в чем видит гончаров особое положение комедии

В чем видит Гончаров особое положение комедии в литературе и каковы ее достоинства?

в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть фото в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть картинку в чем видит гончаров особое положение комедии. Картинка про в чем видит гончаров особое положение комедии. Фото в чем видит гончаров особое положение комедии

в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть фото в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть картинку в чем видит гончаров особое положение комедии. Картинка про в чем видит гончаров особое положение комедии. Фото в чем видит гончаров особое положение комедии

Потому что в поэме описывается его эгоистичность, которая проявляется в ревности к его супруге. Так же есть момент где его жена начинает напевать про то, как не любит своего мужа и то что влюбилась в другого на что Алеко просит ее замолчать и что ему это не нравится.

в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть фото в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть картинку в чем видит гончаров особое положение комедии. Картинка про в чем видит гончаров особое положение комедии. Фото в чем видит гончаров особое положение комедии

эпитет- художественное определение (волнистые туманы)

сравнение- обычно употребляется с союзами как, будто, словно (лед, словно тающий сахар)

олицитворение- перенос действий на не живой предмет (буря завоет, то заплачет или просто неодушевленный предмет начинает говорить и делать разные действия)

в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть фото в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть картинку в чем видит гончаров особое положение комедии. Картинка про в чем видит гончаров особое положение комедии. Фото в чем видит гончаров особое положение комедии

в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть фото в чем видит гончаров особое положение комедии. Смотреть картинку в чем видит гончаров особое положение комедии. Картинка про в чем видит гончаров особое положение комедии. Фото в чем видит гончаров особое положение комедии

Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу, нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.

Есенин очень любил природу, и она открывала ему свои глубины, показывала свои самые красивые пейзажи, наполняла его душу и вдохновляла. Поэт открыт природе, его сердце готово воспринять и вместить ее красоту и она сполна открывалась ему. Он сохранил в своем сердце такое единение с природой, которое присуще человеку в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.

Источник

Урок 27 Критика о комедии. И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

Урок 27 Критика о комедии. И. А. Гончаров «Мильон терзаний» Цель – обучение конспектированию и работе с критической литературой

1 Вступительное слово

В комедии «Горе от ума» было поставлено множество вопросов, на которые не мог быть дан однозначный ответ, многое для современников было новым и в структуре организации произведения, поэтому вокруг комедии развернулась серьезная полемика.

А. С. Пушкин из Письма Бестужеву А. А. :

Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т. п.

О стихах я и не говорю – половина должны войти в пословицу.

В. К. Кюхельбекер из дневника

А. А. Григорьев ст. «По поводу нового издания старой вещи»

Ю. Н. Тынянов ст. «Сюжет «Горе от ума»

Ю. М. Лотман ст «Декабрист в повседневной жизни»

2 Выступления и обсуждение по плану (2 и 3 могут быть параллельными или последовательными)

А) Что такое вообще «Горе от ума»?

В ней местный колорит слишком ярок, и обозначение самых характеров так строго очерчено и обставлено такой реальностью деталей, что общечеловеческие черты, едва выделяются из-подобщественных положений, рангов, костюмов и т. д.

Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой, это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.

Б) «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут»

В) «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»

Есть – живое, непрерывное, от первого появления Чацкого на сцене до последнего его слова: «Карету мне, карету!»

Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу – не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».

Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий,и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

3 Беседа (проверка восприятия, перессказать своими словами)

– В чем видит Гончаров особое положение «Горя от ума» в литературе?

– Каковы достоинства комедии?

– В чем горе, которое приносит Чацкому ум?

– Чацкий – победитель или побежденный?

– Какова оценка критиком образа Софьи?

– На какие спорные для вас вопросы ответил Гончаров? Насколько убедительно он это сделал?

ДЗ подготовиться к тестовой работе по творчеству Грибоедова

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Источник

Гончаров — критик: критический этюд «Мильон терзаний» на пьесу Грибоедова «Горе от ума»

Гончаров пишет об удивительной живучести комедии «Горе от ума». Произведение по-прежнему, спустя несколько десятилетий после публикации, интересно читателю, разобрано на цитаты. Автор статьи не претендует на полный критический разбор произведения Грибоедова, а лишь высказывает свое мнение. В частности, задавая риторические вопросы и словно ведя неторопливую беседу с читателем, Гончаров задумывается о том, чем необходимо руководствоваться актеру, занятому в постановке пьесы на сцене.

Язык Гончарова очень образен и афористичен. Он пишет о том, что в комедии Грибоедова создана широкая картина московских нравов, московского общества, такого, каким оно было в начале девятнадцатого века. Гончаров упоминает имена известных актеров, сыгравших роль Чацкого в комедии. Критик спорит с теми, кто говорит, что в пьесе не хватает действия, движения. Но он считает, что движение это во многом происходит в самом Чацком, его настроении, душевном состоянии.

Размышляя о главном герое комедии Грибоедова, Гончаров сравнивает его с Онегиным и Печориным и находит, что Чацкий гораздо более деятелен, обладает более живым характером. Подробно проследил Гончаров поведение, реплики, психологические нюансы в состоянии Чацкого на протяжении некоторых явлений в пьесе. Его комментарий очень эмоционален, полон сочувствия, сопереживания герою. При этом Гончаров подробно останавливается на конфликте взглядов, столкновении Чацкого и Фамусова как людей разных, диаметрально противоположных формаций. Далее критик следит за развитием и любовной, и социальной, общественной интриги.

С восхищением Гончаров пишет о том, как нарисованы образы гостей на балу у Фамусова: чуть ли не каждый из них может представлять собой отдельную комедию, свою историю.

Отдельно и подробно останавливается Гончаров на образах Софьи, Фамусова и Молчалина.

Критик пишет о жизненности и вечности характера Чацкого. Гончаров утверждает, что знает в современности тех, кто близок по духу идеалам, высказываемым Чацким. С точки зрения Гончарова, конфликт, изображаемый Грибоедовым, вечен и будет повторяться каждый раз при смене одной системы взглядов в обществе на другую.

Гончаров говорит о театральных постановках комедии Грибоедова, критикует современные ему спектакли и дает советы будущим исполнителям ролей в пьесе.

Тезисный план по статье «Мильон терзаний»

По критической статье Гончарова пишут сочинения и изложения, раскрывая самые разнообразные вопросы, актуальные и в наше время.

Конспект урока по литературе в 9 классе на указанную тему:

Портфель для словесника

И. А. Гончаров о комедии «Горе от ума». В 1871 году Гончаро­вым был написан критический этюд «Мильон терзаний». Вна­чале критик говорит о пьесе в целом и обо всей системе образов. Произведение, по его мнению, отличается «крепкой живуче­стью», оно «переживет еще много эпох и все не утратит своей жизненности». «Грамотная масса оценила пьесу сразу» за ют острый русский ум, который проявляется в ее мудрости, метко­сти языка, разговорном стихе. Многие выражения из пьесы стали крылатыми и перешли в разговорную речь.

В «Горе от ума» Гончаров видит галерею ярких типов и острую, жгучую сатиру на дух и нравы старой барской Москвы. В пьесе нет ни одного бледного штриха; общее и детали — все взято из жизни, начиная от Фамусова до лакея Петрушки. Без этого сочетания общего, главного, и деталей картина была бы не полна. Конечно, с течением времени фамусовы, молчалины, загорецкие видоизменились, но пока будут существовать угодниче­ство, карьеризм, сплетни, безделье, до тех пор будут «мелькать… черты Фамусова, Молчалина и других…»

Роль Чацкого, по определению Гончарова,— «роль страда­тельная, хотя в то же время и победительная». Чацкий испыты­вает «мильон терзаний», но, как мы помним, он нанес старой силе «удар качеством силы свежей». Он обличитель лжи и всего, что пытается заглушить новую жизнь. «Он знает, за что он во­юет». Он требует дела, но не хочет прислуживаться; возмуща­ется безобразными проявлениями крепостного права, роскошью, безнравственностью, умственной слепотой дворянского об­щества, преклонением перед иностранными модами.

Чацкий требует «свободы от …цепей рабства, которыми око­вано общество», свободы «вперить в науки ум, алчущий позна­ний», или предаваться «искусствам творческим, высоким и пре­красным», «служить или не служить, жить в деревне или путеше­ствовать».

Фамусовское общество живет безнравственными представле­ниями о жизни и людях.

Как говорит Гончаров, Фамусов «лжет все то, что жило ло­жью в прошлом. Старая правда никогда не смутится перед но­вой она возьмет это новое, правдивое и разумное… Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед».

Чацкие живут и будут жить в обществе, «где два века схо­дятся лицом к лицу». Критик упоминает Белинского, в горячих речах которого звучат мотивы и тон речей Чацкого. В сарказмах Герцена ему слышится эхо голоса грибоедовского героя.

Чацкий, по убеждению Гончарова, «из всех наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибо­едовым роли».

Источник

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” в оценке И. А. Гончарова

…Будущее оценит достойно сию

Комедию и поставит ее в число первых

Комедия “Горе от ума” есть

И картинка нравов, и галерея живых

Типов, и вечно острая, жгучая сатира,

И вместе с тем комедия…

Почти через полвека после создания А. С. Грибоедовым его великой комедии “Горе от ума”, в 1872 году, талантливейший русский писатель, автор знаменитых романов “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”, вернувшись со спектакля “Горе от ума”, написал

Гончаров начинает статью очень смелым утверждением о том, что, в отличие от даже самых великих литературных произведений (он называет пушкинского “Евгения Онегина” и “Героя нашего времени” Лермонтова), “Горе от ума” никогда не состарится, не станет просто литературным памятником, пусть гениальным: “”Горе от ума” появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека

Почему? Гончаров подробно отвечает на этот вопрос, доказывая, что неувядающая молодость комедии объясняется ее верностью жизненной правде: правдивой картиной нравов московского дворянства после войны 1812 года, жизненностью и психологической правдой характеров, открытием Чацкого как нового героя эпохи (до Грибоедова таких персонажей в литературе не было), новаторским языком комедии. Он подчеркивает типичность созданных Грибоедовым картин русской жизни и ее героев, масштабность действия, несмотря на то, что оно длится только один день. Полотно комедии захватывает длинный исторический период – от Екатерины II до Николая I, а зритель и читатель и через полвека чувствуют себя среди живых людей, настолько правдивы созданные Грибоедовым характеры.

Да, за это время Фамусовы, молчалины, скалозубы, загорецкие изменились: теперь никакой Фамусов не станет ставить в пример Максима Петровича, никакой Молчалин не сознается в том, какие заповеди отца послушно выполняет, и т. д. Но пока будет существовать стремление получать незаслуженные почести, “и награжденья брать и весело пожить”, пока есть люди, которым кажется естественным “не… сметь свое суждение иметь”, пока господствуют сплетни, безделье, пустота и это не осуждается обществом, грибоедовские герои не состарятся, не уйдут в прошлое.

Характеристика Чацкого – самая замечательная, по-моему, часть статьи, да и само название ее – “Мильон терзаний” – говорит о том, что Чацкий наиболее интересен автору. Гончаров подчеркивает его ум, искренность, безукоризненную честность, активный, деятельный характер, способность отдаваться чувству; писатель считает, что “Чацкий как личность несравненно выше Онегина и… Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами…

Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает целый век – ив этом все его значение и весь “ум”… Оба томились в своей среде и не знали, чего хотеть”. А Чацкий не просто готовился к активной деятельности, но и стремился действовать, невзирая на наличие очень неблагоприятные для этого обстоятельства.

Его любовь к Софье наталкивается на непонимание и холодность; любовь к свободе, чувство человеческого достоинства, стремление “служить делу, а не лицам” – на откровенную враждебность фамусовского общества. Но он не сдается, громогласно клеймит “прошедшего житья подлейшие черты”, понимая, что вооружил против себя всех, испытывая “мильон терзаний” и “горе”. Гончаров отмечает и минуты слабости, отчаяния, и то, что Чацкий иногда перестает владеть собой, ставит себя в смешное положение, потому что не умеет лицемерить и притворяться.

Но при этом он остается самим собой, не унижается до лжи и заискивания.

Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.

Далее Гончаров делает важнейший вывод о типичности Чацкого: “Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим”. И, читая статью, понимаешь: Чацкий может в разное время по-разному выглядеть, по-разному говорить, но неудержимый порыв, горячее стремление к истине, честность и бескорыстие делают его современником и союзником передовой части всех поколений.

Писатель подробно объясняет и характеры, психологию других героев комедии: Фамусова, Софьи, Молчалина, и его доводы очень убедительны. Гончаров – знаток человеческих характеров – очень высоко ставит талант Грибоедова-психолога. Блестящий талант Грибоедова-драматурга, по мнению Гончарова, проявился в том, как он сумел, поставив в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, не “засушить” комедию, не сделать ее тяжеловесной. Сатира в “Горе от ума” воспринимается очень естественно, не заглушая ни комических, ни трагических мотивов.

Все как в жизни: смешны, но и страшны и Фамусовы, и молчалины, и скалозубы; умная Софья сама пустила сплетню, объявив Чацкого сумасшедшим; опошлился некогда достойный человек Платон Михайлович; приняты в обществе ничтожества Репетилов и Загорецкий.

Не менее высоко оценивает Гончаров и мастерство языка “Горя от ума”, видя именно в языке одну из главных причин популярности комедии. Публика, по его словам, “развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи… и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения”. Но, перейдя из книги в живую речь, комедия стала еще дороже читателям, настолько меткими, мудрыми и убедительными оказались грибоедовские “крылатые выражения”, настолько естественными – речевые характеристики героев, очень разнообразные, но всегда правдивые, обусловленные психологией героев и их социальным положением.

Давая заслуженно очень высокую оценку “Горю от ума”, Гончаров (и это подтвердило время!) верно определил ее место в истории русской литературы, безошибочно предсказал ей бессмертие.

Related posts:

Источник

Статья А. Гончарова «Мильон терзаний»-
лучший критический разбор комедии, был написан через
50 лет после появления самой комедии.

«. комедия «Горе от ума» есть и картина нравов,
и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира,
и вместе с тем и комедия.
Полотно ее захватывает длинный период русской жизни –
от Екатерины до императора Николая.
В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды,
вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух,
исторический момент и нравы.

В ней местный колорит слишком ярок, и обозначение
самых характеров так строго очерчено и обставлено
такой реальностью деталей, что общечеловеческие
черты, едва выделяются из-подобщественных положений,
рангов, костюмов и т. д.

Две комедии как будто вложены одна в другую: одна,
так сказать, частная, мелкая, домашняя, между
Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой, это интрига любви,
вседневный мотив всех комедий.
Когда первая прерывается, в промежутке неожиданно
другая, и действие завязывается снова, частная
комедия разыгрывается в общую битву и связывается
в один узел.

Б) Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих,
кажется, никогда не умрут, как и сам, рассыпанный в
них острый и едкий, живой русский ум, который
Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибуд,
в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом.

Проза и стих слились здесь во что-то нераздкльное,
затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти
и пустить опять в оборот весь собранный авторский ум,
юмор, шутку и злость русского ума и языка.

В) Есть движение- живое, непрерывное, от первого
появления Чацкого на сцене до последнего его слова:
«Карету мне, карету!»

Это – тонкая, умная, изящная и страстная комедия.
верная в психологических деталях. замаскирована
типичными лицами героев, гениальной рисовкой,
колоритом места, эпохи, прелестью языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *