в чем заключается главная инициатива национального проекта образование
В чем заключается главная инициатива национального проекта образование
Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов.
Федеральные проекты
Современная школа
Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников.
Успех каждого ребенка
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)
Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» направлен на обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда.
Цифровая образовательная среда
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Социальная активность
Федеральный проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества.
Социальные лифты для каждого
Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов.
Патриотическое воспитание
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
Нацпроект «Образование»: что ждет российские школы 1 сентября 2019 года?
Нацпроект «Образование» вынашивался больше года: уточнялись сроки и критерии оценок, вытачивались «паспорта» федеральных проектов — и вот теперь, в 2019/2020 учебном году, «волна» должна дойти до реальных учебных процессов. Чтобы не почувствовать себя «тонущими», попробуем вместе подготовиться к изменениям, которые грядут уже в наступающем учебном году.
Нацпроект с двойной задачей
Первая задача — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В частности — вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Внимательный педагог уже на этом этапе может забеспокоиться: какая из задач является основной? Внешняя или внутренняя? Куда направлен нацпроект? На внешние достижения детей и всей страны или в глубину их личности? Сделать и то и другое в рамках одного урока, одного учебного процесса попросту невозможно. Ориентация на внешний, точно подсчитанный успех чаще всего исключает проникновение в недра морали, гражданской ответственности и других тонких материй.
Возможно, две задачи ужились бы вместе, если бы располагались в другой очередности. В странах, с которыми мы жаждем соревноваться — Сингапур, Китай, Финляндия, США, — в свое время первостепенной целью ставили именно воспитание, поддержание в детях культуры и морали, присущих государству. Высокие места в рейтинге возникали сами собой из естественного желания юных граждан прославить страну. Доказать родным свою жизненную позицию. Возможен ли обратный путь: от высоких рейтингов к гражданской ответственности? Время покажет.
Насколько амбициозны эти задачи? Первая (выйти в десятку стран с лучшим образованием) оценивается экспертами как вполне достижимая. Да, последние результаты PISA нас не очень порадовали, но есть и другие исследования, с другими формами, критериями и другими особенностями. Например, по данным Всемирного банка, в 2018 году Россия занимала 9-е место в мире по качеству общих образовательных достижений: почему не этот показатель, а именно PISA выбран за высший ориентир?
Что касается второй задачи — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, — то оценить ее достижимость очень сложно. Сомнение вызывают и те показатели, по которым собираются оценивать успешность достижения этой задачи, — рост численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций, и повышение доли детей, охваченных программами дополнительного образования. Планируется, что число последних к 2024 году вырастет до 70%.
Бюджет нацпроекта —784,5 млрд руб., из них 37 % на проект «Современная школа»
Сколько стоит место «в десятке»?
Бюджет нацпроекта — 784,5 млрд рублей (первоначальная сумма — 747,6 млрд, но в последний момент потребовались новые вливания из госбюджета). Больше трети этой суммы — 295 млрд — отдано федеральному проекту «Современная школа».
Здесь основные статьи расходов — строительство и ремонт школ, обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. Кроме того, именно в рамках этого проекта предпринимаются шаги по выходу в десятку стран с наиболее высоким уровнем образования.
Другие две серьезные статьи расходов составили проекты «Молодые профессионалы» и «Экспорт образования» (156,2 и 107,5 миллиарда соответственно). Эту часть бюджета планируется потратить на модернизацию профессионального образования, помощь выпускникам с трудоустройством, повышение престижа российского высшего образования в мире и активное привлечение иностранных студентов.
Проект «Учитель будущего» имеет скромный бюджет в 15,4 миллиарда, который выделен на создание системы постоянного повышения квалификации. Преимущественно в цифровом режиме. А сам федеральный проект «Цифровая образовательная среда» имеет бюджет почти в 80 миллиардов и включает в себя мероприятия по созданию в регионах целевых моделей цифровой школы, повышению уровня владения цифровыми навыками у школьников и, кроме того, обеспечению образовательных организаций высокоскоростным Интернетом (свыше 10 Мбит).
Проект «Цифровая образовательная среда» имеет бюджет 80 млрд, включает в себя создание в регионах целевых моделей цифровой школы, повышение уровня владения цифровыми навыками у школьников и обеспечение образовательных организаций высокоскоростным Интернетом
Поясним, что на данный момент в 63,6% образовательных организациях страны уже есть высокоскоростной Интернет. Задача — к 2024 году довести показатель до 100%. Сложно сказать, насколько к этому моменту изменятся стандарты скорости и будет ли актуальна данная задача. Зато известно, что сегодня в ряде школ Интернет настолько медленный, что его мощностей не хватает на то, чтобы получить учебники на устройства. Эту ситуацию, безусловно, в 2019 году необходимо исправлять.
В конечном счете образование к 2024 году обещает стать более инклюзивным, гибким, ориентированным на международные стандарты во всем — от читательской грамотности и до освоения практических профессиональных навыков.
К чему готовиться 1 сентября 2019 года?
Реализация нацпроекта «Образование» в каждом регионе имеет свою специфику. Где-то раньше будет введена рабочая модель цифровой школы, где-то уже сейчас апробируется персонифицированная система финансирования дополнительного образования. Но есть общие тренды, которые в ближайшее время смогут ощутить на себе все российские школы.
Успех в PISA — новый критерий качества Ч то задумано? Напомним: ключевая цель нацпроекта — войти в десятку стран с лучшим образованием. Но как понять, насколько хорошо мы движемся к намеченной цели? Обращаемся к приказу Рособрнадзора №590 и Минпроса №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», подписанному 6 мая 2019 года.
Здесь педагогов ждет большой сюрприз: кроме привычных критериев оценки и самооценки, включающих в себя ФГОС, ВПР, ЕГЭ и ОГЭ, профстандарт педагога, степень удовлетворенности учащихся и их родителей, у нас появляется ряд новых, актуальных критериев. Вот какие мероприятия планируется проводить для проверки выполнения плана:
ежегодный мониторинг динамики показателей России в исследовании PISA: само исследование пройдет только в 2021 году, но в России будут проводиться внутренние «тестовые» срезы, чтобы понять, как прирастает число успешных учащихся;
однократное участие каждого региона в проведении исследования по модели PISA на представительной выборке данного региона;
подключение всех общеобразовательных организаций к личным кабинетам ФИС ОКО (федеральная информационная система оценки качества образования);
интеграция результатов разных процедур оценки качества в единую аналитическую базу;
проведение социологических опросов в субъектах РФ об оценке удовлетворенности качеством образования и об оценке востребованности результатов образования.
Более детальный контроль за выполнением плана по выходу в «десятку»;
Привыкание большей части школьников к формату международных исследований качества образования;
Возможность получить большие массивы данных для сравнения.
Выгорание учащихся. Чем больше тестов и проверок, тем ниже ценность каждого из результатов для конкретного ученика
Дополнительная нагрузка на педагогов. К международным исследованиям тоже нужно готовить. Если не натаскивать, то по крайней мере показывать в классе, разбирать самые сложные моменты. При такой насыщенности учебной программы, как сейчас, готовить к международным исследованиям можно только в ущерб каким-то другим формам работы
Цифровые портфолио учеников
Уже в 2019 году всем учащимся России должна быть обеспечена возможность формировать свои индивидуальные портфолио в электронном виде, на цифровой образовательной платформе.
Что задумано? У каждого ученика — свое цифровое портфолио. В определенный момент любой российский вуз, колледж или другая школа смогут получить доступ к ученическим портфолио. На его основании составить представление об учащемся и пригласить его к себе на обучение.
Дополнительный шанс для учащихся, которые не могут «вписаться» в формат единых экзаменов: неуспешны на ЕГЭ, но прекрасно работают в своем темпе и в индивидуальном порядке;
Комфорт для учителей: не нужно собирать пухлые папки грамот и свидетельств, не нужно искать место для их хранения. Все компактно, удобно и открывается (потенциально) с любого электронного носителя;
Более гибкая система отбора в вузы: не нужно дополнительных собеседований, конкурсов. У приемной комиссии в распоряжении окажутся гораздо более полные и разнообразные сведения об учащемся.
Двойная документация. Не придется ли педагогу или учащемуся вести два портфолио — электронное и бумажное? Не создаст ли это дополнительную нагрузку, такую же, как в свое время необходимость вести и бумажные, и электронные школьные журналы? Ничто не душит учителя так, как потребность синхронизировать две базы данных, пусть даже в режиме «временных трудностей»;
Сбои в работе платформы: цена ошибки — судьба учащихся. Если представить себе, что в «горячий» период зачисления в вузы система даст сбой и какие-то портфолио просто не откроются? Что тогда делать с равными возможностями и успехом каждого ученика?
Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме
Непрерывное повышение квалификации
Что задумано? По плану федерального проекта «Учитель будущего», к 2020 году 20% учителей общеобразовательных организаций будет вовлечено в национальную систему профессионального роста педагогов. Для этого в субъектах РФ (правда, далеко не во всех) будут открыты Центры непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования, аккредитационные центры, а самое главное — повышение квалификации будет преимущественно проходить в условиях той же цифровой образовательной среды, безопасной и личностно-ориентированной.
Также в планах нацпроекта привлечение работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников. В том числе в формате стажировок. Иными словами, наши учителя должны постоянно развиваться в профессиональном плане. Мало кого устраивало то, как это формально, принужденно и громоздко делалось ранее. Ему на смену придет новый формат повышения квалификации.
Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», к 2020 году не менее 24% педагогических работников системы общего и дополнительного образования должны будут состоять в цифровых профессиональных сообществах и в них же обучаться и повышать свой профессиональный уровень.
Постоянное обучение как образ жизни. Для педагога крайне важно оставаться компетентным и адекватным учащимся, идти в ногу со временем и не испытывать от этого никакого дискомфорта;
Обмен опытом в открытом педагогическом сообществе. Повышение квалификации должно перестать быть рутинной формальностью: в новой цифровой среде педагоги смогут свободно делиться успешным опытом. Учиться через диалог, который ведется на высоком профессиональном уровне. Кстати, такая среда уже есть: университет «Первое сентября» и корпорация «Российский учебник» вот уже много лет поддерживают эти образовательные ценности.
Сложности для педагогов старшего возраста. Во многих российских школах еще остаются педагоги «старой школы». Они смогли адаптироваться к ФГОС, ЕГЭ, ВПР, новым учебно-методическим комплексам, программам, смарт-доскам, компьютерам на рабочих столах… Смогут ли они еще и привыкнуть к скайпкурсам педагогического мастерства? А главное, если не смогут — разве это значит, что они недостаточно хороши в профессии?
Индивидуальные образовательные траектории для учителей. Чтобы непрерывно развиваться в профессии, нужно иметь сколько-нибудь четкий план. Кто поможет учителям создать себе личный образовательный маршрут? Готовы ли к этому наши методисты?
Принудительное обучение. Пожалуй, это самый страшный риск: если образовательный неуспех, замедленный темп обучения или другая сложность будут грозить педагогу сокращением зарплаты или препятствиями в карьере — такое обучение будет уже не на пользу
Что можно сделать? Быть на стороне своих педагогов, оказывать им помощь. Если создать комфортную и располагающую образовательную среду прямо в стенах школы, повышение квалификации может стать общим делом коллектива. О том, как это сделать, мы много говорим на страницах нашего клуба директоров. Обратите внимание! (https://director.rosuchebnik.ru/)
Новая цифровая среда
К 2024 году в каждом регионе должна быть внедрена своя целевая модель цифровой образовательной среды. Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме: так реализуется инклюзивность образования. Цифровая среда — это информационное пространство, в котором педагоги будут повышать квалификацию, обмениваться опытом. Учащиеся смогут предоставлять результаты проектов, наращивать портфолио и дистанционно осваивать учебные программы.
Весь стандартный набор рисков, связанный с информационным полем: безопасность, мощности, контроль, колоссальная зависимость от системы. Кроме того, возникает вопрос: как быть школам, организациям, профессиональным сообществам, которые уже сами для себя приняли решение жить в цифровой среде и создали ее своими руками? Должны ли эти микросреды быть интегрированы в единую? Или они исчезнут, или какая-то доля учителей и учащихся через несколько лет окажется в двух информационных средах — в своей, естественно возникшей и полюбившейся, и в официальной, которая является всеобщей и обязательной для всех?
Характеристика педагога-наставника
Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:
Расцвет технологии
Что задумано? Приоритетное направление развития образования — технологии. Стране нужны люди с инженерным мышлением, а для этого необходимо по-новому устроить сам процесс технологического обучения.
Кванториумы и IT-cube — сеть современных технопарков и компьютерных центров, призванных способствовать техническому и цифровому образованию учеников, реализации научно-технического потенциала российской молодежи. Планируется, что к 2024 году Кванториумы и IT-cube откроются в каждом регионе России, а лучше — в каждом крупном городе.
Положительных моментов много. В самом общем виде они таковы:
Повышение мотивации учащихся к изучению науки и техники. Это красиво, это современно, доступно и очень вдохновляет.
О них говорить не хочется. Просто давайте будем внимательно следить за региональными новостями, чтобы не пропустить открытие своего Кванториума и быстро успеть наладить с ним совместную работу.
8% учащихся должны обладать высоким уровнем IT-навыков
Новые критерии грамотности
Что задумано? Интересный пункт в паспорте проекта «Цифровая школа»: к 2020 году доля обучающихся общеобразовательных организаций, успешно продемонстрировавших высокий уровень владения цифровыми навыками, должна составить… 8%. Много это или мало? Зависит от того, кого именно планируется протестировать.
Повышение общего уровня информационной грамотности. Скажем прямо, многим из наших учеников ее не хватает: вызвать сетевую игру и «нагуглить» ответ на вопрос — совсем не то же самое, что составить грамотный поисковый запрос и сделать грамотную верстку брошюры;
Наличие достоверного критерия оценки. «У меня пятерка по информатике» или «У меня третий уровень по ICILS»: вроде бы звучит более весомо.
Недостаточная репрезентативность и формальность инициативы. Очевидно, что, если протестировать всех российских учащихся, мы и сейчас получим результат выше заявленного. Важнее, чтобы определенного уровня компьютерной грамотности достигли учащиеся, у которых только в этом году в школах появится высокоскоростной Интернет, обновится материально-техническая база, а также те, для кого информатика изначально не была профильным предметом. Иными словами, необходим тщательно продуманный дизайн исследования, чтобы результаты были действительно значимыми.
Вместо послесловия
Если верить плану реализации нацпроекта, то 1 сентября 2019 года большинство школ останется на уровне «вода прибывает». Пока у государства нет четких указаний директорам школ по поводу того, как модернизировать учебные программы по технологии, когда сдавать PISA в тестовом режиме и куда загружать электронные портфолио учащихся. Однако есть иск, что уже через несколько месяцев «вода прибудет» до опасного уровня, и мы снова начнем лихорадочно «выплывать» из новых требований и указаний. Надеемся, что наши читатели окажутся, как минимум, морально готовы к основным нововведениям.
Что касается самого нацпроекта, то нет никакого смысла подвергать его критике: для реальных участников учебного процесса это такая же данность, как и любая стихия. Она обещает нам много пользы. Особенно в вопросах обновления материально-технической базы, строительства и информационно-коммуникационных технологий. Еще больше стоит ждать новых сложностей. Но самый неудачный сценарий развития событий в данном случае наступит тогда, когда окажется, что за заявленными манифестами ничего не стоит. И нашумевший нацпроект, с его ошеломляющим бюджетом и амбициями, не изменит нашу повседневную работу. Ведь даже те, кому нечего терять, могут потерять доверие.
В чем заключается главная инициатива национального проекта образование
Национальный проект «Образование» – это программа, обеспечивающая достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов.
Целевые показатели, характеризующие качество и эффективность ее достижения:
Национальный проект «Образование» обеспечивает развитие системы образования по следующим ключевым направлениям:
Ключевые показатели национального проекта «Образование» направлены на достижение к 2024 году общественно значимых результатов и задач:
Обеспечена возможность детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка
Национальный проект «Образование» ориентирован на развитие системы образования на всех уровнях управления, поэтому значительная часть объема средств федерального бюджета на реализацию федеральных проектов национального проекта «Образование» направляется на межбюджетные трансферты. В целом в рамках национального проекта «Образование» на долю межбюджетных трансфертов приходится около 80% средств из федерального бюджета ежегодно.
Сроки реализации национального проекта: 01.01.2019 г. – 31.12.2024 г.
Куратор национального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель национального проекта: Кравцов С.С., Министр просвещения Российской Федерации
ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
При обеспечении вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования принципиальной необходимостью становится модернизация инфраструктуры образовательных организаций. В 2020 году в 80 субъектах России создан 2951 Центр «Точка роста», где свыше 250 тысяч детей осваивают современные технологии и новейшие образовательные программы. В 2020 году 1118 сельских школ обновили спортивные залы, школьные спортивные клубы и стадионы, чтобы более 260 тысяч школьников смогли заниматься физической культурой и спортом. Наравне с обновлением действующей инфраструктуры образования создаются новые места в общеобразовательных организациях.
Для развития компетенций обучающихся организаций среднего профессионального образования в организациях создано 774 современных мастерских, обеспеченных передовыми технологиями для проведения практических учебных занятий по освоению современных профессий и последующей сдачи экзаменов в форме демонстрационного экзамена.
В 2020 году более чем на 370 тысяч человек увеличен охват детей дополнительными общеобразовательными программами. На помощь ребенку приходят открытые в этом году 25 детских и 70 мобильных технопарков «Кванториум», 15 ключевых центров развития детей, 50 центров цифрового образования «IT-куб».
Не менее существенным в повышении качества образования является направление совершенствования его содержания и подходов к преподаванию. Ставя определенным приоритетом мероприятия по выравниванию баланса результативности и качества общего образования в образовательных организациях, со стороны Российской Федерации в пилотном режиме в 2020 году начата работа по оказанию адресной поддержки более 250 школам в 20 субъектах Российской Федерации, которые демонстрируют низкие образовательные результаты. Качество образования ребенка напрямую зависит от качества работы педагога, поэтому новейшие методики и те способы поддержки, которыми обеспечиваются школы в регионах напрямую повлияют на результативность детей, в том числе в процедурах независимой оценки знаний и навыков. В 2020 году запущены в работу основные положения национальной системы профессионального роста педагогических работников, на текущий момент в данную систему вовлечено 185 тысяч учителей (17,1% от общей их численности), более 60 тысяч учителей русского языка, математики, физики, химии и биологии из 84 субъектов Российской Федерации прошли курсы повышения квалификации, что является залогом совершенствования их навыков в преподавании учебных предметов на должном уровне, основой развития функциональной грамотности обучающихся и навыков педагогов в части предупреждения и преодоления учебной неуспешности детей.
Развитие цифровой образовательной среды позволяет эффективно осуществлять подготовку образовательных организаций к любым сценариям развития ситуации. Организован доступ к 1 719 онлайн-курсам от 94 университетов по принципу «Одного окна», свыше 1,5 миллионоа граждан получили доступ к качественному онлайн-обучению, продолжается оснащение школ оборудованием для применения цифровых образовательных ресурсов и верифицированного образовательного контента на любом занятии по любому учебному предмету.
В 2020 году Российская Федерация не только уверенно представляла себя на международных олимпиадах школьников, но и обеспечила проведение различных международных конкурсных мероприятий для детей. Сборные команды Российской Федерации успешно приняли участие в 6 международных олимпиадах, а в сентябре 2020 года в Санкт-Петербурге в дистанционном формате нами была организована и проведена 61-я Международная математическая олимпиада по математике. По итогам 2020 года членами сборных команд Российской Федерации завоевано 28 медалей, в том числе 19 золотых и 9 серебряных.
К 2024 году предполагается достижение следующих основных результатов: