в чем выражается взаимосвязь пересказа и изложения
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды
Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании.
С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.
Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.
Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый – с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице – пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный – в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками – иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ – описание экспозиции (места действия); пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и пр.
Письменные пересказы принято называть изложениями. Это методическое средство имеет неплохое оснащение – пособия для учителя, именуемые «Сборниками текстов для изложения». Такие сборники содержат не только тщательно подобранные и, как правило, адаптированные тексты удобных размеров, но и подробный методический аппарат к ним.
Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки подбирать слова, тщательно выверять строй предложений.
Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к устному пересказу.
В сущности, любой вариант устного пересказа может приобрести письменную форму, лишь утрачивается возможность выразительности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письменной. Письменные изложения отнимают много времени, поэтому они проводятся значительно реже устных.
Учитель должен учитывать и трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Некоторые методисты (в их числе – К. Д. Ушинский) признавали, что в изложении школьник вступает в непосильную для него борьбу с высокохудожественным текстом писателя-мастера. Несколько облегчает задачу детям адаптация текста. Тексты для изложений подбираются интересные, понятные, близкие детям.
Методист В. А. Флеров изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению – так называемую «свободную диктовку», назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей»: текст прочитывался по частям, школьники записывали его «своими словами» (Флеров В. А. Свободная диктовка. СПб., 1913).
Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.
Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложение относят к числу творческих приемов развития речи учащихся.
Роль учителя в том, чтобы управлять степенью влияния образца; он следит за употреблением тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, наблюдает за переносом фразеологии, следит за тем, чтобы сохранялся стиль образца (например, сказочный стиль или художественное описание природы). Все это тактично делается при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа. Имеется специальная методика – «изложение с языковым разбором текста» (Н. А. Пленкин, его книга с таким же названием).
В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Поэтому целесообразно сразу при чтении нацеливать школьников на предстоящий пересказ, предлагать пересказать отдельные фрагменты.
При подготовке к пересказу, изложению используются следующие приемы:
– уяснение вида пересказа – подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т. п.;
– определение цели работы;
– беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей;
– выразительное перечитывание образца;
– логическое и композиционное расчленение рассказа – составление его плана, обычно методом озаглавливания его частей;
– предварительный пересказ фрагментов;
– анализ «чернового» пересказа и его критика;
– исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма наложения.
Иными словами, устному и письменному пересказу нужно последовательно обучать от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.
Методика обучения пересказу и изложению.
Редкий урок проходит без пересказа. Разнообразие видовпересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают уровень их речевого развития. Главными требованиями к пересказу следует назвать:
1) в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;
2) при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;
3) в пересказе должен сохраняться стиль образца;
4)должны быть соблюдены последовательности оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания;
5) в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.
Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, в большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:
— предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;
— проведение анализа содержания, различных упражнений над языком;
— отработка выразительного чтения;
— расчленение рассказа на части и составление планатекста;
— предварительный (черновой) пересказ, разбор его
В начальных классах применяются следующие виды пересказа:
1) подробный, близкий к тексту;
2) краткий, или сжатый;
4)с перестройкой текста;
5) с творческими дополнениями.
Изложение — это письменный пересказ образцовых текстов. Любой вид пересказа может быть выполнен в письменной форме. Но трудность изложений по сравнению с пересказами, а также медленный темп письма вынуждают использовать тексты и размерами меньше, и структурно проще.
В начальных классах проводятся изложения: а) близкие к тексту; б) сжатые; в) выборочные; г) творческие.
Программой предусматривается проведение изложений
— во 2 классе изложение под руководством учителя небольших текстов (30-40 слов) по вопросам или данному плану из 2-3 пунктов;
— в 3классе изложение текстов (40-60 слов) по план составленному коллективно, из 3-5 пунктов;
— в 4 классе подробное и сжатое изложение текстов (70-90 слов) по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменениями форм.
От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.
Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагаемых произведений или отрывков из них, композицию, словарь. Все это определяет требования к текстам,выбираемым для изложения:
1. Тексты должны быть высокохудожественными, отражающими нравственно-этические поступки людей, красоту природы, достижения науки и техники, куль туры. Темы изложений должны быть ценными в воспитательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение
2. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них и трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники должны хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста.
3. Текст должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Следует учитывать грамматические умения учащихся.
Изложения бывают разные по объему: от 10-15-минутных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-2-часовых обучающих и проверочных зложений.
Подробное, близкоек тексту изложение — самый простой вид изложения. Такие работы проводятся во всех классах. На самых ранних ступенях обучения первоклассники пишут тексты, слова, предложения, небольшие связные тексты из 2-3 предложений. Постепенно объем изложений увеличивается. В 1 классе особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и на последовательность изложения. В начале предлагается записать по памяти отдельные предложения из прочитанного. Составление предложений проводится коллективно. Затем проводится изложение с более свободной передачей содержания. Методика работы над изложением во 2 классе предусматривает следующие этапы:
а) Чтение текста учащимися (по книге или с доски) два раза.
б) Беседа по содержанию. Вопросы к беседе должны исключать повторение предложений из образца.
в) Словарная работа: объяснение значения новых и трудных слов.
г) Устный пересказ по плану, который записывается на доске. Вопросы плана не должны подсказывать состав предложения — ответа.
д) Пересказ всего текста,
е) Орфографическая подготовка: объяснение написаний,
запись на доске трудных слов и словосочетаний.
ж) Письмо изложения. Самостоятельная работа учащихся.
з) Самопроверка работ.
Во втором классе работа над подробным изложением усложняется: тексты должны подбираться так, чтобы знакомить учащихся с новыми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, описанием. В третьем классе возрастает объем и трудность текстов. Методика работы над изложением во 3-4 классах предусматривает такие этапы:
а) Чтение текста один раз.
б) Беседа по содержанию.
в) Коллективное (самостоятельное) составление плана. План может состоятъ из цитат, иметь форму вопросов или назывных предложений.
г) Устный пересказ текста по плаву.
д) Орфографическая работа. Иногда эта подготовка проводится на предыдущем уроке,
е) Письмо изложения,
ж) Самопроверка написанного.
Сжатое изложение проводится в 3-4 классах. Подготовка к нему состоит в следующем:
— учитель или дети прочитывают текст 1-2 раза;
— в ходе коллективной беседы выявляется главное то, что обязательно надо отметить в пересказе; составляется план изложения;
— ведется работа над языком: над словами, изобразительными средствами;
— подробно пересказываются 1-2 фрагмента (для сравнения со сжатой передачей этих же частей);
— сжато пересказывается текст по пунктам плана:
— самостоятельно записывается сжатый текст;
Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст часто изложение превращается в сухое, перечисление фактов. Поэтому лучше для сжатого изложения использовать деловую статью или научно-популярное произведение,.
В изложении сталкиваются две, на первый взгляд, противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Изложение служит как бы посредником между учеником и писателем в развитии речи школьника. Средства языка, увоенные по образцам, т.е. подражанием, становятся инсрументом творческой самостельности школьника в речи, в диалоге, в рассказе, в сочинении. Изложения в школе нередко пишуся коллективно, что приводит к одинаковым предложениям и текстам в письменных работах детей. Чтобы избежить этого, во II и III классе не должно иметь места предварительное пересказывание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом. Это допускается лишь в тех случаях, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца или видом изложения.
В развитии речи школа идет к связному тексту через предложение. Однако это делается лишь в учебных целях. Чем скорее школьники смогут перейти к конструированию связной речи, минуя предложение, тем лучше. Тогда упражнения с предложениями будут служить совершенствованию речи, повышению ее культуры, усложнению ее синтаксическою строя, а самостояльность изложений возрастет.
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды
Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.
Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки подбирать слова, тщательно выверять строй предложений. Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к устному пересказу.
В сущности, любой вариант устного пересказа может приобрести письменную форму, лишь утрачивается возможность выразительности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письменной. Письменные изложения отнимают много времени, поэтому они проводятся значительно реже устных.
Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.
Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложение относят к числу творческих приемов развития речи учащихся.
В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Поэтому целесообразно сразу при чтении нацеливать школьников на предстоящий пересказ, предлагать пересказать отдельные фрагменты.
При подготовке к пересказу, изложению используются следующие приемы:
определение цели работы;
беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей;
выразительное перечитывание образца;
предварительный пересказ фрагментов;
анализ «чернового» пересказа и его критика;
исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма изложения.
Иными словами, устному и письменному пересказу нужно последовательно обучать от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.
Методика творческих пересказов и изложений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11»
Методическая неделя на начальном уровне образования
«Методика развития речи учащихся начального уровня образования
«Методика творческих пересказов и изложений»
Изотова Наталья Игоревна,
учитель начальных классов
МЕТОДИКА ТВОРЧЕСКИХ ПЕРЕСКАЗОВ И ИЗЛОЖЕНИЙ
В методике русского языка существует несколько классификаций видов изложений. В школьной практике наибольшего распространения получили классификации М.Р. Львова и В.И. Яковлевой.
М.Р. Львов выделяет следующие виды изложений:
-творческие (М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах)
Творческие пересказы и изложения – это пересказы и изложения, в которых творческий элемент становится определяющим, заранее оговаривается и касается изменения формы и содержания текст а.
Наибольший интерес для учащихся представляют творческие изложения. «Они развивают воображения учащихся, повышают интерес к чтению произведений художественной литературы, способствуют глубокому пониманию их идейного смысла, композиции, замысла» (М.Р. Львов)
Изложения такого типа дают широкий простор для проявления творческой индивидуальности детей.
Хотя в любом письменном изложении могут быть творческие элементы, но в методике М.Р. Львов и Т.Г. Рализаева выделяют следующие виды творческих изложений:
1. Изложения с изменением лица рассказчика требует не только грамматических, но и значительных изменений в содержании.
-изложения по готовому плану;
-по коллективно составленному плану;
-по плану, составленному самостоятельно.
(М.Р. Львов, Т.Г. Рализаева. Методика преподавания русского языка, В.И. Яковлева. Сборник изложений для начальных классов)
Методика творческих пересказов и изложений
Рассмотрим каждый вид творческого пересказа (или изложения).
Пересказ с изменением лица рассказчика (в оригинале повествование от первого лица, а в детском пересказе — от третьего) требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании. Например, рассказ Ю. Гагарина о космическом полете (II класс) передается школьниками, конечно, не в первом, а в третьем лице, и местоимение «я» везде заменяется словами Юрий Гагарин или он. Но как пересказать такие строки: Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира с надеждой обращают к ней свои взоры! Эти слова Ю. Гагарина можно передать в форме прямой речи, тогда школьник должен ввести в пересказ слова автора; можно передать в форме косвенной речи — тогда следует добавить еще одно предложение.
В названном тексте Ю. Гагарин рассказывает о своих думах во время космического полета. Поэтому в пересказе потребуются такие, например, дополнения (они выделены): «Восток», наш первый космический корабль, мчался над просторами Родины. Юрий Гагарин, первый в мире космонавт, рассказал о своих чувствия, переживаниях в полете. Он испытывал горячую сыновнюю любовь к Родине. «Как не любить нам свою Родину,— говорит он,— если народы всего мира с надеждой смотрят на нее!»
Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями (как описанного типа, так и других) представляют собой продолжение соответствующей устной работы, которая описана выше. Однако в письменном варианте творческие дополнения и изменения должны быть более тщательно отработаны.
Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами, например глазами воробьихи-мамы, которая, не задумываясь, кинулась спасать своего птенца.
На более высоких ступенях пересказов (изложений) подобного типа школьники должны не только передать какие-то сцены с позиций одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. Примером может служить рассказ внучонка Васи о подвиге его деда Матвея Кузьмина, колхозника из колхоза «Рассвет» (Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина», III класс). В рассказе-подлиннике не описано, как Вася пробирался по тайным тропам через фронт в расположение советских войск, но в рассказе Васи, конечно, нельзя не сказать об этом, а также и о том, как подготавливалась нашими автоматчиками засада на лесной поляне, в которую завел фашистов Матвей Кузьмин.
Дополнения могут быть самыми разнообразными. Так, рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?» первоклассники дополняют сообщением о том, что в их живом уголке живут кролики Рассказ Н. Носова «Огурцы» второклассники дополняют сообщением о дальнейшей жизни Котьки: «Теперь Котька уже большой, он работает в колхозе. Он тракторист, его все уважают. Но он не забыл случай с огурцами».
Все виды творческого пересказа или письменного изложения требуют непринужденной обстановки, хорошего настроения учащихся, «вживания в роль».
В изложении сталкиваются две на первый взгляд противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского изложения школьников с тем образцом, которому школьник подражал, или нужно ориентировать детей на самостоятельную и творческую перестройку текста писателя?
По-видимому, правильное решение задачи находится в середине, между этими крайними позициями, так как ни дословное повторение образца, ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и писателем в развитии речи первого.
Однако не следует преувеличивать роль изложения и отдавать им предпочтение перед сочинениями, что нередко наблюдается в практике многих учителей. Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь изложения.
По программе в школе выделяют три вида изложений (полное; сжатое; выборочное), но хотя эти три вида и имеют свои достоинства, т.к. каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу эти виды позволяют решать многие задачи развития связной речи учащихся, но творческие изложения в большей степени развивают язык, мышление, воображение учащихся. Этот вид изложения прививает интерес учащихся к этой работе. Здесь они действуют самостоятельно. Это наилучший способ проявления индивидуальных особенностей учащихся. Именно проводя такие изложения мы имеем возможность определить способности каждого из учащихся. (М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников)
Навыки, необходимые для написания изложения, их формирование
Для того чтобы школьники грамотно оформляли изложения, проводится специальная орфографическая подготовка.
Обязательным во всех классах и на всех этапах работы является повторное чтение текста учителем, осуществляемое перед написанием самого изложения. Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении не допускается никакая аналитическая работа.
Предварительная подготовительная работа, вводная беседа, выразительное чтение учителя должны подготовить учащихся к первому воспроизведению текста.
Правильность пересказа во многом зависит от того, как учащиеся подготовлены к первому воспроизведению текста.
В процессе обучения на уроках русского языка должны включаться задания, подготавливающие учащихся к написанию изложений в отношении последовательности высказывания, правильного построения предложений, а также грамотного с точки зрения орфографии.