в чем заключается эффект храповика

Эффект «храповика»

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

Эффект «храповика» рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на предположении о неэластичности цен в сторону понижения. Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении, цены также могут изменяться только в сторону повышения, а вот понизить цены достаточно сложно (отсюда название эффекта).

Проиллюстрируем этот эффект графически (рис. 12.9).

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен Р1 и реальном объеме производства Y1. Несмотря на то что это состояние равновесное, оно может находиться далеко от уровня полной занятости.

Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например, осуществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до АD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Р2, но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. Задача решена, цель достигнута.

Однако возможно, что правительству не удается поддерживать в дальнейшем совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не возникает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1.

Однако проблема заключается в том, что из-за неэластичности цен в обратную сторону (в сторону понижения) экономика приходит не в точку Е1, а в точку Е3, что ухудшает исходную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Р2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.

Эффект «храповика» демонстрирует опасность непродуманного экономического роста: если не удастся его поддерживать на заданном уровне, откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации.

В настоящей главе рассмотрены одна из основных моделей макроэкономического равновесия и две проблемы, которые она позволяет проанализировать:

1. Проблема достижения макроэкономического равновесия.

2. Проблема повышения уровня реального объема производства при сохранении макроэкономического равновесия.

Ситуация, обратная макроэкономическому равновесию, называется макроэкономической нестабильностью, и далее необходимо остановиться на рассмотрении именно этой, противоположной ситуации.

Источник

Совокупный спрос и совокупное предложение. Эффект храповика

Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы

Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров.

Кривая совокупного предложения (см. рис. 28.2) состоит из трех отрезков:

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

Кейнсианский отрезок кривой горизонтален, потому что при значительной безработице можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения уровня цен.

На промежуточном отрезке, когда в производстве появляются узкие места и используются менее эффективное оборудование и менее квалифицированные рабочие, издержки на единицу продукции увеличиваются. Поэтому на этом отрезке при расширении реального объема национального производства должны повышаться цены.

Классический отрезок соответствует состоянию полной занятости; реальный объем национального производства находится на максимальном уровне, его уже нельзя увеличить, но в ответ на увеличение совокупного спроса уровень цен поднимается.

Важно отметить, что кроме изменений в предложении под влиянием уровня цен есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Это неценовые факторы.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

При прочих равных условиях изменения одного из этих факторов приводят к изменениям издержек на единицу продукции при различных объемах национального производства и тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения.

Равновесие: реальный объем производства и уровень цен

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства ( рис. 28.3).

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

На следующем этапе анализа сместим кривые совокупного спроса и совокупного предложения и рассмотрим влияние этого шага на реальный объем национального производства (а следовательно, и на занятость) и уровень цен.

Смещение кривой совокупного спроса. Так, последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит:

Повышение уровня цен, связанное с увеличением совокупного спроса как на классическом, так и на промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса вправо повышают уровень цен.

Смещение кривой совокупного предложения. Теперь попытаемся ответить на вопрос: как влияют изменения совокупного предложения на равновесный уровень цен и равновесный объем производства? Ответ: смещение кривой совокупного предложения приводит к изменению реального объема национального производства при полной занятости. Уточняем: смещение кривой вправо свидетельствует об экономическом росте и уменьшении уровня цен. И наоборот: смещение кривой предложения влево говорит о сокращении реального объема производства и увеличении уровня цен, или инфляции, обусловленной ростом издержек производства.

Эффект храповика

Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, но при уменьшении спроса в течение короткого периода нельзя ожидать падения цен.

Рассмотренная модель совокупного спроса и совокупного предложения является трамплином для более детального и всестороннего анализа макроэкономических проблем: циклов, безработицы, инфляции, денежного обращения, банковского дела, кредитно-денежной и фискальной политики, стабилизации и экономического роста. Рассмотрим их подробнее.

Источник

Изменения в равновесии. «Эффект храповика»

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

Макроэкономическое равновесие – это состояние национальной экономики, при котором возникает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (рис. 11.3.1.).

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповикав чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

Рис. 11.3.1. Макроэкономическое равновесие.

Предположим, что уровень цен равен Р1. При таком уровне предложение составит Q1, а спрос – Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями начнется конкуренция, и она поднимет цену до уровня Ре. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта, и его предложение повысится до уровня Qe. В свою очередь, потребители снизят спрос до величины Qe. Наступит макроэкономическое равновесие, которому соответствует точка Е. Пересечение совокупного спроса и совокупного предложения в данной точке определяет равновесный уровень цен в национальной экономике (Ре) и равновесный объем национального производства (Qe).

Если совокупный спрос увеличится, то на горизонтальном отрезке это приведет к росту занятости и объема национального производства без увеличения цен, так как для данного отрезка характерно наличие высокого уровня безработицы и значительных неиспользуемых производственных мощностей. На промежуточном отрезке увеличение совокупного спроса приведет к росту производства национального продукта и повышению цен, вследствие возрастания занятости и использования ранее незагруженных мощностей предприятий. Рост совокупного спроса на вертикальном отрезке окажет влияние только на уровень цен, повысив их. Увеличения объема производства при этом не произойдет, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

В случае снижения совокупного спроса на горизонтальном отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На промежуточном отрезке сокращение совокупного спроса вызовет и уменьшение объема производства, и падение уровня цен. Однако если совокупный спрос упадет на вертикальном отрезке, объем национального производства останется неизменным, но адекватного снижения цен не произойдет: они если и снижаются, то незначительно. Это обусловлено тем, что цены на товары (в особенности, на ресурсы) достаточно мобильны и динамичны при движении вверх, но очень консервативны и не имеют тенденции к движению вниз. Подобная закономерность в движении цен получила название «эффект храповика»

Идея экономического храповика была разработана последователями Д.М. Кейнса.В соответствии с этой концепцией уровень цен может только повышаться, но не снижаться. Сбить цены не удаётся способами денежно-кредитной политики. Они показали, что существуют два фактора, создающие эффект храповика:

1) Негибкость заработной платы.

2) Усиливающаяся монополизация рынка.

При этом негибкость заработной платы обусловлена следующими причинами:

· действием контрактной системы: контракт подписывается на срок от одного года до трех лет, и в течение этого периода оговоренная заработная плата изменяться не может;

· действиями профсоюзов, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями, оговаривая при этом определенную величину заработной платы, ниже которой они не имеют права оплачивать труд своих работников;

· действиями государства, устанавливающего минимум заработной платы. В результате предприниматели не имеют права нанимать работников по ставке ниже минимальной.

В этих условиях одностороннюю гибкость ставок заработной платы (постоянный рост) обусловили три основных фактора:

· усиление политической деятельности профсоюзов и рабочих партий;

· государственное регулирование минимальной заработной платы;

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

· введение системы пособий по безработице.

В результате взаимодействия этих факторов значительно снижается конкуренция между безработными и занятыми. Поэтому при сокращении совокупного спроса номинальная ставка заработной платы не уменьшается, а остаётся неизменной, а вместе с этим остаются неизменными и издержки по производству конечной продукции.

При сокращении совокупного спроса отсутствует механизм снижения издержек на производство продукции, а значит, отсутствует желание у фирм увеличивать реальный уровень ЧНП. Таким образом, производство впадает в фазу стагнации. Это такое состояние экономики, при котором реальная величина ЧНП больше года находится в фазе депрессии,т.е. равновесия в такой точке, при которой отсутствует всеобщая занятость.

Последователи Кейнса сделали вывод, что необходимо усилить финансирование совокупного спроса со стороны государства методами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Сложность состоит в том, что цены, как на товары, так и на ресурсы становятся негибкими и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере, до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в этой тенденции эффект храповика (храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперёд, но не назад). Суть эффекта храповика состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются.

Источник

Эффект храповика

Опубликовано 17.07.2021 · Обновлено 17.07.2021

Что такое эффект храповика?

Эффект храповика – это экономический процесс, который трудно обратить вспять, если он уже начался или уже произошел. Храповик – это аналог механического храповика, который вращается в одну сторону, но не в другую, в экономическом процессе, который имеет тенденцию работать только в одну сторону. Результаты или побочные эффекты процесса могут усилить причину, создавая или изменяя стимулы и ожидания среди участников.

Эффект храповика тесно связан с идеей петли положительной обратной связи. Вдобавок, как и при отпускании механического храповика, используемого для сжатия пружины, реверс экономического процесса, который включает в себя эффект храпового механизма, может быть быстрым, сильным и трудным для контроля.

Ключевые выводы

Понимание эффекта храповика

Эффект храповика в экономике относится к эскалации производства, цен или организационных структур, которые имеют тенденцию к самовоспроизводству. Это происходит потому, что вовлеченный процесс также изменяет основные условия, которые управляют самим процессом. В свою очередь, это создает или усиливает стимулы и ожидания лиц, принимающих решения, таким образом, чтобы поддерживать или еще больше усиливать процесс. Это очень похоже на цикл положительной обратной связи, который представляет собой любой усиливающийся шаблон.

Эффект храповика назван в честь механического устройства, известного как храповик, которое состоит из круглой шестерни и поворотной защелки, которая позволяет шестерне вращаться в одном направлении, но не в другом, чтобы, например, повернуть болт или сжать весна. В дополнение к одностороннему характеру процесса храповик, используемый для сжатия пружины, может привести к накоплению накопленной энергии в пружине, которая может быть внезапно высвобождена, если храповик отключен. В машинах это необходимо тщательно контролировать, чтобы избежать повреждения системы из-за неконтролируемого высвобождения энергии.

Точно так же экономические процессы, которые связаны с эффектом храповика, могут быть отмечены нарастанием уравновешивающих сил с течением времени, что может привести к быстрому и, возможно, разрушительному обращению процесса вспять, если условия, вызывающие эффект храпового механизма, ослаблены.

Приложения эффекта храповика

Эффект храповика можно увидеть во многих областях экономики.

Политическая экономика

Эффект храповика впервые появился в работе Алана Пикока и Джека Уайзмана «Рост государственных расходов в Соединенном Королевстве».Пикок и Уайзман обнаружили, что после периодов кризиса государственные расходы стремительно увеличиваются.

Точно так же правительствам трудно свернуть огромные бюрократические организации, созданные изначально для временных нужд, например, во время вооруженного конфликта или экономического кризиса. Это связано с тем, что стимулы бюрократов, принимающих решения в государственных учреждениях, всегда включают их стимул сохранять и улучшать свое положение в организации, а также размер и статус самой организации. Затем они образуют концентрированную группу интересов, которая будет стремиться лоббировать политиков и влиять на общественное мнение, чтобы поддерживать, расширять и увеличивать власть бюрократических организаций.

Это применение эффекта храповика было дополнительно исследовано историком Робертом Хиггсом, который описал, как кризисы и чрезвычайные ситуации используются для расширения полномочий государственных органов, часто предположительно на временной основе, которые затем становятся постоянным расширением государственной власти и вмешательством в экономику. как только кризис миновал.

Экономист Сэнфорд Икеда позже описал, что обращение этого процесса вспять часто характеризуется не постепенным ускорением, а резкими или революционными поворотами в сторону меньшего правительства с меньшим вмешательством, которые могут сопровождаться общими беспорядками.

Бизнесы

Эффект храповика также может повлиять на бизнес-деятельность и инвестиции из-за таких вещей, как невозвратные затраты, активы, зависящие от отношений, и зависимости от путей.

Например, в автомобильной промышленности конкуренция заставляет компании постоянно создавать новые функции для своих автомобилей. Это требует дополнительных инвестиций в новое оборудование или квалифицированного рабочего другого типа, что увеличивает стоимость рабочей силы. После того, как автомобильная компания сделала эти инвестиции и добавила эти функции, становится трудно сократить производство. Фирма может не желать тратить свои инвестиции в физический капитал, необходимый для модернизации, или человеческий капитал в виде новых работников.

Давайте посмотрим на другой пример. Если магазин, чьи продажи в течение некоторого времени оставались неизменными, примет некоторые изменения, такие как новые управленческие стратегии, перестройка персонала или более совершенные программы стимулирования, а затем получит больший доход, чем раньше, магазину будет трудно оправдать сокращение производства. Поскольку фирмы всегда стремятся к росту и увеличению прибыли, сокращать производство трудно.

Бизнес-версия эффекта храповика также может быть аналогична той, что используется в правительственной бюрократии, где агенты – в данном случае менеджеры – имеют стимул поддерживать более широкий и более сложный набор продуктов, услуг и инфраструктуры для поддержки операций, которые они управлять.

Потребители

Аналогичные принципы применимы к эффекту храповика с точки зрения потребителя, поскольку завышенные ожидания усиливают процесс потребления. Если компания производила 20 унций газированной воды в течение десяти лет, а затем уменьшила объем содовой до 16 унций, потребители могут почувствовать себя обманутыми, даже если произойдет соразмерное снижение цен.

Рынки труда

Эффект храповика также применяется к заработной плате и ее повышению. Рабочие редко (если вообще когда-либо) соглашаются на снижение заработной платы, но они также могут быть недовольны повышением заработной платы, которое они считают недостаточным. Менеджер, получивший повышение заработной платы на 10% в течение одного года и повышение заработной платы на 5% в следующем году, может посчитать новое повышение недостаточным, даже если оно по-прежнему представляет собой повышение заработной платы.

На рынках труда эффект храповика также проявляется в ситуациях, когда работники, получающие зарплату по результатам, решают ограничить свой объем производства. Они делают это, потому что ожидают, что компания отреагирует на более высокий уровень выпуска повышением требований к выпуску или сокращением заработной платы.

Это представляет собой многопериодную проблему принципала-агента. В этой ситуации, если рабочие увеличивают объем производства, они раскрывают информацию о своей производительности руководителям, которые затем повышают их требования к производительности труда. Однако при введении конкуренции эффект храповика на рынках труда почти исчезает. Это верно независимо от того, благоприятствуют ли рыночные условия фирмам или рабочим.

Источник

Совокупный спрос и совокупное предложение. Эффект храповика

Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы

Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров.

Кривая совокупного предложения (см. рис. 28.2) состоит из трех отрезков:

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

Кейнсианский отрезок кривой горизонтален, потому что при значительной безработице можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения уровня цен.

На промежуточном отрезке, когда в производстве появляются узкие места и используются менее эффективное оборудование и менее квалифицированные рабочие, издержки на единицу продукции увеличиваются. Поэтому на этом отрезке при расширении реального объема национального производства должны повышаться цены.

Классический отрезок соответствует состоянию полной занятости; реальный объем национального производства находится на максимальном уровне, его уже нельзя увеличить, но в ответ на увеличение совокупного спроса уровень цен поднимается.

Важно отметить, что кроме изменений в предложении под влиянием уровня цен есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Это неценовые факторы.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

При прочих равных условиях изменения одного из этих факторов приводят к изменениям издержек на единицу продукции при различных объемах национального производства и тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения.

Равновесие: реальный объем производства и уровень цен

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства ( рис. 28.3).

в чем заключается эффект храповика. Смотреть фото в чем заключается эффект храповика. Смотреть картинку в чем заключается эффект храповика. Картинка про в чем заключается эффект храповика. Фото в чем заключается эффект храповика

На следующем этапе анализа сместим кривые совокупного спроса и совокупного предложения и рассмотрим влияние этого шага на реальный объем национального производства (а следовательно, и на занятость) и уровень цен.

Смещение кривой совокупного спроса. Так, последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит:

Повышение уровня цен, связанное с увеличением совокупного спроса как на классическом, так и на промежуточном отрезках кривой совокупного предложения, приводит к инфляции спроса. Это значит, что смещения кривой совокупного спроса вправо повышают уровень цен.

Смещение кривой совокупного предложения. Теперь попытаемся ответить на вопрос: как влияют изменения совокупного предложения на равновесный уровень цен и равновесный объем производства? Ответ: смещение кривой совокупного предложения приводит к изменению реального объема национального производства при полной занятости. Уточняем: смещение кривой вправо свидетельствует об экономическом росте и уменьшении уровня цен. И наоборот: смещение кривой предложения влево говорит о сокращении реального объема производства и увеличении уровня цен, или инфляции, обусловленной ростом издержек производства.

Эффект храповика

Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, но при уменьшении спроса в течение короткого периода нельзя ожидать падения цен.

Рассмотренная модель совокупного спроса и совокупного предложения является трамплином для более детального и всестороннего анализа макроэкономических проблем: циклов, безработицы, инфляции, денежного обращения, банковского дела, кредитно-денежной и фискальной политики, стабилизации и экономического роста. Рассмотрим их подробнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *