в чем уникальность цоя
Феномен Виктора Цоя — почему Цоя до сих пор слушают?
Существует фраза «у каждого правила есть исключение». Так вот Виктор Цой – идеальное её подтверждение. Попробуйте вспомнить ещё хотя бы одного музыканта, который при достаточно интересных и сложных текстах был бы настолько популярным.
Структура песен Цоя
При безумно огромном количестве новых исполнителей и жанров молодые поколения продолжают слушать и заучивать песни группы «Кино», в то время как другие великие музыканты тех лет давно забылись. Проверку временем выдержал только Цой. Его образ воплощает в себе одновременно искателя, героя, бунтаря и простого парня, с которым все могут олицетворить себя или своего друга, и который прекрасно понимает все твои проблемы и предлагает помочь решить их.
Каждая песня Цоя – самостоятельное классическое путешествие героя, куда отправляются и слушатели. Именно поэтому музыкант говорил в одном из интервью:
«Я хотел бы, чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств: то есть, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт».
Образ Виктора Цоя
Виктора Цоя нельзя назвать панком и рокером. Он был собой, и не имел нужды становиться неформалом. Потому что, будучи собой, он уже был не таким, как все. Даже изучив воспоминания его знакомых, сложно сделать выводы о личности Цоя. Все сходятся к тому, что он был достаточно скромен и замкнут, и не любил делиться своими переживаниями. Хотя, он делился ими со слушателями.
И его внешний образ безэмоционального парня в чёрном, с колоссальной внутренней силой, тоже подобран весьма удачно. Как будто Цой самим собой проводит объединяющую черту между личными качествами нордического человека и просветлёнными мыслями азиатского монаха.
Его отличие от окружающих состояло в умении более глубинно видеть суть вещей. Большинство из нас, кто бы что ни говорил, обделены особой житейской мудростью. Конечно, её можно развить, но именно интуицией в понимании сути обладают очень немногие.
Суть песен Цоя
В песнях Цоя людей привлекают определённые ритмические конструкции. По подобным ритмам обычно сочиняются эпические и военные песни, потому произведения музыканта звучат как гимны, гениальные в своей простоте и абстрактности. Они понятны всем и способны придавать силы даже в очень сложных ситуациях.
На подсознательном уровне каждый человек стремится к духовному росту, к творчеству и к осмысленному жизненному пути, и только Цой пел на эти темы. Его тексты посвящены переменам внутри себя, конфликтам внутреннего и внешнего мира, поискам жизненного вектора.
А эти темы актуальны в любое время и для всех возрастов, поэтому аудитория Цоя так широка. Некоторые песни о тех, кто не хочет менять себя: «тем, кто ложится спать, – спокойного сна» – это ведь библейское «пусть мёртвые хоронят своих мертвецов». А «Алюминиевые огурцы» – вообще переиначенный «пластмассовый мир» Егора Летова.
Тексты песен Цоя, несмотря на простоту и доступность каждому, несут в себе много глубинных смыслов. Конечно, их сложно читать независимо от музыки, как стихи, но это не работает почти ни у кого из музыкантов, т.к. песни – это отдельное произведение.
Причины популярности группы «Кино»
Одно из основных достижений Цоя – умелое балансирование между искусством и попсой. Многие говорят, что группа «Кино» стала популярной, потому что возникла в подходящее время для таких текстов – накануне развала Советского Союза. Но почему тогда его песни слушают до сих пор? Потому что их посыл как раз не привязан к перестройке, он – вечен.
В стихах Виктора Цоя всегда присутствует какая-то недосказанность, размытость, что роднит их с библейскими притчами, где слушатель должен сам найти смысл. Благодаря этому человек как бы совершает открытие, узнавая об этом мире что-то новое, и это становится его личным достижением. Сам же певец – проводник, помогающий народу совершать такие открытия. Поэтому все последние песни Цоя, по сути, об одном и том же.
«Закрой за мной дверь, я ухожу», «Мама, мы все тяжело больны» – это лозунги, призывающие к поискам свободы, к попыткам вырваться из обывательского плена и колеса сансары.
Культурная значимость Виктора Цоя
Большинство песен музыканта несут в себе идею отсутствия привязанностей, которые в христианстве называются страстями, а в буддизме – источником страдания. А истинная свобода – это готовность бросить всё и отправиться покорять мир, чего мы так боимся.
Для наших молодых поколений Цой значит больше, чем политические лидеры и писатели, потому что он никогда не врал и не лицедействовал. Просто был и оставался самим собой. Ему нельзя не верить. И, наверное, он единственный из российских музыкантов, у кого невозможно провести грань между образом и реальностью.
Переоценён ли Виктор Цой? Нет. Иначе, нынешнего всеобщего почитания мы бы не увидели. Все тексты лучших песен Цоя обращены к чему-то запредельному, находящемуся за рамками нашего восприятия мира. Они положены на воинственные мелодии, становятся настоящими гимнами и всегда находят отклик в сердцах людей. Эта музыка будет жить вечно.
Рекомендуем также:
Запись Феномен Виктора Цоя — почему Цоя до сих пор слушают? впервые появилась MOIARUSSIA.
В чем уникальность цоя
В чем феномен бессмертной популярности Виктора Цоя?
✔ Кроссовки и кеды в сочетании с узкими брюками. Также он, как и вся страна, носил советские кеды «Два мяча»
✔Особая «романтическая» (задумчивая, томная, замкнутая, слегка безразличная) манера говорить
Помимо музыкального творчества, Цой прекрасно рисовал и играл (самого себя, как он говорил) в кино. По результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран» за исполнение роли Моро в фильме «Игла» Виктор Цой был признан лучшим актёром 1989 года.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Погиб на самом взлете своей карьеры, успев дать только один большой тур по стране и собрать единожды Олимпийский.
Мы взяли небольшое интервью у человека, которому Цой в некотором роде заменил отца. Для многих молодых людей Виктор Цой — это герой, идеал, которого рядом нет и вообще не может такого существовать. Цой продолжает делать это и сейчас, своим примером показывая, как обычный парень из народа, без образования и связей, может и должен поступать.
У меня ничего, кроме песен, не было. Было всего 3 разных кассеты и 12 разбросанных по ним песен Цоя. Я даже поначалу не знал, чьи это песни. С помощью Цоя я воспитывал в себе справедливость. Все, что во мне есть хорошего, — это от него и от мамы.
Мне сейчас 33 года, а я когда его слушаю, реву и все, ничего не могу с собой поделать. Вот такое он оказал на меня влияние. При том, что он не ныл про любовь, а у него все равно получалось делать хиты — такие мощные смыслы в каждом тексте.
Последний герой Музыканты о феномене популярности Цоя
21 июня 2012 года исполнилось бы 50 лет поэту и музыканту, лидеру группы «Кино» Виктору Цою. Для современной российской культуры эта дата не просто особенная, а фактически священная.
Интерес публики к песням «Кино» оправдан и стабилен, а следовательно, не устают появляться медийные и творческие проекты, эксплуатирующие наследие Цоя. Были уже на нашей памяти грандиозный трибьют «КИНОпробы», единичные кавер-версии от самых разнообразных артистов, сотни телевизионных передач и документальных фильмов, даже переснятый заново фильм «Игла» Рашида Нугманова, в котором Цой играл главную роль.
Нынешний 50-летний юбилей музыканта встречается с еще большим размахом. В день рождения Цоя в Санкт-Петербурге пройдет масштабный концерт, на котором музыка «Кино» прозвучит в исполнении участников группы, симфонического оркестра Государственного Эрмитажа и зарубежных коллективов. Участники фестиваля «Нашествие-2012» по просьбе организаторов включат в свои выступления каверы на Цоя. Для меломанов вся дискография группы, прошедшая аналоговый ремастеринг, переиздана на виниле. «Яндекс» собрал ту же дискографию, но в цифре, в красочный спецпроект. Ну и наконец, вечером на Первом канале покажут новый документальный фильм «Кино», кульминацией которого станет премьера новой архивной песни Цоя, над которой его соратники в последнее время работали в студии в обстановке строжайшей секретности.
«Лента.ру» расспросила друзей и коллег юбиляра о феномене «Цой жив», актуальности «последнего героя» и отсутствии новых фигур подобного масштаба, очередном витке праздничной истерии вокруг имени лидера «Кино» и его вкладе в русскую культуру.
Борис Гребенщиков («Аквариум»):
Группа «Кино». Фото со страницы на LastFM
Вячеслав Бутусов («Ю-Питер»):
Виктор доходчиво показал, что быть публичным человеком можно не теряя человеческого лица и не оскверняя сути. Это трудно, но труд, как известно облагораживает даже человека.
Андрей Макаревич («Машина времени»):
Не хочу говорить банальности, все уже трындят на эту тему. Ну, 50 лет Цою, жалко, что разбился.
Я думаю, что после Цоя у нас не появилось ни одного такого же рок-героя, который был бы сексуален, фактурен, талантлив, доходчив и близок самым разным людям. Альтернатив Цою пока что нет, поэтому, пока эти альтернативы не появились, он, естественно, жив и прекрасно себя чувствует.
По поводу истерии, вы знаете, это же все международная практика. Естественно, имеется огромное количество народу, которое (кто-то из соображений благородных, кто-то из соображений чисто коммерческих и прагматических) любит паразитировать на юбилеях, на красивых легендах и загадочных смертях. Мне это все не нравится, и одна из причин того, что я сейчас уехал из страны, как раз в этом и заключается. У меня каждый день на телефоне примерно 50 звонков, и мне совершенно не хочется на них отвечать. Так что вам сейчас просто очень повезло, что вы до меня добрались.
К истории с переизданием я отношусь кисло-сладко. С одной стороны, хорошо, что публикуются какие-то ранее не издававшиеся и неизвестные записи, с другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что если сам Цой эти записи считал черновыми, если он их не одобрял, если он считал, что это какие-то не самые удачные песни, и сам своей волей не давал им хода, значит, на то у него были веские основания. Поэтому в каком-то смысле все переиздания, наверное, противоречат тому, чего желал бы сам Цой. С другой стороны, бороться с этим невозможно, это опять же банальная международная практика.
Цой как минимум внес огромный вклад в русскую субкультуру и в стиль жизни уже даже не одного, а по крайней мере двух поколений. Песни его очень хороши. Это прекрасные поп-песни, совсем не дешевые, очень доходчивые и в то же время на глубокой поэзии. Думаю, что и в культуру также вклад внес, но судить об этом можно будет спустя какое-то время.
Александр Липницкий («Звуки Му»):
Слово «актуален» к нему не подходит. Разве группа The Beatles, или The Rolling Stones, или такие группы, как The Birds или The Jimi Hendrix Experience, актуальны? Нет, они просто остались в истории музыки. Его песни вошли в историю музыки. Это не значит, что они актуальны. То, что вошло в историю музыки, стало классикой. Актуален сейчас Моцарт? Нет, он не актуален, он просто часть истории музыки, часть истории культуры. И, безусловно, Цой часть истории русской культуры, русской музыки и поэзии.
Евгений Хавтан («Браво»):
Я думаю, что он абсолютно актуален, пока его песни звучат и пока его песни слушают другие поколения. А кроме тех, кто слушал его раньше и кому сейчас 50 лет, его слушает огромное количество тех, кому сейчас 15 лет и больше. И он им нравится, они находят в его музыке что-то свое. Это достаточно редкий случай, когда музыка артиста вне времени. Поэтому я думаю, что если брать как аллегорию «Цой жив», это действительно так. Он один из тех музыкантов, которые до сих пор с нами.
Вклад «Кино» в русскую культуру, я считаю, очень большой. Виктор воспитывался на Joy Division, The Smiths, New Order, то есть на лучших образцах английской музыки. И он очень грамотно трансформировал эти песни, перенес на русский язык и сделал правильный звук. То есть эта группа занимает совершенно отдельное место в нашей культуре. Я вообще не считаю, что она относится к русскому року и является его символом. Это абсолютно не так, просто это подхватили те ребята, которым было нужно, чтоб это было русским роком. Это была классическая русская группа, которая играла трансформированную английскую музыку, с английским сплином, туманами, вот этой всей питерской историей.
Евгений Федоров («Zorge»):
Конечно, Цой жив и актуален. У него же на самом деле была такая гениальная и простая музыка. В то время даже казалось, что излишне простая, поэтому Цой часто подвергался атакам со стороны разных музыкальных пуристов за слишком простую музыку. Но, видимо, эта «слишком простая музыка» и является наиболее долгоиграющей. В этом смысле он, как ни странно прозвучит, продолжатель панк-эстетики, когда ребята выходили и играли на трех аккордах какие-то совсем простые песни в конце 1970-х – начале 1980-х годов.
Да, похоже, что новых героев после него не появлялось. Мне трудно говорить, потому что у меня к нему немножко семейное отношение, поскольку директором нашей группы «Объект насмешек» была его жена Марьяна, сына его Сашку я помню с младенчества, и с Цоем я был знаком, общался, не очень активно, но общался. Я должен ему до сих пор 200 рублей. Он мне дал денег, я пошел и купил две бутылки сухого вина, и
мы с ним их выпили, вернее я один их выпил, а он смотрел. Поскольку я ему долг не отдал, я предпочитаю думать, что он жив и что я когда-нибудь долг ему отдам.
Александр Титов («Аквариум», «Кино»):
Он жив во мне… С Днем Рождения Витька! А актуален ли, не мне судить.
