в чем заключается добродетель по мнению стоиков
Спокойствие. Стоицизм–путь мудреца.Новый подход к управлению эмоциями. Принципы и добродетели стоика
Спокойствие. Стоицизм – путь мудреца. Мэттью Дж. Ван Натта
Электронная книга t.me/kudaidem/1731
Вы в гневе? Вас одолевает страх? Не знаете, как пережить потерю?
Эта книга – простое и понятное руководство для решения этических и психологических проблем.
Вы научитесь контролировать свои мысли и действия. Перестанете тратить время и силы на то, что изменить невозможно, будете внимательнее и терпимее к людям. Эмоциональное состояние придет в норму, вы станете лучшей версией себя.
Стоицизм поможет вам привести жизнь в порядок, научит контролировать мысли и эмоции, управлять своим поведением так, чтобы действовать на благо себе и людям вокруг. Стоицизм научит вас думать по-новому.
Благодаря практическим заданиям вы разовьете полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшем.
При помощи пособия, которое вы держите в руках, можно научиться контролировать свои мысли и действия. Вы перестанете тратить время и силы на то, что изменить невозможно, станете внимательнее и терпимее к людям. Эмоциональное состояние станет более стабильным благодаря позитивному мышлению, вы станете лучшей версией себя и обретете гармонию.
Когда я открыл для себя стоицизм, то решил, что полученными знаниями я просто обязан поделиться с людьми, и начал вести блог под названием «Необузданный стоик». Позднее я создал подкаст «Счастливая судьба». Я отталкивался от высказываний моего любимого Марка Аврелия: «Запомни на будущее: не поддавайся соблазну впасть в отчаяние», «Это приносит несчастья» и «Самообладание есть путь к счастливой жизни».
Мой обучающий курс ориентирован на выработку практических навыков.
Как идеи стоицизма могут помочь в жизни?
Попробую ответить на этот вопрос в книге. Вам не нужно детально разбираться в философских учениях, чтобы понять то, о чем здесь пойдет речь. Стоицизм поможет вам привести жизнь в порядок, научит контролировать мысли и эмоции, управлять своим поведением – так, чтобы действовать на благо себе и людям вокруг. Если вы хотите жить счастливой жизнью и с успехом преодолевать все трудности – вы на правильном пути.
Стоицизм научит вас думать по-новому.
В книге также есть ряд практических заданий. Вы получите полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшем.
Часть I «Основные положения» содержит обзор теории стоицизма как философского направления. Эта часть книги поможет понять суть стоицизма, разобраться в его целях и задачах.
Часть II «Новый подход к управлению эмоциями» познакомит вас с образом мыслей стоиков и практической стороной вопроса.
Часть III «Стоицизм как образ жизни» обогатит вас новыми знаниями, которые можно применять в повседневной жизни. Вы научитесь культивировать в себе позитивные эмоции и справляться с негативными. Стоицизм сделает вас самодостаточным и уверенным в себе человеком, поможет наладить здоровые взаимоотношения с окружающими. Благодаря всему этому вы сможете менять мир вокруг себя.
Часть I
Основные положения
Глава 1
Практическая философия.
Что такое стоицизм?
Практическая философия, которая базируется на убеждении, что все люди могут обрести счастье в жизни. Жить хорошо каждый из нас может уже сейчас, несмотря на возникающие трудности. Но чтобы этого добиться, нужно поработать над образом мышления. Стоицизм учит нас фокусировать внимание на мыслях и действиях, которые мы в состоянии контролировать. Мы определяем, что́ хотим получить, а чего хотим избежать, – так формируется здоровое отношение к миру.
МИФЫ И ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Слово «стоический» сейчас обычно используется, когда речь идет о людях, сохраняющих самообладание в моменты неудач.
Но, человек не должен молча терпеть и превращаться в бездушную статую. Стремление жить полноценной жизнью делает ее эмоционально насыщенной.
Отслеживая и постоянно анализируя свои чувства, можно выработать позитивное отношение к миру.
Ошибочно также считать стоиков пассивными.
Стоицизм учит нас объективности, которая помогает принимать верные решения. Бездействие и нерешительность перестанут быть проблемой. Направляя внимание на то, что вы можете контролировать, вы сможете совершать эффективные действия.
Прежде чем подробно рассмотреть методы, которые предлагает стоицизм, давайте посмотрим, как и где зародилось это философское направление.
ИСТОКИ.
Стоицизм возник в Древней Греции около 300 г. до н. э. и сохранял свою популярность на протяжении 500 лет. Затем интерес к нему стал затухать.
Основателем этого философского направления стал Зенон Китийский. Этот человек сначала занимался морской торговлей, но лишился всего своего состояния во время кораблекрушения.
Постепенно он пришел к пониманию того, что люди рождены для счастливой жизни, полной безмятежного спокойствия, для жизни в гармонии с обществом. Чтобы донести до людей эту мысль, Зенон организовывал открытые лекции.
Со своими учениками он встречался в стоа (так называется крытая колоннада, служившая в те давние времена местом для собраний). Школа Зенона стала известна под названием «Стоа», в дальнейшем от этого названия и образовалось слово «стоицизм».
Ключевыми можно назвать работы трех авторов:
• Эпиктет (50–135 гг. н. э.) – философ-стоик, бывший раб, основатель философской школы;
• Сенека, римский сенатор (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – оставил после себя богатое наследие, труды, в которых изложены оригинальные философские идеи;
• Марк Аврелий (121–180 гг. н. э.) – император Рима, мыслитель, автор философских трудов, стоик-практик.
Современный стоицизм.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) как метод сформировалась под непосредственным влиянием идей стоицизма. Многие практические упражнения, которыми пользуется КПТ, соответствуют положениям стоицизма.
КПТ помогает людям мыслить экологичнее.
В наши дни, есть профильные сообщества стоиков.
Ежегодно проходит собрание Stoicon в рамках Недели стоицизма.
На мероприятии обсуждаются различные вопросы, связанные с улучшением качества жизни через познание философии стоицизма.
Главной целью стоицизм считает эвдемонию, то есть достижение счастья и блаженства. Посредством практических упражнений вы можете выработать в себе способность радоваться, ликовать и оставаться спокойным при встрече с неприятностями. Вы будете меньше злиться, тревожиться и терзаться одиночеством: разум, воспитанный в духе стоицизма, освободится от негативного восприятия окружающего мира.
Стоицизм позволил автору выработать «фестивальное восприятие» – любая толпа для него превращается в организованную вечеринку.
Мэтью может получать удовольствие даже от того, что других раздражает.
Перед сном он устраиваю вечерний обзор – анализирую все, что произошло за день, и результаты работы над собой.
Вот как он описывает жизнь в духе стоицизма:
• в гармонии с природой.
Подумайте: можно так сказать про вашу жизнь? Что эти характеристики значат для вас? Если вы хотите прийти к благополучной жизни в гармонии с природой, на что бы это могло быть похоже? Какие шаги нужно сделать сегодня, чтобы приблизиться к этой цели?
(Стоицизм для всех)
Каждый из нас может применять техники стоицизма для решения своих задач.
Давайте начнем изучать полезные техники.
Первый инструмент.
Дихотомия контроля – наиболее фундаментальный из всех принципов стоицизма. Есть вещи, которые можно контролировать, а есть такие, которыми управлять невозможно. Стоики оценивают каждую ситуацию с этой точки зрения и фокусируют свое внимание только на явлениях, которые относятся к первой категории.
Любая практика, например, медитация, всегда должна начинаться с фокусировки внимания на аспектах, которые можно контролировать.
Обучение стоицизму строится на базе соблюдения трех принципов и развития в себе четырех добродетелей.
ПРИНЦИПЫ.
Давайте сделаем краткий обзор трех принципов стоицизма (подробно мы их рассмотрим чуть позже):
1• принцип желания. Следует стремиться получить то, чем вы в состоянии самостоятельно распоряжаться и что вы можете контролировать. Такая избирательность внимания освобождает от всего, что может помешать достичь счастья;
2• принцип поведения. Нужно стремиться к установлению здоровых и позитивных отношений со всеми людьми, даже если кто-то из них не отвечает вам взаимностью;
3• принцип согласия. Нужно обращать внимание на свои мысли, стремиться к взвешенным суждениям об окружающем мире. Тщательно оценивая каждую свою мысль и сознательно отказываясь от негатива, можно обрести мудрость.
ДОБРОДЕТЕЛИ.
Добродетель – это искусство жить в гармонии с миром
Античные стоики стремились следовать добродетелям и оценивать свои мысли и поступки с учетом этих добродетелей:
• справедливость (ее часто разделяют на доброту и искренность).
Мудрость – это добродетель, которая характеризует мыслительный процесс. Отвага имеет отношение к эмоциональному состоянию. Скромность важна в ситуациях, когда нужно сделать выбор. В любых обстоятельствах у человека есть возможность показать ту или иную добродетель.
Следуя добродетелям, можно жить в счастье и гармонии.
Глава 2. Экскурс в историю.
Как и все ученики Платона, Зенон считал Сократа идеалом и исключительным человеком. Стоики называли себя прямыми последователями Сократа.
Первые философы
Давайте поговорим о людях, которые внесли значительный вклад в развитие стоицизма. Я расположил их в хронологической последовательности, от более ранних мыслителей к более поздним.
• ЗЕНОН (ок. 334–262 гг. до н. э.)
Однажды шторм уничтожил все его корабли с грузом. Не понимая, как дальше жить, Зенон направился в Афины, пришел в книжную лавку и приобрел там книгу о Сократе.
К 300 г. до н. э. он основал свою Школу стоиков.
Известно, что Зенон написал труд «Государство» – книгу, в которой описывается идеальный мир. Зенон сделал довольно смелые заявления: он утверждал, что все люди должны иметь равные гражданские права, что подразумевало равенство мужчин и женщин. Зенон верил, что у каждого человека есть возможность обрести добродетель, но стремление к добродетели отличает немногих.
К наделенным добродетелями мудрецам Зенон причислил, в частности, Сократа, Диогена и мифического героя Геракла.
• КЛЕАНФ (ок. 330–230 гг. до н. э.)
После смерти Зенона управлять школой стал один из его учеников – Клеанф. Сначала Клеанф был борцом, но, послушав лекции Зенона, увлекся философией. Бывший борец ценил физический труд, которым зарабатывал себе на жизнь, он был упорен и настойчив, очень работоспособен – ночами он таскал на себе воду, поливая угодья землевладельцев. Клеанф руководил Стоа более 30 лет, старательно распространяя учение Зенона. Зенон говорил своим ученикам «жить в согласии». А Клеанф добавил – «с природой».
Такой подход позволил ему прожить 90 лет.
• ЦИЦЕРОН (106–43 гг. до н. э.)
В 155 г. до н. э. глава Школы стоиков в сопровождении других философов направился в Древний Рим. Произведенное на римлян впечатление было огромным.
Римский государственный деятель и оратор Цицерон написал множество книг, посвященных идеям стоицизма. Сам он не считал себя стоиком, но этику стоиков он принимал полностью. Благодаря работам Цицерона до нас дошли ценные материалы о стоицизме.
• СЕНЕКА (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.)
Сенека – римский государственный деятель и советник при императоре Нероне в первые годы его правления. Практиковал стоицизм. Написал 124 письма на тему морали, а также множество сочинений, которые стали пособиями по теории стоицизма, актуальной и в наши дни.
• МУЗОНИЙ РУФ (ок. 30–100 гг. н. э.)
Музоний Руф был учителем широко известного стоика Эпиктета.
Музоний сказал так: «Школа философии похожа на кабинет врача, куда вы приходите для того, чтобы излечиться от боли».
• ЭПИКТЕТ (55–135 гг. н. э.)
Сначала Эпиктет был рабом, но позднее получил свободу и стал философом-стоиком.
Именно Эпиктет открыл три основных принципа стоицизма.
Он призывал учеников работать над собой и становиться лучше.
• МАРК АВРЕЛИЙ (121–180 гг. н. э.)
С 161 по 180 г. римский император Марк Аврелий вел свой философический журнал «Размышления».
