в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма

Протестантизм: история реформации

в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть картинку в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Картинка про в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть картинку в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Картинка про в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизмаОсновные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

Существуют и другие принципы:

в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть картинку в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Картинка про в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма

Протестантизм в современном мире

Протестантизм и православие: отличия

в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть картинку в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Картинка про в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма

Интересный факт о протестантизме

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть картинку в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Картинка про в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Источник

Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

История христианской церкви в себе содержит массу различных исторических событий, которые стали поворотными моментами и привели к серьезным изменениям в структуре и организации церкви. Одна из миссий Господа Иисуса Христа на земле была создать церковь Божию, которая была основана 12 учениками. Сегодня помимо православных существуют католики и протестанты, которые также причисляют себя к Церкви Иисуса Христа.

И если с католиками у православных христиан есть некие общие черты, то с протестантами вовсе нет. Кто же они такие и как православному христианину правильно к ним относиться?

История возникновения протестантизма

История христианской церкви зарождается в Иерусалиме на празднике Пятидесятница, когда ученики Господа Иисуса Христа получили Духа Святого после Его Вознесения, что описывает Священное Писание. Это была единая семья под руководством 12 апостолов, а позже их учеников. Признали христианство официально лишь при правлении императора Константина (300-е года н.э.) и оно стало занимать постепенно место официальной религии Римской империи.

Тогда уже было два основных крыла религии:

Католичество распространилось по всей Европе, именно к нему относится инквизиция, папство и прочие известные события, которые не были приняты Восточным крылом. Из-за существенных изменений в организации и ее богословии, а также отношению к народу стало расти разочарование и отвержение церкви в принципе.

Протестантское движение считает датой своего рождения первую половину XVI века. Последователи Лютера стали называться протестантами от слова «протест», или реформаторами.

Читайте о других вероучениях:

Но отсутствие единого лидера и отрицание всякой структуры привело к разделению самих протестантов на множество ветвей: лютеране, кальвинисты, баптисты, пятидесятники и прочие. Объединяет их признание только Святой Троицы и Священного Писания.

Богословие протестантов

Протестантские церкви можно определить лишь по кресту, которые обычно присутствует в архитектуре здания. Иногда это вовсе только табличка при входе, в случае, если здание арендованное.

Что же касается богословия, то оно весьма схоже с православным. Его основные тезисы:

Следует уточнить, что богословие реформаторов формировалось в полном отрицании доктрины Римско-католической церкви, которое потеряло всякий авторитет в то время. Именно поэтому Лютер отверг всякие предания отцов, поскольку папство часто опиралось на них, неправильно их трактуя, и использовало в своих неблагочестивых целях (продажа индульгенций, инквизиция, повсеместное обогащение папства).

Для сведения! В целом, вопросы спасения человека не отличаются почти от доктрины православия.

Отличие от православия

Православие в первую очередь отличается своим историческим возрастом, ведь протестанты существуют всего последние 500 лет. Помимо этого, есть еще ряд отличий в организации церквей и богословии, но лучше всего их изобразить в таблице:

ПараметрПравославиеПротестантизм
Источник религиозного знанияСвященное Писание и Священное ПреданиеСвященное Писание
Святой ДухПризнает и говорит, что Он исходит только от ОтцаПризнает и говорит, что Он исходит от Отца и Сына
СвященствоИмеет апостольскую преемственность. Особый чин посвященияВсеобщее священство верующих. Отсутствие строгой иерархии. Занимать должность священнослужителя может каждый
УмершиеЗа них возносятся молитвы. Вера в то, что живущие могут облегчить участь усопшихОтказ от поминовения в молитвах. Вера в то, что человек может повлиять на свою вечную участь только сам при жизни
ТаинстваВсего признают 7:

Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Брака, Священства.

Особое внимание уделяют только 3: Покаянию, Крещению, Евхаристии. Остальные не имеют такого веса, но совершаются
ЕвхаристияВера в то, что во время обряда хлеб и вино трансформируются в Плоть и Кровь ХристаВерят лишь в символизм хлеба и вина
БогородицаПочитается как Мать Христа и Ходательницу за людейОтрицают Приснодевство. Почитают лишь как маму Христа

Таким образом, у Православной Церкви и у протестантской есть нечто схожее, но их богословия и организация совершенно отличаются друг от друга.

Читайте о христианстве:

Отношение православия к протестантам

Как относится Православная церковь к протестантским церквям?

Русский человек привык считать себя православным, поскольку на Руси христианство уже более 1000 лет. Несмотря на это именно на территории СНГ сегодня повсеместно распространились различные секты и ячейки, которые не имеют истинного учения и могут только негативно повлиять на духовную жизнь человека.

Важно! Православие ведет свое летоисчисление от дня Пятидесятницы, тем самым является старейшей христианской религией.

Несмотря на негативное отношение к различным ответвлениям в целом, необходимо понимать, что среди протестантов есть люди, искренне верящие в Господа и живущие по Его заповедям точно так же, как и в православной церкви встречаются люди абсолютно далекие от Господа.

Поэтому неправильно будет сказать, что все люди, посещающие протестантские церкви — еретики. Православие естественно для русского человека, оно более понятно и присуще ему. Протестантизм же, несмотря на некоторое сходство, все же является ответвлением от истинного учения.

в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Смотреть картинку в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Картинка про в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма. Фото в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма

Добрый день. Православная вера учит, что Господь есть Любовь. Конечно же, православная вера не считает, что у протестантов или представителей других конфессий совершенно нет никаких шансов на спасение своей души. Многие протестантские церкви действительно следуют Евангельским истинам, искренне стремятся к Богу. Как же может Господь, который есть Абсолютная Любовь, не принять молитву такого верующего? Но мы знаем лишь то, что Господь не оставит их. А каким будет их путь и участь — это нам, простым смертным, неведомо.

Еще один пример — люди, которые просто по территориальной принадлежности своей не имеют возможности познакомиться с православием. Неужели Господь о них забыл? Нет, и о них Он помнит и ведет никому не ведомыми путями. Нам неведомы эти пути и, наверное, не стоит пытаться их разгадать.

Но, тем не менее,именно православная вера вмещает в себя всю полноту Богообщения. Христос невозможен без причастия его Тела и Крови, без Церкви, которую сам же и основал. Отрицаемое многими протестантами святоотеческое предание из поколения в поколение передает бесценный опыт Богопознания и пути спасения. И если человек в какой-то момент своей жизни сможет хотя бы на одно мгновение осмыслить, какую полноту познания Господа дарует православие — отпадут вопросы касательно других вероисповеданий. Речь идет именно о полноте общения со Христом, а не об абсолютной истине. Многие другие христианские конфессии также проповедуют евангельские истины, созвучные православной вере. Но такую полноту, соединяющую в себе опыт двухтысячелетней проповеди, идущей от апостолов и самого Христа, можно найти только в православии.

Источник

Православие и протестантизм: в чем разница

Христианство как таковое делится на несколько направлений, в которых есть как основные, так и маргинальные. И рассматривать направления нужно начать с отличий православия от протестантизма.

Зарождение протестантизма

Реформация, которая представляет собой возникшее в XVI веке движение, является «отправной точкой» возникновение протестантизма. Ее лидером был Мартин Лютер. Будучи католическим монахом, получившим образование в Виттенбергском университете, у него были широкие знания в теологии. Согласно легенде он стал монахом, когда попал в сильную грозу. Упав на землю, Мартин попросил Бога спасти его в обмен на то, что он посвятит ему всю свою жизнь. Так и произошло, однако посетив Рим, Лютер полностью разочаровался в тех нравах, которые были в 1511 году.

Ему категорически не нравилось то, что в костелах осуществлялась продажа индульгенции, а люди поклонялись фальшивым святыням. Сами же священники в то время вели себя крайне распущенно, а паства вовсе не имела фундаментальных знаний о богослужении. Увидев это, Лютер решил, что все нужно менять. Однако делать это требуется не посредством новой конфессии, а реформации старой, потому что церковь сошла со своего истинного пути.

Первый шаг, сделанный для реализации реформы, был произведен в 1517 году, 31 октября, когда Лютер прибыл к Виттенбергской церкви и представил свои 95 тезисов, что представляли собой основную базу реформы. В первую очередь было раскритикована Чистилище. Затем последовали требования об отмене индульгенции и разрешении для мирян читать Библию на немецком.

Лютер перевел Библию с латинского на немецкий, потому что ранее ее могли читать только те, кто знал латынь. Недоступность священного текста для всех казалась ему неправильной.

Народ поддержал Лютера и после этого начались погромы всех католических храмов в стране. Лютером также было отмечено, что погромы — это не его цель. Тем не менее церковь все равно осудила его и не приняла ни одной реформы. Однако к этому периоду было значительное число последователей, а также тенденция к формированию протестантизма.

Основы протестантизма

Прежде чем рассмотреть основы, отметим, что протестанты также не сохранили первоначального единства и распались на несколько конфессий. И хотя они не обрели столь высокой популярности, но по-прежнему являются наглядным историческим примером того, что идеальной конфессии существовать не может.

В виде основ протестантизма выступают следующие правила:

Помимо, добавлено три основных принципа, которым должен следовать каждый протестант:

Лютер формировал фундамент протестантизма на основе Библии и священных текстов, которые по его мнению не противоречили богослужению.

Ключевые отличия от православия

Итак, теперь, когда известна история и основы протестантизма, рассмотрим его главные отличия с православием:

ПравославиеПротестантизм
Признание иконОтрицание иконы, однако допускают использование священных изображений для демонстрации исторических событий
Православие является совокупностью церквей, которое связано друг с другом единым вероучением и нравственностьюПротестантизм всегда был совокупностью разных направлений и ни о каком единстве в нем речи идти не могло. Отличаются направления всем: догмами, культом, организацией и т.д.
Источников религиозного знания два: священное писание и преданиеГлавным религиозным источником выступает священное писание. Остальное не только отвергается, но и каждая община трактует предание по-своему, фактически не зная его истинного содержания
Был утвержден библейский канонБиблейский канон выступает и служит только для абсолютирования текстов и придания им статуса источника богопознания
Есть вера в то, что на Бог на страшном суде будет проявлять милосердие и мудрость со справедливостьюИсключительная вера в то, что человек может быть спасен только верой в Христа
Обязателен специальный чин и проведения трехчасовой процедуры при посвящении, а само священство обладает апостольской преемственностьюОтсутствует иерархия и титулы как таковые из-за отхождения от канонических обрядов
Принято молиться за умершихВспоминать в молитвах умерших запрещено, так как считается, что душе человека молитвы не помогут, только Бог может решить, что будет дальше с ней
Присутствует признание всех семи церковных Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, евхаристии, елеосвящения, брака, священстваПризнает лишь несколько из семи, в то время как все остальные сводятся к стандартным обрядам, что не имеют церковного-благодатного содержания, которое свойственно Таинствам
Крещение трактуется в качестве таинства и духовного рождения человека, так как он раскрепощается от первородного греха и изгоняет дьявола. Младенцев крестят в соответствии с верой родителейПротестантизм трактует крещение как принятие человеком Христа и очищение от всех ранее совершенных грехов. Младенцев крестить не принято

Это лишь ключевые отличия, которые выделяют протестантство.

Знание отличий религиозных направлений попросту необходимо не только при желании изменить веру, но и его отсутствии. Это позволит заранее понять в чем смысл каждого вероучения.

Источник

Сравнение православного учения о спасении с протестантским

свя­щен­ник Нико­лай Ким

Вопрос о спа­се­нии уже по самой фор­му­ли­ровке оче­видно явля­ется глав­ным вопро­сом жизни чело­века. Поэтому рас­хож­де­ния в отно­ше­нии к своему спа­се­нию явля­ются не чем-то вто­ро­сте­пен­ным, а глав­ным пунк­том, по кото­рому не может быть неяс­но­стей.

И именно по этому поводу и более всего рас­хо­дятся пра­во­слав­ное и про­те­стант­ское веро­уче­ние. Не по вопро­сам обря­дов, отно­ше­ния к иконам, кре­ще­нию мла­ден­цев – это уже след­ствия глав­ного – разной пози­ции в обла­сти соте­рио­ло­гии.

Про­те­стант­ские церкви, несмотря на свою пест­роту и раз­но­об­ра­зие, в боль­шин­стве своём едины в неко­то­рых глав­ных пунк­тах впер­вые про­воз­гла­шен­ных Люте­ром. “Учение Лютера содер­жит три основ­ные части:

Все тео­ло­ги­че­ские суж­де­ния Лютера про­из­вод­ные от этих принципов.”/1, с.294/.

Впер­вые таким, или почти таким обра­зом сфор­му­ли­ро­вал док­трину спа­се­ния Мартин Лютер в начале 16-го века. Это своего рода символ веры про­те­стан­тизма, на кото­ром стро­ятся все даль­ней­шие про­те­стант­ские ново­вве­де­ния: “Так в про­те­стан­тизме сни­ма­ется дог­ма­ти­че­ское раз­ли­чие между свя­щен­ни­ком и миря­ни­ном, упразд­ня­ется цер­ков­ная иерар­хия. Свя­щен­ник лишен права испо­ве­до­вать и отпус­кать грехи. Упразд­нены многие таин­ства, отверг­нуто учение о бла­го­дати. Была отверг­нута молитва за умер­ших, покло­не­ние святым, почи­та­ние мощей и икон, отка­за­лись от мона­ше­ства. Бого­слу­же­ние пре­дельно упро­щено и све­дено к про­по­веди и пению псалмов.”/2, с.375/.

Глав­ной при­чи­ной Рефор­ма­ции во внеш­нем плане было давно копив­ше­еся недо­воль­ство поряд­ками в като­ли­че­ской церкви. Исто­ри­че­ски появ­ле­нию идей, выра­жа­ю­щих это недо­воль­ство спо­соб­ство­вало гос­под­ству­ю­щее умо­на­стро­е­ние эпохи. В те годы наблю­дался пик Воз­рож­де­ния в Италии, чин­кви­ченто, время тор­же­ства гума­ни­сти­че­ских иде­а­лов и, одно­вре­менно, по непре­лож­ным зако­нам духов­ной жизни – край­нее оску­де­ние истинно хри­сти­ан­ских иде­а­лов в като­ли­че­ской церкви. Оча­ро­ван­ность чело­ве­ком, в чем пафос гума­низма, выли­лась в рас­пу­щен­ность и погоню за зем­ными бла­гами среди слу­жи­те­лей церкви. Оче­вид­ное пре­да­тель­ство иде­а­лов Еван­ге­лия Римом было нетер­пимо для всех хри­стиан, и Лютер стал гени­аль­ным выра­зи­те­лем этого недо­воль­ства. Наи­бо­лее вопи­ю­щим для про­стого чест­ного хри­сти­а­нина было рас­про­стра­не­ние прак­тики про­дажи индуль­ген­ций, и именно против этого Лютер и обру­шил всю мощь своего кри­ти­че­ского слова.

Но для кри­тики индуль­ген­ций Лютеру, как все-таки доб­ро­со­вест­ному мыс­ли­телю, надо было сокру­шить бого­слов­ские тезисы като­ли­цизма, на кото­рых осно­вы­ва­лась сама идея индуль­ген­ций. И, в первую оче­редь, это мнение запад­ной церкви о воз­мож­но­сти чисто юри­ди­че­ского спи­са­ния пре­ступ­ле­ний чело­века против Бога (грехов) за его добрые дела. Такой фор­маль­ный подход к делу спа­се­ния души чело­века, в своём раз­ви­тии в схо­ла­сти­че­ском направ­ле­нии, привел к мысли, что если своих добрых дел не хва­тает, то их можно выку­пить из огром­ного коли­че­ства добрых дел, кото­рые совер­шены свя­тыми. Из их т.н. “сверх­долж­ных заслуг”. Правом на эти заслуги обла­дает цер­ковь, и у церкви же их можно и выку­пить. Чисто схо­ла­сти­че­ская схема. Где вроде все пра­вильно и логично, но вывод – удив­ля­ю­щий своим абсур­дом.

Лютер, высту­пая выра­зи­те­лем обще­ствен­ной кри­тики подоб­ной ситу­а­ции, чтобы подо­рвать док­три­наль­ную основу для индуль­ген­ций, решил пере­смот­реть само учение о зна­че­нии добрых дел в нашем спа­се­нии. В том смысле, что нам вообще не надо ника­ких своих дел. Они, дела, вслед­ствие полной гре­хов­но­сти чело­ве­че­ского есте­ства нас не могут спасти, спа­сает нас жертва Сына Божьего, и спа­сает всех, кто верует в него. Т.о. для нас доста­точно только веры во Христа и веры в то, что мы уже Им спа­сены. У А. Кура­ева по этому поводу есть хоро­шая фор­му­ли­ровка: “Против покупки спа­се­ния обря­до­вым бла­го­че­стием про­те­сто­вал Лютер. Но в конце концов про­те­стан­тизм лишь назна­чил еще более низкую цену в этой тор­говле – “просто вера”./9,с.109/.

Дока­за­тель­ство своего основ­ного поло­же­ния о спа­се­нии только верой Лютер строил исходя из биб­лей­ской исто­рии тво­ре­ния и гре­хо­па­де­ния людей. Во-первых, люди сотво­рены из ничего и, поэтому в глазах Бога мы – ничто. Во-вторых, после гре­хо­па­де­ния Адама чело­век обед­нел настолько, что он уже не только ничто, но и не может ничего. Сле­до­ва­тельно, спа­се­ние чело­века цели­ком зави­сит не от него самого, а от Бога. Нам оста­ется только верить в то, что мы спа­сены.

Лютер, отвер­гая учение о индуль­ген­циях, свою теорию построил на про­ти­во­по­став­ле­нии като­ли­че­ству на его же поле – юри­ди­че­ском взгляде на грех и спа­се­ние. Тем самым отно­ше­ния чело­века к Богу оста­ются теми же что и в кри­ти­ку­е­мом им като­ли­че­стве – отно­ше­ни­ями амни­сти­ро­ван­ного пре­ступ­ника к судье, а не отно­ше­ния блуд­ного сына к любя­щему отцу. Т.е. мы не выхо­дим за рамки фор­маль­ных отно­ше­ний с Богом.

Пра­во­слав­ный же взгляд совер­шенно иной. “Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит: спа­се­ние совер­ша­ется Богом, но не без чело­века, от кото­рого тре­бу­ется правая вера и доб­ро­де­тель­ная жизнь по воле Божией, кото­рая и есть спа­се­ние. Спа­се­ние состоит в том, что чело­век через личную веру полу­чает доступ к спа­си­тель­ной бла­го­дати, пода­ва­е­мой в таин­ствах, с помо­щью кото­рой, при посто­ян­ном понуж­де­нии себя, ста­но­вится воз­мож­ным тво­ре­ние истинно добрых дел.”/7,с.79/.

Иначе говоря, пра­во­слав­ная дог­ма­тика не при­знает подоб­ного запад­ного фор­ма­лизма в отно­ше­нии Бога и чело­века, т.е. чисто юри­ди­че­ский взгляд на наше спа­се­ние. “Запад­ное хри­сти­ан­ство склонно опи­сы­вать драму гре­хо­па­де­ния и искуп­ле­ния в тер­ми­нах юри­ди­че­ских, восточ­ное хри­сти­ан­ство – в тер­ми­нах орга­ни­че­ских. Для пра­во­сла­вия грех не столько вина, сколько болезнь. ”Грех делает нас более несчаст­ными, чем винов­ными”, – гово­рит пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан. В юри­ди­че­ской теории Бог, при­емля жертву Христа, за нее про­щает людей. Но пра­во­слав­ной мистике мало про­ще­ния. Жестко сказав про­те­стант­ским бого­сло­вам, что вместо Бога они ищут без­на­ка­зан­но­сти, пат­ри­арх Сергий обра­щал вни­ма­ние на то, что амни­стия про­воз­гла­шает пра­вед­ным, но не делает пра­вед­ным. Чело­век уве­дом­ля­ется о своём спа­се­нии, но не участ­вует в нем. Заслуга Христа – собы­тие посто­рон­нее, с моим внут­рен­ним бытием у про­те­стан­тов связи не име­ю­щее. Поэтому и след­ствием этого акта может быть только пере­мена отно­ше­ний между Богом и чело­ве­ком, сам же чело­век не меня­ется. Запад­ные бого­словы ищут обя­зать Бога даро­вать мне живот вечный. Но душа чело­ве­че­ская хочет не только чис­литься в Цар­стве Божием, но и дей­стви­тельно жить в нем.”/9,с.100/.

Таким обра­зом для пра­во­сла­вия харак­те­рен не юри­ди­че­ский, а орга­ни­че­ский взгляд на отно­ше­ния чело­века с Богом. И кон­фликт като­ли­че­ской и про­те­стант­ской точек зрения оста­ется в юри­ди­че­ской плос­ко­сти, над кото­рой под­ни­ма­ется истин­ное бого­ве­де­ние. Спа­се­ние как воз­вра­ще­ние бого­по­до­бия, как осво­бож­де­ние от власти греха, смерти. “Иисус Хри­стос иску­пил грехи всего мира, осво­бо­дил чело­века от закона греха и смерти ( Рим. 8:12 ), но значит ли это, что иску­пи­тель­ная жертва Христа раз и навсе­гда оправ­дала чело­века? Нет, вера в Христа явля­ется лишь необ­хо­ди­мым усло­вием для спа­се­ния, ибо дает доступ бла­го­дати Божией к чело­ве­че­ской душе, под ее дей­ствием может и должно совер­шиться обнов­ле­ние, духов­ное воз­рож­де­ние человека.”/4,с.50/.

Упро­щен­ный взгляд на отно­ше­ния чело­века с Богом заве­домо ложен, нельзя прямо пере­но­сить пра­вила отно­ше­ний между людьми, отно­ше­ний про­ис­хо­дя­щих сугубо в этом мире, на отно­ше­ния с трас­цен­дент­ным миру Богом. Это каче­ственно иной уро­вень и зача­стую на этом уровне все совер­шенно иначе. Земные законы доль­него мира не при­ме­нимы к духов­ной жизни мира гор­него. “Лютер пра­вильно под­ме­тил непо­сле­до­ва­тель­ность римо-като­ли­че­ского учения о оправ­да­нии: если Крови Хри­сто­вой доста­точно для удо­вле­тво­ре­ния за грехи всего мира, нело­гично тре­бо­вать от людей какого-то допол­ни­тель­ного удо­вле­тво­ре­ния. Но Лютер не заме­тил глав­ного недо­статка этого учения, кото­рый состоит в слиш­ком сво­бод­ном опе­ри­ро­ва­нии в соте­рио­ло­гии ана­ло­ги­ями с такими чело­ве­че­скими поня­ти­ями как гнев оскорб­лен­ного, необ­хо­ди­мость удо­вле­тво­ре­ния и т.п. Спра­вед­ли­вость Божия – это вовсе не то, что наша чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость, обес­пе­чи­ва­ю­щая чело­ве­че­ские инте­ресы. Она исхо­дит из иных кри­те­риев – нрав­ствен­ных. Не отец уда­ля­ется от сына – это сын уходит на страну далече. Не Бог враж­дует с греш­ни­ком – это греш­ник враж­дует с Богом. “Вот стою у дверей и стучу…” Чело­век сам должен открыть дверь. Пере­мена должна про­изойти в чело­веке, а не в абстракт­ной сфере юри­ди­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний. Хри­стос пришел к нам, чтобы соеди­ниться с нами. Мы не в сто­роне от Креста Его, мы не пас­сив­ные наблю­да­тели своего спа­се­ния. Крест Хри­стов входит в жизнь хри­сти­а­нина и вместе с ним закваска иной жизни.”/11,с.140/.

Т.о. вера – залог спа­се­ния, необ­хо­ди­мое усло­вие. Но у чело­века оста­ется выбор. Бог бере­жет нашу сво­боду, кото­рая и есть образ Божий в нас. И эту сво­боду мы должны обра­тить к Богу, а не наобо­рот, как сделал наш пра­ро­ди­тель. Поэтому для спа­се­ния тре­бу­ется личный подвиг. Бла­го­дать дается нам даром, а подвиг воли мы совер­шаем сами. Без этого подвига наша вера без­жиз­ненна, не пре­об­ра­жает внут­рен­него чело­века.

Поэтому с уче­нием о спа­се­нии напря­мую связан вопрос – сохра­нил ли чело­век после гре­хо­па­де­ния свою сво­бод­ную волю, т.е. образ Божий? Нет – отве­чает Лютер, он поте­рял его с гре­хо­па­де­нием. “Паде­ние, учит люте­ран­ство, при­вело к глу­бо­чай­шему извра­ще­нию всей при­роды чело­века, к пол­ному уни­что­же­нию всех сил души: ум чело­века стал слепым в позна­нии Бога и им сотво­рен­ного мира, сердце стало злым и раз­вра­щен­ным, нена­ви­дя­щим добро и избе­га­ю­щим Бога, уте­ряла сво­боду и воля, впав­шая в раб­ство греху. Иначе говоря, паде­ние пра­ро­ди­те­лей при­вело не только к потере подо­бия (как учит римо-като­ли­че­ская цер­ковь), но и к потере образа Божия.”/5,с.62/.

Пра­во­слав­ная цер­ковь же учит, что чело­век сохра­нил свою сво­боду, т.е. образ Божий, и цель жизни чело­века – вер­нуть утра­чен­ное бого­по­до­бие. Т.о. взгляд про­те­стан­тизма на чело­века пес­си­ми­сти­че­ский. Чело­век пас­сивно при­ни­мает спа­се­ние свое Богом. И полу­ча­ется логи­че­ская нераз­рыв­ная связь учения о спа­се­нии только верой с детер­ми­низ­мом Лютера. Отсут­ствие сво­боды чело­века – одно из глав­ных усло­вий спа­се­ния только верой, иначе бы, если счи­тать, что сво­бода у нас все же оста­ется, то сразу при­хо­дится при­знать, что и все наши дела, вся жизнь имеют важ­ней­шее зна­че­ние, ибо все это есть реа­ли­за­ция нашей сво­боды. При этом ста­но­вится понят­ным, почему Лютер с такой горяч­но­стью про­те­сто­вал против своего быв­шего друга Эразма Рот­тер­дам­ского, именно по поводу сво­боды воли, т.к. при­зна­ние за чело­ве­ком этой сво­боды сводит на нет все его постро­е­ния, и учение Лютера теряет всю свою логи­че­скую строй­ность, ста­но­вясь не уче­нием, а просто набо­ром нра­во­учи­тель­ных фраз. В откры­том письме Эразму по поводу его работы “о сво­боде воли” Лютер пишет: “Стоит неодо­лимо мой Павел – истре­би­тель сво­бод­ной воли и раз­би­вает одним словом оба войска. Потому что если мы оправ­ды­ва­емся без дел, то все дела про­кляты – малые или вели­кие, ведь он ничто не исклю­чает, но равно испе­пе­ляет и то и другое. И посмотри, как все наши зевают! Что тут изме­ниться, если кто-то будет опи­раться на древ­них отцов, утвер­жде­ния кото­рых одоб­ря­лись веками? Ведь все они были оди­на­ково слепы и пре­не­брегли ясней­шими и понят­ней­шими сло­вами Павла! Закли­наю тебя, можно ли ска­зать в защиту бла­го­дати и против сво­бод­ной воли яснее и понят­нее, если слова Павла неясны и непонятны?”/3,с.363/. Лютер кате­го­рично и весьма дерзко отвер­гает тыся­че­лет­нюю муд­рость Церкви, учение святых отцов. Но если бы он был лучше знаком с пра­во­слав­ной пат­ри­сти­кой, вряд ли бы осме­лился на такие опро­мет­чи­вые заяв­ле­ния.

Посмот­рим, что гово­рит о спа­се­ние пра­во­слав­ная дог­ма­тика. Возь­мем такой важный в дог­ма­ти­че­ском отно­ше­нии доку­мент, как окруж­ное посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов 1723 года. “Веру­ю­щий спа­са­ется верою и делами своими, и вместе с тем пред­став­ляет Бога един­ствен­ным винов­ни­ком нашего спа­се­ния, поелику, то есть, Он пред­ва­ри­тельно подает про­све­ща­ю­щую бла­го­дать, кото­рая достав­ляет чело­веку позна­ние Боже­ствен­ныя истины и учит его сооб­ра­зо­ваться с нею, (если он ей не про­ти­вится) и делать добро, угод­ное Богу, дабы полу­чить спа­се­ние, не уни­что­жая сво­бод­ной воли чело­века, но предо­став­ляя ей пови­но­ваться или не пови­но­ваться ея действию.”/10,с.150/.

Итак, одно отступ­ле­ние – утвер­жде­ние о спа­се­нии только верой, с необ­хо­ди­мо­стью тре­бует под­твер­жде­ния детер­ми­низ­мом, а при­ня­тие детер­ми­низма настолько далеко от учения Церкви, что само уже тре­бует отбро­сить все свя­то­оте­че­ское насле­дие. Т.о. про­те­стан­тизм ока­зы­ва­ется повя­зан соб­ствен­ными заблуж­де­ни­ями, кото­рые под­твер­ждают друг друга, но вместе взятые только отда­ляют веро­уче­ние от тра­ди­ци­он­ного.

Рас­смот­рим теперь биб­лей­ские осно­ва­ния, на кото­рых Лютер строил свое учение и созву­чен ли его взгляд на Библию с под­лин­ным духом бла­го­ве­стия Хри­стова. Сам Лютер пишет: ”Истин­ная вера во Христа – это несрав­нен­ное богат­ство, кото­рое при­но­сит с собой полное спа­се­ние и избав­ляет чело­века от вся­че­ского зла, как гово­рит Хри­стос в Послед­ней главе Еван­ге­лия от Марка “Кто веро­вать и кре­ститься будет, тот спасен будет, а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет” ( Мк. 16:16 ). Исаия пред­вку­шает это сокро­вище и про­ро­че­ствует о нем в 10‑й главе: ”Гос­подь пошлет малень­кое и все­по­гло­ща­ю­щее слово на землю и земля будет изоби­ло­вать пра­вед­но­стью”. Он как бы гово­рит: ”Вера, кото­рая явля­ется легким и совер­шен­ным испол­не­нием закона, напол­нит сердца веру­ю­щих столь вели­кой пра­вед­но­стью, что они не будут более нуж­даться ни в чем для того, чтобы стать пра­вед­ными”. Так Павел гово­рит в Посла­нии к Рим­ля­нам: “Потому что серд­цем веруют к пра­вед­но­сти” ( Рим. 10:10 ). Если вы хотите спро­сить, – как это может быть, что лишь вера оправ­ды­вает и пред­ла­гает нам такое мно­же­ство вели­ких благ, без дел, и при этом столь многие дела, цере­мо­нии и пра­вила пред­пи­саны нам в Библии, я отве­чаю: прежде всего, помните, что было ска­зано, а именно, что одна лишь вера, без дел, оправ­ды­вает, осво­бож­дает и спасает.”/3,с.28/.

Здесь, как и в боль­шин­стве ересей глав­ная при­чина в непо­ни­ма­нии слож­но­сти и мно­го­знач­но­сти Писа­ния. Поиск про­стых объ­яс­не­ний, зача­стую идущих враз­рез с общим смыс­лом того или иного посла­ния. Тот самый случай, когда про­стота хуже воров­ства. “Лютер принял отдель­ные слова апо­стола Павла бук­вально, вне связи с тек­стом и общей мыслью апо­стола: ”Чело­век оправ­ды­ва­ется верой неза­ви­симо от дел закона”, ”чело­век оправ­ды­ва­ется не делами закона, а только верою в Иисуса Христа”(Послание к Гала­там). Апо­стол Павел этими сло­вами высту­пал не против добрых дел, а против ложной само­на­де­ян­но­сти иудей­ских учи­те­лей, пола­гав­ших, что спа­се­ние заслу­жи­ва­ется внеш­ними делами закона Мои­се­ева: обре­за­нием, соблю­де­нием суб­боты, омо­ве­нием рук и пр. Тот же апо­стол Павел в посла­нии к Рим­ля­нам пишет, что Гос­подь в день пра­вед­ного суда Своего воз­даст каж­дому по делам его.”/6,с.31/.

При­ве­дем еще ряд мест из Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые пре­дельно ясно гово­рят о цен­но­сти нашей жизни и дел пред Богом. “Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” ( Иак. 2:17 ). “Видите ли, что чело­век оправ­ды­ва­ется делами, а не верою только?” ( Иак. 2:24 ). “Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и про­сла­вили Отца вашего Небес­ного.” ( Мф. 5:16 ). “Ибо мы Его тво­ре­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять” ( Еф. 2:10 ). Можно ли ска­зать яснее? И подоб­ные при­меры рас­сы­паны по всей Библии.

Надо упо­мя­нуть и при­чи­нах, спо­соб­ство­вав­ших успеху про­те­стан­тизма. Здесь оче­видны исто­ри­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские при­чины. В исто­ри­че­ском плане появ­ле­ние Лютера на поли­ти­че­ской сцене того вре­мени было на руку очень многим вли­я­тель­ным силам. В первую оче­редь гер­ман­ским кур­фюр­стам, давно тяго­тив­шимся вла­стью Рима над зна­чи­тель­ной частью их вла­де­ний. И, разу­ме­ется, воз­мож­ность поде­лить цер­ков­ные земли в свою пользу они не могли упу­стить. Отсюда мощная под­держка Лютера самыми силь­ными немец­кими ари­сто­кра­тами, без кото­рой он раз­де­лил бы судьбу многих ере­ти­ков, бывших до него. Так, обще­из­вестно, что в самый кри­ти­че­ский момент своей жизни, когда импе­ра­тор Карл V объ­явил Лютера вне закона, его спас кур­фюрст сак­сон­ский Фри­дрих, предо­ста­вив­ший Лютеру убе­жище в своём замке.

В пси­хо­ло­ги­че­ском плане самым лучшим объ­яс­не­нием успеха нового учения явля­ется исто­рия самого Лютера. Известно его личное отча­я­ние в спа­се­нии и облег­че­ние, при­шед­шее с реше­нием, что он спасен уже одной своей верой. “Укажем на слож­ные спле­те­ния пси­хо­ло­ги­че­ского и экзи­стен­ци­аль­ного планов, инте­ре­су­ю­щие нас постольку, поскольку здесь пре­ва­ли­руют док­три­наль­ные мотивы. Сам Лютер долго испы­ты­вал без­ре­зуль­тат­ность и невоз­мож­ность заслу­жить спа­се­ние посред­ством соб­ствен­ных деяний, кото­рые ему всегда каза­лись неадек­ват­ными, и про­блема веч­ного спа­се­ния непре­рывно при­чи­няла ему бес­по­кой­ство и муче­ния. И реше­ние, утвер­жда­ю­щее, что для спа­се­ния доста­точно только веры, при­несло ему ради­каль­ное избав­ле­ние от тревог”/1,с.295/.

Для души любого чело­века вполне под­хо­дит такое реше­ние, оно дает ему полный пси­хо­ло­ги­че­ский ком­форт в любой момент жизни. “Про­те­стан­тизм при­шелся по сердцу чело­ве­че­скому себя­лю­бию и свое­во­лию всех родов. Себя­лю­бие и свое­во­лие полу­чили в про­те­стан­тизме как бы неко­то­рое бла­го­сло­ве­ние и освя­ще­ние, что ска­за­лось и ныне обна­ру­жи­ва­ется в бес­ко­неч­ном деле­нии и дроб­ле­нии прежде всего самого про­те­стан­тизма. Именно про­те­стан­тизм открыто про­воз­гла­сил эту вели­чай­шую ложь: можно быть хри­сти­а­ни­ном, не при­зна­вая ника­кой Церкви. Свя­зы­вая же, однако, своих членов неко­то­рыми обя­за­тель­ными авто­ри­те­тами и цер­ков­ными пра­ви­лами, про­те­стан­тизм тем самым запу­ты­ва­ется в без­вы­ход­ном про­ти­во­ре­чии: сам же осво­бо­дил лич­ность от Церкви и сам же ставит неко­то­рые гра­ницы этой свободе.”/8,с.5/.

Список исполь­зо­ван­ной лите­ра­туры:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *