в чем заключается гениальность эйнштейна
Новое в блогах
БЫЛ ЛИ ЭЙНШТЕЙН ГЕНИЕМ?
Отрывок из книги «Удар Русских Богов»
Владимир Алексеевич Истархов
“Привет дуракам от афериста в физике”.
A.Энштейн в 1951 г.
А что, собственно, на самом деле представляет собой Эйнштейн? В детстве Эйнштейн долго учился говорить, в семилетнем возрасте мог лишь повторять короткие фразы (74, с. 122). Даже в 9 лет он говорил недостаточно бегло. В политехникуме был серым и заурядным учеником. Средний балл оценок “гения” был между 3 и 4.
Докторская (кандидатская по российским понятиям) диссертация Эйнштейна “Новое определение размера молекул”, посвященная броуновскому движению, была признана ошибочной (74, с. 124).
Работая с 1902 г. в патентном бюро, Эйнштейн получал массу самой новой и актуальной научной информации, аккумулировал и пользовался передовыми знаниями других ученых. Свою специальную теорию относительности он создал в 1905 г. Но создал её не с нуля. Базовые идеи он взял у Пуанкаре, математический аппарат заимствовал у Лоренца. Порядочный ученый обязан давать ссылки на своих предшественников, такова научная этика. В своей работе Эйнштейн не дал ни одной ссылки, тем самым, выдавая чужие открытия за свои. В научном мире это называется плагиатом, то есть интеллектуальным воровством. Это типично наглая еврейская манера.
После публикации специальной теории относительности Пуанкаре, встретив однажды Эйнштейна, обвинил его в плагиате и в научной непорядочности. Наивный Пуанкаре не понимал, что для еврея плагиата не существует. Иудаизм утверждает, что любая собственность гоев (в том числе и интеллектуальная) – это собственность еврея, который первым её захватит. Украсть чужое и выдать за своё – типичный метод еврейской гениальности. Эйнштейн многому научил евреев. После Эйнштейна все патентные бюро мира забиты евреями. Патентные бюро стали еврейскими воровскими притонами по краже идей неевреев.
Роль славянской жены Эйнштейна – Милевы Марич (сербки по национальности) в создании и специальной и общей теории относительности полностью замалчивается. Однако Милева Марич была сильным физиком, и её роль, мягко говоря, не мала. Достаточно заметить, что все три “эпохальные” статьи Эйнштейна были подписаны соавторами Эйнштейн-Марич (74, с. 128).
Общую теорию относительности Эйнштейн “создал” в 1915 г. на базе фундаментальной теории поляка Минковского о четырехмерном пространстве-времени. А Минковский всего лишь развил идею четырехмерного пространства Пуанкаре. Фундаментальную формулу Е = М С С придумал не Эйнштейн, а его первая славянская жена Милева Марич. Так что в фундаменте даже самых крупных еврейских “гениев” лежат украденные чужие идеи, выданные за свои. Эйнштейн, конечно, вложил и свой труд и получил нечто. Но что получилось? Общая теория относительности полна абсурдов и логических противоречий, и от этих противоречий Эйнштейн избавится не смог. Заметим, что уже в 1916 г. Эйнштейн бросил свою жену Милеву с тремя детьми. Посчитал, что она ему уже больше не нужна. И женился на еврейке Эльзе (его двоюродной сестре по матери и троюродной сестре по отцу).
После этого, 30 лет работая над общей теорией поля, Эйнштейн не смог добиться никаких результатов. Не удалось ни у кого ничего серьезного украсть, и новая еврейская жена ничем не помогала. Квантовую механику Нильса Бора Эйнштейн вообще не сумел освоить. Интеллекта не хватило. Вот какова истинная картина достижений человека, которого евреи пропагандируют как гениального ученого номер один.
