в чем заключается философия аристотеля
Кто такой Аристотель? Что такое философская система Аристотеля?
Содержание:
Аристотель – известный философ, которого обучал Платон. Годы его жизни – с 384 до 322 года до нашей эры. Ключевыми сферами деятельности гения были биология, логика, этика. Главная работа посвящена проблемам метафизики. В учениях поднимается вопрос: «Что такое сущность и сущий?». Под сущим ученый понимает единичные предметы, объединенные в группу. У каждого предмета есть определенная сущность. Для ее постижения человеку необходим ум, знание, а не ощущение или чувство.
Сущности не могут меняться, это вечный атрибут вселенной. Только через них можно понять сущее. Философ выделял высшие, первоочередные причины, которые легли в основу его учения. Каждая вещица имеет все 4 причины:
Философское учение Аристотеля базируется на иерархической системе классов. В ее основе – понятие сущности, субстанции. Все остальное – описание признаков субстанции.
Философия Аристотеля кратко и понятно
Древний ученый внес множество важных теорий в мировую философию. Основными, исторически значимыми являются:
Философская система Аристотеля кратко – душа и человек
Форма человеческой души в учениях философа представлена в трех рангах: растительный, животный и разумный уровень. Именно душа способна контролировать организм и его основной функционал, в ней находится создание человека. Философское учение Аристотеля кратко можно рассмотреть на трехуровневой структуре души:
Материалистический взгляд на человечество обоснован следующими суждениями философа:
Общество формируется благодаря желанию индивидов объединяться в группы, семьи, проживать с другими представителями человечества. Совместно люди могут изготавливать материальные блага, обустраивать жилища, распределять обязанности. Их объединяют язык, культура, родственные связи.
Главным контролирующим органом, способным защитить, поддержать, организовать общества, является государственный строй.
Философская система Аристотеля – государство
На основании учений Аристотеля есть возможность определить шесть основных видов государственной структуры. Ученый выделяет:
Учение Аристотеля было философской основой для разделения форм государства в древние времена.
Аристотель
Аристотель – величайший учёный и мыслитель античного мира. Он заложил основы большинства современных наук, создал всестороннее учение о мироздании, основные понятия философии и научный стиль мышления.
Биография: краткие сведения
Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.
Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.
Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.
Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.
После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.
В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.
В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.
После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался. Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени.
После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.
В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.
Основные идеи философского учения Аристотеля
Прежде всего Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие.
Одной из наиболее важных наук для Аристотеля была метафизика.
Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию о четырёх «первоначалах»:
Аристотель ввёл понятия «акта» и «потенции». Первый – это деятельное осуществление чего-то. Вторая – это сила, способная на такое осуществление. Эти рассуждения возникли как ответ на парадокс, предложенный философами элейской школы. Элейцы утверждали, что сущее может возникнуть либо из ничего, либо из не-сущего. Аристотель показал, что и то, и другое невозможно: сущее уже существует, поэтому не может возникнуть из ничего; кроме того, из ничего вообще ничего не может возникнуть. Так что, по Аристотелю, возникновения и становления вообще не существует.
Аристотель, по существу, был первым мыслителем, который ввёл в философию категории – наиболее общие понятия, которые выражают свойства и отношения явлений действительности. Аристотель разработал целую иерархию категорий, в которой главной была «сущность», или «субстанция», а остальные категории считались её признаками.
Такими признаками являются количество, качество, отношение, действие, время, страдание, обладание и др. Впоследствии система категорий была Аристотелем упрощена.
Аристотель дал определение таким понятиям, как «пространство» и «время». При этом он создал две интерпретации этих понятий: первая определяет пространство и время как самостоятельные сущности, а вторая считает их системами отношений между предметами и явлениями. Споры вокруг определения пространства и времени, начавшиеся с Аристотеля, не утихают до сих пор.
Аристотель был первым, кто чётко разделил материальные объекты на четыре основных типа:
Также Аристотель попытался в космологическом плане доказать существование бога. Согласно ему, бог – это первичная сущность, дающая начало всем остальным предметам и явлениям в пространстве, первичный двигатель, запускающий все мировые процессы. Ведь, по его мнению, у всех предметов, процессов и явлений есть какое-то начало – последовательность причин не может быть бесконечной. И начало это должно быть единым, поскольку все процессы во вселенной взаимосвязаны.
Аристотель исследовал и идею души. Представления о ней имелись в большинстве древних культур, почти во всех мировых религиях и культах. Однако понимание её сущности различалось. Аристотель указал, что это нечто, связанное с телом, но само по себе бестелесное и нематериальное. Он дал и более определённое понимание «души», считая её «энтелехией» тела. Аристотель под «энтелехией» вообще понимал некую внутреннюю силу чего-то, выступающую как потенциальная цель и конечный смысл; например, «энтелехия» позволяет маленькому семени вырастать в большое дерево.
Душа выражается в таких «элементах», как внимание, эмоции, память, представления, ощущения, понятия и т. д. Из меньших и частных элементов складываются более общие: так, ощущения могут сложиться в общее восприятие, а восприятия – в представление о мире в целом. Таким образом, Аристотеля можно назвать первым психологом в современном смысле этого слова.
Добродетели Аристотель делил на нравственные, или этические, и мыслительные, или дианоэтические. Первые приобретаются с опытом и выражаются в разумной середине между крайностями; такими добродетелями являются кротость, умеренность, щедрость, мужество, дружелюбие, справедливость и т. д. Вторые добродетели, мыслительные, приобретаются в результате обучения.
Работы Аристотеля посвящены и политике. По мнению философа, политика – это то, что отличает человека от других животных. Аристотель был даже уверен, что у человека с рождения имеется инстинкт, подталкивающий его к общественной жизни. Этому способствует и то, что каждый человек ограничен в своих возможностях, и только совместная жизнь позволяет ему выжить. Люди объединяются в группы, в которых каждый занимает определённое место, основанное на его полезных для жизни способностях.
Аристотель был одним из первых учёных, кто не только допускал шарообразность Земли, но и постарался доказать её на основании формы тени, отбрасываемой ею на Луну. Аристотель также доказал шарообразность Луны. Он же попытался определить длину окружности Земли, основываясь на работах древнегреческих математиков; впрочем, он ошибся почти в два раза: он получил цифру в 71200 км, тогда как реальная длина экватора – чуть больше 40 тысяч км.
Список произведений философа
События биографии Аристотеля неотделимы от составления им множества научных трудов. Список его произведений огромен; есть и немало произведений, которые приписываются ему, но настоящее их авторство не установлено; или же они приписывались Аристотелю ранее, но сегодня учёные смогли определить подлинных авторов.
Вот некоторые из этих произведений:
Десять малоизвестных фактов о древнегреческом учёном
Биография Аристотеля известна большинству людей лишь в очень общем виде. Действительно, мало кто представляет, каким великий философ был в жизни и как именно он приходил к своим научным идеям.
Вот некоторые факты из его жизни:
Философия Аристотеля и его классификация наук
Аристотель родился в городе Стагир. Отец его был врачом у самого царя Македонии. Когда Аристотелю исполнилось 18 лет, он уехал в Афины, чтобы учиться в Академии Платона. А в сорок лет судьба распорядилась таким образом, что мыслитель примерил на себя роль воспитателя, и не кого-нибудь, а самого Александра Македонского.
Последнее десятилетие своей жизни Аристотель жил в Афинах и много сделал для общества. Он стал основателем собственной школы – Ликей. Именно в это время написал большую часть своих книг. Его жизнь закончилась достаточно трагично. Всё дело в том, что после смерти Александра Македонского жители Афин восстали и преследовали его соратников, в их числе был и Аристотель. Его осудили на неверие. И ему пришлось бежать, чтобы е быть наказанным. Он спрятался в своём имении, где спустя всего пару месяцев скончался.
Новаторство Аристотеля как учёного
Аристотель ярко выделялся среди своих предшественников. ОН был первым, кто стал писать, как учёный-профессионал. Он тот, кто начал систематизировать свои рассуждения и разделять на рубрики изложение своих идей.
Ключевыми аспектами новаторской деятельности Аристотеля является его критическое отношение к платоновским идеям и теориям. Как ответ он выдвинул собственную доктрину универсалий. Со временем можно было наблюдать, как Аристотель и Платон стали противоположностями друг другу в отношении их воззрений.
Для платоновского учения характерна мистикорелигиозная окраска, а в идеях Аристотеля преобладает здравый смысл и систематизация знания. Платоновским идеям характерно преклонение перед математикой и полное отсутствие интереса к эмпирическим явлениям, а Аристотель питал особую страсть к эмпирическим наукам и разложению на классы различных феноменов. Математика Аристотеля мало волновала.
Аристотель во многом противостоял идеям Платона. Он даже выдвигает ряд аргументов против концепций платоновских идей.
Из самых ярких аргументов – аргумент «третьего человека»: если человек является человеком, потому что он похож на идеального человека, то должен быть ещё более идеальный человек, на которого похожи и обыкновенный человек, и идеальный человек.
Логично говорить о том, что в основе критики Аристотеля лежит здравый смысл, а критика это кажется вполне адекватной и очевидной. Однако важно сказать и о том, что аристотелевская теория тоже не так ясна.
Аристотелевская теория универсалий
Только на первый взгляд может показаться, что аристотелевская теория универсалий достаточно проста, но это не совсем так. В языке бывают имена собственные и прилагательные. Предметы, лица, которые обозначаются именами собственными, являются единственным предметом или лицом, к которому применимо данное имя.
Солнце, Луна, Россия, Пушкин – это единственные в своём роде. Невозможно найти другие вещи, которым подойдёт данное обозначение.
Обратная сторона теории Аристотеля в том, что существуют имена такие, как «птица», «лошадь», «человек» и они могут быть применимы ко многим вещам и лицам. Основная проблема универсалий в значении именно таких слов. Такая же ситуация и с прилагательными типа «жёлтый», «тёплый, «овальный» и т.п. Всё, что обозначено именем собственным, является субстанцией. То, что можно обозначить прилагательным типа «смертный» или каким-то общим словом типа «человек», является универсалией. Субстанция есть это, иными словами она обозначает конкретную отдельную вещь. Однако универсалия есть такое, что значит, что она указывает на род, к которому эта вещь относится. Универсалия не является субстанцией, потому что она не есть «это». Согласно воззрениям Аристотеля, универсалия на существует самостоятельно, она наличествует в отдельных вещах.
Кроме этого Аристотель поднимал проблему различия формы и материи в метафизике.
В ситуации, когда человек делает бронзовый шар, бронза является материей, а шаровидность есть форма. Говоря о спокойном море, можно заметить, что вода – это материя, а гладкость является формой.
Аристотель обращает своё внимание на то, что именно благодаря форме материя приобретает очертания определённой вещи, и это есть субстанция вещи. Полагаясь на мысли Аристотеля, можно говорить о том, что вещь должна быть ограничена и её граница как раз и составляет форму.
Сложное для понимания и восприятия утверждение Аристотеля о том, что душа является формой тела. Логично только то, что форма не означает очертание. Система Аристотеля предполагает, что душа есть то, что делает тело единым организмом, который может обладать единством цели и специфическими чертами. Очевидно, что основная цель глаза заключается в том, чтобы видеть, но он не может видеть, если он отделён от тела. Исходя из этого, можно сделать вывод, что видит не сам глаз, а душа с помощью глаза. Аристотель исследует душу в связке с телом.
Аристотель высмеивает теорию пифагорейцев о переселении душ.
Мыслитель выдвигает идею о том, что душа погибает вместе с телом, потому что они связаны как материя и форма.
Аристотель утверждает, что разум – это часть души, которая наименьшим образом связана с телом. Разум понимает математику и философию. Объекты познания разума имеют абстрактный образ и они вне времени, в силу этого он и сам вне времени. Душа выступает как двигатель тела, поэтому она способна реагировать на чувственные предметы. Ей характерны силы типа питательной, ощущающей, разумной и движущей. Как следствие обладание разума высокой функцией мышления. От этого он имеет бессмертное состояние в отличии от тела и души.
Книги Аристотеля и его основные труды
Говоря о теологии Аристотеля, на первый план выходит его аргументация в пользу Бога. «Аргумент первой причины»: должно быть что-то, что способно породить движение, его главная характеристика вневременность. Бог – целевая причина любой деятельности. Развитие мира происходит в направлении большей степени и формы, таким образом, приобретает схожие черты с Богом. Однако у этого процесса нет финала, в силу того, что невозможно полностью исключить материю.
Этика Аристотеля стала отражением взглядов образованных людей его времени. Он был уверен, что Платон прав, когда разделял душу на разумную и иррациональную части. Этим частям соответствуют два рода добродетели: интеллектуальные и моральные.
Интеллектуальные добродетели – это результат обучения. Моральные добродетели есть привычки. На законодателей ложится задача сделать граждан добродетельными на законодательном уровне посредством выработки хороших привычек. Аристотель был уверен, что, делая постоянно добрые дела, можно привыкнуть к этому и получать удовлетворение от этого.
Доктрина золотой середины Аристотеля провозглашала, что всякая добродетель – это среднее между крайностями, любая из которых есть порок.
Смелость – это среднее между трусостью и беспечной храбростью. Щедрость посередине между расточительностью и жадностью.
Много внимания в «Этике» Аристотель уделил обсуждению вопроса дружбы. Совершенная дружба может существовать только между достойными людьми, а дружить со многими нельзя. Его мысли о дружбы опираются на здравый смысл. Они актуальны и по сей день. Счастье Аристотелю видится в доброжелательной деятельности, а совершенное удовольствие – в наилучшей деятельности, которая носит созерцательный характер. Созерцание всегда лучше, чем война или политика, или даже всякая практическая деятельность в силу того, что оно предоставляет возможность отдохнуть, а это важная составляющая счастья.
Практическая добродетель может давать только второстепенный род счастья. Счастье высшей степени в применении разума, поскольку он в большей степени человек, чем что-то иное. Из всего этого, Аристотель делает вывод, что добродетели являются средствами достижения конкретной цели, а именно – счастья.
«Политика» Аристотеля посвящена роли государства в жизни человека. Он утверждает, что государство – это сообщество высшего рода, которое направлено к величайшему благу. Даже несмотря на то, что государство появилось значительно позже, чем, например, семья, оно занимает позицию выше семьи и индивида, поскольку целое выше части.
Аристотель выдвинул собственную концепцию государства, которая отождествляется с концепцией организма: рука, когда тело уничтожено, не является более рукой. Точно так же индивид не может выполнить свою функцию, если он не является частью государства.
Мыслитель утверждает, что тот, кто основал государство совершил величайшее благо, потому что без закона человек – худшее из животных, а закон – это следствие государственности. Аристотель был уверен, что в первую очередь государство создаётся для того, чтобы жить счастливо, и только потом для обмена и предотвращения преступлений.
Философ не верит в равенство: с самого рождения одни вынуждены подчиняться, а другие руководить, человек, который от рождения вынужден подчиняться другому, является рабом. В современном цивилизованном мире принято считать, что все люди должны иметь одинаковые права, и что справедливость требует равенства. Однако Аристотель утверждал, что в справедливость должна быть включена правильная пропорция равенства.
Аристотель активно критикует позицию Платона. Он утверждает, что Платон слишком большой ролью наделяет целостность государства и таким образом превращает его в индивида. Аристотель был категоричен в отношении платоновского коммунизма.
Правительство, по славам Аристотеля, можно называть хорошим только тогда, когда его цель – благо всего общества. Философ говорит только о трёх видах хорошего правительства:
Также он говорит о множестве смешанных форм правления.
Интересен тот факт, что различия между олигархией и демократией мыслитель видит только в экономическом статусе правящей партии. Олигархия – это правление богатых, которые не принимают ко вниманию интересы бедный, а в демократическом государстве власть сосредоточена на руках нуждающихся, которые не обращают внимание на интересы более обеспеченных граждан.
При сравнении плохих форм правления, Аристотель прибегает к ограниченной защите демократии: ввиду того, что тирания и олигархия самые отрицательные формы правления, то на их фоне демократия самая лучшая.
В книге «Политика» Аристотель много рассуждает о причинах революций.
Главной причиной революции в Греции Аристотель называет конфликты между олигархами демократами.
Для того, чтобы избежать революций необходимо, по мнению Аристотеля, принимать активное участие в воспитании граждан, на законодательном уровне утверждать уважение к закону, а в управлении руководствоваться принципом справедливости.
В завершении этой книги мыслитель много рассуждает о воспитании. По его мнению, воспитание необходимо только детям граждан, а рабов нужно учить полезным ремёслам. Цель воспитания в добродетели, а не в пользе. Следовательно, цель государства – воспитание культурных людей, обладающих умом аристократа в сочетании с любовью к наукам и искусству.
Начиная с эпохи Ренессанса греческая концепция правительства начинает возрождаться. Идея общества, состоящего из культурных людей достигла своего расцвета в XVIII в.
Аристотель и наука
Аристотель утверждал, что физика – это наука о природе. Однако греки видели в этом слове иной смысл, чем мы видим сейчас. Phusis имело отношение к росту. Считалось, что природа семени, к примеру, заключается в том, чтобы вырасти в растение. Природа вещи состоит в том, чтобы реализовать ту цель, ради которой она существует. Понятно, что подобное восприятие природы является телеологическим. Природа есть причина, по которой необходимо достичь цели. Такая концепция природы, в последствии стала серьёзным препятствием на пути прогресса науки.
Аристотель отрицал существование пустоты, тем самым он отрицал положение атомистов. При этом он достаточно специфически объяснял существование времени. Вопреки тому, что прошлого и будущего уже или ещё нет, о времени в целом нельзя сказать, что его нет. Главное обоснование существования времени в том, что человек его считает. Движение было всегда и будет, поскольку без движения не может быть времени. Однако источник движения, по утверждениям Аристотеля, неподвижный. Это один неподвижный двигатель, вызывающий круговое движение. Только круговое движение может быть непрерывным и бесконечным, и только оно является первичным.
Физика Аристотеля – это признак его времени. Понятно, что она никак не сопоставляется с законом движения Ньютона. Спустя много столетий учёные отказались от идеи, которую высказывал Аристотель относительно вечности и неуничтожимости небесных тел.
В современной физике учёные не используют понятие цели и целесообразности.
Логика Аристотеля
Аристотель оказал серьёзное влияние на многие области философии, но самое сильное было в логике. Его учение о силлогизме занимает особое место в науке. Силлогизм – это доказательство, которое состоит из трёх частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Существует несколько модусов силлогизма, каждый имеет собственное название. Наиболее известный модус «Barbara».
Модус «Barbara» выглядит так: Все люди смертны (большая посылка). Сократ – человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение).
У современников Аристотеля эта форма рассуждений получила большой отклик. Она доказала свою продуктивность, потому что помогала правильно выстраивать логические мысли и открывала путь к новым знаниям. Эта система стала началом формальной логики и началом господства логики Аристотеля.
Аристотель был настолько авторитетной фигурой в мировой науке и философии, что на протяжении многих столетий был невозможен прогресс во многих областях научной деятельности и философии в том числе. Однако с начала XVII в. любое серьёзное открытие начиналось с критики аристотелевских догм.