Какое Цою дело, работает ли против него эта истерия?! Есть легенда, а есть люди, которые на ней хотят заработать. И это не музыканты. Печально, что так и не появился новый Последний Герой.
Новую песню с удовольствием послушаю. Каспарян мне так сочно описал процесс записи, что я заинтригован.
Жизнь как «Кино». Феномен Виктора Цоя
80-е годы в СССР для молодежи стали «временем «Кино». Сложно было найти человека, который не слышал бы «Группу крови» или «Звезду по имени Солнце»…
Невозможно отрицать влияние Цоя на молодежь в 80-е годы XX века, ведь он сейчас в одном ряду с кумирами того поколения. Секрет популярности Виктора Цоя по большей части в непосредственности.
«Шлялись по раздолбанным питерским улицам и подворотням два бездельника — работяга Леша Рыбин и пэтэушник Виктор Цой». Это начало пути группы. И вскоре, весной 1982, появилась самая популярная группа в Союзе.
Жизнь Цоя была сосредоточена вокруг музыки, концертов и репетиций. Он жил этим.
У биографов есть мнение, что популярность «Кино» и ее основателя строится лишь на том, что Виктор Цой появился в то время и в том месте, когда это было необходимо. Поскольку Петербург был городом новых веяний, то группа очень удачно появилась именно там. Цой собирался создать «новую музыку для нового поколения» и как бы это не звучало, но люди ждали именно таких слов. И эта музыка была похожа и на «Duran Duran», и на «Ласковый май». Кто знает, может и не было в ней чего-то необычного, но совершенно точно знают одно: она была искренней.
«Нам за честность могут простить практически все, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность — уже ничего не прощают», — говорил Виктор Цой в интервью в 1987 году.
Автокатастрофа, в которой погиб Виктор Цой, была до ужаса нелепой. Сложно поверить, что музыкант действительно не справился с управлением, будучи пьяным вел автомобиль на большой скорости, и на пустынном шоссе врезался в рейсовый автобус, который шел из Латвии. Все эти сведения противоположны тем фактам, что нам дает официальная экспертиза: Цой был трезв и не превышал скорость. Скорее всего, он просто заснул за рулем, поскольку возвращался ранним утром с рыбалки. Ко всему прочему, сомнение высказывал и отец музыканта: до пункта назначения было максимум 15 минут пути и было непросто разогнаться до скорости 130 км/ч и затем заснуть.
Разумеется, после аварии нашлись те, кого результат экспертизы не удовлетворил. Эти люди пытались вести собственное расследование произошедшего.
Память об исполнителе жива и по сей день. Его именем названы три улицы и два сквера, поставлено шесть памятников. Виктору Цою и группе «Кино» посвящено более 30 песен. Стена Цоя в Крикоарбатском переулке Москвы постоянно пополняется записями. В 2006 году стена была закрашена вандалами, но фанатам удалось восстановить ее.
Время и место «Кино»: феномен Виктора Цоя
Восьмидесятые годы в СССР для молодежи стали «временем Кино»: сложно было найти человека, который не слышал бы «Алюминиевые огурцы», «Группу крови» или «Звезду по имени Солнце». 21 июня 2006 года лидеру легендарной группы исполнилось бы 44 года.
Можно не любить группу «Кино», можно спорить о личности Виктора Цоя, но отрицать его влияние на массы в то время бессмысленно, да и сейчас его ставят в один ряд с Джоном Ленноном, Владимиром Высоцким, Фредди Меркьюри. В чем секрет такой популярности, откуда взялась эта народная любовь и «киномания»?
В гибели Цоя есть странности и непонятные факты: автокатастрофа была такой нелепой, что в это даже сложно поверить. На пустынном шоссе в Латвии, за рулем «Москвича-2141», Цой не справился с управлением и на скорости около 130 км/ч врезался в рейсовый автобус. Официальные выводы экспертизы говорят о том, что Цой был трезв и, вероятно, заснул за рулем, возвращаясь утром с рыбалки. Тем не менее, отец Виктора высказывал сомнение по поводу сна за рулем: от места до места было от силы 15 минут езды, и за это время сложно разогнаться до 130 км/ч и заснуть. После трагедии находились энтузиасты, которые проводили собственные расследования той аварии и утверждали, что многое в официальной версии кажется им подозрительным и неправдоподобным.
Более того, фразу «Цой жив» некоторые поклонники пишут вполне серьезно, утверждая, что их герой не погиб, а живет отшельником где-то далеко в Сибири.