в чем выражается генетическая связь между углеводородами
Конспект урока в 10 классе на тему «Взаимосвязь и взаимопревращения гомологических рядов углеводородов»
Тема урока. Взаимосвязь и взаимопревращения гомологических рядов углеводородов.
Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных знаний.
объяснительно-иллюстративные:
– фронтальная беседа;
– объяснение учителя.
практические:
– составление схем превращений и их выполнение.
дедуктивные:
– от известного к неизвестному;
– от простого к сложному.
работа по карточкам.
Углеводороды – все такие разные –
Жидкие и твердые, и газообразные.
Почему так много их в природе?
Дело – в ненасытном углероде!
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». На прошлом уроке мы сравнили состав, строение, свойства изученных классов углеводородов и заполнили обобщающую таблицу. Давайте вспомним основные вопросы изученной темы.
Прием «Мозговой штурм»
1. Какие органические вещества относят к углеводородам?
2.Какова валентность углерода в органических соединениях?
3.Какие углеродные цепи существуют в молекулах углеводородов?
Задание. Распределить по классам в правильной последовательности указанные углеводороды и записать их общие формулы.
Предельные Непредельные Циклические
Алкадиены Алканы Циклоалканы Алкины Арены Алкены
Сравните составленную схему с указанной на слайде
Предельные Непредельные Циклические
«Генетическая связь между углеводородами. Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка».
Цель: 1.Рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;
2. Дать понятие о природных источниках углеводородов: познакомить с составом и способами переработки природного и попутного газов как источников топлива и сырья для получения многих органических веществ.
3.Дать понятие о составе, свойствах и способах переработки нефти.
4.Подчеркнуть роль химии в решении научно-хозяйственных проблем (сырье, энергетика) на примере химических процессов (крекинга и риформинга нефтепродуктов).
5.Дать возможность ученикам повысить свой общекультурный уровень.
Задачи: 1. углубить и расширить представления учащихся о природных источниках нефтехимического сырья.
2. акцентировать внимание на способах получения и областях применения природных углеводородов.
3. показать значение важнейших нефтепродуктов и способов охраны природы от загрязнений.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: наглядно-практический, с элементами проблемного обучения.
Требования к усвоению материала:
Знать: 1. основные месторождения нефти и газа.
области применения природного и попутного газов.
состав и способы переработки природного и попутного газов.
сущность перегонки, риформинга, термического и каталитического крекинга; уметь комментировать понятия «октановое число», «детонационная стойкость».
основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности.
Просмотр содержимого документа
««Генетическая связь между углеводородами. Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка».»
Каменный уголь, нефть, газ
Генетическая связь углеводородных соединений «Природные источники углеводородов и их переработка»
Подготовила: Учитель химии
Казиханова Эльмира Биликбаевна
Классификация и генетическая связь углеводородов
Этан → этилен → ацетилен → бензол
Метан → ацетилен → этаналь
Этан → этилен → ацетилен → бензол
Метан → ацетилен → этаналь
Черный как ворон, а греет как солнце,
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Расцветает от спичек.
Отгадайте, что же это?
2.Где можно встретить эти углеводороды?
3. Какие вам известны важнейшие источники углеводородов в природе?
4. На каких материках в настоящее время идет добыча этих источников?
5. На каком материке сегодня не ведется добыча источников углеводородов?
6. Назовите страны, являющееся крупными поставщиками природного газа на мировой рынок?
7. Какие страны являются лидерами по добыче нефти?
8. Каковы состав и области применения природного и попутного нефтяного газов?
9. Нефть – состав, переработка?
10. Каменный уголь – происхождение, применение продуктов коксования?
11. Проблемы окружающей среды?
Важнейшие источники углеводородов
Россия, Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Азербайджан
Россия, Алжир, Иран, США
Попутный нефтяной газ
Ректификация – процесс термического разделения нефти и нефтепродуктов на фракции.
Фракция – смесь углеводородов, кипящих в определенном температурном интервале.
Крекинг – процесс расщепления (при температуре или в присутствии катализатора) тяжелых углеводородов на более легкие (алканы или алкены).
Риформинг – это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора.
Крекинг – это процесс термического или каталитического разложения углеводородов, содержащихся в нефти. (англ. to crack – колоть, расщеплять).
Каталитический крекинг проводят в присутствии катализатора (алюмосиликатов: смеси оксида алюминия и оксида кремния) при температуре 450 — 500°С и атмосферном давлении. Этот процесс был впервые осуществлён в 1918 году Н.Д. Зелинским
Перегонка – это физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения.
Пиролиз – разложение органического вещества при высокой температуре без доступа воздуха.
Походу урока заполняем таблицу…
Важнейшие источники углеводородов
Первая нефтяная скважина в мире пробурена в 1848 году в Баку.
Сведения о нефти пришли к нам с Ближнего
Люди начали добывать её 6-8 тыс. лет назад.
Сложная смесь углеводородов (150)– алканов, циклоалканов, аренов линейного и разветвленного строения
Прямая фракционная перегонка
Самая ценная вторая фракции
Недостаток – выход бензиновой фракции 17-20% что не удовлетворяет потребности современной промышленности
Непрямая переработка нефти- процесс расщепления нефтепродуктов на углеводороды с меньшим числом атомов С
Консорциум Каспийский нефтепровод:(КТК),
нефтепровод «Западный Казахстан – Баку- Джейхан»,
Инвесторы в Карачаганаке:
1) Британская компания-Бритиш газ,
Самая крупная нефтеносное месторождение – Кашаган.
(Шельф в –Каспийском море)
Ее геологические запасы составляет 7-9 млрд. бареллей нефти.
Занимает 2-ое место в мире после месторождения нефти на Аляске в США.
Трудности: большее содержание сероводородов, глубокое залегание пластов. В Кашаганском месторождение КазМунайГаз имеет 16% акции. (создается безотходное производство с инновационными технологиями, перерабатывающие нефти)
Кашага́н — гигантское шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана , расположено в 80 км от города Атырау , в северной части Каспийского моря. Глубина шельфа составляет 3—7 м.
ENI S.p.A. (Agip Caspian Sea B.V.) – 16,81%;
ОПЕК – организация стран экспортеров нефти (штаб-квартира Вена-Австрия):
Алжир, Венесуэла. Габон, Индонезия, Ирак,Иран,
Китай, Кувейт,Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.
Опек (ОРЕС) – от английского названия союза
«Organization of Petroleum Exporting Countries»
Уникальные месторождения нефти:
Генетическая связь между углеводородами
II вариант
СН 3 – С H – С ≡ С – СН ─ СН 3
СН 3 – С H – С ═ СН – СН ═ СН 2
СН 3 – С – СН ═ СН – СН ═ СН – С –СН 3
M = V * M / Vm = 2,35*78/22,4=8,19г
Генетическая связь между углеводородами
Составьте формулы органических соединений: А) 2метил 3,3 диэтилгептан; Б) 3 метилгептен-2; В) 2,2,7,7 тетраметилоктадиен-3,5; Г) 3,3 диметилбутин-1; Д)тринитротолуол
Осуществите химическую цепочку: Йодметан → этан → этилен → этиловый спирт → этилен → ацетилен → уксусный альдегид
Из ацетилена объемом 10,08л (н.у.) был получен бензол. Массовая доля выхода продукта составила 70%. Определите массу полученного бензола
Составьте формулы органических соединений: А) 1,4 дихлорпентан; Б) 4,4 диметил 3 этилгексен-1; В) 2,5 диметилгексин-3; Г) 2,3 диметилгексадиен-3,5; Д) ортоксилол
При гидрировании ацетилена объемом 1,232л (н.у.) получили смесь этана и этилена. Полученная смесь может присоединить бром массой 4г. Рассчитайте объемную долю этана в исходной смеси
Генетическая связь между углеводородами
Составьте формулы органических соединений: А) 2метил 3,3 диэтилгептан; Б) 3 метилгептен-2; В) 2,2,7,7 тетраметилоктадиен-3,5; Г) 3,3 диметилбутин-1; Д)тринитротолуол
Осуществите химическую цепочку: Йодметан → этан → этилен → этиловый спирт → этилен → ацетилен → уксусный альдегид
Из ацетилена объемом 10,08л (н.у.) был получен бензол. Массовая доля выхода продукта составила 70%. Определите массу полученного бензола
Составьте формулы органических соединений: А) 1,4 дихлорпентан; Б) 4,4 диметил 3 этилгексен-1; В) 2,5 диметилгексин-3; Г) 2,3 диметилгексадиен-3,5; Д) ортоксилол
При гидрировании ацетилена объемом 1,232л (н.у.) получили смесь этана и этилена. Полученная смесь может присоединить бром массой 4г. Рассчитайте объемную долю этана в исходной смеси
Генетическая связь между углеводородами
Составьте формулы органических соединений: А) 2метил 3,3 диэтилгептан; Б) 3 метилгептен-2; В) 2,2,7,7 тетраметилоктадиен-3,5; Г) 3,3 диметилбутин-1; Д)тринитротолуол
Осуществите химическую цепочку: Йодметан → этан → этилен → этиловый спирт → этилен → ацетилен → уксусный альдегид
Из ацетилена объемом 10,08л (н.у.) был получен бензол. Массовая доля выхода продукта составила 70%. Определите массу полученного бензола
Составьте формулы органических соединений: А) 1,4 дихлорпентан; Б) 4,4 диметил 3 этилгексен-1; В) 2,5 диметилгексин-3; Г) 2,3 диметилгексадиен-3,5; Д) ортоксилол
При гидрировании ацетилена объемом 1,232л (н.у.) получили смесь этана и этилена. Полученная смесь может присоединить бром массой 4г. Рассчитайте объемную долю этана в исходной смеси
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СН2 – СН2 – С H 2 – СН – СН3
СН2 ═ С H – С – С – СН2 – СН2 – СН3
СН3 – С H – С ≡ С – СН ─ СН3
СН3 – С H – С ═ СН – СН ═ СН2
C3H8 + Cl2 → C3H7Cl + HCl
C3H7Cl + C4H9Cl + 2Na → C7H16 + 2NaCl
С2Н4 + Br 2 → С2Н4 Br 2
СН3 – СН – С – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
СН3 – СН ═ С – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
СН3 – С – СН ═ СН – СН ═ СН – С –СН3
CH3I + Na = C2H6 + NaI
C 2 H 2 + HOH = CH 3 COH
M = V * M / Vm = 2,35*78/22,4=8,19г
Генетическая связь между углеводородами
1. Составьте формулы органических соединений: А) 2метил 3,3 диэтилгептан; Б) 3 метилгептен-2; В) 2,2,7,7 тетраметилоктадиен-3,5; Г) 3,3 диметилбутин-1; Д)тринитротолуол
2. Осуществите химическую цепочку: Йодметан → этан → этилен → этиловый спирт → этилен → ацетилен → уксусный альдегид
3. Из ацетилена объемом 10,08л (н.у.) был получен бензол. Массовая доля выхода продукта составила 70%. Определите массу полученного бензола
1. Составьте формулы органических соединений: А) 1,4 дихлорпентан; Б) 4,4 диметил 3 этилгексен-1; В) 2,5 диметилгексин-3; Г) 2,3 диметилгексадиен-3,5; Д) ортоксилол
3. При гидрировании ацетилена объемом 1,232л (н.у.) получили смесь этана и этилена. Полученная смесь может присоединить бром массой 4г. Рассчитайте объемную долю этана в исходной смеси
Номер материала: 549755
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Генетическая связь между классами углеводородов
по теме: « Генетическая связь между классами углеводородов»
10 класс (с профильным изучением химии)
Цели и задачи урока
рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;
обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств.
развитие логического мышления, опираясь на химию углеводородов и их производных.
формирование навыков самообразования у учащихся.
развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);
развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических свойств углеводородов);
развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.
выполнение самостоятельной работы.
Оборудование:
Д/з 1)§10-16 повторить
2)выполнить все задания к §.
Таким образом, ребята, мы на завершающем (на обобщающем) этапе изучения темы «Углеводороды». На сегодняшнем уроке займемся установлением генетической связи между классами углеводородов
В тетрадях запишем сегодняшнее число 19.12.08 и тему урока:
Генетическая связь между классами углеводородов.
Запишем также дом.задание на следующий урок: §10-16 повторить и выполнить все задания к §10-13.
На уроке мы должны сформировать целостное представление об углеводородах через изучение их генетической взаимосвязи систематизировать и корректировать наши знания, устанавливать причинно-следственную связь через рассмотрение
СОСТАВА → СТРОЕНИЯ → СВОЙСТВ изученных классов углеводородов. Мы знаем, что на сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. В чем же кроются причины многообразия углеводородов? ( гомологические ряды, изомерия, способность углерода соединяться в цепи, образовывать кратные связи)
Классификация углеводородов и их генетическая связь поможет нам объединить в единое целое то, о чем только что говорили.
Непредельные Предельные Циклические
Алкадиены Алканы Циклоалканы
А теперь попробуем сформулировать отличительные признаки каждой группы углеводородов (предельные до предела насыщены атомами водорода, не содержат кратных связей или цикла;
непредельные имеют хотя бы одну двойную или тройную связь между атомами углерода;
циклические содержат замкнутую цепочку углеродных атомов).
Как отличаются углеводороды по составу? (гомологи различаются на одну или несколько групп –СН2 – гомологическая разность, непредельные и циклические – меньшим числом атомов водорода по отношению к углеродным.)
Отсюда можно сделать важный вывод о том, что углеводороды одного класса можно превратить в другой класс с помощью присоединения или отщепления атомов водорода. Этот метод пригоден для большинства переходов, но он не универсален.
Демонстрация таблицы Стрелками на схеме связаны углеводороды, которые можно превратить друг в друга одной реакцией.
А сейчас попробуем осуществить превращения и устанавливать генетическую связь на конкретном примере (Работа с конвертами).
(проверка цепочек по вариантам:
Карбид кальция → Этин → Бензол → Циклогексан → Гексан → Пропан
Пропановая кислота → Этан → Этин → Этин → Бензол → Оксид углерода ( IV )
Осуществите эти реакции в рабочих тетрадях. Какие типы реакций вы использовали?
Существует ли взаимосвязь между классами углеводородов? С другими классами органических соединений? С неорганическими веществами? (Да. Карбоновые кислоты. Карбиды кальция и алюминия, диоксид улерода.) Ребята, мы знаем, что углеводороды с 6-12 атомами углерода можно получить из синтез газа, т.е. из смеси СО и Н2.
Изучение генетической связи углеводородов было бы неполным без рассмотрения взаимосвязи состава, строения и свойств изученных нами классов этих соединений. Используя таблицу-матрицу «Сравнительная характеристика углеводородов», попробуем дать сравнительную характеристику углеводородов по составу, строению, свойствам.
Алкадиены сюда не включены, т.к. они во многом родственны с алкенами.
1) Ключевые С – это атомы углерода, определяющие принадлежность вещества к тому или иному классу углеводородов.
Уравнения реакций на доске.
Таким образом, сегодня мы с вами убедились в том, что существует тесная взаимосвязь между классами углеводородов. Используя определенные реагенты и условия, мы можем их превратить друг в друга. Дома вы должны были составить свою цепочку превращений, устанавливающую генетическую связь между отдельными классами углеводородов. Удалось ли это вам? (Оценки за урок. )
А теперь, с целью закрепления, используя таблицу-матрицу выполним задание. (Объяснение задания, совместное решение с ребятами заданий 1в – 5, 2в – 7)
Генетическая связь между классами органических веществ
Разделы: Химия
Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.
Мультимедиа-презентация
В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Учитель: Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.
Таблица «Классификация веществ»
Ответить на вопросы:
Учитель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся: Числом атомов водорода.
Учитель: Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой?
Учащиеся: Реакции гидрирования или дегидрирования. Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематически это выглядит так:
Задание: для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:
Для иллюстрации сказанного предлагается осуществить несколько схем превращений (Приложение 2)
Проверку делаем на интерактивной доске.
Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:
Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».
Работа учащегося на интерактивной доске. Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)
1) Сначала просматриваем весь фрагмент.
2) Потом учитель останавливает кадр на определенном моменте, а учащиеся составляют превращение блоками – самостоятельно на доске.
3) Когда превращение составлено, осуществляем его с помощью записи уравнений реакций по алгоритму действий.
Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.
Работа учащихся на интерактивной доске.
Вывод: Сегодня на уроке – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.
Домашнее задание:
2. Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров состава С4Н8О2.