в чем заключается дисциплинированность воина
В чем заключается дисциплинированность воина
Сущность и содержание воинской дисциплины
Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.
Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:
во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;
во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.
Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению. ». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.
Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.
Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.
Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.
Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.
Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.
Понятие «воинская дисциплина» включает:
— обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
— совпадение целей законности и воинской дисциплины;
— детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности
— повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
— обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
— дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
— единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.
С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.
Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих
Внешние показатели дисциплинированности:
— строгое соблюдение воинского порядка;
— точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;
— образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:
— убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины
— знание уставов и наставлений, требований военной службы;
— умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;
— навыки и привычки дисциплинированного поведения;
Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.
В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.
С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.
Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.
Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.
В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?
Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).
Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:
— анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;
— выработка установки на действие;
— проигрыш действия про себя;
— выполнение его по частям или в целом;
— самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.
Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.
Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.
Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.
Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.
Рекомендуемая литература:
1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.
Подполковник
Алексей Никишов.
Майор
Олег Самосват
Дисциплинированность — важнейшее качество личности воина
Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.
Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «… чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.
Под дисциплиной следует считать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.
Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных Сил.
Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
— быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;
— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
— стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайны;
— поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости:
— с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.
В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии, делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.
Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержа но свято… От послушания родитца попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который прежде чем стать офицером семь лет отслужил в «нижних» чинах.
Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.
Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.
Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. — все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.
Воинская служба сложна и подчас сурова. Она не терпит никаких отступлений от требований дисциплины. «Военная организация, — писал М.В. Фрунзе, — это специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений…». Эти качества личности воина являют собой основу дисциплинированности и выступают показателем ее социальной и воинской зрелости. Известно, что высшим проявлением дисциплинированности выступает самодисциплина, под которой понимается способность военнослужащего управлять собой, своими поступками, самостоятельно оценивать и контролировать выполнение требований воинской дисциплины и в нужный момент побуждать себя к их выполнению. Психологи и военные ученые, исследующие проблемы воинской дисциплины, в основном сходятся в научной позиции, определяющей самодисицплинирование как наиболее эффективный способ достижения высокого уровня дисциплинированности.
Проанализируем вкратце, в чем могут заключаться личные выгоды (интересы) воинов в формировании у себя высоких качеств дисциплинированности.
Во-первых, содержание, направленность, ритм и весь уклад воинской жизнедеятельности изначально рассчитаны на дисциплинированного военнослужащего. Отсутствие достаточных дисциплинарных качеств будет раз за разом создавать воину дополнительные трудности в службе: здесь поспешил, там не успел, где-то поленился и, одним словом, в очередной раз провинился. К такому воину сослуживцы сразу приклеивают насмешливый ярлык «неудачника», а командиры — «разболтанного солдата», нуждающегося в повышенном контроле и внимании. Попасть в такую ситуацию просто, особенно в начале службы, а вот изменить негативную установку к себе, как показывает опыт, нелегко.
Во-вторых, умные люди никогда не теряют зря времени и возможности приобрести полезное. Всегда нужно помнить, что во всем есть положительное начало. Так и служба в армии дает возможность юноше преобразиться в зрелого мужчину, а именно, закалить характер и волю, обрести способность отвечать за других и себя, за свои и чужие поступки, избавиться от последствий ошибок и слабостей детско-юношеского периода и многое другое. Глубокое осознание данной благоприятной возможности и истинная устремленность на ее реализацию в ходе служебной практики способны коренным образом улучшить внутреннюю организацию и содержание личности.
В-третьих, для многих не секрет, что сегодня преимущества при приеме на хорошую перспективную работу, учебу в вузе имеют молодые люди, обладающие положительным социальным опытом деятельности и высокими личностными качествами, среди которых ведущее место отводится дисциплинированности. Причем характеризуют это понятие все стороны жизни человека: от дисциплины мысли (логика и стройность рассуждений) до дисциплины его отдыха и развлечений (активность и полезность форм проведения досуга, чувство и соблюдение меры и т.п.). А такие составляющие личности, как пунктуальность, точность, обязательность, устойчивость, исполнительность и аккуратность ценятся в серьезных государственных и частных деловых структурах на вес золота. Отсюда и возможные долгосрочные личные жизненные перспективы для каждого из нас.
Таким образом, используя особенности самого уклада армейской (флотской) жизни как наиболее благоприятного по своему устройству и содержанию, воин может и должен в относительно короткий срок сформировать в себе качества, полезные и привлекательные для плодотворной жизнедеятельности в будущем. Ответив на вопрос: «А зачем лично мне это необходимо?», перейдем к рассмотрению способов достижения высокой дисциплинированности на основе самодисциплинирования. То есть теперь ответим на вопрос: «А как это сделать?».
Самодисциплинирование военнослужащего может быть рассмотрено как процесс, развивающийся параллельно и неразрывно с его воинской службой, который можно проанализировать, выделив основные периоды службы (см. таблицу).
Достижение предполагаемых положительных результатов на вышеперечисленных этапах самодисциплинирования осуществляется при помощи известных и достаточно эффективных психолого-педагогических форм и методов самосовершенствования. Среди них:
— самостоятельное изучение воинских уставов, законодательства РФ о воинской службе, требований служебных инструкций в рамках должностной компетенции;
— активное усвоение правил и норм дисциплинарного поведения в рамках ОГП, инструктивно-методических занятий и других форм обучения;
— изучение и использование передового опыта высокодисциплинированных военнослужащих в работе над собой;
— выявление и фиксация (самонаблюдение) собственных негативных качеств, препятствующих достижению высокой дисциплинированности;
— выработка убеждений и мотивации к исправлению недостатков;
— учет замечаний, рекомендаций и пожеланий сослуживцев и командиров по улучшению личной дисциплинированности;
— использование различных упражнений и тренировок по привитию себе качеств высокоорганизованного воина;
— учет и оценка (самоанализ) изменений, достигнутых в результате самодисциплинирования.
— активное обучение с целью усвоения правил и приемов высокодисциплинированного поведения;
— акцентирование и концентрация внимания на «слабых звеньях» собственной дисциплинированности и их целенаправленное исправление (самокоррекция);
— извлечение полезных уроков самодисциплинирования из опыта сослуживцев, командиров и воспитателей путем бесед и наблюдений;
— повышение объективности самонаблюдения, самооценки и самоконтроля за своим поведением и деятельностью;
— использование психолого-педагогических методов и методик по направленному развитию отдельных положительных качеств личности;
— дальнейшее самопланирование личностного роста на основе целеустремленности к достижению высокого уровня самоорганизации и самодисциплины.
— использование всех вышеперечисленных форм и методов самодисциплинирования. При этом основной упор целесообразно сделать на практическую реализацию знаний и собственного опыта в интересах решения разнообразных задач, выполняемых воинским подразделением (частью);
передача положительного опыта самодисциплинирования воинам начального периода службы (активное наставничество);
— участие в различных формах работы общественного актива воинского коллектива части;- развитие конструктивной самокритичности;
— включение в процесс самодисциплинирования элементов творчества и повышенных требований к себе и т.д.
Предметный анализ последовательности и содержания планируемых результатов, а также форм и методов их достижения в выделенных этапах самодисциплинирования позволяет выявить и зафиксировать алгоритм успешного развития данного процесса. Его начальным шагом и стартовым психологическим механизмом является высокая мотивация воина к самодисциплинированию. Данное условие способствует глубокому овладению и осознанию каждым солдатом (матросом) знаний о сущности и содержании требований законов, уставов, инструкций, распоряжений, а также норм (правил), регулирующих весь спектр формальных и неформальных взаимоотношений в ходе службы. Практика показывает, что военнослужащие, хорошо знающие требования руководящих документов, лучше справляются со своими задачами. Но для достижения высокого уровня дисциплинированности одного знания недостаточно
— нужна глубокая внутренняя убежденность в обязательности и необходимости выполнения служебных требований.
Следующим компонентом успешного самодисциплинирования выступает практическая деятельность по выработке устойчивых навыков, умений, привычек и психологической готовности к их реализации в повседневной жизнедеятельности. Существенной составляющей дисциплинированности являются волевые факторы
— способность и умение подчинять себя требованиям дисциплины и в особенности в ситуациях, где отсутствует внешний контроль за поведением, где могут возникать различные соблазны «потворства» низменным инстинктам и потребностям, в той или иной мере присущие каждому человеку. Ряд психологов обоснованно выделяет состояние и развитие волевого компонента как основное условие в достижении успешности саморазвития. Таким образом, самодисциплинирование военнослужащего — это прежде всего совокупное выражение его глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек, формирующихся и развивающихся как динамичный личностный процесс развития. О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: «Это люди долга и чести». Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский и гражданский долг воспринимается ими как дело совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени отношения к себе и своему делу, когда знания, убеждения и воля человека становятся сплавом. Данный критерий развития личности воина, конечно же, идеальный, достигнуть его непросто, но это тот неизменный ориентир, к которому должны стремиться все военнослужащие от рядового до генерала, граждане страны. В этом стремлении видятся подлинная любовь к Отечеству, надежда и вера в расцвет его могущества и славы.
Дисциплинированность важнейшее качество личности воина
Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.
Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.
Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:
во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;
во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.
Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению…». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.
Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.
Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.
Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.
Сегодня быть дисциплинированным — значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.
Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.
Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.
Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, — это самодисциплина.
Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность.
Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.
Понятие «воинская дисциплина» включает:
— обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
— совпадение целей законности и воинской дисциплины;
— детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;
— повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
— обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
— дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
— единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.
С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.
Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность — знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.
Дисциплинированность — это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это — проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» — специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.
Внешние показатели дисциплинированности:
— строгое соблюдение воинского порядка;
— точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;
— образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:
— убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;
— знание уставов и наставлений, требований военной службы;
• умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;
— навыки и привычки дисциплинированного поведения;
Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.
В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.
С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.
Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.
Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.
Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация — «хорош я или плох» — военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.
В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?
Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).
Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:
— анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;
— выработка установки на действие;
— проигрыш действия про себя;
— выполнение его по частям или в целом;
— самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.
Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.
Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.
Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.
Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.