что нужно для посадки в самолет в период коронавируса
Что нужно для посадки в самолет в период коронавируса
Любое общественное пространство, в том числе аэропорт и салон самолёта, – зона риска, и бдительность нужна в любом месте и в любое время.
ЧТО РЕКОМЕНДУЕТ ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения):
Мойте руки с мылом как можно чаще, особенно в общественных местах.
Если нет возможности помыть руки, используйте антисептики для рук, в составе которых не менее 60% спирта. Это могут быть гели или спреи, которые продаются в любой аптеке или косметическом магазине.
По возможности не трогайте грязными руками нос, рот и глаза.
Вирус передаётся воздушно-капельным путём и через жидкости, поэтому держитесь в стороне от чихающих и кашляющих людей.
Не ешьте и не пейте из общей посуды.
Носите с собой дезинфицирующие средства (тот же антисептический спрей). Они пригодятся не только для обработки рук, но и чтобы протереть подлокотники и столик в самолёте.
Если собираетесь кашлянуть или чихнуть, используйте одноразовые платки или, если их нет под рукой, делайте это в сгиб локтя.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ПОЕЗДКУ
Антисептик для рук
Берите в салон самолёта маленькую упаковку антисептика (до 100 мл). Проносить жидкости большего объёма запрещено правилами авиаперевозок. В багаж можно положить бутыль побольше.
Лекарства по рецепту.
Если вам нужно постоянно принимать препараты, возьмите с собой лекарства с некоторым запасом на случай непредвиденных ситуаций. Рецепты тоже лучше взять с собой, иначе препараты могут остаться на таможне.
Аптечка
Кроме необходимых лекарств положите в аптечку средство от аллергии, насморка, боли в горле, диареи, бактерицидный пластырь и жаропонижающий препарат. Пригодится и градусник, но только не ртутный.
Безопасность полете
В аэропортах сейчас усилены меры безопасности: перед посадкой пассажирам в обязательном порядке измеряют температуру. Больной человек с лихорадкой на борт допущен не будет. Но инкубационный период в случае заражения COVID-19 довольно долгий: от 5 до 14 дней. То есть человек может носить в себе вирус, выделять его, заражать окружающих и не знать об этом. Причём никаких симптомов все это время может и не быть, а температура тоже остается нормальной. При таком раскладе человек в инкубационном периоде спокойно пройдёт температурный фильтр и будет допущен в салон самолёта. То есть заражения не избежать? Вовсе нет!
На этапе регистрации
Выбирайте место у окна. По статистике, во время коротких и средних перелётов 38% пассажиров не покидают своих мест, если сидят у окна. Чаще всего по салону перемещаются те, кто занимает места у прохода.
Если вы слышите кашель или чихание, посмотрите, насколько далеко источник тревожных звуков. Чем он дальше, тем безопаснее.
Направьте на себя поток воздуха, по возможности сделайте его похолоднее. Воздух в системе вентиляции очищается, поэтому лучше дышать им.
Протрите откидные столики и подлокотники антисептическими салфетками или распылите на них антисептик. Ещё протрите антисептиком поверхность ручной клади, которую взяли с собой в салон, и гаджеты, которые будете использовать в полете.
Важно: маски нужны в первую очередь тем, кто уже является переносчиком заболевания. Это касается не только коронавируса, но и любого респираторного заболевания.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В АЭРОПОРТУ
Авиакомпания предъявляет свои требования к коронавирусным документам. Это законно?
Я собиралась в отпуск в Турцию. Изучила правила въезда на официальных сайтах, например посольства. В них сказано: те, кто официально переболел коронавирусом, с обращением в поликлинику, не должны сдавать ПЦР-тест за 72 часа до прилета. Я была уверена, что это правило для меня сработает, потому что сама недавно перенесла заболевание.
Я знаю, что иногда правила въезда трактуют двояко, поэтому на всякий случай написала в авиакомпанию, чтобы уточнить их требования. Представитель Azur Air сказал мне, что я все-таки должна представить отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. На вопрос, на каком основании, он скинул ссылку на правила на своем сайте. Хотя у посольства и МИД Турции таких требований к справке нет.
Может ли авиакомпания предъявлять свои требования к документам, если они противоречат правилам посольства? Это вообще законно?
Это непростой вопрос. С одной стороны, авиакомпания не должна ухудшать уровень обслуживания пассажиров. С другой — отстаивать свои права вам, скорее всего, придется в суде. А поскольку практики по таким делам еще нет, сложно предсказать, чью сторону примет суд.
Что вправе требовать авиакомпания
Авиакомпании вправе устанавливать свои требования для пассажиров. Но они не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.
Например, авиакомпания может вводить ограничения на ручную кладь или запретить пассажирам провозить в салоне некрупных животных, даже если они будут сидеть в переноске. Но если перевозчик разрешит пассажирам брать с собой в салон только верхнюю одежду и сумочку 20 × 15 × 5 см для документов, то это будет ухудшением уровня обслуживания: такие требования противоречат общим правилам.
Во время пандемии разные страны часто требуют у туристов дополнительные документы: отрицательный результат теста на коронавирус, медицинскую страховку и так далее. Авиакомпании обязаны проверить, есть ли у пассажиров нужные бумаги при посадке на борт. А еще — убедиться, что документы оформлены правильно. Например, что в них корректно указаны паспортные данные путешественника.
Проблема в том, что страны назначения четко не прописывают требования к документам, которые нужны туристам во время пандемии. Обычно на сайтах МИД, Минтуризма, пограничного контроля и посольства зарубежного государства ограничиваются только списком бумаг, которые должен представить турист. Но как их оформить, не указывают. Поэтому непонятно, подойдет переболевшему сертификат с госуслуг или нужно получить его в поликлинике, чтобы на документе была печать.
Разберу ситуацию со сложными правилами из-за коронавируса на примере Турции.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Правила въезда в Турцию
На сайте посольства Турции в Москве сказано, что туристы могут въезжать в страну с отрицательным результатом теста на коронавирус. ПЦР-тест нужно сдать в течение 72 часов до въезда, антиген-тест — в течение 48 часов.
Без тестов страна принимает путешественников, привитых от коронавируса хотя бы за 14 дней до въезда и переболевших COVID-19 за последние шесть месяцев. В НОТАМ — извещениях, которые рассылают авиакомпаниям, — сказано, что с момента положительного ПЦР-теста должно пройти минимум 28 дней. Это подтверждает посольство России в Анкаре.
НОТАМ — извещения, которые рассылают авиакомпаниямPDF, 282 КБ
Согласно последним изменениям в правила въезда в Турцию из российских вакцин для путешествия подойдет только «Спутник V». Привитым «Спутником Лайт», «КовиВаком» и «ЭпиВакКороной» придется сдать ПЦР-тест до вылета.
Все документы нужно оформить на английском языке или перевести на английский. Сертификат о вакцинации должны выдать официальные власти Российской Федерации. Что это значит — не уточняют. Других требований нет. Например, не указано, кто должен выдать справку о перенесенном коронавирусе, нужна ли влажная печать на ней.
Мы обратились в посольство Турции, и нам сообщили, что для путешествия подойдет сертификат о вакцинации или болезни, который россияне получают на госуслугах. Но опять же в правилах это не прописано.
Как правила интерпретируют авиакомпании
У «Турецких авиалиний» правила не отличаются от тех, что прописаны на сайте посольства и в НОТАМ. Требований к оформлению справок и сертификатов нет.
Pegas Fly пишет, что справку об отрицательном результате ПЦР-теста можно оформить на русском языке, но сам результат — Negative/Positive — нужно указать латиницей. Свои требования у авиакомпании и к справке переболевшего. По версии Pegas, на документе должна быть печать организации. Вероятно, сертификат с госуслуг не подойдет: на нем печати нет.
Редакция путешествий провела эксперимент: мы, как туристы, запросили информацию о требованиях к сертификату через форму обратной связи. В ответ нам предложили ознакомиться с требованиями страны прибытия на портале Nordwind, где сказано то же самое.
При этом на сайте туроператора «Пегас-туристик» говорится, что переболевшие должны распечатать сертификат с госуслуг.
«Аэрофлот» не предъявляет каких-то дополнительных требований к сертификатам о вакцинации или справкам о болезни. А вот все ПЦР-тесты просит оформить по образцу. Например, в требованиях сказано, что на документе должна быть печать организации, точная дата и время забора материала.
Azur Air на своем сайте сначала вообще ничего не писала о том, что в Турцию без справки могут улететь переболевшие коронавирусом путешественники. Авиакомпания информировала только, что без дополнительных документов на борт посадят вакцинированных и тех, кто сделал анализы на коронавирус. Но затем информацию на портале исправили на корректную.
Если Azur Air действительно пускает на борт пассажиров с документом о перенесенном заболевании, то авиакомпания соблюдает права пассажиров — не требует лишних документов.
Почему еще возникают проблемы при регистрации на рейс
К сожалению, такие случаи происходили — о них путешественники рассказывали на форумах. Пассажирам приходилось доказывать свою правоту — показывать страницы с сайтов авиакомпании и посольства и даже вызывать старшего сотрудника авиакомпании. Иногда это помогало, иногда нет.
Новые правила для пассажиров в условиях коронавируса
Авиакомпания «АЛРОСА» возвращается к обычной работе, планомерно увеличивая количество выполняемых рейсов и перевозимых пассажиров.
Соблюдая простые правила и меры предосторожности, мы сможем сделать путешествия комфортными и безопасными, а воспоминания о путешествии приятными. Наши рекомендации разработаны в полном соответствии со специальными мерами антивирусной защиты на бортах воздушных судов, разработанными Министерством транспорта РФ и Роспотребнадзором.
Общие требования к безопасности
Для прибывающих на территорию РФ
Согласно поручению Правительства РФ, в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции на территории РФ всем лицам, прибывающим на территорию РФ из других стран, необходимо в обязательном порядке заполнить форму на портале Госуслуг до прохождения пограничного контроля.
Все лица, прибывшие на территорию РФ из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, должны соблюдать карантин по месту жительства 14 дней.
В аэропорту и на борту самолёта
Пассажиры, не использующие индивидуальные средства защиты, могут быть отстранены от полёта, исходя из соображений профилактики распространения новой коронавирусной инфекции, а также из уважения к другим пассажирам и персоналу авиакомпании.
Для предотвращения скопления большого количества людей в аэровокзальном комплексе, а значит, для минимизации риска распространения коронавирусной инфекции, постарайтесь прибывать в аэропорт без провожающих.
В аэропорту необходимо:
Лицам, не являющимся работниками организаций, расположенных на территории аэровокзала, запрещено находиться в здании аэропорта более 2-х часов.
Перед входом на борт воздушного суднанеобходимо также обработать руки в перчатках дезинфицирующим средством. Пассажиры без защитных масок и перчаток не будут допущены на борт в целях антивирусной защиты выполняемого рейса.
На борту воздушного судна необходимо:
Питание, в том числе детское, принесенное пассажирами с собой, должно быть в герметичной упаковке (не вскрыто).
Требования относительно использования средств индивидуальной защиты, регулярного использования дезинфицирующих средств и соблюдения дистанции также распространяются при передвижении между зданием аэровокзала и салоном воздушного судна.
. По прилету следуйте рекомендациям региональных властей о необходимости самоизоляции.
Все члены экипажей воздушных судов авиакомпании «АЛРОСА» также проходят процедуру термометрии, они обеспечиваются одноразовыми масками и перчатками, регулярно протирают перчатки дезинфицирующими растворами. Воздушные суда после выполнения рейса проходят обработку дезинфицирующими средствами, рекомендованными органами Роспотребнадзора.
Профилактические мероприятия для пассажиров воздушных судов гражданской авиации, при поэтапном выходе из режима противоэпидемических ограничений
На первом этапе предусмотрены, в частности, следующие мероприятия:
На втором этапе, в отличие от первого, режим «пристегните ремни» используется по стандартным правилам.
На третьем этапе пассажиры соблюдают «масочный режим» и продолжают носить перчатки в течение всего рейса, только если на борту выявили пассажира с повышенной температурой и симптомами инфекции. В остальном все ограничения снимаются.
Памятка для российских граждан, планирующих поездку за пределы Российской Федерации
При планировании зарубежных поездок с целью туризма гражданам Российской Федерации следует учитывать следующие условия въезда:
– отрицательный результат ПЦР-теста на английском языке, сделанного не ранее чем
за 72 часа до въезда
– справка на английском языке о перенесенном заболевании коронавирусной инфекцией
в течение шести месяцев, предшествующих въезду,
–справка (сертификат) на английском языке о прохождении полной вакцинации, произведенной не позднее чем за 14 дней до въезда (все российские вакцины).
*за исключением детей младше 7 лет
Также необходимо заполнение соответствующей формы.
– отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного не ранее чем за 72 часа до въезда**
– экспресс-тест на антиген, сделанный не более чем за 48 часов до въезда**
По прилету в Грецию туристы обязаны пройти экспресс-тест на COVID-19 в аэропорту,
не покидая здания аэропорта до получения отрицательного результата.
*за исключением детей младше 6 лет
** вне зависимости от статуса вакцинации
– отрицательный результат ПЦР-теста на английском языке, сделанного не ранее чем
за 72 часа до въезда
– отрицательный результат антигенного теста на COVID-19, выполненного не ранее чем
за 48 часов до прибытия
– справка (сертификат) о прохождении полной вакцинации, произведенной не позднее чем за 14 дней до въезда (Спутник V)
–положительный результат ПЦР или экспресс-теста на антиген, подтверждающего, что владелец вылечился от вирусной инфекции COVID-19, при этом тест проводился не более чем за 15 дней до прибытия.
– отрицательный результат ПЦР-теста на английском языке, сделанного не ранее чем
за 72 часадо въезда
* за исключением детей младше 13 лет
– отрицательный результат ПЦР-теста на английском языке, сделанного не ранее чем
за 72 часа до въезда
* за исключением детей младше 6 лет
При возвращении в Российскую Федерацию необходимо:
– обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (анкету заполнить на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);
–в течение пяти календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти дважды лабораторное исследование материала (мазок из зева, носа) на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Интервал между первым и повторным лабораторными исследованиями на COVID-19 должен составлять не менее суток.
До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Федеральное агентство по туризму рекомендует гражданам России, планирующим выезды за рубеж, приобретать страховой полис, предусматривающий оплату медицинской помощи при заболевании острыми респираторными инфекциями, в том числе вызванными коронавирусом.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» напоминает о проведении с 05 июля 2021 года по 17 июля 2021 года тематического консультирования граждан по туристическим услугам и инфекционным заболеваниям за рубежом. Консультирование проводится с 10:00 часов до 12:00 часов и с 13:00 часов до 16:00 часов по будням (кроме субботы и воскресенья) по следующим телефонам:
«Небо только для привитых»? Проблемы и угрозы для отрасли
В СМИ и телеграм-каналах обсуждают возможность введения в России обязательных QR-кодов при покупке авиа и железнодорожных билетов. Авиакомпании выступают против такой практики, но готовы проверять QR-коды при регистрации пассажиров. Первыми участниками эксперимента могут стать внутренние рейсы, считают эксперты.
«РБК» со ссылкой на источник сообщил, что обсуждается техническая возможность запустить систему проверки у авиа- и ж/д-пассажиров QR-кодов, подтверждающих отсутствие заражения коронавирусом и иммунный статус. Такая возможность может быть рассмотрена, если произойдет ухудшение эпидемиологической ситуации.
Решение о введение QR-кодов на транспорте еще не принято, ясность может появиться после 15 ноября.
Телеграм-канал Baza, ссылаясь на источник в транспортной отрасли, пишет, что система будет введена в два этапа. В ноябре сертификаты у пассажиров начнут проверять при посадке в транспорт, а позже коды будут проверять при покупке билетов.
Помимо этого, обсуждается включение QR-кода непосредственно в чек, подтверждающий покупку билета, пишет Baza. Проверять сертификаты будут только у совершеннолетних пассажиров.
ЭКСПЕРИМЕНТ НАЧНЕТСЯ С ВНУТРЕННИХ РЕЙСОВ
Источник «Вестника АТОР» говорит, что идея о внедрении QR-кодов на транспорте обсуждается уже почти год. И начало ее реализации было положено пилотным проектом по проверке QR-кодов о заполнении у прибывающих из-за рубежа россиян.
Развитие идеи может предполагать обязательное наличие QR-кода об иммунном статусе у авиапассажиров, но окончательное решение еще не принято, сообщают источники «Вестника АТОР».
Идея пока представляется технически не проработанной, говорит источник. Так, например, невозможно проверять QR-коды у иностранных авиапассажиров – иностранные вакцины Россией не признаны, а странички на Госуслугах у них не может быть.
Не ясно также и то, как обязать проверять российские QR-коды иностранные авиакомпании, на которых могут совершать перелеты и россияне. Если эти перевозчики QR-коды проверять не будут, то российские авиакомпании оказываются в экономически проигрышном положении на фоне и так сложного для рынка периода.
«Вероятно, эксперимент начнется с внутренних рейсов. Сторонники внедрения QR-кодов говорят о том, что в Краснодарском крае и Крыму такая практика уже применяется для заселения в отели, поэтому сложностей не возникнет. Но противники идеи указывают, что люди, путешествующие по России, просто пересядут на автотранспорт. Отрасль может не досчитаться до 60% пассажиропотока», – говорит один из опрошенных экспертов.
Также пока неясно, какая именно информация должна будет отражаться в QR-коде. Будет ли приниматься ПЦР-тест или к перевозке в самолете и на поезде будут допускать только вакцинированных россиян.
Наконец, непонятно, как система будет защищена от сбоев. Напомним, что на днях произошел сбой на сайте Госуслуг. В результате, действие QR-кодов россиян, прошедших вакцинацию, сократилось на полгода. Для многих это обернулось срывом поездок, деловых встреч и т.д.
АВИАКОМПАНИИ ГОТОВЫ ПРОВЕРЯТЬ QR-КОДЫ ПРИ ПОСАДКЕ
Генеральный директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов на встрече с членами Совета Федерации заявил, что поддерживает идею проверки QR-кодов о вакцинации у пассажиров перед посадкой в самолет.
«На мой взгляд, нельзя применять QR-код при покупке билета, ты должен иметь возможность купить билет без всяких ограничений. А при посадке, если такие ограничения вводятся, — это нормально», — сказал он.
S7 Airlines не поддерживает введение проверки QR-кодов при покупке авиабилетов. «Возможное требование о проверке QR-кодов при регистрации и посадке на рейс требует детальной технологической проработки», — сообщили в компании.
В «Победе» поддерживают введение QR-кодов при регистрации на рейс, но покупка билетов должна происходить без QR-кода.
При такой практике авиакомпания находится в более надежном положении: туристы уже оплатили билеты, а вот успеют ли они вакцинироваться до вылета – их личная ответственность. Непонятно, будут ли такие билеты возвратными, и можно будет ли получить компенсацию денежных средств, если к моменту вылета произойдет какая-то проблема с QR-кодом.
Напомним, что Хабаровский край и Камчатка, вводят обязательное требование предъявлять QR-код о вакцинации при посадке на самолет. Но пока речь идет о рейсах внутри этих регионов.
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».