Эта одна из основополагающих работ по стоицизму, документ, который позволил потомкам лучше понять взгляды стоиков.
Изречения Марка Аврелия касаются многих вопросов, он анализирует свою жизнь в контексте временной и пространственной бесконечности Вселенной.
Марк Аврелий утверждает, что каждый человек, независимо от своего социального положения, может обрести гармонию, если будет придерживаться стоицизма.
Под видео, Вы можете найти маленький тест, чтобы вспомнить факты из жизни стоиков.
(Рис.2) (Правильные ответы: В, Е, Г, Б, A, Д).
И другие философы
• ПИФАГОР (570–495 гг. до н. э.)
Пифагор упоминается во многих работах по стоицизму, многие авторы цитируют афоризмы Пифагора. Особенно стоикам нравилась традиция пифагорейцев анализировать все, что произошло за день: «Что я сделал неправильно? В чем я преуспел? Что я не сделал сегодня и оставил на завтра?»
• СОКРАТ (470–399 гг. до н. э.).
Родоначальник западной философии. Стоики считают себя последователями Сократа. Идеи Сократа вдохновили Зенона Китийского и нашли отражение в философии стоицизма. Например, важные выводы: нельзя желать никому зла, никто не ошибается намеренно, добродетель есть основа счастливой жизни – стали ключевыми для стоиков.
• ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 412–323 гг. до н. э.)
Диоген Синопский стал основоположником стоицизма, как и Сократ.
Стоики поклонялись ему, считали его образцом и примером. В кинизме больше внимания, чем в стоицизме, уделяется аскезе.
Многие киники не имели одежды, кроме той, что была на них надета, они старались усмирить желания своей плоти и отказывались от каких бы то ни было благ и удобств. Диоген Синопский спал в большом керамическом сосуде, который нашел на рынке.
Основная идея – отказ от добродетелей непременно приведет к нищете и попранию социальных норм.
Диоген Синопский вдохновил стоиков тем, что стремился жить в соответствии со своими убеждениями и призывал общество к благоразумию.
Киники, как и стоики, верили, что цель жизни в том, чтобы обрести добродетель, но при этом считали, что достичь цели можно лишь отрекшись от всего материального. Также они презирали удобства, потому что видели в них помеху на пути к добродетельной жизни, а своим вызывающим поведением стремились побудить людей жить осознанно.
А теперь, немного греческого языка.
Знание терминологии, которой пользуются стоики, поможет нам лучше понять их взгляды.
Eudaimonia (эвдемония) – блаженство, счастье. Стоики считали достижение блаженства целью жизни. Они называли это «жить в согласии с природой».
Prosoche – внимание. Главный элемент всех практик в стоицизме – внимание, сосредоточенное на мыслительном процессе.
Pathos – необоснованное суждение, волнение разума. Стоики верили, что негативные эмоции – это причина неверно сделанных выводов об окружающем мире. Этические практики стоиков помогают правильно оценивать происходящее и уберегать себя от pathos, то есть страстей и волнений.
Eupatheiai (Эпатия) – разумное суждение, здоровое состояние разума. Здоровое состояние разума, то есть радость, возникает благодаря разумным убеждениям и реакциям на мир.
Arete – добродетель, совершенство. Стремление к личностному совершенству позволит нам достичь eudaimonia, то есть блаженства.
Adiaphora (Адифора)– безразличие. Все, что не поддается контролю, стоики воспринимают безразлично, считая эти факторы ни плохими, ни хорошими. Ключевая цель в процессе обучения стоицизму – это умение отличать друг от друга истинно хорошие вещи и нейтральные.
Oikeiosis (Ойкеиосис) – близость, принадлежность, забота. Стоицизм учит нас вступать в близкие отношения с людьми и развивать в себе любовь ко всему миру.
Применение теории.
Давайте воспользуемся методом Пифагора и вспомним какой-то день своей жизни, например вчерашний. Вспомните все, что произошло за день. Что вас огорчило? Что обрадовало? Может, вы чего-то не сделали и отложили на завтра? Похвалите себя за победы. Извлеките урок из своих ошибок. В идеале это упражнение нужно делать каждый вечер перед сном.
Основоположники стоицизма создали философию для практического применения, философию, которая учит получать удовольствие от жизни.
Далее я приведу упражнения, которые стоики использовали для улучшения качества своего бытия и обретения гармонии.
Часть II. Новый подход к управлению эмоциями
Глава 3. Думать как стоик.
Стоицизм дает знания, благодаря которым можно научиться наслаждаться жизнью. Если ваше сознание освободится от тяжких раздумий, то вы сможете достичь спокойствия и обрести позитивный взгляд на вещи в любой ситуации.
Ваша цель заключается в том, чтобы научиться жить в гармонии с собой и другими. Принципы стоицизма указывают на то, что нужно делать, а добродетели говорят о том, почему это необходимо.
Необходимые инструменты.
ПРИНЦИП ЖЕЛАНИЯ: ЦЕНИТЬ ТО, ЧТО ИМЕЕШЬ.
Следуя принципу желания, можно обрести здоровое мироощущение.
Чтобы сберечь свое счастье, нужно научиться желать лишь того, что вы можете получить, и бояться лишь того, чего можно избежать.
Представьте себе, например, пассажиров самолета, который попал в зону турбулентности.
Стоик, говорит себе, что будущее никому не известно, да и управлять турбулентностью невозможно. Паника не поможет выровнять самолет, а лишь вымотает морально, и это может навредить, если нужно будет экстренно покинуть борт.
Мироощущение стоика помогает провести четкую границу между тем, что поддается контролю, и тем, что не поддается.
От двух вещей нужно непременно избавиться: от страха перед будущим и от воспоминаний о прошлых страданиях.
Понятие amor fati (любовь к судьбе) вообще-то принадлежит Ницше, но эта идея пронизывает всю философию стоицизма. Если вы готовы принять мир таким, какой он есть, то не станете желать того, что никогда не сможете получить.
Давайте сделаем другие упражнения, которые тоже помогут вам научиться жить в соответствии с принципом желания.
СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА НАСТОЯЩЕМ.
Сделайте глубокий вдох. Обратите свое внимание на то, что происходит с вами в данный момент. Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило.
• Можете ли вы сосредоточиться на «здесь и сейчас»?
• Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы направить свои мысли в нужное русло и начать вести себя более рационально?
ВОЗЬМИТЕ ПАУЗУ И СРАВНИТЕ.
Если нужно принять определенное решение, действуйте так.
Шаг 1 – отложить момент осуществления выбора. Можете ли вы на какое-то время отвлечься от стоящей перед вами задачи? Получается ли у вас сделать паузу и глубоко вдохнуть? Дайте себе время подумать.
Шаг 2 – сравните две открывающиеся перед вами возможности. Выбрать удовольствие или приблизиться к совершенству (обрести добродетель)?
Помните о том, что удовольствие включает в себя и сам процесс его получения, и чувства, которые остаются у вас после.
Данное упражнение поможет справиться с сиюминутным порывом и принять более взвешенное решение.
Следующее упражнение: Взгляд со стороны.
Сядьте удобно, закройте глаза и попробуйте посмотреть на себя как бы со стороны. Обратите внимание на то, что́ вас окружает. Постепенно смещайте фокус внимания еще дальше – на свой город, страну, мир и, может, даже на Вселенную. На каждом этапе сопоставляйте обстоятельства своей жизни с глобальной картиной, которая возникает у вас перед глазами.
Отметьте тот факт, что у других людей тоже есть сложности, мир не вращается лишь вокруг вас и ваших ошибок. Почувствуйте себя частью большого мира и постарайтесь расслабиться.
Вспомните, как вас что-то сильно беспокоило, а потом оказалось, что тревога была необоснованно велика. Вспоминайте об этом почаще, особенно в моменты сильных переживаний – это полезное упражнение.
ПОДУМАЙТЕ, Как бы изменилась ситуация, если бы вы тратили свои силы на проживание настоящего, а не мучались из-за мыслей о будущем?
2. Принцип поведения: что нужно делать.
Главной добродетелью, на которой основан принцип поведения, является справедливость.
Принцип поведения требует выполнения следующих трех условий:
1• научитесь действовать «с оговоркой»;
2• научитесь выбирать модель поведения, от которой будет польза как вам самим, так и окружающим вас людям;
3• выработайте здоровую систему ценностей, которая позволит вам вести себя легко и свободно.
В каждой ситуации подумайте – как вы можете поступить, чтобы от этого была польза и другим?
Что значит действовать «с оговоркой»?
Рассмотрим на простом примере. «Я собираюсь прополоть сорняки в саду сегодня днем, если мне ничто не помешает». Вот это окончание «если мне ничто не помешает» – большая сила. Я не могу быть полностью уверен, что мне удастся сегодня заняться садом (например, может пойти дождь, у меня может возникнуть более важное дело). Если я заявил, что буду работать в саду, а в итоге не сделал этого, я испытаю разочарование, расстроюсь. Добавив «если мне ничто не помешает», я получу свободу действий.
Если использовать такой метод постоянно, можно сохранять спокойствие, даже если планы осуществить не удалось.
(Две задачи).
Следующее упражнение я называю «две задачи».
Пример: вы за рулем. На дороге могут быть пробки, машина может заглохнуть, или вы можете пропустить нужный поворот. В любой из этих ситуаций напомните себе, что вы хотите ехать дальше и при этом оставаться в согласии с собой. Когда вы собираетесь что-то сделать, подумайте о том, с чем вы можете столкнуться. Затем напомните себе о своей основной цели. Она звучит так: «Я хочу оставаться в согласии с самим собой», или «Я хочу сохранить ощущение гармонии», или «Я хочу защитить свои искренние намерения».
Интересное сравнение: Две ручки.
Представь, что: Всякое дело имеет две ручки – ту, за которую его можно нести, и другую, за которую нести нельзя. Если твой брат совершит несправедливость, не смотри на дело со стороны совершенной несправедливости, поскольку это та ручка, за которую нести нельзя. Смотри на дело с той стороны, что он твой брат, что он вскормлен вместе с тобой. Таким образом, ты возьмешься за ту ручку, за которую можно нести.
Эта метафора показывает: любое решение может стать либо проблемой, либо выходом из ситуации.
Можно отплатить несправедливостью за несправедливость, но есть и другой вариант – поступить достойно.
Такой выбор есть у каждого из нас. В любой ситуации, особенно трудной, помните: у вас есть два выхода. Обдумайте их и выберите лучший.
Утренний настрой.
Марк Аврелий предлагает потрясающую практику – утреннюю медитацию, которая поможет вам успешно вести себя как сто́ит уже с самого начала дня.
Испробуйте следующее изречение из «Размышлений» на себе.
«С утра говорите себе наперед: встречусь с суетным, с неблагодарным, с хитрецом, с алчным. Все это произошло с ними по неведению добра и зла.
А я усмотрел в природе добра, что оно прекрасно, а еще в природе погрешающего, что он родствен мне, причастностью к разуму и божественному наделу.
И что ни от кого из них не могу я потерпеть вреда – ведь в постыдное никто меня не ввергает, а на родственного не могу же я сердиться или держаться в стороне от него, раз мы родились для общего дела, как ноги и руки, как ресницы, как верхний ряд зубов и ряд нижний.
Так вот: противодействовать другому противно природе, а негодовать и отвращаться – это противодействие».
Начинайте утро с этими мыслями и возвращайтесь к ним каждый раз, когда почувствуете себя некомфортно.
3. Принцип согласия: принятие себя.
Принцип согласия учит нас обращать внимание на мыслительный процесс и вырабатывать у себя здоровое мышление. Согласие в стоицизме – это открытость и непротивление любой поступающей информации. Остановиться и проанализировать свое отношение к жизни лучше, чем слепо следовать своим инстинктам и тем самым причинять себе вред.
Научившись управлять своими мыслями, мы можем избавить себя от стресса. В сложной ситуации нужно сконцентрироваться на том, что мы можем контролировать, например, на своей реакции.
Стоики выделяют три этапа овладения принципом согласия:
• с вами что-то происходит (первичная реакция);
• вы начинаете понимать, что именно произошло (объективная репрезентация);
• вы даете свою оценку происходящему (оценочное суждение).
Находясь дома, вы вдруг слышите снаружи какой-то шум. Звук заставляет вас вздрогнуть – это спонтанная реакция.
На этапе оценочного суждения вы можете сказать себе: «Я в опасности».
Но ведь это может быть и неправдой. Именно на этапе оценочного суждения часто возникает тревога, вызванная деструктивными мыслями.
Принцип согласия предлагает сделать паузу на этапе № 2. Создайте объективную репрезентацию, но не позволяйте возникать в вашей голове соображениям, которые могут заставить вас строить догадки. Взгляните на ситуацию шире.
А, когда вас начинают переполнять гневные мысли и вы становитесь заложником оценочного суждения, возьмите паузу и повторите про себя:
«Ты всего лишь видимость, а совсем не то, чем стараешься казаться».
Воздержитесь от оценки, пока не разберетесь в ситуации как следует.
(ЗАКЛЮЧИТЬ В СКОБКИ)
Еще один метод состоит в том, чтобы «заключить в скобки» свою первичную реакцию, то есть отграничить ее от всего остального и воздержаться от необдуманных оценок.
Посмотрите на ситуацию свежим взглядом, разберитесь в ней как следует.
Задайте себе основной для стоика вопрос: «Я могу это контролировать?» Ответ должен быть как можно более объективным, а оценочные суждения – рациональными.
Вы уже узнали о стоицизме довольно много. Знаете, что благоразумие – это добродетель, которая связана с принципом согласия. Попробуйте ответить на вопрос: как, по-вашему, благоразумие соотносится с перечисленными выше упражнениями?
Повторите упражнения, которые мы рассмотрели. Подумайте:
Многие ситуации требуют от нас согласия, контроля над желаниями и соответствующего обстоятельствам поведения.
Например, вас обругал незнакомец. Первое, что случится, скорее всего, вы сильно разнервничаетесь или просто покраснеете. В этой ситуации следует воспользоваться упражнением «Ты всего лишь видимость» и методом «заключения в скобки», чтобы воздержаться от поспешной оценки. Напомните себе, что сложившаяся ситуация – это одна из безграничных возможностей на пути к добродетели. Метод «две задачи» поможет вам собраться с мыслями, а если вы начали выполнять утреннюю медитацию, то и вовсе сможете себе сказать: «Эй, я знал, что это может произойти, я был готов к этому».
Принципы согласия, желания и поведения можно практиковать отдельно друг от друга, в специально отведенное для каждого из них время, но обязательно каждый день. Вам нужно будет подобрать подходящее для каждой конкретной ситуации упражнение. Чем чаще вы практикуетесь, тем больше инструментов будет в вашем распоряжении в нужный момент. Это поможет эффективно справляться с трудностями и оставаться в гармонии с самим собой и с миром.
Найдите время, чтобы определиться, каким именно образом вы будете осваивать рассмотренные принципы. Какое упражнение вы хотели бы сделать завтра, чтобы начать воспитывать в себе стоическое мироощущение?
Что важно знать помимо принципов?
Выполняя практики, прислушивайтесь к себе. Добродетельны ли ваши намерения? Есть ли изменения в вашем поведении? Удалось ли вам обрести гармонию? Если да, то вы все делаете правильно.
Совершенствуя свои способности к рациональному мышлению, важно также практиковаться в сочувствии. И ни в коем случае нельзя критиковать людей за то, что они не хотят идти вашей дорогой.
Цель всех упражнений – привести вас к личностному совершенству, то есть к добродетели. Стоики рассматривают добродетель как абсолютное благо, единственный путь к здоровью и благоденствию.
Дальше мы будем разбираться в сути ментальных практик. Не забывайте о принципах, с которыми мы познакомились.
Во второй, завершаюшей части я расскажу: о Стоицизм как образ жизни. НаУчимся позитивному отношению к жизни. ПоРаботаем над позитивным мышлением.
Отработаем навыки эмоциональной устойчивости. Проработаем негативные мысли. И научимся обретать эмоционального равновесия.