в чем заключается динамический характер состояния здоровья
В чем заключается динамический характер состояния здоровья
1. Определить понятие здоровья как показатель состояния организма и его функциональных возможностей.
2. В чем заключается динамический характер состояния здоровья?
3. Что отражает показатель «нормы» в ее медицинской трактовке?
4. Чем отличаются понятия «состояние здоровья» и уровень здоровья»?
5. В чем заключается количественная оценка уровня здоровья?
6. Каковы преимущества количественной оценки уровня здоровья с точки зрения формирования здоровья?
7. Определить основные критерии оценки уровня здоровья.
8. Каковы критерии распределения людей по группам здоровья?
9. Каковы критерии распределения людей на медицинские группы?
10. В чем заключается единство биологического и социального в человеке?
11. В чем заключается противоречие биологического и социального в человеке?
12. Каковы основные факторы обеспечения здоровья современного человека?
13. Каковы основные факторы риска здоровья современного человека?
Глава 2. Основы знаний о медицинской помощи
2.1. Построение отечественной системы здравоохранения
Здравоохранение – совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.
Отечественное здравоохранение строится по следующим принципам:
• государственный характер – выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение, плановость, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение и финансирование здравоохранения;
• бесплатность и общедоступность;
• организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости;
• контроль за соблюдением гигиенических норм и правил;
• санитарное просвещение и формирование ЗОЖ;
• широкий охват населения динамическим наблюдением;
• единство науки и практики, лечения и профилактики;
• преемственность в оказании медицинской помощи;
Особое внимание в здравоохранении обращается на соблюдение прав человека в области охраны здоровья в соответствии с конституционной гарантией всем гражданам на охрану здоровья (Конституция РФ, ст. 41). Исходя из нее приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», в которых определены:
• права граждан при оказании им медико-социальной помощи;
• обязанности и права медицинских и фармацевтических работников;
• ответственность за причинение вреда здоровью граждан;
• доступность медико-социальной помощи;
• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья через систему обязательного социального страхования;
• ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан по охране их здоровья.
К государственной системе здравоохранения относятся: Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
Следующее звено здравоохранения – муниципальная система здравоохранения, к которой относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
В чем заключается динамический характер состояния здоровья
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
АД – артериальное давление
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ГБ – гипертоническая болезнь
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ЗОЖ – здоровый образ жизни
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИД – искусственное дыхание
НМС – непрямой массаж сердца
ИППП – инфекции, передаваемые половым путем
ОУ – образовательное учреждение
ПАВ – психоактивные вещества
ПДП – первая доврачебная помощь
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита
ЦНС – центральная нервная система
ЧСС – частота сердечных сокращений
Учебник разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (ДПП. Ф. 12) с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО для квалификации (степени) «бакалавр» по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилям подготовки: «физическая культура»; «психология и социальная педагогика»; «английский язык, немецкий язык, французский язык»; «история, право»; «информатика»; «технологическое образование».
Объем трудоемкости: 2 зачетные единицы.
Ориентировочный объем учебной нагрузки – 108 часов, из которых: лекционные – 24 часа, лабораторно-практические – 30 часов, самостоятельная работа студентов – 54 часа.
Форма текущего контроля – зачет.
1. Цель дисциплины: формирование знаний в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к базовой части профессионального цикла (3.15). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Психология» на предыдущем уровне образования.
Знания по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» и др.
Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни
1.1. Понятие о здоровье и болезни
Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека, оно до сих пор остается понятием идеальным, так как не имеет четких критериев оценки. Очевидно, именно поэтому до сих пор нет отчетливого общепринятого понятия здоровья. Наиболее приемлемой рассматривается формулировка ВОЗ: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Существуют различные классификации понятия здоровья. Например, выделяется «здоровье населения» как статистическое понятие, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями. Понятие «общественного здоровья» рассматривается как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Как предполагается, общественное здоровье является результатом социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения. Понятие «здоровье популяции» рассматривает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека.
Здоровье характеризуется как интегральный показатель функционирования организма в целом, и в жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие. Кроме того, в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально-волевые и ценностно-мотивационные характеристики, нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).
Здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостаз через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т. е. активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. При этом человек преимущественно использует те механизмы адаптации, которые выработала эволюция. Человек – продукт Природы, и если бы он не был в состоянии жить в соответствии с ее требованиями, он бы просто не мог появиться на Земле. Поэтому под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социокультурного бытия данного человека.
Здоровье следует рассматривать как понятие динамическое по крайней мере в трех аспектах – индивидуальном (о нем разговор ниже), возрастном и историческом.
Возрастной аспект здоровья. Для каждого этапа возрастного развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и с социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено соответственно особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку на данном возрастном периоде его развития. Поэтому для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту его морфофункциональной организацией и социальной ролью.
В определении же здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т. д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек, и условия окружающей природы, и его место и роль в социуме. Все это сопровождается все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни, изменению места и ритма самой жизни, появлению все большего количества поводов для высоких социальных притязаний. В результате человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степени – достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это обусловливает снижение функциональных возможностей и резерва адаптации человека.
К сожалению, и определение здоровья, и выделенные на этом основании его компоненты не отличаются четкостью, что затрудняет саму оценку здоровья, которая в этом случае зачастую оказывается субъективно детерминированной. Вот почему до настоящего времени нет единства взглядов на существование границ и характер перехода из здоровья в болезнь – где та грань, которая отделяет первое от второго?
В различные периоды развития цивилизации делались попытки классифицировать этапы перехода от здоровья к болезни. Так, еще Авиценна выделял шесть таких переходных состояний, а основатель валеологии И. И. Брехман определил так называемое третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, как подаренный человеку природой шанс для восстановления возможностей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции. В третьем состоянии организм может находиться длительное время, и из него он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе).
Г. А. Кураев (1996) выделяет четыре состояния организма:
Описание книги «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Описание и краткое содержание «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» читать бесплатно онлайн.
Подробно рассмотрены следующие разделы: здоровье и здоровый образ жизни, основы знаний о медицинской помощи, общий уход за пострадавшими и больными, основы эпидемиологии и инфекционных заболеваний, основы профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде, особенности обеспечения здоровья и здорового образа жизни современного человека. Знания по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»
Соответствует ФГОС ВО нового поколения.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и профилям подготовки: «Физическая культура»; «Психология и социальная педагогика»; «Английский язык, немецкий язык, французский язык»; «История, право»; «Информатика»; «Технологическое образование».
По-видимому, суть большинства из них нашла свое воплощение в известной библейской заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя». Но в таком случае закон борьбы за существование в ее биологическом смысле для человека перестал играть доминирующую роль. В социальной среде выживание человека обусловливается не столько его способностью бороться с грозящими жизни обстоятельствами за счет своих физических возможностей, а скорее принятым в этой социальной среде отношением к личности.
Социальный статус человека изменил в конечном итоге и его взаимоотношения с Природой, частью которой вместе с тем он сам является. В то время как эволюция животного мира базируется на возникновении все более совершенных механизмов адаптации к меняющимся условиям существования, человек начал преобразовывать саму природу, пытаясь приспособить ее к своим потребностям. Возникающие в этом случае противоречия между сформированными в эволюции относительно консервативными механизмами адаптации и резко меняющимися в относительно короткие периоды времени условиями существования современного человека ведут к напряжению, а затем – и срыву этих адаптационных приборов.
Все рассмотренные обстоятельства обусловливают серьезное противоречие между биологическим прошлым человека, закрепленным в его психофизиологических механизмах жизнедеятельности, и социальным настоящим. Вот почему «противоречивый феномен человека складывается из диалектического единства множества противоположностей, свойственных ему: между природным и человеческим началом, биологическим и социальным, материальным и духовным, личным и общественным и т. д.» (И. И. Брехман, 1990). В этом отношении можно отметить следующие серьезные противоречия.
1. Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, с развитием гиподинамии.
2. Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг с возникновением перенапряжения центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.
3. Комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов.
4. Все более преобладающее значение в питании подвергшихся технологической переработке продуктов питания, отличающихся отсутствием многих естественных компонентов, нарушением природных пищевых комплексов и наличием большого количества ненатуральных и синтезированных веществ.
5. Условия жизнедеятельности, далекие от сложившихся и существовавших в эволюции и на протяжении подавляющего времени существования человека на Земле и исключающие борьбу за существование как основное условие сохранения жизни.
6. Все в большей степени исключение непосредственного участия человека в технологических процессах производства материальных благ: если в течение практически всего времени существования человек был и производителем, и потребителем этих благ, то плохое здоровье не давало ему возможности выживания – выживал только сильнейший, здоровый; в настоящее время, переложив работу по производству материальных благ и заботу о сохранении жизни на машины и механизмы, человек стал лишь потребителем – и значение его здоровья для сохранения жизни резко снизилось.
Итак, социальная и биологическая эволюция человека выступает в единстве своих общих и противоречивых особенностей. Но человека не оградить от развития цивилизации, общей тенденцией которой является создание максимума комфорта при минимальных мышечных затратах и все возрастающих требований к нервной деятельности и к психике человека. В этом отношении акад. Н. М. Амосов отмечает, что современный человек сталкивается с тремя пороками: накоплением отрицательных эмоций без физической разгрузки, перееданием и гиподинамией (или, как ее еще называют, «спешкой сидя»).
1.5. Факторы риска здоровья современного человека
Факторы риска заболеваний – это условия, отрицательно влияющие на здоровье. Непосредственная причина заболевания (этиологические факторы) прямо или опосредовано воздействует на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими, социальными и т. д.
Чаще всего развитие болезни вызвано сочетанием факторов риска и непосредственных причин заболевания, поэтому трудно бывает выделить непосредственную причину болезни.
Различают факторы риска первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, непосредственно отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д. К вторичным факторам риска относятся заболевания и нарушения, которые отягощают течение других заболеваний: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д. Каждое из таких заболеваний в той или иной степени сказывается на деятельности как отдельных функциональных систем, так и всего организма в целом.
В настоящее время проблема факторов риска здоровья приобрела исключительную остроту, так как их и без того значительное число растет с каждым годом: если в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, то сейчас – около 3000. Среди них отдельно выделяют большие факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гипокинезия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, психоэмоциональные стрессы и т. д.
Приведенная ниже таблица 4 позволяет более детально рассмотреть те факторы риска, которые провоцируют подавляющую часть заболеваний и нарушений здоровья.
Заслуживает внимания анализ зависимости наиболее распространенных заболеваний современного человека от различных факторов (таблица 5).
Из таблицы следует, что из всех приведенных заболеваний и нарушений, дающих более 90 % смертельных исходов в стране, лишь в двух случаях (диабет, пневмония) решающим фактором риска является не образ жизни. Это обстоятельство с несомненностью показывает значение социальных условий и поведения человека в сохранении здоровья, т. е. роли государства и ответственности самого человека в решении этой проблемы.
Контрольные вопросы и задания по главе
1. Определить понятие здоровья как показатель состояния организма и его функциональных возможностей.
2. В чем заключается динамический характер состояния здоровья?
3. Что отражает показатель «нормы» в ее медицинской трактовке?
4. Чем отличаются понятия «состояние здоровья» и уровень здоровья»?
5. В чем заключается количественная оценка уровня здоровья?
6. Каковы преимущества количественной оценки уровня здоровья с точки зрения формирования здоровья?
7. Определить основные критерии оценки уровня здоровья.
8. Каковы критерии распределения людей по группам здоровья?
9. Каковы критерии распределения людей на медицинские группы?
10. В чем заключается единство биологического и социального в человеке?
11. В чем заключается противоречие биологического и социального в человеке?
12. Каковы основные факторы обеспечения здоровья современного человека?
13. Каковы основные факторы риска здоровья современного человека?
Глава 2. Основы знаний о медицинской помощи
2.1. Построение отечественной системы здравоохранения
Здравоохранение – совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.
Отечественное здравоохранение строится по следующим принципам:
• государственный характер – выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение, плановость, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение и финансирование здравоохранения;
• бесплатность и общедоступность;
• организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости;
• контроль за соблюдением гигиенических норм и правил;
• санитарное просвещение и формирование ЗОЖ;
• широкий охват населения динамическим наблюдением;
• единство науки и практики, лечения и профилактики;
• преемственность в оказании медицинской помощи;
В чем заключается динамический характер состояния здоровья
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:
— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;
— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.
При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.
Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.
Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:
1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.
Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:
Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.
Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.
Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.
Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.
Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:
— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;
— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;
— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;
— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.
Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.
Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.