в чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения ответ

В чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения ответ

в чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения ответ. Смотреть фото в чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения ответ. Смотреть картинку в чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения ответ. Картинка про в чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения ответ. Фото в чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения ответ

Относительно дистанционного образования, американский теоретик заочной формы обучения Б. Холмберг сказал, что это не столько форма обучения, сколько образ мышления, имея при этом в виду, что университеты, предлагающие подобную форму обучения, открыты для всех желающих, даже не имеющих базовой подготовки, и предоставляют право выбора дисциплин из различных курсов.

Понятие дистанционное обучение применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия. Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном образовании используются: кейс – технологии, ТВ – технологии и сетевые технологии обучения.

Кейс – технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей–консультантов в региональных центрах).

ТВ–технологии – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.

Типологию ДО можно провести по разным признакам: по целям обучения; по учебным дисциплинам; по специфике предметной области; по уровням подготовки обучаемых; по возрастной ориентации обучаемых; по используемой технологической базе и др.

Исходя из целей обучения выделяют несколько направлений дистанционного подготовки:

профессиональная подготовка и переподготовка кадров например, педагогических кадров по соответствующим специальностям);

повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным предметам школьного цикла;

подготовка по базовому курсу школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

дополнительное образование по интересам.

По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает то или иное учебное заведение (университет, институт повышения квалификации педагогических кадров, педагогический колледж, общеобразовательная школа, гимназия, лицей и др.).

Вместе с тем, при разработке курсов необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.

Особенностью принципа интерактивности СДО является то, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Обычно в процессе ДО интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций, надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторый начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО и аппаратно-техническое обеспечение (принцип стартовых знаний). Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная компьютерная подготовка.

Для реализации принципа индивидуализации в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной или заочной формам. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность сдающего экзамен можно с помощью видеоконференцсвязи.

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО [50] показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для школьников и студентов младших курсов (принципрегламентности обучения).

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще увлечение средствами современных информационных технологий, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие – к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать мировой опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств ДО, выглядит следующим образом: печатные материалы – 40–50%, учебные материалы на WWW-серверах – 30–35%, компьютерная видеоконференцсвязь – 10–15%, другие средства- 5–20% [51].

Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений ДО (британский, испанский открытые университеты и др.), а также отечественных говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным показателем гибкости является отсутствие жесткой привязки образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале, последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в учебном заведении, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из одного учебного заведения в другое на обучение по родственным или другим направлениям.

Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:

курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;

базы данных образовательных ресурсов;

веб-квесты, предназначенные для целей обучения;

виртуальные методические объединения учителей;

телеконференции, форумы для учителей и учащихся;

консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей);

научные объединения школьников.

При этом важно так организовать учебный процесс дистанционного обучения, чтобы у учащихся была возможность:

получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет–технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

Источник

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОРИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ.

история, основные понятия и принципы.

История развития дистанционного обучения.

Начиная с этого момента, в России начинается стремительный технологический рост, появляется телеграф и телефон. Но документов, подтверждающих их использование в образовании нет. А эпоха «корреспондентского обучения» по-прежнему стремительно развивается. Огромное количество образовательных учреждений во всем мире используют данную технологию обучения.

Впервые понятие «дистанционное образование» появляется в 1969 году. А вместе с ним открывается и первый в мире университет дистанционного образования. Он назывался Открытый Университет Великобритании. Образование в данном учреждении было по доступным ценам, а явка учащихся была необходима только в аттестационный период.

Так же за рубежом были созданы другие университеты дистанционного образования:

University of South Africa (1946);

Национальный технологический университет (США, 1984);

Открытый университет Хаген (Германия);

INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР);

Испанский национальный университет дистанционного обучения;

Открытая школа бизнеса Британского открытого университета;

Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 80-х начинает развиваться производство персональных компьютеров. Появляются первые компьютерные обучающие программы в виде игр. В 1988 был создан, а затем и реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». У истоков спутниковых технологий дистанционного образования в 1990-х стояли Международная ассоциация «Знание» и Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении и доступности качественного образования обучающимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния их здоровья.

Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Но, и это логично, одним из главных объектов – участников модернизации образовательной среды, остается обучающийся.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, педагоги понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения. Однако, если термин «дистанционное» связывать лишь с тем обстоятельством, что основную часть учебного времени обучаемый проводит на большом расстоянии от преподавателя, так что основными средствами коммуникации являются письменные (печатные) материалы независимо от формы носителя (бумага, магнитные диски и т.п.) или электронные средства связи (телефон, факс, электронная почта и др.), то, в этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.

Можно дать и следующие определения:

Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

При всей привлекательности дистанционной формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего, важно понять, что понимается под дистанционным обучением, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки данного понятия. Сюда относят и любые формы самообразования, и заочное обучение, и экстернат. Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.

Следовательно, когда мы говорим о процессе дистанционного обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.);

использование специализированных технологий и средств обучения и т.д.

Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:

обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче контрольных работ, зачетов, экзаменов, o n-line сеансам с педагогом), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных и практических работ на оборудовании (возможно, удаленном);

контакты с преподавателем (тьютором), в основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:

постоянный контакт с педагогом (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций ;

возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий.

При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть ещё одно преимущество – она приучает учащихся к чёткости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объём и сроки изучаемого материала.

Блочно-модульная технология развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся во время урока, повышает сознательное отношение к учебе. На первое место постепенно выходит стремление обучающегося к овладению важного для его дальнейшего обучения содержания предмета. Вторым этапом будет являться появление на уроках ситуации успеха, что способствует мотивации к обучению, а, следовательно, дальнейшей самореализации обучающегося. К каждому обучающемуся необходим дифференцированный подход по уровням сложности. В итоге обучающийся осваивает важный для него объем знаний. На каждой стадии урока используются разнообразные способы контроля: контроль со стороны учителя, в парной работе, самоконтроль. Все это содействует активизации деятельности обучающихся. Модульная технология позволяет экономить учебное время до 30 %, так как уроки разбивается на основные модули. Блочный метод изучения математики является одним из элементов модульной технологии, которую я применяю в старших классах.

Преимущества блочной системы:

Наглядность результатов – у каждого обучающегося имеется «листок активности и результативности», в который выставлены все текущие оценки, результаты зачётов и контрольных работ по всем блокам.

Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.

Не тратится время для теоретического материала (достаточно посмотреть лекционный материал в специальных тетрадях по теоретической части).

Обучающиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты – что так необходимо на первых курсах техникума и института.

у же до изучения текущего блока имеют представление об объёме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.

Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.

Блок имеет следующую структуру:

модуль теоретического материала

модуль закрепления и расширения знаний теории

модуль практического применения

модуль предварительного контроля

р ассмотрим более подробно каждый из модулей.

Модуль теоретического материала.

Изложение теоретического материала начинается с постановки проблемной задачи, могут приводиться исторические справки. Основой данного модуля являются лекция. Блоковая система подачи материала позволяет изучать объект или материал в целом, не дробя его как при обычной линейной методике обучения. Особое значение уделяется созданию алгоритмов решения задач и систематизации основных типов задач. Применение алгоритмов позволяет обучающимся самим решать стандартные задачи на последующих этапах.

Модуль закрепления и расширения знаний теории.

В модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач.

Модуль практического применения.

На данном уроке осуществляется связь с другими предметами. Приводятся примеры из жизни и собственного опыта. Огромную роль в этом модуле играют урок, который предполагает восприятие, осмысление и обобщение отдельных фактов. В результате у обучающихся формируются основные понятия, категории и системы, ведущие к овладению все более сложной системы знаний, усвоению основных теорий той или иной темы.

Модуль предварительного контроля.

На данном этапе проводятся различные самостоятельные, практические работы, текущий контроль, контроль выполнения домашних заданий. Ранняя диагностика пробелов в знаниях обучающихся с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных обучающихся.

Проводится систематический учет знаний и умений обучающихся в виде итогового контроля, который реализуется при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов.

Рассмотрим теперь специфические принципы дистанционного обучения. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии дистанционного обучения.

Принцип базовых знаний

Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного обучения, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при дистанционном обучении) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели, необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка.

Принцип интерактивности

Особенность этого принципа в системе дистанционного обучения состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов обучающихся с педагогами, опосредованных средствами НИТ, но и обучающихся между собой. Опыт показывает, что в процессе дистанционного обучения, интенсивность обмена информацией между обучающимися гораздо выше, чем между обучающимся и педагогом. Поэтому для реализации в практике дистанционного обучения этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Принцип идентификации

Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при дистанционном обучении предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, выполняющего контрольную работу, или сдающего зачет, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип индивидуализации

Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в системе дистанционного обучения проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в системе дистанционного обучения. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип регламентности обучения

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в системе дистанционного обучения жестко не регламентировано, то для обучающегося нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического дистанционного обучения показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для учащихся школ и студентов младших курсов. В школе роль регламента может выполнять расписание уроков, согласно которому обучающийся изучает теоретический материал или выполняет практические задания. Наличие расписания позволяет равномерно распределять учебную нагрузку между контрольными точками.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий

Недостатки дистанционного обучения.

К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:

Сужение потенциальной аудитории обучающихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);

Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;

Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).

Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.

Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако, при любой технологии взаимодействия, педагогу приходится учиться более сжато и четко излагать материал занятия или отвечать на вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *