в чем выражается воспитание ребенка
Что такое воспитание и что формируем в ребенке
Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.
Содержание:
Что такое воспитание ребенка
Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.
Задачи семейного воспитания:
Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.
Виды воспитания ребенка
Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.
Виды семейного воспитания:
Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.
По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:
Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:
Название стиля | Описание |
Кумир семьи | Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм. |
Золушка | Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии. |
Гиперопека | Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам. |
Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.
Формирование личности ребенка в семье
В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.
Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:
До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.
Лучший пример – личный пример
Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.
Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.
Развитие доброты в малыше
Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.
Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.
Воспитание уверенного в себе ребенка
Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.
Ребенок – лидер
Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.
Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.
Роль семьи в развитии личности ребенка
Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.
Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:
Низкий уровень | Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. |
Средний уровень | Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы. |
Высокий уровень | Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам. |
Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.
Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.
В чем выражается воспитание ребенка
Что вообще такое воспитание? В чем наша задача как родителей?
На мой взгляд, роль родителя заключается, в том чтобы не мешать ребенку постепенно трансформироваться в успешного и счастливого взрослого.
Что означает успешный и счастливый взрослый?
Вот мое определение:
Успешный — человек, который умеет сам ставить себе цели и достигать их. Важно, чтобы эти цели шли от его естественных интересов и создавали ценность в том числе для других людей, ну или хотя бы не вредили окружающим. Иначе, эти цели — вредны для самого человека.
Счастливый — человек, который умеет принимать, любить и наслаждаться собой и миром вокруг.
Взрослый — в моем понимании, самодостаточный. Дети отличаются от взрослых тем, что они не могут жить без любви и заботы других взрослых людей, а взрослый человек — может, если умеет любить себя сам. Хотя конечно приятнее когда не только сам. Мне кажется слово взрослый не совсем передает суть этого состояния, мне больше нравится “mature” или созревший по-русски.
Я не знаю, есть ли методы которые 100% работают, чтобы каждый ребенок стал успешным и счастливым взрослым. Ни у кого из родителей на Земле нету достаточной статистической выборки своих детей для проведения стат.значимых опытов. Да и проводить А/Б тесты на детьми как-то не гуманно, продолжительность эксперимента потребуется слишком долгая, объективных факторов измерения успеха, счастья и самодостаточности не существует. К тому же, на ребенка влияет куча факторов внешней среды, кроме нашего воспитания. Так что тема влияния воспитания родителей на детей, как мне кажется очень не однозначная, с научной точки зрения. Но тот факт, что мы влияем на наших детей для меня не требует научных доказательств. Достаточно посмотреть на себя со стороны и сравнить с собственными родителями. Очень часто в чем то мы повторяем наших родителей, а в чем то ведем себя полностью противоположно.
Не буду влезать сейчас в психологию, но мне очевидно, что несмотря на то, что не существует универсального знания как правильно, есть куча примеров как не правильно и точно не помогает ребенку в здоровом развитии.
В общем, не претендую в своих изысканиях на абсолютную истину, а лишь делюсь своим собственным опытом и размышлениями.
Немного контекста для тех кто близко со мной не знаком и с моим опытом в отцовстве. Я женат и являюсь счастливым папой двух дочек Алиса — 5 лет и Рони — 2 года.
Так как дети у меня еще относительно маленькие, то мои наблюдения и выводы скорее всего могут быть не применимы для детей постарше, тем более подростков. Буду обновлять свои выводы по мере их взросления и моих новых инсайтов.
Итак, 10 принципов, которым стараюсь следовать в жизни со своими детьми.
Дети — это зеркало нас самих. Если мне что-то не нравится в поведении ребенка, то это есть во мне или в жене — их маме, но так как жену я выбирал сам, в здравом уме и в сознании — то тоже есть во мне.
Поэтому, когда что-то не устраивает, тригерит негативные эмоции или появляется желание что-то изменить в ребенке, я начинаю смотреть более пристально на себя как будто со стороны и задавать себе вопросы.
Почему меня это не устраивает? Может это “мои тараканы” — патерны из детства?
Я заметил, что с детьми мы ведем себя менее осознанно чем с другими взрослыми. То есть многие реакции более естественные и не отфильтрованные нашим сознанием. Они идут прямо из под-сознания. Поэтому регулярно выплывают всякие паттерны заложенные еще в детстве.
Например, вот меня отдали в 6 лет на плавание. А, я ужасно мерз и не хотел заниматься. В результате, бросил через пол-года.
Алисе скоро 6 лет и на меня вдруг снизошло понимание, что моя дочь просто обязана научиться хорошо плавать. А, она почему то сопротивляется — не хочет заниматься с учителем, которого я нашел и удивительная вещь — “тоже мерзнет”, но почему то только когда с учителем, а со мной плавает с удовольствием.
Моя первая реакция на ее отказы заниматься плаванием была раздражение и желание уговорить/убедить/заставить — “ведь это ей на благо”. Но как только я замечаю, что начал “воспитывать”, я вспомнил про этот принцип “воспитывай себя”. Включилось сознание и я начал рефлексировать — откуда у меня эта потребность научить ее плавать.
Начинаю задавать себе вопросы — действительно ли так важно для блага Алисы научиться плавать идеальным кролем до 6 лет? Или раз она так сопротивляется это нужно только мне? А, зачем это нужно мне? И только после этих вопросов начинаю вспоминать, что повторяю программу 35-и летней давности своего отца со мной.
В результате, я от нее отстал с занятиями с тренером и теперь мы плаваем вместе, правда редко.
В общем, дети — отличный инструмент для работы над собой и своими паттернами из детства. Пользуйтесь.
2. NVC (Non-violent Communication) — общение без насилия
Насилие выражается в ограничении или лишении свободы испытывать любые эмоции, даже самые негативные.
Чтобы ребенок вырос эмоционально здоровым человеком роль родителя не мешать ему испытывать эмоции и помогать проживать их, а со временем идентифицировать и контролировать проявления вызванные эмоциями.
Приведу пример из жизни.
Например, ребенок хотел взять с собой в садик свою любимую куклу, но забыла ее дома. Вдруг, уже в гараже, когда ее усаживают в детское кресло — она вспоминает и отказывается садиться в кресло. Орет и требует куклу. Отказывается ехать в садик пока не получит свою куклу.
Возможные реакции родителя:
Все эти реакции вредны для ребенка, потому что учат, что ее чувства не важны или не правильны, что в данной ситуации она не должна испытывать эти эмоции. Проблемы которые нам кажутся пустяками и детскими глупостями — для детей могут казаться настоящими трагедиями.
Теперь пошагово реакция родителя в данной ситуации по фреймворку NVC:
а) Проявление эмпатии: вытащить орущего истерящего ребенка из машины, взять на руки и крепко обнять,
b) Назвать ту эмоцию которую ребенок сейчас проживает — “Ты сильно расстроена.”
с) Назвать ту потребность, которую испытывает в данный момент ребенок: “Ты бы так хотела, чтобы твоя любимая кукла была бы сейчас здесь с тобой.”
d) В большинстве случаев, в решении нет необходимости. Как только ребенок ощутил, что его чувства приняли, он успокаивается. Но иногда можно назвать несколько возможных решений и предложить выбрать одно из них.
После того как вы приняли чувства и потребности ребенка, можно и про свои чувства и потребности рассказать. Например,
а) Эмоция: “я сейчас очень нервничаю, потому что мы поздно вышли из дома и я могу опоздать на работу, а я не люблю опаздывать.”
b) Потребность: “Мне нужно выехать прямо сейчас, но только после того как я тебя пристегну в кресле и отвезу в садик. Поможешь мне пристегнуть тебя?”
Общее правило: принимать любые чувства и эмоции ребенка. Тогда вам будет проще не забывать и про свои эмоции и потребности.
Не бывает плохих эмоций — только плохие поступки. Останавливать и наказывать можно только за поступки, но никогда за эмоции.
Это звучит просто для понимания, но очень сложно для применения. Чтобы переучить наши реакции и привычки требуется время, фокус и постоянная практика. Рекомендую 2 книжки на эту темы, которые изменили мою жизнь:
Для тех кто любит смотреть видео на YouTube больше чем читать вот 3-х часовой воркшоп Маршалла (Eng) — https://youtu.be/l7TONauJGfc
Также хорошие книги на тему навыков коммуникации с детьми (с взрослыми людьми тоже работает):
Я хотел научиться лучше понимать своих детей, в результате эти книги поменяли мое представление о том как общаться с взрослыми людьми. Всем нравится, когда принимают их чувства. Вот только на ручки взрослых брать не обязательно, хотя обнимать иногда стоит.
3. Мой Дом — моя крепость.
Продолжительный стресс негативно влияет на развитие мозга ребенка. Есть много исследований на эту тему.
Самый сильный стресс для ребенка это страх, что ребенок останется один — его оставят родители.
Этот страх заложен в нас очень глубоко эволюцией на уровне самосохранения. Ведь что происходило с человеческим детенышем с древних времен, когда он вдруг оставался один без присмотра родителей или родичей из стаи. Верно — ничего хорошего, по причине его полной беззащитности.
Любовь родителей, особенно мамы — это обратная связь для ребенка, что он его не оставят, что он в безопасности.
Поэтому когда вы забираете свою любовь или берете свою любовь в заложники, если он не будет соответствовать вашим стандартам или ожиданиям автоматически срабатывает защитный механизм стресса, чтобы сигнализировать что есть риск для жизни. По сути забирая свою любовь у ребенка, мы угрожаем подсознанию ребенка смертью.
У детей итак хватает стресса в окружающем мире: многое вокруг не знакомо, от тебя постоянно чего то хотят, куда то ведут, при чем ты практически ничего не контролируешь в своей жизни. В общем, находишься на низшей ступеньки общественной иерархии. Так хоть дома хочется расслабиться и оторваться на родителях, которые все примут. Замечали как ваш ребенок часто ведет себя по-разному дома и в садике или на улице?
При этом краткосрочный дозированный стресс некоторые исследования утверждают даже полезен. Поэтому наверно можно иногда забирать ребенка из садика или школы с опозданием. 🙂
Мы взрослые тоже люди и иногда ведем себя эмоционально, можем сорваться, прикрикнуть, поистерить. Думаю, если делать это в меру, и давать ребенку четкую обратную связь, что был не прав, то психика ребенка вполне справится. Это точно лучше, чем держать свои эмоции в себе и внутри страдать от накопившихся негативных эмоций. Дети все чувствуют, но не все понимают и могут взять вину за несчастье мамы/папы на свой счет. Оно вам надо? Так что лучше все объяснять. Поругались с женой при ребенка — обязательно помиритесь тоже при ребенке. Ну, некоторые элементы примирения 18+ лучше оставить конечно на потом. 🙂Главное, чтобы у ребенка были примеры, что после ссоры идет примирение.
Понятно, что 99.9% родителей искренне любят своих детей и наверняка имеют самые правильные намерения, когда кричат на своих детей, угрожают, приводят в пример других более “правильных” детей и т.д. Но дети не могут оценить наши благие намерения, зато автоматически получают угрозу недополучить любовь и не чувствуют себя в безопасности.
Чтобы не создавать лишний стресс лучше избегать следующих ситуаций:
На что заменить это привычное нам поведение? Об этом можно прочитать в книжках Мазлиша и Розенберга, о которых я писал в прошлом пункте.
Для создания stress-free атмосферы в доме также очень важно быть последовательным и создавать повторяющуюся рутину. Детям комфортно в понятной среде, которую они хорошо знают. У детей очень быстро вырабатываются привычки — быстрее чем у взрослых. Дети привязываются к своим игрушкам, предметам и ритуалам.
Моя дочь Алиса очень расстраивается, если папа отказывается читать книжку перед сном когда сильно устал или почистил зубы утром без нее. Каждое нарушение ритуала это мини-стресс.
Но как я уже писал ранее стресс в мини-дозах это хорошо — он дает ускорение к развитию. Замечали как дети как будто взрослеют после каждого путешествия с вами? В путешествии большинство рутин и ритуалов нарушаются, очень много новых стимулов, которые создают мини-дозы стресса стимулирующие развитие.
“Brain rules for baby” by John Medina
Послушать — “Consequences of stressed parenting” by Dr. Gabor Mate
Консультация «Как правильно воспитать ребенка и не испортить его»
Ольга Устюгова
Консультация «Как правильно воспитать ребенка и не испортить его»
Консультация: «Как правильно воспитать ребенка и не испортить его«
Каждый родитель знает, как воспитывать своих детей, но не каждый знает, как правильно воспитать их, что бы с них выросли умные, здоровые, красивые дети.
Некоторые родители придерживаются строгого воспитания детей, держа их в ежовых рукавицах — это ошибки в воспитании детей.
Но самое главное, чтобы ребенок вырос эмоционально здоровым, чтобы ему в жизни было легче и лучше жить. Для этого именно родителям нужно научиться правильно, воспитывать своих детей. Сейчас есть много советов и методов как правильно воспитать детей психология, но не ко всему нужно прислушиваться.
Чтобы вырастить счастливого ребенка, без комплексов, есть все-таки вещи, которые нельзя требовать от вашего чада.
Давай те же разберемся, как правильно воспитать ребенка и сделать его уверенным в себе и успешным, что бы с них выросли действительно нормальные и здоровые дети.
•На первых порах воспитания детей, нужно уделять довольно много времени и любви детям, что бы у них воспиталось хорошее мнение о себе и окружающих. Что бы они в будущем смогли полюбить себя и окружающих. Так как детям, которым родители уделяли мало времени и любви, будет трудно в будущем полюбить себя. Это плохо отразится на их эмоциональном и психическом состоянии, а также сформируется очень плохой характер.
•Старайтесь больше общаться с детьми на разные темы. Если хотите воспитывать детей общительными, лидерами, с ними нужно довольно долгое время общаться. Общайтесь на все темы, не думайте, что ребенок вас не понимает, его подсознание воспримет всю вашу информацию, которую он в дальнейшем будет применять. Играйте с ними в разнообразные игры, особенно полезно играть в игры, развивающие логику, внимание, сообразительность. Благодаря этому ребенок в дальнейшем будет умным и сможет достигнуть многого в плане бизнеса и науки.
•Завлекайте ребенка с самого детства к спорту. Спорт полезен как для взрослых, так и для детей. Но слишком сильно не перегружайте ребенка на первых порах занятий, легкой зарядки будет достаточно. Потом постепенно можете завлекать ребенка к плаванию, легкой атлетики, футболу, теннису. Так же что бы правильно воспитывать детей, будет полезно отправить ребенка в танцевальные кружки, кружки по единоборству. Завлекать нужно с самого детства, так как потом ребенок может не захотеть этим заниматься и будет поздно.
•Так же завлекайте детей к чтению полезной литературы, которая развивает общее самопознание, познание мира и другое, помогающее ребенку быстрее формулироваться в жизни. Так же с детства можно начинать правильно воспитывать детей в финансовом плане, это поможет ребенку в дальнейшем выживать в нашем мире. Дети, завлеченные с детства к финансовым делам, достигают довольно большего успеха и богатства, чем другие дети. Именно много самых богатых людей мира воспитывались родителями с детства в плане финансовом, приучая своих детей к правильному управлению деньгами. Но если сами родители этого не понимают, то воспитывать детей в этом плане не стоит.
•Станьте другом для своего ребенка. Общайтесь с ним как со своим взрослым другом, тогда вы ликвидируете то, что ребенок в дальнейшем может попасть в плохую компанию, где его понимают и ценят. Но если вы станете для него настоящим другом, будете понимать его как друга, то ему не придется искать плохих друзей, которые испортят его как личность.
•Если ребенок провинился, то никогда не требуйте у ребенка извинения, если перед этим не объяснили ему, за что следует попросить прощение, за какую провинность. Зачастую малыш даже не осознает, что он натворил. И если его заставить извиниться без понимания, то это приведет к тому, что он не будет никогда в серьез осознавать слова извинения. Поэтому предварительно поговорите с ним и объясните, за что следует извиниться.
•Не выбирайте с кем дружить вашему ребенку. Часто мамы дружат семьями и начинают заставлять общаться своих малышей друг с другом. Этого ни в коем случае делать нельзя. Пускай ваш ребенок сам выберет с кем дружить. Часто бывает, что вашего ребенка обижают, а вы даже не подозреваете. В таком случае надо сразу же прекратить общение с такими детьми, даже если это дети ваших друзей. Думайте только о счастье своего ребенка и комфорте. А, если с ребенком не хотят дружить другие дети, то вы ни в коем случае не заставляйте дружить его с ними. Лучше постарайтесь помочь найти ему других детей для общения, с которыми у них есть общие интересы. А лучше всего отдать ребенка в кружок, который ему по нраву. Там он точно найдет себе друзей по интересу.
•Если приходится ругать и кричать на ребенка, то делайте это так что бы ни обижать ребенка, а постараться объяснить и показать ему то, что он сделал не так. И он в дальнейшем некогда не допустит того что он сделал из-за чего вы его хотели заругать. Когда родители кричат и ругают своих детей, то дети не понимают, что они сделали не так, и в дальнейшем данный инцидент повторится вновь, и ребенок начнет вас бояться, и воспринимать всю плохую критику, которую вы наговорили на него. Данная критика в дальнейшем отразится на психике и характере ребенка. Так что не ругайте, а объясняйте примерами то, что ребенок сделал не так и он больше такого не сделает
Помните, что ваш ребенок — это личность. И он должен быть, как много больше, самостоятельным, и отвечать за свои поступки. Чтобы в будущем не выросла неуверенная в себе человек.
Надеемся, мои советы помогут вам понять, как правильно воспитать счастливого ребенка, избежав ошибок в воспитании детей, которые не следует допускать.
Не обращайте внимания, если у вас что-то не будет получаться на раннем периоде воспитания, это случается часто. У вас все получится главное терпение и сила воли.
Консультация для родителей: «Как воспитать ребенка достойным человеком». Каждому сознательному родителю хочется воспитать достойного человека. И каждый родитель, имеющий такое прекрасное и полезное желание, старается.
Консультация для родителей «Как воспитать любознательного и активного ребенка» Воспитание – сложное и ответственное дело. Кажется еще вчера, он был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям,.
Консультация для родителей «Как воспитать толерантного ребенка» Как воспитать толерантного ребёнка? Воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближнему окружению.
Консультация для родителей «Самоуважение. Как его воспитать» Высокий уровень самоуважения— очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями.
Ошибки родителей. Как воспитать ребенка правильно? Советы психологов в воспитании детей и подростков Ошибки родителей. Как воспитать ребенка правильно? Советы психологов в воспитании детей и подростковВсе родители на свете воспитывают детей.