в чем я вижу отличия между сотериологией православия и протестантизма
Протестантизм: история реформации
Протестантизм
Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.
Как возник протестантизм
Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.
В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.
Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.
Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.
Основные принципы (тезисы) протестантизма
Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.
Три главных Sola или принципа протестантизма:
Существуют и другие принципы:
Протестантизм в современном мире
Протестантизм и православие: отличия
Интересный факт о протестантизме
Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.
Протестантизм в России
Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.
К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.
В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.
Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
История христианской церкви в себе содержит массу различных исторических событий, которые стали поворотными моментами и привели к серьезным изменениям в структуре и организации церкви. Одна из миссий Господа Иисуса Христа на земле была создать церковь Божию, которая была основана 12 учениками. Сегодня помимо православных существуют католики и протестанты, которые также причисляют себя к Церкви Иисуса Христа.
И если с католиками у православных христиан есть некие общие черты, то с протестантами вовсе нет. Кто же они такие и как православному христианину правильно к ним относиться?
История возникновения протестантизма
История христианской церкви зарождается в Иерусалиме на празднике Пятидесятница, когда ученики Господа Иисуса Христа получили Духа Святого после Его Вознесения, что описывает Священное Писание. Это была единая семья под руководством 12 апостолов, а позже их учеников. Признали христианство официально лишь при правлении императора Константина (300-е года н.э.) и оно стало занимать постепенно место официальной религии Римской империи.
Тогда уже было два основных крыла религии:
Католичество распространилось по всей Европе, именно к нему относится инквизиция, папство и прочие известные события, которые не были приняты Восточным крылом. Из-за существенных изменений в организации и ее богословии, а также отношению к народу стало расти разочарование и отвержение церкви в принципе.
Протестантское движение считает датой своего рождения первую половину XVI века. Последователи Лютера стали называться протестантами от слова «протест», или реформаторами.
Читайте о других вероучениях:
Но отсутствие единого лидера и отрицание всякой структуры привело к разделению самих протестантов на множество ветвей: лютеране, кальвинисты, баптисты, пятидесятники и прочие. Объединяет их признание только Святой Троицы и Священного Писания.
Богословие протестантов
Протестантские церкви можно определить лишь по кресту, которые обычно присутствует в архитектуре здания. Иногда это вовсе только табличка при входе, в случае, если здание арендованное.
Что же касается богословия, то оно весьма схоже с православным. Его основные тезисы:
Следует уточнить, что богословие реформаторов формировалось в полном отрицании доктрины Римско-католической церкви, которое потеряло всякий авторитет в то время. Именно поэтому Лютер отверг всякие предания отцов, поскольку папство часто опиралось на них, неправильно их трактуя, и использовало в своих неблагочестивых целях (продажа индульгенций, инквизиция, повсеместное обогащение папства).
Для сведения! В целом, вопросы спасения человека не отличаются почти от доктрины православия.
Отличие от православия
Православие в первую очередь отличается своим историческим возрастом, ведь протестанты существуют всего последние 500 лет. Помимо этого, есть еще ряд отличий в организации церквей и богословии, но лучше всего их изобразить в таблице:
Параметр | Православие | Протестантизм |
Источник религиозного знания | Священное Писание и Священное Предание | Священное Писание |
Святой Дух | Признает и говорит, что Он исходит только от Отца | Признает и говорит, что Он исходит от Отца и Сына |
Священство | Имеет апостольскую преемственность. Особый чин посвящения | Всеобщее священство верующих. Отсутствие строгой иерархии. Занимать должность священнослужителя может каждый |
Умершие | За них возносятся молитвы. Вера в то, что живущие могут облегчить участь усопших | Отказ от поминовения в молитвах. Вера в то, что человек может повлиять на свою вечную участь только сам при жизни |
Таинства | Всего признают 7: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Брака, Священства. | Особое внимание уделяют только 3: Покаянию, Крещению, Евхаристии. Остальные не имеют такого веса, но совершаются |
Евхаристия | Вера в то, что во время обряда хлеб и вино трансформируются в Плоть и Кровь Христа | Верят лишь в символизм хлеба и вина |
Богородица | Почитается как Мать Христа и Ходательницу за людей | Отрицают Приснодевство. Почитают лишь как маму Христа |
Таким образом, у Православной Церкви и у протестантской есть нечто схожее, но их богословия и организация совершенно отличаются друг от друга.
Читайте о христианстве:
Отношение православия к протестантам
Как относится Православная церковь к протестантским церквям?
Русский человек привык считать себя православным, поскольку на Руси христианство уже более 1000 лет. Несмотря на это именно на территории СНГ сегодня повсеместно распространились различные секты и ячейки, которые не имеют истинного учения и могут только негативно повлиять на духовную жизнь человека.
Важно! Православие ведет свое летоисчисление от дня Пятидесятницы, тем самым является старейшей христианской религией.
Несмотря на негативное отношение к различным ответвлениям в целом, необходимо понимать, что среди протестантов есть люди, искренне верящие в Господа и живущие по Его заповедям точно так же, как и в православной церкви встречаются люди абсолютно далекие от Господа.
Поэтому неправильно будет сказать, что все люди, посещающие протестантские церкви — еретики. Православие естественно для русского человека, оно более понятно и присуще ему. Протестантизм же, несмотря на некоторое сходство, все же является ответвлением от истинного учения.
Добрый день. Православная вера учит, что Господь есть Любовь. Конечно же, православная вера не считает, что у протестантов или представителей других конфессий совершенно нет никаких шансов на спасение своей души. Многие протестантские церкви действительно следуют Евангельским истинам, искренне стремятся к Богу. Как же может Господь, который есть Абсолютная Любовь, не принять молитву такого верующего? Но мы знаем лишь то, что Господь не оставит их. А каким будет их путь и участь — это нам, простым смертным, неведомо.
Еще один пример — люди, которые просто по территориальной принадлежности своей не имеют возможности познакомиться с православием. Неужели Господь о них забыл? Нет, и о них Он помнит и ведет никому не ведомыми путями. Нам неведомы эти пути и, наверное, не стоит пытаться их разгадать.
Но, тем не менее,именно православная вера вмещает в себя всю полноту Богообщения. Христос невозможен без причастия его Тела и Крови, без Церкви, которую сам же и основал. Отрицаемое многими протестантами святоотеческое предание из поколения в поколение передает бесценный опыт Богопознания и пути спасения. И если человек в какой-то момент своей жизни сможет хотя бы на одно мгновение осмыслить, какую полноту познания Господа дарует православие — отпадут вопросы касательно других вероисповеданий. Речь идет именно о полноте общения со Христом, а не об абсолютной истине. Многие другие христианские конфессии также проповедуют евангельские истины, созвучные православной вере. Но такую полноту, соединяющую в себе опыт двухтысячелетней проповеди, идущей от апостолов и самого Христа, можно найти только в православии.
Православие и протестантизм: в чем разница
Христианство как таковое делится на несколько направлений, в которых есть как основные, так и маргинальные. И рассматривать направления нужно начать с отличий православия от протестантизма.
Зарождение протестантизма
Реформация, которая представляет собой возникшее в XVI веке движение, является «отправной точкой» возникновение протестантизма. Ее лидером был Мартин Лютер. Будучи католическим монахом, получившим образование в Виттенбергском университете, у него были широкие знания в теологии. Согласно легенде он стал монахом, когда попал в сильную грозу. Упав на землю, Мартин попросил Бога спасти его в обмен на то, что он посвятит ему всю свою жизнь. Так и произошло, однако посетив Рим, Лютер полностью разочаровался в тех нравах, которые были в 1511 году.
Ему категорически не нравилось то, что в костелах осуществлялась продажа индульгенции, а люди поклонялись фальшивым святыням. Сами же священники в то время вели себя крайне распущенно, а паства вовсе не имела фундаментальных знаний о богослужении. Увидев это, Лютер решил, что все нужно менять. Однако делать это требуется не посредством новой конфессии, а реформации старой, потому что церковь сошла со своего истинного пути.
Первый шаг, сделанный для реализации реформы, был произведен в 1517 году, 31 октября, когда Лютер прибыл к Виттенбергской церкви и представил свои 95 тезисов, что представляли собой основную базу реформы. В первую очередь было раскритикована Чистилище. Затем последовали требования об отмене индульгенции и разрешении для мирян читать Библию на немецком.
Лютер перевел Библию с латинского на немецкий, потому что ранее ее могли читать только те, кто знал латынь. Недоступность священного текста для всех казалась ему неправильной.
Народ поддержал Лютера и после этого начались погромы всех католических храмов в стране. Лютером также было отмечено, что погромы — это не его цель. Тем не менее церковь все равно осудила его и не приняла ни одной реформы. Однако к этому периоду было значительное число последователей, а также тенденция к формированию протестантизма.
Основы протестантизма
Прежде чем рассмотреть основы, отметим, что протестанты также не сохранили первоначального единства и распались на несколько конфессий. И хотя они не обрели столь высокой популярности, но по-прежнему являются наглядным историческим примером того, что идеальной конфессии существовать не может.
В виде основ протестантизма выступают следующие правила:
Помимо, добавлено три основных принципа, которым должен следовать каждый протестант:
Лютер формировал фундамент протестантизма на основе Библии и священных текстов, которые по его мнению не противоречили богослужению.
Ключевые отличия от православия
Итак, теперь, когда известна история и основы протестантизма, рассмотрим его главные отличия с православием:
Православие | Протестантизм |
Признание икон | Отрицание иконы, однако допускают использование священных изображений для демонстрации исторических событий |
Православие является совокупностью церквей, которое связано друг с другом единым вероучением и нравственностью | Протестантизм всегда был совокупностью разных направлений и ни о каком единстве в нем речи идти не могло. Отличаются направления всем: догмами, культом, организацией и т.д. |
Источников религиозного знания два: священное писание и предание | Главным религиозным источником выступает священное писание. Остальное не только отвергается, но и каждая община трактует предание по-своему, фактически не зная его истинного содержания |
Был утвержден библейский канон | Библейский канон выступает и служит только для абсолютирования текстов и придания им статуса источника богопознания |
Есть вера в то, что на Бог на страшном суде будет проявлять милосердие и мудрость со справедливостью | Исключительная вера в то, что человек может быть спасен только верой в Христа |
Обязателен специальный чин и проведения трехчасовой процедуры при посвящении, а само священство обладает апостольской преемственностью | Отсутствует иерархия и титулы как таковые из-за отхождения от канонических обрядов |
Принято молиться за умерших | Вспоминать в молитвах умерших запрещено, так как считается, что душе человека молитвы не помогут, только Бог может решить, что будет дальше с ней |
Присутствует признание всех семи церковных Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, евхаристии, елеосвящения, брака, священства | Признает лишь несколько из семи, в то время как все остальные сводятся к стандартным обрядам, что не имеют церковного-благодатного содержания, которое свойственно Таинствам |
Крещение трактуется в качестве таинства и духовного рождения человека, так как он раскрепощается от первородного греха и изгоняет дьявола. Младенцев крестят в соответствии с верой родителей | Протестантизм трактует крещение как принятие человеком Христа и очищение от всех ранее совершенных грехов. Младенцев крестить не принято |
Это лишь ключевые отличия, которые выделяют протестантство.
Знание отличий религиозных направлений попросту необходимо не только при желании изменить веру, но и его отсутствии. Это позволит заранее понять в чем смысл каждого вероучения.
Сравнение православного учения о спасении с протестантским
священник Николай Ким
Вопрос о спасении уже по самой формулировке очевидно является главным вопросом жизни человека. Поэтому расхождения в отношении к своему спасению являются не чем-то второстепенным, а главным пунктом, по которому не может быть неясностей.
И именно по этому поводу и более всего расходятся православное и протестантское вероучение. Не по вопросам обрядов, отношения к иконам, крещению младенцев – это уже следствия главного – разной позиции в области сотериологии.
Протестантские церкви, несмотря на свою пестроту и разнообразие, в большинстве своём едины в некоторых главных пунктах впервые провозглашенных Лютером. “Учение Лютера содержит три основные части:
Все теологические суждения Лютера производные от этих принципов.”/1, с.294/.
Впервые таким, или почти таким образом сформулировал доктрину спасения Мартин Лютер в начале 16-го века. Это своего рода символ веры протестантизма, на котором строятся все дальнейшие протестантские нововведения: “Так в протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Священник лишен права исповедовать и отпускать грехи. Упразднены многие таинства, отвергнуто учение о благодати. Была отвергнута молитва за умерших, поклонение святым, почитание мощей и икон, отказались от монашества. Богослужение предельно упрощено и сведено к проповеди и пению псалмов.”/2, с.375/.
Главной причиной Реформации во внешнем плане было давно копившееся недовольство порядками в католической церкви. Исторически появлению идей, выражающих это недовольство способствовало господствующее умонастроение эпохи. В те годы наблюдался пик Возрождения в Италии, чинквиченто, время торжества гуманистических идеалов и, одновременно, по непреложным законам духовной жизни – крайнее оскудение истинно христианских идеалов в католической церкви. Очарованность человеком, в чем пафос гуманизма, вылилась в распущенность и погоню за земными благами среди служителей церкви. Очевидное предательство идеалов Евангелия Римом было нетерпимо для всех христиан, и Лютер стал гениальным выразителем этого недовольства. Наиболее вопиющим для простого честного христианина было распространение практики продажи индульгенций, и именно против этого Лютер и обрушил всю мощь своего критического слова.
Но для критики индульгенций Лютеру, как все-таки добросовестному мыслителю, надо было сокрушить богословские тезисы католицизма, на которых основывалась сама идея индульгенций. И, в первую очередь, это мнение западной церкви о возможности чисто юридического списания преступлений человека против Бога (грехов) за его добрые дела. Такой формальный подход к делу спасения души человека, в своём развитии в схоластическом направлении, привел к мысли, что если своих добрых дел не хватает, то их можно выкупить из огромного количества добрых дел, которые совершены святыми. Из их т.н. “сверхдолжных заслуг”. Правом на эти заслуги обладает церковь, и у церкви же их можно и выкупить. Чисто схоластическая схема. Где вроде все правильно и логично, но вывод – удивляющий своим абсурдом.
Лютер, выступая выразителем общественной критики подобной ситуации, чтобы подорвать доктринальную основу для индульгенций, решил пересмотреть само учение о значении добрых дел в нашем спасении. В том смысле, что нам вообще не надо никаких своих дел. Они, дела, вследствие полной греховности человеческого естества нас не могут спасти, спасает нас жертва Сына Божьего, и спасает всех, кто верует в него. Т.о. для нас достаточно только веры во Христа и веры в то, что мы уже Им спасены. У А. Кураева по этому поводу есть хорошая формулировка: “Против покупки спасения обрядовым благочестием протестовал Лютер. Но в конце концов протестантизм лишь назначил еще более низкую цену в этой торговле – “просто вера”./9,с.109/.
Доказательство своего основного положения о спасении только верой Лютер строил исходя из библейской истории творения и грехопадения людей. Во-первых, люди сотворены из ничего и, поэтому в глазах Бога мы – ничто. Во-вторых, после грехопадения Адама человек обеднел настолько, что он уже не только ничто, но и не может ничего. Следовательно, спасение человека целиком зависит не от него самого, а от Бога. Нам остается только верить в то, что мы спасены.
Лютер, отвергая учение о индульгенциях, свою теорию построил на противопоставлении католичеству на его же поле – юридическом взгляде на грех и спасение. Тем самым отношения человека к Богу остаются теми же что и в критикуемом им католичестве – отношениями амнистированного преступника к судье, а не отношения блудного сына к любящему отцу. Т.е. мы не выходим за рамки формальных отношений с Богом.
Православный же взгляд совершенно иной. “Православная Церковь учит: спасение совершается Богом, но не без человека, от которого требуется правая вера и добродетельная жизнь по воле Божией, которая и есть спасение. Спасение состоит в том, что человек через личную веру получает доступ к спасительной благодати, подаваемой в таинствах, с помощью которой, при постоянном понуждении себя, становится возможным творение истинно добрых дел.”/7,с.79/.
Иначе говоря, православная догматика не признает подобного западного формализма в отношении Бога и человека, т.е. чисто юридический взгляд на наше спасение. “Западное христианство склонно описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство – в терминах органических. Для православия грех не столько вина, сколько болезнь. ”Грех делает нас более несчастными, чем виновными”, – говорит преподобный Иоанн Кассиан. В юридической теории Бог, приемля жертву Христа, за нее прощает людей. Но православной мистике мало прощения. Жестко сказав протестантским богословам, что вместо Бога они ищут безнаказанности, патриарх Сергий обращал внимание на то, что амнистия провозглашает праведным, но не делает праведным. Человек уведомляется о своём спасении, но не участвует в нем. Заслуга Христа – событие постороннее, с моим внутренним бытием у протестантов связи не имеющее. Поэтому и следствием этого акта может быть только перемена отношений между Богом и человеком, сам же человек не меняется. Западные богословы ищут обязать Бога даровать мне живот вечный. Но душа человеческая хочет не только числиться в Царстве Божием, но и действительно жить в нем.”/9,с.100/.
Таким образом для православия характерен не юридический, а органический взгляд на отношения человека с Богом. И конфликт католической и протестантской точек зрения остается в юридической плоскости, над которой поднимается истинное боговедение. Спасение как возвращение богоподобия, как освобождение от власти греха, смерти. “Иисус Христос искупил грехи всего мира, освободил человека от закона греха и смерти ( Рим. 8:12 ), но значит ли это, что искупительная жертва Христа раз и навсегда оправдала человека? Нет, вера в Христа является лишь необходимым условием для спасения, ибо дает доступ благодати Божией к человеческой душе, под ее действием может и должно совершиться обновление, духовное возрождение человека.”/4,с.50/.
Упрощенный взгляд на отношения человека с Богом заведомо ложен, нельзя прямо переносить правила отношений между людьми, отношений происходящих сугубо в этом мире, на отношения с трасцендентным миру Богом. Это качественно иной уровень и зачастую на этом уровне все совершенно иначе. Земные законы дольнего мира не применимы к духовной жизни мира горнего. “Лютер правильно подметил непоследовательность римо-католического учения о оправдании: если Крови Христовой достаточно для удовлетворения за грехи всего мира, нелогично требовать от людей какого-то дополнительного удовлетворения. Но Лютер не заметил главного недостатка этого учения, который состоит в слишком свободном оперировании в сотериологии аналогиями с такими человеческими понятиями как гнев оскорбленного, необходимость удовлетворения и т.п. Справедливость Божия – это вовсе не то, что наша человеческая справедливость, обеспечивающая человеческие интересы. Она исходит из иных критериев – нравственных. Не отец удаляется от сына – это сын уходит на страну далече. Не Бог враждует с грешником – это грешник враждует с Богом. “Вот стою у дверей и стучу…” Человек сам должен открыть дверь. Перемена должна произойти в человеке, а не в абстрактной сфере юридических взаимоотношений. Христос пришел к нам, чтобы соединиться с нами. Мы не в стороне от Креста Его, мы не пассивные наблюдатели своего спасения. Крест Христов входит в жизнь христианина и вместе с ним закваска иной жизни.”/11,с.140/.
Т.о. вера – залог спасения, необходимое условие. Но у человека остается выбор. Бог бережет нашу свободу, которая и есть образ Божий в нас. И эту свободу мы должны обратить к Богу, а не наоборот, как сделал наш прародитель. Поэтому для спасения требуется личный подвиг. Благодать дается нам даром, а подвиг воли мы совершаем сами. Без этого подвига наша вера безжизненна, не преображает внутреннего человека.
Поэтому с учением о спасении напрямую связан вопрос – сохранил ли человек после грехопадения свою свободную волю, т.е. образ Божий? Нет – отвечает Лютер, он потерял его с грехопадением. “Падение, учит лютеранство, привело к глубочайшему извращению всей природы человека, к полному уничтожению всех сил души: ум человека стал слепым в познании Бога и им сотворенного мира, сердце стало злым и развращенным, ненавидящим добро и избегающим Бога, утеряла свободу и воля, впавшая в рабство греху. Иначе говоря, падение прародителей привело не только к потере подобия (как учит римо-католическая церковь), но и к потере образа Божия.”/5,с.62/.
Православная церковь же учит, что человек сохранил свою свободу, т.е. образ Божий, и цель жизни человека – вернуть утраченное богоподобие. Т.о. взгляд протестантизма на человека пессимистический. Человек пассивно принимает спасение свое Богом. И получается логическая неразрывная связь учения о спасении только верой с детерминизмом Лютера. Отсутствие свободы человека – одно из главных условий спасения только верой, иначе бы, если считать, что свобода у нас все же остается, то сразу приходится признать, что и все наши дела, вся жизнь имеют важнейшее значение, ибо все это есть реализация нашей свободы. При этом становится понятным, почему Лютер с такой горячностью протестовал против своего бывшего друга Эразма Роттердамского, именно по поводу свободы воли, т.к. признание за человеком этой свободы сводит на нет все его построения, и учение Лютера теряет всю свою логическую стройность, становясь не учением, а просто набором нравоучительных фраз. В открытом письме Эразму по поводу его работы “о свободе воли” Лютер пишет: “Стоит неодолимо мой Павел – истребитель свободной воли и разбивает одним словом оба войска. Потому что если мы оправдываемся без дел, то все дела прокляты – малые или великие, ведь он ничто не исключает, но равно испепеляет и то и другое. И посмотри, как все наши зевают! Что тут измениться, если кто-то будет опираться на древних отцов, утверждения которых одобрялись веками? Ведь все они были одинаково слепы и пренебрегли яснейшими и понятнейшими словами Павла! Заклинаю тебя, можно ли сказать в защиту благодати и против свободной воли яснее и понятнее, если слова Павла неясны и непонятны?”/3,с.363/. Лютер категорично и весьма дерзко отвергает тысячелетнюю мудрость Церкви, учение святых отцов. Но если бы он был лучше знаком с православной патристикой, вряд ли бы осмелился на такие опрометчивые заявления.
Посмотрим, что говорит о спасение православная догматика. Возьмем такой важный в догматическом отношении документ, как окружное послание восточных патриархов 1723 года. “Верующий спасается верою и делами своими, и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поелику, то есть, Он предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественныя истины и учит его сообразоваться с нею, (если он ей не противится) и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ея действию.”/10,с.150/.
Итак, одно отступление – утверждение о спасении только верой, с необходимостью требует подтверждения детерминизмом, а принятие детерминизма настолько далеко от учения Церкви, что само уже требует отбросить все святоотеческое наследие. Т.о. протестантизм оказывается повязан собственными заблуждениями, которые подтверждают друг друга, но вместе взятые только отдаляют вероучение от традиционного.
Рассмотрим теперь библейские основания, на которых Лютер строил свое учение и созвучен ли его взгляд на Библию с подлинным духом благовестия Христова. Сам Лютер пишет: ”Истинная вера во Христа – это несравненное богатство, которое приносит с собой полное спасение и избавляет человека от всяческого зла, как говорит Христос в Последней главе Евангелия от Марка “Кто веровать и креститься будет, тот спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк. 16:16 ). Исаия предвкушает это сокровище и пророчествует о нем в 10‑й главе: ”Господь пошлет маленькое и всепоглощающее слово на землю и земля будет изобиловать праведностью”. Он как бы говорит: ”Вера, которая является легким и совершенным исполнением закона, наполнит сердца верующих столь великой праведностью, что они не будут более нуждаться ни в чем для того, чтобы стать праведными”. Так Павел говорит в Послании к Римлянам: “Потому что сердцем веруют к праведности” ( Рим. 10:10 ). Если вы хотите спросить, – как это может быть, что лишь вера оправдывает и предлагает нам такое множество великих благ, без дел, и при этом столь многие дела, церемонии и правила предписаны нам в Библии, я отвечаю: прежде всего, помните, что было сказано, а именно, что одна лишь вера, без дел, оправдывает, освобождает и спасает.”/3,с.28/.
Здесь, как и в большинстве ересей главная причина в непонимании сложности и многозначности Писания. Поиск простых объяснений, зачастую идущих вразрез с общим смыслом того или иного послания. Тот самый случай, когда простота хуже воровства. “Лютер принял отдельные слова апостола Павла буквально, вне связи с текстом и общей мыслью апостола: ”Человек оправдывается верой независимо от дел закона”, ”человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа”(Послание к Галатам). Апостол Павел этими словами выступал не против добрых дел, а против ложной самонадеянности иудейских учителей, полагавших, что спасение заслуживается внешними делами закона Моисеева: обрезанием, соблюдением субботы, омовением рук и пр. Тот же апостол Павел в послании к Римлянам пишет, что Господь в день праведного суда Своего воздаст каждому по делам его.”/6,с.31/.
Приведем еще ряд мест из Священного Писания, которые предельно ясно говорят о ценности нашей жизни и дел пред Богом. “Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” ( Иак. 2:17 ). “Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?” ( Иак. 2:24 ). “Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного.” ( Мф. 5:16 ). “Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” ( Еф. 2:10 ). Можно ли сказать яснее? И подобные примеры рассыпаны по всей Библии.
Надо упомянуть и причинах, способствовавших успеху протестантизма. Здесь очевидны исторические и психологические причины. В историческом плане появление Лютера на политической сцене того времени было на руку очень многим влиятельным силам. В первую очередь германским курфюрстам, давно тяготившимся властью Рима над значительной частью их владений. И, разумеется, возможность поделить церковные земли в свою пользу они не могли упустить. Отсюда мощная поддержка Лютера самыми сильными немецкими аристократами, без которой он разделил бы судьбу многих еретиков, бывших до него. Так, общеизвестно, что в самый критический момент своей жизни, когда император Карл V объявил Лютера вне закона, его спас курфюрст саксонский Фридрих, предоставивший Лютеру убежище в своём замке.
В психологическом плане самым лучшим объяснением успеха нового учения является история самого Лютера. Известно его личное отчаяние в спасении и облегчение, пришедшее с решением, что он спасен уже одной своей верой. “Укажем на сложные сплетения психологического и экзистенциального планов, интересующие нас постольку, поскольку здесь превалируют доктринальные мотивы. Сам Лютер долго испытывал безрезультатность и невозможность заслужить спасение посредством собственных деяний, которые ему всегда казались неадекватными, и проблема вечного спасения непрерывно причиняла ему беспокойство и мучения. И решение, утверждающее, что для спасения достаточно только веры, принесло ему радикальное избавление от тревог”/1,с.295/.
Для души любого человека вполне подходит такое решение, оно дает ему полный психологический комфорт в любой момент жизни. “Протестантизм пришелся по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие получили в протестантизме как бы некоторое благословение и освящение, что сказалось и ныне обнаруживается в бесконечном делении и дроблении прежде всего самого протестантизма. Именно протестантизм открыто провозгласил эту величайшую ложь: можно быть христианином, не признавая никакой Церкви. Связывая же, однако, своих членов некоторыми обязательными авторитетами и церковными правилами, протестантизм тем самым запутывается в безвыходном противоречии: сам же освободил личность от Церкви и сам же ставит некоторые границы этой свободе.”/8,с.5/.
Список использованной литературы: