в чем выражается общественная необходимость обществознание 10 класс
§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека (окончание)
Словарь
Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.
Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.
Практические выводы
1. Свободное общество — одна из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. Знание этих свобод и прав, умение пользоваться ими являются необходимыми условиями полноценной реализации возможностей личности в различных сферах общественной жизни.
2. Если вы понимаете свободу как вседозволенность, то, скорее всего, постоянно будете сталкиваться с противоположным: жёстким противодействием или произволом. Первое по отношению к вам проявит государство, законно пресекая своими санкциями ваши «свободные» действия, ущемляющие права и свободы других людей. А произвол в отношении вас будут творить те, кто, как и вы, считает себя свободным от всех норм и ограничений; руководствуясь только личными потребностями и желаниями, они своими действиями неизбежно будут попирать ваши интересы.
3. Принимая решение по значимому для вас вопросу, помните, что выбор, как правило, можно делать из нескольких реально существующих альтернатив. Установите эти возможные «сценарии» действий, варианты развития. Проанализируйте каждую из таких возможностей, соотнесите со своими целями, устремлениями, учтите интересы близких людей. При таком подходе сделанный вами выбор, скорее всего, не разочарует вас.
Документ
Как мы защищаем своё чувство свободы. Из книги американского социального психолога Э. Аронсона «Общественное животное».
Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин.
Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице, и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют, что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» на меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора, я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию.
Существует ещё один аспект потребности в свободе и автономии. При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.
Вопросы и задания к документу
1. Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2. Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Если да, приведите примеры, как вы поступали в таких случаях.
Вопросы для самопроверки
1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3. Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей. 5. В чём выражается общественная необходимость? 6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность». 7. Какое общество можно считать свободным?
Задания
1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.
2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?
«Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».
«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».
3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода — это выбор».
4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?
5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:
Бога нет, царя не надо.
Губернатора убьём,
Платить подати не будем,
Во солдаты не пойдём.
К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.
Мысли мудрых
«Свобода — единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даёте её сами».
В чём выражается общественная необходимость?
В чём выражается общественная необходимость?
В том что нужно обществу.
Общественный транспорт т.
К. не у всех есть возможность кцпить собственную машину, общежитие т.
К. многие приезжают с других городов не имея знакомых, кафе / кино / рестораны.
На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались какое правонарушение они совершили?
На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались какое правонарушение они совершили?
1. Какова взаимосвязь общества и природы?
1. Какова взаимосвязь общества и природы?
В чём выражается специфика об1.
Какова взаимосвязь общества и природы?
В чём выражается специфика общественных явлений?
2. В чём заключается особенность человеческой деятельности?
4. Какие отношения можно считать общественными?
В какой форме выражаются скачкообразность общественного развития?
В какой форме выражаются скачкообразность общественного развития?
В чём выражается правовой характер государственной власти?
В чём выражается правовой характер государственной власти?
Какова взаимосвязь общества и природы?
Какова взаимосвязь общества и природы?
В чем выражается специфика общественных явлений?
В чём выражается социальное неравенство?
В чём выражается социальное неравенство?
С чего начинается патриотизм?
С чего начинается патриотизм?
И в чём он выражается?
В чём выражается социальное неравенство?
В чём выражается социальное неравенство?
В чём выражается свобода выбора?
В чём выражается свобода выбора?
В чем выражается общественная необходимость?
В чем выражается общественная необходимость?
Признаки других государственных устройств, например унитарному государству не присущи признаки федерации(Субъекты федерации обладают правом иметь собственную конституцию).
Если, кратко то для разделения полномочий.
Вроде бы на жизнь справедливость не прикосновеность.
Книги тренировка на все тело? Что? В чем вопрос.
Что? Вопрос какой точной скажи.
Ответ б (международный договор).
В чем выражается общественная необходимость?
В чем выражается общественная необходимость?
Основными механизмами общественной необходимости являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация.
На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались какое правонарушение они совершили?
На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались какое правонарушение они совершили?
Зачем человеку необходимо чётко и ясно выражать свои мысли?
Зачем человеку необходимо чётко и ясно выражать свои мысли?
1. Какова взаимосвязь общества и природы?
1. Какова взаимосвязь общества и природы?
В чём выражается специфика об1.
Какова взаимосвязь общества и природы?
В чём выражается специфика общественных явлений?
2. В чём заключается особенность человеческой деятельности?
4. Какие отношения можно считать общественными?
В какой форме выражаются скачкообразность общественного развития?
В какой форме выражаются скачкообразность общественного развития?
Какова взаимосвязь общества и природы?
Какова взаимосвязь общества и природы?
В чем выражается специфика общественных явлений?
Почему необходимо перераспределять общественные доходы?
Почему необходимо перераспределять общественные доходы?
В чём выражается общественная необходимость?
В чём выражается общественная необходимость?
Почему необходимо развитие общественных наук?
Почему необходимо развитие общественных наук?
Поясните свой ответ на примере двух наук.
1 регулируют общественные отношения
2 обеспечиваются силой общественного мнения
3 соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4 выражаются в официальной форме.
Признаки других государственных устройств, например унитарному государству не присущи признаки федерации(Субъекты федерации обладают правом иметь собственную конституцию).
Если, кратко то для разделения полномочий.
Вроде бы на жизнь справедливость не прикосновеность.
Книги тренировка на все тело? Что? В чем вопрос.
Что? Вопрос какой точной скажи.
Ответ б (международный договор).
Обществознание, 10, профильный класс. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Презентация по обществознанию «Свобода и необходимость в человеческой деятельности» предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.
Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Свобода и необходимость в человеческой деятельности»
Обществознание, профильный уровень
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / Свобода в деятельности человека /
Универсальные учебные действия
Изучение нового материала
Вспомните. В чём выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?
Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков
Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории
родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать к роду, племени, быть своим
Для человека индустриального общества свобода носит юридический и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания
В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью
Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования
Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности
Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека . Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Абсолютно свободным человек быть не может
В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен
Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания
Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях
Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека
Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)
Особенности восприятия мира
Выбор зависит от собственных побуждений?
Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества.
При необходимости вы можете использовать материал 4 пункта § 16
Результаты работы оформите в виде коллажа (можно использовать вырезки из журналов и газет)
1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора?
3) Как свобода трактуется в христианском вероучении?
4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.
5) В чем выражается общественная необходимость?
6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?
7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество».
8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе.
9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?
а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования;
б) ничем не стесняемый личный выбор человека;
в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.
а) свобода есть осознанная необходимость;
б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения;
в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого
члена общества ограничены.
3. Волюнтаризм представляет собой:
а) ничем не ограниченную свободу воли индивида;
б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;
в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием;
г) постоянное расширение свободы человека.
4. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний?
5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная речь?
6. Исключите лишнее из списка. Только человеку свойственно(ы): 1) прямохождение; 2) нравственные чувства; 3) членораздельная речь; 4) использование орудий.
7. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной мобильности.
8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы. Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям:
1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;
2) роль народных масс;
3) прогнозируемость последствий.
Темы для домашнего эссе
• Свобода начинается с иронии (В. Гюго).
• Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу).
• Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н.А. Бердяев).
• Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).