в чем тренируются балерины одежда
Что артисты балета надевают под трико для идеального рельефа?
Балет – это прекрасный вид искусства, который восхищает зрителя и переносит его в прекрасный «воздушный мир». Нас восхищает плавность, грациозность и легкость парящих по сцене артистов. Они передают танцем эмоции и сюжет спектакля. Нас завораживают образы, которые примеряют на себя герои-танцоры.
Балет с каждым годом совершенствуется и развивается. Конечно, для нас балет – это что-то прекрасное, что «радует наш глаз». Но вот для артистов балета – это тяжелый труд и изнуряющие тренировки. Они проводят большую часть своей жизни в хореографических залах, выполняя сложные «па».
Но не только тренировки приносят «неудобства» актерам балета.
Хотелось бы немного уточнить о специальных атрибутах, которые надевает каждый танцор (мужчина) балета под лосины. Это нужно, чтобы сравнять «определенную» часть мужского тела. Еще она защищает и позволяет не смущать зрителей.
Большинство думают, что танцоры просто надевают очень узкие плавки. Но это не так. Они используют «специфические штучки», к которым привыкают много лет.
Этот специальный предмет балетного одеяния называется «данс-белт». Спереди у него мягкая коробочка, которая ровняет выступающую часть тела. А сзади тонкая веревочка. Эта «вещица» больше похожа на разновидность женского нижнего белья.
Данс-белт защищает танцора от случайных ударов балерины во время танца и «выравнивает» выступающую часть тела. Поправлять данную экипировку на людях и сцене нельзя.
Будущим балетным танцорам не говорят об этом приспособлении. И знакомят их с ним, когда мальчик уже «втянулся» в балет.
Но, как известно «красота требует жертв», как и искусство. И даже такие неудобства, как данс-белт и пуанты не могут сломить стремление к «прекрасному».
У балерины на ногах как называется. Одежда балерин для эффективных занятий. Все начинается с детства
Как называются тапочки балерины
Мягкие тапочки-балетки
Основная тренировочная обувь балерины — это балетки или чешки, мягкие тапочки, закрепляющиеся на ноге резинками. Балетки сделаны из хлопчатобумажной ткани, но имеют укрепленный задник и стельку, поддерживающую свод стопы. Подошва сделана из нескользящего материала. В этой обуви выполняются ежедневные уроки-классы в балетных училищах. В них девочки делают экзерсисы у станка и на середине зала. Балетки бывают разных цветов, но в классических танцах чаще используются белые. Эта обувь различается в отделке — есть чешки с укрепленным кожей мыском, слитной или раздельной подошвой.
Как правило, ученицы выбирают обувь, исходя из своих ощущений. балетки стоят достаточно дешево и являются своеобразным расходным материалом — при интенсивных занятиях они истираются и приходят в негодность всего за пару недель. Опытный педагог может определить, насколько хорошо занимается балерина, всего лишь посмотрев на ее чешки. Например, при сильном завале стопы истирается внутренняя часть обуви, а правильная постановка ног предполагает снашивание только в области мыска. Начинающим балеринам иногда советуют использовать на тренировках специальные мягкие пуанты, нечто среднее между балетками и обычными пуантами.
Подбирать балетки следует строго по ноге, они не должны быть свободны.
Пуанты — профессиональная обувь балерин
Название этой обуви произошло от выражения «стоять на пуантах», что означает — на кончиках пальцев. Позже название позиции перешло и на обувь. На пуантах занимаются далеко не все балерины, а только профессионалы. В балетных школах девочки встают на пальцы только после 10-11 лет, когда скелет более-менее сформирован. Пуанты стоят достаточно дорого, потому что каждая пара делается вручную. Однако, и такая обувь требует частой замены, особенно у ведущих балерин. За один спектакль они меняют несколько пар пуант.
Помимо размера, пуанты различаются по полноте, высоте и жесткости.
Пуанты держат ногу за счет жесткой стельки и пятака — мыска, на котором стоит балерина. Перед ноской обувь специальным образом готовят — пришивают ленты и разбивают гипсовый мысок пуант. Каждая выступающая артистка имеет свои секреты для подготовки обуви — кто-то обрывает стельку, кто-то обрезает подошву, а кто-то обшивает атласный мысок кожей. Выступающие балерины имеют свои пуанты для каждой партии спектакля, в котором они танцуют.
Молодая солистка Мариинского театра рассказала AdMe.ru о своей работе, красивой фигуре и жизни вне театра
Жизнь танцовщиков балета всегда окутана тайнами и похожа на сказку. Но вне сцены это обычные люди, у которых в сутках тоже 24 часа. Им приходится вести постоянную борьбу с собственным телом, чтобы быть сильными, но легкими, быстро залечивать травмы и успевать еще много чего, несмотря на представления, многочасовые репетиции и гастроли.
AdMe.ru поговорил с Марией Хоревой, первой солисткой Мариинского театра, о том, почему балет — это больше, чем просто танец, и какие хитрости балерин могут пригодиться любому, даже если человек крайне далек от мира театра.
Чем питаются балерины?
В театральных столовых — обычная пища. А каждый танцор сам для себя опытным путем находит «план питания». В балете, в отличие от спорта, никто за нами пристально не следит, хотя нагрузки сравнимые со спортивными. Плюс у нас все время разное расписание, и важно выбирать правильное время для еды, например перед репетицией за час-полтора лучше съесть какие-нибудь медленные углеводы, а вот после репетиции, наоборот, что-то белковое.
Я калории не считаю. У меня другая задача. За репетицию можно вполне потерять килограмм, и надо его оперативно «добрать», иначе «топливо» может закончиться прямо посреди спектакля.
Правда ли, что блюда японской кухни — это идеальное питание для балерин?
Японцы очень любят балет. Балерины очень любят японскую кухню. Почти любовный треугольник.
Какую роль играют рост и вес, действительно ли балет уродует ноги и как следить за здоровьем?
Идеальный рост современной балерины — это 170 плюс-минус сантиметров 5. Вес просто должен точно соответствовать росту, иначе профнепригодность.
Главный тренажер для ног и рук — это резиновая лента, с которой можно сделать множество разогревающих и силовых упражнений. Какое-то время я ходила в тренажерный зал, но большой пользы для себя в нем не нашла.
Балерины не прячут ноги и не стесняются их. Это наш инструмент, мы его любим, холим и лелеем. В результате наши представления о красоте несколько расходятся со всем остальным миром. Косточки, бывает, вылезают, но не у всех и скорее в зрелом возрасте. Ноги у балерин ухоженные и аккуратные, да и какими они еще могут быть, если ежедневно несколько раз моются, мажутся кремами, мазями и физически воспитываются? Однако чрезмерные нагрузки даром не проходят. Если неправильно работать со своим скелетом (а балетная осанка, отличающаяся от естественной для человеческого тела, сильно его перестраивает), то это заканчивается острыми или хроническими травмами, которые накапливаются с возрастом. Еще мы регулярно используем тейпы.
Как выглядит обычный рабочий день балерины?
Он состоит из утреннего класса, на котором вся труппа разогревается и готовится к многочасовому труду, и нескольких репетиций. Загруженность всегда разная. Бывают дни, когда на работе проводишь больше 12 часов, например если вечером танцуешь в спектакле. Иногда освобождаешься уже к 16:00 и можно идти домой. График ненормированный, и никогда не знаешь, что тебя может ожидать завтра или через неделю, потому что расписание наших репетиций мы узнаем буквально за один день — так функционирует театр.
Отпуск у нас летом, в августе, и длится обычно около 4 недель. Но этого даже слишком много, потому что за месяц тело выйдет из формы. Так что неделю отдыхаем, подлечиваем как можем свои болячки, а потом занимаемся сами.
Сколько зарабатывает балерина?
Начинающие балетные танцоры получают около 50 000 рублей. Различия между дальнейшими ступенями незначительны, можно к пенсии добраться до 150 000, а вот примы и премьеры, конечно, дело совсем другое. Их уровни заработка значительно отличаются, потому что они становятся частью всемирного медиапространства и включаются в механизм шоу-бизнеса. В разных театрах системы оплаты совершенно разные. Кордебалет, как правило, везде получает оклад, а чем выше позиция танцора в иерархии, тем «специальнее» его контракт.
Мне очень повезло с руководством. Я слышала, что в других театрах сложно делать что-то вне репертуара. У нас не так. Конечно, репертуарный план на первом месте, но никто не мешает заниматься творчеством «на стороне». Наш директор балета понимает, что это тоже развитие, которое еще и оплачивается.
Где работает балерина, если не стала примой или солисткой?
Все работают в театральной труппе. Артистки кордебалета выходят на сцену каждый день и танцуют в массовых номерах. Обычно их день строится так: утренний урок, потом сразу же не очень длинные репетиции к вечернему спектаклю и вечером обычно 2—3-часовой балет (если нет утреннего спектакля).
Солистки выходят на сцену намного реже: около 4–8 раз в месяц, но их сольные партии сложнее технически и требуют более интенсивной и длительной подготовки, поэтому у солистов или прим и премьеров ежедневно 2–4 репетиции, а в день спектакля они не репетируют, чтобы сберечь силы.
Как балерины лечат и укрепляют тело?
Насколько мне известно, протеиновыми коктейлями никто из нашей труппы не увлекается. А вот, например, изотоники все очень любят, особенно на гастролях в Японии — там их огромный выбор и все такие вкусные! Из БАДов многие пьют магний, кальций, хондропротекторы, в период очень интенсивной нагрузки спасают большие дозы витамина C — для иммунитета и для энергии.
Когда что-то болит (поскольку возможности дать организму передохнуть нет), спасаемся холодным или контрастным душем, ванночками (разные температуры — от ледяной до горячей, для разных видов болячек), массажем, компрессионными гольфами, мажем больные места гелями с арникой или тейпируем. Травмы неизбежны. И волшебной палочки или секретного заклинания, их вылечивающего, нет, к сожалению. Поэтому покой, физиотерапия, потом лечебная физкультура.
Какие лайфхаки из балета используются в обычной жизни?
Собственно, я свои балетные лайфхаки использую всегда, даже когда не репетирую. Потому что, например, мозоли не проходят чудом после того, как мы снимаем пуанты, и мышцы болеть не перестают. Межпальцевые перегородки в любую обувь, компрессионные гольфы, согревающие и охлаждающие японские пластыри, пластыри «вторая кожа» и просто в катушках, противоотечные мази и спреи, поролоновые накладки на мозоли — все это сопровождает меня постоянно.
Почему некоторые артисты балета, например в США, выглядят такими накачанными?
Это наиболее простой путь развития танцевального тела — позволить ему быть мышечным, не ограничивая себя требованиями соответствия классическим формам и вопросами удобства работы с партнером.
Почему балерины в классических балетах просто обязаны быть легкими? Две простые причины: партнеру нужно их поднимать, а им самим — прыгать. И то, и другое крайне травмоопасно, если балерина набирает лишний вес. В первом случае — для партнера, а во втором — для нее самой.
Поэтому значительная часть западного балетного мира танцует так называемый «современный балет»: без костюмов, поддержек, сложных классических движений и без пуантов.
Сколько стоит заниматься балетом?
Нижний уровень, думаю, находится где-то в районе 30 000 рублей. С момента начала работы в театре кое-что становится проще, например пуантами, которых при интенсивной работе хватает на 1–5 дней, театр обеспечивает. Но все остальное — «разогревочное», тренировочное и медикаментозное — покупаешь за свой счет.
На заказ шьются все сценические костюмы, если в костюмерной нет ничего от предыдущих поколений, хотя оно почти всегда есть. Костюмерный цех — это отдельное гигантское производство и хранилище одновременно.
Перед выходом на сцену балерину одевают несколько человек, и это похоже на рыцарскую экипировку. Во-первых, костюм зашивают прямо на танцовщице перед тем, как она выйдет на сцену, — это делается для удобства партнера и чтобы не подвели «крючки», на которых все держится. Во-вторых, там настолько много различных сережек, корон, украшений, элементов костюма, что часть из них либо пришивается перед выходом, либо закрепляется шпильками и булавками.
Какие запреты могут коснуться танцовщиков?
Главное правило: на сцену нужно выходить так, как подобает твоему образу. Татуировка сейчас в тренде. Тот же Полунин недавно сказал, что последнее свободное место у себя на спине он отдаст богу Шиве: остальное пространство уже занято. Просто перед выходом гримерам добавляется час-другой работы с тональным кремом.
С другой стороны, посудите сами: какая Жизель с татуировкой или Одетта с черными ногтями? В остальном формально позволяется все. Но на практике получается так, что каждый спектакль приходится мучить свое лицо ярким сценическим макияжем, а волосы — прическами разных степеней сложности, поэтому в обычной жизни предпочтительнее естественный вид.
Что лучше: быть на «постоянке» в балетной труппе или работать как приглашенный артист?
Это просто разные стили жизни, подходящие разным типам личности. Я считаю, что хорошо, когда есть то место, где можно быть уверенным, что будешь танцевать. У так называемых балетных фрилансеров нет постоянства, им приходится работать все время в разных условиях, в то время как артист, работающий в труппе, всегда имеет представление, с чем ему придется столкнуться.
Что лучше: быть частью кордебалета Мариинского или Большого или солистом в каком-то областном театре?
Кордебалет — это специфический, сложный и творческий вид деятельности, который СМИ незаслуженно относят к менее престижному виду балетной деятельности. Это не так! Просто коллективные танцы отличаются от индивидуальных.
Каждый выбирает свой путь. Театр театру рознь, здесь нет никаких общих правил. Может быть, поэтому опытные педагоги и танцоры никогда не дают советов начинающим артистам. Ничего нельзя предугадать, нет никаких рецептов успеха.
Есть ли простые упражнения, чтобы получить балетную осанку, стройные ноги, красивые стопы и руки?
Одни из самых эффективных — лежа на животе, поднимать одновременно вытянутые руки и ноги или, стоя на четвереньках, делать подъемы ноги назад. Еще стоять 1–2 минуты в планке ежедневно.
Долгое время я ходила в бассейн — это универсальная гимнастика, способная создать идеальную фигуру. А какое удовольствие!
Какие фильмы про балет близки к правде?
Никакие. В любом подобном фильме настолько подчеркнуты и преувеличены ложные стереотипы, что сходство с реальностью теряется с первых минут. На самом деле я могу понять режиссеров, которым нужно заинтересовать зрителей драмой и накалом страстей, но в то же время иногда мне бывает обидно, когда вижу слишком уж дерзкое искажение правды. Нет, не каждая вторая подкладывает стекла в туфли, не все в балете постоянно враждуют и не все сидят на ужасных диетах. Это действительно мифы, очень детальную экранизацию которых мы все видим на экранах телевизоров.
Хотя, с другой стороны, ничего удивительного нет. Потому что никому ведь не приходит в голову изучать историю Второй мировой войны по фильму «А зори здесь тихие» или использовать в качестве учебного пособия для астрономов фильм «Стартрек». Почему же тогда мы обсуждаем и осуждаем достоверность фильмов «про балет», если это лишь декорации, на фоне которых разворачивается сюжет?
Настоящий балетный мир очень красив. И сам по себе, и качеством его людей. Музыкой. Сюжетами. Дворцами. Фантастичностью. Этим он мне нравится. Возможностью прожить за минуты целые другие жизни.
Если не балет, то что?
Представить можно что угодно. Я пыталась раньше придумать себе что-либо иное, кроме балета. Первые несколько шагов по воображаемому миру, будь то медицина, филология, маркетинг или менеджмент, даются с легкостью, но потом охватывает такой ужас, что я невольно выпрыгиваю обратно в мир, где живу сейчас, отдуваясь: «Вот же привидится. » Не хочу даже и думать об этом.
Обсуждения
Балетный жаргон или «возьми ногу попой!»
5 сообщений
Каждой профессии, а особенно творческой, свойственен свой «жаргон».
Профессия артиста балета– одна из самых замечательных в этом плане. Ну где еще услышишь такие перлы как «Кончай на Свету!» (значит, пируэт должен заканчиваться лицом к балерине по имени Света) или «Убери свой арбуз!» (значит, втяни живот). Для далеких от искусства людей многие подобные фразы могут показаться по меньшей мере глупыми или даже пошлыми, но я заметила, что именно такой образный язык помогает осознать, чего от тебя хотят. Например, одна девочка в балетной школе никак не могла запомнить, что прыжочки-сотэ (невысокие упругие прыжки) должны выполняться (как и все в классике) с очень сильно натянутыми стопами. Так вот педагог ей объяснила, что ножки должны быть как когти у хищной птицы – и ребенок, моментально визуализировав эту картинку, наконец, понял, КАК нужно выполнять прыжки. Я собирала подобные выражения со множества балетных форумов, с репетиций, где мне довелось побывать, из книг балетной тематики.
Сегодня начнем с самых основ – это слова и выражения, которые каждый артист балета использует каждый день. Они далеко не смешные, но, думаю, наиболее употребительные.
Кичка = балетный пучок – прическа всех без исключения балерин. Я обязательно сделаю отдельный пост, посвященный этой прическе!
Каски – пуанты (используется только в Питере)
Балетки = мягкие туфли – мягкая балетная обувь, которую надевают на класс
Трико – колготки белого или телесного цвета
Шаг – это высота поднятия ноги выворотно по основным направлениям.
Икс = иксовые ноги – нога, как бы проваленная в колене. В профиль такие ножки похожи на саблю, поэтому их еще «сабелькой» называют. Иксовые ноги обычно идут в нагрузку с высоким подъемом. Чем “иксовее” ноги у балетных, тем красивее! И тем опаснее для здоровья, и тем сложнее делать вращения. Самые известные представительницы иксовых ног: Екатерина Максимова, Светлана Захарова, Алина Сомова.
Разбивать пальцы – значит молоточком разбивать мысок пуанта, чтобы в нем было легче танцевать. В неразбитых и неразмятых пальцах работать практически невозможно.
Ломать подъем – тянуть стопу, нарабатывая, таким образом, высокий подъем. Обычно это делают, засунув ноги под диван или батарею. Достаточно болезненная, но действенная процедура.
Греться = точиться = точить носок – то есть разминаться в зале перед началом занятия или репетиции.
Стоять у воды – значит танцевать в последнем ряду кордебалета. Про балерину, у которой неудачно сложилась карьера, обычно говорят «всю жизнь простояла у воды».
Полупальцы = стоять на полупальцах – то есть, стоять на высоких «цыпочках».
Завал – неправильная постановка стопы. Это когда, стоя, например, в первой позиции, не все пальцы стопы находятся на полу, а происходит тот самый “завал” на переднюю часть стопы, в частности на большой и соседний пальцы.
В фильме «Танцующие призраки» художник, в гости к которому попала главная героиня, смутил девочку, сидящую широко расставив ноги по второй позиции, вопросом «Что, демонстрация принадлежности к касте?».
Ведь и правда, по ногам балерину всегда узнаешь. Как я упоминала в прошлой части, ноги у балерин бывают иксовые, 0-образные, выворотные, шагастые. Кроме всего прочего, они должны быть длинными – или таковыми казаться. «Сильные» ноги нарабатываются годами, с самого раннего возраста – и все равно не всякая артистка осилит целый спектакль в ведущей роли – при этом, они не должны казаться перекаченными: то есть вроде как мышцы есть, но их не видно. Чего только не делают с ногами балерины – тянут их, ломают, выворачивают. Поэтому сегодняшнюю рубрику я посвятила многострадальному рабочему органу балерины – ее прекрасным ногам.
Один преподаватель постоянно призывает “оторвать ногу от паха” на гран батманах. Немного образного мышления, и картина рисуется довольно кровавая….
“Ноги как колготки на ветру развеваются” – это на прыжках.
На плие: “Девочки, ноги! У-вас-все-течеееееeeет!”
Как тренируются балерины?
Каждый Новый год ходите на «Щелкунчик» в Большой театр и мечтаете о том, как бы вы могли танцевать на сцене? Скажем честно, жизнь балерин далеко не сахар. Строгие ограничения по питанию, сильные боли и изнурительные тренировки каждый день. Если вы хотите, чтобы балетом занимались ваши дети, то отдавать на занятия их надо как можно раньше. Если эту мечту хотите исполнить вы сами, то поищите специальные балетные студии для взрослых. В этом тексте мы расскажем, как тренируются балерины и что можно сделать во взрослом возрасте.
Упражнения на матах
Растяжка в балете крайне важна – если ее не сделать, можно повредить мышцы. Вот несколько простых упражнений.
Сотня
2 минуты поочерёдно поднимаем каждое колено.
Ложимся на спину, выпрямляем ноги, приподнимаем голову и плечи. Подбородок прижат к груди.
Поднимаем торс от пола, а ноги тянем вверх. Если ваши мышцы уже достаточно натренированы, можно держать их к потолку под углом 45.
Руки вытягиваем вдоль тела и поднимаем их 4 раза.
Делаем скручивание 2 раза.
Серию упражнений необходимо выполнить 10 раз.
Обратные отжимания
Садимся на пол, сгибаем колени, ноги держим на ширине плеч. Руки оставляем за спиной, не отводя их далеко в сторону. Ладони смотрят вперёд.
Приподнимаем бёдра от пола. Перемещаем весь вес тела на руки.
Выполняем обратные отжимания. Для этого сгибаем и выпрямляем локти. Повторить упражнение надо 20 раз.
Важно! Ноги всегда опираются на всю стопу полностью. Во время следующего подхода сделайте то же самое, но уже на пятках.
Упражнение в балете от примы New York City Ballet Сары Мирнс: планка с поворотом
Встаем в планку на локти.
Вытягиваем одну руку вперед.
Поворачиваем корпус в ту же сторону, что и вытянута рука.
В то же время поднимаем другую руку.
Сгибаем ногу в колене, загибая ее под ногой, на которой стоим. Через несколько секунд вытягиваем ее.
Упражнения у балетного станка
Упражнения у станка – очень важная составляющая тренировок. Они помогают растянуть мышцы и отточить технику.
Отжимания у станка
Встаем перед станком. Кладем на него руки, отступаем немного назад.
Ладони расставляем немного шире, чем плечи.
Спину держим прямо, ягодицы напрягаем.
Выполняем отжимания. Надо делать их максимально глубоко, чтобы коснуться грудью станка. Потом возвращаемся в исходное положение.
Повторяем упражнение 15 раз.
Разминка у станка
Встаем спиной к станку так, чтобы между спиной и станком было расстояние около 10 см.
Расставляем ноги на ширине пояса, колени надо немного согнуть.
Держимся руками за станок.
Поднимаем одну ногу вверх и выпрямляем ее. Пальцы должны тянуться вверх.
Поворачиваем стопу в сторону.
Не меняя положение, выполняем по 30 секунд каждое упражнение. Поднимаем и опускаем ногу на пару сантиметров, делаем небольшие вращательные движения. Представьте, что чертите в воздухе круг.
Растяжка у станка
Поворачиваемся левым боком к станку. Немного сгибаем колени. Пятки соединяем, носки разводим в разные стороны.
Левой рукой держимся за станок. Правую сгибаем в локте и кладем на талию.
Правую ногу отводим чуть-чуть назад. Ставим ее на носок.
30 секунд делаем короткие махи правой ногой. Не поднимаем ее выше, чем на 10 сантиметров от пола.
Раз в два маха попробуйте сделать круговое движение.
Выше мы написали, как выполнять упражнения для балерин. Если выполнять их правильно, можно развить гибкость и укрепить мышцы. Они будут полезны даже тем, кто не хочет познать основы балета. Во-первых, упражнения направлены на те участки тела, которые доставляют больше всего проблем – ягодицы, поясницу и бедра. Во-вторых, во время выполнения этих упражнений, амплитуда должна быть небольшой. Кажется, что в таком случае тренировка пройдет легче. Но при этом мышцы чаще сокращаются, а как следствие – растяжка балерин проходит быстрее.
В чем тренируются балерины?
Часто они одеваются многослойно. Например, балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова говорит, что на тренировку часто надевает сразу:
Иногда она занимается даже в шарфе. Такой наряд нужен не потому, что в помещении очень холодно. Таким образом танцовщицы хотят сохранить свои мышцы разогретыми, чтобы после перерыва не тратить снова время на разминку.
Сейчас балетный рынок довольно богат. Можно приобрести одежду таких компаний, как Grishko, Sansha, Bloch, Gaynor Minden, Capezio, R Class, Repetto. Существуют специальные разогревочные костюмы, но все чаще балерины занимаются в обычных спортивных. Они говорят, что цена не меняется, а срок ношения привычной одежды гораздо дольше.
У каждой танцовщицы их около 30. Они отличаются материалом и цветом. Последнее особенно важно – трико должно быть того же цвета, что и ленты или пуанты.
От прототипа сценического костюма балерины не отказываются, если выступают в пачках. Им приходится надевать репетиционную юбку, чтобы почувствовать сопротивление воздуха. Не все так просто, и если танцуешь с партнером. Тогда приходится подстраиваться под него – одежда не должна мешать выполнять поддержки.
На ногах, как вы уже наверно догадались, пуанты. Но помимо них балерины носят специальные дутые ботинки – чуни или валенки. Цель все та же – сохранить мышцы в тепле.