в чем выражалась болезнь раскольникова на каторге
все по 6 части и эпилогу: Почему Раскольников так тяжело переносит катаргу? В чем выражается его болезнь? Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Отношение каторжан к Соне? (К раскольникову?
все по 6 части и эпилогу: Почему Раскольников так тяжело переносит катаргу? В чем выражается его болезнь? Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Отношение каторжан к Соне? (К раскольникову?) Какую роль в «возрождении» Раскольникова сыграла болезнь и сон?
Что для него страшнее каторги?
Раскольников «был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его … Он заболел от уязвленной гордости». Раскольников не раскаялся в своем преступлении. «Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего». Он обвинял себя в том, что сознался. Спрашивал себя, почему не поступил так же, как Свидригайлов. «Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскрешения его, будущего нового взгляда на жизнь».
Почему так тяжело он переносил каторгу?
Какую роль в возрождении сыграли болезнь и сон?
В бреду Раскольникову чудилось, что мир погибнет из-за болезни, но останутся «весьма немногие избранные», что будто существуют духи, которые, вселяясь в людей, заставляют их чувствовать себя умными и непоколебимыми в истине. Зараженные люди убивают друг друга. Остается лишь несколько человек, которые должны начать новый род людей и новую жизнь, но их никто не видит и не слышит. Когда Раскольников выздоравливает, ему сообщают, что заболела Соня. Он получает от нее записку, где она пишет, что простуда у нее легкая и очень скоро она придет повидаться с ним. Утром он отправляется на «работы», видит берег реки, где «была свобода». Появляется Соня. У ее ног Раскольников плачет. Он понимает, что любит ее. Еще семь лет каторги впереди, но он чувствует, что воскрес. Каторжники теперь тоже относятся к нему иначе. Он держит под подушкой Евангелие, так как осознает, что «вместо диалектики наступила жизнь».
Каторга Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Раскольников (актер Г. Тараторкин), кадр из фильма 1969 г. |
Последняя глава романа «Преступление и наказание» заканчивается тем, что бывший студент Раскольников признается в убийстве старухи и ее сестры. О дальнейшей судьбе героев читатели узнают уже и эпилога.
В эпилоге автор рассказывает о том, что после явки с повинной Раскольникова судят и дают 8 лет каторги в Сибири. Главный герой попадает в сибирский острог ссыльнокаторжным второго разряда.
Каторга Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
На первый взгляд может показаться, что каторга Раскольникова начинается, когда он попадает в Сибирь. Однако настоящая каторга героя начинается задолго до его отправки в Сибирь.
Как известно, Раскольников совершает страшное преступление — убийство старухи и ее сестры. Он идет на это преступление, чтобы проверить свою теорию об обычных и необычных людях. Однако сразу после преступления его теория терпит крах. Почему? Потому что герой понимает, что не является необычным, великим человеком.
«Уверенность, что все, даже память. оставляют его, начинала нестерпимо его мучить. «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает. ». « (Раскольников, часть 2 глава I)
««Может, в каторге‑то действительно лучше», – подумалось ему вдруг.» (Раскольников, часть 5 глава V)
Каторга Раскольникова в Сибири
Официальное наказание Раскольникова определяется судом, который проходит после явки героя с повинной.
Благодаря стараниям следователя Порфирия Петровича, суд «смягчает» наказание Раскольникову и дает ему 8 лет каторги (вместо возможных 20 лет). Суд учитывает хорошую характеристику Раскольникова, его добрые поступки до преступления и т.д.
О пребывании Раскольникова на каторге автор говорит следующее:
«Платье его было тепло и приспособлено к его образу жизни. Кандалов он даже на себе не чувствовал. Стыдиться ли ему было своей бритой головы и половинчатой куртки?» (эпилог глава II)
Оказавшись на каторге, Раскольников не раскаивается в своем преступлении. Он лишь казнит себя за то, что все вышло «глупо», что он выдал себя и не смог «переступить» через преступление. Раскольников не раскаивается в убийстве — он раскаивается лишь в своей слабости, которая привела его на каторгу.
Однако спустя несколько месяцев в душе Раскольникова происходит переворот, когда Соня Мармеладова заболевает и оставляет его без поддержки на некоторое время. Мучительные дни одиночества и тоски по Соне совершают переворот в душе героя. Он просит у нее прощения за свое холодное, суровое обращение.
После этого отношения Сони и Раскольникова переходят на новый этап: герои счастливы, что они есть друг у друга, и ждут конца каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.
Вероятно, после этого душевного переворота Раскольников также раскаивается и в совершенном убийcтвe.. Об этом автор не говорит прямо.
Это были материалы о каторге Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Раскольников в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Суд над Раскольниковым
Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без затруднений. Раскольников ясно описал весь процесс убийства. Тот факт, что он не знал точного количества украденного послужил основанием для заключения о некоем временном умопомешательстве преступника.
Выяснились также некоторые дополнительные сведения, говорящие в пользу подсудимого: в университете бескорыстно помогал больному товарищу, когда же тот умер, опекал его старика отца; во время пожара вынес из огня двух маленьких детей.
Все это способствовало смягчению участи обвиняемого: он был присужден к восьми годам каторжных работ. Соня последовала в Сибирь за Раскольниковым.
Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, во время процесса повредилась рассудком, ни о чем не спрашивала, только все время перечитывала статью сына.
Дунечка вышла замуж за Разумихина. Оба они твердо решили подкопить денег и переселиться в Сибирь, чтобы быть ближе к Роде. Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла.
Соня каждый месяц писала Разумихиным. Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем.
«В чем наказание Раскольникова» сочинение
В психологическом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает страшное преступление — убийство старушки. И на протяжении всей второй части произведения автор показывает, какие муки он испытывает по этому поводу, и какое наказание несет.
Весь сюжет романа завязан на внутренних переживаниях Раскольникова, позволившего себе решать, кому жить, а кому умереть. Изначально Родион изобрел теорию, по которой выходит, что он не «дрожащая тварь», а человек, который имеет
право лишить жизни другого человека. Но теория дает сбой: итогом совершенного преступления становится внутренний конфликт, который с каждой страницей произведения становится только острее. Герой испытывает целую гамму чувств: раскаяние, отчаяние, страх.
Родион Раскольников — молодой человек с чувствительной и восприимчивой натурой. Его задевает несправедливость общества, в котором все живут. Жители Петербурга разделены на две группы: одни купаются в роскоши, другие же прозябают в нищете. Герой не может спокойно смотреть на то, как простые люди всеми силами пытаются найти выход из сложившейся ситуации и
хоть как-то жить. Глядя на это, Родион мрачен и угнетен. Его терзает такое положение дел.
Возможно, эта безрадостная и нищенская жизнь, которой он вдоволь насмотрелся, и толкает его на преступление, дает ему позволение считать себя мстителем.
Герой будто в бреду задумывает и совершает поступок, за который потом приходится нести моральное наказание.
Некоторые литературоведы справедливо полагают, что главнее в романе вторая часть, в которой герой несет наказание. Конечно, не наказание в виде каторги стало его расплатой. Гораздо большие муки испытывает Родион от того, что он теперь не такой, как все, он убийца. И хотя Родион постоянно чувствует любовь близких людей, он не может простить себя сам. Считает себя убийцей, которого не нужно прощать, ведь он этого не достоин.
Если говорить о наказании, то оно заключается в первую очередь в том, что Раскольников никогда не сможет стать тем человеком, которого можно любить и уважать. Герой будто вырезает из себя ту часть, которая делала его человеком. Постоянный внутренний конфликт, который переживает Родион, перерастает в настоящую болезнь. Молодой человек мучается. Ему жалко самого себя, но уже ничего нельзя изменить. И это самое страшное.
Раскольников на каторге
Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.
Раскольников и Соня
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс
Урок 111 НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА
Урок 111 Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова
раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым; выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.
I. Беседа о главном герое романа.
1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.
2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление? (Суть философии Родиона Раскольникова:
– человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;
– страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств;
– трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;
– теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;
– соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;
– теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, то есть совершив преступление (см. [13. С. 118]).)
3. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми? (С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)
4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?
5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?
Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.
Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.
Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.
II. Работа над содержанием романа.
Психологические поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем
Первая встреча Раскольникова со следователем. (Пересказ или чтение по ролям.)
Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали» [23. С. 174]. Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения» [13. С. 124].
Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь.
III. Обсуждение финала романа, встречи Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.
1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?
2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?
3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?
4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?
5. «Мир спасет красота», – считает Достоевский. Как вы это понимаете?
Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.
Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание и «искупить себя им».
«Раскольников не осознал свой грех, не раскаялся, но по настоянию Сони он все-таки идет на площадь и несет туда свое нераскаянное покаяние», – пишет Н. С. Прокурова.
В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.
Подготовиться к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.
поурочный план, 10 класс, русская литература
С какого момента начинается наказание раскольникова
И тут началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» — роман о необычном преступлении.
Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников. Остальные же персонажи «Преступления и наказания» являются своеобразными проекциями его души: они отражают ту драму, которая разворачивается в сознании Раскольникова, отражают глубину его личности. Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол».
Преступление и наказание Родиона Раскольникова
Родион Раскольников пришиб старушку-процентщицу и зарубил ее беременную сестру Лизавету, затем около двух недель «слонялся» по Петербургу, после чего доведенный угрызениями совести пришел в полицейский участок с повинной. Всем со школьной скамьи знаком сюжет романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Тем не менее, нет однозначного взгляда на произошедшее, и активно ведется спор о причинах совершения этого преступления.
Ужасающая теория Раскольникова о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» является особой философской подоплекой романа. Желание главного героя проверить свои силы, понять, к какому типу людей он относится и может ли считать себя полноправным вершителем человеческих судеб, толкает Родиона на совершение преступления, но едва ли теория о сверхчеловеке служит первопричиной. Она зародилась в его сознании еще в то время, когда он посещал лекции, писал статьи и давал уроки (вел нормальную жизнь человека, у которого есть кусок хлеба и занятие), но глубоко засела в его голове и пустила там корни тогда, когда мир вокруг него начал постепенно разрушаться: Раскольникову не хватало денег, он потерял уроки, перестал ходить в университет, задолжал хозяйке. Он опускался все ниже, перестал следить за собой, но амбиции молодого человека, имеющего много планов на будущее, знающего, что он способен на многое, не позволяют ему смириться с нищетой и унижениями. В то же время Родион не видит выхода из сложившейся ситуации, среда «заедает» и губит его, а замкнутость и погруженность в себя мешают герою обратиться за помощью к друзьям и близким. В это время его представление о справедливости и входит в известное русло: убийство «вредной» старухи оказывается в глазах Раскольникова правым делом.
Преступление совершено. Последствия его необратимы. Раскольников очнулся от страшного наваждения практически мгновенно. Он не может не терзать себя, потому что, в сущности, является хорошим человеком, в силу сложившихся обстоятельств не справившимся с угнетающими его жизненными условиями. Не возникает сомнений в том, что он нежно любит своих близких, всегда готов подставить им плечо, а также способен тонко прочувствовать боль незнакомых ему людей, оказавшихся в беде, отнестись к ним с пониманием и прийти на помощь. Значит, не сможет он простить себя за свершенное им преступление, совесть не позволит ему смириться с убийством ни в чем неповинных людей. Он не сразу осознает свою вину и поначалу винит во всем неудачу, но муки гложат его душу и не дают забыться. Явка с повинной — это лишь вопрос времени.
Полное возрождение героя происходит на каторге. Предоставленный в своих мыслях самому себе, но и под чутким присмотром Сони Раскольников пробуждается и получает возможность трезво взглянуть на произошедшее. Затуманенный его разум просветляется. Родион и Соня сидят рядышком и читают Библию. Читатель понимает, что теперь их ждет новая жизнь.
Автор: Полина Матвеюк
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Родион Раскольников
Родион Раскольников. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969
Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.
Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников. Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа. Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.
Описание героя
Биография, внешность
Раскольников – молодой человек в возрасте двадцати трех лет, до недавнего времени – студент юридического факультета университета. Из близких родственников у юноши есть мать, Пульхерия Александровна и сестра Дуня, которые живут в Рязанской губернии. Отец Раскольникова давно умер, умер и младший братик Родиона, не доживший до полугода. Почти три года Раскольников не видел родных, поэтому в письмах, которые он получает от матери, сквозит тревога. Пульхерия Александровна переживает, не поддался ли ее Родя «новейшему модному безверию», не оставил ли он веру в «благодать Творца и Искупителя нашего?»
Внешность у Родиона привлекательная и броская. Молодой человек «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Разумихин, университетский товарищ Раскольникова за полтора года общения хорошо узнал Родиона и так рисует его психологический портрет: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда… холоден и бесчувственен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Уже несколько месяцев Раскольников не посещает университет «за неимением чем содержать себя», в данное время у него нет ни уроков, ни денег.
Характеристика личности
Раскольников в своей каморке. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969
Уход из университета негативно отразился как на внутреннем состоянии, так и на внешнем виде героя. На него навалилась тяжелейшая депрессия, он постоянно пребывал «в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Сутками он мог не покидать свою каморку, похожую на гроб, а если и появлялся на улице – сразу привлекал внимание прохожих своим опустившимся видом. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Из-за отсутствия денег Родион давно перестал платить за квартиру, поэтому старался как можно реже попадаться на глаза хозяйке.
Эта ситуация была настолько унизительна для Раскольникова, что в нем постепенно нарастало злобное презрение ко всему окружающему, а в глазах все чаще появлялось выражение «глубочайшего омерзения». Все эти признаки указывали на то, что всей его сущностью начинала овладевать пока еще неясная, но навязчивая идея.
Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро. Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства. Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети. Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.
Зарождение теории Раскольникова
Раскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости. Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения. Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник М. Шемякин
Примерно шесть месяцев назад, в то самое время, когда Раскольников решил оставить университет, его посетила мысль написать статью. Темой для нее он выбрал психологическое состояние преступника и назвал ее «О преступлении». Спустя несколько месяцев она была опубликована в газете «Периодическая речь». Весь смысл статьи сводился к тому, что все люди делятся на две категории: низшую и высшую. К низшей принадлежит большинство, которое Раскольников называет материалом для воспроизведения себе подобных. В высшую входят собственно люди, способные привнести в общество что-то новое, благодаря своим талантам. Подвластные люди из низшей категории призваны приумножать численность людских особей, быть послушными и не нарушать законы. Представителей высшей категории Раскольников называет «законодателями и установителями человечества». Ради идеи этим избранным властителям дается право перешагнуть «через кровь», преступить закон, ликвидировать любое количество людей, чтобы «сделать известными свои открытия всему человечеству».
Вопрос, который не дает покоя Раскольникову, заключается в следующем: к какому разряду людей принадлежит он сам? Его восхищают Наполеон и Магомет. Они грешили, уничтожали огромное количество людей, но не только остались безнаказанными, но и вошли в историю, как великие личности. Обычные люди не способны на такие поступки. Само устройство мира предполагает попрание подвластных людей «Наполеонами». Фигура «сверхчеловека» Бонопарта становится для Родиона символом его теории. Обсуждая статью Раскольникова, Разумихин и Порфирий Петрович ужасаются ее античеловеческой идеологией и приходят к выводу, что его теория страшнее военной доктрины, где официально разрешено «кровь проливать».
Принятие решения
Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 1969
Услышанный разговор и теория «крови по совести» – все это постепенно начинает приобретать черты пока еще туманного плана. Одолеваемый мыслями, Родион идет в трактир, где знакомится с Семеном Мармеладовым. Его пьяная исповедь и поразившая Родиона история Сони, письмо матери, в котором сообщается о вынужденном замужестве Дуни, доводит молодого человека до крайности и обнажает «старые, наболевшие, неразрешимые» проблемы.
Ночью Раскольникову снится сон, в котором он возвращается в детство, и во время прогулки с отцом становится свидетелем жестокого убийства тщедушной лошадки. Эта сцена настолько шокирует Родиона, что он просыпается, полный решимости отказаться от своего плана. Но в этот же день узнает, что вечером Алена Ивановна будет дома одна. Это известие ставит последнюю точку в его сомнениях. Он бредет в свою убогую клетушку, «как приговоренный к смерти». Его воля, рассудок, свобода остаются где-то за пределами сознания. В день убийства он, словно ведомый чьей-то рукой, не в силах сопротивляться, переступает порог дома своей жертвы.
Терзания Раскольникова
Убийство процентщицы и ее ни в чем не повинной, к тому же, беременной сестры Лизаветы заставляет Раскольникова вновь и вновь пережить огромное потрясение. Теперь он оказывается «по ту сторону добра и зла», словно разделенный с остальным человечеством огромной пустыней. Внезапно он осознает весь трагизм своего предстоящего одиночества, у него развивается четырехдневная нервная горячка. Собрав последние силы и одолев лихорадку, он в полубреду выходит на улицу с одной только целью: решить все одним разом. Но при виде оживленной уличной толпы, к нему вдруг возвращается острое желание жить. «Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить – только жить!» Вернувшись домой, он начинает молиться, но становится смешон самому себе. Его вновь захлестывает волна безысходности, сейчас он желает только одного – уединения.
Раскольников и Соня Мармеладова
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов
Раскольников терзается не столько от того, что лишил жизни процентщицу и ее сестру, сколько от осознания, что оказался слабым и неспособным перенести последствия этого преступления. Его преследуют не угрызения совести, а мысль, что он не имел никакого права «переступать», оказавшись таким слабым по своей природе. Самобичевание и страдания доводят Раскольникова до полного изнеможения. Он начинает понимать, что не сможет самостоятельно выбраться из этого кошмара и в отчаянии идет к Соне Мармеладовой. Девушка не отвергает его после признания, а, наоборот, с участием выслушивает и дает совет пойти на площадь и покаяться перед людьми. «Убивать? Убивать-то право имеете?» – спрашивает она его. Непреложная истина Сони заключается в том, что каждый человек – божье создание и его жизнь неприкосновенна. Соня сама находится в нелегком положении, но она черпает силы из Библии и делится ими с Раскольниковым, у которого эти силы отсутствуют.
Соня терпеливо разъясняет Родиону, насколько важны любовь и жертвенность по отношению к людям, что лишь любовь может отогреть человеческую душу и вернуть смысл жизни. Раскольникову чужда теория Сони, и он долгое время сопротивляется ее доводам. Но ей удается на примере своей собственной жизни доказать свою правоту. Родион начинает верить девушке и вскоре осознает полную несостоятельность своей теории, что подтверждается его словами: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?» Именно Соня, юная девушка, почти ребенок, оказывается спасительницей измученной души Раскольникова и выводит его на путь раскаяния. После приговора она не оставляет его и следует за ним на каторгу, чем еще больше укрепляет в Раскольникове веру в любовь. Герой окончательно осознает, что выбранный им путь был ошибкой, теперь же перед ним открывается другой путь – возрождение через страдания, путь, который приведет его к духовному очищению.
Роль героя в произведении
Создавая сложный психологический образ Раскольникова, Достоевский ставит своей целью обнажить нравственные проблемы современного общества и дать анализ набиравшей популярность идеи «наполеонизма» с точки зрения христианской морали. Он изображает героя, который в своем стремлении изменить мир, выбирает бесчеловечные и антигуманные способы. Автор пытается доказать эгоизм и полную несостоятельность идеи «сверхчеловека». Для этого он в мельчайших подробностях описывает крах теории Раскольникова, который так и не смог стать «Наполеоном». Наказание за преступление оказывается таким же страшным, как и само преступление. Ведь нет ничего ужаснее мук совести и страданий раскаявшегося человека. Писатель подводит своего героя к очищению через веру и любовь, которые доказывают ему всю безнравственность теории «сверхчеловека».
Развитие героя по мере сюжета
В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.
Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы. Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание. Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.
Отношение автора к герою
Прототипы
Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.
Историческими прототипами Раскольникова являются французский император Наполеон и Магомет. Но автор при создании образа своего героя взял не характеры этих исторических личностей, а их идеи, которые пропагандируют «право сильной личности».
Литературными прототипами героя являются: персонаж из Библии Иов, который так же, как и Раскольников олицетворяет собой бунт против несправедливости; персонажи произведений Байрона (Корсар, Манфред); пират романа Ж. Санд Ускок, который разбогател путем преступления; Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное»; пушкинский Германн из «Пиковой дамы», стремящийся разбогатеть, убив старую графиню и некоторые другие персонажи произведений разных авторов.
Экранизации героя
Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в в Российской Империи, в 1909 году. Роль Родиона Раскольникова в ней исполнил Павел Орленев. К сожалению, фильм был утерян, поэтому оценить игру этого актера не представляется возможным. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль «идейного убийцы» исполнил Петер Лорре. В 1963 году итальянские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Раскольникова досталась актеру Луиджи Ванукки. В 2007 году был снят серил «Преступление и наказание», роль Раскольникова в котором исполнил Владимир Кошевой.
Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.
Актеру настолько убедительно удалось войти в образ Раскольникова, что создается впечатление, как будто он сам прожил жизнь этого героя. Ему замечательно удалось передать характер и эмоции Родиона, особенно восхищает талант актера в эпизоде с лихорадкой. Раскольников Тараторкина – это идеальное попадание в цель. Это тот самый Родя, которого одолевают сомнения «тварь он дрожащая или право имеет», а передача состояния героя после убийства – пик мастерства Георгия Георгиевича. Глядя на игру Тараторкина, видишь того самого Раскольникова, которого так стремился представить читателю Ф.М. Достоевский.