операции, когда прибывший из Парижа «цирюльник-хирург» Николай Кало удалил камни из мочевого пузыря пациента. С этого момента молодой бретонец стал мечтать не о ремесле «брадобрея», но о карьере хирурга – стать не просто «цирюльником» (которые в то время исполняли обязанности не только брадобреев, но скорее «народных фельдшеров», т.е. могли поставить банки, пиявки или сделать кровопускание), но хотя бы «цирюльником-хирургом» (т.е. производить зондирование, тампонады, некоторые базовые операции, а иногда и весьма сложные, например такие, как камнесечение). О том, чтобы стать дипломированным «доктором» с дипломом Парижского университета или хотя бы дипломированным «хирургом — мастером ланцета» бедный юноша из глухой провинции не мог тогда даже и мечтать…
Для исполнения этой мечты Амбруаз Парэ вместе с братом отправился в столицу Франции, где оба поступили в низшую медицинскую школу. Вскоре там братья зарекомендовали себя как «подающие надежды» и были направлены на стажировку в старейший парижский госпиталь – «Божий приют», «Отель-Дье». Несколько лет Паре обучается там, параллельно с операциями зарабатывая на жизнь брадобритием, но проводя во всё большим числе операции тем беднякам, которые в них нуждались (причём теми же бритвами, которыми и брил посетителей, лишь изредка промывая их в воде или прокаливая на огне, что было общепринятой нормой в ту эпоху, когда до открытия мира бактерий оставалось ещё 200 лет).
И, наработав определённую квалификацию, он получил сертификат «цирюльника-хирурга» и присоединился к формировавшейся армии с целью помогать раненым солдатами, о чём мы уже упоминали. Вскоре после упомянутого выше эпизода, где он стал свидетелем убийства «из милости» раненых солдат, которых, по его мнению, можно было бы попытаться спасти, случилось второе событие, повлиявшее на европейскую медицинскую науку в дальнейшем.
После одного из сражений, в ходе осады небольшого замка Суса в 1537 году, Парэ лечил получивших огнестрельные раны традиционным методом : в отверстие, пробитое пулей, втискивалось горлышко воронки, и туда заливалось кипящее бузинное масло с добавлением иных компонентов. Раненые корчились от боли, причиняемой раной, и от боли ожога, а молодой лекарь – от осознания того, что причиняет им боль, но не может никак помочь иначе.
Однако на этот раз раненых было очень много, а бузинного масла оказалось очень мало. И хотя А. Парэ исчерпал возможности лечить так, как предписывали светила официальной медицины того периода, но решил не оставлять же без помощи всё прибывавших и прибывавших к нему раненых. В сложившихся обстоятельствах молодой французский хирург решает попробовать для лечения огнестрельных ранений не кипящее масло, а холодную собственного изготовления смесь на основе яичного белка, розового и терпантинового масел (а иногда и скипидара). Рецепт этой смеси, как он говорил впоследствии для большей серьёзности, якобы вычитал в одной позднеантичной книге, однако с учётом того, что он не знал латинского языка, в это весьма трудно поверить, и скорее всего он сам придумал её.
К вечеру, обработав своим «бальзамом» всех оставшихся раненых, «цирюльник-хирург» ушёл спать, однако, вспоминал он, ночью его мучил кошмар, где раненые, которым не хватило масляной смеси, умирали в муках. С рассветом он бросился осматривать своих пациентов в лазаретную палатку, однако результат его сильно удивил. Многие из тех, кто получил лечение кипящим маслом бузины, находились в агонии; точно так же, как и те, кого привели слишком поздно, когда он уже, полностью истощив и силы, и лекарства, ушёл спать. А практически все из тех его пациентов, кто получил лечение холодным «бальзамом» его собственного изготовления, имели относительно хорошее состояние и спокойные раны.
После этого молодой французский «цирюльник» всё реже использовал кипящее бузинное масло для лечения огнестрельных ран, и всё чаще применяя свой «бальзам», отчего результат становился всё лучше и лучше. И данной практикой он доказал, что кипящее «противоядие» чаще причиняет вред, чем пользу, и существует менее травматическое и более эффективное лечение.