Как известно, в 1897 г. состоялся первый сионистский конгресс. Этому движению нужно было знамя. Надо было создать и раздуть культ какой-то гениальной еврейской личности – гения всех времен и одного народа. В силу полной еврейской интеллектуальной беспомощности никого, кроме Эйнштейна, евреям найти не удалось. Ну что ж, они решили вложить деньги в его имя и “раскрутить” это имя до зияющих высот. В СМИ, принадлежащих, как известно, в подавляющем числе евреям, началась массовая кампания по раскрутке нового “Иисуса Христа” в физике. Кампания носила, носит и сейчас совершенно беззастенчивый по наглости характер. Все самые мощные эпитеты, воспевающие еврейского “гения” всех времен и одного народа со всех газетных и журнальных страниц, полились на головы читателей.
С 1910 г. сионисты с колоссальным упорством пробивали Эйнштейну Нобелевскую премию. После многолетнего сионистского давления и, конечно, “финансовой поддержки” в 1922 г. Нобелевский комитет присудил-таки Эйнштейну “Шнобелевскую” премию. Попробуйте сейчас спросить любого выпускника вуза: “За что Эйнштейну присвоили Нобелевскую премию?”. Ответ будет почти единогласным: “За создание теории относительности”. А как на самом деле? На самом деле, при всем еврейском давлении Нобелевский комитет не мог дать подобную фальсифицированную версию и дал следующую формулировку: “За открытие закона фотоэлектрического эффекта и за работы в области теоретической физики”. Формулировочка занятная. А как она соотносилась с реальностью? А вот как.
Сам фотоэффект был открыт в 1887 г. Г. Герцем. В 1888 г. фотоэффект был экспериментально проверен русским ученым А. Г. Столетовым и им же был установлен “первый закон фотоэффекта”, называемый законом Столетова. Первый закон фотоэффекта формулируется так: “Максимальный фотоэлектрический ток прямо пропорционален падающему лучистому потоку”. Столетову, естественно, никто Нобелевской премии не присудил. Эйнштейном был установлен «второй закон фотоэффекта» – “закон Эйнштейна”: “Максимальная энергия фотоэлектронов линейно зависит от частоты падающего света и не зависит от его интенсивности”. Вот и всё “эпохальное” содержание “великой еврейской гениальности”. Эйнштейну приписывается также разъяснение механизма фотоэффекта на основе квантовых представлений о природе света. Но квантовая теория излучения на самом деле была создана М. Планком в 1900 г.
Эйнштейн был активным сионистом и борцом против антисемитизма. Его сионистское мировоззрение можно выразить в одной-единственной форме: если еврей получает на экзаменах такие же оценки, как и нееврей, и оба не поступают в вуз, то считается, что нееврей не поступил по собственной дурости, а еврей – из-за антисемитизма.
Весьма характерно, что Эйнштейн активно поддерживал гомосексуалистов и поставил свою подпись за отмену закона против содомитов.
В зените своей славы, когда мировое еврейство, вложив огромные деньги, через СМИ раскрутило Эйнштейна и преподносило этого слабоумного фальсификатора как гения всех времен и народов, Эйнштейн сделал самый характерный свой фотоснимок (см. вверху). Он сфотографировался с идиотской физиономией и вытянутым до подбородка языком. Этот снимок просто неприличен для нормального человека, и публика не уставала удивляться причудам “гения”. Сам “гений” этот фотоснимок рекламировал самым активным образом. А вся суть причуд “гения” очень проста. У жидов наглость – это доблесть. А вот наглая демонстрация наглости – вот это великая жидовская доблесть.
Показывая язык всему человечеству, Эйнштейн этим снимком говорит: “Как я вас, дураков, одурачил”. Желающим изучать “открытия” Эйнштейна советую предварительно внимательно просмотреть это фото. Легче будет понимать всю суть “открытий” “гения”.
Каким образом А.Эйнштейну удалось стать гением
В статье опровергается традиционное положение о том, что Эйнштейн стал гением вопреки работе в патентном бюро. В соответствии с гипотезой Александра Дроздова Эйнштейн стал гением именно благодаря своей деятельности в этой конторе, где ему удалось найти свою собственную модель инноваций
Личность Альберта Эйнштейна давно стала символической и воплощает в себе сущностные характеристики гения. При этом споры о том, почему Эйнштейн был гениальным, и как ему удалось из плохого ученика превратиться в выдающегося физика-теоретика, не прекращаются до сих пор. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что этот сакраментальный вопрос так и остается открытым.
Определенный ключ к разгадке гениальности Эйнштейна, на наш взгляд, содержится в диалоге американского профессора психологии и психиатрии Ричарда Дэвидсона с 14-ым Далай-Ламой Тибета Тензином Гьяцо. Суть этого диалога состоит в следующем (см.: Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Мн.: ООО «Попурри», 2005).
В теменной зоне мозга человека есть зона, которая называется поясной извилиной. В этой зоне сходятся вместе сигналы от всех органов чувств. Судя по проведенным исследованиям, у Эйнштейна размер данной зоны был больше обычного. Данный факт часто порождает ту интерпретацию гениальности Эйнштейна, в соответствии с которой он родился с увеличенной теменной долей, что впоследствии и предопределило его исключительные умственные способности. Однако одно из самых удивительных открытий последнего десятилетия состоит в том, что такие зоны мозга, как лобные доли, миндалевидное тело и гиппокамп, реагируют на опыт человека изменением своих размеров. Данное свойство мозга получило название нейропластичности и выступает в качестве научной основы второй интерпретации гениальности Эйнштейна, согласно которой лобные доли ученого стали больше нормы благодаря тому, как он использовал свой мозг в течение жизни.
Таким образом, сейчас сосуществуют две точки зрения. Первая – Эйнштейн родился с необычным мозгом, после чего он просто ловко эксплуатировал данную ему от природы физиологическую особенность. Вторая – Эйнштейн на протяжении своей жизни так много думал над определенными вопросами, что это полностью трансформировало его обычный от природы мозг. Сегодня наука не может отдать предпочтение ни одной из этих версий. Однако имеющиеся у нейрологов факты склоняют чашу весов все-таки в пользу второй версии, то есть человек сам себя делает гением. На наш взгляд, данная «трудовая» интерпретация гениальности, действительно, является более жизнеспособной.
Но тогда возникает еще более интригующий вопрос: в чем состояла особенность мышления Эйнштейна, которая позволила ему стать гением, и почему другим много думающим людям такого результата добиться не удается?
Надо сказать, что большинство биографов Эйнштейна, как правило, недоумевают над главным фактом его жизни: он создал свою знаменитую специальную теорию относительности, будучи простым служащим патентного бюро. Как мог неприметный клерк, занимаясь рутинными операциями в антитворческой среде бюрократической конторы, сгенерировать один из самых оригинальных интеллектуальных продуктов 20-го века?
Единственным объяснением биографов Эйнштейна является гипотеза о том, что он не слишком серьезно воспринимал свою работу и в мыслях своих улетал далеко от проблем патентования всяких нелепых побрякушек. Согласно этой гипотезе, Эйнштейн проявил свою гениальность не благодаря, а вопреки патентному бюро. Однако сегодня уже есть и другая, прямо противоположная, трактовка событий тех лет. Принадлежит она отечественному представителю хай-тека, специалисту в области оптимизирующих технологий Александру Дроздову. Его точка зрения состоит в том, что Эйнштейн стал гением именно благодаря вдумчивой работе в патентной сфере. Какова же здесь причинно-следственная связь?
Дело в том, что процесс патентования представляет собой кропотливую работу по выявлению принципиально новых элементов в предлагаемой разработке. Не говоря уже о том, что работники патентных служб имеют дело ни с чем иным, как с рынком инноваций, изобретений и открытий. Но даже в новых разработках бывают принципиальные прорывы, а бывают незначительные улучшения. Когда через человека «прокачивается» огромное число разнообразных инноваций, то в его голове начинает выстраиваться некая общая модель инновации. Он начинает понимать не только структуру любого нововведения, но и его генезис: с какой стороны люди «цепляют» ту или иную проблему, чтобы получить искомый результат. Можно сказать так: Эйнштейну удалось построить в своей голове некую общую модель инновации. Понимание же того, как правильно смотреть на проблему, чтобы увидеть в ней что-то новое, а также понимание того, как надо выстраивать успешную новую научную схему, дает огромные преимущества в деле самостоятельного генерирования открытий. Впоследствии Эйнштейн просто эффективно приложил свои знания к конкретным проблемам, которые его интересовали.
Можно, конечно, усомниться, что у Эйнштейна была какая-то готовая и простенькая модель открытия. Однако тот факт, что ученый на протяжении почти всей своей жизни, особенно в старости, уделял большое внимание методологическим вопросам построения науки, говорит в пользу гипотезы А.Дроздова. Кроме того, не исключено, что жесткую модель открытия Эйнштейну построить и не удалось, но у него сложилось некоторое интуитивное постижение сущности инновации и процесса ее возникновения.
Помимо всего прочего, работа в патентном бюро напрямую выводила Эйнштейна на рынок интеллектуального продукта, который жестко задавал и градуировал разнообразные практические проблемы. Только отталкиваясь от самых насущных проблем общества и улавливая направление движения интеллектуальной жизни, можно стать гением. В противном случае велик риск либо отстать от потребностей общества, либо обогнать их. А в таких случаях гений остается непризнанным. Эйнштейн избежал этой опасности.
Нельзя не упомянуть и о том, что по своей сути инновационная деятельность это состояние ума и души, это постоянная нацеленность на поиск нового и его внедрение. Не исключено, что, контактируя с инноваторами и изобретателями, Эйнштейн «заразился» от них этим свойством и тем самым «запустил» свой творческий потенциал.
Косвенно подтверждает гипотезу А.Дроздова известное высказывание Эйнштейна о том, что правильно поставленная проблема – это 50% успеха. А правильно поставить проблему редко удается в тишине профессорского кабинета в оторванной от практики университетской среде. Это гораздо легче сделать, непосредственно соприкасаясь с рынком инноваций. Что и сделал Эйнштейн.
Можно, конечно, привести и контраргумент, что Эйнштейн, мол, не был практиком, он был теоретиком, а теоретик меньше нуждается в практических задачах. Однако и этот тезис при ближайшем рассмотрении оказывается не слишком убедительным. Дело в том, что специальная теория относительности была одновременно с Эйнштейном разработана гениальным французским математиком Анри Пуанкаре. Но все бонусы за эту разработку получил все-таки Эйнштейн, а не Пуанкаре. Почему? Ведь математический аппарат теории у Пуанкаре был куда более продвинутым, чем у Эйнштейна?
Ответ прост: потому что Эйнштейн дал максимально понятную и практичную интерпретацию всех своих теоретических построений. Например, чего стоит один только парадокс близнецов. Это выход в космические путешествия, это связь с другими мирами посредством скоростей, близких к скорости света. Это выход в реальную физику и астрономию, а не замыкание на математических формулах. И такие пассажи могли возникнуть только в голове инноватора-практика, а не оторванного от жизни теоретика. Эйнштейн видел приложения своей теории.
Сегодня в век инноваций наиболее значимые и интересные открытия делаются отнюдь не в университетах – там они никому не нужны. Открытия перешли в частные лаборатории крупных компаний, иногда они делаются и в государственных корпорациях. Но и те, и другие работают на реальном рынке инноваций. И Эйнштейн был, можно сказать, провозвестником этого процесса.
Таким образом, Эйнштейн, постоянно осмысливая сущность проходящих через него инноваций, заставил свой мозг усиленно работать, что и привело к гипертрофии некоторых его частей. Все это позволило ему открыть некий инновационный паттерн, который можно было накладывать на различные проблемы и получать на этой основе первоклассные результаты. Данный механизм возникновения гения Эйнштейна в первом приближении можно принять как более приемлемое объяснение по сравнению с традиционными психологическими схемами.
Написать комментарий
см. сериал США «Гений:Эйнштейн» по русски Однокаменский
Евреи отпиарили Эйнштейна,как у нас Высоцкого.Коперник- польский еврей,тоже ими отпиарен,хотя его гелиоцентрическая система неверна.Если бы Земля облетала Солнце за год,мы видели бы летом другую картину звёздного неба нежели зимой.Ведь не может небесная сфера тоже вращаться вокруг Солнца с той же скоростью,что и Земля!
Ладно.Я против Эйнштейна ничего не имею.Чем моя теория приблизительности вам не нравится?Ну,не крутится Земля вокруг Солнца!Чтобы всё время видеть,скажем,Большую Медведицу,нужно чтобы Небесная сфера следовала за Землёй вокруг Солнца с той же скоростью.Это же нонсенс!Смена сезонов происходит,если ось Земли наклоняется к Солнцу то Южным,то Северным полюсом.Нестыковочка,ведь продолжение оси должно проходить возле Полярной Звезды.Да и аппараты тяжелее воздуха летают на Запад и Восток за одинаковое время.Не поезда,чай!
Эйнштейн выдал в свет никому не нужную практически теорию относительности.Я же,наблюдая зимой и летом Созвездие Большой Медведицы,пришёл к заключению,что Земля никак не может вращаться вокруг Солнца.Ведь зимой залетая на другую сторону светила,мы должны были бы видеть совершенно иную картину звёздного неба нежели летом.Небесная сфера движется вместе с Землёй?С какой стати?Земная ось наклоняется то Северным,то Южным полюсом к Солнцу при смене сезонов.А ведь ось должна быть всегда направлена к Полярной Звезде. Нестыковочка.А при вращение Земли,как аппараты тяжелее воздуха могут летать на Запад и Восток за одинаковое время?Не поезда чай.
Он заключил сделку с дьяволом.Именно поэтому и стал гением!)
Как Эйнштейн стал самым популярным ученым галактики
В конце 2017 года на аукционе в Иерусалиме было выставлено предложение из тринадцати слов, написанных от руки немецким языком самим Альбертом Эйнштейном. В этом городе хранятся архивы Эйнштейна, которые он завещал перед смертью в 1955 году Еврейскому университету. Это учреждение он помог основать в 1920-х годах. В архивах Альберта Эйнштейна сегодня хранится порядка 30 000 документов. Они в несколько раз больше архивов Галилео Галилея и Исаака Ньютона и могут посоперничать с архивами Наполеона Бонапарта. Однако происхождение документа, о котором пойдет речь, не имеет ничего общего с архивами, хотя его копия там также хранится. Все куда интереснее.
Без сомнения гений.
Эта бумажка была написана и подписана в Японии в токийском Императорском отеле и датирована ноябрем 1922 года. В этом месяце Эйнштейна наградили Нобелевской премией по физике. Он пребывал в этом отеле во время своего безумно популярного тура по Японии, в котором он читал лекции. Тогда ученый привлекал больше внимания, чем семья японского императора. По всей видимости, смущенный такой публичностью, Эйнштейн решил записать некоторые мысли и переживания о жизни в записке. Конкретно эту сентенцию (и еще одну коротенькую) он передал японскому курьеру, либо потому что курьер не брал чаевых, в соответствии с местным этикетом, либо потому что у Эйнштейна не было мелкой налички.
«Возможно, если вам повезет, эти записи станут куда более ценными, чем обычные чаевые», так сказал Эйнштейн японскому курьеру, по легенде продавца этой записки, переданной племяннику курьера.
Иерусалимский аукционный дом оценил записку в 5-8 тысяч долларов. Торги начались с 2 тысяч долларов. За двадцать минут шквал предложений быстро подталкивал цену, пока два последних претендента не схватились за телефоны. К концу аукциона цена выросла до невероятного 1,56 миллиона долларов.
В переводе предложение Эйнштейна звучит так: «Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху в сочетании с постоянным беспокойством».
Будь Эйнштейн вместе с нами, он бы диву дался абсурдности этого аукциона. В течение второй половины своей жизни, сразу после астрономического подтверждения его общей теории относительности в 1919 году, он не переставал отмахиваться от своей знаменитости и не интересовался накоплением денег ради собственного блага. Он был счастлив, когда оставался один, наедине со своими математическими расчетами, или с горсткой избранных коллег среди физиков и математиков — в Цюрихе, Берлине, Оксфорде, Пасадене и Принстоне. В ходе длинных морских путешествий из Европы в Японию и обратно он любил прятаться в своей кабинке и решать математические уравнения.
Как записал физик Филипп Франк, Эйнштейн так выразился о своей знаменитости в предисловии к собственной биографии:
«Я никогда не понимал, почему теория относительности с ее концепциями и проблемами, столь удаленными от практической жизни, так долго вызывает оживленный или даже воодушевленный резонанс среди широких кругов публики … Я никогда не слышал по-настоящему убедительного ответа на этот вопрос».
И вот что он писал о смысле жизни в журнале Life незадолго до своей кончины в 1955 году:
«Пытайся стать не успешным человеком, а ценным. В наши дни успешным считается тот, кто берет от жизни больше, чем вкладывает в нее. Но ценный человек будет давать больше, чем получает».
Смерть Эйнштейна освещалась во всей Вселенной. New York Times печатал трибьюты от президентов США и Западной Германии, от премьер-министров Израиля, Франции, Индии. Видные интеллектуалы, которые знали Эйнштейна лично, вторили политикам. «Для всех ученых и большинства людей, этот день — траурный. Эйнштейн был одним из величайших во все времена», говорит Роберт Оппенгеймер, американский физик, руководивший созданием атомной бомбы в ходе Второй мировой войны. Датский физик Нильс Бор, который спорил с Эйнштейном на тему квантовой теории, написал:
«Дары Эйнштейна никоим образом не ограничиваются сферой науки. Воистину, его признание до сих пор не признанных предположений даже в наших самых элементарных и привычных предположениях поощряет всех людей на отслеживание и борьбу с глубоко укоренившимися предрассудками и самодовольством в каждой национальной культуре».
Английский философ Бертран Рассел считал так:
«Эйнштейн был не только великим ученым, он был великим человеком. Он ратовал за мир, когда мир ратовал за войну. Он оставался разумным в безумном мире и либеральным в мире фанатиков».
Сегодня Эйнштейн — самый цитируемый ученый в галактике: он опережает Аристотеля, Галилея, Ньютона, Чарльза Дарвина и Стивена Хокинга, судя по количеству цитат Эйнштейна на Википедии, а вместе с тем опережает современников по 20 веку — Уинстона Черчилля, Джорджа Оруэлла и Бернарда Шоу. Из огромных архивов Эйнштейна извлекается бесконечное множество драгоценных цитат.
Неудивительно, Эйнштейна цитируют и как авторитета от науки. Например: «Самое непостижимое во Вселенной то, что она постижима». Но чаще его цитируют в широком спектре ненаучных дисциплин, включая образование, интеллект, политику, религию, брак, деньги и музицирование.
И здесь рождается любопытный вопрос. Действительно ли Эйнштейн говорил или писал все вышесказанное? Терзают смутные сомнения.
Лишь одна цитата выше однозначно принадлежит Эйнштейну: «Бог не играет в кости». Да и она стала сжатой выдержкой из ценного комментария Эйнштейна о квантовой теории. В 1926 году он писал в письме физику Максу Борну (на немецком языке): «Теория говорит многое, но не приближает ни на йоту к секретам «старого». Я, во всяком случае, убежден, что Он не играет в кости».
Другое заявление: «Если факты не соответствуют теории, измените факты». Эту цитату широко приписывают Эйнштейну, потому что кажется очевидным, что ему бы понравилась звучащая в ней идея. В разговоре со студентом, который в 1919 году, сразу после подтверждения ОТО, задал вопрос: что, если астрономические факты вступят в противоречие с теорией? Эйнштейн ответил: «В таком случае мне жаль Бога, потому что теория верна». Опять же, нет записи о том, что Эйнштейн делал такое категорическое заявление, устно или на бумаге. Похожие комментарии о фактах и теории датируются 19 веком; конкретно же Эйнштейну эту цитату начали приписывать в 1991 году. Без каких-либо источников.
Теперь рассмотрим заявление, которое в значительной степени приписывается Эйнштейну в разделе выставки Британского музея на тему религии, «Жизнь с богами»: «Самый прекрасный и глубокий опыт — это ощущение мистического. Это сеятель всей истинной науки». Цитата, судя по всему, была извлечена спустя десятки лет после смерти Эйнштейна из следующего комментария, который дал Эйнштейн в 1932 году. В переводе с родного немецкого он звучит так: «Самый прекрасный и глубокий опыт — это ощущение загадки. Оно лежит в основе религии, а также в основе глубокого вдохновения в искусстве и науке». Обратите внимание: «загадка» в 1932 году стала «мистическим» в 2018.
Короче говоря, цитаты Эйнштейна сильно отличаются от подлинников. Многие можно отследить до его трудов; некоторые из них основаны на воспоминаниях тех, кто его хорошо знал; другие мутировали со временем; некоторые напоминают его мысли или кажутся подходящими под его поведение, однако таковыми не являются. Именем Эйнштейна спекулируют умники, чтобы придать доверия делу или идее. Как говорил сам Эйнштейн: никогда не верьте цитатам в Интернете. Если вы понимаете, о чем я.
Почему же мы до сих пор восхищаемся Эйнштейном, пытаемся его цитировать и даже придумывать за него цитаты? Ответ будет таким же разносторонним, сложным и уникальным, как и этот человек, как и его жизнь, но он будет несомненно связан с научным гением Эйнштейна. Есть смешной анекдот про Эйнштейна, которого застали в конце 1930-х годов во время акта осмысления, рассказанный одним из его ассистентов по физике, Банишем Хоффманном:
«Когда ставало очевидно, как это часто случилось, что даже переход на немецкий язык не решит проблему, мы все замирали, а Эйнштейн тихо вставал и говорил на своем странном английском: «Моя немножко подумать». Сказав это, он начинал ходить по кругу, закручивая локон своих длинных, серых волос вокруг пальца. Проходила минута, потом еще одна, и Инфельд (другой ассистент) и я безмолвно переглядывались, пока Эйнштейн продолжал ходить, покручивая локон на пальце. На его лице было написано, что он где-то далеко. Не было и следа напряженной концентрации. Проходила минута, затем еще одна, и вдруг Эйнштейн заметно расслаблялся, и едва заметная улыбка озаряла его лицо. Он больше не ходил, не закручивал локон. Он возвращался к нам, замечал нас, затем рассказывал решение проблемы, и почти всегда оно срабатывало».
Легко понять, почему Эйнштейн считается иконой в мире ученых. Scientific American оценивает, что две трети «озарений», присылаемых ученым и научным журналам, связаны с теориями Эйнштейна. Либо писатель утверждает, что нашел объединенную теорию гравитации и электромагнетизма, чего не смог сделать Эйнштейн, либо идеи Эйнштейна оказались ошибочными, особенно по части ОТО. (Еще одна треть «озарений» касается вечных двигателей и источников вечной энергии).
Впрочем, в образе Эйнштейна должно быть что-то еще, выходящее за пределы мира науки. В 2005 году Артур Кларк — чьи собственные работы и личность вышли за пределы круга читателей и любителей фильмов — разложил невероятную славу Эйнштейна на «уникальное сочетание гения, гуманиста, пацифиста и эксцентрика». В то время как Ньютон, например, известен всем и каждому, сколько рекламщиков будут использовать его образ так же часто, как Эйнштейна, чтобы рекламировать любые продукты широкой публике? Какой политик упомянет имя Ньютона в своей речи? Кто будет подписывать цитату его именем? Конечно, биографии Ньютона пишутся, но имя его не маячит у всех на виду, сам он не становится героем мультфильмов и предметом обсуждений. Про него разве что анекдоты сочиняют.
Ньютон известен своими научными достижениями, за которые его почитали все последующие физики, в том числе и Эйнштейн. Но после того, как Ньютон покинул Кембридж и переехал в Лондон в 1696 году, у него не осталось ни одного друга в месте, где он провел 35 лет и сделал свою революционную работу; нет ни одного сохранившегося письма, которой он отправил бы своим друзьям в Кембридже с 1696 по 1727 год. Его преемник, Уильям Уинстон, так писал о Ньютоне в своих воспоминаниях (задолго до смерти патрона): «Он обладал одним из самых боязливых, подозрительных и опасливых нравов из всех, что я знал».
Это лицо уже стало синонимом научных открытий.
Эйнштейн и Ньютон имели много общего на научной стезе, но очень мало — как люди. При всем скептицизме Эйнштейна о личных отношениях и институте брака, двух неудачных браках и семейных трагедиях (его второй сын Эдуард провел последние тридцать лет своей жизни в швейцарской психиатрической больнице), он был очень общительным человеком. Он постоянно выступал на публике, переписывался с друзьями, коллегами и незнакомцами, прилагал постоянные усилия, чтобы помочь научным «соперникам» и новобранцам — например, тогда еще неизвестному индийскому математику Сатиендре Нату Бозе, с которым он сделал много общих наработок.
В отличие от Ньютона, разногласия Эйнштейна о науке и других вопросах — кроме антисемитизма и нацизма — проявлялись без полемики и без злобы. Не было злобы даже в его долгой и неубедительной битве с Бором на поле квантовой теории. Эйнштейн бил сильно, но не для того, чтобы ранить. Споря со своим близким другом Борном на ту же тему в 40-х и 50-х годах, самое унизительное, на что осмелился пойти Эйнштейн, это сардонический комментарий: «Стыдно, Борн, стыдно!».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.
Более того, почти все общественные начала, которые поддерживал Эйнштейн, были почетными и дальновидными. Многие нуждались в моральной смелости. Он выступал против антисемитизма, сегрегации и линчевания черных людей в США, против охоты на ведьм маккартизма, строительства военно-промышленного комплекса, против ядерной войны. Вместо того чтобы купаться в лучах славы, наслаждаясь физикой, музыкой и парусным спортом, Эйнштейн боролся всякий раз, когда его имя могло хоть на что-то повлиять. Сам факт того, что Эдгар Гувер, директор ФБР, определил Эйнштейна как симпатизирующего коммунистам в 1950-55 годах, показывает, насколько серьезно активизм Эйнштейна принимался реакционными силами.
Мнение Эйнштейна по поводу религии воспринималось всерьез и религиозными представителями. В 2004 году биолог и воинствующий атеист Ричард Докинз писал:
«Эйнштейн был глубоко духовным, но отказался от сверхъестественного и отрицал всех личных богов. Я с радостью разделяю его великолепно безбожную духовность. Никакой теист не осмелится дать Эйнштейну уроки по духовности».
Физик Стивен Хокинг (недавно почивший, да хранят его черные дыры) разделял похожий взгляд на Эйнштейна, когда писал в 1984 году:
«Если бы мы сказали, что есть Сущность, которая отвечает за законы физики, это прекрасно согласовалось бы со всем, что мы знаем. Однако, я думаю, было бы введением в заблуждение называть такую Сущность “Богом”, потому что обычно этот термин имеет личностные коннотации, которых нет в законах физики».
Папа Иоанн Павел II, выступая в 1979 году на заседании Папской академии наук, посвященном столетию рождения Эйнштейна, сказал, что:
«Преисполненная восхищением гением великого ученого, в котором раскрывается отпечаток творческого духа, никоим образом не осуждающая доктрины на тему великих систем этой Вселенной, да это и не в ее власти, Церковь, тем не менее, рекомендует эти доктрины для рассмотрения теологами, чтобы они могли обнаружить гармонию, существующую между научной истиной и истиной откровения».
Феномен неправильного цитирования Эйнштейна в значительной степени обусловлен глубоко человеческим стремлением к мистификации авторитетных фигур, которых можно окрестить “иконами” и “гениями”. Когда теория относительности стала популярной в 1920-х годах, многие люди предположили, что Эйнштейна можно цитировать направо и налево и что все относительно, включая правду; все наблюдения субъективны; все невозможное возможно. Люди любят цитировать Эйнштейна, потому что с ним сложно не согласиться. И как говорил сам Эйнштейн:
«Чтобы наказать меня за мое неуважение власти, судьба сделала меня авторитетом».