в чем разница между выборами и референдумом
Разница между выборами и референдумом
Истинная демократия заключается в том, что народ принимает самое непосредственное участие в собственной судьбе и решает серьёзные вопросы самостоятельно. Для выражения волеизъявления граждан существуют такие формы прямой демократии, как выборы и референдум. Наличие подобных институтов управления говорит о высоком уровне развития общества. Формы волеизъявления народа серьёзно отличаются друг от друга, хотя механизм их проведения во многом схож.
Выборы – процесс формирования органов исполнительной и законодательной власти путём сбора голосов за участников. Это могут быть представители общественных движений, партии, самовыдвиженцы. Выборы бывают местными (формирование местного совета депутатов, кресло губернатора), а также всеобщими (парламент, президент). Это самый демократичный способ формирования органов власти, но лишь в том случае, когда правила их проведения неукоснительно соблюдаются всеми участниками события.
Референдум – форма народного управления, при которой граждане высказывают своё мнение по самым значимым для государства вопросам: принятие конституции, отмена смертной казни, строительство атомной станции и т.д. Плебисцит может быть общегосударственным, а также региональным и местным. Данная форма волеизъявления граждан организуется по мере необходимости: как по инициативе государственных органов и партий, так и представителей общественных объединений, граждан.
Сравнение
При этом результат выборов – легитимность власти, то есть мандата участника. Как только истечёт срок действия полномочий, они должны будут уступить своё место преемникам. Это касается президентов, депутатов, губернаторов. Решения, принятые на референдуме, имеют высшую силу и действуют бессрочно – до их отмены на аналогичном плебисците.
5.8 Выборы, референдум
Выборы
В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.
Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.
Стадии процесса выборов в РФ(подготовительная, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов).
Демократические выборы базируются на ряде базовых принципов:
Избирательное право
Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.
Избирательное право может быть:
Принципы избирательного права в России:
Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 1
Референдум
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум. Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.
Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.
Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:
Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан. В случае, если по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.
Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:
Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г. плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем, 1852 г., плебисцит восстановил монархию. На референдуме 1934 г. в Германии 90 % избирателей согласились передать А. Гитлеру функции президента.
В странах с авторитарными режимами референдум и плебисцит представляют «удобные» для правящего режима формы политического участия, так как заменяют институты политического представительства, а необходимый результат обеспечивается пропагандистскими кампаниями и репрессивными мерами. 2
Разница между выборами и референдумом и есть ли черты сходства
Многие люди не понимают, чем отличаются такие государственные понятия как Выборы и Референдум. На самом деле, разница между ними огромная, хотя и некоторые схожие черты тоже есть. В данной статье мы подробно рассмотрим все основные моменты об этих близких, но тем не менее, разных понятиях.
Чем отличаются выборы от референдума
Если кратко, главное и основное отличие заключается в том, что именно выбирают:
Выборы — это конституционное право каждого гражданина путем своего голоса выбирать кандидата или список кандидатов на определённую государственную должность. Референдум — это форма принятия законов и важных вопросов государственно жизни путем выражения мнения группы большинства граждан.
То есть, если сказать простым языком, то выборы – это когда народ избирает кандидата на любую государственную должность (самый понятный пример – избрание Президента РФ), а референдум – когда принимают важное решение, касающееся жизни государства, путем народного голосования (самый понятный пример – голосование о выходе Крыма из состава Украины).
Понятие выборов в государстве
Это процедура избрания претендента на какую-либо должность путем тайного или открытого голосования. Этот процесс – самая распространенная форма участия людей в жизни страны и избрания политических управленцев государством.
Выборы могут быть как государственного уровня (как например избрание президента РФ), так и регионального (голосование за депутатов в городскую мэрию).
Данный способ на сегодняшний день является самой демократичной системой становления у власти руководящих кадров.
Граждане, имеющие право принимать участие в избрании политических личностей и методов правления, именуются электоратом.
Что такое референдум и как его проводят
Кратко данное понятие можно охарактеризовать как всенародный опрос для принятия важного политического решения. То есть перед принятием важного государственного или регионального решения, которое окажет непосредственное влияние на жизнь граждан, власти проводят голосование-опрос общественного мнения. И мнение большинства становится решающим.
Главное отличие референдума от выборов в том, что на выборах выбирают Человека, а на референдуме — Решение.
В государстве различают референдумы конституционные и законодательные, обязательные и факультативные. По степени признания различают Признанные, Непризнанные и Частично признанные разными оппозиционными политическими силами.
Внимание! Широкомасштабные опросы населения и голосование с целью выявления общественного мнения не являются референдумами!
Какой Джокер лучше: Хит Леджер, Хоакин Феникс или Джаред Лето — сравнение образов.
В чем сходство и различие между понятиями
Представим основные сходства и различия между данными политическими понятиями в виде таблицы:
Референдум | Выборы |
Сходства | |
Оба понятия – это формы демократического строя государства, способы участия народа в политической жизни страны, методы влияния на развитие государства. | |
В обоих случаях участвовать имеют право абсолютно все дееспособные граждане государства, достигшие совершеннолетия. | |
Результаты как голосования, так и референдума (если он официальный) обязательны к исполнению государственной властью. | |
Различия | |
Избрание представителей органов власти: президента, депутата, мэра и т.д. | Решение какого-либо важного политического вопроса или иных вопросов, имеющих непосредственное отношение к дальнейшей жизни граждан. |
Для признания результатов действительными, обязательно участие более 50% всего дееспособного совершеннолетнего населения. | Для официального признания результатов не обязательно, чтобы участвовали более 50% населения. |
Примеры громких выборов и референдумов в истории
Самыми яркими примерами выборов, пожалуй, можно считать приход к власти двух последних президентов США, а также выборы президента Украины в 2019 году. Расскажем о каждом случае поподробнее:
Из знаменитых референдумов можно отметить следующие:
Как проходил знаменитый референдум в Крыму, хорошо показывает данное видео:
Выборы и референдум – отличия и сходства
Всего получено оценок: 523.
Всего получено оценок: 523.
В современном обществе каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право участвовать в политической жизни, влияя тем самым на принятие важных государственных вопросов. Основными формами такого участия являются выборы и референдум. Узнаем, в чем состоит их сходство и различие.
Голосование
Это одна из форм участия граждан в политике. Голосовать можно на выборах и референдумах. В этом состоит избирательное право.
Виды избирательного права: активное (участие дееспособных лиц, достигших 18 лет, в выборах президента, представительных органов власти), пассивное (право быть избранным в представительные органы власти: в нашей стране – с 21 года в депутаты, с 35 лет в президенты).
Процедура голосования
Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов.
Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.
Выборы и референдум
Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.
Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.
которые читают вместе с этой
Выборы
Референдум
Формы непосредственной демократии – участия граждан в политической жизни
Участвуют все граждане (дееспособные и совершеннолетние)
Результаты обязательны для исполнения государственными органами
Выборы президента или участников представительных органов власти
Решение каких-либо иных важных вопросов
Самый популярный способ участия в политической жизни
Отодвинут многими странами на второй план, проводится на местном уровне
Обязательно участие большинства населения
Не обязательно участие большинства населения
Что мы узнали?
Выборы и референдум – формы участия людей в политической жизни государства, выражения своего мнения по тем или иным важным вопросам, результаты которых обязательно должны быть исполнены. Но выборы организуются при назначении президента или лиц в представительные органы и являются одним из самых популярных способов народного волеизъявления. Референдум назначается для решения важных вопросов, касающихся государства, но в последнее время потерял свое значение и больше используется на местном региональном уровне. В этом состоят отличия и сходства выборов и референдума.
В чем разница между выборами и референдумом
Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Глава ЦИК Элла Памфилова объясняла, что процедура голосования по изменениям в Конституцию должна быть «эксклюзивной», «разовой» и «уникальной». Так и получилось: это голосование устроено иначе, чем выборы или референдум. «Медиазона» попросила сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца указать на наиболее существенные отличия.
Нет порога явки
На нынешнем голосовании нет порога явки. Если сравнивать с референдумом, то для признания его результатов должны проголосовать «больше половины от больше половины»: то есть на участки должны придти более 50% всех избирателей, а решение считается принятым, если за или против высказались более 50% от пришедших.
На обычных выборах порога явки нет.
Объявление
По закону президент не может объявить референдум.
«Пришлось бы искать какую-то инициативную группу, которая этот референдум бы инициировала или вносить изменения в закон «О референдуме»», — говорит Мелконьянц.
Все поправки разом
Григорий Мельконьянц считает, что на голосование должны были выставить перечень вопросов, а не один вопрос сразу по всем поправкам:
«Есть закон об изменениях в Конституцию, в котором описан порядок как раз внесения вот этих законопроектов о внесении изменений в Конституцию. И там четко указано, что должны вносить поправки по отдельности — то есть каждый закон должен быть о поправке.
Необходимо было все эти поправки в отдельные законы поместить и тогда по каждому проекту спрашивать — да или нет».
Агитация за и против
Про агитацию нет ни слова — нет процедуры, которая объясняла бы, как законно призывать голосовать «за» или «против».
В случае референдума вопрос агитации четко оговорен: регистрируется не только инициативная группа, которая фактически поддерживает вариант «за», но и агитационные группы, которые могут выступать «против».
Сторонники варианта «против» вправе иметь счета в банках, собирать на них пожертвования, а из них — оплачивать агитацию.
«Здесь же мы наблюдаем фактическую монополию государства, монополию избирательных комиссий, которые за бюджетный счет, за те средства, которые выделены на организацию этого голосования занимаются агитацией», — объясняет Мельконьянц.
Нет четкой грани между информированием и агитацией
Информирование о выборах или референдуме — обязанность избирательных комиссий. Законы четко отделяют информирование от агитации и прописывают, кто этим может заниматься, а кому это запрещено.
«То есть этот вопрос достаточно хорошо урегулирован с тем, чтобы лица и органы, которые призваны за бюджетные деньги выполнять какие-то функции, чтобы они не переступали черту, не занимались агитацией, используя свое положение. Это относится и к избиркомам, и к органам власти. Здесь же мы видим, что фактически органам власти, органам местного самоуправления и избиркомам поручено законом проводить только информирование. Про агитацию нет ни слова. Это не значит, что агитации нет. Агитация, конечно, существует, но при этом органам власти проводить ее запрещено», — подчеркивает сопредседатель «Голоса».
Голосование, растянутое на неделю
Голосование на выборах обычно длится один день, выбрать кандидата досрочно можно только в исключительных случаях по специальной процедуре. Сейчас агитируют голосовать именно досрочно — с 25 по 30 июня.
«Досрочное голосование не должно быть массовым, оно проходит исключительно по уважительным причинам, есть определенные параметры. Но здесь ставка сделана на то, что голосование массово будет проходить на протяжении недели, такого не было у нас никогда, это беспрецедентное по масштабам голосование в плане периода», — отмечает Мельконьянц.
Он также обращает внимание, что теперь можно по желанию проголосовать и на дому.
«Если на выборах необходимо доказать уважительность причин: что ты болеешь, либо ты инвалид, теперь никаких уважительных причин знать комиссии не надо. Просто человек изъявил желание проголосовать на дому — и к нему комиссия обязана выехать».
Без переписи паспортных данных
Обычная процедура голосования предусматривает ручное переписывание данных из паспорта при получении бюллетеня. Сейчас этого не будет.
Голосование на улице
Новое голосование позволяет участвовать прямо на улице — на придомовых территориях.
«Сейчас внесли в избирательное законодательство на выборах тоже такую возможность и, возможно, мы в сентябре мы это увидим. Но впервые это будет апробировано именно на общероссийском голосовании, когда комиссия получает возможность организовывать такую выездную бригаду и организовывать голосование на улице, что очень осложняет наблюдение за этой процедурой. Потому что наблюдатель не всегда может знать, в какой из дней комиссия поедет на такое голосование, реально ли она будет организовывать такое голосование или это будет фиктивное голосование где-то там на улице. Это дополнительные серые зоны», — говорит Мельконьянц.
Наблюдение затруднено
Направлять наблюдателей могут только общественные палаты.
На обычных выборах наблюдатели могут быть от партий, кандидатов, общественных объединений, тех же общественных палат. На референдумах — от инициативных или агитационных групп. На этом голосовании нет ни кандидатов, ни групп «за» или «против» — формально наблюдать некому.
Вдобавок установлены дополнительные ограничения: можно заявиться наблюдателем только в регионе, где человек зарегистрирован. Сократили сроки регистрации наблюдателем — где-то записаться можно было до 11-го, где-то — до 19 июня.
«По факту мы видим, что палаты чисто формально действуют, они договариваются с различными бюджетными структурами, которые им просто подают списки административно зависимых в основном людей, которых они считают общественными наблюдателями. Поэтому они очень рано заявили, что у них уже 500 тысяч наблюдателей. При том что палаты в большинстве своем не содержали информацию, когда крайний срок, какие документы им нужно сдавать, на обычных людей расчета не было, был расчет на то, чтобы своих протащить и отчитаться о большом количестве «общественных» наблюдателей», — объясняет сопредседатель «Голоса».
Недельное наблюдение
Длительное голосование значительно осложнит работу наблюдателей. Обычно это люди, которые занимаются наблюдением в свободное от работы время на волонтерских началах, а значит наблюдение во время досрочного голосования, которое проходит в будни, будет ослаблено.
«Длительное голосование играет на руку тем, кто хочет сфальсифицировать и манипулировать, — настаивает Мельконьянц. — В эти 6 дней до 1 июля концентрация наблюдения будет низкой, но при этом основной упор, как мы видим, будет сделан именно в эти дни: чтобы 1 июля голосовало уже небольшое количество».
Вдобавок, из-за большого количества разных форм голосования — на участке, надомного, придомового — наблюдатель не сможет проследить за всем процессом.
Редактор: Дмитрий Трещанин
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!