в чем загадка женской души

Сочинение: Загадка женской души из произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н. С. Лесков)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.04.2020 · Обновлено 05.04.2020

(500 слов) Произведение Лескова «Леди Макет Мценского уезда» первоначально носило название «Леди Макбет нашего уезда» и должна была стать первой из цикла повестей, раскрывающих типичные женские образы Орловской области. Примечательно, что сам автор отнёс произведение к другому жанру – очерку. Задумкой Николая Семёновича было как можно ближе к реальности описать типический образ русской женщины определённого сословия. Какие условия влияют на её развитие? Что интересует? Какая судьба ждёт? В произведении «Леди Макбет Мценского уезда» главная героиня – Катерина Львовна Измайлова. Именно её судьба – центр повествования.

Катерина без любви выдана замуж за обеспеченного купца, она скучает в его доме. Обеспеченность не приносит ей настоящего уважения. С большим трудом можно назвать их семьёй. Бесплодный муж попрекает её бездетностью. То же делает свекор. Мы наблюдаем за досугом Катерины Львовны и не можем найти в нём занятие, которое можно было назвать духовным. Ей скучно, она не умеет занять себя, и однажды попадает под чары молодого приказчика Сергея. Катерина от природы наделена страстной натурой, у неё сильная, необузданная душа. И она, наконец, находит применение в любви. Катерина страстно влюбляется в Сергея, не замечая его прошлых поступков. В новой любви своей она находит развлечение, выход страстям и самое главное – смысл собственной жизни!

В обществе того времени было принято отдавать замуж без любви, жена часто находилась в зависимом положении, значительно приниженном. И такие натуры, как Катерина Львовна, очень быстро ступали на пагубную тропу. Это не оправдывает её поступков, они по-настоящему ужасны. Но понять загадку души Катерины Львовны Измайловой невозможно без понимания устоев современного ей общества.

Источник

Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»)

Школьное сочинение

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое то могущественное родство или свойство». Поэтому то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Источник

Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»)

Школьное сочинение

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое то могущественное родство или свойство». Поэтому то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Источник

Загадка женской души

в чем загадка женской души. Смотреть фото в чем загадка женской души. Смотреть картинку в чем загадка женской души. Картинка про в чем загадка женской души. Фото в чем загадка женской души

Загадка женской души.

( Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда).

Катерина Измайлова – «молния, порожденная

самим мраком и лишь ярче подчеркивающая

непроглядную темень купеческого быта.

«Какая там «Гроза» Островского – тут не луч

света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут

«Анна Каренина» предвещена – отмщение

Вступительное слово учителя.

«Леди Макбет Мценского уезда» впервые опубликована в журнале «Эпоха» в 1865 году под названием «Леди Макбет нашего уезда». Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Итак, основное содержание произведения «Леди Макбет Мценского уезда» составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

Загадка женской души.

Любовь – это великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа. Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора. Помните Марьюшку из русской народной сказки «Перышко Финиста ясна сокола»? В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной ее душе. А Ярославна из «Слова о полку Игореве», которая «плачет на Путивле», тоскуя о любимом! Лариной из «Евгения Онегина». Помните?

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из «Грозы» Островского. Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Но была и другая женская любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в произведении Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Вопрос: В чем странность названия лесковского произведения?

Проблемный анализ повести.

Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица( 1 глава).

2. Что послужило причиной страсти? (Скука).

3.Катерина в «Грозе» Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была Катерина Львовна? (глава 2).

4.У короля Макбета есть слова (тоже о решительности)

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

5. Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале в человеке (главы 5, 8, 15).

«Невмоготу» ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. (Умер свекор – о смерти человека – походя. Это страшно).

6. Как живет теперь без мужа Катерина Львовна? (главы 4, 6)

7. «Она обезумела от своего счастия». Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова: «Есть счастье праведное, есть счастье грешное». Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.

Вопрос: Какое счастье у Катерины Львовны? Почему?

(Счастье «грешное». Она перешагнула. Второе убийство с тем же спокойствием.)

Рассказать об убийстве мужа (главы 7 – 8).

8. По библии, закон брака: «Двое – одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость. Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только «первую песенку зардевшись спеть», а дальше уж само пойдет).

И вот живет Катерина Львовна, «царствует» (носит ребенка под сердцем) – все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе «для веселости ребеночка родить»). Этот идеал по логике сталкивается с другим – высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти верна другая Катерина – из «Грозы» Островского.

Вопрос: Какой это идеал? (Десять заповедей Божьих, одна из них – «не прелюбодействуй»; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить – совесть не позволила).

Вопрос: А Катерина Измайлова? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат).

9. Рассказать о снах Катерины Львовны.

1сон – глава 6 (кот пока – просто кот)

2 сон – глава 7( кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается «песенку спеть».

10.Таким образом, сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет).

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10) – прочитайте.

Вопрос: Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю)

И перед очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом» (глава 10).

Вопрос: Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем». (Шекспир).

11.В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

Вопрос: Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор в переводе с греческого – «Божий дар». А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом. (гл. 12).

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – «не убий»; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

12. Чтение отрывка из стихотворения Ф. Тютчева «Две силы есть».

13. Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она ведь по-прежнему).

14. Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина)

Вопрос: Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами).

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

15. Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

16. А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Душа)

17. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:

Она больна не телом, но душою.

Вопрос: Можно ли так сказать о Катерине Измайловой? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.

18. Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты).

Вариант 1. Вариант 2.

Текст, гл. 6. Текст, гл. 15.

«Золотая ночь», «рай», «Безотраднейшая картина», «ад»,

белый цвет, молодой грязь, тьма, серое небо, ветер стонет.

цвет яблони, яблоня,

залитая белыми цветами.

(Таблица заполняется в ходе работы)

1) Какой цвет чаще встречается в описании природы?

2) Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?

3) Какова символика пейзажной сцены?

Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

19. Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине (гл. 15).

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из «Грозы» Островского.

Вопрос: Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского.

(Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):

Катерина Измайлова – «молния, порожденная самим мраком

и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купечес-

«Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фон-

тан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвеще-

на – отмщение «бесовской страсти».

Вопрос: Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?

(Л. Аннинский. Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души).

1. Кто же она, Катерина Измайлова? Страстная натура или…?

Чтобы ответить, решите, чем оказалась любовь для Катерины Львовны? (Огромным страданием и тяжким крестом, ее душа не в состоянии вынести ее, т. е. остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни).

(Учащиеся дописывают вопрос: «Страстная натура или больная душа?»

2.Хотелось бы привести цитату Л. Аннинского: «Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена – отмщение «бесовской страсти». Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал «Леди Макбет…» в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви».

3.Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно мне кажется верным: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Ф. Тютчев. (Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Союз души с душой родной»)

Домашнее задание: написать сочинение-размышление

1. «Поединок роковой» (драма любви Катерины Измайловой).

2. «Зеркало души – ее деянья» (В. Шекспир) (на выбор одну тему)

Источник

Загадка женской души (По очерку Н. С. Лескова “Леди Магбет Мценского уезда”)

Загадка женской души
(По очерку Н. С. Лескова “Леди Магбет Мценского уезда”)
Н. С. Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. В своих произведениях он создает вереницу социальных типов, человеческих характеров. Среди них много сильных натур, неординарных личностей.

Такова главная героиня очерка Н. С. Лескова “Леди Магбет Мценского уезда”, написанного в 1865,- Катерина Львовна Измайлова.
В этом образе автор показал, как мещанка пытается бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает

Если раньше Сергей участвовал в преступлениях как сообщник, человек, только помогавший, то теперь он сам намекает на убийство невинного малыша, заставляя Катерину поверить в то, что Федя – реальная угроза для получения причитающихся денег. Говорилось, “что не будь этого Феди, то родит она, Катерина Львовна, ребенка до девяти месяцев после пропажи мужа, достанется ей весь капитал мужи, и тогда их счастью конца-меры не будет”. Катерина, расчетливая и холодная, слушала эти высказывания, которые действовали словно колдовские чары на ее мозг и психику, и начинала понимать, что эту помеху необходимо устранить.

Реплики эти засели глубоко в ее уме и сердце. Она готова сделать все (пусть без пользы и смысла), что скажет Сергей. Катя стала заложницей любви, рабой Сережи, хотя по социальному положению она занимала более высокую ступень, чем ее любимый мужчина.
При допросе, на очной ставке, она открыто признала, что именно ею совершены убийства из-за Сергея, “для него!”, из-за любви. Любовь эта не распространялась на кого-то, кроме героя, потому и ребенка своего Катерина отвергла: “любовь ее к отцу, как любовь многих страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка”. Ничто и никто уже не был ей нужен, лишь ласковые слова или взгляд могли возродить ее к жизни.
По дороге на каторгу Катерина пыталась с ним свидеться, “отдавая самый ей нужный четвертачок из ее тощего кошелька”. Сергей же ее за такой поступок лишь упрекал. Он утверждал, что ему самому не помешали бы деньги, “лучше б ему отдала, полезней было бы”.

С каждым днем он становился все холодней и равнодушнее к Катерине. Начинал приставать к женщинам, окружавших его в поездке. Никакой надежды на скорое освобождение и дальнейшую счастливую жизнь он не имел.

Свою цель также не достиг: денег ему от Кати не видать. Все усилия, которые он приложил для достижения положительных результатов, оказались напрасными.
Открыто встречаясь с Сонеткой и нарочно оскорбляя Катю на пароме, Сергей, как мне кажется, мстил героине за то положение, в котором оказался, как он думал, из-за нее. Катерина же, видя, как любимый мужчина заигрывает с другой, начинает ревновать, а ревность страстной женщины губительна не только для героини, но и для окружающих ее людей.
Издевательства со стороны Сергея и Сонетки для разума Кати не доступны, не могла она понять их смысл, но они ясно и четко действовали на нервную систему и психику женщины. Перед ней начинают появляться образы убитых ею людей. Катерина не могла говорить, думать, понимать что-либо: “блудящий взор ее сосредотачивался и становился диким”. Она дичала от жестокого равнодушия Сергея, ничего, кроме самоубийства, она не смогла осуществить, так как пережить или побороть в своей душе такую сильную и страстную любовь ей было не по силам.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *