в чем выражается общественная недвижимость
Имущество НКО
Гражданский кодекс Российской Федерации раскрывает понятие юридического лица. Под юридическим лицом понимается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Как мы видим, первым признаком юридического лица является обособленное имущество. Некоммерческие организации не являются исключением.
К одному из основных признаков некоммерческой организации, который позволяет выделить некоммерческую организацию в качестве самостоятельного юридического лица, относят наличие обособленного имущества и юридическую ответственность по этому имуществу. Обособленность имущества представляется собой отделенность от имущества учредителей или участников Организации, а также принадлежит это имущество юридическому лицу на праве собственности. Также имущество может находиться в оперативном или доверительном управлении.
Порядок формирования имущества некоммерческой организации
Для того, чтобы некоммерческая организация могла осуществлять свою уставную деятельность, у организации должен быть определенный набор экономических ресурсов. Имущество некоммерческой организации является экономической основой организации. Имущество некоммерческой организации позволяет решать задачи организации при осуществлении уставной деятельности, а также обеспечивает определенную экономическую самостоятельность некоммерческой организации. Без имущества организация не сможет полноценно осуществлять свою деятельность. Организация может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспортные средства, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения своей деятельности, указанной в Уставе некоммерческой организации. В собственности организации могут также находиться издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств организации и в соответствии с ее уставными целями. Собственность некоммерческой организации охраняется законом Российской Федерации. Собственником всего имущества, которое принадлежит организации, является организация в целом как юридическое лицо.
Некоммерческая организация вправе совершать в отношении находящегося в ее собственности имущества любые сделки, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и Уставу организации.
Имущество некоммерческой организации может быть представлено в виде:
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации движимым имуществом признают всё имущество, не являющееся недвижимым. Исходя из этого, квалифицируя объект по виду недвижимости необходимо действовать методом исключения. Можно назвать несколько признаков, по которым недвижимое имущество признается таковым. Если ни один из них интересующему вас объекту не свойственен, значит, он — движимое имущество.
В некоммерческих организациях учредители, участники, члены некоммерческой организации не имеют права требования доли имущества, которое принадлежит организации. Учредители и участники организации не сохраняют прав на переданное ими организации в собственность имущество. Если организация корпоративная, члены организации не сохраняют прав на членские взносы членов организации.
Общественная собственность
Обще́ственная со́бственность — собственность, находящаяся во владении, распоряжении и использовании обществом, выступающим как коллективный субъект.
Содержание
Характеристика общественной собственности
Ленин определял общественную собственность, как акционерную: «…Капитализм в его империалистической стадии вплотную подводит к самому всестороннему обобществлению производства, он втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознания, в какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению. Производство становится общественным, но присвоение остаётся частным».
(В. И. Ленин ст.»Империализм, как высшая стадия капитализма»)
«Возьмём для примера хоть сахарный синдикат….. Государство уже тогда контролировало, регулировало производство — в пользу магнатов, богачей. Тут остаётся ТОЛЬКО превратить реакционно-бюрократическое регулирование в революционно-демократическое простыми декретами о созыве съездов служащих, инженеров, директоров, акционеров, о введении единообразной отчётности, о контроле рабочих союзов и пр. Это самая простая вещь — и именно она остаётся несделанной!! ….всё остаётся по-старому, хищение народного труда, рутина и застой, обогащение Бобринских и Терещенок. «….Возьмите нефтяное дело. Оно „обобществлено“ уже предшествующим развитием капитализма в гигантских размерах. Пара нефтяных королей — вот кто ворочает миллионами….»
(Ленин. Грозящая катастрофа и как с ней бороться.национализация синдикатов)
Социалистическая собственность
Этот переход — решающее условие победы нового общественного строя, так как обеспечивает широкие возможности для использования производительных сил в интересах всего общества, для бескризисного развития экономики, ликвидации безработицы, инфляции и др. социально-экономических противоречий капитализма. С завершением процесса подчинения труда капиталу происходит «превращение земли и других средств производства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие средства производства и связанная с этим дальнейшая экспроприация частных собственников приобретает новую форму. Теперь экспроприации подлежит уже не работник, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих». [2]
Практическая реализация
Согласно статье 10 Конституции СССР 1977 года,
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Однако сама по себе «общественная собственность» как отдельная форма Конституцией не предусматривалась, в отличие от введённой в 1990 году «коллективной» (арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений) и отождествлявшейся с общественной государственной собственности:
Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.
В теории это должно было заложить фундамент для замены рыночных отношений непосредственно общественными (нерыночными). На практике же, в СССР в процессе развития его экономико-политической системы наблюдалось два процесса:
В результате, в условиях отсутствия реальных действенных общественных или представительных демократических механизмов контроля, наделённая государством хоть и урезанным, но действительным правом владения и распоряжения его собственностью бюрократическая администрация фактически монополизировала за собой эти права, обособилась от общества и превратилась в самостоятельную силу. [3]
Украина
В современной Украине, согласно пункту 1 статьи 13 Конституции, недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы страны являются объектами общественной собственности украинского народа:
Статья 13. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. [4]
Однако на практике дальнейшего развития в украинском законодательстве это понятие пока не получило, и в настоящее время разграничить государственную и общественную собственность на Украине затруднительно, а реальное наполнение декларированного в Конституции права собственности украинского народа на указанные природные ресурсы не конкретизировано. 29 апреля 2009 в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект «Об общественной собственности в Украине». [5]
В штате Аляска с конца 50-х годов ХХ в. отрабатывалась модель общественной собственности в ресурсном секторе. В ней был закреплён участок в 103 млн акров (почти треть территории штата), в котором имелись значительные запасы нефти. В структуру общественного сектора впоследствии была включена и социальная сфера штата. Для реализации права общественной собственности в 1976 году был создан находящийся под общественным контролем Постоянный нефтяной фонд Аляски под управлением Alaska Permanent Fund Corporation, в который входили ежегодные отчисления (25 %) от нефтяных доходов частных компаний, добывающих нефть на условиях долгосрочной аренды.
Общественное достояние
В отношении авторского права, общественная собственность (англ. Public domain ) — это правовой термин, который означает «не являющийся объектом авторского права» (англ. not copyrighted ).
«Программное обеспечение общественной собственности» — это программный продукт, авторскими правами на который никто не обладает. Это частный случай свободного программного обеспечения, не подчиняющегося «авторскому леву» (англ. Copylefted software ) и означающий, что некоторые копии либо модификации могут быть вообще несвободными». [6]
Категория земли: как определить и что можно построить
Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.
Содержание
Что такое «категория земли»
Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.
При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.
К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.
Читайте также
Виды категорий земель
Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.
Земли населенных пунктов
Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.
Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.
Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния
К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.
На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.
Промышленные земли
Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.
Земли лесного фонда
Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.
Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии
Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).
Земли водного фонда
Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).
Земли государственного запаса
К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.
Читайте также
Как определить категорию земли
Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.
Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.
Перевод земли из одной категории в другую
Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.
Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.
Комментарий юриста
Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:
— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).
Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.
Зачем нам понятие «недвижимость»
Я, как юрист, большую часть профессиональной деятельности проработавший в строительном бизнесе, очень часто сталкивалась со сложностями в определнии того, является ли объект движимым или нет. Причем со спорами о признании того или иного объекта недвижимым я столкнулась сразу при начале практической деятельности. Сколько разных споров было и корректировок в законодательстве и правоприменительной практике относительно зеленых насаждений (объект недвижимости до 2006г.), железнодорожных путей (разнополюсная практика в начале 2000-х), дорог, заборов (практика сложилась в начале 2010-х как часть земельного участка), мелиоративных систем, скважин. Если вспомнить начало 2000-х, когда велась активная работа на предприятиях по регистрации прав собственности на все, что оставалось после разрухи 90-х, то регистрировали как объекты недвижимости все, что плохо, или точнее хорошо, стояло: столбы, заборы, линейные объекты, сырьевые эстакады, даже галерею, висящую в воздухе, между частями здания удалось зарегистрировать как самостоятельный объект недвижимости.
Да, ст.130 ГК содержит описание объекта недвижимости, но описание термина неопределенно, так содержит два критерия, имеющих оценчную категорию: все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Обратите внимание, что в данном определении критерий прочности связи с землей (который сам по себе является оценочным и субъективным) раскрывается через критерий несоразмерности ущерба при перемещении, то есть прочность связи с землей = несоразмерность ущерба при перемещении (оценочный критерий, так как несоразмерность каждым из нас в разной ситуации будет оценена по-разному).
Если взять предлагаемые ст.130 ГК и ст.1 ГрК примеры объектов, которые вроде и ОКС, и объекты недвижимости: здания, строения, сооружения, то если мы посмотрим определения данных объектов, то поймем, что ситуация становится еще более запутанной.
Смешалось все, «люди, кони». Одназначно понятно только одно, что в сооружении постоянно находиться человеку нельзя, жить, например, 24 часа, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
На мой взгляд, даже определения ГОСТ Р 58033-2017 «Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины» выглядят более понятными:
объект (капитального) строительства (construction works): Здание, строение, сооружение, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства).
сооружение (civil engineering works): Объекты завершенного строительства, включающие в себя такие сооружения, как плотина, мост, дорога, железная дорога, взлетная полоса, системы водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения, трубопровод, систему канализации, или результат операций, например земляные работы, геотехнические процессы, но исключая жилые здания и связанные с ними работы на строительной площадке.
здание (building): Объект, предназначенный для постоянного или временного пребывания в нем людей, запроектированный в качестве отдельно стоящего объекта.
К сожалению, проект изменений в ГК никак не решает проблему определения понятия недвижимости, так как оставляет критерий прочтности связи с землей: Здания, сооружения и в предусмотренных настоящим Кодексом случаях объекты незавершённого строительства, имеющие прочную связь с землёй, признаются недвижимыми вещами и являются объектами гражданского оборота, если они не принадлежат на праве собственности собственнику земельного участка, на котором расположены.
Этот критерий используется и для того, чтобы определить здания, сооружения и иные объекты составными частями земельного участка. Несмотря на общую идею признать объектом недвижимости только земельный участок (которая мне близка), разработчики проекта изменений оставляют такие объекты недвижимости, как помещения и машино-место. Что никак не вносит ясности в общую картину.
После такого длинного вступления встает вопрос, зачем вообще нужен термин «НЕДВИЖИМОСТЬ»? Что его наличие решает? Разве не проще просто установить перечень объектов, сделки с которыми и права на которые подлежат регистрации в государственном реестре, как собственно сделано с самолетами, кораблями и т.п.
Некоммерческие организации
1. Институт юридического лица является прежде всего гражданско-правовым оформлением правосубъектности коммерческих организаций при осуществлении ими хозяйственной деятельности, участия в имущественных отношениях, в товарном обороте. Однако и другие организации, не занимающиеся специально хозяйственной деятельностью, а осуществляющие социально-культурные, управленческие и иные общественно полезные функции, — организации, деятельность которых направлена на осуществление некоммерческих целей (некоммерческие организации), для своей нормальной работы нуждаются в том, чтобы участвовать в имущественных отношениях. Им также необходимо владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершать определенные действия (в том числе хозяйственные операции), т.е. приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, что обусловливает необходимость признания таких некоммерческих организаций юридическими лицами.
Главное отличие в правовом положении всех таких организаций от коммерческих состоит в том, что коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом, а для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер.
Некоммерческими организациями называются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 ГК).
Специфика деятельности организации должна определять объем ее правоспособности. Поэтому закрепление того, является организация коммерческой или некоммерческой, помогает четко определить, какие формы юридических лиц могут иметь общую правоспособность, а какие — специальную. Основное гражданско-правовое последствие признания организации некоммерческой заключается в наделении ее специальной правоспособностью ( п. 1 ст. 49 ГК).
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций исчерпывающе поименованы в ГК ( п. 3 ст. 50 ГК). Предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций:
— товарищества собственников недвижимости;
— общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— автономные некоммерческие организации;
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ ( ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
В уставе некоммерческой организации, помимо тех сведений, которые должны содержаться в уставе всякого юридического лица, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Цели, ради которых создано юридическое лицо, род его деятельности, как они определены в его уставе, предопределяют не только то, какое имущество эта организация может иметь, но и то, в какие отношения может вступать, какие договоры она может заключать.
Однако необходимо разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческой организации и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия такой организации могут быть шире предмета ее уставной деятельности.
Одной из форм реализации гражданской правоспособности некоммерческих организаций является их деятельность, приносящая доход.
Некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку она служит достижению их целей и соответствует этим целям, ради которых они созданы, и предусмотрена уставом ( п. 4 ст. 50 ГК). Такой деятельностью могут быть производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика ( ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Полученный доход должен использоваться некоммерческой организацией для покрытия расходов, связанных с той некоммерческой деятельностью, которая осуществляется для достижения целей, ради которых существует юридическое лицо. Обусловлено это недопущением отклонения деятельности некоммерческой организации от ее основной цели.
Исходя из того что некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, законом могут быть установлены ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм и видов ( п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях), а также на отдельные виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации.
2. Некоммерческие организации являются либо корпоративными юридическими лицами (корпорациями), где участники юридического лица являются членами такой корпорации, либо унитарными юридическими лицами, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства ( ст. 65.1 ГК).
Корпоративными некоммерческими организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 ГК), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.
Большая часть всех некоммерческих организаций относится к корпорациям.
Некоммерческие корпорации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), адвокатских палат, адвокатских образований, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Признаки некоммерческой корпорации:
1) основная цель организации не связана с извлечением прибыли;
2) организация не распределяет полученную прибыль между участниками;
3) учредители (участники) приобретают право участия (членства) в ней, обладают корпоративными правами и несут корпоративные обязанности, предусмотренные ст. 65.2 ГК;
4) учредители (участники) формируют высший орган некоммерческой корпорации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК.
Все некоммерческие корпорации являются собственниками своего имущества, в том числе того, что передано членами корпорации в качестве имущественных взносов.
3. Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов ( п. 1 ст. 123.2 ГК).
Гражданский кодекс определяет примерный (неисчерпывающий) перечень видов потребительских кооперативов, к которым относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы ( п. 3 ст. 50 ГК).
Все указанные некоммерческие корпорации объединяет общее — целью создания, в отличие от производственных кооперативов, создаваемых для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, является удовлетворение материальных и иных потребностей их членов, а различает то, удовлетворение каких именно материальных и иных потребностей преследуют граждане и (или) юридические лица, участвующие в создании того или иного кооператива, — в жилье, садоводстве или огородничестве и т.д.
В настоящее время деятельность различных видов потребительских кооперативов регламентируют Закон о потребительской кооперации, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон о кредитной кооперации, Закон о ЖНК, ЖК ( разд. V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы»).
Члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы сравнивают с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц.
В создании потребительского кооператива в качестве его учредителей (членов) могут выступать как граждане, так и юридические лица (коммерческие или некоммерческие), если специальных ограничений не предусмотрено федеральным законом в отношении какого-либо из видов кооператива. Минимальное число учредителей также может быть установлено специальным законом в отношении отдельных видов кооперативов. Граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.
В уставе потребительского кооператива должны быть указаны:
— сведения о наименовании с указанием на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив», сведения о месте нахождения;
— предмет и цели деятельности кооператива;
— порядок вступления в члены кооператива;
— порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;
— размер и порядок внесения паевых взносов, меры ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
— состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
— порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Возможно осуществление потребительским кооперативом и деятельности, приносящей доход, например сдача в аренду неиспользуемого имущества, оказание услуг. По решению общего собрания членов кооператива доходы, полученные от такой деятельности, подлежат расходованию на общие нужды.
Управление потребительским кооперативом: по общему правилу высшим (волеобразующим) органом потребительского кооператива (как корпорации) является общее собрание его членов (участников). Каждый член потребительского кооператива, принимая участие в управлении делами кооператива, независимо от размера паевого взноса обладает лишь одним голосом. Общее собрание правомочно принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности кооператива, и обладает исключительной компетенцией при рассмотрении целого ряда вопросов, определенных законом ( ст. 65.3 ГК) и уставом кооператива. Общее собрание образует другие органы кооператива, прежде всего исполнительные (волеизъявляющие) органы. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском кооперативе, как правило, создается правление. Единоличным исполнительным органом является председатель.
Права и обязанности членов потребительского кооператива: независимо от вида потребительского кооператива и правового положения его членов они в полной мере обладают правами и обязанностями участников некоммерческой корпорации ( п. 1 ст. 65.2 ГК).
Член потребительского кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива, также иные выплаты. Член кооператива также может по общему правилу произвести отчуждение своего пая и таким образом выйти из состава кооператива. Пай может перейти по наследству.
Член потребительского кооператива несет обязанности по уплате вступительного, паевого и иных (целевых, дополнительных) взносов. Одной из важнейших обязанностей членов кооператива является необходимость покрыть образовавшиеся убытки, возникшие в результате деятельности кооператива, за счет дополнительных взносов. В случае невнесения или неполного внесения дополнительного взноса каждый член кооператива солидарно несет субсидиарную ответственность по долгам кооператива в размере неуплаченных сумм и только при недостаточности имущества кооператива ( ст. 123.3 ГК).
Законом установлены ограничения на возможности преобразования (изменения организационно-правовой формы) потребительского кооператива ( п. 3 ст. 123.2 ГК). Потребительский кооператив может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Еще меньше вариантов быть преобразованными у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые могут преобразоваться только в товарищество собственников недвижимости (жилья). При этом утрачиваются паевые отношения, а члены становятся собственниками не только жилых и нежилых помещений, но также общего имущества.
Следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что поскольку право собственности наряду с членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплатившими паевой взнос, возникает у членов дачного и гаражного кооперативов (этот перечень неисчерпывающий) ( п. 4 ст. 218 ГК), то такие кооперативы также могут преобразовываться в товарищества собственников недвижимости.
4. Общественная организация — это добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей ( п. 1 ст. 123.4 ГК).
Таким образом, общественные организации представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.
В зависимости от целей объединения граждан, вида интересов и потребностей, удовлетворения которых граждане хотят достичь таким объединением, к общественным организациям закон относит следующие виды объединений: политические партии, профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления ( п. 3 ст. 50 ГК). Перечень видов не является исчерпывающим.
Всякая общественная организация является собственником своего имущества, в том числе переданного ей учредителями (участниками, членами) в качестве вступительных и членских взносов и по другим основаниям.
Общественные организации по общему правилу создаются по инициативе не менее чем трех граждан. Другой количественный критерий для учредителей общественной организации может быть предусмотрен федеральными законами об отдельных видах общественных организаций.
Помимо сведений, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественной организации должен содержать сведения о предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Управление в общественной организации: высшим (волеобразующим) органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом организации. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, которые решает высший орган любой корпорации, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
Из числа своих членов общественные организации могут избирать постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, президиум, правление и пр.), при этом обязательно образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.).
Общественные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) не имеют имущественных прав и не отвечают по обязательствам организации.
Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд ( п. 4 ст. 123.4 ГК).
Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения ( п. 1 ст. 123.7-1 ГК).
Представляется, что общественное движение (как юридическое лицо) в действительности лишь один из видов общественных организаций, отличающийся от других лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения.
5. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных имеющих некоммерческий характер целей ( п. 1 ст. 123.8 ГК).
Союзы как вид юридического лица — одна из классических форм.
Некоммерческие организации в организационно-правовой форме ассоциаций или союзов создаются на добровольной, договорной основе объединяющихся лиц либо в установленных законом случаях основываются на обязательном членстве объединяющихся лиц (как юридических лиц, так и граждан).
ГК приводит примерный (неисчерпывающий) перечень разновидностей различных некоммерческих объединений, которые относятся к ассоциациям или союзам. В форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов; профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях и защитой трудовых прав (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.); саморегулируемые организации и их объединения.
Прямо отнесены к ассоциациям (союзам) некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные и нотариальные палаты ( п. 3 ст. 50 ГК).
Перечисленные виды некоммерческих организаций не признаются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц, а являются лишь разновидностями в рамках одной организационно-правовой формы — ассоциаций (союзов). На сегодняшний день ассоциациями (союзами) является достаточно широкий круг некоммерческих корпораций с самыми разными целями некоммерческого характера, участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях.
В зависимости от целей деятельности ассоциации (союзы) могут быть классифицированы на несколько групп: во-первых, созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов участников таких объединений (членов корпорации); во-вторых, для достижения общественно полезных целей (т.е. цели ставятся не «узко корпоративные», а направленные на благо неопределенного круга лиц, всего общества или его отдельных групп); в-третьих, создаваемые для иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Имущество ассоциации или союза первоначально формируется за счет вступительных взносов учредителей, но и в дальнейшем одними из основных поступлений в имущество ассоциации (союза) должны все-таки быть регулярные поступления от участников (членов) корпорации, порядок внесения которых должен быть определен уставом организации.
Права и обязанности членов ассоциаций и союзов, независимо от вида самой ассоциации (союза) и правового положения ее участников, являются корпоративными ( п. 1 ст. 65.2 ГК). В том числе у них есть право участвовать в управлении делами объединения и обязанность нести субсидиарную ответственность по долгам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена уставом ( п. 3 ст. 123.8 ГК).
Помимо этого, член ассоциации и союза имеет право безвозмездно пользоваться их услугами (в том числе по защите общих имущественных интересов). Услуга, оказываемая члену ассоциации (союза), должна носить некоммерческий характер, осуществляться в процессе основной целевой деятельности объединения и соответствовать предмету и целям его деятельности.
Наряду с общекорпоративными обязанностями члены ассоциации (союза) обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза) при наличии соответствующего легитимного решения органа ассоциации (союза).
Прекращение членства в ассоциации и союзе возможно либо добровольное (выход), либо принудительное (исключение).
Особенности управления в ассоциациях и союзах вытекают из корпоративной природы и некоммерческого характера их деятельности.
Высшим органом управления ассоциации (союза) является общее собрание ее членов. Если число членов ассоциации (союза) достаточно велико (более 100), высшим органом могут являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый уставом в соответствии с законами об отдельных видах ассоциаций (союзов). Компетенция такого органа и порядок принятия им решений также определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации ( п. 1 ст. 65.3 ГК).
Как в любой корпорации (кроме хозяйственных товариществ), от имени ассоциации (союза) права и обязанности юридического лица осуществляет исполнительный орган ( ст. 53 ГК).
Реорганизация ассоциации (союза) может быть осуществлена по решению общего собрания членов ассоциации или союза (съезда, конференции или иного представительного органа). Ассоциация (союз) может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд ( п. 4 ст. 123.8 ГК).
Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов установлены законами об этих видах некоммерческих организаций.
6. Товарищество собственников недвижимости — это добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами ( п. 1 ст. 123.12 ГК).
Наиболее регламентированы в законодательстве правовое положение и деятельность двух видов товариществ собственников недвижимости: это товарищества собственников жилья (им посвящены ст. 291 ГК и соответствующий раздел ЖК) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.
Товариществом собственников жилья признается добровольное объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме ( п. 1 ст. 135 ЖК).
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Товарищество собственников недвижимости близко по своим целям и другим признакам некоммерческих корпораций к потребительскому кооперативу, но имеет свои особенности, что позволяет выделить его в отдельную организационно-правовую форму. Одним из самых главных отличий товариществ от потребительских кооперативов является то, что в товариществах собственников недвижимости нет паевых правоотношений. В кооперативах средства паевого фонда являются средствами юридического лица и имеют строго целевое назначение. А члены товариществ собственников недвижимости являются собственниками недвижимого имущества. Кроме этого, у членов товарищества собственников недвижимости нет имеющейся у членов кооператива обязанности покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.
По общему правилу общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности (иное, однако, может быть предусмотрено законом). Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.
Доля в праве общей собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение или земельный участок.
Управление в товариществе собственников недвижимости: высшим органом управления товарищества является общее собрание его членов (участников). Создаются также единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
7. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее — Закон о казачестве), добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы ( п. 1 ст. 123.15 ГК).
Казачье общество характеризуется следующими признаками:
— это объединение исключительно граждан РФ;
— цели объединения — сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также возрождение российского казачества, защита его прав;
— члены казачьих обществ добровольно принимают на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Управление казачьим обществом осуществляется общим (учредительным) собранием, конференцией, съездом (кругом) казачьего общества (высшим органом управления), атаманом казачьего общества (единоличный исполнительный орган), а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.
По сути, казачьи общины — это разновидность общественной организации.
Так же как и общественная организация, казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
8. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признакам в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры ( п. 1 ст. 123.16 ГК).
К коренным малочисленным народам Российской Федерации закон, в частности, относит народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями ( ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).
Признаки, присущие данному виду некоммерческой корпорации: это объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам; принципы объединения — кровнородственный и (или) территориально-соседский; цели объединения — защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.
Община коренных малочисленных народов по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
По сути, общины коренных малочисленных народов с точки зрения их гражданской правосубъектности и внутренних (корпоративных) отношений не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов.
9. Адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре ( п. 1 ст. 126.16-1 ГК).
Адвокатские палаты создаются в виде адвокатских палат субъектов Российской Федерации (объединяют на обязательной основе всех адвокатов одного субъекта Российской Федерации) и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации).
Правовое положение и деятельность адвокатских палат определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Адвокатскими образованиями как юридическими лицами являются некоммерческие корпорации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности ( п. 1 ст. 123.16-2 ГК).
Адвокатские образования как юридические лица могут создаваться в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и, в отличие от адвокатских палат, являются добровольными (а не на основе обязательного членства) объединениями граждан на профессиональной основе для непосредственного осуществления адвокатской деятельности, т.е. квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе в целях защиты прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Выделение адвокатских палат и образований в самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций с точки зрения концептуальной представляется необоснованным.
10. Фондом как юридическим лицом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социальных и общественно полезных целей ( п. 1 ст. 123.17 ГК).
Среди всех разновидностей некоммерческих организаций, предусмотренных российским гражданским законодательством, фонды (наряду с союзами) являются наиболее классической организационно-правовой формой.
Фонд как юридическое лицо обладает следующими признаками:
1) это некоммерческая организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а имеющая некоммерческие цели; 2) фонд является унитарной организацией и учреждается на основе добровольных имущественных взносов учредителей не на условиях членства (фиксированного участия) ( ст. 123.17 ГК).
Отличительной особенностью фонда является то, что фонд — не объединение лиц, а объединение имущества для достижения социальных и общественно полезных целей в широком смысле.
Фонд может преследовать благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Если точнее, то фонды создаются для материального обеспечения достижения указанных целей, и поэтому их деятельность носит строго целевой характер, определяемый специальной правоспособностью ( п. 1 ст. 49 ГК).
Термин «фонд» является многозначным. В законодательстве предусмотрены различные виды юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций), в названии которых используется термин «фонд», но которые таковыми по своей правовой природе и содержанию не являются. Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд может создаваться в форме акционерного общества, т.е. является коммерческой организацией. Нельзя относить к фондам организации, созданные государством для управления различными внебюджетными фондами и являющиеся по существу учреждениями: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Не относится к фондам и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, являющийся государственной корпорацией ( ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Существенным для деятельности фонда является необходимость формирования учредителями имущественной основы для достижения целей фонда, поскольку именно и прежде всего за счет этого имущества фонд может и должен осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых он создан.
Имущество, которое передано фонду его учредителями, является собственностью самого фонда. Такой же режим установлен законом и в отношении имущества, приобретенного по иным основаниям ( ст. 213 ГК).
Источниками формирования имущества фонда могут быть в том числе различные добровольные имущественные взносы и пожертвования как граждан, так и организаций, не являющихся его учредителями (благотворители, спонсоры и др.); выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам); доходы, получаемые от собственности.
Исходя из специальной правоспособности фондов законом могут быть установлены ограничения на их приносящую доход (предпринимательскую) деятельность. Так, благотворительные фонды не вправе учреждать хозяйственные общества совместно с другими лицами, т.е. могут выступать только в качестве единственного участника ( п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Фонды, как и другие некоммерческие организации, не могут выступать коммерческими представителями ( ст. 184 ГК), финансовыми агентами ( ст. 825 ГК), доверительными управляющими ( ст. 1015 ГК), не могут быть стороной договора коммерческой концессии ( ст. 1027 ГК) и договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности ( ст. 1041 ГК).
Фонд может быть учрежден как гражданами, так и юридическими лицами, а также публично-правовыми образованиями.
Отдельные законы о некоммерческих организациях различных видов определяют круг возможных учредителей соответствующих фондов путем императивных установлений или запретов. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не могут выступать учредителями благотворительных фондов ( ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).
Поскольку фонд — организация, не имеющая членства, состав его учредителей в дальнейшем не может меняться. Для обладания статусом учредителя фонда имеет значение лишь факт нахождения в их составе на момент учреждения фонда.
Управление фондом: должны быть образованы высший коллегиальный орган, а также единоличный и (или) коллегиальный исполнительный органы. Кроме того, в фонде должен быть создан надзорный орган за деятельностью фонда и использованием его средств — попечительский совет, который, имея достаточно широкие полномочия, при этом осуществляет свою деятельность исключительно на общественных началах.
Фонд, независимо от формы реорганизации, не может быть реорганизован ( п. 3 ст. 123.17 ГК). Напротив, фонд может быть создан в результате преобразования практически любой некоммерческой организации: частного учреждения, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации или союза.
Для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими видами юридических лиц, основания ликвидации. Так, фонд может быть ликвидирован, если его имущества недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, или в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.
Ликвидация фонда происходит в особом порядке: только на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество фонда направляется в соответствии с уставом на цели, для достижения которых он был создан, и (или) на благотворительные цели.
11. Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера ( п. 1 ст. 123.21 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно ( ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
12. Автономная некоммерческая организация (АНО) — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ( п. 1 ст. 123.24 ГК).
В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности. На практике данная организационно-правовая форма получила очень широкое распространение, что свидетельствует о ее жизнеспособности и востребованности.
Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях соучредительства, а также публично-правовые образования (если в отношении их такое участие не запрещено законом). Автономная некоммерческая организация также может быть создана одним лицом.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Автономная некоммерческая организация очень близка по своей природе к фонду, также является унитарной, создается по такому же принципу, но в сравнении с фондом с более узкими целями — предоставление услуг в сферах некоммерческой деятельности.
Гражданский кодекс устанавливает, что любой из учредителей может по своему усмотрению выйти из их состава, а также по решению учредителей в состав учредителей автономной некоммерческой организации могут быть приняты новые лица, что несвойственно для других унитарных некоммерческих организаций, в которых нет отношений членства.
Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом.
В ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) с закреплением его компетенции в уставе и должен быть назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.).
Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.
13. Религиозная организация — являющееся унитарной некоммерческой организацией добровольное объединение граждан Российской Федерации или постоянно проживающих на ее территории иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица ( п. 1 ст. 123.26 ГК).
Религиозной организацией признаются три вида создаваемых в целях совместного исповедания и распространения веры объединений: добровольное объединение граждан (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением организация и (или) руководящий или координирующий орган.
Местная религиозная организация может быть создана не менее чем 10 гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.
Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.
Особенностью правового режима религиозной организации является то, что на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.
В законе установлен запрет на преобразование религиозной организации в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
14. Организационно-правовая форма публично-правовой компании поименована ГК в закрытом перечне некоммерческих организаций ( п. 3 ст. 50 ГК) и отнесена законом к унитарным некоммерческим организациям ( п. 1 ст. 65.1 ГК).
Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями, созданная на основании федерального закона или решения Правительства РФ.
Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.
В ГК отсутствует упоминание о такой организационно-правовой форме, как государственная корпорация. Ею признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций ( ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).
Название «государственная корпорация» не отражает сути такой организации. Как следует из ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, по своей природе государственная корпорация не является корпоративным образованием, поскольку не имеет членства, но, напротив, имеет унитарную структуру.
Главная особенность правового статуса государственных корпораций состоит в том, что он каждый раз полностью определяется специальным федеральным законом.
Примерами созданных специальными федеральными законами государственных корпораций являются ныне действующие Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».