в чем выражается специфика психического развития человека

Проблема специфики психического развития человека (Л.С. Выготский и его школа)

Биологизаторскому, внеисторическому подходу, идее эволюционизма Л.С. Выготский противопоставил идею историзма, культурно-историческую концепцию

развития. Согласно Л.С. Выготскому, каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого

органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились

новые человеческие потребности.

Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития.

В одной из лекций, сравнивая развитие ребенка с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим), Выготский говорил: «Можно ли

конечная форма — «человек будущего» и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек.

Невозможно это себе представить. Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходило так, что­ бы в момент, когда складывается

начальная форма. уже имела место высшая форма, идеал, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми

шагами, которые делает ребенок на пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в

отличие от других типов развития, среди которых такого положения не могли обнаружить и не находим. Это, следовательно, означает, что среда выступает в

развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не

обстановки, а источника развития».

Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее окружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах

материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности.

Среда содержит идеальные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться.

Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отношению к действиям и речи ребенка), задающие

направление онтогенетического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство»

существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики.

Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в

результате развития всего человечества. Комментируя это принципиальное положение, Д.Б. Эльконин позже писал: «Ребенок присваивает общество. Все,

что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». От уровня развития

общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом,

присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций

Выготский считал подражание ребенка взрослому.

Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со

взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств,

выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, — т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического

развития (от социального к индивидуальному).

Необходимым условием развития ребенка является полноценность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг (вспомним

вариативность «природных особенностей», недооценивать значение факторов, благоприятных или осложняющих органическое развитие.

Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе

(стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Кроме того, обучение как специально организованный,

целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития.

Полноценное развитие слепого, глухого ребенка возможно при специальной организации обучения и общения с ним; и, напротив, нередко самые

благоприятные предпосылки физически здорового ребенка могут остаться нереализованными при дефиците общения со взрослым, при отсутствии

адекватных форм организации детской деятельности. Так, для развития устной и письменной речи важен так называемый фонематический слух; он, с одной

стороны, обусловлен строением слухового аппарата и нервной системы человека, но формируется только в процессе усвоения речи. Таким образом, под

морфофизиологические особенности мозга и общение.

Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология

Источник

Лекция «Общая характеристика психического развития в зрелом возрасте»

1. Психическое развитие в возрасте ранней зрелости.

1.1. Общая характеристика возраста.

1.2. Особенности познавательной сферы.

1.3. Личностное развитие.

1.4. Кризис молодости

2. Психическое развитие в возрасте средней зрелости.

2.1. Общая характеристика возраста.

2.2. Особенности познавательной сферы.

2.3. Личностное развитие.

2.4. Кризис середины жизни

Взрослость рассматривается как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.

Период взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками.

1. Психическое развитие в возрасте ранней зрелости.

1.1. Общая характеристика возраст.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сто­рон социальной ситуации развития в молодости. В этот пе­риод подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособ­лен к рождению первого ребенка.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного раз­вития. От того, как складывается семейная жизнь, во мно­гом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д. Неудачные браки могут затор­мозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в даль­нейшем к представителям другого пола, на целостном отно­шении к миру. Как отмечает И.Ю. Кулагина, после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологичес­кие исследования показывают, люди не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, стано­вятся излишне требовательны к другому человеку, у них по­является ригидность привычек, часто делающих очень труд­ной совместную жизнь [8. С. 365].

Большое значение имеет рождение детей. Созданная се­мья приобретает новое качество. Меняется весь строй и ук­лад семейной жизни, у супругов появляются новые обязан­ности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь [8].

Таким образом, создание семьи — это социальная задача («задача развития») молодых; молодые годы сензитивны для поиска и нахождения спутника жизни.

Второй главной задачей возраста является профессиональное самоопределение.

Ведущая деятельность в период молодости — професси­ональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обре­тается чувство профессиональной компетентности, чрезвы­чайно важное для личностного развития в молодости, осо­бенно когда выбранная профессия соответствует призванию.

В молодости обнаруживается стремление к самовыраже­нию (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается ин­дивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных цен­ностей.

Центральные возрастные новообразования этого перио­да — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала.

1.2. Когнитивное развитие.

Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20—40 лет, обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени определяется личными, социальными и культурными событиями и факторами. Динамика и направление развития когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. Интенсивность инволюции когнитивных процессов зависит от двух факторов: внутреннего и внешнего.

В качестве внутреннего фактора выступает уровень одаренности индивида. Известно, что у более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одаренных.

В качестве внешнего фактора выступает совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким внешним фактором в первую очередь является образование, которое, по мнению С. Пако, существенно противостоит старению, затормаживая инволюционный процесс. Однако если обучение в школе носит всеобщий и обязательный характер, то повышение уровня образования после окончания школы имеет не только объективную — социально-экономическую, но и личностную обусловленность. Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих молодых людей выступает в качестве важнейшего стимула к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20—40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности.

К 23-25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Пороговые значения, полученные для 20-летнего возраста могут быть использованы в качестве эталона сенсорного оптимума, по сличению с которым можно определить возраст любого человека. На рубеже 20 лет отмечена максимальная чувствительность слуха, зрения и двигательных центров, доказано, что сенсорный оптимум достигается к 25 годам жизни. Следовательно, максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста.

По мнению Б.Г.Ананьева, сенсорные функции, включенные в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную, усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях (оптимальной нагрузки, сенсибилизации, усиленной мотивации, операционных преобразований функции) происходит эволюция функций, достигающая новых, более высоких уровней развития и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причем преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций.

Данная закономерность характерна не только для сенсорно-перцептивных процессов, но в равной мере относится и к так называемым высшим психическим функциям человеческого интеллекта.

Память

В ходе исследования памяти взрослых, проведенного Я. И. Петровым, было обнаружено, что наибольшие изменения в кратковременной вербальной (словесной) памяти характерны для зрительной и слуховой модальности.

В развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденцией все большего снижения — на возраст 31-40 лет. Вербальная кратковременная зрительная память на запечатле-ние слогов и слов имеет ту же тенденцию.

В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет.

Существует зависимость динамики развития мнемических функций от характера деятельности человека.

Внимание.

Различные свойства внимания у взрослых людей проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. Устойчивость и концентрация внимания существенно не изменяются.

Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания у взрослых нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Причем наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27—33 года.

Имеющиеся в настоящее время данные, полученные в процессе исследований внимания у взрослых людей, позволяют говорить о существовании неравномерности в проявлении свойств внимания. Причем эта неравномерность прежде всего обусловлена индивидуальными особенностями возрастного развития человека.

На развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек. Было установлено, что активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания

Мышление

Проведенные исследования особенностей мышления у взрослых людей позволили установить, что у большинства людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов.

Еще Л. С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно. Таким образом, одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20—40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. В то же время практическое мышление, связанное с непосредственно воспринимаемой ситуацией, отталкивается от понятий теоретического мышления и т. Д.

Имеющиеся в настоящее время экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления.

Наиболее полные возрастные характеристики мышления взрослых людей были получены Д. Векслером, по мнению которого интеллектуальное развитие человека охватывает значительный период с 19 до 30 лет. Причем пики некоторых функций, например лексических, достигают максимума в 40 лет (10,5 баллов по сравнению с 17 годами, когда эта функция оценивается в 8,4 балла). В то же время некоторые другие функции снижаются после 30 лет.

Например, такое снижение характерно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой. Проведенное Д. Векслером суммарное сопоставление данных юношеского возраста (18-19 лет) и первых этапов ранней взрослости (25-34) позволило установить, что более высокие показатели интеллектуальных функций характерны для периода ранней взрослости. Такой вывод расходится с мнением многих исследователей, которые считают, что достижение оптимума функционального развития интеллекта человека происходит в юношеском возрасте.

Причину подобного расхождения во мнениях исследователи видят прежде всего в существовании различных условий развития мышления человека. По отношению к интеллектуальным функциям такими условиями являются характер и форма умственной деятельности индивида, его образование, сформированность умственных операций, опыта и т. д. Следовательно, и для мышления как высшего психического процесса деятельность, которой занимается индивид, имеет весьма существенное значение в особенностях развития интеллектуальных функций.

Таким образом

Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32 и 34-35 пет.

Оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года.

Оптимумы в развитии образного мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет.

Развитие речи

Наиболее существенные различия в развитии речи людей, достигших возраста ранней взрослости, по сравнению с детским, подростковым и юношеским возрастами, проявляются в изменении качественных параметров речи.

Так, исследования Е. Харке (1966) свидетельствуют о том, что у человека, достигшего взрослости, происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав. Сопоставление речи учащихся 12, 18 лет и людей 30-летнего возраста дало возможность выявить прогресс структуры речи у взрослых сравнительно с подростками и детьми. Одно из проявлений этого процесса — переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. Таким образом, можно говорить о возросших возможностях рече-мыслительной деятельности человека в зрелом возрасте.

Характеризуя общие закономерности развития речи как вербальной функции интеллекта, следует обратиться к исследованиям Д. Б. Бромлей, которая предприняла массовые обследования с использованием шкалы ВекслераБеллвью. Так, уже в 30—35 лет отмечается постепенная стабилизация, а затем снижение уровня развития невербальных функций, которые становятся резко выраженными к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции, как показали исследования Д. Б. Бромлей, именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Таким образом, период ранней взрослости характеризуется прогрессирующим развитием вербальных функций.

Вероятно, можно говорить о том, что с развитием вербальных функций интеллекта в возрасте от 20 до 45 лет продолжается развитие и вербалъно-логического, или понятийного, мышления.

Следовательно, интеллектуальное развитие не останавливается на рубеже 20 лет, а продолжает происходить и в более позднем возрасте. При этом оптимум развития невербального интеллекта приходится, видимо, на возраст 30-35 лет, а развитие вербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Возможно, что именно этим объясняется тот факт, что, как правило, именно на рубеже 40-45 лет человек начинает существенно больше внимания уделять философским вопросам.

1.3. Развитие личности

Эмоциональная сфера

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера

Период ранней взрослости характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме. Прежде всего они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.

Кроме нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности.

Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это — любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.

Изучение мотивов разводов по данным бракоразводных процессов привело к созданию различных классификаций мотивов разводов у разных авторов. В целом в качестве основных причин, побуждающих людей к расторжению брака, могут быть названы следующие (ЮркевичН. Г., 1970):

1) несоответствие (несовместимость) характеров;

2) нарушение супружеской верности;

3) плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников);

4) пьянство (алкоголизм);

5) вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак;

6) осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.

За указанными мотивами разводов часто скрыты более основательные и серьезные расхождения между супругами. Иногда реальный мотив подменяется другим. Например, муж может быть не доволен лидерством жены в семье или дисгармонией в интимных отношениях, а на суде указывается обобщенный размытый мотив — «не сошлись характерами».

Мотивационной установкой в пользу выбора одинокого образа жизни часто оказывается желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком. Выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы.

Наиболее заметны возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних — семья, уверенность в себе и творчество.

Развитие самосознания личности

Я-концепция взрослого продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние и во многом определять представление индивида о самом себе. Однако Я-концепция взрослого человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта.

Я-концепция выполняет несколько ролей:

— способствует достижению внутренней согласованности личности,

— определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

В современной психологии рассматривают различные частные формы Я-концепции. А. А. Реан (1999) вводит понятие профессиональной Я-концепции личности и выделяет в нем реальную и идеальную составляющие. Super (1963) утверждал, что люди стремятся выбрать профессию, которая отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Если выбранная профессия соответствует их Я-концепции, то они добиваются самоактуализации.

Реальная профессиональная концепция себя — это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам.

Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и ее стремления к развитию.

Гендерные особенности я-концепции

Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И. С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И. С. Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам маскулинности.

Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской — более социализированной.

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравст­венных, культурныгх, духовныгх ценностей — оно позволяет острее и полнее чувст­вовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодо­сти устойчивую форму.

Молодому возрасту свойственно размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться экзистенци­альными проблемами (времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбо­ра; общения, любви и одиночества, смысла существования) в разных формах; в это время возникает интерес к трансцендентной, мистической и психологической литературе и т.д. Это часто приводит к желанию получить какое-то другое образование, общаться с носителями другого знания.

Психологическое содержание стадии молодости составляет стремление органи­зовать свою жизнь, включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми. Все вместе это определяет характер социальной активности в молодости. На этой возрастной стадии молодой человек не боится утраты «Я» и обезличивания. Достижения преды­дущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими».

Основой стремления к сближению с окружающими служит полное овладение главными модальностями поведения.

Фномен «консервации возраста».

С возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности. Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47%, а в группе 30 лет и более — 73%. Степень занижения собственного возраста в самооценках также значительно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина занижения составляла 3,6 года, а в группе свыше 30 лет — 8,3 года.

Авторы исследования предполагают существование у человека некоего «счетчика» годовых циклов психофизиологической активности, на основании показания которого формируются оценки собственного возраста.

Поведенческие особенности

В период ранней взрослости поведение человека характеризуется освоением важнейших сфер жизни и активным участием в них. Важнейшими из них являются профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения) и область, благодаря которой при неблагоприятном профессиональном самоопределении решается экзистенциальная проблема самореализации — это область досуга, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Формальное и неформальное общение пронизывает все перечисленные области человеческой жизни.

Освоение новых сфер жизнедеятельности требует адаптации к трем микросредам; физической (совокупности профессионально важных материальных предметов, инструментов и средств профессиональной деятельности), профессиональной (содержанию труда, организации производства, распорядку и инструкциям) и социальной (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям)

Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья — концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг — реализацией личностного потенциала.

Профессиональное развитие личности

В процессе личностно-профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности:

1. Изменение направленности личности:

— расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

— актуализация мотивов достижения;

— возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

— развитие и расширение умений и навыков;

— освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

— повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно-деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности.

Общение

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отли­чие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединя­ют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дру­жеские отношения складываются в совместной деятельнос­ти (в производственных коллективах). Встречаются дружес­кие отношения молодых людей с людьми старшего возрас­та. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности.

Период молодости с рождением детей привносит в жизнь человека и новые со­циальные роли, и напрямую сталкивает его с историческим временем. Это не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров и т.д., а еще и роли матери и отца. Освоение именно этих ролей во многом состав­ляет специфику процесса взросления.

1.4. Кризис молодости

К тридцати годам человек находится на вершине раз­вития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятель­ности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

Молодой человек вступает в период кризиса молодости.

Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разруше­нии прежнего образа жизни. Происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семей­ной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающи­ми людьми. При удачном выборе привязанность к опреде­ленной деятельности, определенному укладу жизни, ценно­стям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соот­ветствует мотиву, кода ее достижение не приводит к дос­тижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказывается общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

Решение кризиса зависит от индивидуальных особенно­стей, от особенностей ситуации (предшествующей, настоя­щей).

Исследователи выделяют возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости:

1. Прекращение профессионального роста — стабилиза­ция на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятель­ности — выбор одного из наиболее успешных профессио­нальных направлений и повышение квалификации без вы­хода за его узкие границы.

3. Конструктивное решение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. (Г.С. Абрамова).

Таким образом, в молодости человек начинает утвер­ждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жиз­ни и создают семью, приобретается профессиональное ма­стерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессио­нальную компетентность, когда человек уясняет смысл сво­ей жизни, подводит ее первые итоги.

2. Средняя взрослость – зрелость

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуально­сти человека). Обычно зрелость связывают со временем ухо­да на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре­лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуа­ция реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различ­ные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

а) развитие прекращается, заменяется простым измене­нием отдельных психологических характеристик;

б) это возраст не только сохранения всего приобретенно­го ранее, но и дальнейшего развития личности;

в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятель­ности (В.Г. Ананьев).

В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему оста­ется труд.

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в разви­тии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи про­должают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жиз­ненного пути.

Какого человека можно считать взрослым?

Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физи­ологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудис­той, пищеварительной, гормональной и других систем. Ска­жем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчи­ны же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юри­дически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные ста­тусные позиции, демонстрировать уровень своих соци­альных достижений (образование, профессия, укоренен­ность в социальных сообществах и т.д.), нести ответствен­ность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие се­мьи и опыт родительства (социально-демографические иссле­дования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

Хейвигхерст (1953) выделил в жизни человека в период средней взросло­сти основные события, означив их как жизненные задачи:

Существует мнение, что средний возраст является вре­менем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действи­тельностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригид­ность.

2.2. Познавательная сфера

Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются прежде всего в снижении физических возможностей. Это, ко­нечно, отражается на характеристиках психофизических функций челове­ка, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятель­ность его внутренних органов и систем.

Изменения сенсорных функций, которые можно наблюдать у человека средней взрослости, непосредственно связаны с наступлением этого возраста.

Зрение. Зрение человека практически не меняется с юношес­кого возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы своей молодости. Однако изменения психофизических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрос­лости, никак не отражаются на функционировании их когнитивной сферы.

Слух. Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, про­должая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудно­сти при восприятии звуков высокой частоты. Причем некоторые авторы полагают, что частичная потеря слуха, по-видимому, более типична для мужчин, чем для женщин, что обусловлено скорее внешними факторами, чем естественным процессом старения (например, громкий или высокочас­тотный шум на производстве). В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор.

Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусо­вая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происхо­дят более плавно и не столь замет­ны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к тем­пературным изменениям практи­чески остается высокой.

Кроме того, в среднем возрасте изменяются и другие биологичес­кие функции человека, такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Увеличение времени реак­ции в период взрослости происхо­дит довольно медленными темпа­ми, начиная ускоряться в годы старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые ре­зультаты остаются на прежнем уровне, вероятно, благодаря длительной практике и опыту. Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом будет по-прежнему показывать в этой деятельно­сти одни и те же результаты, но осваивать новые навыки ему становится все труднее.

Внимание

В возрасте 41—46 лет наивысшего уровня раз­вития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достиг­шие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активно­го обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.

Мышление

Вербально-логические функции, достигающие первого опти­мума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам.

По тонкому, лонгитюдному методу, учитывающему индивидуальные модификации и генетические связи, выявилось резкое возрастание показателей интеллектуального развития от 18 до 50 лет, после чего наблюдалось постепенное и незначительное сни­жение индексов. В этих же исследованиях отмечено наличие явно выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрос­лых людей.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зави­сит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.

Особенности интеллектуального развития человека и показатели его ин­теллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенно­стей

На сохранение интеллектуальных функций оказывает существенное влияние выполняемая индивидом дея­тельность. Так, у людей интеллектуального труда, достигших периода сред­ней взрослости, вследствие постоянной тренировки показатели интеллекту­ального развития практически могут не отличаться от их же показателей в юности. Более того, некоторые из умственных способностей у тех лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вес­ти активную жизнь, в среднем возрасте даже повышаются. Таким образом, развитие отдельных способностей человека (особенно тех, которые связаны с трудовой деятельностью и повседневной жизнью) про­должается, по-видимому, в течение всего среднего возраста.

Согласно результатам исследованиям интеллекта, потери в когнитивной сфере у людей среднего возраста носят весьма ограниченный характер. Чаще всего наблюдается прирост оценок по всем тестам интеллекта вплоть до 40 и даже более лет. После чего следует период относительной стабильности, продолжающийся до 60-летне­го возраста. Статистически значимое снижение результатов людей, кото­рым еще не исполнилось 60, отмечается лишь в субтестах на арифметичес­кие действия и на «беглость речи».

В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что, несмот­ря на снижение психофизических функций человека, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творче­стве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитар­ными знаниями.

Появляется мудрость

Пол Балтес дает определение понятию «мудрого человека» как обладаю­щего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью. Несмотря на то что быстрота и точность обработки информации у людей, достигших середины жизни, снижается вследствие биологических изменений, происходящих в организме, способ­ность пользоваться информацией у них остается прежней. Причем, как из­вестно, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут проте­кать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления все же выше.

Главная когнитивная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Неслучай­но еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходя­щих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точ­ность обработки информации снижается, способность пользоваться инфор­мацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, сред­няя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных пери­одов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гума­нитарными знаниями.

2.3. Развитие личности

Со взрослостью принято связывать появление таких новых личностных характери­стик, как:

1) умение брать на себя ответственность;

2) стремление к вла­сти, инициатива и организаторские способности;

3) способность к эмоцио­нальной и интеллектуальной поддержке других;

4) самостоятельность, уверенность в себе и целеустремленность;

5) склонность к философским обобщениям;

6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помо­щью развитой воли;

7) формирование индивидуального жизненного стиля;

8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;

9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

10) стабилизация системы социальных ролей и др.

Эмоциональная сфера

Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости про­текает неравномерно.

Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семей­ной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит.

Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чув­ствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, со­стоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмо­ции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциа­лом для развития стресса, который способствует развитию многих заболева­ний среднего возраста.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиноче­ства.

Мотивационная сфера

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образу­ющие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребнос­тей.

Среди них основными являются: реализация своего творческого потен­циала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректи­ровка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных воз­можностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.

В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жиз­ни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связан­ных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.

Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, та­кие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отка­зом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также опреде­лить последующий путь мотивационного развития личности.

Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря чело­веком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть кото­рый ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоува­жении и самореализации

Гендерные особенности мотивационного кризиса

Фаррелл и Розенберг (Farrell & Rosenberg, 1981) исследовали, как муж­чины реагируют на достижение середины жизни. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в среднем возрасте, отра­жающих его мотивационную направленность.

Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, кото­рый проходит мотивационный кризис практически незаметно, так как большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для тако­го человека середина жизни может быть временем реализации своих воз­можностей и достижения новых целей.

Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляю­щегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.

Третий путь — мужчина в кризисе, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его соб­ственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.

Мотивационный кризис в жизни женщин также отличается своими осо­бенностями. Этот важный переходный период для 33% женщин приходит­ся на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли.

Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста по­казывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связан­ных прежде всего с семейным циклом, нежели с предсказуемыми возраст­ными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профес­сиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жиз­ни женщин среднего возраста — их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.

Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно уже вставших на ноги детей, получает значитель­ное количество свободного времени, чтобы за­ниматься собой, своим самосовершенствова­нием в личном и профессиональном плане.

Несмотря на то что возрастные изменения не являются столь определяющими в форми­ровании мотивационной структуры женщи­ны, как семья и работа, тем не менее для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем муж­чины, реагируют на физическое старение. По­этому сохранение внешней привлекательнос­ти и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после 40 лет.

Я-концепция

Взрослые люди пытаются быть преуспевающими и состоятельными в самых разных направлениях жизни. Они проходят но­вые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми, меняются их формы взаимодействия и статус относительно старшего поколения членов семьи — стареющих родителей. Происходят изменения в их общесоциаль­ном положении и в сфере профессиональной деятельности.

Во всех этих переменах участвует Я-концепция личности. Она обогаща­ется новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все вза­имодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате воз­никновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генериро­вания концептуального ядра личности.

Я-концепция становится более реалистичной, избавляясь от «иллю­зий» юности и ранней молодости в оценке своих жизненных перспектив и возможностей. Более адекватное восприятие и переживание своего истин­ного «Я» достигается человеком посредством освобождения от условной от­ветственности перед ожиданиями и оценками тех, кто все еще выполнял роль наставников (родители, профессиональные руководители, государ­ственные лидеры). Осознание себя приводит к добровольному принятию личной ответственности за свое развитие.

Я-концепция зрелых взрослых продолжает развиваться. У гармо­ничных личностей увеличивается не только количество, но и значи­мость положительных Я-концепций. Это обеспечивает самопринятие личности.

При сравнении особенностей Я-концепции на этапе средней и ранней взрослости можно сказать следующее.

На этапе ранней взрослости личность «тестирует реальность» более це­ленаправленно (чем в подростковом и юношеском возрасте). Однако часто жизненные эксперименты проводятся без учета реальных сил эксперимен­татора и вне предвидения (более или менее всестороннего) последствий этих « исследований ».

На этапе зрелости личность становится более избирательной в выборе цели для приложения своих сил и других индивидуальных способностей, а также более ответственной за результаты своего «самовыражения». Можно сказать, что сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нрав­ственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.

Если такая эволюция по каким-либо причинам не происходит, то одной из причин такого отставания в психическом развитии у этих людей может являться незавершенность самоактуализации на этапе импульсивного, спонтанного, «юношеского» экспериментирования. Личностные «модели» и «перспективные Я-образы» у них еще не прошли свою «проверку» реаль­ности.

У зрелых личностей усиливается когнитивный компонент самооценки, так как к этапу средней взрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В этом случае редкими оказываются «аффекты на себя», связанные с мерой удовлетво­ренности своими действиями, результатами реализации намеченных целей.

На этапе ранней взрослости критерии успешности челове­ка складываются из сравнения себя с другими (что неизбежно сопровожда­ется эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания), эмоциональная составляющая само­оценки у молодых взрослых имеет порой превалирующую значимость.

В более зрелом возрасте, когда интериоризация оценок других уже про­изошла, самооценка человека уже в большей мере ориентирована на его внутренние эталоны. При этом эмоциональное сопровождение самооценки становится более сдержанным и свернутым к категориальным характерис­тикам. По мнению А. В. Захаровой (1989), эмоционально-ценностное отно­шение к себе с возрастом постепенно дифференцируется и обобщается.

Осознанное, взвешенное, реалистичное от­ношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер Я-образ динамически гармо­нично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).

У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концеп­ция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентич­ности», или расколотое самосознание.

Самостоятельность, ответственность, независимость от внешнего контроля, осознание целост­ности решаемой задачи — все это признаки зрелой личности.

Для взрослой личности характерно стремление воплотить себя в жизни, в чем- то непреходящем, человечески-ценном, общественно значимом («посадить дерево, построить дом и вырастить сына»). Взрослому возрасту свойственна продуктивность, т.е. возможность творческого самовоплощения в многообразных продуктах своей профессиональной и социальной активности.

Личностная перспектива, открываю­щаяся взрослому человеку, ведет к формированию индивидуального жизненного стиля: человек теперь сам решает, как и на что он потратит жизнь, как будет реализовывать в ней себя, и его поведение приобретает уникальность и своеобразие.

Поведенческие особенности

Если возраст в 33—39 лет можно охарактеризовать как возраст «бури и натиска», когда семейное счастье теряет свое очарование, все силы вклады­ваются в работу, достигнутое кажется недостаточным и человек ощущает как бы возврат отрочества, то в 40—60 лет картина его жизни претерпевает существенные изменения.

В 43—50 лет наступает новое равновесие, усиливается привязанность к семье, сохраняется ощущение потенциала для развития личности. После 50 лет на передний план выступает переживание зрелости, а семейная жизнь и успехи детей становятся источником удовлетворения. В этот возра­стной период человек все чаще обращается к вопросу о смысле жизни и ценности сделанного

Именно к периоду средней взрослости люди достигают мастерства во многих профессиях, связанных с взаимодействием с физическими объектами и системами. Особенно это относится к профессиональной деятельности человека. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточ­но большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.

Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с од­ной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — по­жилым родителям.

Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень не­многие.

В. И. Ковалев выделяет несколько типов поведения во взрослом возрасте:

1) стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и

обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать по­следовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;

2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение собы­тий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффектив­ности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия; у такого человека отсут­ствует «жизненная линия»;

3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегу­щему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;

4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгирование осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общест­венных проблем, творчески овладевает временем.

Б. Ливехуд считает, что к взрослому возрасту человек обретает доминирующий ос­новной склад», определяя его как жизненную направленность, определяемую всем предшествующи психическим развитием, в том числе внешними обстоятельствам жизни, социально-культурными факторами, семейным укладом, сотором воспи­тывался человек, профессиональным выбором, уровнем общественной активности и т.д. (или тип личности). Это — своебразная склонность строить и проживать жизнь именно таким образм и находить в этом переживание истинности, ценностности, осмыслсленности своего жизненного пути и удовлетворения от жизни.

1. тип исследователя реализует стремление исследовать функциони­рование окружающего мира и объяснять связь явлений в нем. При этом не так уж важно, на что именно направлена активность исследователя (психология, язык, сель­ское хозяйство, математическая логика или выделительная система дождевого чер­вя), главное — избранная позиция, прогрессирующая в жизненную позицию, жиз­ненное кредо. Такие люди часто демонстрируют склонность к одиночеству, к кро­потливому накапливанию информации.

2. Мыслящий тип ощущает стремление упорядочить мир своих представлений в системах и теориях, увидеть его в глобальных взаимосвязях. Помимо философов, для которых мышление является главным содержанием жизни, в любой отрасли знаний и практики можно стать мыслителем, правда, качественный разброс здесь достаточно велик — от жалких доморощенных обывательских рассуждений до по­строения глобальных обобщений. Мыслящий тип проявляется уже в юности и в те­чение всей жизни испытывает трудности, связанные с необходимостью следовать логике в своих рассуждениях. Их стремление указать на противоречия, задавать на­зойливые вопросы часто создает социальные проблемы. Любой конфликт такая лич­ность воспринимает как вызов своей интеллигентности.

3. Организующий тип воспринимает мир как то, что нужно упорядочить, переде­лать, сделать понятным и простым. Он тоже обнаруживается в юности, прежде всего в склонности к практической и организационной работе (вспомните рассмотренные нами типы выпускников колледжа). Взрослые этого типа не любят рассуждать, они делают, все их ценности — в активной работе, подчиняющей себе людей и обстоя­тельства. Они нацелены на карьеру, на постоянное движение вперед. Но дух органи- заторства может быть направлен и на исследование, и на мышление, и на заботу о других, обновление или управление.

4. Заботящийся тип стремится к тому, чтобы поддерживать, кормить, оберегать другое живое существо, растить его. Такой склад является основой для работы в об­ласти воспитания и образования, в социальном обслуживании, играет важную роль в сельскохозяйственных профессиях, садоводстве, животноводстве. В социальном плане он способен создавать среду, в которой успешно развиваются другие; именно он способен создать чувство защищенности и поддержки.

5. Реформирующий тип предполагает желание изменять и улучшать все сущест­вующее и выступает в разных вариантах — от медицины до революционной дея­тельности. Большинство новаторов в своих сферах имеют именно этот склад: имен­но они готовы отдать жизнь за свои внутренние убеждения и, несмотря на насмеш­ки, преследования и гонения, активно стремятся к реформам. Нойман назвал их «еретиками внутреннего голоса», обладающими мощной развивающейся интуицией. При выборе профессии они выбирают новые сферы деятельности (в свое время — кино, воздухоплавание, генетику, кибернетику), которых нет и которые они хотели бы создать (например, «кентавристика», «уфология» и т.п.). Именно они в высшей мере обновляют культуру. Быть новатором, первооткрывателем, пионером — это фактор, обеспечивающий им желанную внутреннюю свободу. Они всегда или почти всегда нонконформисты.

6. Охраняющий (или управляющий) тип стремится к сохранению всего существую­щего, его регистрации, передачи, контролю и, если возможно, к занесению в опреде­ленную систему ценностей. Его можно обнаружить у бухгалтеров, библиотекарей, архивариусов, историков, дипломатов, журналистов и др.

7. Творческий тип лишь изредка встречается в чистой форме, прежде всего у людей искусства и науки. Чаще он пронизывает другие типы, придавая им жизненность и действенность. Творческий мыслитель, творческий организатор и т.п. привносят в основной склад подвижническую мотивацию, воображение, нестандартные формы мышления и деятельности, эвристическую направленность.

Кризис середины жизни

Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семей­ной жизни и личного счастья

По мнению одних исследователей, в конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.

Однако существует и другая точка зрения.

Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что луч­ший возраст для человека — 50 лет.

Уже не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, не мучают тревоги молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться ус­пеха в своей работе?

Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны. Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993).

Исследователи, которые разделяют точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подав­ляющего большинства людей переход в средний возраст происходит неза­метно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания. Например, спортсмен, оказавшийся недостаточно талантливым для того, чтобы попасть в число наиболее сильных игроков, смиряется с тем, что он не стал чемпионом мира, и становится преподавателем физкуль­туры в средней школе или тренером спортивной секции, продолжая прини­мать участие в турнирах. Политик, мечтавший в молодости о серьезной политической карьере, удовлетворяется должностью мэра небольшого го­родка. Поэтому многие исследователи считают, что средний возраст — это своего рода переходный период, связанный с переопределением целей.

В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? По­добная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людь­ми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результа­тов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит Кэрол Рифф, «чем лучше ваше психичес­кое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными».

Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрица­ния, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в орга­низме.

Например, 45-летний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать сильное эмоциональное потрясение, когда его сын начнет обыгрывать его в баскетбол. Как правило, такие люди не хотят расстаться со своими иллюзиями и заблуждениями. Они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока наконец реальность не заявляет о себе в полной мере.

Интересно отметить тот факт, что, как полагают американские исследо­ватели, кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и представителей рабочего класса. По их мнению, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осоз­нании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности вре­мени любого человека; тенденция чувствовать свое положе­ние приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничить­ся в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции.

В зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явле­ние, как кризис идентичности – некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружа­ющих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кри­зиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности.

Причины возникновения кризиса идентичнос­ти у зрелого человека: динамика смены поколений, специ­фика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответ­ствующую форму поведения и способ деятельности. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в но­вых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *