в чем выражается преемственность работы доу и школы
Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС
«Реализация преемственности между ДОУ и начальной
школой в условиях ФГОС»
Методическую работу можно осуществлять через проведение консультаций, семинаров-практикумов, бесед, встреч педагогов детского сада и школы по темам: «Психологическая готовность ребенка к школе», «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе», «Адаптация детей к обучению в школе». Семинары включают в себя взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий у дошкольников учителями, набирающими детей в 1-й класс в следующем учебном году. После занятий педагогам необходимо совместно обсудить проблемы и скорректировать свою деятельность, что даст возможность совершенствовать методы воспитания и обучения детей. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды,папки-передвижки: «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе: критерии подготовленности будущего первоклассника к школе», «Психологическая готовность и коммуникативные навыки». Проводятся родительские собрания, в том числе, в нетрадиционных формах в виде «Встречи за круглым столом», «Детско-родительская гостиная» и т. д., где затрагиваются проблемы подготовки ребёнка к школе и выбора будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и педагог-психолог детского сада могут ответить на все вопросы родителей. После собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации.
Одной из приоритетных задач ФГОС начального общего образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. А также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль ребёнка в образовательном процессе. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Преемственность при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя – педагог. Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Но она может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. А ради детей можно найти время и силы для решения задач преемственности.
Целевые ориентиры ФГОС ДО — основание преемственности между ДОУ и школой Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся.
Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» р. п. Дергачи Доклад на тему: «Реализация принципов преемственности.
Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС Название проекта : «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС» Информация о разработчиках проекта: Алиева.
Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС Глухушина Елизавета Сергеевна, студент 4 курса, направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль бакалавриата «Начальное образование»,.
План работы по преемственности дошкольных групп и начальной ступени школы ___ План совместных мероприятий по преемственности работы дошкольных групп и начальной ступени школы 1 Составление плана совместной.
Преемственность между детским садом и школой. Формы связи дошкольного и начального школьного образования На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается как одно из условий непрерывного просвещения.
Презентация «Преемственность между детским садом и начальной школой» Из опыта работы ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ДЕТСКИМ САДОМ «РЯБИНКА» и ИВАНОВСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ (ФИЛИАЛОМ МБОУ КИШКИНСКОЙ СОШ) ЦЕЛЬ Выработать.
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием Слайд 1: Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием Слайд 3:Преемственность – это непрерывный процесс воспитания.
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации
Оксана Пойминова
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации
Воспитатель МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородского района Белгородской области»
Психологическая готовность включает в себя:
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
• В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
• Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;
• Был тревожным и имел низкую самооценку;
• Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
• Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.
Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
• выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
• максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
• просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
• создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
• распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.
Методы и формы создания преемственности на пороге школы
При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
Возможные формы работы с дошкольниками:
• экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;
• знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
• проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
• участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
• подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
Работа с педагогами:
• посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
• совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
• анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
• анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
• проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:
• дни открытых дверей в школе и в детском саду;
• встречи с учителями;
• консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
• совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
• курс обучения на тему психологической готовности к школе.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации Актуальность. Успешная деятельность по формированию преемственности между современным детском садом и школой проводится в соответствии.
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию». Введение: При поступлении.
Опыт работы детского сада по реализации ФГОС Доклад на августовскую конференцию: Реализация ФГОС ДО — необходимое условия перевода системы ДО на качественно новый уровень Муниципальное.
Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.
Преемственность детского сада и школы в группах с изучением хакасского языка Хакасский язык является вторым государственным языком в РХ (наряду с русским языком). Но сейчас остро встал вопрос о необходимости обучения.
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС На современном этапе, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, произошло смещение.
Презентация «Формы осуществления преемственности детского сада и школы» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №23-Центр развития ребёнка г. Россоши Россошанского муниципального.
Опыт работы «Преемственность детского сада и школы» Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения.
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС
ИННА МАЛЫШЕВА
Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС
Рассматривая цели ФГОС начального общего образования, мы отмечаем их, как бы продолжением целей, поставленных стандартом дошкольного образования. Образование и в дошкольной образовательной организации, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей. Например, пять образовательных областей, обозначенных ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования. Если мы обратимся к портрету выпускника детского сада, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности. Основная задача детского сада, определенная стандартом, заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий, а в начальной школе учителю важно сформировать у учеников универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования. Под преемственностью мы понимаем последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. В МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик» реализация преемственности осуществляется с МБОУ «Раздольнинская ООШ» согласно договору о сотрудничестве. Работаведется по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий. Перед началом каждого учебного года наша дошкольная организация и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности дошкольной образовательной организации и школы на учебный год. Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольной организации. Работая над проблемой преемственности, педагогические коллективы ДОУ и школырешают основные задачи взаимодействия:
• Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;
• Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
• Создание единой стратегии в работе с родителями;
• Обеспечение профессионального роста педагогов.
Осуществляя совместный план работы, первоначально организуем работу с педагогами. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучается методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждается содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы совместной работы; организуются педагогические встречи, консультационные дни. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику, так как при переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы. Основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО. В ряде мероприятий необходимо отметить семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» для воспитателей ДОУ, проведенный совместно с учителями школы, результатом которого стало ознакомление и освоение педагогами технологии проектной деятельности, поисково-исследовательской деятельности. Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, акции, посещение досуговых мероприятий в клубе, развивающих в библиотеке, спортивных мероприятий, выставок детского творчества). Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы: классами, кабинетами, залами, библиотекой, посещение праздников для первоклассников. Интерес к школьному обучению формируется и при посещении старшими дошкольниками «Субботней школы», организованной с целью предшкольной подготовки выпускников ДОУ. Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Используются разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование, выступления учителей на родительских собраниях. В начале года в подготовительной к школе группе проводится родительское собрание на тему «Ваш ребенок будущий первоклассник»,на котором основными вопросами являются: подготовка ребёнка к школе, развитие познавательных и творческих способностей. Во второй половине учебного года организуются консультационные дни «Школа профессиональных родителей» по вопросам предшкольной подготовки. Огромное значение имеет и направление образовательной работы детского сада по ознакомлению детей подготовительной группы со школой. Это беседы о школе, о профессии учителя, чтение художественной литературы, изодеятельность на тему школы, сюжетные игры и другие формы работы, затрагивающие основные виды деятельности дошкольников на школьную тему. Таким образом, выбранные нами направления в работе по преемственности между детским садом и школой традиционны, но, в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного и начального общего образования, нами изменены подходы к содержанию, формам, методам, технологиям обучения и воспитания, что является основным условием преемственности, что помогает понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.
Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы
Ирина Морозова
Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ДОУ И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Морозова Ирина Михайловна
МДОУ ДСКВ №24 п. Советский,
2. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
3. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
4.Теоретические обоснования: ФГОС ДОУ
Деятельностный и личностный подходы
ФГОС начальной школы
5. 6. Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей, задач и принципов согласованность представлена, то на уровне методов, средств и форм она часто отсутствует.
7. Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, т. к. специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, что обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
8. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.Задача педагогов: внимательно познакомиться с формами и методами работы в образовательных учреждениях, это поможет первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.
10. Отметим наиболее актуальные задачи для дошкольного и начального звена:
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2. Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной художественной деятельности.
3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
5. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
11. Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в ДОУ и школе 1 ступени может выступить условием формирования УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ при соблюдении определённых требований к выбору технологий и организации педагогического процесса:
• создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр. ;
• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
• формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
• опора на игру при формировании учебной деятельности;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
• самостоятельный, творческий характер освоения ребенком культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития;
• предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания;
• обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
• организация конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
13. Для работы по реализации преемственности в развитии личностных, метапредметных и предметных компетенций дошкольников и школьниковследует выделить следующие параметры:
1. Преемственность в целях и содержании обучения и воспитания.
2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания
Какие же это направления?
1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.
14.Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:
– работа с родителями.
15. Методическая работа может включать в себя изучение методов и форм организации образовательного процесса через:
– взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной
школе;
– разработку индивидуальных рекомендаций работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;
– анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;
– участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на
базе школы;
– участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ и ОУ;
– совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной
школы на базе ДОУ.
16.Работа с детьми может заключаться в:
– организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
– организации выставок детских работ, вернисажей;
– организации совместных праздников, конкурсов;
– посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;
– посещения педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.
17.Работа с родителями предполагает:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей;
• визуальные средства общения;
18. Проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
19. Реализация преемственныхсвязей требует решения задач:
20. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса и выиграют от этого все, особенно дети.