в чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека
Основа успеха: психолог объяснил, как использовать темперамент и характер для достижения целей
Индивидуальность человека не просто красивое выражение. От природы все люди, действительно, особенные. Эти особенности заложены в психике человека, которая формирует темперамент и характер.
Что же представляют собой эти свойства личности, о которых так часто говорят психологи и советуют принимать во внимание при выборе профессии и жизненного пути? Как использовать знания об особенностях темперамента и характера во благо, для достижения успеха? И как определить свой тип темперамента и доминирующие черты характера и при необходимости скорректировать их? На эти вопросы журналисту ФАН ответила психолог-коуч Мария Рощина.
Что такое темперамент и характер
Наука считает, что в формировании индивидуальных особенностей личности первичную роль играет темперамент. Именно его называют «биологическим фундаментом», на котором строятся личностные черты: устойчивость эмоций, впечатлительность, энергичность, приверженность определенному темпу жизни, реакция на внешние факторы.
Темперамент можно считать врожденной склонностью — с течением жизни он не меняется. Он же определяет особенности поведения и реакций человека, независимо от того, какой деятельностью он занят.
Среди свойств темперамента выделяют:
На основе этих черт психики строится характер — система особенностей человека, которая показывает или позволяет спрогнозировать его действия и поведение в конкретной ситуации. Говоря о характере, подразумевают совокупность черт, которые заметны в поведении человека больше всего, например:
«Характер нужен человеку для того, чтобы выжить в мире и обществе, — комментирует психолог-коуч Мария Рощина. — Одним из частых его проявлений становится героизм. Человек стремится быть героем, и это естественно, так как это приносит удовлетворение. Но так как в повседневной жизни немного возможностей для героизма, людям свойственно создавать такие ситуации. Примером тому — мода, телевидение, религия, поддержка любимой спортивной команды. Приобщаясь к одному из «течений», человек может ощущать себя героем, не совершая ничего героического».
Чем отличается характер от темперамента
Впервые о различиях между людьми, заложенными глубоко в их природе, говорил древнегреческий врач Гиппократ. Еще в V веке до нашей эры он предложил классификацию, которая в легла в основу общепризнанной сегодня типологии темпераментов.
В зависимости от комплекса психических свойств личности выделяют четыре типа темперамента человека.
«Люди, склонные к состраданию и самопожертвованию, часто подвергаются травле в обществе, — отметила психолог-коуч Мария Рощина. — Они не дают сдачу, а если испытывают негативные эмоции, показывают их огорчением, плачем. Это становится побуждающим фактором для «садиста». Поэтому в детских коллективах те дети, которые быстрее других начинают плакать, чаще страдают от агрессии окружающих».
Влияние темперамента на характер
Особенности темперамента с течением жизни не меняются, становясь основой характера. То, что дано человеку природой, определяет основу его поведения, его склонности, вещи, которые даются ему легко и, напротив, тяжело.
Например, живой и общительный сангвиник спокойно находит общий язык с любыми людьми, но при этом ему трудно довести до конца монотонный проект. В этом случае можно говорить о неусидчивости, как о черте характера.
Холерик как человек дела с головой погрузится в интересную ему работу, но от него едва ли можно требовать внимания к близким, то есть заботливости. Флегматику значительно сложнее проявлять инициативность и решительность по сравнению с уверенным в себе сангвиником. А меланхолик склонен к робости и тревожности, которые ему очень сложно преодолеть.
Роль темперамента в характере
Безусловно, люди разных темпераментов могут обладать сходными чертами характера. Но их поведение даже в близких по смыслу ситуациях будет разным. Например, и холерик, и меланхолик могут испытывать подозрительность по отношению к окружающим людям. Но если меланхолик попытается полностью пресечь общение с подозрительным человеком, отгородиться от него, то холерик попробует дать ему шанс, если это необходимо для дела.
Настойчивость тоже проявляется по-разному у людей различных темпераментов. Если флегматик будет медленно, но упорно и методично работать над достижением цели, то холерик попробует действовать энергично, агрессивно, нередко нахально, при необходимости пойдет по головам.
При этом склонность к определенной модели поведения вовсе не означает, что человек не может скорректировать особенности своей личности — как раз наоборот.
Факт. Способность управлять проявлениями темперамента становится показателем социальной зрелости личности. В этом случае выработанная с годами система черт характера, наполненная жизненными устремлениями, подчиняет себе те проявления темперамента, которые мешают в достижении целей.
Типы темперамента и характера в психологии и бизнесе
Кроме классической системы деления темпераментов существует другая, которая нередко используется в бизнесе. С ее помощью можно сформировать команду, которая будет успешно добиваться целей.
«В зависимости от темперамента людям присваивают определенный цвет, — отмечает Мария Рощина. — Исходя из вашего цвета, можно судить о том, какой вид деятельности вам идеально подходит».
«Создавая команду, поставьте во главу «красного», — советует психолог-коуч Мария Рощина. — Он будет идти вперед как паровоз и вытащит команду на новый уровень. Затем — очередь «синих». Несколько таких сотрудников проанализируют и найдут ошибки, допущенные «красным» и не позволят проекту сойти с намеченных «рельсов». «Желтый» тоже нужен, это «светлячок» в коллективе, к которому все тянутся. Он выполняет роль мотиватора. И наберите как можно больше «зеленых» — усидчивых исполнителей. Таким образом, ваша команда будет правильно укомплектована и будет давать плоды».
Черты характера и свойства темперамента
Первые черты характера, основанные на темпераменте, проявляются уже в младенчестве, а к подростковому возрасту многие из них становятся устойчивыми. При этом взаимосвязь характера и темперамента проявляется во всех аспектах жизни человека, формирует принципы его поведения, диктует интересы, желания и поступки.
Проявления характера могут выражаться по отношению к самому себе и окружающим людям. Тактичность или грубость, стремление помогать близким или нежелание видеть чужих трудностей, устойчивая привязанность или способность легко расставаться с людьми определяют особенности общения человека.
Другие проявления характера показывают его отношение:
Черты характера закладывают программы поведения. И если программа сформирована, именно так человек и будет действовать в типичных ситуациях. При этом в детском, подростковом возрасте эти «программы» поддаются внешней корректировке — посредством усилий воспитателей, учителей, родителей, психологов. Во взрослом же возрасте человек, как правило, склонен соблюдать принятые программы действий и менять их только в том случае, если понимает, что они мешают в достижении поставленных целей.
Темперамент и акцентуации характера
Акцентуациями называют ситуации, когда та или иная черта в характере человека преобладает над другими — например, склонность к самокритике, самопожертвованию или выраженная небрежность. Такой перекос характера не признается в психологии расстройством, однако он может создавать массу проблем для человека и окружающих его людей. С ним становится трудно общаться, работать, в то же время акцентуация мешает человеку правильно оценивать себя, лишает возможностей для гармоничного развития.
От типа темперамента акцентуации не зависят и могут проявляться как у общительных сангвиников, так и закрытых меланхоликов. Обычно они не диктуют правила поведения и проявляются не постоянно, а лишь время от времени, в связи с конкретной ситуацией или обстановкой. Как правило, акцентуации развиваются в подростковом возрасте и по мере взросления человека сглаживаются.
Тест на темперамент характера
Существует несколько тестов, которые помогают определить тип темперамента и спрогнозировать особенности характера и поведения человека в будущем. Чаще всего психологи используют такие опросники.
Направленность личности, характер и темперамент
Учитывая личностные особенности человека, можно помочь ему достичь успеха в жизни, добиться лучшего результата, стать успешным в учебе и работе. В основе направленности личности лежит мотивация, которая подразумевает удовлетворение потребностей.
Одних людей вполне устраивает удовлетворение лишь физиологических потребностей. Для них характерны инертность, нежелание ничего менять в жизни. Такой образ поведения может сформировать меланхолик.
Других людей интересует реализация собственного творческого потенциала, удовлетворение социальных потребностей в общении, социальном росте, что характерно для сангвиников и холериков. Но направленность личности можно скоординировать, независимо от исходного темперамента. Только действовать в каждом случае нужно по-разному.
Сангвиник — «доверяй, но проверяй»
Сангвиники склонны увлекаться и всегда с радостью откликаются на все новое в жизни. Их отзывчивость и общительность становятся для них основой успеха. Но ровно до того момента, как они не переходят в легкомыслие, сверхобщительность и ненадежность.
Принцип работы с сангвиником — контроль и проверка, так как далеко не всегда он выполняет то, что обещает. Легкомыслие может вредить, поэтому сангвинику важно прививать усидчивость и привычку доводить начатое до конца.
Холерик — «ни минуты покоя»
Лучший вариант развития личности холерика — использование его бурной энергичности в полной мере. Такой человек должен быть все время занят. Его энергии хватит на все: учебу, занятия спортом, встречи с друзьями, работу.
Пока он увлечен, он жизнерадостен, достигает поставленных целей и они, что самое важное, даются ему легко. Если же холерик оказывается «не у дел», он начинает демонстрировать вспыльчивость, агрессию, несдержанность, конфликтность. В коллективе он вполне может направить свою энергию в опасное русло — на разрушение построенной системы, поэтому загрузив его несколькими проектами, можно избежать такой опасности.
Флегматик — «не торопи»
Флегматичные люди кажутся медлительными и «толстокожими», но при этом они постоянны, терпеливы, а главное — надежны. Чтобы помочь флегматику проявить его положительные качества, его нельзя торопить. В условиях дефицита времени такой человек работать не может. А если его не подгонять, а дать возможность работать в своем темпе, он выполнит работу идеально.
Меланхолик — «не навреди»
Доброжелательностью и способностью к сочувствию меланхоликов так и стремятся пользоваться окружающие. Их мягкость и человечность хороши внутри семьи, но в обществе они часто становятся жертвами агрессии или подчиняются чужим требованиям. Их ранимость и застенчивость мешают в достижении успеха, поэтому при формировании направленности личности меланхолика нужно соблюдать деликатность.
Кричать, давить, ставить жесткие рамки — это не для них. Отношение должно быть мягким, а в общении с меланхоликом важно сохранять позитивный настрой, так как он чувствителен даже к интонации речи.
«Обратитесь к психологу, чтобы тот проанализировал вашу команду, — советует Мария Рощина, — и распределил задачи так, чтобы все ее участники бежали на работу и хотели показывать результаты».
ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сумина Елена Александровна
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности.
2. Типы темперамента.
3. Влияние типа темперамента на учебную деятельность учащихся.
4. Трудности и препятствия при обучении учащихся с разными типами темперамента.
5. Особенности темперамента и умственные способности.
7. Библиографический список.
Меланхолик примет за трагедию то, в чем
сангвиник увидит лишь интересный инцидент,
а флегматик – нечто, не заслуживающее
Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит скоростью восприятия, выполнения различных упражнений и задач. А это означает, что процессы обучения и усвоения учебного материала детьми так же будут различны. Поэтому можно предположить, что обладатели некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Поэтому для более эффективного усвоения знаний и умений детьми, педагогам надо учитывать особенности темперамента и их проявления в учебной деятельности, развивая положительные и сглаживая отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ученику в полной мере освоить материал.
Сангвинический темперамент И.П. Павлов характеризовал так: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у
него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится вялым…» (1 кн.2,86). Значительная подвижность нервных процессов, характерная для сангвиников, обуславливает быстроту протекания процесса возбуждения и быстроту
смены процессов возбуждения и торможения. Это в свою очередь, определяет яркое проявление эмоций, быстроту смены чувств. Быстро возникающие у сангвиника чувства радости, горя, симпатии, легко сменяются противоположными.
Сильное и длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедленную реакцию, а затем и полное прекращение ее. Обычно в любой деятельности меланхолики пассивны, мало заинтересованы, чувства возникают у них медленно, внешне не выражаются, но отличаются глубиной, большой силой, длительны по времени. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Такие люди очень замкнуты, одиноки, чувствуют себя неловко в новой для них обстановке. И.П. Павлов говорил, что меланхолик «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной обстановке, при правильном воспитании они работают очень продуктивно и отличаются глубокой сдержанностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям.
Что является физиологической основой темперамента? Научный ответ на этот вопрос впервые рассмотрел И.П.Павлов в учении о типах высшей нервной деятельности. Проводя экспериментальные исследования он обратил внимание, что подопытные животные в любых условиях (экспериментальных и обычных) ведут себя по разному. Одни – спокойны, другие – агрессивны, раздражительны, у одних быстро вырабатываются условные рефлексы, у других – медленно и.т.д. В результате многолетних экспериментальных исследований Павлов пришел к выводу о том, что причина индивидуальных особенностей животных обусловлена характером проявления и взаимоотношения двух основных процессов – возбуждения и торможения. Соотношения свойств этих нервных процессов и были взяты за основу определения типа высшей нервной деятельности . Среди особенностей высшей нервной деятельности И.П.Павлов выделил как основные следующие:
сила процессов возбуждения и торможения;
уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
Сила нервных процессов означает способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. определяет выносливость и предел работоспособности нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители, вызывающие сильные процессы возбуждения. Слабая нервная система характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения.
Уравновешенность процессов возбуждения и торможения предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание
процессов возбуждения над процессами торможения предполагает быстроту образования условных рефлексов и медленном их угасании. Обратное преобладание определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Кроме основных названных типов высшей нервной деятельности в жизни встречается много смешанных и промежуточных типов.
Хотя установленные Павловым типы высшей нервной деятельности были выявлены в опытах с животными, их можно перенести и на людей. Сам И.П.Павлов говорил: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы… на человека» (1,кн2,85). Дальнейшие исследования психологов подтвердили это положение: Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын,В.С.Мерлин, Л.И.Уманский. Б.М.Теплов в результате исследований пришел к выводам, имеющим важное значение для педагогической практики : в процессе воспитания и обучения надо искать не пути изменения нервной системы учащихся, т.к. этот процесс протекает медленно, недостаточно изучен, а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания, учитывая при этом особенности нервной системы ребенка. В.Д.Небылицын установил новый важный признак нервной деятельности – динамичность. Этот признак выступает как «свойство нервной системы, определяющее ее способность к формированию реакции, адекватным условиям опыта… способность к «научению» в широком смысле этого слова» (2,26).
Указанные типы нервной системы рассматриваются в психологии как физиологическая основа темперамента. Соотношение между типом высшей нервной деятельности и темпераментом следующие: сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвинический темперамент; сильный,
неуравновешенный (безудержный) тип – холерический темперамент; сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматический темперамент; слабый тип – меланхолический темперамент.
Важным результатом психологических исследований является вывод о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные
стороны. Подтверждением этого является наличие выдающихся деятелей науки, искусства среди людей с разным типом темперамента. Так поэт В.А.Жуковский, композитор П.И. Чайковский, писатель Н.В.Гоголь были представителями меланхолического темперамента. Великий баснописец И.А.Крылов и полководец М.И.Кутузов – флегматики. Холерики: А.С.Пушкин и полководец А.В.Кутузов.
Центральной сюжетной линией картины и ее главным героем является противостояние скрещенных взглядов стрельца с рыжей бородой и царя
Присутствует взгляд ребенка – больше растерянный, испуганный, плачущий. Женский взгляд – полный боли, сострадания, безысходности.
Молодого парня, плачущего навзрыд и твердо убежденного в своей правоте мужика.
в его намерения. Его задача была неизмеримо глубже и значительнее.
Влияние типа темперамента на учебную деятельность
Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера
человека. Так, например, сангвиник отличается быстротой реакции, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им очень трудно себя сдерживать. Меланхолики очень быстро утомляются и теряют интерес к происходящему. Эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.
— они могут работать в ситуации, требующей монотонности, по алгоритму, по шаблону;
— любят работать обстоятельно, последовательно, обдуманно, по расписанным этапам работы;
— планируют предстоящую деятельность, составляют планы ;
— предпочитают использовать внешние опоры, наглядность (рисунки, графики, схемы, таблицы);
— склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.
Для таких детей, обладающих инертными нервными процессами рекомендуется:
— давать время на обдумывание и подготовку ответа;
— не задавать неожиданных вопросов; не опрашивать в начале урока;
— не требовать немедленного включения в работу;
— осторожно оценивать неудачи.
Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных результатов. Вместе с тем в некоторых видах учебной деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере их результат.
Трудности обучения учащихся с разным типом темперамента.
Знание учителем темперамента и особенностей типа высшей нервной деятельности своих учеников во многом обеспечивает успех учебно-
воспитательной работы с детьми, помогает осуществить индивидуальный подход к каждому. На основе этого педагог опирается на положительные качества темперамента и минимизирует влияние отрицательных.
Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента учеников можно легко выявить в процессе обучения.
Ученик – сангвиник быстро соображает и запоминает, если ему эмоционально интересно учение. Материал менее интересный, требующий длительной, напряженной работы может отразиться и на обучении и на поведении – вызывает пассивность. У сангвиника легко вызвать и поддержать отзывчивость, активное отношение к учебе, к общественной жизни путем подбора и создания специальных условий, которыми являются интересные занятия, задания, виды работ. При отсутствии систематического воспитания у ученика-сангвиника могут развиться неустойчивые чувства, легкомысленное отношение к своим обязанностям, к делу, переоценка своих
возможностей, безответственность. В учебной деятельности педагогу надо постоянно следить за учащимися-сангвиниками, не разрешать им отвлекаться, нагружать их интересными и посильными учебными заданиями.
В процессе учебы ученику-флегматику мешает его медлительность. В тех случаях, когда надо быстро соображать, быстро запоминать, флегматик проявляет полную беспомощность. Но если уж он запомнил – надолго и основательно. Учитель должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием, медлительностью, задавать темп работы, вызывать эмоциональный фон учебной деятельности.
От учеников-холериков педагог должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к одноклассникам, с учителям. Необходимо формировать у них умение последовательно. По плану вести работу, добросовестного отношения к выполнению заданий.
В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и
длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток их мозга в состояние охранительного торможения. У меланхоликов следует развивать общительность, коллективизм, чувство дружбы и товарищества.
Высокая скорость нервных процессов может являть причиной различных учебных трудностей у учеников в разними темпераментами: быстрый темп письма отрицательно сказывается на его качестве; торопливость при чтении приводит к неправильному прочтению слов, и к плохому пониманию прочитанного; ошибки при вычислительных операциях при недостаточной степени их алгоритмизации и автоматизированности.
Педагог должен помнить и знать, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учеников с разными темпераментами можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.
Особенности темперамента и умственные способности
недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего речь идет о формировании «индивидуального стиля деятельности» (В.С.Мерлин, Е.А.Климов), которые не появляются у человека сразу, стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой работы, деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать высоких результатов.
Учитывая индивидуальные особенности темперамента учеников, педагогу не следует приспосабливать способы и меры педагогического воздействия к его слабым сторонам, а надо выработать и применять рекомендации для повышения успеваемости с учетом особенностей типа темперамента.
У флегматиков – развивать недостающие им качества : большую подвижность, активность, не допускать интереса к работе, дабы не породить вялость и безразличие. Такие дети требуют постоянного внимания к себе. Они обладают пониженной возбудимостью, медлительностью, на уроках спокойны, дисциплину нарушают крайне редко. Если флегматика тренировать в быстром темпе выполнения работы – он будет радовать своими успехами, теснее сближаться с коллективом.
Рекомендации флегматику: поднимать руку на уроках, если знаешь ответ, отвечать быстро и четко, бороться с робостью, стеснительностью, заниматься подвижными видами спорта.
Меланхолики впечатлительны и легко ранимы, застенчивы и склонны к замкнутости, неуверенности и страху. Резкий тон педагога может усилить процесс торможения, испугать ребенка. В ответ на повышенный тон ребенок умолкает, теряется, плачет. Для них полезны частые перерывы в работе для восстановления реактивного вещества нервных клеток и поддержания работоспособности.
Совет меланхолику : при выполнении домашней работы отдыхать после выполнения каждого задания, а на уроках – побольше уверенности в себе и своих ответах!
Ученикам-холерикам в процессе учебно-воспитательной работы нужно посредством тренировок формировать поведение, компенсирующее недостаточность тормозного процесса. От них надо мягко но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов.
Рекомендации холерикам: при выполнении учебных заданий следует менять виды деятельности, на уроках контролировать себя. Не выкрикивать, не вскакивать с рабочего места.
У сангвиников надо воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Перед сангвиником надо постоянно ставить новые, интересные задачи, требующие сосредоточенности и напряжения при решении. Строгость, требовательность и постоянный контроль учителя за работой и поведение сангвиников дают нужный эффект в их воспитании.
Рекомендации сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, приступать к другому, тогда цели будут достигнуты.
1.Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полное собрание сочинений. Т.3. кн2., Изд.2. М-Л, 1951гг.
2.Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.1966г.
3. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964г
5. Н.Н. Равенский. «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика». М. 2007г
6. Г.И. Колесникова. Справочник детского психолога.Р.-на Д. 2019г