Одновременно с этим Амбруаз Парэ предложил новый способ остановки кровотечений, который оказался выходом из тупика, в который зашла к тому времени хирургия в этом практическом вопросе, и которым во многом современные хирурги пользуются до сих пор. Дело в том, что до открытия А. Парэ то, что знали и применяли хирурги для остановки кровотечений, причиняло раненым дополнительные мучения и не гарантировало сохранение их жизни.
В то время, если при ранении или ампутации повреждался крупный сосуд, то для остановки крови использовалось прижигание ран раскалённым железом. Если же (в случае очень обильных повреждений или обширного поля иссечения при ампутации) это не помогало, то культю на краткий момент окунали в котелок с кипящей смолой. Кровотечение, даже из главных артерий, при этом останавливалось, и происходила своеобразная герметизация раны, но иногда впоследствии обожженные кости и ткани под слоем смолы начинали гнить, и больной умирал от заражения крови или гангрены.
То, что предложил Парэ, было так же просто и гуманно, как и марлевые повязки с бальзамом вместо раскалённого масла, — он предложил перевязывать кровеносные сосуды обыкновенной крепкой нитью. Великий бретонский хирург предложил вытаскивать из раны перерезанную артерию пинцетом или небольшими щипчиками и не прижигать, а всего лишь крепко перевязывать её. При ампутациях он рекомендовал заранее предупреждать кровотечение : по его мнению, необходимо было сначала обнажить артерию выше места ампутации, крепко перевязать её, а потом уже ампутировать конечность; с мелкими же сосудами можно было справиться и в самой ране.
Поистине, всё гениальное просто! Этим решением Парэ вывел хирургию из тупика. С тех пор уже более 500 лет перевязка сосудов – главный метод борьбы с кровотечениями при операциях. Несмотря на то, что в наш век производятся операции на мозге, делаются операции на сердце, а микрохирургия глаза достигла небывалых высот, «нитка Парэ» всё равно остаётся до сих пор среди базового инструментария хирурга (правда, в чём-то медицина XXI века вернулась к средневековым стандартам, но с использованием новейших технических достижений – так перевязывание сосудов в настоящее время всё больше уступает свои позиции электро-плазменной коагуляции, т.е. тому же прижиганию).
Однако предложенный им новый метод лечения с использованием не раскалённого масла, а прохладного бальзама долгое время не получал признания даже у врачей, практиковавших вместе с ним в действовавшей в Пьемонте французской армии, и видевших своими глазами кардинально иные, полученные им, результаты. И только с годами «сила медицинской традиции» стала уступать перед натиском научного открытия…
По окончании войны в 1539 году армия, в которой он служил, была расформирована и А. Парэ, таким образом демобилизовавшись, снова стал лечить людей в Париже. При этом скопленные на военной службе средства и огромная военно-полевая практика позволяют ему отказаться от ремесла собственно «цирюльника» и начать подлинно-научную и широкую публицистическую работу. Сразу по возвращении в 1539 году он успешно сдаёт квалификационный экзамен и наконец получает диплом профессионального хирурга, становясь уже не простым «лекарем-цирюльником» (тогда нечто вроде современного медбрата или фельдшера), а «хирургом-цирюльником» (примерно соответствует современному студенту высших курсов медицинского вуза) и возвращается к хирургической практике в хорошо знакомом ему парижском «Божьем приюте».
Но вскоре, после недолгого перерыва, Итальянские войны возобновились с новой силой – началась очередная Франко-габсбургская война 1542-1546 гг., и Парэ вновь добровольно присоединился к французской армии, решив, что на фронте будет огромное число лиц, которые будут остро нуждаться именно в его помощи. Снова на его долю выпадают бесконечные походы, многие осады и сражения, снова сотни и тысячи раненых, которых он оперирует, всё больше совершенствуя своё искусство, изобретая всё новые методы извлечения пуль, проведения ампутаций и т.д.
Но главное, он, в отличие от многих своих коллег, ведёт записи, анализирует последствия применения различных хирургических и восстановительных методик, и работает над книгами, которые вскоре выйдут из-под его пера. И ещё не кончилась вторая война, в которой он принимал личное участие, как в 1545 году он передаёт для печати одному знакомому издателю своё первый капитальный труд, который получает название «Способы лечения огнестрельных ран, а также ран, нанесённых стрелами, копьями и иным оружием».
Эта книга, в которой Амбруаз Парэ обобщил свой 5-летний опыт военно-полевого хирурга и многолетний опыт практикующего врача парижского госпиталя, была написана очень хорошим языком, по-французски (т.к. он не знал латыни), и стала первым европейским учебником по военно-полевой хирургии, при этом общедоступным для всех врачей, а не только для элиты медицинского сообщества. Первое издание этой работы вышло сразу, в 1545 году, и завоевало широкую популярность, которой ни автор, ни издатель от этой книги не ожидали. Эта книга имела столь бешеный успех, что в течении нескольких последовавших лет был произведён ряд переизданий.
Можно сказать, что в том числе и благодаря этому учебнику, французская школа хирургов уже к концу XVI века заняла лидирующие позиции в Западной Европе и оставалась на них примерно 200 лет, уступив своё лидерство только в XVIII-XIX веках британской и германской хирургическим школам (российская военно-хирургическая школа вошла в число мировых лидеров во 2й пол.XIX века).
В ходе Второй франко-габсбургской войны, в 1542 году, Амбруаз Парэ принимал участие в осаде города-крепости Перпиньян на франко-испанской границе, где с ним произошёл следующий случай, который способствовал его дальнейшей карьере. Один из главных военачальников французской армии – невероятно храбрый и очень харизматичный Шарль де Коссе, граф Бриссака (1505-1563), более известный как «маршал де Бриссак», возглавлял французскую армию, осуществлявшую эту осаду, параллельно с ещё неопытным в военном деле дофином (будущим королём Генрихом II).
И однажды, в небольшой стычке у стен города, маршал де Бриссак получает тяжёлое ранение из аркебузы. По приказу дофина срочно собрался консилиум лучших врачей армии, но общим решением было признание раны смертельной – пуля вошла очень глубоко в грудную клетку, а ряд попыток её хотя бы найти, не то чтобы вытащить, сорвались (напомним, что до появления рентгена оставалось 400 лет, а до возникновения компьютерной томографии 500 лет). И лишь А.Парэ, младший как по званию, так и по возрасту из присутствовавших врачей (которого позвали на консилиум едва ли не случайно, лишь вспомнив о его огромном практическом опыте) заявил, после зондирования раны, что ранение не смертельное. Он объяснил присутствовавшим, что чудесным образом жизненно-важные органы критически не повреждены, и что он берётся вытащить пулю, но просит ассистировать ему в этом личного хирурга короля Никола Лаверно. Лейб-хирург уже пытался достать эту пулю, но не смог, и только по прямому приказу дофина вновь согласился помочь в казавшейся всем безнадёжной операции.
Верно оценив положение, Амбруаз Паре решил провести оперирование не у лежачего больного, но придумал поставить его в такую же позу, которую маршал имел в момент пулевого ранения. Благодаря этому Никола Лаверно, как ведущий хирург, всё же смог вытащить пулю глубоко из-под лопатки маршала (которую найти и извлечь, имея под рукой лишь инструментарий XVI века, с нашей точки зрения было почти нереально), а молодой бретонец принял на себя ответственность за закрытие раны и постоперационный уход. И, как ни странно было для всех присутствовавших при этой операции, но после такого тяжелейшего даже для медицины XX века ранения, прославленный маршал полностью выздоровел и через некоторое время продолжил командование войсками.
И, напомним, он производил свои операции более 500 лет назад, на войне, в полевых условиях палаточного лагеря. Без медицинского наркоза, которого тогда небыло даже в проектах, и который был изобретен только через 300 лет американским зубным врачом Уильямом Мортоном и внедрён в хирургическую практику русским врачом Николаем Пироговым. Без антисептики, которую открыл также через 300 лет и ввёл в повседневную практику британский хирург Джозеф Листер, не говоря уже об аспетике. Без сульфаниламидов и антибиотиков, которые соответственно открыли и внедрили лишь через 400 лет немецкие и британские учёные и врачи.
А Амбруаз Парэ уже в XVI веке делал сложнейшие операции, имея в своём распоряжении лишь то, что было в его время, и делал свои операции в большинстве случае успешно. Конечно, и у него случались неудачи, самой известной из которых стала произведённая в 1559 году попытка спасения смертельно раненого в лицо обломком копья на турнире короля Генриха II Валуа. Однако «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», и в этом случае априори все были убеждены в смертельном характере раны, и Парэ только предложил всё же попробовать спасти короля Франции.
Но признание его заслуг и огромная популярность со стороны пациентов – от простолюдинов до высших аристократов – вызвала крайне неприязненное отношение со стороны «коллег по цеху». Вскоре медицинский факультет Парижского университета даже подал прошение на имя короля, дабы лишить Парэ звания «дипломированного хирурга» и изъять из продажи его книги. К счастью для европейской хирургии, королевская администрация не поддержала протеста. Больше того, через несколько лет Парэ становится заведующим хирургическим отделением своего любимого парижского госпиталя «Божий приют», а ещё через некоторое время, в 1552 году, даже назначается лейб-медиком короля Франции Генриха II Валуа.
И именно в этот период, в середине — 2-й половине XVI века, имя Парэ становится известно далеко за пределами Франции. Благодаря его исследованиям, широко распространяемым в то время в печатных изданиях (причём, что интересно, в равной степени как в католических, так и в протестантских странах), от Мадрида до Варшавы, и от Неаполя до Стокгольма были заложены крепкие базовые основы современной военно-полевой хирургии.
К сожалению, Россия в это время пока находилась в стороне от прогресса европейской медицинской науки. Только в царствование Бориса Годунова, известного «западника», в правительстве России зашла речь о необходимости приглашения «иноземных эскулапов», и то только сугубо для нужд войск Московского царства; вопрос о развитии общенационального здравоохранения тогда даже не ставился. Однако хороший по замыслу проект создания прообраза военно-медицинской службы остался только на бумаге – династия Годуновых пала, началась Смута, и вопрос о развитии отечественной военно-полевой хирургии и об обеспечении войск Московского царства медицинским персоналом получил дальнейшее развитие лишь при царе Алексее Михайловиче. При этом, к сожалению, более-менее серьёзное военно-медицинское обеспечение русских войск началось только с правления Петра I, параллельно с созданием регулярной армии по западно-европейскому образцу.
Однако вернёмся к Амбруазу Парэ. Несмотря на неудачу со спасением жизни короля Генриха II, в ином, весьма сходном случае ранения — проникающим поражением головы у герцога де Гиза (того самого, который будет лидером католической партии во Франции и одним из вдохновителей Варфоломеевской ночи), выдающийся бретонский хирург полностью подтвердил своё мастерство.
При осаде Булони герцог де Гиз получил ранение в глаз тонким и острым обломком копья, проникшего в смотровую щель шлема. Обломок дерева вошёл во внутренний угол глазницы и вышел уже за ушной раковиной, и к тому же при падении герцога с коня оба конца щепы, торчавшей у него из головы, обломились. Даже по современным меркам такое ранение очень тяжёлое. Несколько врачей уже пытались вынуть осколок копья, но неудачно, и большинство срочно собравшихся медиков признали ранение неизлечимым и смертельным.
Когда прибыл Парэ, то, после осмотра раны и знакомством с предпринятыми неудачными попытками, он пошёл в походную кузницу и потребовал мастера показать ему все имеющиеся типы клещей. Выбрав одни из них, он приказал их срочно доработать и, получив таким образом новый хирургический инструмент, вернулся к раненому герцогу и вытащил обломок дерева из его головы. Несмотря на то, что из черепа де Гиза хлынул огромный поток крови, Парэ смог остановить кровотечение, а потом обработал и загерметизировал рану.
И эта слава сослужила ему однажды большую службу. В ходе очередной войны, в которой снова непосредственно участвует основатель современной военной хирургии, он всё же попадает в плен. Когда противники из войска династии Габсбургов узнали, кто попал к ним в руки, то срочно доставили его к своему командующему – герцогу Савойскому, который предложил Парэ поступить к нему на службу. Однако, несмотря на обещание огромного оклада и высокой должности, французский хирург, хотя и был по происхождению бретонцем, но являлся убеждённым общефранцузским патриотом, и поэтому отказался. Тогда взбешённый отказом герцог приказал ему поступить к нему на службу уже насильно, практически без оклада, и под страхом смерти. Но Парэ снова отказался, и тогда ему объявили, что на восходе следующего дня его казнят.
Казалось бы жизнь великого хирурга подошла к концу, но солдаты и офицеры из армии Габсбургов решили сделать всё ради спасения такой выдающейся личности, и хотя и не осмелились противоречить прямому приказу своего командующего о казни, но обеспечили в наступившую ночь благополучный побег главного хирурга французской армии к своим. Абсолютно неожиданное возвращение Парэ в лагерь французских войск было встречено триумфом, и к его славе великого хирурга добавилась и слава убеждённого патриота Франции.
Следует отметить, что именно с подачи Амбруаза Парэ, а также поддержавших его армейских хирургов и офицеров нескольких армий, в западноевропейских странах уже в XVI веке был поднят вопрос о проявлении человеколюбия на поле боя к поверженным противникам. Так, именно Парэ стал активным пропагандистом идеи о том, что раненый противник – уже не враг, а лишь страждущий, требующий исцеления, и имеющий на это сравнительно такие же права, как и воин своей армии. До этого времени повсеместной была практика, при которой большинство оставшихся на поле боя раненых солдат побеждённой армии убивались победителями, да и часто даже тяжелораненых солдат победившей стороны ждала такая же участь.
Столкнувшись с подобным в годы своей юности, А. Парэ через несколько десятилетий всё же смог добиться общеевропейского признания идеи о том, что все раненые без исключения имеют право на жизнь и врачебную помощь, и раненые солдаты армии противника имеют такое же право на лечение, как и солдаты армии-победительницы.
Убийство же не только пленных или раненых на поле боя победителями, но даже «убийство из милости» своих тяжелораненых, у которых всё же оставались шансы на излечение хотя и не сразу, через несколько десятилетий после смерти Парэ, но было признано международным преступлением в большинстве стран Западной Европы. И не просто стало каким-то частным правилом, но было закреплено в ряде международных соглашений, в том числе завершивших Тридцатилетнюю войну в 1648 году.
Вот так умения и идеи одного простого, но гениального человека повлияли на ход европейской истории и заложили практические и этические основы современной военно-полевой хирургии на последующие века.
1. Амбруаз Парэ до конца жизни так и не выучил латинский язык и все свои фундаментальные труды написал по-французски, и поэтому его работы мог прочесть любой образованный француз, а не только медицинская аристократия. Но поскольку именно латынь была (да и отчасти остаётся) языком международного общения в медицинской среде, то для распространения его знаний вне Франции Парэ попросил нескольких своих коллег, великолепно знавших латинский язык, но не столь блестящих хирургов, перевести его книги для издания в иных странах Европы. И именно латинские версии его книг попали на территорию Московского царства в багаже одного немецкого врача в конце XVII века, оказав тем самым некоторое влияние на начало формирования и русской военно-хирургической школы.
2. Парижский госпиталь «L`Hotel-Dieu de Paris» («Приют Господень»), в стенах которого жил и работал Амбруаз Парэ, является старейшей из больниц на нашей планете. Это учреждение было создано ещё в 651 году как христианский приют для бедных благодаря деятельности епископа Парижского Ландра, канцлера короля Хлодвига II, и с небольшими перерывами на реконструкции функционирует до сих пор вот уже почти 1400 лет.
3. В честь Амбруаза Парэ названа созданная ещё в колониальный период французами больница, находящаяся в городе Конакри, столице Республики Гвинея (бывшая Французская Гвинея, Западная Африка), до сих пор являющаяся лучшей клиникой страны.
Список использованной литературы
1. Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины. — М.: Медгиз, 1955.
2. Мирский М.Б. История медицины и хирургии. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Шойфет М.С. «Сто великих врачей» — М.: Вече, 2010.
4. Яновская М.И. Очень долгий путь (из истории хирургии). – М.: Знание, 1977.
5. Jean-Pierre Poirier. Ambroise Pare. Un urgentiste au XVI siècle. – Paris: Pygmalion, 2005.
6. Парижский цирюльник, или Славные деяния великого хирурга Амбруаза Парэ //«Фармацевт-практик», сентябрь 2015.
7. Хирурги вышли из цирюльников //АиФ. Здоровье. №32 от 08/08/2002.
8. Бергер Е.Е. Представления о яде в медицинской литературе XVI века // Средние века. 2008. №69(2), с.155-173.
9. Бергер Е.Е. Особенности хирургического образования в средневековой Европе // История медицины. 2014. №3, с.112-118.