в чем величие русских женщин
Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Разделы: Литература
Тип урока: урок “открытия” нового знания
I. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, декабрь знаменателен многими событиями.
— С чем у вас ассоциируется он? (Ответы детей: с Новым годом, с днем рождения, с религиозными праздниками, с Рождественским постом, с началом зимы, со снегом)
(На фоне песни “Дорога”)
Кстати, Н.А.Некрасов родился 10.12.1821г. (по новому стилю), носил имя Чудотворца (Никола зимний – 19.12), написал поэму о событиях 14.12.1825г., умер 27.12.1877г. (по старому стилю).
— Какое ключевое слово вы услышали? (Дорога)
— Чем для вас является дорога? (Путь в школу, в жизнь.)
Действительно, дорога сопровождает каждого человека всю его жизнь.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
В русской литературе XIXв. мотив дороги является основным. Для Некрасова дорога стала началом познания беспокойной народной России. Его дорога “невеселая”, “чугунная”, “железная”, “страшная”, “проторенная цепями”. И едет по этой дороге. (Русская женщина).
Итак, предметом нашего разговора сегодня, как вы уже поняли, будет русская женщина.
III.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной цели)
— Так как же называется эта поэма? (“Русские женщины”)
— Какие задачи, как вы считаете, мы должны решить на уроке? (Выяснить, какие исторические события легли в основу написания поэмы; как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии;какое место занимает поэма в современной литературе)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания)
— Хорошо. А что такое поэма? (Произведение лиро-эпического рода: крупное лирическое стихотворение,в котором можно выделить сюжет (содержание), композицию (построение)).
Наверняка, вы читали поэму летом или к уроку просмотрели.
— Какова тема поэмы? (Тест: а) судьба декабристов, б) величие и сила духа русской женщины-дворянки, в) рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск, г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа)
— Выделите идею (основную мысль) поэмы. (Тест: а)трагическая судьба русской женщины, б)обличение светского общества, в)духовное величие русской женщины, г)подвиг декабристов)
— Какая проблема звучит в тексте? (Проблема выбора, нравственной красоты, долга и чести, подвига) Все вы правы. Но все же обозначим проблему долга. В ходе урока вы это поймете.
— Итак, постарайтесь сформулируйте тему урока. (“Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”)
V. Реализация построенного проекта.
Молодцы. В ходе урока делайте в тетрадях необходимые записи. Н.А.Некрасов первый из поэтов XIXв. обратился к запретной долгие годы теме – рассказал о подвиге жен декабристов.
1. История создания поэмы..
Первоначальное название поэмы – “Декабристки”.
1 ч. “Княгиня Трубецкая” (Екатерина Ивановна первая поехала к мужу в Сибирь) написана с опорой на “Записки декабриста” Розена (1870г.), Трубецкого-мужа и сына,опубликована в 1872г., с цензурными искажениями. (В этом году, как видите, поэме исполняется 140 лет)
2 ч. “Княгиня М.Н.Волконская” (Мария Николаевна отправилась в Сибирь вслед за кн. Трубецкой)написана по материалам “Записок М.Н.Волконской”, опубликована в 1873г. Именно после прочтения этих “Записок” у Некрасова и родилась мысль о создании поэмы.
2. Историческая обстановка.
— Ребята, а что вы знаете о восстании декабристов 14 декабря 1825г.?
1) Николаевская Россия.
В ноябре 1825г. во время поездки на юг России, в Таганроге, неожиданно скончался император Александр 1. Детей у него не было. Наследовать престол должен был его брат Константин, но еще при жизни Александра он тайно отрекся в пользу младшего брата Николая. После смерти Александра об отречении Константина не было объявлено. Войска и население сразу были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14.12.1825г. назначили переприсягу. Этот день оказался одним из самых страшных в жизни императора Николая 1.
2) Восстание декабристов.
Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь (слайд), отказавшись подчиниться новому царю. Все они были дворянами, т.е. опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Декабристы (так их позднее назовут) хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать “Манифест” с требованиями: ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповедания, свободу занятий, передвижения, равенство перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Но план осуществить не удалось. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. К следствию было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов: поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховскийбыли повешены в Петропавловской крепости. Более сотни осуждены на каторгу и поселение в Сибирь.
3) Князь Сергей П. Трубецкой был избран руководителем восстания, но он наплощадь не явился. Во время следствия держался мужественно, тем самым заслужив уважение среди товарищей.
4) (Учебник, с.207)К поэме “Русские женщины”.
5) Жены декабристов.
(Монолог под “Вальс” Грибоедова) “Я вспоминаю свой первый бал. Он, Серж, герой 1812г. Богат, привлекателен, образован. Роскошный дом на Английскойнабережной. 14 декабря 1825г. Сенатская площадь. Потом Петропавловская крепость.Смертный приговор. Но нет! Заменили! 20 лет каторги и вечное поселение. Я еду к нему во что бы то ни стало”.
6) Восточная Сибирь.
Путь был очень трудный. Железных дорог не было вовсе. Метели, снегопады, сильные морозы осложняли путь. По современным автодорогам от Москвы до Иркутска более 5039 км, до Читы – 6152 км, от Читы до Нерчинска около 400 км. Т.е. женам декабристов предстояло преодолеть около 7000 км.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Сейчас вы услышите отрывок из поэмы. Ваша задача – озаглавить его, определить композицию и главную мысль.
(Слушаем в записи 1 гл.)
(Примерные ответы детей:Название – “Прощание с отцом”. План – 1) возок готов, 2) отец сам готовит возок, благословляет дочь, 3) внутренний монолог княгини. Композиция разорванная.)
— Как вы думаете, почему автор нарушил временную последовательность?
(1. Поэма начинается с картины стремительного бега возка. Драматизм переживаний отца сочетается с основательностью подготовки к трудному путешествию его дочери. Разговор княгини с отцом дан уже как воспоминание. Это передает внутреннюю борьбу княгинимеждусвоим долгом и любовью к отцу. У нее непростой выбор:
. не легко с тобой расстаться мне
Но долг другой, и выше и трудней, меня зовет.
Гордись – я дочь твоя!
– эти слова можно использовать как эпиграф.)
(2. Чередования двустишия (дистиха) и восьмистишия (октавы), парной и перекрестной рифмы, риторического восклицания и знаков умолчания – все говорит о ее непростом решении.)
Вывод. Поэма содержит реальные факты, образ же героини дан свободный. Сплав такихкартин дает право определить пафос (эмоциональный тон) произведения как: (тест: а)лирический, б)трагический, в)сатирический, г)героический)?)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Ребята, давайте с вами проследим, как дальше развивались события и оценим героев.
(Задания перед прослушиванием 2 главы:
— те же плюс индивидуальные:
1. Защитник губернатора.
3. Присяжный заседатель.
— Как же вы озаглавили 2 часть? (“Разговор с губернатором”)
Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет,
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет.
Пугал опасной дорогой, плохим состоянием отца, страшной жизнью среди каторжников, невыносимо суровым климатом, путем в кандалах по этапу до Нерчинска, отречением от привилегий.
Речь его убедительная, красноречивая. Губернатор желал княгине лишь добра.
В этих словах – кульминация произведения.
(Тест: а) внимательным и заботливым? – нет, б) властным и жестоким? – нет, в) мудрым и проницательным? – нет, г) упрямым и самонадеянным? – ответ очевидный – да. Вот как он описан в поэме: “начальник городской”, “как мощи сух, как палка прям”, “упрямый старичок”. О самонадеянности он говорит сам: “Здесь я – царь”. Все это вызывает негативные эмоции. Однако, как губернатор, выполняя свой воинский долг, он вынужден был чинить препятствия княгине. Пафос слов Трубецкой был настолько убедителен, что губернатор отступает и приказывает запрягать лошадей. И этот жест заслуживает снисхождения.
Г) Главный судья героев – это, конечно, сам автор. Некрасов с восхищением и любовью относится к княгине Трубецкой. Это гордая русская женщина, для которой честь и долг превыше всех удобств, дворянских прав и богатства. Она едет за мужем не как раба – это выбор ее свободной воли.
Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет.
— говорит она, прощаясь с отцом. И это решение твердое. В разговоре с иркутским губернатором она трижды употребляет слово “долг”:
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг.
Княгиня Трубецкая – святая женщина, блаженная. Эти слова можно использовать как эпиграф. (Звон колоколов)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Отъезд кн. Трубецкой вызывает ассоциации с обычным уходом праведника от “прелестей” мира, лежащего в грехе. В поэме есть скрытая параллель с одной из Заповедей блаженства в нагорной проповеди Христа:
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
— Ребята, а какое у вас сложилось мнение о княгине? Дополните фразу: “Для меня Княгиня Трубецкая. ”
2) Она единомышленник своего мужа, Сергея Трубецкого, горячо любящая жена.
3) Верность долгу, уважение к подвигу декабристов, стремление поддержать их волю и мужество ставят княгиню Трубецкую (и других женщин) на необыкновенно нравственную высоту.
4) Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая – символ женской верности, самопожертвования. “Самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.
Тема русской женщины волновала не только Н.А.Некрасова. К ней обращается М.Исаковский, поэт 20 столетия, в своем стихотворении “Русской женщине”, посвятив его событиям Великой Отечественной войны.
Восстание декабристов подавлено, но дело, которому они себя посвятили, не прошло бесследно. Ныне на Сенатской площади в Санкт-Петербурге стоит памятник декабристам.
X. Выставление оценок.
XI. Информация о домашнем задании.
1) № 175, 176, 177, 180 (Шаталова “Дидактические материалы по литературе”)
3) Написать сочинение-рассуждение. (Учебник, задание 4)
4) Прочитать поэму “Княгиня Волконская”, написать отзыв.
Тема: Величие духа женщины в поэме «Русские женщины»
Тема: Величие духа женщины в поэме «Русские женщины»
Тема: Величие духа женщины в поэме «Русские женщины»
Цель урока: Анализ поэмы, знакомство с историческим материалом, положенным в основу поэмы.
2. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы.
3. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения (создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе в классе).
Оборудование: компьютер, проекционный экран, презентация Mimiostudio, аудио запись поэмы, видео «Посвящение женам декабристов».
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Интрига. (исторические факты)
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
(Показ слайда №1) 13 декабря 1825 год. Санкт-Петербург. Ничто не нарушает тишину ночи. Всё уснуло, и только Медный всадник да яркие звёзды не спят. Ничто не предвещает трагедии.
(Показ слайда№2). Утро 14 декабря. Площадь наполняется людьми. Именно в этот день должна была состояться присяга новому императору Николаю Павловичу (НиколаюI ).
14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началось расследование и расправа над участниками.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.
Работа по теме урока.
(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»)
(Показ слайда№3) Я предлагаю назвать сегодняшний урок «Величие духа женщины в поэме «Русские женщины».
«Есть женщины в русских селеньях…» Эти знаменитые строки знает в наше время каждый. Николаю Алексеевичу Некрасову в своем творчестве удалось показать, что великие женщины есть не только в «селеньях», но и в высшем свете. Самым ярким, самым сильным произведением, прославляющим силу и волю русской женщины, в творчестве Некрасова стала знаменитая поэма «Русские женщины» («Декабристки»).
Работа над эпиграфом.
История создания поэмы.
Подготовленный ученик 1.
Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» была закончена 23 июля 1871 года.
«Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову, плакал, как ребёнок».
Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой.
Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдёмте в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз.
Подготовленный ученик 2. В 1872-1873 годах в журнале «Отечественные записки» выходят две части поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
Задумывалась и третья часть. Об этом поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:
Быть может, мы, рассказ свой продолжая,
Когда-нибудь коснемся и других,
Которые, отчизну покидая,
Шли умирать в пустынях снеговых.
Третья часть поэмы должна была быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой.
Основная часть урока. Изучение поэмы “Русские женщины”.
Анализ 1-ой части поэмы.
А) Слушаем в записи отрывок из 1-ой части поэмы. (Показ слайда№6)
Б) Словарная работа:
Медвежья полость – покрывало на ноги в санях, экипаже, карете.
Образок – икона, уменьшительно от «образ».
В) Беседа по содержанию.
— Как начинается 1-я часть поэмы? Что описывается в ней?
(с описания «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь)
— Зачем граф-отец повесил в правый уголок возка икону?
— Какие чувства испытывает он в этот момент?
— Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? Найдите в тексте эти слова.
(«Но долг другой, и выше и трудней меня зовет…»)
— Что просит она у отца?
(Благословления в дальний путь).
— Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызвать поступок дочери?
“Бог весть, увидимся ли вновь. ” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?
— Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?
Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь.
Гордись — я дочь твоя.
На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.
— А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).
— Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог в лицах.)
Анализ 2-ой части. (Показ слайда№7)
— Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)
— Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем).
А) Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора”.
Что дорог каждый час.
Но хорошо ль известно вам,
Бесплодна наша сторона,
Короче нашей там весна,
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
Заводят драки по ночам,
Поверьте, вас не пощадят,
Княгиня Трубецкая. Ужасна будет, знаю я,
Пускай же будет и моя
Цейдлер. Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!
Я вас обязан убедить,
Княгиня Трубецкая. Живут же люди в том краю,
Цейдлер. Живут? Но молодость свою
Я должна Близ мужа умереть.
Цейдлер. Да. Вы умрете, но сперва
Чья безвозвратно голова
Прошу: не ездите туда!
Княгиня Трубецкая. Покинув Родину, друзей,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг,- я слез не принесу
В проклятую тюрьму-
Я гордость, гордость в нем спасу,
Цейдлер. Да. Откровенно говорю
Вернитесь лучше в свет.
Княгиня Трубецкая. Благодарю, благодарю
За добрый ваш совет!
Цейдлер. Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя: О ком тоска?
Увлекся призраком пустым
Княгиня Трубецкая. Нет! Я не жалкая раба,
Пускай горька моя судьба-
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Но знаю: к родине любовь
И если б нужно было, вновь
Я еду! Еду! Я должна
Б) Беседа по содержанию.
Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.
— Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?
— Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?
(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).
— Почему лично сам губернатор встретил княгиню?
(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).
— Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?
2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.
3. Соблазны столичной жизни.
4. Уязвлённая гордость.
5. Отречение от прав.
6. Дорога вместе с каторжниками.
— Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?
— Какой довод он приводит последним, самый страшный?
(«Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…»)
— Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).
— Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?
— Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?
— Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?
— Каков финал этой части поэмы?
(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)
Что толкало женщин в дорогу?
Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Но знаю: к родине любовь
И если б нужно было, вновь
Эти строки раскрывают чувства любви к Родине, патриотизма. Показывают, что жены декабристов их единомышленники.
V. Вывод. Итог урока. (Показ слайда №9)
— Какие качества обозначил в героинях поэмы автор?
— Сумел ли Некрасов выразить глубину чувств женщин, силу их мужества?
Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили.
Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из 11 женщин. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра Ентальцева, Александра Давыдова). Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири. Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.
Согласны ли вы, что жен декабристов можно назвать героинями? Их подвиг и сейчас привлекает внимание поэтов.
Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.
Звучит романс «Посвящение женам декабристов»
Оценки за урок. (Показ слайда №10)
Домашнее задание «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?»
Помогите срочно нужно В чем величие духа русских женщин?
Помогите срочно нужно В чем величие духа русских женщин?
А. Некрасова «Русские женщины»).
В своем творчестве Н.
А. Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов.
Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская.
Это самоотверженные, сильные женщины, способные принести себя в жертву тем, кого они любят.
Княгини Екатерина Трубецкая и Мария Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа.
Когда же наступил час испытания, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу.
Подвиг этих женщин возможно даже выше подвига их мужей, которых осудили и насильно увезли в Сибирь.
А их жёны ехали туда добровольно.
Такой трудный и далёкий путь не могли выдержать даже некоторые мужчины, но эти женщины всё преодолели – любовь и вера вели их вперёд.
Они как мухи мрут в пути, особенно зимой.
Но княгиня гордо ответила, что она не раба, что муж её оставил не ради другой женщины, а ради любви к Родине, а она жена, и её долг быть рядом с мужем.
Губернатор сдался упорству княгини, понимая, как велика в ней верность женскому долгу и любовь к мужу, и со слезами на глазах решил сам отвезти её.