в чем выражается техническая эффективность мероприятий по охране труда
Показатели эффективности системы управления охраной труда
Компании, внедряющие и поддерживающие систему управления охраной труда на основе международных или национальных стандартов, таких как ISO 45001:2018, должны постоянно отслеживать свои показатели по охране труда и оценивать эффективность и результативность системы.
РЕАКТИВНЫЕ И ПРОАКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Нередко для оценки функционирования системы охраны труда собирают статистику исключительно по уже произошедшим инцидентам, например, частоте несчастных случаев на производстве, числу травм и количеству работников с производственными заболеваниями. Но если речь идет об управлении системой, необходим мониторинг показателей, отражающих текущую ситуацию операционной эффективности процессов в управлении охраной труда.
Запаздывающие показатели (Lagging indicators) — показатели случившихся инцидентов — могут свидетельствовать лишь одно: результативны были ваши меры или нет (и отслеживать эти параметры, безусловно, важно). Но они не могут продемонстрировать, насколько хорошо функционирует система предупредительных мер, а также не дадут представления о том, что делается не так. А значит, вы будете совершать одни и те же ошибки. Отразить текущую ситуацию призваны опережающие показатели (leading indicators).
Поэтому в системе менеджмента охраны труда и производственной безопасности важно учитывать обе категории показателей, а также выявлять их взаимосвязь.
ВАЖНО: В отличие от стандартов на системы менеджмента качества, в охране труда для подавляющего большинства показателей шкала измерений предельно проста: это либо 100%, либо 0. Общая концепция стандартов на системы менеджмента охраны труда — свести количество несчастных случаев к нулю. Для этого запланированные мероприятия должны выполняться на 100%, а также должна проводиться оценка их результативности.
ПРИМЕРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Все современные стандарты ISO на системы менеджмента построены в соответствии с циклом Деминга (Plan-Do-Check-Act — «Планируй-Выполняй-Проверяй-Улучшай). Рассмотрим, какие параметры нужно на каждом этапе рассматривать.
1. ФАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ
При планировании мероприятий в рамках системы менеджмента стандарт ISO 45001 требует учитывать контекст, выявлять возможные риски и оценивать их, поощрять распределенное лидерство и поддерживать инициативы сотрудников в совершенствовании системы менеджмента охраны труда.
Лидерство
Планирование
Поддержка
Показатели для оценки операционной деятельности:
Без анализа данных нельзя понять, насколько результативно работает система, и в цикле PDCA важная роль отводится проверке результатов выполненных мероприятий. Важно регулярно проводить измерения работы системы. Примеры показателей:
Это один из фундаментальных принципов, заложенных в стандарты на системы менеджмента.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Число несчастных случаях на производстве и полученных профессиональных заболеваний являются наиболее используемыми в отчетах показателями. Однако сами по себе эти цифры неинформативны, потому что абсолютное значение не дает понимания, произошло улучшение или нет. Например, когда количество инцидентов уменьшается при сокращении численности персонала или количество аварий уменьшается, но их последствия более серьезные.
Чтобы адекватно оценивать результативность системы, лучше пользоваться относительными значениями, например, количество несчастных случаев с последующим открытием больничного листа в соотношении с количеством отработанных за период человеко-часов. А для оценки степени серьезности аварий целесообразно использовать систему коэффициентов.
Мы привели лишь некоторые примеры показателей, которые можно отслеживать и оценивать, и на основе полученной информации принимать меры для улучшения системы менеджмента в области охраны труда и производственной безопасности. Каждая организация сама определяет, что именно измерять и с какой периодичностью, исходя из специфики деятельности и поставленных целей.
Понравилась эта статья? Интересуют стандарты ISO и системы менеджмента? Подпишитесь на нашу рассылку и регулярно получайте полезную информацию об изменениях в стандартах, разъяснения от аудиторов SGS и примеры лучших практик.
О КОМПАНИИ SGS
Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 94 000 сотрудников.
Оценка охраны труда на предприятии
Как оценить состояние охраны труда? Какие показатели для этого использовать? Для чего требуется такая оценка? Эти вопросы возникают у работодателя в самом начале организации системы управления охраной труда
Один из элементов этой системы — это оценка состояния охраны труда. Она необходима для определения экономического и социального эффектов от мер, принимаемых работодателем для улучшения условий трудового процесса на предприятии. Под социальным эффектом имеется в виду снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, под экономическим — как результат социального эффекта — снижение расходов на компенсацию последствий производственных травм, потери способности к труду, заболеваний
Сначала проводится исходный анализ состояния охраны труда. Он выполняется компетентными лицами после обязательного обсуждения и договоренности с работниками или их представителями. Объективная оценка в организации всех сторон деятельности по охране труда на производстве должна выявить основные проблемы, затем на их основе будут сформированы заключительные выводы. Для оценки необходимы следующие шаги:
Результат проведенного анализа оформляется документально. На его основе работодатель принимает решение, можно ли внедрять или необходимо совершенствовать систему управления охраной труда. Исходный анализ определяет базовый уровень для сравнения, а затем оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда на предприятии.
По каким показателям можно судить об успешности мер по улучшению трудовых условий на предприятиях?
Чаще всего при анализе учитывают коэффициент тяжести и коэффициент частоты несчастных случаев на производстве. Помимо них можно использовать оценочные показатели: количество пострадавших в результате несчастных случаев, общее количество дней утраты трудоспособности по всем несчастным случаям, коэффициент частоты смертельного травматизма.
Но данные показатели имеют один существенный недостаток: они не дают полного представления о состоянии охраны труда, так как не учитывают существующие на предприятиях опасные производственные факторы, риски, которые приводят к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.
Оценка состояния охраны труда — это комплексная сложная работа. Методы и критерии проведения оценки на предприятиях должны регулярно совершенствоваться работодателем. В оценку входят наблюдение и измерение результатов деятельности руководства в обозначенной сфере. Для большей эффективности оценки полномочия и ответственность по наблюдению должны распределяться по разным уровням управленческой структуры. Текущая проверка выполняется каждый месяц, более полная — каждый год.
Измерения должны основываться на выявленных на предприятии опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторах, рисках, а также на принятых на себя организацией обязательствах, связанных с политикой и целями по ОТ. Помимо этого, измерения должны поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
Что включает в себя наблюдение?
Это наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и поставленных целей, проведение систематической проверки производственных систем, помещений, цехов, оборудования. Обязательно ведется наблюдение за производственной средой, а также за состоянием здоровья работников, на тех предприятиях, где это целесообразно — регулярно проводятся соответствующие медицинские осмотры для раннего выявления признаков симптомов нарушения здоровья, чтобы определить эффективность профилактических и контрольных мер. Необходимо оценивать соответствие трудовых условий национальным законам, а также иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям, другим обязательствам, принятыми на себя организацией.
Проведенное должным образом наблюдение обеспечивает обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда, собирает информацию для определения результативности, эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению, ограничению опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторов, рисков. На основе проведенных наблюдений работодатель принимает решения о совершенствовании как мер по определению опасностей и ограничению рисков, так и самой системы управления охраной труда.
Фиксация в записях результатов анализа является необходимым условием эффективности проводимых измерений и наблюдений.
В оценку состояния охраны труда также входят мероприятия по периодическому проведению проверок для определения эффективности системы управления ОТ.
Проверка должна охватывать:
Результат проверки — выводы о результативности политики организации, реализации поставленных целей, вовлеченности персонала в процесс обеспечения охраны труда; соответствует ли ситуация требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности предприятия.
Итоги оценки состояния охраны труда на предприятии оформляются отчетом, форму которого определяет работодатель. На основе результатов оценки состояния охраны труда на предприятии работодатель должен регулярно корректировать (или сформировать) политику, цели, задачи по совершенствованию системы управления охраной труда на предприятии.
Охрана труда: формирование системы охраны труда на предприятии
Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:
Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда
В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Что такое охрана труда?
В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.
Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.
Министерство труда в своем письме от 3 декабря 2018 № 15-2/ООГ-2956 года объяснило работодателям, что они обязаны утверждать и выдавать инструкции по охране труда с учетом требований статьи 212 Трудового кодекса. Для создания таких инструкций можно использовать методические рекомендации Минтруда №80 от 17 декабря 2012 года. В приложениях к этим рекомендациям вы найдете образцы журналов учета инструкций по охране труда. Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность. Охрана труда. Прямо из этих программ можно отправить через 1С:Отчетность декларацию по соответствии условий труда (СОУТ).
Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.
Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).
На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).
Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.
За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:
Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ
В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:
Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:
Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.
От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.
Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:
В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:
Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:
Блок «Охрана труда»
Блок «Промышленная безопасность»
Блок «Пожарная безопасность»
Блок «Охрана окружающей среды»
Блок «Общие функции»
В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:
В чем выражается техническая эффективность мероприятий по охране труда
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 471-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Введение
Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой системы управления охраной труда в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности.
Важную роль на практике для принятия решений играет оценка результативности и эффективности систем управления охраной труда с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей.
Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные «модели штрафных санкций» (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими «моделями профилактического соответствия» (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).
В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.
Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.
Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:
— оценка общей стратегии (Политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;
— определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в Политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;
— сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);
— определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;
— обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.
Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:
— реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;
— использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;
— получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;
— определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;
— отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);
— проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;
— внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;
— устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.
Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.
Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках национального законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.
Настоящий стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.230.2, но может быть использован также независимо от них.
Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение настоящего стандарта в целом или частично позволит организации улучшить такую деятельность.
При разработке настоящего стандарта использованы отдельные положения [1]*.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.
Стандарт устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда.
1.2 Настоящий стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда, отвечающей требованиям ГОСТ 12.0.230, и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда.
1.4 Настоящий стандарт содержит принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда.
1.5 Настоящий стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.
1.6 Настоящий стандарт не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности систем управления охраной труда в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена ГОСТ 12.0.230 как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.002 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ 12.0.230.2 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:
результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
** В Российской Федерации [ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.7.11].
эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
** В Российской Федерации [ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.7.10].
1 В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. При этом под экономической эффективностью следует понимать показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат).